Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения

Как определить восклицательное или невосклицательное предложение?

Содержание:

В языкознании принята классификация предложений по следующим критериям:

Один из главных признаков предложения как коммуникативной единицы — интонационная завершенность. В этот критерий включается интонация конца предложения, выражение вопроса, приказа, просьбы, эмоциональная напряженность. Последняя характеристика связана с рассматриваемыми предложениями.

Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Смотреть фото Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Смотреть картинку Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Картинка про Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Фото Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения

Что такое невосклицательное предложение?

Невосклицательное предложение произносится спокойным тоном, отсутствует выраженная эмоциональная реакция на содержание сообщения.

Невосклицательное предложение — это характеристика, относящаяся к главным признакам высказывания. Она относится к побудительным, повествовательным и вопросительным, простым и сложным, двусоставным и односоставным конструкциям.

Повествовательное невосклицательное предложение содержит сообщение о событии, выражение отношения к факту, характеристику явления без яркой эмоциональной оценки. В конце фразы ставится точка. Атаку решили начать на рассвете. Мой знакомый — удивительно интересный человек.

Восклицательные и невосклицательные предложения различаются степенью эмоциональной окрашенности.

Что такое восклицательное предложение?

В данной структуре выражение мысли сопровождается повышенной экспрессией и выраженными интонационными особенностями: повышением тона и акцентом на значимых словах.

Грамматически восклицание в русском языке оформляется двумя способами:

Рассмотрим, как определить восклицательное или невосклицательное предложение в написанном тексте. Пунктуационный знак для отражения на письме — «!». Он сигнализирует о восклицательной интонации. Если предложение повествовательное, оно заканчивается этим знаком.

Вопросительные предложения, которые произносятся с особым чувством, оформляются двумя знаками конца фразы: вначале «?», потом «!». Последовательность знаков такая, потому что цель высказывания — более весомый признак, чем эмоциональная окрашенность, с точки зрения грамматики. Неужели ты так и не понял, почему твое появление здесь было неуместным?!

Что такое вопросительное предложение?

Синтаксическая единица, выражающая вопросительный смысл, опознается в устной речи по особой интонации с подъемом тона на акцентируемом слове. Поэтому содержание написанного вопроса при озвучивании может быть разным: СЕГОДНЯ вечером будет праздник? Сегодня вечером будет ПРАЗДНИК? Очевидно, что такое невосклицательное предложение, содержащее вопрос, будет предполагать разные ответы.

На письме вопросительная интонация оформляется знаком «?».

В структуре вопросительных невосклицательных предложений используются вопросительные местоимения и наречия, приведем примеры: Зачем мне возвращаться в город детства? Где мы можем остановиться переночевать? Куда же ты отправишься теперь?

Что такое повествовательное предложение? Примеры

Как понять, восклицательное или невосклицательное предложение, если оно содержит только сообщение? Такая конструкция называется повествовательной.

Повествовательное предложение заключает информацию о факте, событии, явлении. Это самый распространенный синтаксический тип фраз. В них выражается законченная мысль, которая передается повествовательной интонацией: легким повышением тона на информационно важном слове и спокойным понижением в конце фразы: Наши следы потихоньку засыпал снег. Капитан, отвернувшись от самозванца, отказался отвечать ему. Машина, скрипя и громыхая, вылетела на рыночную площадь.

Источник

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Каждое предложение передает какую-то мысль. При этом предложения также выражают эмоции говорящего или могут произноситься нейтрально.

По эмоциональной окраске предложения бывают:

Восклицательные предложения передают сильные эмоции говорящего, его чувства и отношения к происходящему: радость, взволнованность, огорчение, отчаяние, страх и т.д. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Например: Подожди! Откуда ты это достал?!

Восклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. При этом они произносятся с подъёмом голоса, а слово, выражающее чувство, выделяется особо.

Какой теплый сегодня день! (повествовательное восклицательное предложение)

Как ты мог этого не заметить?! (вопросительное восклицательное предложение)

Посмотри внимательнее! (побудительное восклицательное предложение)

Например: Сегодня теплый день. Ты чувствуешь дуновение ветерка? Уже вечереет.

Невосклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Я люблю чернику. (повествовательное невосклицательное предложение)

Ты любишь чернику? (вопросительное невосклицательное предложение)

Собери мне, пожалуйста, чернику. (побудительное невосклицательное предложение)

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Невосклицательные предложения. Примеры

Невосклицательные пред­ло­же­ния отли­ча­ют­ся спо­кой­ным тоном про­из­но­ше­ния, без ярко выра­жен­ных эмоций.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Чтобы пони­мать смысл пред­ло­же­ния, пра­виль­но ста­вить завер­ша­ю­щие зна­ки пре­пи­на­ния, важ­но учи­ты­вать, име­ет ли про­стое пред­ло­же­ние выра­жен­ный эмо­ци­о­наль­ный фон, как оно про­из­но­сит­ся. С этой точ­ки зре­ния по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке все про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные.

Чтобы понять, что такое невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния, срав­ним их с вос­кли­ца­тель­ны­ми предложениями.

Что такое невосклицательные предложения?

Простые пред­ло­же­ния содер­жат в себе или какое-то сооб­ще­ние, или пря­мой вопрос, или побуж­де­ние к дей­ствию. В зави­си­мо­сти от цели выска­зы­ва­ния все пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Смотреть фото Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Смотреть картинку Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Картинка про Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Фото Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения

Каждый вид пред­ло­же­ния про­из­но­сит­ся с харак­тер­ной для него интонацией:

Над цве­ту­щей ябло­ней вьет­ся, кажет­ся, целый рой пчел.

Куда ведет эта лес­ная тропинка?

Сколько кило­мет­ров до конеч­но­го пунк­та наше­го похода?

Разве ты не зна­ешь это­го художника?

Постели постель. Присядь-ка со мной на крылечко.

Как видим, у этих пред­ло­же­ний, раз­ных по цели выска­зы­ва­ния, отсут­ству­ет сопут­ству­ю­щий эмо­ци­о­наль­ный фон. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке они явля­ют­ся вполне ней­траль­ны­ми. С точ­ки зре­ния выра­жен­но­го в них чув­ства такие пред­ло­же­ния явля­ют­ся невосклицательными.

В кон­це невос­кли­ца­тель­ных повест­во­ва­тель­ных и побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний ста­вит­ся точ­ка, а в вопро­си­тель­ном — вопро­си­тель­ный знак.

Таблица

ПО ИНТОНАЦИИ
ВосклицательноеНевосклицательное
Мне пода­ри­ли котенка!Мне пода­ри­ли котенка.
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ПовествовательноеВопросительноеПобудительное
На ули­це пре­крас­ная погода.Почему вы сиди­те дома?Идите гулять.

Восклицательные предложения

И, напро­тив, в любом пред­ло­же­нии может при­сут­ство­вать осо­бая экс­прес­сия выска­зы­ва­ния, допол­ни­тель­но выска­зан­ное чув­ство радо­сти, вос­тор­га, горе­чи, гне­ва и пр. Такие пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся взвол­но­ван­ным, более высо­ким и напря­жен­ным голо­сом, при­чем выде­ля­ет­ся сло­во, осо­бо важ­ное в пере­да­че чувства.

Какая сто­ит заме­ча­тель­ная золо­тая осень! (Повествовательное восклицательное)

И зачем ты сюда толь­ко при­шел?! (Вопросительное восклицательное)

Идем ско­рее отсю­да! (Побудительное восклицательное)

Эта допол­ни­тель­но выра­жен­ное чув­ство пере­да­ет­ся не толь­ко инто­на­ци­ей, но и завер­ша­ю­щим вос­кли­ца­тель­ным зна­ком в повест­во­ва­тель­ных и побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях. В вопро­си­тель­ных пред­ло­же­ни­ях ста­вит­ся два зна­ка: сна­ча­ла — вопро­си­тель­ный, затем — восклицательный.

И куда ты несешь­ся сло­мя голову?!

Примеры невосклицательных предложений

Невосклицательными могут быть все виды пред­ло­же­ний, отли­ча­ю­щих­ся по цели высказывания.

Невосклицательные повествовательные предложения

Начинается лет­няя гро­за. Раздаются оглу­ши­тель­ные рас­ка­ты грома.

Все чаще свер­ка­ют мол­нии на потем­нев­шем небе. С реки потя­ну­ло сыростью.

Налетел рез­кий поры­ви­стый ветер и при­гнул голов­ки цве­тов к земле.

Невосклицательные вопросительные предложения

Невосклицательные побудительные предложения

Прочитай эту кни­гу обя­за­тель­но, ты не пожалеешь.

Покажите мне этот инте­рес­ный рисунок.

Расскажи нам, пожа­луй­ста, о тво­ем выступ­ле­нии на концерте.

Видеоурок

Источник

Восклицательные и невосклицательные предложения. 2-й класс

Класс: 2

1. Повторение пройденного материала

а) Работа по карточкам в парах.

– Вспомним то, что вчера так старательно учили.

(Задание на карточке.)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными (содержат вопрос)
2) вопросительными (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными (содержат рассказ, повествование)

б) Проверка (на доске схема – помощница)
в) Самооценка (ц.1)

– Оцените свою работу, заполнив листок успешности (ученики оценивают себя «+», или «–», или «+» и «–»).

№ заданийЗаданияУспешность
1Работа в паре по карточке.
2Участие в формулировании темы и задачи урока.
3Упражнение №1.
4Работа в паре по карточке.
5Работа в группе.

2. Формулирование темы урока и постановка учебных задач

(На доске записаны предложения.)

Прочитайте про себя, что написано на доске.

1. В гости к нам пришла осень.
2.
В гости к нам пришла осень!

– Что написано на доске?
– Докажите.

(Предложение содержит законченную мысль, в конце предложения ставятся знаки препинания: (,), «!» или «?»).

– Догадайтесь, какое предложение прочитает …?

(Вызвать ученика и попросить прочитать 2 предложение.)

– Как догадались?
– А теперь прочитайте предложение под номером 1.

– Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? (Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, в гости пришла к нам осень.)

– Одинакова ли цель у этих предложений? (Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, что в гости к нам пришла осень).

– Чем отличаются эти предложения? (1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).

– Кто-нибудь догадался, что нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка?

(На уроке нас будут интересовать предложения, которые произносятся спокойно и с особым чувством.)

– А может кто слышал, как называются предложения, которые произносятся с особым чувством?

– Откроем книги и сравним, правильно ли мы определили тему урока. Прочитаем.

– А в каком блоке мы сегодня будем работать? (Как устроен наш язык.) Какая задача решается на уроках с указанием этого блока?

(На уроках с указанием блока «Как устроен наш язык» мы открываем законы по которым живёт русский язык.)

– Так чем мы собственно будем сегодня заниматься?

Оцените участие в работе по определению темы и задач урока.

3. Рубрика «Разгадываем тайны языка»

– Вернёмся к учебнику. Читаем на с. 60 рубрику, подскажите, как она называется?

– Все ли вам понятны слова в тексте? Что нового узнали?

– В этом тексте встретилось слово интонация. Как вы его понимаете? Прочитайте подсказку.

– Вы знаете, что я очень люблю сомневаться о важности той или иной темы урока. Но сегодня у меня такие сомнения: имеет ли значения интонация в жизни людей? Порассуждайте. Приведите примеры.

– Доказательством может послужить стихотворение, которое мы читали на уроке окружающего мира.

(Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)

Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол!
А я ответил:
– Во, футбол!
(Г.Сапгир)

– Согласны л вы с тем, что по интонации человека можно определить как он к вам относится?

– А как вы понимаете высказывания психологов, что для человека чаще бывает важнее интонация, чем информация?

4. Физминутка на внимание и на закрепление изученного материала

– Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете наклоны, а если ложное – руки в стороны, вперёд, вверх.

А) Предложение всегда произносится или пишется с какой – то целью.(В)
Б) Предложения могу быть вопросительными и побудительными. (Н)
В) Предложения по цели высказывания могут быть: повествовательными, вопросительными и побудительными. (В)
Г) По интонации эти же самые предложения бывают 2-х типов – восклицательные и невосклицательные. (В)
Д) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то цель предложения изменится. (Н)
Е) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то знак в конце предложения изменится. (В)

5. Первичное закрепление нового материала

– А сейчас я вам предлагаю поработать в паре.

Сделайте вывод и обоснуйте его.

Задание. Прочитайте предложения, определите цель высказывания каждого предложения и интонацию предложений. Сделайте вывод: какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией?

Хорошо в осеннем лесу!
Идите в лес и любуйтесь красотою природы!
А вы любите осенний лес?!

Проверка. Вывод. Сравнить с учебником.

6. Зарядка по офтальмотренажёру

– Посмотрите на дверь, на окно, на потолок, друг на друга, на доску.

7. Дифференцированная работа.

Работа в группах постоянного состава.
Задание 1–2 группе.

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (. )
Тихо шепчут молодые осины (. )
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (. )
Вам нравится в лесу (. )

______________________?
______________________.
______________________.
______________________!

Остальные работают по учебнику Упр.3 стр. 62.

После устной работы, дети сигнализируют о своей готовности (зелёный кружок) и садятся выполнять письменно, предварительно делают произвольно массаж пальцев, используя куб.

Проверка. 1, 2 группы у вас самопроверка (Раздать верный вариант)

1 вариант выполнения

Вам нравится в лесу?
Дятел стучит по дереву.
Тихо шепчут молодые осины.
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!

2 вариант выполнения.

Вам нравится в лесу?
Тихо шепчут молодые осины.
Дятел стучит по дереву.
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!

3, 4 и 5 группы вслух.
Оцените свою работу. (ц. 5)

Какую новую тайну языка нам помог открыть урок?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили в уроке?
Посмотрите свои листы успешности.

– С каким настроением заканчиваем урок?
Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

10. Домашнее задание

Я могу не задавать д/з. Ну, если кто очень хочет, если будет желание и время, вы можете обратить внимание на упр 4.с.62.

Источник

Восклицательные предложения в русском языке

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют чув­ства и эмо­ции гово­ря­ще­го. В их кон­це ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Виды предложений

В рус­ском язы­ке про­стые пред­ло­же­ния име­ют несколь­ко харак­те­ри­стик. Они могут содер­жать в себе сооб­ще­ние о чем-то, вопрос или побуж­де­ние к дей­ствию. С этой точ­ки зре­ния по цели выска­зы­ва­ния про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Смотреть фото Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Смотреть картинку Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Картинка про Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Фото Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения

Но кро­ме это­го, суще­ству­ет еще одна харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния. Все эти виды пред­ло­же­ний могут отли­чать­ся по силе выра­жен­но­го в них чув­ства. Кроме сооб­ще­ния, вопро­са или побуж­де­ния к дей­ствию, в них воз­ни­ка­ет эмо­ци­о­наль­ный фон, когда гово­ря­щий выра­жа­ет к сооб­ща­е­мо­му свое отно­ше­ние, вно­сит в него чув­ства, или эмоции.

Эмоция [фр. emotion Что такое восклицательные предложения?

Чтобы понять, что такое вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние, срав­ним два очень похо­жих, на пер­вый взгляд, высказываия:

В пер­вом пред­ло­же­нии содер­жит­ся кон­ста­та­ция фак­та, сооб­ще­ние о при­род­ном явле­нии, когда закон­чи­лось тем­ное вре­мя суток и насту­пил день. Это повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние, кото­рое про­из­но­сит­ся спо­кой­ным тоном, без осо­бой экспрессии.

Второе пред­ло­же­ние тоже повест­ву­ет о том же явле­нии, но в нем при­сут­ству­ет эмо­ция радо­сти, вос­тор­га и восхищения.

Сделаем вывод, что пред­ло­же­ния могут отли­чать­ся друг от дру­га по силе выра­жен­но­го в них чувства.

Говорящий может выра­зить радость, вос­хи­ще­ние, огор­че­ние, страх, воз­му­ще­ние, злость, раз­дра­же­ние и пр.

Это про­яв­ля­ет­ся в уст­ной речи с помо­щью осо­бой инто­на­ции, более напря­жен­ной, повы­шен­ной. В пись­мен­ной речи вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние обо­зна­ча­ет­ся с помо­щью вос­кли­ца­тель­но­го знака.

Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Смотреть фото Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Смотреть картинку Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Картинка про Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Фото Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения

Предложения могут про­из­но­сит­ся спо­кой­ным ров­ным тоном. По силе выра­жен­но­го чув­ства это невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. Предложение может про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, пере­да­ю­щей силь­ное чувство.

Сравним:

Расцвели в саду ябло­ни (повест­во­ва­тель­ное, невос­кли­ца­тель­ное предложение).

Зайдешь в сад, а там рас­цве­ли ябло­ни! (повест­во­ва­тель­ное, вос­кли­ца­тель­ное предложение).

По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке вос­кли­ца­тель­ны­ми могут быть все виды пред­ло­же­ний, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по цели высказывания.

Понаблюдаем:

Я хочу тан­це­вать (повест­во­ва­тель­ное, невосклицательное)

Я хочу тан­це­вать! (повест­во­ва­тель­ное, восклицательное)

Разве ты не выучил это пра­ви­ло? (вопро­си­тель­ное, невосклицательное)

Разве ты еще не выучил это пра­ви­ло?! (вопро­си­тель­ное, восклицательное)

Позвони мне сего­дня обя­за­тель­но (побу­ди­тель­ное, невосклицательное)

Позвони мне сего­дня обя­за­тель­но! (побу­ди­тель­ное, восклицательное).

Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Смотреть фото Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Смотреть картинку Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Картинка про Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения. Фото Чем отличаются восклицательные и невосклицательные предложения

Средства передачи восклицания

Кроме осо­бой инто­на­ции, кото­рая исполь­зу­ет­ся в вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях, в рус­ском язы­ке суще­ству­ют спе­ци­аль­ные «вос­кли­ца­тель­ные слова»:

Ну, и зачем ты мне об этом говоришь?!

Примеры восклицательных предложений в литературе

Восклицательные пред­ло­же­ния не встре­тишь в науч­ном тек­сте. А вот в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре эмо­ци­о­наль­но окра­шен­ные пред­ло­же­ния охот­но исполь­зу­ют писа­те­ли в сво­их про­из­ве­де­ни­ях для пере­да­чи раз­лич­ных чувств.

Увы, на раз­ные заба­вы я мно­го жиз­ни погу­бил! (А. С. Пушкин).

Ох, тяже­ла ты, шап­ка Мономаха! (А. С. Пушкин).

Как хоро­шо ты, о море ноч­ное! (А. Тютчев).

Раззудись, пле­чо! Размахнись, рука! (А. В. Кольцов).

Москва…как мно­го в этом зву­ке для серд­ца рус­ско­го сли­лось! Как мно­го в нём ото­зва­лось! (А. С. Пушкин).

Видеоурок «Восклицательные и невосклицательные предложения»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *