Чем отпугивают птиц в аэропортах

Пушки, шары, ястребы и легавые. Как московские аэропорты борются с птицами

Авиакомпании давно жалуются на орнитологическую обстановку в российских аэропортах. Столкновения с птицами в российских аэропортах происходят гораздо чаще, чем в европейских или в США. Так, по данным Росавиации, в России в 2017 г. на каждые 100 000 взлетов и посадок случалось 3,7 столкновения с птицами, в США – 1,5.

15 августа при вылете из «Жуковского» самолет Airbus 321 «Уральских авиалиний» столкнулся со стаей чаек, которые забили оба двигатели, что привело к их отключению. Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, которым днем позже президент присвоил звания Героев России, посадили самолет с неработающими двигателями на кукурузное поле.

Это происшествие в очередной раз обратило внимание на орнитологическую проблему. «Ситуация в московских аэропортах лучше, а вот многие региональные аэропорты ведут эту работу для галочки», – говорит гендиректор авиакомпании Utair Андрей Мартиросов.

Чем опасны столкновения самолетов с птицами

«В большинстве случаев это не приводит к повреждению самолета. Но даже в этих случаях дальнейшие полеты судна возможны только после того, как сертифицированный специалист даст соответствующее заключение. А так как во многих аэропортах нет таких специалистов даже для самых распространенных моделей – Boeing 737 и Airbus 320, то самолет надолго выбивается из графика. Крупная птица может привести к серьезной вмятине в фюзеляже и повреждению крыла – это требует дорогостоящего ремонта. Если же птица попадает в двигатель, это может привести к его разрушению и остановке, что и произошло с лайнером «Уральских авиалиний», – объясняет топ-менеджер российской авиакомпании.

Наука отпугивания

«Орнитологическая служба «Домодедово» контролирует популяции птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него, несколько раз в день орнитолог осматривает всю площадь аэродрома и при необходимости спугивает птиц звуковыми эффектами. По периметру установлено стационарное оборудование для отпугивания», – рассказал представитель аэропорта.

Авиакомпании давно жалуются на стаи птиц в аэропортах

«Домодедово», «Внуково» и «Шереметьево» для отпугивания птиц используют несколько видов оборудования: пропановые пушки (за счет газа издает хлопки, которые слышны на расстоянии до 1 км), биоакустические установки (имитируют тревожные крики разных видов птиц, предупреждающие об опасности) и акустические установки, имитирующие звуки выстрелов.

Широко используют московские аэропорты и простые технические средства: зеркальные шары с глазами хищных птиц, имитации хищных птиц, блестящие ленты, пугала, говорит представитель «Внуково». «Шереметьево» использует в том числе 129 зеркальных шаров, специально доработанных по требованию аэропорта, говорит представитель «Шереметьево». В арсенале «Шереметьево» 41 противоприсадочная сеть и 900 противоприсадочных шипов – они не позволяет птицам садиться в пределах аэродрома, крепятся шипы также на зданиях и сооружениях аэропорта. На летном поле устанавливаются ловушки для ворон и голубей, для контроля за хищными птицами используются телеметрическое оборудование и датчики слежения, говорит представитель «Внуково».

Также используются подземные установки для отпугивания грызунов, которые служат пищей для пернатых, трава в окрестностях аэродрома скашивается до созревания семян, выявляются и засыпаются локальные понижения грунта, в которых может скапливаться вода, рассказывает представитель «Шереметьево». Дело в том, что даже крошечные водоемы и лужи могут привлечь водоплавающих птиц и ворон для водопоя, объясняет сотрудник крупной авиакомпании.

В СССР аэропорты для сокращения популяций птиц повсеместно использовали охотничьих ястребов. «Домодедово» и «Внуково» используют ястребов-тетеревятников и сейчас. «Внуково» также использует легавых охотничьих собак для поиска гнезд куропаток, перепелов, коростелей, вальдшнепов и бекасов. Ведется подсчет количества птиц и анализ их перелетов, говорит представитель аэропорта.

«По правилам, методы отпугивания нужно время от времени менять, так как непрерывное и слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность из-за привыкания птиц», – говорит представитель «Внуково».

«Отпугивание птиц – это комплексная системная работа, по сути, подотрасль науки орнитологии. Просто разогнать птиц с аэродрома недостаточно. Методы отпугивания постоянно совершенствуются. Поэтому чисто формальное соблюдение требований по орнитологическому обеспечению – установка чучел и отпугивателей – может и не срабатывать из-за привыкания птиц», – говорит Мартиросов.

Против свалок нет приема

Важный фактор риска – свалки, на которые сами аэропорты повлиять не могут. Но при этом аэропорты отвечают за орнитологическое обеспечение полетов. Поэтому они обязаны через правоохранительные органы добиваться закрытия свалок, говорит топ-менеджер российской авиакомпании. А так как незаконные свалки существуют благодаря коррупции и попустительству чиновников или силовиков, добиться результата очень сложно.

Свалки привлекают чаек и ворон, хотя вороны как самые умные птицы реже всего попадают под самолеты, говорит сотрудник крупной авиакомпании.

«Предположение о том, что причиной жесткой посадки самолета вблизи аэропорта «Жуковский» стали окрестные свалки, на которых обитают чайки, ошибочно. Ближайший к месту посадки полигон – «Сафоново», он расположен в 14 км. Полигон закрыт в 2012 г., отходы туда не завозятся много лет, кормовой базы для птиц нет. Полигон укрыт грунтами и безопасен», – заявил «Ведомостям» сразу после инцидента с самолетом «Уральских авиалиний» министр экологии и природопользования Московской области Дмитрий Куракин.

Но уже вечером 15 августа Росприроднадзор сообщил, что в 2 км от «Жуковского» есть несанкционированная свалка. Компания «Вымпел К» несколько раз штрафовалась за создание свалки, но штрафы не платила, а свалка продолжает существовать, сообщило ведомство.

«По авиационным правилам, нельзя размещать объекты выбросов и размещения отходов, животноводческие фермы, скотобойни и т. п. ближе чем в 30 км от аэродрома в полосах воздушных подходов и ближе 15 км вне полос», – напоминает научный руководитель АНО «Равноправие» Наталья Соколова. Но по факту в 15-километровой зоне от московских аэропортов и военных аэродромов Московской области размещают отходы, зачастую на несанкционированных свалках, добавляет она.

В каких аэропортах птицы чаще всего попадают в самолеты

2017 и 2018 гг. были рекордными по количеству столкновений с птицами в России – 1036 и 1021 случай соответственно, по данным Росавиации. В первом полугодии 2019 г. столкновений было уже 556 – на 20% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

В 2017 г. больше всего столкновений с птицами было в крупнейших российских аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово» (126 и 66). Следом идут «Пулково» и «Внуково» (59 и 46). Но если соотнести количество столкновений с частотой полетов, то хуже всего ситуация обстояла в аэропортах Абакана, Астрахани, Минеральных Вод, Махачкалы.

А самыми безопасными с точки зрения столкновений с птицами из крупных аэропортов в 2017 г. были аэропорты Красноярска (шесть случаев), Сочи и Новосибирска (по семь).

Источник

Как аэропорты защищают самолеты от столкновений с птицами

Птицы представляют серьезную угрозу для воздушных судов, как во время полета, так и на взлетно-посадочной полосе. К сожалению, столкновение с пернатыми не редкость в гражданской авиации, а ежегодный ущерб мировых авиакомпаний от подобных происшествий, по оценкам экспертов, составляет более 1 миллиарда долларов в год.

Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть фото Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть картинку Чем отпугивают птиц в аэропортах. Картинка про Чем отпугивают птиц в аэропортах. Фото Чем отпугивают птиц в аэропортах

Существует даже специальное направление в науке — авиационная орнитология, которая изучает закономерности столкновения авиалайнеров с птицами, а также биологические и технологические способы борьбы с подобными происшествиями. Согласно российскому и международному законодательству, за безопасность воздушных судов отвечают специальные службы аэропортов.

Для отпугивания птиц используют биоакустические установки, которые размещают по периметру аэропортов. Подобные установки воспроизводят голоса нескольких видов птиц и обеспечивают защиту территории в радиусе 220 метров.

На вооружении аэропортов также состоят пиротехнические средства. Это всевозможные хлопушки, отпугивающие птиц резкими звуками, но не причиняющие им вреда. А в периоды наибольшей активности пернатых самолеты в пределах взлетно-посадочной полосы перемещаются с включенными фарами, для дополнительного обеспечения безопасности.

Интересно, что, помимо технических средств, отпугивать неразумных пернатых помогают хищные птицы. Например, в число сотрудников «Домодедово» и «Внуково» входят специально обученные соколы и ястребы. Такая же практика существует и в аэропорту Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Нью-Йорка, Антверпена, а также во многих других городах по всему миру.

А в аэропорту Амстердама и некоторых других населенных пунктов птиц отпугивает беспилотник в образе хищной птицы, который патрулирует воздушную гавань круглосуточно.

За рубежом популярным помощником в борьбе с подобными авариями являются специально обученные собаки, например, породы бордер-колли. Сотрудники аэропорта с собаками постоянно патрулируют территорию, отгоняя пернатых, что имеет высокую эффективность. Так, благодаря служебным собакам, военный аэродром в штате Делавэр (США) почти в два раза сократил расходы на ремонт техники и оборудования, пострадавшего в результате столкновения с птицами.

Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть фото Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть картинку Чем отпугивают птиц в аэропортах. Картинка про Чем отпугивают птиц в аэропортах. Фото Чем отпугивают птиц в аэропортах

Одним из обязательных условий по сокращению числа случаев столкновения с птицами является удаление свалок на значительное расстояние от аэропортов, так как места хранения отходов — это, как правило, кормовая база для птиц.

Такое разнообразие способов борьбы с пернатыми связано с тем, что ни один из них не дает 100% эффективности. Несмотря на принимаемые меры, количество столкновений с птицами ежегодно возрастает, вслед за увеличением мировых объемов авиаперевозок.

Источник

Как обезопасить аэропорты от птиц

После жесткой посадки самолета Airbus A321 «Уральских авиалиний» на кукурузное поле в Подмосковье из-за столкновения со стаей чаек орнитологи предложили составлять для каждого аэропорта специальный «цифровой паспорт». В нем будут отмечать численность и виды птиц, обитающих вблизи аэропорта, а также наличие озер, рек и мусорных полигонов в окрестностях. Выясняем, как авиагавани защищаются от пернатых сегодня и что нужно делать для улучшения безопасности полетов.

Каждому аэропорту по базе

Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть фото Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть картинку Чем отпугивают птиц в аэропортах. Картинка про Чем отпугивают птиц в аэропортах. Фото Чем отпугивают птиц в аэропортах

Фото: ТАСС/DPA/Arne Dedert

Руководитель отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов предложил создать индивидуальные цифровые базы данных для каждой авиагавани, где будет содержаться информация, необходимая для их эффективной защиты от пернатых. По словам эксперта, это нужно для того, «чтобы понять особенности и характер опасности, которые создают птицы на конкретном аэродроме».

«Учет многолетних случаев столкновения с птицами, которые происходили на аэродроме и в его районах, вся информация о птицах с течением разных сезонов, времени суток. Перечень всех документов, которые были изданы и реализованы в рамках этого аэропорта», – пояснил специалист Москве 24.

Кроме того, в базе данных, которую смогут использовать сотрудники аэропорта, должно быть указано наличие в округе крупных и мелких рек и озер, морских побережий, характера растительности, урожайность семян, а также прописано, если вокруг аэропортов есть несанкционированные свалки, мусорные полигоны и прочее.

Сейчас на аэродромах используют комплексы биоакустического оборудования, которые имитируют звуки и крики хищных птиц, шумовые установки, отпугивающие птиц имитацией звуков выстрелов, и другие приборы. Также на аэродромах отпугивают с помощью ловчих птиц – соколов и ястребов, рассказывает эксперт.

При этом, по словам Рыжова, использовать конкретное оборудование необходимо только после глубокого анализа пернатых обитателей окрестностей аэропорта.

«Если говорить о чайках, то в Подмосковье обитают целых три вида чаек, которые отличаются по размерам, весу, окраске, деталям поведения. Не понимая, с кем мы боремся, невозможно построить эффективную систему предотвращения столкновений», – подчеркнул собеседник Москвы 24.

Между тем глава комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко поддержала создание в столице центра по обучению хищных птиц борьбе с чайками в аэропортах.

Почему произошел инцидент с Airbus A321?

Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть фото Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть картинку Чем отпугивают птиц в аэропортах. Картинка про Чем отпугивают птиц в аэропортах. Фото Чем отпугивают птиц в аэропортах

Фото: Агентство «Москва»/Андрей Никеричев

Заслуженный пилот России Юрий Сытник пояснил Москве 24, что птиц к аэропорту могло привлечь в том числе желание погреться. «Как правило, птицы всегда в районах аэродромов и скапливаются, потому что там теплая полоса. Они греются на ней, садятся и в темное время суток», – рассказывает он.

«Потом, как правило, недалеко от аэродромов какие-то свалки находятся, отходы туда выбрасываются. Птицы там питаются, поэтому часто бывают столкновения с ними», – пояснил Сытник. В свою очередь, Минприроды РФ уже потребовало проверить все свалки в районе аэропорта в Жуковском.

Зампредседателя правительства Московской области, министр экологии и природопользования региона Дмитрий Куракин рассказал, что самые рисковые зоны около аэродрома были осмотрены. При этом, подмосковные власти не зафиксировали «орнитологической аномалии» в районе аэропорта Жуковский, где аварийно сел самолет.

Он добавил, что в ближайшее время власти Подмосковья ускорят работу по улучшению экологической обстановки на берегах озера Глушица, где ранее была незаконная свалка. Хотя ее закрыли в 2017 году, остатки ее деятельности сохранились, отметил министр.

Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть фото Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть картинку Чем отпугивают птиц в аэропортах. Картинка про Чем отпугивают птиц в аэропортах. Фото Чем отпугивают птиц в аэропортах

Территория возле озера Глушица рядом с аэропортом Жуковский в Подмосковье. Фото: Агентство «Москва»/Андрей Никеричев

А заслуженный военный летчик, генерал-майор Владимир Попов сделал предположение, что птицы могли не среагировать на оборудование, которое их отпугивает, так как пернатые довольно быстро привыкают к меняющимся условиям обитания.

«Перед полетами, например, пропускают пожарные машины, которые включают сирену, световой сигнал, пускают струи воды. Это отпугивает птиц или дезорганизует. И они отлетают на какое-то время, допустим, с мест гнездования или вообще уходят на время из района полетов. Но потом к этим техногенным особенностям птицы привыкают. Поэтому приходится все снова повторять и изыскивать новые методы и способы обеспечения орнитологической безопасности», – добавил Попов.

По словам руководителя отраслевой группы авиационной орнитологии Сергея Рыжова, также важно соблюдать рекомендации, чтобы птицы не привыкали к этим отпугивающим средствам.

При этом в летно-исследовательском институте имени Громова, который отвечает за систему отпугивания птиц в аэропорту «Жуковский», сообщили, что все оборудование находилось в рабочем состоянии. В том числе взлетно-посадочная полоса перед вылетом самолета «Уральских авиалиний» была осмотрена на предмет отсутствия птиц.

Орнитолог, кандидат биологических наук Виктор Зубакин считает, что чайки могли столкнуться с самолетом во время «кочевки к югу».

«Вполне возможно, что это залетевшие к нам на пути миграции северные птицы. Они сейчас собираются в стаи и могут в таких местах отдыхать. Взлетная полоса – это ровное и открытое пространство, где они могут сесть. Птицы слышат самолет, начинают взлетать, но скорость у самолета велика, они не успевают взлететь и улететь в сторону», – пояснил эксперт.

А пилот, который также в своей практике имел опыт столкновения самолета с чайками, заслуженный работник транспорта России Альфред Малиновский рассказал телеканалу Москва 24, что чайки из-за человеческого воздействия поменяли ареал своего обитания.

При этом эксперт Сергей Рыжов считает, что авария с птицами не могла произойти из-за климатических изменений. «Мне приходилось слышать мнение зарубежных коллег, что из-за изменения климата начинает расти численность пернатых, которые представляют угрозу для полетов самолетов, но, я думаю, что об этом говорить рано», – пояснил Рыжов Москве 24.

«Такой защиты нет и быть не может. Как может какая-то защита располагаться прямо перед двигателем? Воздухозаборник нельзя перекрывать, все самолеты в мире так летают», – считает собеседник Москвы 24.

Источник

Angry birds: птицы против самолетов. Как устроена работа орнитологической службы в аэропорту?

Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть фото Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть картинку Чем отпугивают птиц в аэропортах. Картинка про Чем отпугивают птиц в аэропортах. Фото Чем отпугивают птиц в аэропортах

Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть фото Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть картинку Чем отпугивают птиц в аэропортах. Картинка про Чем отпугивают птиц в аэропортах. Фото Чем отпугивают птиц в аэропортах

Ежедневно в небо над нами взлетают около 100 тысяч самолетов, а количество людей, ежеминутно находящихся в воздухе, сопоставимо с населением большого города. Количество авиаперевозок увеличивается каждый год. По прогнозам экспертов, в среднем количество пассажирских перевозок будет увеличиваться ежегодно на 4,7 %. К 2022 году их объем в России вырастет на 15 %, а в развивающихся странах Африки может удвоиться. Небо не такое уж и бескрайнее, как кажется. Железные птицы все больше вытесняют из воздушного пространства птиц живых.

По приблизительным подсчетам, сейчас на планете обитают свыше 100 миллиардов пернатых (это около 25 птиц на каждого человека). Вычтем из этой суммы пингвинов, страусов, киви, прочих нелетающих и те виды, которые предпочитают жить вдалеке от воздушных трасс и населенных пунктов. И все равно получится, что десятки миллионов наших крылатых соседей по планете ежедневно находятся в полете. Для того чтобы избежать конкуренции за место в небе и обезопасить каждый ваш перелет, трудятся тысячи профессионалов. И среди них не только люди.

Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть фото Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть картинку Чем отпугивают птиц в аэропортах. Картинка про Чем отпугивают птиц в аэропортах. Фото Чем отпугивают птиц в аэропортах

Птичий урон: сколько тратят авиакомпании на птичьи повреждения?

Более 1,2 миллиарда долларов каждый год тратит мировая коммерческая авиация на ремонт самолетов, незапланированные посадки и повторные взлеты, произошедшие в результате столкновений с птицами. В базе данных Международной организации гражданской авиации (ICAO) ежегодно фиксируется около пяти тысяч столкновений летательных аппаратов с птицами по всему миру.

В нашей стране авиакомпании до недавнего времени собирали информацию лишь о случаях, которые привели к серьезным повреждениям самолетов и вертолетов, теперь же записывают любые столкновения — их в год бывает примерно 700–1 000. В результате 110 из них в 2017 году воздушные суда получили повреждения. В 2016-м таких инцидентов было на 28 меньше. Тенденция понятна.

Один из знаменитых братьев Райт, Орвилл, еще в 1905 году обратил внимание на эту проблему. Пионер авиации во время одного из тестовых полетов над кукурузным полем влетел в стаю птиц, которые сильно ударялись о самолет. Первое же серьезное авиационное происшествие по причине столкновения с птицами случилось семью годами позднее. Во время испытания нового самолета над океаном в Калифорнии в него врезалась чайка и повредила тросы управления. В результате летательный аппарат упал в воду, и пилот, к сожалению, скончался.

Авиакатастрофы по вине птиц до конца 50-х годов прошлого века отмечались лишь эпизодически, поэтому никому в голову не приходило придавать этому большое значение. Но технический скачок последующих десятилетий сильно усугубил ситуацию. Во второй половине XX века самолеты стали гораздо крупнее, быстрее, бесшумнее — и их стало гораздо больше. Количество авиационных инцидентов с участием птиц сильно возросло, потому что пернатым стало труднее вовремя замечать приближение летающих машин и уходить от столкновения на большой скорости. Тогда-то и придумали длинный термин «орнитологическое обеспечение безопасности полетов».

Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть фото Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть картинку Чем отпугивают птиц в аэропортах. Картинка про Чем отпугивают птиц в аэропортах. Фото Чем отпугивают птиц в аэропортах

Правда, столкновения птиц и самолетов — большая редкость

Несмотря на обилие серьезных цифр в начале статьи, главная ее мысль заключается в том, что катастрофы по вине птиц очень редки. Если позволите еще одну статистическую выдержку, то на миллиард летных часов приходится лишь одна катастрофа. Все совсем не так страшно, как в фильме Хичкока (хотя и там не страшно), и птицы целенаправленно не мстят людям, вторгающимся в их пространство. Хотя это голословное утверждение, поскольку мы не смогли расспросить ни одного голубя о его отношении к самолетам.

Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть фото Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть картинку Чем отпугивают птиц в аэропортах. Картинка про Чем отпугивают птиц в аэропортах. Фото Чем отпугивают птиц в аэропортах

Кстати, лишь небольшая часть (около 16 %) столкновений с птицами происходит на крейсерской высоте (не каждая птица заберется выше шести тысяч метров — чемпионы тут гуси, лебеди, аисты, журавли и грифы). Остальные 84 % случаев происходят не выше 300 метров от земли, то есть при взлете и посадке в зоне аэропорта.

Почему птицам нравятся аэропорты?

Как бы странно это ни звучало, но аэродромы очень привлекательны для птиц. Летное поле и окружающее его пространство обычно засеяны травой, а это своего рода супермаркет для птиц. Одни из них питаются семенами растений, другие ловят размножающихся здесь насекомых, дождевых червей и грызунов. Во многих городах по странному стечению обстоятельств неподалеку от аэродромов располагаются свалки, которые, в свою очередь, тоже привлекают пернатых. Так что птиц в районе воздушных гаваней всегда много, особенно осенью и весной в период миграции и в конце лета, когда птенцы покидают гнезда и учатся летать.

Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть фото Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть картинку Чем отпугивают птиц в аэропортах. Картинка про Чем отпугивают птиц в аэропортах. Фото Чем отпугивают птиц в аэропортах

Пушки, музыка русских рэперов (шутка) и «орлиный глаз»: как в аэропортах отпугивают птиц

В каждом крупном аэропорту мира существуют специальные службы, которые организуют работу по орнитологическому обеспечению безопасности полетов: отпугивают, отлавливают, а иногда и отстреливают птиц. Это могут быть и работники службы безопасности полетов, и служба движения, и пожарные команды, даже начальник аэропорта, но часто для этих нужд привлекают профессиональных орнитологов. В их арсенале десятки различных испытанных средств и методик.

Самое популярное устройство — биоакустические системы. Это, по сути, мощные колонки, которые проигрывают все альбомы русских рэперов на репите, от звука которых все живое в радиусе нескольких километров приходит в панику и старается поскорее покинуть территорию. Птаха сразу вспомнился. Простите, не удержался. На самом деле эти системы воспроизводят голоса хищных птиц и тревожные крики других пернатых. Такой сигнал способен распугать стаи в радиусе около 500 метров от аэропорта. Вы могли слышать такие записи на вокзалах и около некоторых станций метро, с их помощью оберегают фасады памятников архитектуры от вездесущих голубей (а точнее — их помета).

Также в списке маст-хэвов значатся газовые пушки. Они с определенной периодичностью производят хлопок громкостью до 150 децибел, имитирующий выстрел. Пропановые отпугиватели, как их еще называют, — экологически безопасное и действенное средство. Они эффективно отпугивают охотничьи виды птиц (уток, гусей), не понаслышке знакомых с этим опасным звуком.

Используют и разнообразные пугала. Как классические, в виде человеческих фигур, так и необычные — вроде больших надувных шаров с нарисованными крупными и яркими глазами хищных птиц. Яркие оттенки в природе являются сигналом опасности, поэтому сами шары также делают насыщенного цвета. Инстинкт самосохранения не позволяет птицам приближаться к таким пугалам на расстояние видимости.

Кстати, на коках двигателей самолетов вы наверняка замечали спиралевидный рисунок. Это не для красоты. Узор условно именуют «орлиным глазом», который, по мнению орнитологов, при вращении производит визуальный эффект, отпугивающий птиц. Ну и помогает наземному персоналу определить, что двигатель включен, дабы никого не засосало в турбину.

Применяются разнообразные ловушки и сети. Не переживайте, попавших в них птиц потом выпускают далеко за пределами аэропорта. А еще ультразвуковые и лазерные установки, воздушных змеев, фейерверки, оптический гель, трещотки и иногда даже тушки мертвых представителей орнитофауны. На заборах и крышах сооружений устанавливают различные преграды, не позволяющие птицам садиться на них и тем более вить гнезда. А на бортах самолетов размещают локаторы, способные обнаруживать приближение стай птиц, что позволяет автопилоту своевременно изменять курс воздушного судна.

Но птицы привыкают ко всему. Кроме реального хищника

Но, несмотря на обилие ухищрений, живущие рядом с аэропортом птицы со временем привыкают не только к шуму самолетных двигателей, но и к хлопкам пропановых пушек и записям тревожных сигналов сородичей из колонок. Только появление живого хищника вызывает у них реальный страх и вынуждает, сверкая хвостовым оперением (не пятками же), покинуть место дислокации. Заметив ястреба, сокола или сову, многие другие птицы стараются оставить территорию. Например, в аэропорту Домодедово в роли блюстителей безопасности полетов, кроме людей, ежедневно дежурят несколько ястребов-тетеревятников. Почему не сапсаны, спросите вы? Они же, мол, не только от Питера до Москвы за четыре часа могут домчать, но и самые быстрые птицы на планете! А дело в том, что соколы настолько крутые, что не очень интересуются мелкими птицами, которых чаще всего и нужно разгонять. Кроме того, их стиль охоты подразумевает подъем на довольно большую высоту, что само по себе может помешать движению самолетов. Поэтому выбор пал в первую очередь на тетеревятников. При этом самок берут охотнее, поскольку они крупнее. Половой диморфизм, ничего не попишешь.

Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть фото Чем отпугивают птиц в аэропортах. Смотреть картинку Чем отпугивают птиц в аэропортах. Картинка про Чем отпугивают птиц в аэропортах. Фото Чем отпугивают птиц в аэропортах

Куриная пушка. В 1950-х год компания de Havilland разработала оригинальную конструкцию пневмопушки для тестирования столкновения с птицами на высоких скоростях. Она была названа «куриной пушкой» благодаря снарядам, которые использовала. Тушками куриц обстреливали двигатели, стекла и другие части самолета, а высокоскоростные видеокамеры снимали этот процесс. Позже все детали и записи тщательно изучали. Существует легенда, что однажды такую пушку сдали в аренду железнодорожному агентству для проверки нового скоростного поезда. После тестового выстрела тушка бройлера прошла сквозь особо прочное лобовое стекло локомотива, приборную панель, кресло машиниста и застряла в задней панели кабины. Удивленные железнодорожники послали в de Havilland запрос, подкрепленный всеми характеристиками стекла и рамы с мольбой помочь в устранении недочетов. В ответ они получили всего два слова: «Разморозьте курицу».

Профессиональные кадры обычно растят прямо на рабочем месте, чтобы птицы сызмальства (ах, как приятно доставать такие слова к месту из пассивного запаса) не боялись громких звуков аэропорта. Ястребят в возрасте трех-четырех месяцев берут из питомника (реже из дикой природы) и по особой системе тренируют порядка двух месяца. По принципу эта дрессура похожа на ту, что применяется в соколиной охоте, но имеет определенные поправки.

В задачи хищника не входит ежедневный отлов нескольких десятков птиц, это попросту ни к чему. Да и после первой удачной охоты птица наестся и потеряет стимул к работе (прямо как вы после обеденного перерыва). Кроме того, дрессировка птиц — это совсем не то же самое, что дрессировка собак. У пернатых не возникает такой сильной эмоциональной привязанности к человеку — все действия больше подчинены принципу взаимовыгоды. Ты летаешь над аэропортом весь такой опасный, пугаешь мелюзгу всякую, а потом получаешь за это вкусное перепелиное мясо из рук орнитолога. Мясо вороны, во-первых, не такое вкусное (это не я говорю, это наблюдение орнитологов за реакцией подопечных), а во-вторых, за вороной еще надо погоняться. Так что люди и ястребы в какой-то момент просто решают, что их обоих устраивает сотрудничество и так всем будет лучше. Присутствия хищника в зоне аэропорта уже достаточно, чтобы значительно уменьшить число гнездящихся птиц в округе. Кстати, в некоторых аэропортах мира функцию хищных птиц выполняют собаки. Фас гулю!

Кроме собственно отпугивания птиц, орнитологическая служба аэропорта проводит и профилактическую работу: выявление стихийных свалок на прилегающих территориях, осушение болот, вырубка кустарников, сбор и анализ данных об орнитологической обстановке для предупреждения диспетчеров и экипажей о возможной опасности, проведение лекций для пилотов и так далее. В общем, делает все возможное, чтобы избежать встречи птиц и самолетов в небе над аэропортом.

Несмотря на то что самолеты являются самым безопасным видом транспорта, о чем уже сказано миллионы раз, многие люди до сих пор боятся летать. Повторимся: совершенно зря! Надеемся, после прочтения этой статьи ваш следующий полет пройдет в атмосфере спокойствия, поскольку теперь вы знаете, что ваша безопасность находится в надежных руках, лапах и крыльях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *