Чем отличаются звуки речи и буквы
Соотношение букв и звуков — основные правила
Звуки и буквы в русском языке
Звуки изучаются в разделе фонетика. В младших классах ученики проходят базовый материал, где знакомятся с понятием звуков и их признаками. Более углубленное изучение звуков преподают в средней и старшей школе.
Звуки и слова выступают главной единицей языка. Благодаря звукам мы можем отличить одно слово от другого, не смотря на то что они не выражают никакого значения.
В словах разное количество звуков (спирт — спит), отличается их набор (бровь — морковь) и последовательность (нос — сон).
Соотношения звуков и букв, их основные особенности
Буквы и звуки легко отличаются друг от друга. Буквы — это то, что мы можем написать, нарисовать, увидеть: Р, Ш, К, А, Л, У. Основная функция букв — переводить устные слова в письменные.
Звуки мы произносим и слышим. В письменном виде они отображаются в виде транскрипций: [л] [р] [д].
Общее число букв в русском языке — 33, а звуков — 42.
Звуков больше по той причине, что не для каждого из них есть соответствующая буква.
Одна буква может включать в себя два звука или, наоборот, ни одного. Примеры: ё[йо]ж, отмерь[р’].
Как подразделяются звуки речи
Звуки разделяются на согласные и гласные в зависимости от их голосового использования.
Для гласных характерно свободное произношение, рот открывается широко.
Когда произносятся согласные, то воздух во рту не идет так свободно, а встречает препятствия: небо, зубы, губы, язык. При произнесении [п] губы нужно тесно сжать, а при [ф] образуется цель между зубами. Каждый согласный звук сопровождается характерным шумом.
Мягкие гласные
Некоторые гласные буквы, такие как Е, Ё, Ю, Я, обозначают два звука в следующих случаях:
Согласные звуки
Согласные звуки разделяются на следующие категории:
Всегда твердыми являются звуки: [ц] [ж] [ш].
Всегда мягкие: [ч’] [щ’] [й’].
Звонкие непарные: [й] [л] [м] [н] [р].
Парные звуки
Звонкие:
Какие буквы не обозначают звуков
Есть буквы, не обозначающие никаких определенных звуков. Их наличие/отсутствие может полностью изменить сам смысл слова.
К таким буквам относятся «Ь» и «Ъ». Их функция — указать правильное произношение слова.
«Ъ» и «Ь» не являются новыми буквами. Они были известны еще в древнерусском языке. Однако «Ь» читали как «и», а «Ъ» — «ерь» и она звучала как [о].
Мягкий знак
На примере написания «Ь» можно увидеть, как меняется смысл слова. Эта буква необходима для придания мягкости предыдущей согласной букве: мель, тюль, тюльпан, гладь.
Твердый знак
«Ъ» так же, как и «Ь», выполняет только функцию разделения: сел — съел. Как мы видим, смысл слова меняется кардинально. Разница с «Ь» в том, что «Ъ» ставится после приставок после согласных и перед гласными: я, ё, ю, е. Примеры: предъявить, съязвить, объявить.
Чем отличается буква от звука: описание и различия
Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. Букву нельзя произнести или услышать, ее мы можем только написать. Одна буква может обозначать один или несколько звуком, именно поэтому звуков в русском языке больше, чем букв. В русском алфавите 33 буквы, две из них не обозначают звуков, они лишь помогают другим буквам смягчить звук или сделать его твердым.
Стоит запомнить, что буквы сами по себе не имеют никакого значения. Это просто обозначения, можно даже сказать символы, придуманные для того, чтобы записывать звуки на бумагу. Буквы не делятся на гласные, глухие, мягкие, все эти характеристики относятся к звукам. Поэтому, прежде чем обучать своего ребенка алфавиту, стоит задуматься над тем, а верно ли Вы понимаете значение звуков и букв. Ведь некоторые родители, сами того не желая, неверно обучают детей из-за чего потом возникает путаница в головах маленьких учеников.
Буквы русского языка
Придя в школу, они узнают о том, что буквы сами по себе ничего не значат и произнести их нельзя. Возникает множество вопросов относительно того, что такое звуки и откуда они взялись, ведь в алфавите учили буквы, а оказалось, что без звуков их произносить нельзя. Ведь взрослые понимают все эти тонкости на подсознательном уровне, а детям так тяжело разобраться во всей этой путанице.
Звуки
Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а записываются при помощи специального знака – транскрипции « […]». Звуки различают: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
В некоторых словах звук полностью соответствует написанной букве, т.е. т — [ т ], к — [ к ] и т.д. В других словах одна и та же буква может произноситься и слышаться по-разному. Есть также такие слова, где написанные буквы как бы выпадают при произнесении. Это значит, что на письме они есть, но не произносятся в речи. Встречаются такие случаи, когда сочетание двух или нескольких букв дает всего один звук. И, наконец, есть такие буквы, которые объединяют в себе сразу два звука. Это такие буквы как: ю, я, ё, е, й.
Итоги
Можно сделать вывод о том, что существовать звуки без букв не могут как и буквы без звуков. Нам необходимо не только слышать, но и видеть текст. Маленькие дети сначала учатся говорить, т.е. произносить звуки, а уже потом их учат записывать то, что они сказали, т.е. делать графические записи произнесенных звуков. Иногда детям сложно понять разницу между буквой и звуком, для облегчения существует транскрипция, в которой слово расписывается по звукам. Это значит, что каждая буква записывается в соответствии с тем звуком, которые мы слышим в речи. Тогда детям становится проще увидеть тонкую грань между буквой и звуком.
Звуки и буквы не могут существовать поодиночке. Нет смысла в написании букв, если произнести их нельзя, да и какой смысл, в произнесении, если записать сказанное было бы невозможно.
ЗАПОМНИТЕ, что, обучая своих детей, лучше не вводить их в заблуждение непроверенной информацией. Ведь ребенок хорошо усвоит тот материал, который Вы ему преподнесете, и потом будет сложнее переучиться и привыкнуть к новым понятиям и правилам. Поэтому, лучше несколько раз перепроверить информацию, которой Вы хотите поделиться с ребенком, чтобы в будущем избежать проблем с освоением нового материала.
Русский язык
А Вы уже инвестируете?
Слышали про акцию в подарок?
Зарегистрируйся по этой ссылке
и получи акцию до 100.000 руб
План урока:
Дорогие друзья, приглашаем вас отправиться в удивительное путешествие по морским просторам. Впереди нас ждут интересные приключения и новые открытия. Полный вперед!
Буквы в русском языке
Наш корабль взял курс на остров «Буквоежка». Посмотрите, кто нас встречает! Будьте внимательны, что за знаки нарисованы на этих морских жителях?
Ответ: это дельфины, на них написаны буквы. А это значит, что мы сегодня изучаем буквы!
В русском языке всего 33 буквы, которые в совокупности составляют алфавит. Каждая буква обозначает определенный звук.
Буква – это символ, графический знак, который используется в письменности. Буквы нужны для того, чтобы отобразить все звуки на письме. Все слова состоят из букв. Буквы выглядят так: А, О, И, Р, З,Ж, К.
Прочтите стих! Правильно ли брат рассказал своей сестре, что такое буква?
Сестра учится писать,
Только ходит в детский сад.
Как-то раз ко мне пришла,
И тетрадку принесла:
«Милый брат! Мне помоги
И о буквах расскажи,
Я страдаю, что за знак,
Не пойму его никак!»
Взяли мы карандаши,
Говорю: «Садись, пиши.
Это буква – закорючка,
Это вот – чудная штучка,
Буквы – знаки для письма,
Но сестричка не отстала,
С букварем вновь прискакала:
«Братик, милый, покажи,
Букву А мне напиши!»
Вот уж тридцать дней подряд,
На самом деле, звуков больше, чем букв. А два звука: Ъ и Ь знаки – не называют звук, они служат для обозначения мягкости или твердости.
Итак, мы отправляемся на остров, где изучим буквы русского языка.
И он уже виднеется вдалеке!
Внимательно рассмотрите картинку.
На этом острове живут буквы. Дружные согласные. Есть и малыши крикливые, гласные, такие, которые голос всегда поднимают: «Оооо, ааа, ээээ!» Но с нашим приездом буквы попрятались. Догадайтесь, какие буквы можно отыскать на картинке?
Ответ: буквы в надписи-о,с,т,р,в,б,у,к,е,ж,к,а; буквы в названиях – ч – черепаха, ц-цветы, я-яйца, п-пальма, песок, к – кокос.
Запомните, ребята, все буквы алфавита делятся на две группы:
Полезный совет
Многие ребята путают согласные и гласные. Для того чтобы их отличать, нужно выучить все буквы русского алфавита. Вам поможет таблица, созданная своими руками. Нарисуйте все буквы и приклейте их на стену. Каждый день повторяйте их и тогда вы точно не перепутаете гласные с согласными.
Поиграем с островитянами! Назовите все буквы, которые здесь спрятались.
Ответ: я, е, и, г, у, ю, э, с, ф, м, к, д, в, е, б, ы, ь, ъ, з, х, о, ч, а, л, р, ш, щ, ц, п.
Пожелаем жителям острова всего самого доброго и отправимся к их соседям – звукам!
Вперед, по волнам, к острову «Звукослов»
Что такое звуки?
Этот остров очень загадочный. Что там видится на облачках?
Каждая буква называет звук. Буква Э, называет звук [Э]. Однажды ученые задумались, а как записать звук на письме, если мы его только слышим? И тогда были придуманы специальные правила записи звука – графическое начертание того, что мы говорим.
Ребята, посмотрите на эти правила и запомните их.
Звук в квадратной скобке пишем.
Так, как мы его услышим. А = [а]
Буква мягкой может быть,
Когда нежнее чуть звучит.
Перед «я» [м ‘] мягкой стало.
Сверху ставьте запятую,
Маленькую и простую.
Буквы встали в слово в ряд,
Но совсем не так звучат.
В слове «пою» мы [а] услышим,
Но с буквой «о» ее запишем.
Звук – это то, что мы слышим. Можно назвать разные виды звуков – жужжание, стук, мелодия. В русском языке это понятие связано с речью, когда мы произносим вслух букву, так получается звук.
Выделяют гласные и согласные звуки.
Гласные звуки
Произношение русских гласных звуков отличается тем, что поток воздуха, при выдохе и произношении того или иного звука, не встречает препятствий во рту.
Проговорите: «Ииии». Звук свободно проходит, звучит только наш голос. В русском языке существует шесть гласных звуков: а, о, у, и, ы, э.
Эти звуки называют десять гласных букв.
Задание
Назовите гласные звуки в этих словах, укажите, сколько гласных звуков в слове.
Итак, гласных звуков – шесть, они произносятся на одном выдохе и без препятствий во рту.
Согласные звуки
На острове рядом с согласными дружно живут согласные звуки. Посмотрите на эти буквы. Произнесите их вслух. Подумайте, а какое препятствие во рту они встречают?
Ответ: воздух проходит через сомкнутые губы.
Этим согласные отличаются от гласных, при произношении звуков воздух как бы запинается о губы, небо, язык.
Какое слово загадано в стихе? Угадай!
Согласный звук – его скажи,
На выдохе произнеси.
Сквозь зубы воздух шел уже.
А после подоспела «В»,
И губы помогают мне.
Их трубочкой сверну,
И громко букву «У» скажу.
Запнется буква «К» вдали,
Какое слово говорим?
Звонкие и глухие согласные
Если звук произносится звонко, его называют – звонким согласным звуком.
Звуки, которые произносятся приглушенно, называют – глухими согласными звуками.
Твердые и мягкие согласные
Есть такие буквы, которые делают согласный мягким звуком. Например, рядом с мягким и твердым знаком согласный смягчается. Вот послушайте: моль, перед ь звук [л ‘] – мягкий.
Некоторые гласные также могут сделать согласный мягким, это буквы: е, ё, ю, я, и. Произнесем: «Мел», первый звук слова произносится мягко [м ‘].
Твердыми согласными звуками останутся, если встанут перед гласными а, э, о, ы. Например: мыло. М и Л – остаются твердыми звуками, потому что стоят после гласных Ы, О.
Задание
Прочти стишок, на месте пропусков вставь недостающие согласные звуки.
Буква …, начнем сначала?
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я
На острове «Звукослов» все дружат. Но несколько букв все-таки отличаются от остальных.
Посмотрите на эту таблицу. Подумайте, почему эти гласные написаны в 2 строки.
Ответ: выше мы уже говорили, что звуки нижнего ряда делают согласный звук мягким.
Например: пила, «п» стоит рядом со звуком [и ‘], поэтому произносится мягко[п ‘].
А еще гласные е, ё, ю, я, ю – особенные. Произнесем: «Юла». Что слышится в начале слова?
Действительно, все эти гласные могут обозначать два звука, если стоят в начале слова или перед ъ, ь;
Совет: правильное произношение звуков поможет вам справиться с выполнением заданий, главное быть внимательным, прислушиваться к тому, что мы говорим и как именно звучит слово.
Те же самые гласные звуки – е,ё,ю,я, могут обозначать и один звук.
Запомните, друзья, в середине слова перед согласным эти гласные будут обозначать один гласный звук. А согласный перед ними будет мягким.
Посмотрите на это слово: мешок. Произнесем, что слышим? Ответ: [м ‘эшок].
Запомним, какие звуки образуют эти гласные.
Какие звуки есть в слове лента?
Какие хорошие звуки мы повстречали. Дорогие наши путешественники, благодаря жителям острова мы прошли таинство посвящения. Наше знание русского языка стало лучше. Отправляемся на соседний остров «Алфавит».
Что такое алфавит?
Слышите песенку, которая доносится с острова? Прислушаемся к ней. О чем это поют жители?
Как это интересно. Пора осмотреть окрестности. А вот и карта острова.
Эта карта непростая,
Буквы по местам расставит.
И порядок в нем царит.
Азбуку всем нужно знать,
Дружно в школе изучать!
Какой удивительный остров! Пожалуй, нужно выучить весь алфавит, знание букв поможет нам отработать умение читать.
Задание
Посмотри на картинку выше, вспомни или посчитай: сколько букв в русском алфавите?
Пройдемся по острову. Здесь написано, как произошел русский алфавит.
Как это интересно! Но нужно расспросить жителей рассказать об этой истории еще подробнее. Нам навстречу кто-то идет, это вроде буква А!
Сказание об алфавите
Появились на земле Русской великие ученые мужи, которые хотели сделать наше государство славным и могучим. Это были братья-монахи Кирилл и Мефодий. Свой путь они избрали благородный – сделать людей русских умными, всех грамоте обучить и письму. А до них не было еще единого порядка букв. Взяв за основу греческий алфавит, братья славно потрудились.
А потом ее еще проще сделали и назвали кириллицей. 43 буквы вошли в этот алфавит. И каждую буковку выделили, дали свое название. Первые буквы названы были Аз, Буки – так слово Азбука и появилось.
Несколько столетий менялась эта азбука. Пережила много реформ. И ныне мы имеем совершенно новый, но очень удобный алфавит, который должен знать каждый ребенок.
Слава азбуке! Спасибо вам, Кирилл и Мефодий за бесценный дар людям.
Знаете ли вы, что раньше все книги были написаны вручную! Их писали монахи, тщательно прописывая каждую букву. Такую книгу писали год, а иногда и еще дольше. Написанную книгу мы бы даже не смогли отличить от печатной, ведь писали с соблюдением всех правил начертания. Создателей книг называли летописцами. Они были необычайно талантливы, трудолюбивы. Немало сил и терпения приходилось проявлять первым создателям рукописных книг.
Но вскоре Иван Федоров стал основателем книгопечатания. Появились печатные книги. Их создавали для обучения. В дальнейшем стали выходить и светские книги, которые приобретали знатные и богатые люди. С тех пор прошло много времени, книги стали повседневным предметом обихода, прочно вошли в нашу жизнь.
В настоящее время все буквы имеют два варианта начертания: печатный и прописной. Прописные буквы русского алфавита необходимы для быстрого письма. Печатные буквы используются в книгах и других изданиях. При этом, обучение выразительному чтению происходит при помощи печатных букв.
В первом классе вы будете развивать умение читать и писать прописные буквы.
Такое умение очень важно для каждого человека. Ведь писать печатные буквы долго и совершенно неудобно. Освоив замечательный способ быстрого письма, вы справитесь с переписыванием любого текста гораздо быстрее. Этот путь сложный, понадобится усердие и старание. Именно поэтому у любого человека формируется именно его уникальный подчерк.
Задание
Урок русского языка на тему: «Чем отличаются звуки от букв»
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык. Класс: 5.
Учитель: Сопина Ю. В.
Тема урока: « Зачем нужно изучать фонетику. Чем звуки речи отличаются от других звуков».
Тип урока : изучения нового материала.
Методы : словесный, практический, исследовательский, самостоятельная работа учащихся.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Используемые технологии: технология активного обучения (презентация), технология развивающего обучения.
Используемые ресурсы: воспроизведение различных звуков природы, учебник, тетрадь.
— развитие мотивов учебной деятельности;
— формирование ценностных ориентиров: саморегуляции, самооценки;
— развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
— организация побуждающего диалога с целью подведения учащихся к самостоятельному выделению и формулировке познавательных задач;
— обучение учащихся построению монологического речевого высказывания;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
— знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы звуков речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков, элементы транскрипции, знать о смыслоразличительной роли звуков, подбирать односложные слова с разными ударными гласными звуками, записывать их, используя элементы транскрипции.
Включение учеников в трудовой ритм.
Воспроизведение с помощью техники различных звуков природы.
Подготовка класса к работе. Прослушивание аудиозаписи.
Актуализация знаний, выявление затруднений в деятельности.
-А какие ещё звуки вы знаете?
— Как называется раздел науки, который изучает звуки?
— Почему он так называется?
— Какие звуки речи бывают?
«Ситуация успеха» (2-3 вопроса, на которые могут ответить все, простые вопросы).
Отвечают на вопросы учителя, тренирующие способности к учебной деятельности: мыслительную, наблюдение, учебные навыки.
Метапредметные: разновидности звуков окружающего мира, какие бывают.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, построение собственных высказываний.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Предметные: что такое звук, виды звуков.
Постановка учебной задачи.
Активизирует знания учащихся. Постановка проблемой ситуации.
— Какие звуки легче произносить, гласные или согласные?
— Что мы признесём быстрее предложение или звуки, из которых оно состоит?
— Хотите узнать, почему так происходит?
Учитель приводит учеников к постановке целей и задач урока, формулировке темы урока.
Ставят цели и задачи, формулируют тему урока.
Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы.
Подготовка к изучению нового материала.
1)Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Учитель повторяет вопросы, которые ученики решают совместно.
-Какие звуки произносить легче, гласные или согласные? Почему?
При решении этой задачи приходим к тому, при помощи чего образуются гласные и согласные звуки, почему они получили такие названия.
Виды согласных по месту и способу образования (участие нёба, зубов, языка и голоса в процессе образования гласных и согласных звуков).
— Почему в нашем алфавите 10 гласных букв, а звуков только 6?
Буквы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим.
Приходим к выводу, что не всегда мы пишем так, как слышим и произносим, отсюда много ошибок.
Вводим понятие транскрипции. Показываем разницу в написании и произношении, знаки для обозначения звуков.
Говорим о смыслоразличительной функции звуков. Слайд №7-9.
Как же отличать все эти звуки: гласные от согласных, звонкие от глухих? У вас на столах лежат задания. Обсудите в группах и ответьте на теоретические вопросы. Время подготовки – 2 минуты.
1 группа (идет обсуждение задания в группе и один учащийся отвечает)
Задание: Назовите отличие в образовании гласных и согласных звуков. Приведите примеры.
Задание: Какие гласные называются ударными, а какие – безударными? Приведите примеры
Задание: Назовите способ образования звонких и глухих согласных. Приведите примеры.
Задание: В чём различие твёрдых и мягких согласных. Приведите примеры. Слайд №10
2)- Что мы произнесём быстрее предложение или звуки, из которого оно состоит?
На слайде: (слайд №11)
На дворе стояло утро. (Работа в парах: дети произносят предложение на время, звуки на время).
Предложение произносим за 2-3 секунды, а звуки, из которых оно состоит за 12-15 секунд, почему так происходит.
Вывод: общаемся при помощи слов и предложений, которые состоят из звуков.
-Почему врач просит произнести «а», когда осматривает горло, а не «о» или «е»?
Приходим к выводу, что наш речевой аппарат уникальный, очень сложный.
3)Работа с учебником.
Работа со схемой. Слайд №12.
Решают проблемную ситуацию, активизируют знания, получают новые сведения. Работа в мини-группах. Исследовательская работа.
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Предметные: виды звуков по месту и способу образования, функции звуков.
Коммуникативные: умение строить собственные суждения, строить диалог с партнёром.
Ответьте на вопросы и выполните задания (работа в парах)
1. Выдели слово, в котором все согласные – глухие:
1 рисунок
2 фантазия
3 шишка
2. В каком слове все согласные – мягкие:
1 дождь
2 лесной
3 олень
3. В каком слове ударение падает на первый слог?
1. портфель
2. звонишь
3. торты
Самопроверка по слайдам. Произношение правильных ответов вслух по звукам.
— Что помогло нам в выполнении этого задания? (знание звуков речи)
Устанавливаем осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”.
Объясним значение этих слов и выделим общую часть.
Закричал охотник:
— ОЙ!
Двери гонятся за мной! ( звери )
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке! ( маки )
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. ( грачей )
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. ( лес )
Вы немного устали? Выполним разминку! Слайд №25.
Да, много секретов скрыто в звуковом многообразии родной речи. Вот еще один секрет: Слайд №27.
[как аукн’ица так и аткл’икн’ица]
(Как аукнется, так и откликнется.). Прочитайте эту запись шепотом. А теперь, прочтите вслух. Легко вам было читать? Почему?
Появляется вторая запись.
— Сравните эти записи. Какая из них является предложением? Запомните, что звуки на письме всегда заключаются в квадратные скобки! Давайте, ребята, знание этого способа слова звуками применим при отгадывании загадок.
1.С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий.
( шар – жар)
2.Со звонким – в нём мы обитаем,
С глухим согласным мы его читаем.
(т ом – дом)
— Произнесите звуки-смыслоразличители. Как по-другому их называют?
Решают типовые задания разной сложности, делают самостоятельные выводы, наблюдают за особенностями звуков.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задания, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Предметные: закрепление полученных знаний и умение их применять в практической деятельности.
Дорогие пятиклассники, ответьте на вопрос, какие звуки в нашей речи важнее: гласные или согласные?
— Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
— В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
— А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
Дополнительные задания. Слайд №32.
Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.
Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка.
Даю задание. Прочитайте правильно слова в предложениях. Слайд №33.
1.Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер.
2.По средам сестра играет в теннис и, конечно, ходит в бассейн.
3.Когда позвонит помощник Анны Ивановны, опустишь жалюзи и включишь кухонный комбайн.
4.Она любит грейпфруты, щавель, свёклу и морковь.
Организую дифференцированную работу. Слайд №34.
Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество.
Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.
Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.
Регулятивные: контроль, коррекция, Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Подвожу итог урока. Слайд №35-36.
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
На какие две группы делятся звуки речи?
В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
Каких звуков больше: гласных или согласных?
Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?
Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:
• Ь и Ъ – звуков не обозначают;
• Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;
• Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.
— А для чего нам все это нужно знать?
-Чему научились на уроке?
Организую рефлексию. Слайд №35-37.
На карточках записано ваше домашнее задание. Дополните таблицу своими примерами. Слайд №38.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
МБОУ Комиссаровская СОШ
Открытый урок по русскому языку
«Зачем нужно изучать фонетику.
Чем звуки речи отличаются от других звуков».
Подготовила учитель русского языка
и литературы Сопина Ю. В.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-157909
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.