Чем первые земледельцы срезали колосья
Первые земледельцы и скотоводы
Земледелие
Еще в эпоху мезолита у некоторых групп людей появляются новые занятия: земледелие и скотоводство. Земледелие возникло из собирательства. Особенно важным оказался сбор злаков, изобиловавших в послеледниковый период в некоторых районах Азии и Африки. Сначала их просто обрывали, причём еще зелёными, потому что зрелые зерна диких злаков осыпаются даже от легкого прикосновения. Зерна хорошо хранились и надолго давали чувство сытости. Чтобы облегчить и увеличить сбор урожая, стали использовать специальные орудия труда – кремневые серпы с вкладными лезвиями из микролитов. С таким серпом один взрослый человек мог всего за две недели работы обеспечить себя и ещё четверых человек едой на целый год.
Почему при таком изобилии пищи и свободного времени, обеспечиваемого собирательством, люди перешли к земледелию, до сих пор не совсем понятно. Прежде всего, люди смогли установить взаимосвязь между зерном, упавшим осенью в землю, и колосом, проросшим и зреющим на этом месте следующей весной. Возможно, в этом помогли жертвоприношения зерном духам плодородия. Люди заметили, что вокруг жертвенников злаки колосятся особенно пышно.
Климат послеледниковой эпохи был неустойчив, после урожайных лет наступали засухи и холода, когда люди страдали от голода. Очевидно, именно стремление обеспечить надежный источник пищи превратило собирателей в земледельцев. Люди стали расчищать и рыхлить землю, для посева отбирали самые крупные зерна. Так появились земледельческие орудия труда, приёмы обработки земли и культурные растения. Выведенные человеком растения давали крупные колосья с большим, чем у диких, количеством зёрен. Зёрна, прочно крепившиеся к колосу, не осыпались во время сбора урожая. Однако создание таких улучшенных сортов потребовало усилий многих поколений людей.
На Земле было несколько не зависимых друг от друга центров, в которых начало развиваться земледелие. В каждом из них люди использовали те растения своей местности, которые давали наилучшие урожаи. Это были не только злаки, но и бобовые, овощи и фруктовые деревья. Древнейшим центром считается Плодородный полумесяц – обширная территория Ближнего Востока и части Передней Азии. Здесь, на территории современного Израиля, уже 13 тысяч лет назад люди (учёные называют их натуфийцами) растили пшеницу, горох, ячмень, чечевицу и инжир. Севернее Плодородного полумесяца, в Закавказье, освоили возделывание винограда. 8500 лет назад в Китае растили рис, просо, сою. Одним из важнейших центров земледелия стала Центральная Америка, где люди начали культивировать кукурузу, картофель, батат, фасоль, перец, томаты и многие другие растения, без которых немыслим стол современного человека. В разных частях света научились возделывать более 400 видов культурных растений. Самой бедной на культурные растения оказалась Европа, растительный мир которой в послеледниковый период не отличался богатством и разнообразием питания.
Труд первых земледельцев был тяжёл, их рацион был беднее, чем у собирателей и охотников, но со временем урожаи культурных растений выросли и позволили обеспечивать жизнь растущих коллективов людей.
Скотоводство
Переход к земледелию заставил людей вести осёдлый образ жизни. Охотники, роль которых в добыче пищи была ещё очень велика, не могли в поисках добычи удаляться на большие расстояния от поселений. Вероятно, люди пытались удержать добычу на одном месте и начали огораживать участки земли. Первые загоны появились в разных районах Земли еще 15 тыс. лет назад. Однако это ещё не было скотоводством, ведь дикие животные не размножались в неволе, были строптивы и агрессивны. Так же, как земледельцы, отбирая лучшие семена для посева, создали культурные растения, охотники создавали первые породы домашнего скота, отбирая самых спокойных, послушных животных. Из-за того, что животные размножаются медленно, создание первых пород потребовало несколько тысяч лет наблюдений и труда.
Первые скотоводы жили на Ближнем Востоке, оттуда в Европу попали домашние козы, овцы и коровы. Жители степей Евразии одомашнили лошадей, на территории Индии – курицу, в Африке – цесарок, а в Северной Америке не менее 3 тыс. лет назад – индеек. Большую часть животных одомашнили ради мяса, лишь со временем люди выяснили, что лошадь может быть верховым животным, быки могут тянуть за собой повозки и плуги, козы, овцы и коровы – обеспечивать людей молоком, а овцы, козы и ламы – шерстью. За свою историю человечество одомашнило более 400 видов животных, самое маленькое из которых – тутовый шелкопряд.
Дары земли: история земледелия от плуга до трактора
Камнем и деревом
С древнейших времен люди занимались охотой и собирательством. На это уходило много времени и энергии – фактически наши предки проводили большую часть жизни в поисках пропитания. Да и количество ресурсов на каждом участке земли было ограничено, поэтому поселения не могли разрастись и все время «переезжали».
До неолитической революции – так называют зарождение сельского хозяйство – популяция людей на планете была ограничена количеством пищи, которую можно было найти. Поэтому на протяжении долгого времени на Земле могло жить не более 6-10 миллионов человек. К моменту появления Римской Империи 2000 лет назад это число выросло в 25 раз, а сейчас на Земле проживает более 7,5 млрд человек.
Все изменилось с окончанием ледникового периода более 11 000 лет назад. Климат стал мягче, а у людей к тому моменту появились каменные орудия труда. Постепенно приспособления совершенствовались, и в конце 4 тысячелетия до н.э. появился прототип сохи, а еще тысячу лет спустя началась история деревянного плуга. Для сбора урожая использовали серп и цеп.
Неолитическая революция протекала сразу в нескольких регионах, которые стали родиной многих современных сельскохозяйственных культур: из Эфиопии пришел кофе, из Индии – огурцы, из Китая – яблоки. Особые достижения принадлежали шумерам, которые изобрели особую борону для разрыхления почвы.
Высокой технологичностью древние технологии не отличались. Наши предки занимались подсечно-огневым земледелием: срезали с деревьев кору, а затем сжигали. На месте бывших лесов засевали землю, а угли и пепел использовали в качестве удобрения.
По античному образцу
Огромную роль в развитии сельского хозяйства сыграли древние греки. Они использовали бронзовые серпы, мотыги, сапки, трезубые вилы и рала – орудия, которые только рыхлили поверхность земли, не переворачивая ее. Чуть позже появился примитивный плуг, который пахари тянули с помощью упряжки волов. Плуг переворачивал землю, чтобы солнце ее прогрело и выжгло корни сорняков. После пахоты комья земли разбивали кувалдой или дубиной.
Даже Аристотель в своих знаменитых трактатах писал на тему сельского хозяйства. В «Естественной истории» и других работах философа встречаются попытки классификации растений и советы по возделыванию.
По окончании сезона дождей посевы окапывали, выпалывали сорняки. Созревший урожай жали железными серпами и увозили на ток, или гумно – расчищенный для молотьбы участок земли. В ходе молотьбы семена и плоды отделяли от колосьев, початков и стручков. Часто для этого использовали животных, гоняя их по кругу и бросая им под ноги то, что еще не вытоптано. Затем зерно очищали и отправляли на хранение в специальные ямы.
Греческие технологии переняли и усовершенствовали древние римляне. Для вспашки использовались орудия, знакомые еще грекам, но сама система была гораздо сложнее. Обычно один и тот же участок вспахивали по 3-4 раза, а в некоторых регионах и по 8-9 раз. Мотыгой землю также обрабатывали по несколько раз: в январе-феврале, в начале марта и в мае.
В латинском языке даже существовали особые термины для обозначения каждой вспашки: proscindere — пахать в первый раз, поднимать землю; iterare — перепахивать; tertiare — пахать в третий раз; lirare — пахать в четвертый раз, чтобы произвести покров семян.
Способы жатвы были различными. Иногда стебель вырывался с корнем – при этом земля сильно истощалась. Чаще использовали серпы, срезая урожай наполовину или под корень. Был и более прогрессивный способ: с помощью инструмента, похожего на гребень, срезались одни колосья. В ряде регионов даже существовали машины на основе этого орудия. Бык толкал впереди себя большой короб с зубьями, которые срывали колосья, и те падали в короб.
Для молотьбы часто использовали простую палку, выбивавшую зерно из колосьев. Но существовали более совершенные методы, например выколачивание зерна прогоном волов по колосьям на гумне.
Забытое знание
С началом эпохи средневековья развитие науки и сельского хозяйства застопорилось. Новые разработки долгое время не появлялись, а античные знания в большинстве своем были утеряны. Кроме того, в 536 году на Европу в результате извержений вулканов обрушилось глобальное похолодание, которое продлилось более ста лет. Атмосфера наполнилась вулканической пылью, а температура упала. Результатом стали неурожаи и голод.
Серьезные перемены к лучшему начались в XI-XIII веках. Возобновилось развитие сельскохозяйственной техники: получает распространение тяжелый плуг с железным отвалом, появляется новый тип железного топора, внедрение подков и новой сбруи позволяет в несколько раз эффективнее использовать лошадиную силу.
В XIII-XIV веках, в эпоху наивысшего сельскохозяйственного подъема, в целом удалось достичь античного уровня хозяйства. При этом обрабатывались более обширные территории, которые требовали большего объема работы, так что отчасти средневековым земледельцам удалось превзойти своих предшественников.
Переход к двигателям
С окончанием средневековья произошло возрождение сельского хозяйства. Деревянные орудия заменялись железными, но их применение по-прежнему основывалось на ручном труде с использованием тяги животных.
Начали появляться новинки, например, в начале XVIII века в Англии изобрели рядовые сеялки, а чуть позже – ложечные сеялки, которые после усовершенствования в 1790 году работали без изменений до XX века. Примерно в это же время были разработаны жатвенная машина и механическая молотилка, ставшая предшественницей комбайна.
Попытки изобрести уборочный комбайн начались в 30-е годы XIX века. Машины срезали колосья, связывали их в снопы, а позже – еще и молотили зерно. Однако устройства были громоздкими, и для их передвижения требовалось не менее десяти лошадей. Проблема была решена во второй половине XIX века с появлением парового двигателя. Первое время комбайн перемещался с помощью отдельного трактора, но позже машины удалось оснастить собственным двигателем.
Благодаря появлению двигателей удалось в целом сократить применение живой тягловой силы. Например, в Голландии в 1862 году уже активно использовали паровые плуги с двусторонними лемехами (острыми наконечниками), а в ряде других стран обычный плуг прикрепляли к паровому трактору.
Другим крупным изобретением того времени наравне с комбайном стал паровой трактор, разработанный в середине XIX века. В 1901 году появились первые тракторы с двигателями внутреннего сгорания, но они были слишком тяжелыми, большими и часто ломались. Все эти недостатки удалось устранить к 1907 году, когда тракторы получили широкое распространение. К машинам также подключали вспомогательные механизмы, такие как косилки, молотилки и мельницы.
Тракторы на гусеничном ходу начали производиться в 1912 году, но еще в 1817 году русский инженер Василий Гурьев предложил идею «сухопутного парохода». По его плану машина должна была поднимать 50 десятин (чуть больше 50 гектаров) крепкой почвы в день и заменить 300 лошадей.
Высокие технологии
Если раньше при развитии земледелия акцент делался на улучшении технологий, сейчас речь идет прежде всего об экологичном производстве. Другими словами, важно максимально эффективно использовать почву, оказывая на нее минимальное воздействие.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЛидия Михалина
Похожие презентации
Презентация на тему: » Первые земледельцы вскапывали землю деревянной. Колосья срезали. Растирали зерна на. Рубили деревья. Земледелие и скотоводство возникли в Западной. » — Транскрипт:
1 Первые земледельцы вскапывали землю деревянной. Колосья срезали. Растирали зерна на. Рубили деревья. Земледелие и скотоводство возникли в Западной. Из глины научились делать. Женщины научились. И.
2 План 1) Обработка металлов. 2) Изобретение плуга. 3) Распад родовых общин. 4) Появление неравенства и знати.
3 Ручное изготовление глиняного сосуда Гончарный круг
5 Форма для отливки топора
8 От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению. Знать Знать – богатые и влиятельные люди государства
9 Классы Классы ( неравенство и эксплуатация ) Рабовладельцы Крестьяне Рабы
10 Совершенств ование орудий труда Повышение производите льности труда Переход от родовой общины к соседской Неравенство. Эксплуатация Классы Государство
11 1. Появление ремесла привело к разделению труда. 2. Появление соседской общины привело к появлению личного хозяйства и семьи. 3. Появление личного хозяйства привело к появлению неравенства. 4. Появление знати привело к появлению государства.
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМихаил Самсонов
Похожие презентации
Презентация на тему: » 1. С помощью чего первые земледельцы вскапывали землю? 2. Чем срезали колосья? 3. Каким образом получали муку? 4. Как готовили участок для посева?» — Транскрипт:
1 1. С помощью чего первые земледельцы вскапывали землю? 2. Чем срезали колосья? 3. Каким образом получали муку? 4. Как готовили участок для посева?
3 Почему в Западной Азии земледелие появилось раньше, чем в других районах?
4 1. Старейшина – это… 2. Жениться на девушке своего рода… 3. Племя – это… 4. Племенем управлял…
Похожие презентации
Появление неравенства и знати. Как появилось земледелие и скотоводство? Как появилось земледелие и скотоводство? На какое свойство растений обратили внимание.
ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ. 1. Чем первые земледельцы вспахивали землю? 2. Чем срезали колосья первые земледельцы? 3. На чем земледельцы растирали.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 КЛАСС Урок подготовила Ворсунова И.Н., учитель истории I квалификационной категории МОУ СОШ 12 г. Балашова Саратовской области.
Первые земледельцы вскапывали землю деревянной. Колосья срезали. Растирали зерна на. Рубили деревья. Земледелие и скотоводство возникли в Западной.
© Жадаев Д.Н., 2005. Сформировать у учащихся представление об историческом значении появления земледелия и скотоводства.
Возникновение земледелия и скотоводства. Закончи предложения: 1. Наука, изучающая прошлое и настоящее человечества….. 2.Древнейших людей называют…… 3.Наши.
Как управлялся коллектив первобытных людей? СОВЕТ СТАРЕЙШИН СТАРЕЙШИНА СТАРЕЙШИНА СТАРЕЙШИНА РОДОВАЯ ОБЩИНА ПЛЕМЯ.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 КЛАСС Презентацию к уроку разработала Ворсунова И.Н., учитель истории МОУ СОШ 12 г. Балашова Саратовской области.
Возникновение земледелия и скотоводства История Древнего мира Древнего мира 5 класс.
Возникновение земледелия и скотоводства История Древнего мира Древнего мира 5 класс Урок 5 Урок 5.
Внимательно рассмотрите рисунок Какие новые занятия появились в жизни людей?
Появление неравенства и знати. Вставьте пропущенные слова: Земледелие и скотоводство возникли в западной … Земледелие и скотоводство возникли в западной.
Как была найдена впервые пещерная живопись? Что изображали первобытные художники? Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний: 1. Что такое искусство? 2. Какие произведения искусства создал древний человек? – РТ стр.9 1 древний человек? – РТ стр.9 1 3. Что.
Черепкова Татьяна Анатольевна Учитель истории МКОУ Орловская СОШ.
Первобытная эпоха Древнейшие люди. Рисунок нашего времени.
Возникновение земледелия и скотоводства Д/З: § 4, читать, вопросы 1-3, пересказ, Р/Т 11, 12, 14.
Цели и задачи урока Узнать: как возникли земледелие и скотоводство; познакомиться с понятиями: род, племя, ремесло, совет старейшин, земледелие, скотоводство,
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлла Черняховская
Похожие презентации
Презентация 5 класса по предмету «История» на тему: «История Древнего мира 5 класс Урок 6.. План урока. 1. Развитие ремёсел. 2. Изобретение плуга. 3. У каждой семьи – своё хозяйство. 4. Выделение знати.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 История Древнего мира 5 класс Урок 6.
2 План урока. 1. Развитие ремёсел. 2. Изобретение плуга. 3. У каждой семьи – своё хозяйство. 4. Выделение знати.
3 Развитие ремёсел. Древние люди освоили довольно сложные для того уровня технологии – прядение, плетение, шлифовка и сверление. Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.
4 Не отвлекаясь на другие виды деятельности, ремесленник занимался либо гончарным делом, либо обработкой металлов, либо каким – то другим. Так постепенно ремесло отделилось от земледелия и скотоводства. Ремесленник теперь обменивал свои изделия на продукты питания сельского хозяйства. Ремесленники селились в городах, а земледельцы и скотоводы – в деревнях. Так между городом и деревней, сельхоз. Работниками и ремесленниками складывался обмен.
5 Изобретение плуга. Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость о совместном труде всей общины на полях.
6 У каждой семьи – своё хозяйство. Теперь каждая семья могла вести хозяйство самостоятельно, что неизбежно вело к распаду родовых общин. Скот, орудие труда, жилище становятся собственностью отдельной семьи. На смену родственным отношениям пришли соседские. Сложилась соседская община.
7 Выделение знати. Но все семьи разные: более умелые собирали больше урожая и быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать зажиточными. Внутри племён возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные; одни были богаче, а другие беднее.
8 Посёлок Город с крепостной стеной святилища государство царь вождь Здесь живёт знать Знать обслуживают ремесленники
9 Соединить термины и их определения. Родовая община Соседская община Племя Вождь Неравенство Религия Вера в сверхъестественные существа. Глава воинов племени. Объединение нескольких родов. Коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество. Община, где семьи были связаны между собой не родственными, а соседскими отношениями. Выделение богатых и бедных людей.
10 Проверь себя Родовая община Соседская община Племя Вождь Неравенство Религия Вера в сверхъестественные существа. Глава воинов племени. Объединение нескольких родов. Коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество. Община, где семьи были связаны между собой не родственными, а соседскими отношениями. Выделение богатых и бедных людей.