Чем пахнут шпалы на железной дороге
Запах железной дороги
Многим людям еще с детства знаком специфический запах железной дороги. Часто он ассоциируется с романтикой, которой наполненный путешествия железной дорогой. Нередко необычный аромат служит «катализатором» воспоминаний. Как только нос улавливает нотки запаха, в памяти всплывают яркие моменты из путешествий. Не все знаю, чем обусловлен специфический запах, хотя некоторые пытаются отыскать даже его химическую формулу.
В большей части характерный запах железной дороги обусловлен тем, что деревянные шпалы обрабатываются специальным веществом под названием креозот. Дополняет букет смесь тормозной жидкости, дым от топлива, горелый запах от угля и др. В метро запах имеет немного схожие нотки из-за присутствия креозота, но в целом отличается.
Какими свойствами обладает креозот?
Креозот – это жидкость маслянистой консистенции, которая обычно не имеет цвета, хотя изредка присутствует светло-желтый или зелено-желтый оттенок. Для вещества характерен резкий запах и жгучий вкус. Отличительной особенностью является способность быстро воспламеняться. В состав вещества входит всего три компонента:
Креозот растворяется спиртом и эфиром. Вещество устойчиво к воде, поэтому успешно применяется для защиты деревянных элементов, которые эксплуатируются под открытым небом. Даже через десятки лет креозот продолжает истощать свой необычный запах.
История креозота началась в 1830 году. Правда, вещество получено из древесины бука немцем сильно отличалось от современного химического креозота. Оно использовалось в медицине, так как обладало выраженными антисептическими свойствами. Позже креозот начали добывать из каменноугольного дегтя. Этот вариант вещества и ныне используется для защиты древесины. Благодаря своим свойствам, вещество способно защитить древесину от гниения и разрушения из-за воздействия влаги и воды. Также креозот используется при изготовлении синтетических смол.
Опасные свойства креозота
И хотя аромат креозота многим знаком, не все знаю, что он опасен для здоровья. В результате исследований было установлено, что вещество является сильным канцерогеном, поэтому может вызвать серьезные нарушения в работе печени и спровоцировать психические расстройства. При контакте с кожными покровами может вызвать следующие патологии:
Пары креозоты ядовиты и могут вызвать ожоги органов дыхательной системы. Кроме этого, может возникнуть слезоточивость, светобоязнь и поражение роговицы глаза. Несмотря на то, что вещество опасно для человека, шпалы на вокзалах и станциях не несут опасности для здоровья человека, поскольку концентрация ядовитых компонентов довольно мала. К тому же ныне при кладке рельс часто используются безопасные для здоровья бетонные шпалы, поэтому отказываться от путешествий железной дорогой точно не стоит.
Можно ли возводить строения из шпал?
Списанные за ненадобность шпалы люди нередко используют для возведения различных построек: сараев, гаражей и даже малоэтажных частных домов. Особенно распространено это явление среди сотрудников железной дороги. Связано это с тем, что им подобный строительный материал достается за копейки, так как для них предусмотрены скидки и льготы.
Деревянные шпалы имеют правильные геометрические формы, поэтому строение из них можно возвести довольно за короткий промежуток времени. Применение шпал сокращает время на строительство. К тому же они обладает отменными эксплуатационными характеристиками: достаточной прочностью и надежностью, небольшим весом. Так как они пропитаны креозотом, устойчивы к влаге и любым атмосферным явлениям, грызунам и насекомым. Благодаря устойчивости к внешним факторам, могут долго прослужить.
Чтобы защитить дом от специфического запаха креозота, люди используют полиэтилен. Но он не способен защитить помещение от паров вещества, которые особенно интенсивно будут выделять в жаркую погоду. Проблема в том, что со временем человек привыкает к фоновым запахам и перестает их чувствовать, но вещество будет оказывать негативное влияние на организм. Если вы путешествуете железной дорогой, креозот воздействует кратковременно и в минимальных дозах. Но если вы живете в доме, построенном из шпал, вещество хоть и в небольших концентрациях, но постоянно воздействует на организм, не переставая его отравлять. Из-за высокой степени опасности для здоровья применения шпал в частном строительстве было запрещено законом в 2003 году. К тому же в случае пожара такой дом сгорит за 20 минут. Столько ли экономить на материалах такой ценой?!
Это он, нагретый солнцем, рождает тот самый характерный аромат железной дороги, на которой многие из нас проводили время в детстве.
давил в детстве монетки на рельсах) были времена
В детстве был запах шпал, а теперь чай Lapsang Souchong, 16-ти летний Lagavulin и трубочный табак с латакией
Шипелка повеселила. Клапан это ))) тормоза отдаивать
А кому то не везло и его раскатывало по рельсам
Я тоже всю жизнь думал, что мне нравится запах креозота, а на самом деле это был каменный уголь.
эх, а в моем детстве не было железной дороги( зато я была в таком восторге, когда первый раз гуляла по шпалам этим летом. и монетки я тоже давила. завидую вам
теперь я знаю больше. в метро тоже самое??
Спалилась. Продолжение
Раз уж пошла такая пьянка.
в начале 2000х я и все мое окружение жили с родителями. И блат хата была на вес золота. У друга тогда мать устроилась на хлебзавод ночь через ночь. Договариваемся затусить у него. И он всех предупреждает: мать уходит в 6. Раньше не приходите. Не палите контору. Потом, лет этак 10 спустя, его мать уже нам, конспираторам, рассказывает.
Выхожу на работу, возле подъезда человек 10 сидят, пакетами звенят. «Здравствуйте, Ирина Васильевна!»
Ответ на пост «Лайфхак для дома»
Если при заготовке фарша формовать его в такие пластины, то:
1. Разморозка занимает минимум времени, и она максимально равномерна.
2. Отломить для приготовления можно именно столько, сколько нужно.
Раздраженный громкой музыкой, мужчина использует дрон, чтобы поразить соседей салютом
Сок, который взорвёт вам голову
Знаете, что такое » мгновенная карма»?
Только что. Летел на 35 ряду, почти в хвосте.
А трап приехал к хвостовой части 🤣
«Как тебе такое, Илон Маск?» Отечественная компания представила БПЛА, купленные на Aliexpress
Примерно 4 месяца назад, как раз к форуму «Армия-2021» Компания Кронштадт, занимающаяся разработкой БПЛА, публикует свои новейшие разработки:
Пафосный текст, но комментарий как бы намекает)) посмотрим теперь на сами разработки
Так, а теперь откроем алиэкспресс: модель называется Дельфин от компании AtomRC, это небольшой самолёт для любителей летать по FPV или в визуале
У меня таких два лежат дома, один летает, а другой просто как корпус на случай поломки)
Да и сама модель появилась больше года назад: вот видеообзор на Ютьюбе от украинского блогера Юлиана:
Теперь посмотрим комментарии к этой новости😄 особенно самый последний, ответ компании
Оказывается все самолеты похожи друг на друга🤦♂️ Компания откровенно издевается
Посмотрим другой новейший беспилотник, разработанный с нуля отечественными инженерами:
Постойте, где-то я уже это видел ( открываем алиэкспресс), и вуаля! Это простенькая Рептилия 670мм размах
Этой «новейшей разработке» китайцев уже больше 4 лет, на протяжении которых эталон летающее крыло вовсю летает у авиамоделистов. Вот опять же видеообзор модели четырёхлетней давности:
Форум Армия-2021, отличное место для презентации БПЛА. Интересно, сколько ещё таких «разработок» можно найти на алиэкспрессе или похожих сайтах? И самое интересное, во сколько обошлась бюджету эта «разработка»?
Родственные души, а дамы бы истерику завели 100%
Ответ leviychel в «Почему мы так хреново живем»
В 5 классе к нам в школу пришла инспектор по делам несовершенолетних, провели после уроков классный час.
Наш одноклассник Серега Зверев сделал под полом подкоп из своего подполья в подполье соседей. Дома были на двух хозяев, и на кухне каждого хозяина было подполье. Хранили там хозяева варенье, компоты, тушенку самодельную закатывали в банках, сало хранили и т.д.
Оказывается Серега месяц делал подкоп, а потом пару месяцев лазил, еду таскал.
Поставили на учет, стыдили, Серега плакал, обещал, что больше не будет.
Сейчас он уже не Серега, а Сергей Иванович, отец четверых детей, главный механик РМЦ (ремонтно механический цех). Но для нас, одноклассников, он так и остался Серега «Монте-Кристо»)
Не специально, но спалила
Когда экскаваторщика достали (много мата)
Времена и нравы
Ответ NikolaMoskovsky в «Спалилась»
Я так ходила с племянником на комиссию перед первым классом.
Заходим в кабинет к врачу, она спрашивает уставшим голосом: что болит, есть жалобы?
А малый неожиданно отвечает : ой, спина болит, и ноги, ночью судороги и суставы прям выкручивает, а в ушах звенит.
У меня брови вверх, врач очки схватила со стола, надевает, зовёт медсестру. Говорит ему : снимай футболку, ещё на что жалобы есть? А он дальше давай : работы много, а сил нет, да и глаза уже не те.
Тут до меня дошло, что он месяц тусовался у бабушки в деревне. Здоров, засранец, уже 19 лет, до сих пор иногда спрашиваю : глаза ещё те или уже нет?
Обстановка превосходная
1. Увидел странную раковину в Норвегии.
2. Мы засунули кисточки в кисточку?
Да примерно так, они нужны для одновременного рисования параллельных линий и обработки дерева. Вот пример кистей на 2, 3 и 5 подкисточек.
3. Нашел эту штуку в цеху.
Это специальные крюки-держатели для больших сумок, к примеру, на почте США. В целом, они нужны, чтобы зафиксировать большую сумку в открытом положении.
4. Получили эту штуку в подарок от престарелого друга семьи.
Это тренажер для восстанавливающихся после инсульта. На него кладется кисть руки, при помощи ползунков настраивается жесткость пластины, и пострадавший человек разрабатывает моторику пальцев.
5. На стене висит набор колышков. Вампиры?
6. Что это за линейка с четырьмя окнами?
Это старый инструмент для верстки в типографии. При помощи этой линейки можно было под верным углом и без дополнительных повреждений вырезать необходимые кадры.
7. Странная раскладывающая штука.
Это подставка для фильтра для кофе.
Так как я веду несколько рубрик (комиксы, угадайка, английский, оообразование), пишите, какую поддерживаете, буду чаще ее делать.
Ответ на пост «Моя твоя не понимать»
Точка зрения
А, теперь понятно
В девятом классе
Профессиональная актриса в Диснейленде
Максимально бездушный пост
Пост для сообщества Косплей. Тут вы много похожего найдёте 🙂
На Спитакском кладбище среди сотен могил с одинаковой датой смерти – 7 декабря 1988 года – есть одна без креста, звезды или фотографии. На памятнике только имя: Жужа.
Жужа прожила в семье Лалы Сарьян еще 12 лет. А когда умерла, родные Лалы похоронили ее на Спитакском кладбище среди других человеческих могил…
пусть не по правилам, зато по заслугам.
Чем пахнет железная дорога?
Креозот – французское слово, которое происходит от греческого «kreas» (мясо) и «sozo» (сохраняю). Это вещество представляет собой бесцветную (иногда желтоватую или жёлто-зелёную), легко воспламеняющуюся, маслянистую жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом. Она состоит из смеси фенолов: гваякола, крезолы (трёх изомеров) и нафталина. Растворяется в спирте и эфире, и практически не смывается водой – поэтому железнодорожные шпалы, десятилетиями находясь под открытым небом, продолжают источать свой уникальный аромат.
Впервые креозот был получен Карлом фон Рейхенбахом в 1830 году из древесины бука. Это вещество нашло применение в качестве антисептика и лекарственного вещества при при туберкулёзе. Существует и другая вариация креозота, добываемая из каменноугольного дёгтя. Именно такой креозот применяется для консервирования дерева (пропитывание шпал, деревянных опор и т. п.) и предохранения его от гниения, для производства искусственных смол, а также как флотоагент при обогащении руд.
Несмотря на привлекательный для большинства людей аромат, креозот на самом деле сильно ядовит. Согласно последним исследованиям, это вещество является сильным канцерогеном, «виновно» в развитии болезней печени и провоцирует нервные расстройства.
При контакте с кожей креозот вызывает появление розовых пятен, усиленное ороговение кожи и даже появление бородавок. Кроме того, это вещество усиливает чувствительность кожи к свету (так называемый эффект фотосенсибилизации), последствии вызывая сильную её пигментацию.
Однако всё это совсем не означает, что нужно держаться подальше от вокзалов и путешествовать любыми другими видами транспорта – ведь концентрация креозота в воздухе около железнодорожных путей незначительна. Да и потом, современные вокзалы (в большинстве своём) давно уже используют не деревянные, а бетонные шпалы.
Можно ли строить дома из шпал?
Вам может казаться, что благодаря изоляции полиэтиленом и декоративной отделке стен запах минимален или отсутствует вовсе, однако мозг человека просто так устроен: мы быстро перестаём замечать фоновые запахи или звуки. В жаркую погоду креозот всё равно будет испаряться и проникать в комнаты через мелкие трещины в стенах, а в сильную жару из шпал может даже выделяется жидкость, которая пропитывает штукатурку насквозь и оставляет на ней рыжие пятна.
Небольшая концентрация, как уже упоминалось выше, вреда здоровью не принесёт. Во всяком случае, не больше, чем вся та химия, которой большинство людей ежедневно пользуется: лак для волос, дезодорант, освежитель воздуха… Однако опасность заключается в постоянном воздействии минимальных доз вредного вещества – не даром в странах Европейского союза после проведённых в 2003 году исследований креозот был запрещен для применения в гражданском строительстве.
Ещё один «камень в огород» отработанных шпал – это различные агрессивные воздействия, которым они подвергались во время эксплуатации. На пост-советском пространстве грузовые вагоны никогда не отличались герметичностью: через них на железнодорожное полотно просыпаются и проливаются самые разные химические вещества, часть из которых легко впитывается в древесину. Насколько это безопасно для человека, судите сами…
Запахи чугунки
Запах старого вокзального помещения отличим сразу. Особенно небольшого. Пахнет давно подсохшей масляной краской и ветхим бывалым деревом. Иногда — холодной печью, если она сохранилась. Казенный запах.
Остро, как сказал Маршак, и буквально пьяняще пахли шпалы сумасшедшим сладким духом креозота — особой черной пропиточной смолы. Запах этот отличал железку от всего остального на свете, заставлял узнавать, что она где-то близко. Когда шпалы стали бетонными, запах этот пропал.
Щемяще и тревожно пахла паровозная гарь, которая очень сильно отличается по запаху от сизых дымов, исходящих из пассажирских поездов, хотя по ним тоже сразу почуешь близость железки. В пассажирских поездах жгут древесный уголь — а в паровозах жгли каменный, и потому запах этот густ и едок. Обдавая дымом перрон, вокзал и вагоны, паровоз создавал атмосферу странствия. Запах угольного дыма, не слишком приятный для пассажиров, тем не менее веселил, будоражил. Это запах жизни, теплотворных сил в ней. От него возникало чувство простора; им была охвачена стихия пути. Чуткий И. Бунин подмечал это, уточняя в своих творениях, как именно пахло «горящими в паровозе дровами» и чем этот запах отличался от тех дорог, на которых «всюду лежали вороха каменного угля»…
Но не только этим пахла былая чугунка. Особым компонентом ее аромата был запах фонарей.
Ведь они коптили; запах их копоти и горячей жести сопровождал обиход железной дороги целый век.
Коптили и дымили легкими струйками-усами сквозь косые дырочки дефлекторов строгие семафорные сигналы и стрелочные флюгарки-птичьи глаза, кондукторские «коптилки» и отрешенные квадратные глаза-окошки путейских шестовых фонарей, вагонные свечные и станционные осветительные… Этой застенчивой копотью (застенчивой на фоне могучих жирных дымов паровозов) был полон мир железки. Маршак когда писал — «остро пахнущая гарь», быть может, не только паровозную гарь имел в виду, но и фонарную.
Едкий запах потухшего керосинового фонаря с набором разноцветных «очков» на кривом колесике, с фольгой от шоколадки вместо отражателя — в этом не меньше романтики железки, чем в паровозном свистке…
Фонари — целый исчезнувший мир на железной дороге. Их было множество — в соответствии с применением. На пути и стрелки спускался вечер… Хвостовой кондуктор, зимой закутанный в два тулупа, в завязанной ушанке под подбородком, залезая на тормозную площадку на хвосте, зажигал и вешал на вагонных крюках три хвостовых фонаря, чем-то напоминавших старинные парусные ладьи: так же изящно высились они в вертикаль. В сторону паровоза светили белым, а в сторону перегона (как тогда говорили — «в поле») — красным. Стрелочник зажигал керосинку внутри флюгарок — так они и коптили, почти неслышно мурлыча, до утра. На станции фонарщик (ламповщик) зажигал свечной или газовый осветительный фонарь, поднося к нему огонь, предварительно подняв особую задвижку (на вокзалах непременно существовали для хранения всего этого хозяйства особые «ламповые» комнаты). Дежурный по посту или сигналист шел в сторону перегона до семафора, крутил лебедку, спускал массивный семафорный фонарь и зажигал в нем керосиновую лампу, в которой громко плескался керосин. На переезде тоже загорался слабым пятном свечной фонарь с «прозрачно-белым» огнем, и пламя свечи, бывало, совершенно неподвижно и отстраненно стоит в нем и глядит, как живое. Иной раз сторожихе холодно выходить, она фонарь зажжет, поставит на подоконник, а сама на поезд смотрит через застекленные сени. (Так-то они всегда обязаны выходить и фонарь в руке держать, когда провожают поезд.) Ясный «прозрачно-белый» всполох навстречу локомотиву, кивок-привет сверкающей линзы, а в ответ с поезда непременно короткий свисток…
Ручные флажки раньше тоже были не только красные и желтые, но еще и зеленые, пока зеленый цвет не стал цветом разрешения движения. Чтобы зря не утомлять обходчиков лишней ношей, заменили прежний зеленый флажок свернутым желтым (это также требовало от работника дороги, прежде чем поднять над головой сигнал, лишний раз хорошенько задуматься о его значении). А вот дежурные по станции всю жизнь провожали поезда не флажком, а ручным диском с черной каймой по белому кругу. И были дежурные с незапамятных времен, а именно с 1870 года, только в красных фуражках, отличаясь этим от всякого иного железнодорожного служителя. А придумано это было для того, чтобы дежурного по станции, как начальника движения, можно было издали отличить от всякого иного человека на станции. Более того: если дежурный выходил провожать поезд без красной фуражки, машинист ни за что не трогался с места, даже если прекрасно знал дежурного. Так что красная фуражка означает очень много. Между прочим, с появлением красной фуражки связано и появление известной эмблемы, в ту пору еще новой, а впоследствии ставшей прочным символом железной дороги — два распахнутых крыла на фоне колеса. У прочих служб до революции цвета фуражек различались не околышами, а выпушками: красная — движенцы и вагонники, зеленая — путейцы, синяя — тяга, желтая — телеграф. На общероссийской железнодорожной форме, принятой в 1878 году, на кокардах фуражек размещались гербы тех губерний, на которых работал служащий, а с 1890 года на фуражку наносится изображение ленты с названием дороги его службы.
Фонари до появления турбодинамо не столько светили в прямом смысле этого слова, сколько давали о себе знать затуманенными цветными пятнами, трепетавшими язычками керосинок или свечей… На паровозах царской поры огромные фонари, украшенные на курьерских машинах инкрустациями и вензелями, и переносные коптилки на буфере только обозначали ночью силуэт паровоза, но почти вовсе не освещали путь. «Вот как-то космато зачернел вдали паровоз, показался медленно идущий под его тяжкое дыхание страшный треугольник мутно-красных огней…» (И. Бунин «Жизнь Арсеньева», книга пятая). Порой бригада, прибыв в депо, с ужасом находила на окровавленном буфере паровоза… человеческие останки. Ночью кто-то шел, видать, по пути пьяненький — не заметили… А легенда о санях, которые прибыли на передке паровоза на конечную станцию вместе… с седоками, на железной дороге одна из самых старых и поразительных.
Когда появились на курьерских паровозах в 1910-х годах так называемые «американские фонари» — ацетиленовые, настоящие прожекторы, паровоз стал бить перед собой светом на целую версту. Совсем другая пора началась в локомотивном хозяйстве! Применение паровых динамо («турбинок») и электрического прожектора окончательно решило судьбу керосиновых коптилок на паровозах, которые с 1930-х годов ставились на них только как запасные. Борис Пастернак, когда писал «прожектор несся всей махиной на оглушенный виадук», имел в виду, конечно, электрический прожектор.
Отдельная железнодорожная поэма — сигнальные диски. Это один из самых старых сигналов чугунки. Есть уже известные читателю диски дежурного по станции, полудиски с сигналом для снегоборьбы перед переездами… А раньше еще были желтые диски «сквозного прохода», «постоянного уменьшения скорости», предупредительные перед семафором — железнодорожные «солнышки». Много встретит их, бывало, машинист за поездку! Зажмуримся и попробуем представить себе никогда не виденное…
Вот он видит на широкой полосе отвода низко лежащий у полотна зеленый огонь и плоское ребро: это ему показывает предупредительный диск, что входной семафор, впускающий на станцию, открыт. Ночью ребра диска не видно, виден лишь его огонь, а пока сумерки, различишь и хитроумную конструкцию устройства, и долгий ряд проволоки, столбиков и роликов, тянущихся со стороны станции. Если бы семафор впереди был закрыт, машинист увидел бы желтое «солнышко» диска с черно-белой каймой по краям и желтый фонарь. Но машинист хотя и подает могучий длинный гудок и в придачу ему короткий рявк, подтверждая на 20 километров округи свою бдительность и бессонное состояние, однако не спешит набирать скорость. Наоборот, пока перепуганное эхо дважды повторяет его свисток далеко в лесу, наплывая тревожным пологом на глушь и тишь, машинист сквозь гром тяги кричит помощнику: «Прикрой пока стокер!» Черный углепад в топку немного слабеет, хотя сверкающие кусочки-осколки еще продолжают валиться на туго натянутые струи пара и лететь в пылающий слой — иначе мигом упадет давление пара в котле. Еще неизвестно, будет ли пропускать их станция напроход (еще говорят — ходом) или поставят на скрещение. Так что пар терять пока рано. Сейчас за последней елкой появятся огни семафора: ну что — есть диск или нет? Есть! Под самым небом и проявившимися звездами ясно и мирно светит зеленый огонь, виден силуэт поднятого крыла — а ниже на изящной мачте семафора светится еще желтый глаз и виден круг диска, точь-в-точь такое же «солнышко», которое только что проехали — «диск сквозного прохода». Если бы этого диска не было и на мачте горел внизу зеленый, это означало бы: открыт выход со станции, можно ехать «напроход». Но нет, не повезло им. «Закрывайся!» — кричит помощнику машинист и подает три мощных многозначительных свистка (то есть воспринял он известие об остановке, и станционные труженики могут быть за это спокойны), закрывает одним рывком регулятор и тянет реверс на ноль. Помощник мгновенными крутящими движениями, как фокусник, останавливает стокер и закачивает в котел воду, иначе после такой форсировки может и предохранительные клапаны избытком пара посрывать. Паровоз сразу затихает, перестает содрогаться от тяги, и внятный перестук колес только подчеркивает оглушительность наступившей тишины.
Стрелочник на посту, покуривая, невозмутимо держит прямо перед собой развернутый желтый флаг. Он с ним вроде как одно целое. Впереди на перроне возле домика вокзала видны красный фонарик дежурного и широкий силуэт красной фуражки. Паровоз, весь в беспокойных вздохах и сопениях, еще не отошедший от перегонной стихии, гулко и жутковато прокатывается мимо дежурного, обильно и звучно цедит паром из спускных трубок, бросает мохнатыми «порциями» (высказывание А. А. Васильева) свербяще пахнущий дым, крадется к закрытому семафору, посылающему красную точку на фоне темнеющего неба и зари, появившегося света луны и лежащего горизонтально крыла. Машинист, проезжая мимо вокзала и сверху кивнув дежурному, уже не голосит, не ревет, а негромко, гармонично и легонько, музыкально, как бы примиренно возглашает свистком, словно аккуратный вокалист, три глубоких мажорных созвучия. А дежурный в ответ кивает разок фонариком с едва заметным жестом сожаления: дескать, что ж поделаешь, пропустил бы я вас ходом, да не вышло — навстречу идут поезда. В нужный момент машинист поворачивает ручку тормоза — вслед за оглушительным шипением крана с лязгом сцепок, скрипом и воем встает состав. Кондуктор на хвосте разворачивает сигналы, главный с первого вагона кричит дежурному: «Надолго?!» Дежурный в ответ один раз показывает ему руки крест-накрест: это значит — скрещение с одним поездом[65]. Машинист спускается с личным молоточком машину обстукивать-смотреть, помощник в топку глядит серьезно, изучает ее состояние, пока пламя стихло, — а навстречу такой же ФД, весь в паровых струях и тяжелом дыму, угольной пыли, забрызганный с дышел маслом, горбато и кособоко сбитый, словно недобрый трудовой мужик, со смотрящими фонарями и недвижным шлейфом пара над поездом идет на открытый семафор и торжествующе голосит сквозной проход. Когда встречный, напугав ужасным грохотом отсечки и долго стучащих колес состава, пройдет и рыдающе проревет на выходных стрелках, укрыв всю станцию паром, словно одеялом, дежурный откроет длинным рычагом семафор стоящему поезду — проволока пробежит от его рычага через всю станцию по особым роликам, крылышко быстро поднимется, и появится под ним зеленый огонь. Дежурный важно выйдет на перрон и с удовлетворением поднимет в сторону паровоза тот же фонарик с язычком керосиновой коптилки, напоминающий «летучую мышь», да только сигнал в нем переставит, покрутит колесико с цветными линзами — пододвинет к лампе зеленую, а не красную, — а это уже совсем иное значение сигнала. «Открыли!» — крикнет из будки помощник машинисту, который под вздохи воздушного насоса задумчиво оглядывает внизу, на земле, суровый глянец нагроможденных мускулов стали (он знает самочувствие своей машины, как живой; он заговорил бы с ней, а она, если знала бы речь, ответила ему). Помощник крутанет сифонный кран — и вот уже вновь паровоз горячо и страстно дышит во всю мощь ожившим жаром, звенит и плавится воздух над его трубой, нервно дрожит под топкой огненное сверкание на шпалах, до неба встает над станцией свежего пара сталактит… Кочегар устало и покорно подымется с «седушки», возьмет рукавички и опять, проваливаясь сапогами в угле, полезет, лязгая лопатой, на тендер, мрачный в слабеньком свете лампы, в своей совершенно твердой от изгари и сквозняков кепке, в грязной до непостижимости, но почему-то очень почтенно смотрящейся одежде…
Словом — безвозвратно ушедшая эпоха.
Читайте также
Запахи жизни
Запахи жизни Слушал господина, который другому говорил: «смешно, как они одинаково пахнут, горелым сквозь духи, все эти сухие хорошенькие шатеночки», и, как часто бывает, пошлость, неизвестно к чему относившаяся, крепко обвилась вокруг воспоминания, питаясь его
Звуки чугунки
Звуки чугунки Главнейшие из них: звук гудка, отсечка паровоза и стук колес. Это изображают дети до сих пор, когда играют в железную дорогу, хотя никогда не видели и не слышали звука живого паровоза — он с течением полутора веков стал символом, вошедшим в человеческий и
Цвета чугунки
Цвета чугунки Три основных цвета сигнализации — красный, желтый и зеленый. Это с детства знает каждый. Однако на железке такие цвета прижились сравнительно недавно, лишь в 1920-х годах. До этого красный свет действительно означал сигнал «стоп» (а если точно по инструкции: