Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения
Как определить восклицательное или невосклицательное предложение?
Содержание:
В языкознании принята классификация предложений по следующим критериям:
Один из главных признаков предложения как коммуникативной единицы — интонационная завершенность. В этот критерий включается интонация конца предложения, выражение вопроса, приказа, просьбы, эмоциональная напряженность. Последняя характеристика связана с рассматриваемыми предложениями.
Что такое невосклицательное предложение?
Невосклицательное предложение произносится спокойным тоном, отсутствует выраженная эмоциональная реакция на содержание сообщения.
Невосклицательное предложение — это характеристика, относящаяся к главным признакам высказывания. Она относится к побудительным, повествовательным и вопросительным, простым и сложным, двусоставным и односоставным конструкциям.
Повествовательное невосклицательное предложение содержит сообщение о событии, выражение отношения к факту, характеристику явления без яркой эмоциональной оценки. В конце фразы ставится точка. Атаку решили начать на рассвете. Мой знакомый — удивительно интересный человек.
Восклицательные и невосклицательные предложения различаются степенью эмоциональной окрашенности.
Что такое восклицательное предложение?
В данной структуре выражение мысли сопровождается повышенной экспрессией и выраженными интонационными особенностями: повышением тона и акцентом на значимых словах.
Грамматически восклицание в русском языке оформляется двумя способами:
Рассмотрим, как определить восклицательное или невосклицательное предложение в написанном тексте. Пунктуационный знак для отражения на письме — «!». Он сигнализирует о восклицательной интонации. Если предложение повествовательное, оно заканчивается этим знаком.
Вопросительные предложения, которые произносятся с особым чувством, оформляются двумя знаками конца фразы: вначале «?», потом «!». Последовательность знаков такая, потому что цель высказывания — более весомый признак, чем эмоциональная окрашенность, с точки зрения грамматики. Неужели ты так и не понял, почему твое появление здесь было неуместным?!
Что такое вопросительное предложение?
Синтаксическая единица, выражающая вопросительный смысл, опознается в устной речи по особой интонации с подъемом тона на акцентируемом слове. Поэтому содержание написанного вопроса при озвучивании может быть разным: СЕГОДНЯ вечером будет праздник? Сегодня вечером будет ПРАЗДНИК? Очевидно, что такое невосклицательное предложение, содержащее вопрос, будет предполагать разные ответы.
На письме вопросительная интонация оформляется знаком «?».
В структуре вопросительных невосклицательных предложений используются вопросительные местоимения и наречия, приведем примеры: Зачем мне возвращаться в город детства? Где мы можем остановиться переночевать? Куда же ты отправишься теперь?
Что такое повествовательное предложение? Примеры
Как понять, восклицательное или невосклицательное предложение, если оно содержит только сообщение? Такая конструкция называется повествовательной.
Повествовательное предложение заключает информацию о факте, событии, явлении. Это самый распространенный синтаксический тип фраз. В них выражается законченная мысль, которая передается повествовательной интонацией: легким повышением тона на информационно важном слове и спокойным понижением в конце фразы: Наши следы потихоньку засыпал снег. Капитан, отвернувшись от самозванца, отказался отвечать ему. Машина, скрипя и громыхая, вылетела на рыночную площадь.
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Каждое предложение передает какую-то мысль. При этом предложения также выражают эмоции говорящего или могут произноситься нейтрально.
По эмоциональной окраске предложения бывают:
Восклицательные предложения передают сильные эмоции говорящего, его чувства и отношения к происходящему: радость, взволнованность, огорчение, отчаяние, страх и т.д. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Например: Подожди! Откуда ты это достал?!
Восклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. При этом они произносятся с подъёмом голоса, а слово, выражающее чувство, выделяется особо.
Какой теплый сегодня день! (повествовательное восклицательное предложение)
Как ты мог этого не заметить?! (вопросительное восклицательное предложение)
Посмотри внимательнее! (побудительное восклицательное предложение)
Например: Сегодня теплый день. Ты чувствуешь дуновение ветерка? Уже вечереет.
Невосклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Я люблю чернику. (повествовательное невосклицательное предложение)
Ты любишь чернику? (вопросительное невосклицательное предложение)
Собери мне, пожалуйста, чернику. (побудительное невосклицательное предложение)
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Невосклицательные предложения. Примеры
Невосклицательные предложения отличаются спокойным тоном произношения, без ярко выраженных эмоций.
Восклицательные и невосклицательные предложения
Чтобы понимать смысл предложения, правильно ставить завершающие знаки препинания, важно учитывать, имеет ли простое предложение выраженный эмоциональный фон, как оно произносится. С этой точки зрения по эмоциональной окраске все простые предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Чтобы понять, что такое невосклицательные предложения, сравним их с восклицательными предложениями.
Что такое невосклицательные предложения?
Простые предложения содержат в себе или какое-то сообщение, или прямой вопрос, или побуждение к действию. В зависимости от цели высказывания все предложения делятся на следующие виды:
Каждый вид предложения произносится с характерной для него интонацией:
Над цветущей яблоней вьется, кажется, целый рой пчел.
Куда ведет эта лесная тропинка?
Сколько километров до конечного пункта нашего похода?
Разве ты не знаешь этого художника?
Постели постель. Присядь-ка со мной на крылечко.
Как видим, у этих предложений, разных по цели высказывания, отсутствует сопутствующий эмоциональный фон. По эмоциональной окраске они являются вполне нейтральными. С точки зрения выраженного в них чувства такие предложения являются невосклицательными.
В конце невосклицательных повествовательных и побудительных предложений ставится точка, а в вопросительном — вопросительный знак.
Таблица
ПО ИНТОНАЦИИ | ||
Восклицательное | Невосклицательное | |
Мне подарили котенка! | Мне подарили котенка. | |
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ | ||
Повествовательное | Вопросительное | Побудительное |
На улице прекрасная погода. | Почему вы сидите дома? | Идите гулять. |
Восклицательные предложения
И, напротив, в любом предложении может присутствовать особая экспрессия высказывания, дополнительно высказанное чувство радости, восторга, горечи, гнева и пр. Такие предложения произносятся взволнованным, более высоким и напряженным голосом, причем выделяется слово, особо важное в передаче чувства.
Какая стоит замечательная золотая осень! (Повествовательное восклицательное)
И зачем ты сюда только пришел?! (Вопросительное восклицательное)
Идем скорее отсюда! (Побудительное восклицательное)
Эта дополнительно выраженное чувство передается не только интонацией, но и завершающим восклицательным знаком в повествовательных и побудительных предложениях. В вопросительных предложениях ставится два знака: сначала — вопросительный, затем — восклицательный.
И куда ты несешься сломя голову?!
Примеры невосклицательных предложений
Невосклицательными могут быть все виды предложений, отличающихся по цели высказывания.
Невосклицательные повествовательные предложения
Начинается летняя гроза. Раздаются оглушительные раскаты грома.
Все чаще сверкают молнии на потемневшем небе. С реки потянуло сыростью.
Налетел резкий порывистый ветер и пригнул головки цветов к земле.
Невосклицательные вопросительные предложения
Невосклицательные побудительные предложения
Прочитай эту книгу обязательно, ты не пожалеешь.
Покажите мне этот интересный рисунок.
Расскажи нам, пожалуйста, о твоем выступлении на концерте.
Видеоурок
Восклицательные и невосклицательные предложения. 2-й класс
Класс: 2
1. Повторение пройденного материала
а) Работа по карточкам в парах.
– Вспомним то, что вчера так старательно учили.
(Задание на карточке.)
Соедини стрелочкой части высказывания.
По цели высказывания предложения могут быть:
1) повествовательными (содержат вопрос)
2) вопросительными (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными (содержат рассказ, повествование)
б) Проверка (на доске схема – помощница)
в) Самооценка (ц.1)
– Оцените свою работу, заполнив листок успешности (ученики оценивают себя «+», или «–», или «+» и «–»).
№ заданий | Задания | Успешность |
1 | Работа в паре по карточке. | |
2 | Участие в формулировании темы и задачи урока. | |
3 | Упражнение №1. | |
4 | Работа в паре по карточке. | |
5 | Работа в группе. |
2. Формулирование темы урока и постановка учебных задач
(На доске записаны предложения.)
Прочитайте про себя, что написано на доске.
1. В гости к нам пришла осень.
2. В гости к нам пришла осень!
– Что написано на доске?
– Докажите.
(Предложение содержит законченную мысль, в конце предложения ставятся знаки препинания: (,), «!» или «?»).
– Догадайтесь, какое предложение прочитает …?
(Вызвать ученика и попросить прочитать 2 предложение.)
– Как догадались?
– А теперь прочитайте предложение под номером 1.
– Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? (Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, в гости пришла к нам осень.)
– Одинакова ли цель у этих предложений? (Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, что в гости к нам пришла осень).
– Чем отличаются эти предложения? (1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).
– Кто-нибудь догадался, что нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка?
(На уроке нас будут интересовать предложения, которые произносятся спокойно и с особым чувством.)
– А может кто слышал, как называются предложения, которые произносятся с особым чувством?
– Откроем книги и сравним, правильно ли мы определили тему урока. Прочитаем.
– А в каком блоке мы сегодня будем работать? (Как устроен наш язык.) Какая задача решается на уроках с указанием этого блока?
(На уроках с указанием блока «Как устроен наш язык» мы открываем законы по которым живёт русский язык.)
– Так чем мы собственно будем сегодня заниматься?
– Оцените участие в работе по определению темы и задач урока.
3. Рубрика «Разгадываем тайны языка»
– Вернёмся к учебнику. Читаем на с. 60 рубрику, подскажите, как она называется?
– Все ли вам понятны слова в тексте? Что нового узнали?
– В этом тексте встретилось слово интонация. Как вы его понимаете? Прочитайте подсказку.
– Вы знаете, что я очень люблю сомневаться о важности той или иной темы урока. Но сегодня у меня такие сомнения: имеет ли значения интонация в жизни людей? Порассуждайте. Приведите примеры.
– Доказательством может послужить стихотворение, которое мы читали на уроке окружающего мира.
(Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)
Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол!
А я ответил:
– Во, футбол!
(Г.Сапгир)
– Согласны л вы с тем, что по интонации человека можно определить как он к вам относится?
– А как вы понимаете высказывания психологов, что для человека чаще бывает важнее интонация, чем информация?
4. Физминутка на внимание и на закрепление изученного материала
– Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете наклоны, а если ложное – руки в стороны, вперёд, вверх.
А) Предложение всегда произносится или пишется с какой – то целью.(В)
Б) Предложения могу быть вопросительными и побудительными. (Н)
В) Предложения по цели высказывания могут быть: повествовательными, вопросительными и побудительными. (В)
Г) По интонации эти же самые предложения бывают 2-х типов – восклицательные и невосклицательные. (В)
Д) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то цель предложения изменится. (Н)
Е) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то знак в конце предложения изменится. (В)
5. Первичное закрепление нового материала
– А сейчас я вам предлагаю поработать в паре.
Сделайте вывод и обоснуйте его.
Задание. Прочитайте предложения, определите цель высказывания каждого предложения и интонацию предложений. Сделайте вывод: какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией?
Хорошо в осеннем лесу!
Идите в лес и любуйтесь красотою природы!
А вы любите осенний лес?!
Проверка. Вывод. Сравнить с учебником.
6. Зарядка по офтальмотренажёру
– Посмотрите на дверь, на окно, на потолок, друг на друга, на доску.
7. Дифференцированная работа.
Работа в группах постоянного состава.
Задание 1–2 группе.
Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.
Дятел стучит по дереву (. )
Тихо шепчут молодые осины (. )
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (. )
Вам нравится в лесу (. )
______________________?
______________________.
______________________.
______________________!
Остальные работают по учебнику Упр.3 стр. 62.
После устной работы, дети сигнализируют о своей готовности (зелёный кружок) и садятся выполнять письменно, предварительно делают произвольно массаж пальцев, используя куб.
Проверка. 1, 2 группы у вас самопроверка (Раздать верный вариант)
1 вариант выполнения
Вам нравится в лесу?
Дятел стучит по дереву.
Тихо шепчут молодые осины.
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!
2 вариант выполнения.
Вам нравится в лесу?
Тихо шепчут молодые осины.
Дятел стучит по дереву.
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!
3, 4 и 5 группы вслух.
Оцените свою работу. (ц. 5)
Какую новую тайну языка нам помог открыть урок?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили в уроке?
Посмотрите свои листы успешности.
– С каким настроением заканчиваем урок?
Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.
10. Домашнее задание
Я могу не задавать д/з. Ну, если кто очень хочет, если будет желание и время, вы можете обратить внимание на упр 4.с.62.
Восклицательные предложения в русском языке
Восклицательные предложения выражают чувства и эмоции говорящего. В их конце ставится восклицательный знак.
Виды предложений
В русском языке простые предложения имеют несколько характеристик. Они могут содержать в себе сообщение о чем-то, вопрос или побуждение к действию. С этой точки зрения по цели высказывания простые предложения делятся на следующие виды:
Но кроме этого, существует еще одна характеристика предложения. Все эти виды предложений могут отличаться по силе выраженного в них чувства. Кроме сообщения, вопроса или побуждения к действию, в них возникает эмоциональный фон, когда говорящий выражает к сообщаемому свое отношение, вносит в него чувства, или эмоции.
Эмоция [фр. emotion Что такое восклицательные предложения?
Чтобы понять, что такое восклицательное предложение, сравним два очень похожих, на первый взгляд, высказываия:
В первом предложении содержится констатация факта, сообщение о природном явлении, когда закончилось темное время суток и наступил день. Это повествовательное предложение, которое произносится спокойным тоном, без особой экспрессии.
Второе предложение тоже повествует о том же явлении, но в нем присутствует эмоция радости, восторга и восхищения.
Сделаем вывод, что предложения могут отличаться друг от друга по силе выраженного в них чувства.
Говорящий может выразить радость, восхищение, огорчение, страх, возмущение, злость, раздражение и пр.
Это проявляется в устной речи с помощью особой интонации, более напряженной, повышенной. В письменной речи восклицательное предложение обозначается с помощью восклицательного знака.
Предложения могут произносится спокойным ровным тоном. По силе выраженного чувства это невосклицательные предложения. Предложение может произносится с особой интонацией, передающей сильное чувство.
Сравним:
Расцвели в саду яблони (повествовательное, невосклицательное предложение).
Зайдешь в сад, а там расцвели яблони! (повествовательное, восклицательное предложение).
По эмоциональной окраске восклицательными могут быть все виды предложений, различающиеся по цели высказывания.
Понаблюдаем:
Я хочу танцевать (повествовательное, невосклицательное)
Я хочу танцевать! (повествовательное, восклицательное)
Разве ты не выучил это правило? (вопросительное, невосклицательное)
Разве ты еще не выучил это правило?! (вопросительное, восклицательное)
Позвони мне сегодня обязательно (побудительное, невосклицательное)
Позвони мне сегодня обязательно! (побудительное, восклицательное).
Средства передачи восклицания
Кроме особой интонации, которая используется в восклицательных предложениях, в русском языке существуют специальные «восклицательные слова»:
Ну, и зачем ты мне об этом говоришь?!
Примеры восклицательных предложений в литературе
Восклицательные предложения не встретишь в научном тексте. А вот в художественной литературе эмоционально окрашенные предложения охотно используют писатели в своих произведениях для передачи различных чувств.
Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (А. С. Пушкин).
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (А. С. Пушкин).
Как хорошо ты, о море ночное! (А. Тютчев).
Раззудись, плечо! Размахнись, рука! (А. В. Кольцов).
Москва…как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось! (А. С. Пушкин).