Чем пепел занимается в ночлежке

Васька Пепел в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание

Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке

Васька Пепел является одним из центральных персонажей знаменитой пьесы «На дне» Горького.

В этой статье представлена цитатная характеристика Васьки Пепла в пьесе «На дне» Горького: образ, описание персонажа.

Смотрите:
— Краткое содержание пьесы

Васька Пепел в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание

Васька Пепел является одним из обитателей ночлежки для бедных, которую содержит семья Костылевых.

«Н‑ну, нет! Нас, ярославских, голыми руками не сразу возьмешь…»

«Мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…»

«Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор. Ты пойми: я, может быть, со зла вор‑то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…»

«Пепел. А поймаешь, – на горе всему вашему гнезду. Ты думаешь – я молчать буду перед следователем? Жди от волка толка! Спросят: кто меня на воровство подбил и место указал? Мишка Костылев с женой! Кто краденое принял? Мишка Костылев с женой!

Пепел. Поверят, потому – правда! И тебя еще запутаю… ха! Погублю всех вас, черти, – увидишь!»

«Пепел. Ну, ты гляди! Вчера, при свидетелях, я тебе продал часы за десять рублей… три – получил, семь – подай! Чего глазами хлопаешь? Шляется тут, беспокоит людей… а дела своего не знает…

Костылев. Ш‑ш! Не сердись, Вася… Часы – они…

Сатин. Краденые…» (о краденых часах, которые забирает себе Костылев)

«Не хвастаюсь – правду говорю. Подумай, Вася… Ты два раза из‑за мужа моего в тюрьме сидел… из‑за его жадности…» (Василиса о делах Пепла и ее мужа)

«. души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила. «

«Василиса. Погоди! Не горячись! Можно всё сделать тихо, по‑хорошему… Хочешь – женись на ней? И я тебе еще денег дам… целковых… триста! Больше соберу – больше дам…

Василиса. Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…

Пепел (тихо свистит). Вон что‑о! Ого‑го! Это – ты ловко придумала… мужа, значит, в гроб, любовника – на каторгу, а сама…

Василиса. Вася! Зачем – каторга? Ты – не сам… через товарищей! Да если и сам – кто узнает? Наталья – подумай! Деньги будут… уедешь куда‑нибудь… меня навек освободишь…»

«Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату – нары Бубнова.»

«Не хуже! Живут без чести, без совести…» (Клещ о Ваське)

«А Клещ ругает нас, нет, говорит, у нас совести…» (Васька о себе и приятелях)

«Я – не каюсь… в совесть я не верю…» (Васька о совести)

«А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь‑совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»

«Вот и я то же говорю: честь‑совесть богатым нужна, да!»

«Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю… вижу. Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут… только это мне не помогает! Это… не то! Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…»

«Пепел (угрюмо). Ты… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует… Как в трясине тону… за что ни схватишься… всё – гнилое… всё – не держит…»

«Сестра твоя… я думал, она… не то… Ежели бы она… не жадная до денег была – я бы ее ради… на всё пошел. Лишь бы она – вся моя была… Ну, ей другого надо… ей – денег надо… и воли надо… а воля ей – чтобы развратничать. Она – помочь мне не может…»

«Не люблю его… больно он зол да горд. (Передразнивая Клеща.) «Я – рабочий человек». И – все его ниже будто… Работай, коли нравится… чем же гордиться тут? Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит и – молчит!»

По словам Васьки, он уже год присматривается к Наташе, сестре своей бывшей возлюбленной Василисы, и якобы любит ее. Пепел жалеет девушку за то, что та терпит много обид со стороны сестры:

«Он про нее говорил, что надоела она Ваське и что Васька бросить ее хочет… а Наташу взять себе…»

«Сестра… тебе нравится, я знаю….» (Василиса о Наташе)

«Славная девка! Чего она со мной… так? Отвергает… Всё равно ведь – пропадет здесь… Я ее – жалею… Я очень… жалею ее… Плохо ей тут жить… я вижу…» (Васька о Наташе)

«Я сказал – брошу воровство! Ей‑богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит – в Сибирь‑то по своей воле надо идти… Едем туда, ну. «

«Наташа (прижимаясь к нему). Ну… одно я тебе скажу, Василий… вот как перед богом говорю! – как только ты меня первый раз ударишь… или иначе обидишь… я – себя не пожалею… или сама удавлюсь, или…

Пепел. Пускай у меня рука отсохнет, коли я тебя трону. «

«Костылев (скрываясь за углом). Абрам! Хватай Ваську… Братцы – помогите Ваську взять! Вора… грабителя…

Пепел. А, ты… блудня старая! (Сильно размахнувшись, бьет старика. Костылев падает так, что из‑за угла видна только верхняя половина его тела. Пепел бросается к Наташе.)»

«Батюшки! Глядите‑ка… смотрите‑ка… помер! Убили…» (Василиса)

«Настя и Квашня бросаются к трупу Костылева.»

«Я тоже раза три ударил старика… Много ли ему надо! Зови меня в свидетели, Васька…» (Сатин о своем участии в драке)

«Мне… оправдываться не надо… Мне – Василису надо подвести… я же ее подведу! Она этого хотела… Она меня подговаривала мужа убить… подговаривала. » (Пепел о Василисе)

«Настя. Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську – в каторгу пошлют…

«Бубнов. Одна твоя племянница – в тюрьме, другая – помирает…

Медведев (гордо). Врешь! Она – не помирает: она у меня без вести пропала!» (О Василисе и Наташе)

«Вот эта, сестра моя, научила… уговорила… своего любовника… вот он, проклятый! – они убили! Берите их… судите… Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня. » (Наташа о Пепле и Василисе)

Такова цитатная характеристика Васьки Пепла в пьесе «На дне» Горького: образ, описание персонажа.

Источник

Образ и характеристика Васьки Пепла в пьесе На дне Горького сочинение

Васька Пепел является одним из главных персонажей произведения, собравшихся волею судьбы в ночлежном доме.

Писатель представляет героя в качестве молодого мужчины, двадцати восьми лет от роду, потомственного вора, отец которого провел свою жизнь по тюрьмам.

Отличительными чертами Василия оказываются природная жизнерадостность, доброта, мягкость, великодушие, поэтому мужчина мечтает изменить свою жизнь и стать нормальным человеком. Но будучи слабовольным человеком, не может разом порвать с прошлым и вырваться на заветную свободу.

Пепел становится любовником жены собственника приюта Костылева, жестокой и жадной женщины Василисы, которая постоянно подстрекает Ваську к кражам и мечтает избавиться от опостылевшего мужа. Василиса держит Ваську на коротком поводке, шантажируя полицией, но Пепел не перестает думать о необходимости перемен в своей жизни.

Через некоторое время Васька начинает испытывать нежные чувства к сестре любовницы Наташе, хорошей девушке, вынужденной сносить издевательства Василисы. Пепел понимает, что влюблен, и хочет вместе с Наташей начать новую счастливую жизнь. Странник Лука рекомендует влюбленным поехать в Сибирскую губернию на заработки, якобы именно там они смогут познать прекрасную жизнь.

Васька искренне верит, что у них с Наташей будет светлое прекрасное будущее. Но мечты молодых людей остаются нереализованными, поскольку ревнивая и мстительная Василиса жестоко избивает Наташу, обваривая ее кипятком, а Василий в случайной драке невольно убивает хозяина ночлежного приюта Костылева.

Попавшая в больницу Наташа не верит Ваське Пеплу в том, что он не желал смерти Костылеву, считая Василису и Пепла – сообщниками, состоящими в преступном сговоре, лишая Ваську надежды на сострадание, необходимую ему поддержку и помощь.

Раскрывая образ Васьки Пепла в пьесе, писатель изображает героя в качестве положительного персонажа, имеющего предопределенную трагическую судьбу, верящего до конца в истинные человеческие чувства и надеющегося на лучшую жизнь.

Сочинение Васька Пепел

Много персонажей, которые имеют каждый свою историю и свои взгляды на жизнь, описаны М.Горьким в его пьесе «На дне», которая отображает проблемы человеческого общества. У каждого из героев трагическая судьба, но одна из самых трагичных историй – это история Васьки Пепла.

Васька Пепел – молодой человек, от природы обладающий такими качествами, как доброта, мягкость и жизнерадостность. Ему всего 28 лет, и казалось бы, у него впереди вся жизнь, только вот он – воришка. Он с детства привык к тому, что все его называли сыном вора, вот только ему не нужна такая жизнь, он хочет жить нормально. Однако, он сталкивается с тем, что общество его не понимает. Даже Сатин говорит Ваське, что ему не нужна другая жизнь, потому что все знают про него правду, да и он сам про себя все знает.

Однако, Васька не перестает бороться с собой. Он влюбляется в сестру Василисы, добрую девушку Наташу. Василиса – женщина жестокая, мечтающая избавиться от своего старого мужа Костылева. Причем Василиса изменяла с Васькой своему мужу, но Василий оставил ее, так как она будила в нем все только плохое. А вот Наташу он полюбил по-настоящему, она пробуждала все хорошее, что в нем было. И решает Васька Пепел жениться на Наташе, а вместе с тем начать новую честную жизнь.

Однако всё это осталось только в мечтах Пепла, так как, заступаясь за Наташу, в очередной ссоре он убивает Костылева и должен сесть в тюрьму. А ревнивая Наташа решила, что Пепел и Василиса специально всё это подстроили, чтобы быть вместе. Из-за этого Наташа попадает в больницу и Васька в самый нужный для него момент лишается ее поддержки и доверия.

Очень жаль, что надежда на лучшую жизнь вскоре покинула Пепла, он понял, что уже не сможет выбраться из этого мира и не станет честным человеком. И пусть его мечтам не суждено было сбыться, однако, он не принимал свою судьбу молча, а пытался сделать хоть что-то, чтобы всё изменить, и если бы не тот несчастный случай, который был уготован ему судьбой, всё могло бы быть иначе.

Сочинение на тему: Василий Пепел в пьесе М. Горького «На дне»

Рассмотрим образ одного из необычных персонажей пьесы Максима Горького «На дне», которая стала знаменитым бестселлером своего времени. Такой эффект обязан мастерству писателя, который смог изобразить образы персонажей «живыми», и при этом – со своей философией и искренностью. Каждый персонаж произведения имеет ряд недостатков и отрицательных качеств.

Итак, Васька Пепел, который промышляет воровством. Он является примером того, что становится с человеком из-за психологического воздействия на его сущность. Он ворует и живет в ночлежке, и, по сути – за все его скитания вина возлагается на нас.

Его жизнь не заладилась с самого начала – он родился в семье нищих, рос забитым и запуганным, над ним часто потешались и дразнили вором. Причиной такого негатива в адрес парня был тот факт, что его отец много воровал, был не однажды судим и отбывал в тюрьме большой срок за кражи. Именно это повлияло на парня. Оправдывая свое такое асоциальное поведение, Васька говорил, что никто его не называл по-другому, иначе, что позорная кличка стала его именем.

Жил он за счет хозяина притона, который был заодно и скупщиком краденого. Они работали вместе, и у Васьки Пепла была своя комната, да вот только подельник был ненадежным – он мог недоплатить, или вообще сдать его полиции. К своим 28 годам молодой человек имел две судимости. Впрочем, он отыгрывался на предающем его торговце весьма своеобразно – стал любовником жены этого скупщика, которая была молодой и по-всякому старалась спровоцировать Пепла на убийство ее супруга.

Жители ночлежки по-разному относились к Ваське. Лука считал его неплохим юношей, а Андрей Клещ говорил, что Пепел недостойный и бесчестный человек. Сам же герой считал, что для бедного человека совесть и честь — не столь нужные и важные принципы, что вместо сапог их не надеть на ноги. Хотя все же у Васьки были свои моральные понятия и даже мечты. Пообщавшись с Лукой, выслушав его советы, Пепел – единственный обитатель приюта, решивший изменить свою жизнь в лучшую сторону. Васька мечтает, что когда-то он отойдет от воровского ремесла и заживет нормальной жизнью. Он влюбляется в Наташу, сестру любовницы и даже предлагает ей сбежать в Сибирь вместе. Но этому не суждено было сбыться. Во время очередного скандала с четой Костылевых Васька, защищая невесту, случайно убивает супруга любовницы и за это снова оказывается за решеткой.

Василиса, радуясь такому стечению обстоятельств, решает отомстить Пеплу за измену и сваливает на него всю вину за произошедшее. Невеста Пепла Наташа не верит случайность убийства и отворачивается от него.

Судьба Васьки трагична и жестока. Она предопределена обществом, скорыми на расправу людьми. Он еще, будучи ребенком, нес наказание, которое получил его отец. Общество не дало герою возможности проявить себя в добрых и честных делах, найти свое место в жизни. Персонаж не испытывает доброго, сострадательного отношения к себе во все периоды его жизни со стороны людей и не знает, как изменить свою судьбу, хотя совершенно искренне хочет этого.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вариант 3

В пьесе Максима Горького «На дне» есть большое количество опустившихся на самое дно жизни персонажей. Васька Пепел сильно отличается от всего сброда людей, которые снимают жилье у Костылева в ночлежке. Уже с самого рождения судьба парня была предрешена. Его отец был вором, и он с детства привык к подобному образу жизни. Это была для него норма. В итоге Вася Пепел пошёл по стопам отца. Но, несмотря на это Василий остался добрым, не равнодушным к чужому горю человеком. Он любит жизнь и радуется каждому новому дню. Парень не в восторге от своей жизни, он хочет стать лучше. Он понимает, что делает плохие вещи. Но, он не может ничего с этим поделать. У него не хватает смелости одним махом перечеркнуть прошлое. Он боится все начинать с чистого листа. Из-за его нерешительности закончить с прошлой жизнью. Его все глубже засасывает в это болото жалкого существования.

Жена Костылева захомутала Ваську и сделала его своим любовником. Семья Костылевых использует Ваську в своих корыстных целях. Они угрожают ему, что расскажут милицию о его делах. Именно поэтому Пепел старается идти у них на поводу.

Однажды Васька понял, что начинает влюбляться в Наташу, которая является сестрой Василисы (супруга Костылева). Девушка молода, чиста и невинна. Что бы завоевать ее сердце Василий готов пойти на различные поступки. Наташа это единственный человек, который способен вытянуть Ваську из «болта». Он даже готов жениться на девушке. Василиса, узнав о чувствах Пепла к ее сестре, предлагает парню заключить выгодную сделку. Она согласна выдать Наташу за Ваську замуж, если тот убьёт Костылева. Пепел считается вором и падшим человеком, но он не способен сознательно пойти на убийство. Он правдивый и открытый, для него выглядит омерзительной просьба Василисы. Васька убедился в подлом нраве его любовницы. Он отказался совершать преступление.

Популярные сочинения

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука — носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча — появился и исчез.

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен — в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева.

«На дне», 4 акт – краткое содержание

Сатин, Барон и Настя пьют водку в ночлежной комнате, обсуждая события. Лука куда-то исчез, когда на убийство Костылева сбежалась полиция. Василису и Пепла забрали в тюрьму, они там винят в убийстве друг друга, и неизвестно, кто из них кого посадит. Избитую Наташу поначалу забрали в больницу, а потом она исчезла из неё невесть куда.

Пьяная Настя впадает в отчаяние: «И чего я живу здесь с вами? Уйду куда-нибудь… на край света!» Она жалеет о пропаже Луки: «Он добрый был». – «Но правды не любил», – ворчит Клещ. – «Молчать! – прикрикивает на него Сатин. – Старик не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал. Он врал, но – из жалости к вам! Вы слабы, вам ложь нужна! И кто живет чужими соками – тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. А кто – сам себе хозяин, кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» (См. монолог Сатина «Что такое правда. »)

Источник

Характеристика и образ Васьки Пепла в пьесе На дне Горького сочинение

Васька Пепел является одним из главных персонажей произведения, собравшихся волею судьбы в ночлежном доме.

Писатель представляет героя в качестве молодого мужчины, двадцати восьми лет от роду, потомственного вора, отец которого провел свою жизнь по тюрьмам.

Отличительными чертами Василия оказываются природная жизнерадостность, доброта, мягкость, великодушие, поэтому мужчина мечтает изменить свою жизнь и стать нормальным человеком. Но будучи слабовольным человеком, не может разом порвать с прошлым и вырваться на заветную свободу.

Пепел становится любовником жены собственника приюта Костылева, жестокой и жадной женщины Василисы, которая постоянно подстрекает Ваську к кражам и мечтает избавиться от опостылевшего мужа. Василиса держит Ваську на коротком поводке, шантажируя полицией, но Пепел не перестает думать о необходимости перемен в своей жизни.

Через некоторое время Васька начинает испытывать нежные чувства к сестре любовницы Наташе, хорошей девушке, вынужденной сносить издевательства Василисы. Пепел понимает, что влюблен, и хочет вместе с Наташей начать новую счастливую жизнь. Странник Лука рекомендует влюбленным поехать в Сибирскую губернию на заработки, якобы именно там они смогут познать прекрасную жизнь.

Васька искренне верит, что у них с Наташей будет светлое прекрасное будущее. Но мечты молодых людей остаются нереализованными, поскольку ревнивая и мстительная Василиса жестоко избивает Наташу, обваривая ее кипятком, а Василий в случайной драке невольно убивает хозяина ночлежного приюта Костылева.

Попавшая в больницу Наташа не верит Ваське Пеплу в том, что он не желал смерти Костылеву, считая Василису и Пепла – сообщниками, состоящими в преступном сговоре, лишая Ваську надежды на сострадание, необходимую ему поддержку и помощь.

Раскрывая образ Васьки Пепла в пьесе, писатель изображает героя в качестве положительного персонажа, имеющего предопределенную трагическую судьбу, верящего до конца в истинные человеческие чувства и надеющегося на лучшую жизнь.

Сочинение Васька Пепел в пьесе Горького На дне

Васька Пепел – персонаж из пьесы М. Горького «На дне».

Имя Василий означает как «Царственный», но в данном случае может иметь смысл «кот Васька» (человек как кот, не разбирающийся в любовницах). Пепел можно понять как «перегорелое, бывшее».

Васька Пепел родился в Ярославле. В пьесе ему двадцать восемь лет. Отец его был вором и всю жизнь сидел в тюрьме. Из-за этого его априори стали считать вором и называть «Васька, сын вора».

Васька был против подлости, жадности. Но воровать он стал из-за жизни в ночлежке среди «падших» людей. Два раза сидел в тюрьме из-за этого (его предавал хозяин ночлежки Костылев, для которого он воровал). Но верил, что когда-нибудь будет вести честную жизнь без воровства.

Пепел по своей природе добрый и светлый человек, у которого есть совесть, про которую рассказывал в пьесе. Он встречался с женой хозяина ночлежки Василисой. У него могла бы быть с ней «роковая» любовь, но Ваське не понравилась, что она без души, жадная и ушел от нее. Он обратил внимание на сестру Василисы — Наташу, потому что та была добрая и ему стало жаль ее. Он обещал увезти ее в Сибирь и начать жить честным трудом (по мнению Луки, который тоже недолго был обитателем ночлежки, только там он мог жить, как тот хотел).

Однажды между некоторыми обитателями ночлежки (в том числе и Васьки Пепла) и мужем Василисы Костылевым завязалась драка. Васька сильно ударил его, и тот упал замертво. Но по следующим репликам видно, что неизвестно из-за чего хозяин ночлежки умер, так как в драке его били все. Также можно подумать, что его могла добить и сама Василиса, потому что в пьесе автор обратил внимание, что у Костылева была видна только верхняя часть тела, а ее крик о смерти мужа прозвучал не сразу.

Однако виновным будет именно Васька Пепел, даже если он и не виноват. Наташа от него откажется, подумав, что он спланировал убийство с ее сестрой. Василису, как и Пепла тоже обвинят, как соучастницу. И имя Васьки Пепла, как назвал его Горький, будет полностью оправдано, так как он проведет большую (если не всю) часть жизни на каторге.

Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть фото Чем пепел занимается в ночлежке. Смотреть картинку Чем пепел занимается в ночлежке. Картинка про Чем пепел занимается в ночлежке. Фото Чем пепел занимается в ночлежке

Герои пьесы «На дне»: таблица

геройкак оказался на «дне»характеристика героямечты
БубновВладел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.
НастяЖизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.
БаронБыл в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.
АлешкаВеселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он «хороший» и «веселый».Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о «теплом ветерке» и «вечном солнце».
Васька ПепелЭто потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.Слабохарактерный, влюбленный человек.Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.
АктерОпустился на дно из-за пьянства.Цитирует частоМечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.
ЛукаЭто загадочный странник. О нем известно не много.Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их.Мечтает помочь всем нуждающимся.
СатинУбил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму.Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение.Мечтает донести до людей свою философию.

Несколько интересных сочинений

    Когда приходит весна настроение всегда становиться лучше. Слышна первая капель, день становиться длине и светит солнышко. Весна – это праздничное время года. Весна – это время женской красоты и прелести. Весной все девушки и женщины самые красивые.

Множество людей живут четко стараясь придерживаться голоса разума и здравого смысла. Они стараются обходить стороной рискованные предприятия, сдерживают в себе азартные проявления. Их ежедневный быт построен на соблюдение алгоритмов.

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это — одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор — попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со «дна», и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека — искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. «Со дна» могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы «На дне». Верой в человека проникнуто все произведение.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен — в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это — внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику — она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы — несколько недель ранней весны. Время года — важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей — мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них — Актера.

«На дне», 3 акт – краткое содержание

Васька Пепел подсаживается к Наташе и уговаривает, чтобы она вышла за него замуж и помогла ему начать честную жизнь. Наташа колеблется в грусти и нерешимости. В окне появляется Василиса. «Вот и сосватались! Совет да любовь!» – злобно кричит она.

Из дома выходит Костылев и начинает ругать «дармоедку» Наташу. Пепел заступается за неё, кричит на Костылева, приходит в ярость. Лука вновь сдерживает Ваську, и тот уходит.

Наташа, услышав это, начинает метаться в отчаянии и исступлении: «А! Ты, Василий, был заодно с моей сестрой! Люди добрые! Они – любовники. Муж им мешал… и я – мешала. Берите их, судите… Возьмите и меня в тюрьму, Христа ради!»

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука — носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча — появился и исчез.

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

«На дне», 2 акт – краткое содержание

Сатин и Барон жульнически обыгрывают в карты Татарина и Кривого Зоба. Лука утешает Актёра, который сетует, что пропил ум и талант. Лука уверяет: где-то открыли бесплатную лечебницу для пьяниц, «тебя вылечат там». Потом добрый странник успокаивает умирающую Анну. «А вдруг и на том свете – тоже мука?» – мучается она. – «А ты верь, что ничего там не будет, – внушает ей Лука. – Господь там приласкает тебя и пошлёт в рай!»

«Хорошо ты врёшь старик!» – ухмыляется Васька Пепел. Лука советует ему ехать в Сибирь: «Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» – «А ты сам веришь в свои сказки?» – сомневается Васька. – «А тебе правда больно нужна? – спрашивает Лука. – Она, правда-то, может, обух для тебя!» – «А в Бога-то ты веришь? – любопытствует Пепел. – Есть он по-твоему?» – «Коли веришь, – есть, – отвечает Лука, – не веришь, – нет… Во что веришь, то и есть».

Входит Костылев, застаёт Василису вместе с Пеплом, визжит и кричит. Пепел хватает его за шиворот и трясёт, но Лука удерживает вспыльчивого Ваську от преступления. Костылев убегает. «Беги отсюда, беги от этой бабы», – советует Лука Пеплу.

Лука вдруг замечает: тихо лежащая на постели Анна умерла. Входит Наташа: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале, забитая», – горестно произносит она, глядя на покойницу. Собираются и другие обитатели ночлежки. Безденежный Клещ не столько жалеет о смерти жены, как заботится о том, на что её хоронить.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства — по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин — фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды — Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы — монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке — все для человека!», «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!», «Человек — это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Характеристика литературного героя

Обитатель ночлежки, потомственный вор. П. – любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

Другие сочинения:

Васька Пепел (На дне Горький)
Васька Пепел, 28 лет. — Василий (греч. «царь, царский, царственный»), обращает на себя внимание тот факт, что в списке действующих лиц этот персонаж фигурирует не под полной, а под краткой формой имени — Васька. В словаре В.И.Даля можно найти нарицательное существительное васька со значением «мальчик, служка», которое М.Горький вряд ли имел в виду. Более вероятным кажется соотнесение имени персонажа с распространенной кличкой для кота. По крайней мере, с этим толкованием можно соотнести два аспекта: усы, которые носит Пепел, и его функцию неразборчивого любовника. Нельзя исключать и чисто пародийного мотива: Пепел жалуется, что его с малолетства иначе никто не называл, как «вор Васька, воров сын Васька», что не может не напомнить знаменитое крыловское: «Кот Васька вор … » Кроме того, в сознании писателя имя Василий могло ассоциироваться с обобщенным наименованием человека «мужского пола» — точно так же, как имя Марья — женского.

Чрезвычайно интересно и значимо прозвище Пепел. В.И.Даль толкует лексическое значение этого слова как «изгарь, зола, все пережженное и перегорелое в прах». Думается, здесь кроется один из ключей к образу Васьки Пепла.

Легко заметить, что с образом грязи/тени/пепла/сгоревшего — чего-то темного, неясного, потерявшего форму — в сознании писателя прочно ассоциирована тема прошлого/былого, а кроме того — печали, отчаяния, скорби. Таким образом, Пепел можно соотнести с прозвищами типа Объедок». И все же нельзя забывать и о том, что пепел — продукт горения. И это во многом меняет суть дела. Хорошо известно, что одним из ведущих в творчестве М.Горького является образ горящего сердца, «душевной искры» (например, финал «Песни о Соколе»: « … капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!», легенду о Данко и др.), который всегда соотнесен с мотивами свободы, подвига любви, красоты и человечности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *