Чем пескоструят литые диски
Песком по ржавчине: что такое пескоструйная обработка и как её проводить
К сожалению, большинство автомобилей имеют один общий недостаток: почти все они неизбежно ржавеют. Какие-то быстрее, какие-то медленнее, но практически поголовно все они в один прекрасный день могут стать решетом, дуршлагом, ситом. И автолюбители, особенно владельцы янгтаймеров, готовы вывернуться наизнанку (или хотя бы вывернуть наизнанку карманы), лишь бы их ненаглядный автомобиль не рассыпался в труху. И вот тут многие из них на определённом этапе работы над кузовом вспоминают про пескоструйную обработку. Кто-то, конечно же, слышал про этот метод очистки металлических изделий. Но мы пошли дальше: вооружились теоретическими знаниями, мешками песка, запасом нездорового оптимизма, старым Саабом и отправились пескоструить арки.
«Песчинка обретает силу пули…»
В чём принцип пескоструйной обработки? Если коротко, то из специального аппарата песок выдувается сжатым воздухом и, попадая на поверхность, очищает её от краски, ржавчины, шпатлёвки и всего прочего, что может закрывать чистый металл от нашего взгляда. Поэтому для работы просто необходим пескоструйный аппарат.
Вообще, название «пескоструйный» не совсем корректное. В качестве абразивного материала не всегда используется песок. Но об этом мы ещё поговорим, а сейчас – пару слов об аппаратах.
Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. Вторые, как правило, используют для выполнения большого объёма работ – например, зачистки корпуса корабля. Поэтому более пристально изучим только первый тип, с которым нам и предстоит работать.
Сжатый воздух выполняет тут сразу две задачи. Первая вполне очевидна: с огромной скоростью поливать песком обрабатываемую поверхность. Вторая задача – поднимать песок из контейнера. По похожему принципу (он называется эффект Вентури) работают пульверизаторы. К недостаткам эжекторного аппарата относится не слишком большая мощность: в час можно обработать не более трёх квадратных метров. Но для зачистки кузовных элементов её вполне хватает, тем более что у этих аппаратов есть и два несомненных преимущества. Во-первых, им не требуется много сжатого воздуха, он расходуется весьма экономно. А во-вторых, аппараты эжекторного типа позволяют работать очень точно, обрабатывая лишь те участки, которые этого требуют. Разумеется, и абразивного материала им нужно немного – хотя тут всё зависит от площади обрабатываемой поверхности.
Ну, и последнее: сравнительно лёгкую установку гораздо проще таскать с собой в случае, если вдруг у владельца чудесного аппарата появляется «халтура на стороне». Поэтому чаще всего в гаражах встречаются именно такие эжекторные аппараты – не слишком мощные, но лёгкие и компактные. И при этом всё же способные разогнать частицы абразивного материала до минимальной скорости в 300 км/ч.
Кстати, пришло время разбираться в абразиве: почему настоящим песком почти никто не пользуется, но все равно называют его песком?
Пошёл и накопал
Ещё лет 60 назад основным абразивом был обычный кварцевый песок. Чаще всего применяли речной или карьерный, который необходимо как минимум просеять, а лучше – ещё и промыть. Впрочем, некоторые любители попескоструить у себя в гараже не сильно заморачиваются с поиском и подготовкой песка. Некоторые счастливчики, живущие недалеко от песчаных карьеров или морских побережий, просто тащат этот природный материал к себе вёдрами, после чего употребляют его в дело. Правда, обычно всё же просеивают. Некоторые вопросы возникают именно к морскому песку с пляжей: он содержит соль, что не слишком-то хорошо для кузова автомобиля. Но, как говорят адепты бесплатного пляжного песка, ничего плохого такой абразив не делает, и больше ржавчины на машинах от него не появляется.
Долгое время именно кварцевый песок и оставался единственным абразивом. Несмотря на одну особенность – очень низкую стоимость – песок имеет и серьёзные недостатки. Во-первых, он всё же не очень твёрдый. При встрече с металлом на высокой скорости он просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии. А во-вторых, песок может стать причиной силикоза – смертельно опасной болезни лёгких. Именно по этой причине в некоторых странах он запрещён для использования в качестве абразивного материала. К сожалению, наши люди не боятся ничего, поэтому и по сей день песок используют достаточно часто.
Материалы значительно дороже песка, но гораздо безопаснее и эффективнее – это никельшлак и купершлак: отходы, образующиеся при производстве никеля и меди соответственно. На данный момент это самый распространённый материал – мы сегодня будем работать как раз с купершлаком. Менее популярные материалы – электрокорунд, стальная и чугунная дроби.
Опытные мастера знают, что неправильный выбор абразива может либо испортить обрабатываемую поверхность, либо не удалить с неё всё, что задумывалось.
Поэтому неопытные пескоструйщики вполне могут, например, загубить литой диск слишком твёрдым или крупным абразивом – такое, к сожалению, бывает. Некоторые умельцы для тонкой очистки используют обычную соду: расход получается большим, но что-то повредить ей сложно.
В любом случае, одним из главных требований к абразивному материалу остаётся одно: он должен быть сухим. Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?
Бывает, что клиент после пескоструйной обработки высказывает претензии: отдавал я вам машину, а забрал решето. Тут ситуация обычно классическая, описанная фразеологизмом «поздно пить «Боржоми»»: скорее всего, деталь попала на пескоструйку слишком поздно. Или её уже окончательно сожрала ржавчина, или ржавчина сожрала её ещё раньше, но деталь покрывала тонна шпатлёвки и краски.
Мы же как раз и не хотим ждать этой «терминальной стадии», поэтому едем обрабатывать арки Сааба вовремя. Во всяком случае, думаем, что вовремя. Надеемся на это.
Во все стороны
Так как нам нужно работать в районе колёс, их придётся снять: пескоструить покрышки мы не собираемся. Поднимаем сразу всю сторону и закрепляем ее: надолго оставлять машину на домкратах будет слишком беспечно, для надёжной фиксации нужно использовать подставки. Поэтому на них мы и устраиваем отдыхать наш Сааб. А вот теперь придётся немного отвлечься от основной темы повествования в сторону автомобиля.
Внимательный читатель уже заметил, что на арках нет ржавчины – вместо неё мы видим грунтовку. Да, всё так и есть: над машиной уже поработал не слишком рукастый специалист. Теперь нам надо открыть швы (в крыльях есть вваренные фрагменты) и те места, которые вообще не были затронуты предыдущими мастерами, но в которых есть дефекты. Для этого надо будет снять слой краски, шпатлёвки, грунтовки – в общем, всего, что успели нанести на металл. Судьба этого Сааба слишком сложна, чтобы рассказывать здесь о непрерывном процессе его восстановления, поэтому ограничусь лишь той информацией, которую привёл выше: чистим то, что уже и варили, и пытались чистить.
Сначала берём маркер и наносим разметку. Наш аппарат позволяет работать аккуратно, не удаляя ЛКП там, где оно нам ещё пригодится.
Теперь можно… отойти подальше в сторону. Работать будет мастер, а мы станем наблюдать.
Почему мы ушли подальше от машины? Просто потому, что наш купершлак летит во все стороны, а попадать под его очищающие воздействия желания нет никакого. Поэтому специалист, работающий с аппаратом, обязательно пользуется защитной одеждой. Но какой бы она ни была, полностью закрыться от песка не получится, поэтому вытряхивать его из всевозможных полостей приходится потом ещё долго.
Сантиметр за сантиметром обнажается крыло Сааба. Становятся видны и металл, и сварочные швы. Вылетевший из пескоструя купершлак тем временем медленно покрывает всё, что не укрыто. Но это не страшно – можно потом сдуть тем же компрессором. Гораздо внимательнее стоит следить за тем, чтобы абразив не слишком щедро засыпал салон: как и в случае с одеждой, выгребать его из всех складок обивки и сидений – очень малорадостное и скучное занятие.
Наконец, запланированная зона очищена. Теперь дело за малым: покрыть её грунтовкой. Тут каждый «предохраняется от ржи» по-своему: кто-то использует обычную грунтовку из аэрозольного баллончика, кто-то предпочитает эпоксидную грунтовку, кто-то делает целые химические «бутерброды». Ведь по большому счёту, пескоструйка – лишь первый шаг на длинном тернистом пути ремонта кузова, поэтому о том, что происходит после этого процесса, нужно говорить отдельно. Мы же пока отряхиваемся от абразива и радуемся, что этот первый шаг сделан.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
«Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. » Миша Баландин в очередной раз затупил. В пескоструйных аппаратах которые по своей некомпетентности Миша назвал «пневматические» воздух в ёмкость с песком подаётся отнюдь не для выдувания песка из оной, а для того чтоб песок МЕНЬШЕ СЛЁЖИВАЛСЯ, т.е. подавался равномерно. А вообще пескоструйные аппараты НЕ ДЕЛЯТСЯ на пневматические и эжекторные, пескоструйнве аппараты делятся только по классу производительности, сиречь по расходу воздуха и абразива. Если для маленького аппарата достаточно давления воздуха 4-6 кг/см2 и ресивера объёмом 30-50 литров, то для мощного давление уже нужно 7-8 кг/см2 и ресивер минимум на 200 литров.
Опять же Мишин прокол в том что фото аппарата приведено не полностью и показана на фото только ВОЗДУШНАЯ часть т.е. показана исключительно часть аппарата где исключительно ПОДАЧА воздуха в аппарат. А вот выход смеси абразива с воздухом Миша показать почему-то «забыл». «При встрече с металлом на высокой скорости он (песок) просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии.» Да вот прям, на кораблях ржавчина и по богаче и потвёрже однако самым обычным речным песком металл зачищается добела. «Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?» Про скорость вылетающего из сопла абразива это вообще нечто. Мише следовало бы знать что скорость потока определяется ДИАМЕТРОМ сопла, а расход абразива как раз определяется давлением воздуха, подаваемого в аппарат. Что же касаемо порчи имущества неопытным мастером, то тут всё зависит от времени обработки конкретной точки, чем дольше тем больше шансов испортить. А чтоб не портить имущество, нужно для очистки от ржавчины использовать водоструйные установки типа VOMA которые на выходе из форсунки дают давление в от 2-х до 6-ти тыс кг/см2. Вода смывает ржавчину до чистого металла и при это не повреждает послдений.
Сметает все на своем пути: особенности пескоструйной обработки колесных дисков
Восстановительный ремонт колес автомобиля – это одна из операций, которая занимает важное место в жизни каждого автовладельца. А качество и частота этой процедуры во многом зависит от способа подготовки дисков к покраске. Эффективным методом очистить поверхность колес от ржавчины, старой краски и других примесей по праву считается пескоструйная обработка. Пескоструить диски можно несколькими способами, каждый из которых стоит рассмотреть более детально. Что же представляет собой пескоструйная очистка колес от ржавчины?
Описание пескоструйного метода очистки
Для того, чтобы пескоструить диски, применяются специальные аппараты, разновидности которых подробно описаны ниже. В общих чертах эта процедура подразумевает подачу на поверхность колес смеси из абразивного материала и воздуха на высокой скорости. Отдельные песчинки такой смеси, ударяясь о поверхность металла, соскабливают все посторонние покрытия, которые образовались в процессе эксплуатации и старой покраски. В итоге поверхность получается абсолютно чистой, без ржавчины, битумных отложений, старой краски и грунта. Пескоструйная обработка лучше всего очищает диски от коррозии.
Помимо разных способов подачи абразивного материала в рабочую зону существуют некоторые разновидности самого абразива. Самый распространенный из них – это обычный кварцевый песок, очищенный от пыли и влаги. Очистка абразива играет важную роль в процессе работы. Если в песке будет влага, то он недостаточно будет смешиваться с воздухом, а также может привести к постоянным закупоркам рабочего инструмента.
Более сложные аппараты могут пескоструить дисковую поверхность с применением штучных абразивов. Это могут быть мельчайшие частички алюминия, стеклянные шарики и прочие мелкие элементы, которые по прочности не уступают кварцевому песку. Преимуществом таких материалов считается их меньшая подверженность к образованию пыли, что положительно сказывается на результатах работы.
Помимо этого, подобные абразивные частицы значительно агрессивнее воздействуют на обрабатываемую поверхность, что в несколько раз увеличивает эффективность очистки и понижает расход материала. Следует отметить, что в зависимости от поставленной задачи размер абразивных частичек может колебаться. Обычно промышленные аппараты с легкостью работают с абразивами, размеры которых находятся в диапазоне от 0,2 до 2 мм.
Преимущества и недостатки пескоструйной обработки
Поскольку пескоструйная обработка считается преимущественной и самой качественной при очистке автомобильных колес от ржавчины, то следует по пунктам разобрать, в чем же ее плюсы:
Помимо приведенных преимуществ, пескоструйная обработка дисков от ржавчины имеет и свои недостатки, которые следует учитывать при работе:
Разновидности пескоструйных аппаратов
Теперь следует разобраться в разновидностях пескоструйных аппаратов, которые чаще всего применяются, чтобы очистить поверхность дисков от ржавчины. Все их условно можно разделить на два типа, которые отличаются по принципу работы – инжекторные и напорные.
Преимуществом пескоструйных аппаратов такого типа является большая производительность. К недостаткам можно отнести чрезмерный расход абразивного материала. Именно поэтому таким оборудованием пользуются в основном на открытых площадках, где нужна мобильность и нет нужды использовать дорогостоящие виды абразива. Часто применяются для очистки мостовых конструкций, больших кораблей и прочих габаритных объектов.
Большим преимуществом такого оборудования считается малый расход шлифовального материала. Однако есть и вторая сторона медали – относительно малая производительность. Такие аппараты чаще всего используются в помещениях или камерах закрытого типа. Это дает возможность использовать дорогостоящий абразивный материал несколько раз. Чаще всего такими аппаратами пескоструят мелкие детали, например, автомобильные диски.
Отдельную нишу в сфере пескоструйного оборудования занимают герметизированные камеры. К ним подсоединяется подача абразивного материала, которая по циклу забирается обратно в емкость. Такие камеры являются самыми экономными в плане расхода абразивного материала. Однако у них есть и существенные недостатки. Во-первых, они стационарные и не могут использоваться за пределами мест своей установки. Во-вторых, они имеют ограничения в плане размеров обрабатываемых деталей.
Отдельно следует упомянуть о малоэффективных бытовых пескоструйных аппаратах. Такое оборудование представляет собой насадку к обычному компрессору. Бытовой пескоструй очень похож с виду на обычный краскопульт, а работает он по принципу инжекторного промышленного аппарата. То есть песчано-воздушная смесь подается в рабочую область за счет создаваемого вакуума. Такие приборы нередко используются в быту для очистки небольших деталей, а также для работы со стеклом.
Экипировка оператора пескоструйного аппарата
Особое значение для процесса обработки пескоструйным методом имеет специальная экипировка для оператора. Исключение составляют лишь те аппараты, которые представляют собой камеру закрытого типа. В таких камерах очистка от ржавчины происходит в абсолютно герметичном пространстве. Для операций с обрабатываемой деталью в таких аппаратах предусмотрены специальные защитные перчатки, которые интегрированы в камеру.
Для работы же с обычным пескоструйным аппаратом необходима следующая экипировка для оператора:
Особенности пескоструйной обработки, очистки автомобильных дисков
Каждый владелец авто хотя бы пару раз менял старые колесные диски на новые. Но, что, если не хватает финансов на новые литые диски, или же они довольно качественные, но потеряли свой внешний вид. В таком случае идеальным решением будет восстановить первоначальный вид дисков с помощью пескоструйной обработки.
Для чего нужна пескоструйная обработка?
Данный вид обработки предназначен для очищения краски с поверхности металла, для дальнейшей ее покраски или других манипуляций для восстановления материалов. Очищение происходит посредством подачи сжатого воздуха, в котором содержатся мелкие частицы обычного песка. При соударении которых краска отделяется от металла.
Как происходит процесс очистки?
Для очистки используются различные материалы, как: кварцевый песок, стекло, шлак, но самым распространенным является электрокорунд. Именно с его помощью можно добиться такого уровня качества как при шлифовке. После такой обработки поверхность материала остается очень гладкой. Плюс такой чистки является в том, что воздух подаваемый под большим напором дает возможность обработать самые труднодоступные места.
Поэтому этот способ хорошо подходит для очистки дисков, на которых полно изгибов. Также пескоструйная обработка помогает избавиться от микротрещин и различных сколов. Следует отметить, что пескоструйная обработка отличается по качеству от ручной и автоматической шлифовки. Ранее считалось, что ручная очистка более безопасная и качественная, но в то же время была самым дорогим способом. Также следует учитывать следующие факторы при работе данного вида обработки:
Для применения данного вида обработки необходимо придерживаться следующих советов:
Где можно отпескоструить колесные и литые диски?
Данную работу выполняют в специализированных автосервисах или же СТО. Стоит такая услуга не дешево, но отдав в руки опытных профессионалов будьте уверены, что работа будет выполнена качественно и быстро. Кстати, там же можно заказать и покраску дисков. Если вы не знаете в какой из автосервисов обратиться, то почитаете о них отзывы в интернете, или просто почитайте автомобильные форумы и группы.
Цена на услугу
Цены будут варьироваться в зависимости от выбранного сервиса или частного мастера, а также и от обрабатывающего материала. Но примерно можно выделить такие средние расценки:
Цены в зависимости от размеров дисков:
Факторы ценообразования
Во-первых, фактор цены зависит от состояния самого диска, чем больше на нем ржавчины, тем дольше времени придется потратить мастеру на его очистку. Во-вторых, цены исходят оттого:
Как это сделать своими руками?
Во время очистки дисков своими руками важно помнить, что при неправильном подходе можно не только испортить поверхность материала, но и навредить самому себе. Несмотря на то, что выполнить в одиночку это возможно, лучше обратиться к специалистам. Потому как высококачественное оборудование стоит довольно дорого, а более дешевые приборы могут деформировать поверхность. Но как быть, если в гараже уже есть все необходимые средства для обработки и не хочется переплачивать в автосервисе. В таком случае нужно учесть следующее:
Перед началом покраски требуется в обязательном порядке нанести грунт, в среднем это через 5–6 часов после чистки пескостуем. Если пропустить процесс грунтовки, то краска войдет в химическую реакцию с воздухом, и нужного качества вы не достигнете. Сам процесс покраски довольно быстрый, но сама краска в отличие от грунта растекается больше, так что тут, главное не переборщить.
Краску необходимо нанести в 2 слоя, при температуре не более 25 градусов. Если не хочется тратить на все эти процедуры, то всегда можно обратиться в соответствующие сервисы по обслуживанию. Как мы видим, всегда можно обойтись без покупки нового дорого литья, достаточно лишь приложить немного усилий и знаний. Пескоструйная обработка дисков позволяет сэкономить приличную сумму денег, а также вернуть им полноценный новый вид.
Практическое применение пескоструйной обработки автомобильных дисков
Практически в каждой семье имеется свой автомобиль, на котором установлены те или иные колесные диски. В данном случае для них пескоструйная обработка дисков, особенности и технологии которой будут рассмотрены далее, является альтернативой покупке нового дорогого литья.
В некоторых случаях имеет место возможность купить новые модели, но иногда на это нет лишних средств. В этом случае будет значительно проще восстановить колеса и после нанести на них яркое покрытие. Предварительно нам предстоит их подготовить, в чем нам поможет пескоструйная очистка колесных дисков.
Очистка поверхности диска при помощи пескоструя
Пескоструйная очистка поверхности диска представляет собой его обработку при помощи абразивных частиц, подаваемых под высоким давлением. В данном случае в качестве очищающего средства наиболее часто применяется обычный мелкий песок.
Стоит отметить, что при самостоятельной очистке пескоструем, не рекомендуется брать обычный не просеянный песок, так как он может очень сильно повредить поверхность литья.
Принцип действия
При соприкосновении с поверхностью колеса частички песка, выходящие под давлением, сбивают частички грязи и коррозии. Вместе с этим слоем старой грязи и небольших участков коррозии удаляется старая краска.
Так как подача песка выполняется под достаточно высоким давлением, таким образом можно бороться с серьезными загрязнениями и ржавчиной. Кроме очистки поверхности литых дисков, под таким воздействием они также проходят процедуру шлифовки, что обязательно перед покраской.
Стоит отметить, что в завершении работы по очистке, колесные диски достаточно лишь протереть сухой мягкой тряпкой и можно сразу приступать к покраске.
Важные преимущества такого метода очищения поверхности
Обработка металлической поверхности при помощи пескоструя, имеет значительные преимущества перед ручной обработкой и даже автоматической шлифовкой. Второй вариант хоть и считался ранее наиболее востребованным и качественным, однако требовал существенных денежных затрат.
Что касается пескоструя, то здесь цена за работу не столь высока, при этом может быть проделана самостоятельно. Именно пескоструйной очистке колесных дисков отдают предпочтение многие автолюбители из-за следующих преимуществ:
Очистка поверхности литья
Пескоструйная очистка позволяет обрабатывать поверхности любых колесных дисков, в том числе и литых. Как правило, этот вид имеет достаточно высокую стоимость, из-за чего расставаться с ним и приобретать новый комплект владельцу не всегда хочется. В данном случая пескоструйная чистка позволит вам придать старым потертым колесам новый лаконичный вид, что впоследствии покроется краской и будет смотреться, как абсолютно новое литье.
Стоит отметить, что чистка дорогих оригинальных литых дисков, которые при этом имеют много лучей, требует особого внимания и аккуратности, из-за чего доверить такую работу лучше профессионалам, так как в случае с пескоструйной чисткой цена не сильно ударит по вашему карману.
Видео: пескоструйная обработка дисков.
Покраска
После процедуры обработки пескоструем, покраска дисков производится при соблюдении некоторых правил, а именно:
Стоит отметить, что грунтовать очищенные диски следует в обязательном порядке, так как в момент очистки диска пескоструем могут образовываться глубокие каналы и царапины, которые обязательно должны быть заполнены грунтом.
Также нельзя забывать, что в промежутках между работами, не следует эксплуатировать колесные диски по прямому назначению. В противном случае всю процедуру предстоит проделать заново, из-за чего цена услуги обойдется вам в два раза дороже, а это уже неприемлемая растрата для любого автолюбителя. Из-за чего проще подождать пока слой краски окончательно высохнет и лишь тогда показываться на дорогах на обновленных колесах.