Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето

Конспект тематической беседы в старшей группе. Тематический день «Сентябрь — первый месяц осени»

Конспект тематической беседы в старшей группе

Тематический день: «Сентябрь первый месяц осени»

Познавательное развитие: расширить представления детей о первом месяце осени сентябре.

Речевое развитие: развивать речь, мышление, память детей, наблюдательность, интерес к окружающей среде.

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Материалы: проектор иллюстрация картинок «Сентябрь».

Беседа.

— Вот и закончилось теплое лето, но на смену ему приходит осень. Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Сегодня мы с вами поговорим о первом месяце осени сентябре.

Сентябрь – дивный голубь лесной,

Присел за окном на ветвях.

Как с рыжей осенней листвой

Расцветкою схож этот птах!

На крыльях грибные дожди

Узор отпечатали свой,

Туманы теснятся в груди

И шлейфом летят за спиной.

Называют сентябрь «запевалой осени» или «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Просмотр презентации «Сентябрь».

3 слайд. В начале сентября выдаются теплые, солнечные деньки, такая погода называется «бабье лето».

5 слайд. В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается так высоко, как летом. Чаще налетают порывистые холодные ветры.

6 слайд. По утрам стелются влажные туманы.

7 слайд. В сентябре часто идут дожди, но не теплые, летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. В конце месяца бывают заморозки, лужицы покрываются тонкой корочкой льда.

8 слайд. В лесу в сентябре поспевает рябина, поэтому и называют сентябрь «рябинником».

9 слайд. В это время созревают на дубе желуди, на орешнике – орехи, на болоте – клюква.

10 слайд. В лесу на старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят.

11 слайд. Прячутся под опавшими листьями подберезовики, сыроежки, грузди, белые.

12 слайд. Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи, кукушки, ласточки, стрижи.

13 слайд. Поэтому еще одно название сентября «месяц птичьих стай».

Поэтому еще одно название сентября «месяц птичьих стай».

14 слайд. Готовятся встретить суровую зиму звери. Зайцы и белки начинают линять.

15 слайд. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди – нагуливает жирок на зиму Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди – нагуливает жирок на зиму

18 слайд. С полей и огородов убирают урожай овощей – картошки, капусты, свеклы, моркови.

19 слайд. А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки.

А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки.

20 слайд. В сентябре на полях сеют озимые хлеба – рожь и пшеницу

21 слайд. 1 сентября дети идут в школу, начинается учебный год.

А сейчас послушайте и отгадайте загадки:

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(Сентябрь)

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

(Осень)

И воды не всколыхнул.

(осенний лист)

Льется он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной,

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу.

(Осенний дождь)

Приметы сентября

Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В сентябре всякое семя из колоса плывет.

В сентябре днем погоже, да по ночам негоже.

В сентябре земля наряжается в зеленя.

В сентябре и лист на дереве не держится.

В сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь без плодов не бывает.

Сентябрь кафтан с плеч снимает, тулуп надевает.

В сентябре не изба мужика греет, а цеп-молотило.

Если в этот месяц на дубах будет много желудей, то ожидай и много снегу перед Рождеством, да к теплой зиме и плодородному лету.

Пословицы и поговорки о сентябре

Холоден сентябрь-батюшка, да сыт.

В сентябре огонь в избе и в поле.

Осенью и воробей богат.

– Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Солнышко и дождик» Классическая детская осенняя игра: дети резвятся, когда взрослый произносит «солнышко» и стремглав бегут под зонтик у него в руках, когда он произносит «дождик».

Итог: О чем мы сегодня говорили? сентября, и его приметах). Как называют первый месяц осенний? (сентябрь) Когда бывает бабье лето? В сентябре дни становятся, короче или длинней? Почему сентябрь называют «Рябинником»? Молодцы, ребята!

Рефлексия: Ребята, вам понравилось сегодня беседовать про первый месяц осени «сентябрь»? Если да, то возьмите по листочку и соберите осенний букет.

Прикреплённые файлы:

Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето. Смотреть фото Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето. Смотреть картинку Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето. Картинка про Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето. Фото Чем первый месяц осени сентябрь напоминает летоФотоотчет тематической недели «День Защитника Отечества» в старшей группе С 15 по 19 февраля 2016 года в нашей группе прошла тематическая неделя, посвященная 23 февраля Дню Защитника Отечества. Дети узнали об истории.

Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето. Смотреть фото Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето. Смотреть картинку Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето. Картинка про Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето. Фото Чем первый месяц осени сентябрь напоминает летоФотоотчет адаптационной группы раннего возраста за первый месяц пребывания детей в ДОУ «Солнечный круг» №200 г. Краснодар Адаптация – это очень сложный период для каждого ребенка и их родителей, т. к. дети приспосабливаются.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на сентябрь месяц по программе «Детство» Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности Старшая группа Дата Тема недели Примечание 31.08-4.09 Сегодня – дошколята,.

Конспект тематической беседы «Как мы празднуем Новый год». Цель: Знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира. Систематизировать знания детей о праздновании нового.

Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето. Смотреть фото Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето. Смотреть картинку Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето. Картинка про Чем первый месяц осени сентябрь напоминает лето. Фото Чем первый месяц осени сентябрь напоминает летоКонспект тематической беседы с детьми: «Не попади в беду на дороге» Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с работой светофора; учить различать сигналы светофора и подчиняться им; различать и называть.

Перспективное планирование в первой младшей группе на сентябрь месяц по программе «От рождения до школы». Режимные моменты Тема недели: «Листопад». У т р о Понедельник с е н т я б р ь 1 неделя Инд-е беседы об окружающем мире. Беседа: «Знакомство с элементарными.

План конспект (беседы) непосредственно-образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы» План конспект (беседы) непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы» Тема дня: «Зимующие птицы»;.

Спортивное развлечение «Осень в гости к нам пришла» для детей средней группы Досуг на сентябрь для детей средней группе «Осень в гости к нам пришла» Задачи: учить детей ходьбе друг за другом; Перестроен в круг и ходьба.

Трудовое воспитание и пгрогулка на сентябрь месяц для старшей группы Трудовое воспитание на Сентябрь месяц. Самообслуживание. Дежурство. Хозяйственно – бытовой труд. Труд в уголке природы. Самостоятельно мыть.

Источник

1. образовательная: дать учащимся представление о характерных признаках ранней осени в неживой и живой природе, расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой;

2. развивающая: развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать познавательную активность, интерес к предмету;

3. воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, восхищение природой родного края, бережное отношение, любовь к природе.

Познавательные понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществляют классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Регулятивные оценивают правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Коммуникативные умеют работать в группах.

Личностные предвидят результат своей деятельности; понимают личное затруднение и обращается за помощью к учителю; имеют представления о ценности и уникальности окружающего мира.

1 ) Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, у нас сегодня интересный урок. Мы идём на экскурсию в парк.

А для чего люди ходят в парк?

Подумайте, зачем мы идём сегодня в парк.

Да, мы идём на экскурсию, чтобы полюбоваться красотой осенней природы, понаблюдать за погодой, за жизнью растений, насекомых и птиц осенью.

2) Инструктаж по правилам техники безопасности, правилам поведения в природе.

Как нужно вести себя на экскурсии в природе?

Правильно. Нужно ходить только по тропинкам, не рвать растения, не обрывать ветки деревьев, не срывать плоды, семена. Пользуйтесь правилом: прежде, чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.

Скажите, какие месяцы относятся к осени?

Какой сейчас идёт месяц?

К какой поре осени он относится?

Почему осень в сентябре называют ранней?

Да, она очень напоминает лето. В сентябре даже есть пора, которую в народе называют «бабьим летом». Погода в эту пору как летом: также тепло, обычно не бывает дождей. Вот как об этом времени написал Ф. И. Тютчев в стихотворении:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь лес стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Как вы понимаете выражение «дивная пора»?

Какая погода стоит сейчас? А какая погода была летом?

Изменилась ли она по сравнению с летом?

Как греет солнце? А как оно грело летом?

Как мы стали одеваться? Почему?

Посмотрите на небо. Какого оно цвета? А какое было летом?

Есть ли облака? Тучи?

Какой вывод можно сделать о погоде осенью и летом?

Самостоятельное наблюдение детьми объектов, беседа.

Рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

Каждый из вас помнит лето. Вы видели летний наряд деревьев. Посмотрите вокруг.

Какие изменения произошли?

Какими осенними красками разрисовала осень парк?

5) Чтение отрывка из сказки Г. Скребицкого «Художник-Осень».

Ребята, давайте обратим внимание на красоту осенней природы. Вот как её описал Г. Скребицкий в сказке «Художник-Осень»:

Чем вам понравилось описание осени Скребицким?

Действительно, лес очень красив в своем осеннем уборе.

Одновременно ли начинаются изменения внешнего вида у разных деревьев?

Одинакова ли расцветка листьев у разных деревьев?

Какого цвета листья у берёзы, клена, осинок, липы?

С чем сравнивает Скребицкий листья осинок?

Как вы понимаете выражение « узор из золотой парчи»?

Давайте полюбуемся липами, их нарядами, которые действительно похожи на узоры из золотой парчи.

6) Работа с иллюстративным материалом: сравнение наблюдений с пейзажем осеннего леса на репродукции картины Б. Щербакова «Сентябрь».

Посмотрим ещё раз на репродукцию картины Б. Щербакова «Сентябрь», которую мы рассматривали на уроке.

Чем похожи деревья на картине на те, которые мы видим в парке?

Похоже ли небо, изображённое на картине, на то, которое у нас над головой? Чем?

Какую погоду изобразил художник?

Похожа ли она на погоду сегодня?

Отгадывание загадки- рассказа «Разноцветные кораблики»

«Пришел я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, завтра, послезавтра. Что это за разноцветные кораблики? В какое время года бывают такие кораблики на пруду?» (По Д. Кайгородскому)

Посмотрите, много ли листьев на деревьях? А летом?

Почему листьев на деревьях стало меньше?

Правильно, начался листопад. А теперь посмотрим, как начинается листопад.

На всех ли деревьях одновременно он начинается?

Какие деревья не сбрасывают листву?

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

Давайте подойдём к ели. Посмотрите, под елью много старых иголок (хвоинок)

Правильно. Ель и сосна не сразу меняют листву-хвою, а постепенно: старая опадает, а на её месте тут же вырастает новая.

Меняют ли окраску ель, сосна?

Учитель раздаёт листья разных деревьев детям:

Чем отличаются листья друг от друга? (форма окраска, размер)

Отгадайте, о каком листочке идёт речь: « Лист ладошкой с длинной ножкой».

Давайте подойдём к рябине. Обратите внимание, каков урожай рябины в этом году.

Народ подметил, что обильный урожай рябины сулит снежную зиму.

8) Дидактическая игра « Угадай дерево».

У вас в руках листочки от разных деревьев. Рассмотрите их, определите, какому дереву они могут принадлежать, и бегите к этому дереву. Побеждает та команда, участники которой правильно определили дерево, и все собрались около него.

Речевая разминка: опишите дерево, у которого вы собрались. В описании участвуют все дети, собравшиеся у дерева (команда). Один начинает описание, другой продолжает (дети по очереди описывают внешний вид дерева).

9) Творческое задание «Осенний ковёр из опавших листьев».

Задание каждой команде: найдите самые красивые разноцветные листья и выложите осенний ковёр из них. Полюбуемся на красоту осенних ковров. Сфотографируйте то, что вам понравилось.

Посмотрите, как изменилась окраска травы по сравнению с летом?

Какие цветы ещё цветут?

Чем пахнет осенью в парке?

Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам осени.

Какие звуки вы услышали?

Слышны ли птичьи голоса? Почему?

Назовите увиденных птиц.

Останутся ли эти птицы с нами зимовать? Почему?

Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было?

А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Почему? Где они прячутся? (Ответы детей)

Обратите внимание, как много паутины в парке.

Давайте рассмотрим паутину, которую сплёл паук. Полюбуйтесь на чудесное тонкое кружево, сотканное искусным мастером-пауком.

Зачем он плетёт свою сеть?

Кто в неё может попасть?

Сам паук сидит в центре своей сети, терпеливо ждёт, когда попадёт в его сеть добыча: комар или муха. Пауки используют свою паутину как канат. При опасности падают вниз, оставляя за собой паутинную нить по которой, как по канату, поднимаются обратно на сеть. Иногда можно увидеть, как ветер подхватит паутинку вместе с паучком и несёт его по воздуху.

У поэтессы И. Токмаковой есть красивое стихотворение, в котором она рассказывает об осени, о паучке, летящем в своей паутинке. Послушаем его.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах:
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С пауками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит!
Должно быть это
Улетает наше лето!

Ребята, отойдём от паучка. Не будем ему мешать, пусть он занимается своими делами. И, конечно, никогда не убивайте паучка: каждый имеет право на жизнь.

Дети, кто из вас хочет рассказать стихотворение об осени? (Заслушиваем стихотворения)

Дети, у меня в руках кружочки разного цвета. Выберите кружочки с главным цветом лета и осени.

11) Игра « Каким голосом говорит ранняя осень.».

Вот так шелестят листья на деревьях………

Вот так шуршат опавшие листья под ногами……..

Вот так ударяется о землю дождь……….

Вот так шумит ветер………….

12)Подведение итогов урока.

Загадка об осени. Дети выступают в роли эха.

«Стоит на берегу лес. Густой, как стена. Крикнешь – лес ответит.

— Эхо лесное спросить могу.

— Листья лесные куда пропали?

— Птички-певички, давно ли галдели?

— Лягушки и жабы, куда подевались?

— Мы в ил закопались.

— Белки и зайцы, про вас не знаем.

— Так что же творится в лесу?

Дети, а теперь выскажем свои мнения об экскурсии. Высказываться будете по очереди. Предложения можно начать так.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *