Чем отличаются унитарное государство федерация и конфедерация
Формы государственного устройства
Содержание:
↑ Формы государственного устройства
Форма государственного или территориального устройства – это способ политико-территориальной организации государства и принципы политико-правовых взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.
Различаются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.
↑ Унитарное государство
Унитарное государство – это государство, имеющее такое устройство, при котором существует единственная централизованная система органов государственной власти, административно-территориальные части не обладают политической самостоятельностью (подчиняются общим законам).
Таким образом, составные части унитарных государств не обладают признаками суверенитета: они управляются по законам, принимаемым центром. Так, территория составных частей может быть изменена общегосударственным законом, при этом не требуется согласие местных органов власти или населения.
Унитарные государства могут быть централизованными или децентрализованными в зависимости от объема полномочий, предоставляемых административно-территориальным единицам. В централизованных унитарных государствах подчинение региональных органов власти центру осуществляется через назначаемых им должностных лиц (Нидерланды, Польша). В децентрализованных унитарных государствах региональные органы власти формируются независимо от центра как органы местного самоуправления (Япония, Италия).
Примеры унитарных государств: Китай, Япония, Польша, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Греция, Чехия, Румыния, Турция, Израиль и др.
↑ Признаки унитарного государства
↑ Федерация
Федерация состоит из субъектов федерации, которые могут иметь разные наименования. Например, в России — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, в США, Мексике, Бразилии — штаты, в Австрии — земли, в Швейцарии — кантоны.
Согласно действующей Конституции, Россия – федеративное государство. Каждая республика, входящая в состав России имеет свою конституцию и законодательство, а края, области и города имеют свой устав и законодательство. Но, Конституция и федеральные законы носят общеобязательный характер.
Примеры федераций: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, Швейцария и др.
↑ Признаки федерации
Федерация, конфедерация, унитарное государство как основные формы устройства государств
В зависимости от того, как сформировано государство, как происходит разделение власти внутри него, насколько сильно учитываются интересы различных слоев населения при осуществлении управления страной, происходит становление определенного типа (формы) государственного устройства.
Формы устройства государства
Принято выделять две формы устройства стран – федеративная и унитарная. Та или иная форма государства проявляется в следующих моментах:
Для каждого типа государства характерна разная степень проявления данных аспектов. От нее напрямую зависит такой показатель, как постоянство существования государства в целом. В настоящее время форма государственного устройства ассоциируется у большинства людей с уровнем подчинения территориальных субъектов государственной (центральной) власти.
Что представляет собой унитарное государство?
Под унитарным государством понимается государственное формирование, внутри которого существующие территориальные субъекты наделены определенными властными полномочиями, но лишены возможности принимать собственные решения независимо от центрального аппарата власти.
Характерные черты унитарного государства
Унитарным государствам присущи следующие черты:
Следует отметить, что существуют унитарные государства, являющиеся исключением из общего правила. Так, Великобритания наделила отдельные свои регионы автономностью – это Шотландия, Уэльс, Ольстер. Для них характерно наличие законодательной базы, судебной системы, которые имеют действие лишь на территории данных образований. Более того, отделение от центрального аппарата произошло не только на политическом уровне, но и в духовной сфере. Данные субъекты Великобритании имеют свою «независимую» церковь.
Классификация автономий в унитарном государстве
В зависимости от того, по какому принципу устроено автономное унитарное управление субъектом, принято выделять:
В мировой истории встречается еще одна разновидность унитарного государства – региональное унитарное государство. В такой стране все территориальные субъекты являются автономными.
Что представляет собой федеративное государство?
Федерация, как форма государственного устройства, представляет собой объединение формирований (частей государства), каждое из которых суверенно, но лишь в той степени, которая позволяет поддерживать единство всего государства в целом.
Принципы разделения территорий в федерациях
Разделение общей территории на части может происходить по следующим принципам:
Таким образом, федеративное государство – это союз субъектов, каждый из которых наделен признаками отдельного государства.
Основные черты федеративного государства
Для федерации характерны следующие черты:
Что представляет собой конфедеративное государство?
В современном мире существует множество угроз, которые проблематично решить одному государству. Решение таких проблем возможно только путем объединения государственных усилий. Например, борьба с терроризмом. Подобное объединение государств называется конфедерацией.
В отличие от федерации, создание конфедерации ограничено временными рамками. Она формируется только для достижения конкретной цели. Как только получен результат – конфедерация распадается.
Еще одной особенностью конфедерации служит то, что страны, входящие в ее состав, не лишаются своей суверенности. Они лишь поступаются (ограничиваются) ей в некоторой степени. Ограничение касается запрета на принятие самовольного решения. В конфедерации устанавливаются органы власти, верховенство которой признано государствами данного союза.
Конфедерация в целом не имеет своего собственного суверенитета, так как не наделена признаками государства (нет единой системы права, единой системы государственной власти). Нормативно-правовые акты приобретают общеобязательность для всех союзных государств только с момента их официального опубликования каждым членом-государством.
История знает случаи, когда конфедерация по достижении поставленных целей переформировалась в федерацию. Швейцарский конфедерационный союз в 1948 году преобразовался в федеративное государство – страну Швейцарию.
Федерация и конфедерация общие черты и различия, примеры стран
Некоторые думают, что федерация и конфедерация – это синонимы. На самом деле это две разные формы устройства государства.
Что они собой представляют? Сегодня мы подробно разберем данный вопрос.
Конфедеративное государство – определение, его виды и признаки
Конфедерация – это временный союз нескольких стран, созданный для взаимной помощи и достижения определенных целей.
Эти цели могут касаться разных сфер: экономической, политической, социальной, военной. Каждая страна, входящая в союз, сохраняет за собой внутреннюю и внешнюю суверенность.
Есть 2 вида конфедеративных государств:
Список признаков конфедеративного государства:
Примеры современных стран конфедераций
Конфедеративные государства образовывались как в прошлом, так и есть сейчас.
Самые известные распавшиеся союзы:
Самые известные современные союзы:
Федерация – определение и признаки
Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных административных единиц (субъектов) в единую структуру. Эти субъекты имеют относительную независимость от центра, но подчиняются одним нормам, установленным в стране.
Характеристика федерации:
При этом субъекты могут быть централизованными (подчиняющиеся центральной власти) и децентрализованными (обладающие значительной властью).
Федерация бывает:
В зависимости от территориального образования различаются следующие виды федеративного устройства:
Примеров федеративных государств в современном мире много:
Также встречается дуалистическая федерация – это форма государственного устройства, при которой субъекты федерации могут быть полностью самостоятельными.
В таком государстве признается разграничение власти между федеральной и региональной. Самый яркий пример такой страны – США.
Унитарное государство — что это такое
Унитарное государство представляет собой объединение административных единиц, не имеющих политической независимости. Этим оно отличается от федерации.
Для каких стран характерно унитарное устройство:
Сравнение федерации, конфедерации и унитарного государства
Несмотря на явные отличия, формы устройства обладают некоторыми общими чертами.
Федерация | Конфедерация | Унитарное государство | |
Территория | Имеет общую территорию. Состоит из административных единиц. | Не имеет общей территории. Представляет союз стран-участников. | Имеет общую территорию. Состоит из административных единиц. |
Политическая независимость | Субъекты наделены частичной политической независимостью. | Страны-участники остаются полностью суверенными. | Субъекты не наделены политической независимостью. |
Почему конфедерации существуют непродолжительное время
Как показывает история, конфедерация в большинстве случаев – бесперспективное устройство.
Есть несколько причин, объясняющих, почему сохранить объединение сложно:
Нельзя точно сказать, какая форма государственного устройства лучше. Это зависит от особенностей каждой страны. Возможно то, что хорошо для одной страны, может быть плохо для другой.
Форма государственного устройства
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру страны, способ ее политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Формы государственного устройства
Суверенитет составных частей государства является ключевым элементом в определении формы государственного устройства. В зависимости от его наличия у субъектов страны государственное устройство делится на две формы:
Итак, различают четыре основных формы государственного устройства:
Унитарное государство
Это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственной независимости.
Яркими представителями унитарных государств являются Албания, Дания, Болгария, Франция, Норвегия, Чехия, Афганистан, Швеция, Сербия, Япония, Тайланд.
Признаки унитарного государства:
Формальное деление государства на субъекты. Территория страны может быть разделена на области или районы, но они лишены самостоятельности и независимости.
Равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам государства. Однако, по степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство подразделяется на:
Единая правовая система, в основе которой лежит Конституция. Нормы Конституции должны соблюдаться на всей территории государства.
Общая система законодательства.
Единая судебная система.
Единые для всей страны органы представительной и исполнительной власти.
Одноканальная налоговая система. Налоги сначала поступают в центр, а затем перераспределяются между административно-территориальными единицами.
Единое гражданство для всех жителей.
Общая денежная единица на всей территории.
Федеративное государство
Это добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, которое состоит из государственных образований (субъектов федерации).
Примерами стран с федеративным государственным устройством являются Германия, США, Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Пакистан, Бразилия, Австралия.
Признаки федеративного государства:
Все федерации можно разделить на следующие виды:
По способу образования:
По признаку образования:
По правовому положению субъектов федерации:
Конфедерация
Это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.
Признаки конфедерации:
Региональное государство
В настоящее время выделяется еще одна форма государственного устройства, которая представляет собой промежуточную форму между унитарным государственным устройством и федеративным.
Региональное государство – государство, гарантирующее конституционное признание и политическую самостоятельность региональной автономии.
В отличие от федерации региональное государство создается путем осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию.
Яркими примерами данной формы государственного устройства являются Испания, Италия, ЮАР.
Признаки регионального государства:
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Вывод
Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.
В классическом варианте выделяют три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Однако. современные реалии обусловили появление четвертой, промежуточной формы государственного устройства – региональное государство.
ПИОСС
Термины
Реклама
Прямой эфир
iafet 22 апреля 2013, 02:33
Garald1 17 февраля 2013, 01:53
BoutiQue 13 февраля 2013, 04:05
Rusnotslave 1 января 2013, 16:07
kozak1123 26 сентября 2012, 19:30
EntonSky 13 сентября 2012, 01:14
OPOK 3 августа 2012, 13:23
Samsebe99 29 февраля 2012, 14:34
Shumi2010 22 февраля 2012, 06:33
sheih_merden 5 февраля 2012, 18:31
Svoboda 22 января 2012, 18:09
anola2009 12 января 2012, 10:03
Politolog 11 декабря 2011, 14:29
STOP_VTO 20 ноября 2011, 05:57
Politolog 13 ноября 2011, 21:40
koller 27 октября 2011, 15:12
Yrka58 23 октября 2011, 19:36
Yrka58 11 октября 2011, 22:58
Блоги
Федерация, Конфедерация, Унитарное государство
Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Основные признаки федеративного государства
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.
Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.
Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, а также о том, не является ли она лишь имитацией федерации в принципе, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства…
«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».
Современные федеративные государства
Современные федеративные государства на карте мира
Австрийская Республика
Босния и Герцеговина
Королевство Бельгия
Российская Федерация
Федеративная Республика Германия
Швейцарская Конфедерация
Исламская Республика Пакистан
Малайзия
Объединённые Арабские Эмираты
Республика Индия
Республика Ирак
Республика Судан
Союз Коморы
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
Федеративная Республика Нигерия
Танзания
Аргентинская Республика
Боливарианская Республика Венесуэла
Канада
Мексиканские Соединённые Штаты
Соединённые Штаты Америки
Федеративная Республика Бразилия
Федерация Сент-Кристофер и Невис
Австралия и Океания
Австралийский Союз
Федеративные Штаты Микронезии
Федеративные государства, существовавшие в прошлом
Федеративная Республика Испания (1873—1874)
Союз Советских Социалистических Республик (1922—1991)
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945—1992)
Чехословацкая Социалистическая Республика (1968—1990), позднее — Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990—1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
Союзная Республика Югославия (1992—2003)
Федеративные Малайские Штаты (1896—1946)
Малайский Союз (1946—1948)
Федерация Малайзия (1948—1963)
Соединённые Штаты Индонезии (1949—1950)
Федерация Южной Аравии (1962—1967)
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922-1936)
Французская Западная Африка (1904—1958)
Французская Экваториальная Африка (1910—1960)
Соединённое Королевство Ливия (1951—1963)
Федерация Родезии и Ньясаленда (1953—1963)
Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958—1971)
Малийская Федерация (1959—1960)
Федеративная Республика Камерун (1961—1972)
Уганда (1962—1967)
Империя Инков[источник не указан 384 дня] (1197—1572)
Соединённые Провинции Центральной Америки (1823—1838)
Конфедеративные Штаты Америки (1861—1865)
Новая Гранада (1855—1886)
Вест-Индская Федерация (1958—1962)
Конфедерация — форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.
Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации – самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.
История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедераций с крайне слабым центром. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году:«Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».
Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».
Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1-ого августа 1291-ого года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельвитическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803-м году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847-м году.
Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется ни на какие-нибудь теоретические конструкты, но, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытнм примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации и/или конфедерализма.
Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пр.: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использованиями организациями двух основных правил – равенство участников и единогласное принятие решений. С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации – её недолговременный и переходный характера. Причины распада этого государственного устройства и превращения его в другую форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.
Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства.
На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, но в результате объединения стран.
Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.
Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевтсва и Великого княжества Литовского.
В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.
Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз — мягкая федерация.
Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958), Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).
В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё в составе Северной и Южной Кореи. Законодательство самопровозглашённого государства Приднестровье в 1993—2006 в одностороннем порядке объявляло конфедерацию Молдавии и Приднестровья.
Наиболее известные исторические конфедерации — это Конфедеративные Штаты Америки и конфедеративное государство Речь Посполитая.
Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.
Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.
Слово конфедерация в значении «союз» используется в названиях различного рода организаций — Азиатская конфедерация футбола, Всеобщая конфедерация труда (Франция), Конфедерации обществ потребителей, Национальная конфедерация упаковщиков и т. д.
Конфедерация в Речи Посполитой — временные объединения вооруженной шляхты (XVI—XVIII вв.).
В науке XVIII—XX вв. к сложным формам государственного устройства относят конфедерацию.
У конфедерации, как правило, нет собственной территории. Её территория складывается из территорий её субъектов, обычно соседствующих друг с другом. Конфедерация не имеет независимой налоговой системы: все налоги и сборы на её нужды поступают по так называемой одноканальной системе от субъектов конфедеративного союза. Соответственно классическая конфедерация представляет собой довольно «рыхлое» политическое образование, лишенное суверенитета, в то время как государства- субъекты конфедерации в полном объёме сохраняют свои суверенные права, включая собственное гражданство, денежную систему, законодательство, право на нуллификацию актов конфедеральных органов на своей территории, право свободного выхода из конфедерации (сецессия). Органы конфедерации не располагают необходимыми материальными ресурсами (собственные вооружённые силы, конфедеральные налоги), чтобы принуждать к выполнению своих решений.
Модель конфедерации была разработана в науке на примере США 1780-х годов, Швейцарии (до сер. XIX в.) и Германского Союза(1815—1866), которые затем превратились в федерации. Вместе с тем известны случаи превращения федераций в конфедеративные образования (например, образование Содружества Независимых Государств на территории бывшего СССР). Таким образом, конфедерация служит переходной формой сложного государственного устройства на пути к более тесному и сплоченному союзу либо наоборот.
Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).
Основные признаки унитарного государства
Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
Единые для всей страны высшие органы власти;
Единая система законодательства;
Единое гражданство;
Единая денежная единица;
Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
Виды унитарных государств
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.
государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),
государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).
Современные суверенные унитарные государства
Современные унитарные государства на карте мира
Андорра
Беларусь
Болгария
Ватикан
Великобритания
Венгрия
Греция
Дания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Латвия
Литва
Лихтенштейн
Люксембург
Македония
Мальта
Молдавия
Монако
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Сан-Марино
Сербия
Словакия
Словения
Украина
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швеция
Эстония
Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Восточный Тимор
Вьетнам
Грузия
Израиль
Индонезия
Иордания
Иран
Йемен
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Киргизия
Китай
Кувейт
Лаос
Ливан
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Оман
Саудовская Аравия
Северная Корея
Сингапур
Сирия
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония
Алжир
Ангола
Бенин
Ботсвана
Буркина Фасо
Бурунди
Габон
Гамбия
Гана
Гвинея
Гвинея-Бисау
Джибути
Египет
Замбия
Зимбабве
Кабо-Верде
Камерун
Кения
Конго (Браззавиль)
Конго (Киншаса)
Кот-д’Ивуар
Лесото
Либерия
Ливия
Маврикий
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Мали
Марокко
Мозамбик
Намибия
Нигер
Руанда
Сан-Томе и Принсипи
Свазиленд
Сейшелы
Сенегал
Сомали
Сьерра-Леоне
Танзания
Того
Тунис
Уганда
Центральноафриканская Республика
Чад
Экваториальная Гвинея
Эритрея
Южно-Африканская Республика
Антигуа и Барбуда
Багамы
Барбадос
Белиз
Боливия
Гаити
Гайана
Гватемала
Гондурас
Гренада
Доминиканская Республика
Колумбия
Коста-Рика
Куба
Никарагуа
Панама
Парагвай
Перу
Сальвадор
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Люсия
Доминика
Суринам
Тринидад и Тобаго
Уругвай
Чили
Эквадор
Ямайка
Вануату
Кирибати
Маршалловы острова
Науру
Новая Зеландия
Палау
Папуа-Новая Гвинея
Соломоновы острова
Тонга
Тувалу
Фиджи