Чем отличаются воспитание и развитие
Взаимосвязь развития и воспитания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение понятий развитие и воспитание
Для понимания взаимосвязи между развитием и воспитанием ребенка, а также влиянием воспитательной деятельности на развитие индивида необходимо четко дать определение этим двум основным педагогическим категориям.
Развитие – это не только процесс изменения личности под влиянием различных факторов, таких как среда, наследственность, воспитание и обучение, но это понятие так же включает в себя и результат таких изменений.
Из определения понятия развития становится очевидно, что воспитание является одним из важнейших факторов влияющих на развитие.
Воспитание – это процесс передачи воспитуемым общественно-исторического опыта, а также целенаправленное формирование системы понятий, ценностей, принципов, путем воздействия на поведение и сознание человека.
Воспитание является исключительно человеческой функцией. Особенностью этой деятельности является не просто передача опыта от воспитателя к воспитуемому, а формирование качеств, которые помогут в приобретении новых знаний и умений.
Теории взаимосвязи между развитием и воспитанием
Проблема взаимосвязи между двумя педагогическими категориями развитием и воспитанием начала волновать ученых достаточно давно. Глубоким изучением данной проблемы занимались швейцарский психолог Жан Пиаже и советский психолог Лев Семенович Выготский. Следует отметить, что их теории имели значительные расхождения.
Ж.Пиаже придерживался мнения, что воспитание идет вслед за развитием. Именно уровень развития определяет и является основным при определении методики воспитания. Воспитание не дает новых качеств человеку, оно лишь определяет степень проявления существующих (Рис.1).
Согласно теории Л.С.Выготского правильное воспитание ведет к развитию ребенка. Он считал необходимым в процессе воспитания учитывать начальную степень развития, но при этом результатом должен являться переход на более высокий и качественно новый уровень развития. Задача воспитания состоит в преодолении начального уровня развития, а не культивировании его.
Важным фактором, влияющим на развитие человека, является обучение. Оно должно идти в паре с воспитанием для поэтапного и успешного развития личности. Но при этом необходимо различать эти две категории. Их отличие состоит в том, что обучение – это процесс усвоения знаний и способов деятельности, в то время как воспитание направлено на интериоризацию социальных ценностей и формирование личностного отношения к ним.
Эффективность и степень воздействия воспитания на развитие личности
Для того чтобы воспитание было эффективным и достигало своей основной цели, необходимо выполнение нескольких условий:
Оценить роль воспитания в развитии достаточно сложно. Справедливым в данном случае будет высказывание Д.Дидро по этому поводу:
Готовые работы на аналогичную тему
«Воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа».
Уровень воспитательного воздействия, а, следовательно, и его эффективность на прямую зависят от правильного определения уровня актуального развития, т.е. того, что ребенок уже умеет и зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется возможностями ребенка, которыми он обладает в настоящий момент времени, но реализация их возможна только с помощью взрослых.
Воспитание является средством достижения своей основной цели – развития личности.
Задачи воспитания
Достижение заданного уровня развития личности возможно вследствие решения основных задач в результате реализации воспитательного процесса:
Решение естественно-культурных задач воспитания подразумевает достижение физического и сексуального развития соответствующего определенному возрастному этапу.
Социально-культурные задачи различаются своей спецификой для разных исторических социальных групп. Результатом решения таких задач должно стать наделение личности морально-нравственными, ценностными характеристиками, принятыми в окружающем социуме.
Решение социально-психологических задач позволяет развивать личности такие качества как самосознание, самоопределение, самоутверждение. Специфика таких задач и способов их решения определяется возрастными этапами.
Следует отметить, что нерешенные задачи воспитания могут значительно затормозить процесс развития, сделать его неполноценным. Очень важно в воспитательном процессе четко прорабатывать задачи и следовать алгоритму их решения, придерживаясь принципа последовательности.
Взаимосвязь развития, обучения, среды и воспитания
Существует четкая взаимосвязь между развитием и воспитанием ребенка. Влияние воспитательной деятельности на процесс развития личности невозможно переоценить. Давайте разберем основные механизмы этой деятельности
Определение понятий развития и воспитания
Начнем с того, что дадим определения основным педагогическим категориям, о которых пойдет речь в статье.
Развитие – это процесс изменения личности под влиянием воздействующих на нее факторов, основными из которых принято считать среду, наследственности и деятельность по воспитанию ребенка, а также результат этого изменения.
Воспитание играет решающую роль в развитии ребенка.
Воспитание – это процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, а также целенаправленное формирование системы понятий, ценностей, принципов путем воздействия на сознание и поведение человека.
Воспитание является характерным поведением только для человека. В отличие от других живых существ, в процессе целенаправленного воздействия на ребенка проводится не только передача опыта, но также формируются качества, которые будут полезны в деле приобретения знаний и умений.
Вопросы взаимосвязи обучения, развития и воспитания начала волновать педагогов-теоретиков достаточно давно. К числу наиболее известных исследователей этой темы можно отнести швейцарского специалиста в области психологии Жана Пиаже, а также советского педагога Льва Семеновича Выготского.
Теории обоих исследователей имеют целый ряд расхождений. В частности, Пиаже считал, что воспитание должно следовать за развитием ребенка. Методики воспитания, которые можно и целесообразно применять в том или ином возрасте, определяются психологической зрелостью индивида, достигнутым уровнем развития. Также Пиаже считал, что воспитание не развивает у человека новых качеств. Оно может лишь усилить и укрепить существующие.
По мнению Льва Выготского воспитание ускоряет развитие ребенка. Учитывать начальную степень развития, конечно же, стоит, однако методы воздействия необходимо выбирать такие, чтобы ребенок мог перейти на новый, более высокий уровень. Фактически, задачей воспитания исследователь считал преодоление начального уровня развития, более быстрого преодоления его.
Не последнее место в процессе развития личности играет социум. Взаимосвязь личности, социальной среды и воспитания отражена в известной пословице «Для того, чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня».
Одновременно с воспитанием должно идти обучение, так как оно является важным фактором развития индивидуума, необходимо для поэтапного развития личности. При этом эти две категории необходимо различать.
Основным отличием воспитания и обучения является то, что обучение – это процесс передачи знаний и способов выполнения действий, а воспитание призвано интериоризировать социальные ценности и способствовать развитию личностного отношения к ним.
Эффективность и степень воздействия воспитания на развитие личности
Если говорить кратко, то взаимосвязь развития и обучения может быть эффективно только в случае выполнения ряда условий:
Оценка реального вклада воспитания в развитие личности бывает сложно. Уместно вспомнить по этому поводу высказывание Д.Дидро, который писал, что благодаря воспитанию можно достигнуть многого, однако развить можно только то, что ребенку дала природа.
Уровень воспитательного воздействия и его эффективность находятся в прямой зависимости от правильного определения уровня актуального развития. Нужно уметь правильно оценивать умения и начальные знания ребенка, видеть зоны его ближайшего развития.
Зона ближайшего развития – это возможности ребенка, реализовать которые можно только при условии грамотного руководства со стороны взрослого.
Основной целью воспитания является развитие личности.
Задачи воспитания
В результате воспитательного процесса проводится решение основных задач, связанных с достижением личностью заданного уровня развития. К числу таких задач можно отнести:
Решение большинства задач определяется возрастными этапами. Накопление нерешенных задач может привести к значительной задержке в процессе развития. Для того, чтобы сделать процесс воспитания полноценным, необходимо прорабатывать проблемные вопросы, возникающие по мере развития, по разработанным алгоритмам решения стоящих задач, придерживаться принципа последовательности.
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ
Расстановка ударений: ВОСПИТА`НИЕ И РАЗВИ`ТИЕ
Анатомо-физиологич. развитие человеческого организма состоит в образовании скелетной, мышечной, нервной и др. его систем и совершенствовании их функций, а также в росте организма, повышении его выносливости, сопротивляемости внешним отрицательный влияниям. Исходными внутренними условиями развития человека являются наследственные предпосылки, заложенные в зародыше. Они определяют появление человеческого, а не какого-нибудь иного организма, последовательность стадий его утробного и внеутробного созревания, строение и функции его органов, а также пол, внутренние физиологические особенности организма и внешние, морфологические его признаки (цвет глаз, волос, окраска кожи, черты лица и пр.). Однако наследственные предпосылки физического развития организма реализуются только в определённых внешних условиях его существования, к-рые являются источником веществ, необходимых для жизни организма. Эти вещества, ассимилируясь организмом, становятся внутренними условиями его дальнейшего развития.
Внешние условия создаются сначала в организме матери. При нарушении нормальных утробных условий развития плода (недостаток гормонов щитовидной и других желёз внутренней секреции в организме матери, влияние различных интоксикаций, алкоголя, неэффективных противозачаточных средств и пр.) возникают врождённые аномалии ненаследственного происхождения (уродства конечностей, дефекты органов чувств, недоразвитие центральной нервной системы и т. п.). Частота наследственных аномалий, как показывают статистич. данные, также зависит от условий среды. Она повышается при браках между родственниками, при позднем возрасте бракосочетающихся родителей и пр.
С момента появления ребёнка на свет его физич. развитие во многом зависит от воспитания: правильный режим жизни, питания ребёнка, использование природных факторов (солнце, воздух, вода и пр.) для его закаливания, проведение различных физич. упражнений для выработки силы, быстроты, ловкости движений. Правильно поставленное физич. воспитание не только укрепляет растущий организм, способствует его развитию. Оно может компенсировать и его врождённые функциональные недостатки. Гигиенич. профилактика даёт возможность предупредить появление значительной части аномалий, встречающихся в физич. развитии детей. Поэтому важное значение имеет санитарно-просветительная работа с родителями.
Взаимодействие ребёнка с внешним миром с первых дней его внеутробной жизни опосредствуется отношениями к нему взрослых. Эти отношения обусловливают образование первых навыков и привычек, новых потребностей: в общении, в овладении предметными действиями, речью и т. п. Действуя, ребёнок познаёт на собственном опыте окружающие его объекты, и усваивает (путём подражания, игры и пр.) опыте взрослых. В процессе этого усвоения развивается психич. деятельность ребёнка, тем самым расширяются и возможности его дальнейшего воспитания. Уже в раннем и дошкольном возрасте ребёнок многому научается и благодаря этому достигает значительных успехов в своём умственном, эмоциональном и волевом развитии, определяющем его готовность к школьному обучению.
Поступая в школу, ребёнок включается в уч. деятельность, к-рая, в отличие от игры, представляет собой выполнение последовательно усложняющихся обязательных заданий. Эта деятельность становится для него не только личным, но и общественным делом, от выполнения к-рого зависит отношение к нему учителя, классного коллектива, родителей. Усвоение содержания школьных предметов требует не только активизации уже сформированных сил уч-ся, но и выработки новых действий и побуждений. Усваивая язык, системы знаний, умений и навыков, уч-ся овладевают и связанными с ними способами анализа и синтеза познаваемых объектов, приёмами абстрагирования и обобщения их существенных признаков, применяемыми ими в дальнейшей познавательной и практич. деятельности. Тем самым обучение активно содействует развитию уч-ся.
Совр. психология и педагогика располагают большим количеством опытных данных о влиянии рационально построенного обучения на развитие у уч-ся восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, речи, умственных операций, эмоций, воли, интересов, общих и спец. способностей. Эти данные говорят о том, что необходимые для учения психич. свойства уч-ся не только проявляются, но и развиваются в их уч. деятельности. В частности, это относится и к мотивам учения. Они не связаны прямо с биологич. потребностями уч-ся. Естественной основой возникновения мотивов учения является ориентировочный рефлекс (но Павлову, рефлекс «что такое»), преобразующийся в социальных условиях жизни детей в познавательные, читательские и другие их интересы. Значительная часть мотивов учения возникает в процессе обучения, является следствием и условием его успешности.
Включение подрастающей личности в школьную уч. деятельность, участие в посильном общественно полезном труде знаменует собой существенные изменения в её жизненных взаимоотношениях с окружающими людьми. В коллективном учебном и производительном труде руководимом педагогами, создаются благоприятные условия не только для овладения уч-ся знаниями, умениями и навыками, но и для выработки мировоззрения, формирования нравственных, эстетических и других чувств, потребностей и вкусов.
Воспитание (в широком значении этого слова) содействует развитию уч-ся не только путём обучения и образования, но также означает организацию их жизни, создание необходимых для проявления их активности ситуаций. Оно включает в себя участие школьников в работе пионерской, комсомольской организаций и пед. руководство их взаимоотношениями с окружающей общественной средой. Личность формируется в системе этих взаимоотношений, усложняющихся в связи с физическим и психическим её развитием, ростом её самостоятельности. Особенно усложняются эти взаимоотношения в юношеском возрасте, когда молодые люди, получая не только общее, но и проф. образование, становятся членами производственных коллективов, активно включаются в общественно-политич. жизнь страны. Воспитание выполняет свои функции и в зрелом возрасте. Оно содействует дальнейшему духовному развитию личности (обогащение знаний, расширение кругозора, формирование правильных взглядов, оценок и вкусов, искоренение пережитков прошлого в её сознании и пр.).
Общественные условия жизни личности определяют развитие её сознания и поведения не прямо, непосредственно, а прежде всего через деятельность, направляемую воспитанием. Возможности воспитания обеспечить духовное развитие личности зависят при этом от уровня развития общества, характера господствующих в нём общественных отношений, от соответствия содержания и методов воспитания целям и задачам, к-рые общество ставит перед ним. Чем полнее воспитание охватывает и организует многообразные действенные отношения растущей личности к окружающей естественной и общественной среде, тем успешнее протекает всестороннее развитие личности. «. Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений. » (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 36).
Между В. и р. существует тесная взаимосвязь. Не только развитие личности зависит от воспитания, но и воспитание от развития. Опираясь на естественные предпосылки развития, присущие человеческому индивиду, воспитание содействует их созреванию и реализации, формированию на их основе психич. процессов и свойств личности. Вместе с тем успехи, достигнутые в физическом развитии воспитанников, в развитии их восприятия, памяти, мышления, чувств, воли, сознания и способностей, дают возможность ставить перед воспитанием новые, более сложные задачи. Оно успешно направляет развитие личности, если в разработке его методов учитывается сложный, даже противоречивый характер связи В. и р. Воспитатель успешно руководит развитием, если он рассматривает воспитанника не только как объект пед. воздействий, но и как субъект воспитания, живую личность со сложившимися в ходе её предыдущей истории потребностями, интересами, чувствами, стремлениями. Ведёт за собой, развитие то воспитание, к-рое ориентируется не только на достигнутый уже уровень развития, по и на «зону ближайшего развития ребёнка» (Л. С. Выготский), т. е. на процессы, к-рые ещё не созрели, а находятся в становлении. Развивает то воспитание, к-рое умело включает воспитанников в работу, направленную на достижение поставленных перед ними целей, пробуждает их активность, инициативу, самодеятельность, помогает правильному разрешению возникающих в их жизни внутренних противоречий, направляет «самодвижение» каждой растущей личности, вызывает у неё стремление к самоусовершенствованию, к самовоспитанию. И, наоборот, при неумелом подходе к детям возникают внешние противоречия между В. и Р. Выражением их являются, в частности, конфликтные отношения между воспитателем и воспитанниками. Если они не преодолеваются, воспитание не только не оказывает своего положительного влияния на дальнейшее продвижение воспитанников в их развитии, но и тормозит этот процесс.
Воспитание достигает больших успехов, если учитывается зависимость его возможностей не только от возрастных, но и от индивидуальных особенностей развития воспитанников. Развитие каждой личности всегда характеризуется не только общими чертами, присущими всем детям, но и индивидуальными особенностями. Индивидуальное своеобразие личности неповторимо. Но оно не изначально, а складывается в ходе самого развития, является его результатом и зависит от внутренних, природных, и внешних, социальных, условий этого развития.
Индивидуальные различия в природных данных проявляются в особенностях отдельных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.); в общих типологич. особенностях нервной системы: различная сила, подвижность и уравновешенность (баланс) нервных процессов возбуждения и торможения (см. Типы высшей нервной деятельности). Эти врождённые особенности нервной системы являются физиологич. основой различий в задатках и проявляются в скорости образования и прочности условных рефлексов, тормозных реакций, особенно дифференцировок; скорости образования и лёгкости переделки систем связей, что имеет важное значение для быстроты и прочности усвоения знаний, умений и навыков, их обобщения, применения в изменяющихся условиях и т. п. Этим создаются более или менее благоприятные внутренние условия для формирования психич. свойств личности.
Учитывая индивидуальные особенности нервной системы детей, воспитание может способствовать развитию её положительных, сильных и компенсации её отрицательных, слабых сторон. При любом типе высшей нервной деятельности можно воспитать все общественно полезные свойства личности. Воспитание может в значительной мере компенсировать недостатки в развитии нервной системы и отдельных органов чувств. Особенно показательны в этом отношении успехи спец. обучения и воспитания аномальных детей (слепых, глухих и др.). Блестящим примером искусства воспитания являются достижения в развитии слепо-глухой (в прошлом и немой) О. И. Скороходовой, ставшей науч. работником в области дефектологии (см. Специальная педагогика, Специальная психология).
Учёт индивидуальных особенностей воспитанников, их склонностей, интересов и способностей даёт возможность успешнее содействовать развитию детей. Сов. системой воспитания уделяется много внимания выявлению и развитию способностей, талантов детей в области музыки, рисования и других искусств, в области математики, физики, биологии, техники. Этой цели служат различные пути дифференциации и индивидуализации обучения в семье, детском саду, школе, различные виды внеклассной работы и внешкольной работы (см. Индивидуальный подход).
Правильное понимание взаимосвязи В. и р., опровергая фаталистич. концепции психич. развития личности, имеет важное значение для науч. обоснования методов пед. руководства всесторонним развитием нового поколения строителей коммунистич. общества.
Лит.: Макаренко А. С., Соч. в 7 тт., т. 5,М., 1958; Блонский П. П., Избранные педагогические произведения, М., 1961; Выготский Л. С., Избранные психологические исследования. Мышление и речь, М., 1956; Костюк Г. С., О взаимоотношении воспитания и развития ребенка, «Советская педагогика», 1956, № 12; Скороходова О. И., Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. [Записки слепоглухонемой], 2 изд., М., 1956; Ниль Д ж. и Шэлл У., Наследственность человека, пер. с англ., М., 1958; Занков Л. В., О проблеме воспитания и развития, «Советская педагогика», 1958, № 3; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1959; Эльконин Д. Б., Детская психология, М-, 1960; Тепло в Б. М., Проблемы индивидуальных различий, [Избр. работы], М., 1961.
Содержание и соотношение понятий «развитие», «воспитание», «обучение» личности. Воспитанность личности и ее критерии
Определение понятий «развитие», «воспитание», «обучение».
1. Развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов.
Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом, знаниями, умениями и навыками, способностями творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
2. Проблема определения и использования на практике понятий «обучение», «воспитание» и «развитие» всегда существовала в педагогике. Актуальна она и в наши дни. Трактовки данных понятий по мере развития наук о человеке совершенствовались, уточнялись, видоизменялись, обретали статус междисциплинарных. Наиболее широко признано понимание обучения и воспитания в широком смысле как процессов целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков, а развития – как процесса количественных и качественных изменений личности. Постепенно в педагогике получило утверждение положение о том, что значимо не столько психическое развитие, развитие психофизиологических процессов в организме человека, сколько развитие личности.
В связи с эти при использовании терминов «развитие», «обучение» и «воспитание» возникают разногласия или подмена одного понятия другим. Процессы обучения, воспитания и развития взаимосвязаны, взаимообусловлены и должны осуществляться параллельно. Очевидно, именно такое понимание привело к тому, что учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях называют целостным педагогическим процессом. Обучение, воспитание и развитие реализуют свое единство в деятельности, и в одинаковой степени отражают как активность, так и инертность личности. Различие же между результатами развития, обучения и воспитания помогут осознать различие между одноименными процессами. Так, человек может быть хорошо развитым, способным к решению каких-то проблем, но в то же время плохо воспитанным; иногда качественное обучение также не является показателем личностного развития – об этом свидетельствуют простые наблюдения.
Процесс развития личности касается развития способности человека к чему-либо. Это процесс поступательный, однонаправленный, знаменующий переход, движение от низшего к высшему (как прогрессивный путь развития, так и регрессивный). Развитие личности обеспечивается сферой активного воздействия человека на среду. Наталкиваясь на преграды, человек преодолевает их путем соответствующих усилий, в которых принимают участие творчески-поисковый, волевой, эмоциональный и другие сферы его личности.
Кроме того, человек постоянно сталкивается с массой нестандартных, нелинейных задач. Отсутствие в его опыте алгоритмов их решения обуславливает необходимость особых творческих усилий, сопровождающихся мобилизацией всех или какой-то части его психических функций. Проблема всегда составляет начало мыслительной деятельности. Следовательно, проблемность способствует развитию основных сфер личности.
3. Воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека. Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания нам сегодня представляется наиболее оптимальным и продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основное содержаниевоспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, на наш взгляд, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности. – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека.
Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания нам сегодня представляется наиболее оптимальным и продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основное содержаниевоспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, на наш взгляд, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности.
Критерии воспитанности условно можно подразделить:
Можно выделить две группы критериев воспитанности:
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: