Чем отличаются указанные вами виды изображения земной поверхности
Чем отличаются указанные вами виды изображения земной поверхности
Подробное решение параграф § 5 по географии для учащихся 5 класса, авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков 2016
1. Какие виды изображения земной поверхности вам известны?
Ответ: Глобус, карта, чертеж, фото, рисунок.
2. Чем отличаются указанные вами виды изображения земной поверхности?
Ответ: Способом и методом изображения земной поверхности.
Как вы думаете:
1. Можно ли карту назвать моделью Земли?
Ответ: Да, можно. Карта – это представление мира на плоскости, для удобства и компактности.
Проверим знания:
1. Что такое глобус?
Ответ: Глобус – трехмерная модель земного шара, на котором изображены все имеющиеся на поверхности земли объекты: материки и океаны, острова и полуострова, моря и заливы.
2. Что такое географическая карта?
Ответ: Географическая карта – чертеж, изображающий земную по-верхность.
3. Что обозначается на географической карте оттенками синего цвета?
Ответ: Водные объекты – океаны, моря, реки, озера и пр.
4. Что обозначается на географической карте оттенками зеленого, желтого, коричневого цвета?
Ответ: Зеленый и желтый цвет на карте – равнины. Самые низкие равнины обозначены зеленым цветом, а желтым – приподнятые. Ко-ричневым цветом обозначаются горы.
А теперь более сложные вопросы:
1. Чем отличается глобус от географической карты?
2. Почему на географической карте отражено больше разной информации, чем на глобусе?
3. Как с помощью географической карты можно изучать историю географических открытий?
Ответ: На карте великих географических открытий помещены сведения о маршруте открывателей.
4. Почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности?
Ответ: Земная поверхность – это поверхность шара. А карта – плоская поверхность. Нельзя так просто взять и развернуть сферическую поверхность на плоскую, так как возникнут пустоты. Их заполняют «растягивая» изображение. Поэтому и появляются искажения.
От теории к практике:
1. Укажите сходства и отличия фотографического изображения земной поверхности, выполненного с поверхности Земли, борта самолета, борта космического корабля. Результаты работы занесите в таблицу, перечертив ее в тетрадь. Сформулируйте вывод о достоинствах и недостатков каждого из видов фотографических изображений.
2. Фотография с поверхности Земли.
Фотография с поверхности Земли имеет больший охват, чем с борта самолета, но меньший, чем с борта космического корабля.
3. Фотография с борта самолета.
Фотография с борта самолета имеет большую детализацию изображения, чем фотография с поверхности Земли или борта космического корабля. Но при этом охватывает меньше объектов на изображении, чем фотография с космического корабля или поверхности Земли.
4. Фотография с космического корабля.
Является наиболее масштабной, но и, в свою очередь, менее детали-зированной.
5. Составьте план кабинета географии.
Виды изображения земной поверхности
С древнейших времен у людей была потребность в передаче графических сведений о поверхности земли, ее очертаниях, составе населения и прочем. Причем люди научились передавать эти сведения задолго до появления карт и других графических систем. Чаще всего для этого использовались кости, наскальная живопись и тому подобное. Современные виды изображения земной поверхности включают в себя:
Глобусы
Карты и планы
Чем они отличаются
План и карта отличаются исключительно по охвату территории. Планы всегда ограничены небольшими объектами (план дома, улицы, города, деревни, леса, реки и так далее), в то время как карты бывают разными по охвату, отображая графически как локальные объекты, так и земной шар в целом. В то же время на картах из-за большого пространства наносимых на поверхность неизбежно возникают погрешности.
Особенность | План | Карта |
---|---|---|
Охват территории | небольшой | вплоть до Земли |
Искажения | незначительные | чем объемнее охват тем больше |
Что позволяют | подробно изучать небольшие объекты | измерять расстояния, определять размеры |
Атласы
Принято считать, что первые атласы появились в древнем Риме. Так это или нет неизвестно, но впервые понятие «атлас» было введено в 16 веке в Нидерландах Герардом Меркатором.Современные географические атласы различаются:
Отличия глобуса от карты
Рассмотрим чем глобус отличается карты. Это два основных вида изображения земной поверхности и важно правильно определять различия между ними.
Отличие | Глобус | Карта |
---|---|---|
Полная копия земли | да | нет |
Искажения | нет | есть |
Удобство | не удобно | удобно |
И глобусы и карты при этом имеют абсолютно идентичные типы:
Мы рассмотрели основные виды изображения земной поверхности. В дальнейших материалах более детально остановимся на вопросах картографии.
Аэрокосмическая съемка
Этот вид отображения земной поверхности считается более точным в сравнении с картами и планами, поскольку делается сверху с помощью спутника или другого специального оборудования. Благодаря съемкам из космоса и с воздуха появляется возможность детального изучения любых объектов, доступность которых раньше была под вопросом. Результаты таких съемок немного отличаются от того, что мы привыкли видеть на картах (глобусе) и для работы с такими снимками часто используют дешифрирование.
Сегодня многие из нас пользуются гугл картами или яндекс картами. Это и есть предоставление аэрокосмической съемки.
§5. Глобус и карта
Вспомните:
1. Какие виды изображения земной поверхности вам известны?
Ответ: Глобус, карта, чертеж, фото, рисунок.
2. Чем отличаются указанные вами виды изображения земной поверхности?
Ответ: Способом и методом изображения земной поверхности.
Как вы думаете:
1. Можно ли карту назвать моделью Земли?
Ответ: Да, можно. Карта – это представление мира на плоскости, для удобства и компактности.
Проверим знания:
1. Что такое глобус?
Ответ: Глобус – трехмерная модель земного шара, на котором изображены все имеющиеся на поверхности земли объекты: материки и океаны, острова и полуострова, моря и заливы.
2. Что такое географическая карта?
Ответ: Географическая карта – чертеж, изображающий земную по-верхность.
3. Что обозначается на географической карте оттенками синего цвета?
Ответ: Водные объекты – океаны, моря, реки, озера и пр.
4. Что обозначается на географической карте оттенками зеленого, желтого, коричневого цвета?
Ответ: Зеленый и желтый цвет на карте – равнины. Самые низкие равнины обозначены зеленым цветом, а желтым – приподнятые. Ко-ричневым цветом обозначаются горы.
А теперь более сложные вопросы:
1. Чем отличается глобус от географической карты?
Ответ: Глобус — предмет довольно громоздкий, он не складывается. Карта удобнее, на ней изображено большее количество информации, чем на глобусе.
2. Почему на географической карте отражено больше разной информации, чем на глобусе?
3. Как с помощью географической карты можно изучать историю географических открытий?
Ответ: На карте великих географических открытий помещены сведения о маршруте открывателей.
4. Почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности?
Ответ: Земная поверхность – это поверхность шара. А карта – плоская поверхность. Нельзя так просто взять и развернуть сферическую поверхность на плоскую, так как возникнут пустоты. Их заполняют «растягивая» изображение. Поэтому и появляются искажения.
От теории к практике:
1. Укажите сходства и отличия фотографического изображения земной поверхности, выполненного с поверхности Земли, борта самолета, борта космического корабля. Результаты работы занесите в таблицу, перечертив ее в тетрадь. Сформулируйте вывод о достоинствах и недостатков каждого из видов фотографических изображений.
Фотография с поверхности Земли | Фотография с борта самолета | Фотография с борта космического корабля | |
Сходства | Цветное изображение | Цветное изображение | Цветное изображение |
Различия | Видны некоторые детали | Видна Земля и облака | Видна вся планета |
2. Фотография с поверхности Земли.
Фотография с поверхности Земли имеет больший охват, чем с борта самолета, но меньший, чем с борта космического корабля.
3. Фотография с борта самолета.
Фотография с борта самолета имеет большую детализацию изображения, чем фотография с поверхности Земли или борта космического корабля. Но при этом охватывает меньше объектов на изображении, чем фотография с космического корабля или поверхности Земли.
4. Фотография с космического корабля.
Является наиболее масштабной, но и, в свою очередь, менее детали-зированной.
5. Составьте план кабинета географии.
Презентация по географии на тему «Виды изображений земной поверхности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что это? Государства и моря- Все на стенке у меня. На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны Что объединяет эти понятия?
Тема урока Изображения земной поверхности Почему важно знать этот материал?
Значение изображений местности Строители Геологи Путешественники Сельское хозяйство Военные …
Цели урока : Узнать что такое план, карта Выяснить чем глобус отличается от карты Познакомиться с различными видами изображения земной поверхности Узнать как появлялись и изменялись изображения Земли
Как появились первые карты? Когда и почему началось массовое производство карт? Учебник стр. 32 1 пункт
Как называется наука о картах?
Какие существуют изображения земной поверхности? Составьте схему
Виды изображений местности Карта Аэро- фотоснимок Снимок из космоса План местности Какую информацию о местности можно получить с каждого изображения?
Старинные планы Что такое план местности? Стр 32
Что такое глобус? Кто создал 1 глобус? Стр 32 рис 2.1
Что такое карта? Стр 33 1абзац
Карта-уменьшенное изображение Земли на плоскости с помощью условных знаков
Где более точно изображена земная поверхность на глобусе или географической карте? Почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом?
Каковы преимущества и недостатки плана местности по сравнению с изображением местности с помощью аэрофотоснимка? Стр 33 3 пункт
Сравни Признаки План местности Аэрофото-снимок Карта Глобус Объекты более похожи на их реальное изображение, на местности Можно узнать названия городов, реки и т.д. Можно определить породы деревьев в лесу Изображены все объекты, видимые сверху Изображены только важные объекты Объекты изображены условными знаками
Вывод: план местности отличается от аэрофотоснимка, тем, что местность на плане изображена с помощью условных знаков, в уменьшенном виде. Отличие карты и глобуса от аэрофотоснимка в обобщении изображенных объектов.
Что такое атлас? Стр. 33 пункт2
Тренажер электронный 1-5 вопросы
Рефлексия Какую цель мы ставили? Достигли вы этой цели? «Продолжи фразу»: Я сегодня узнал… Я сегодня научился… Я чувствую себя профессором Мне было трудно… я еще студент
Домашнее задание § 10 1 уровень: учебник стр. 33 «Мои географические исследования» 2 уровень: найти или сочинить загадки про план, карту, глобус
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация разработана к уроку «Виды изображений земной поверхности» к учебнику Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учитывает требования ФГОС. Цель:Создать условия для формирования представления о глобусе, плоских изображениях земли.
Задачи:
изображениях земной поверхности;
Развивающие: способствовать формированию умений
-отвечать на вопросы учителя по содержанию текста учебной статьи и дополнительным источникам географической информации;
работать с текстом, выделять в нем самое главное.
Номер материала: ДБ-261309
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по географии 5 класс(фгос)
Глобус и карта. Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности»
Формировать представления об изображениях земной поверхности
1. Рассмотреть способы изображения земной поверхности.
2. Раскрыть особенности видов изображения Земли.
3. Сформировать представления о глобусе, географической карте, фотоснимках как видах изображения земной поверхности.
4. Развивать навыки работы с глобусом и картой, умение проводить анализ и сравнение.
5. Воспитывать познавательную активность, любознательность, способствовать расширению кругозора.
Урок формирования умений и навыков
1. Глобус – модель Земли.
2. Географическая карта.
3. Отличия географической карты от глобуса.
4. Физическая карта мира.
5. Особенности аэрофотоснимков и космических изображений.
1. Виды изображения земной поверхности.
2. Отличительные особенности видов изображения земной поверхности.
Глобус, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космическое изображение.
Электронная презентация «Глобус и карта», учебники, раздаточный материал (для работы в группах), глобус, физическая карта полушарий (мира), план местности, инструкция по выполнению практической работы
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса.
Давать определение глобусу как модели Земли.
Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.
Объяснять отличия видов изображения земной поверхности. Наносить объекты на план. Показывать географические объекты на различных видах изображения земной поверхности.
Составлять описание видов изображения земной поверхности, простейший план учебного кабинета.
Формулировать вывод о достоинствах и недостатках видов изображения земной поверхности.
Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия. Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Использование имеющихся знаний, поиск и выделение необходимой информации; применение методов поиска информации.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зад ачами и условиями коммуникации.
Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.
Выработка учебной мотивации.
Принятие и понимание учебной задачи, контроль своих действий.
Формирование учебно-по знаватель ного интереса к новому учебному материалу.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1 ЭТАП. Организационный
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
Проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих.
Приветствуют учителя, настраиваются на восприятие материала урока.
2 ЭТАП. Проверка домашнего задания
1. Проводит устный опрос по вопросам:
1) Форма и размеры Земли
3) Полюса и экватор.
2. Организует письменный опрос по карточкам (6 вариантов заданий – 6 чел.)
Пока учащиеся выполняют работу по карточкам, учитель выборочно проверяет выполнение заданий в рабочей тетради.
Организует демонстрацию моделей Земли, выполненных учениками.
Осуществляют взаимоконтроль во время опроса, анализируют правильность и последовательность устных ответов.
Выполняют работу по карточкам (5 мин.)
Осуществляют взаимопроверку работ, определяют совместно с учителем критерии оценивания, выставляют оценки.
Ключ к тестам: 1б, 2б, 3в, 4б, 5б, 6б, 7а, 8б, 9 – 1г, 2в, 3а, 4б; 2004 г., 2008 г., 2012 г., 2016 г
Нет ошибок – «5»; 1-2 ошибки – «4»,
3-4 ошибки – «3», 5 и более ошибок – «2».
3 ЭТАП. Актуализация знаний
Предлагает учащимся ответить на вопросы:
— Какие виды изображения земной поверхности вам известны?
— Чем отличаются указанные вами виды изображения земной поверхности?
— Иногда, чтобы изучить какой-либо предмет, ученые создают его модель. Что такое модель?
Отвечают на вопросы, используя имеющиеся знания и представления.
Модель – это точная уменьшенная (или увеличенная) копия натурального объекта.
4 ЭТАП. Создание проблемной ситуации
Демонстрирует на слайдах различные виды изображения земной поверхности, после чего обращается к классу:
— Как все перечисленное можно назвать одним словом?
— Как вы думаете, какие из перечисленных изображений в географии являются основными объектами изучения и источниками информации?
— Как вы думаете, почему?
— Что вам известно о глобусе?
— Можно ли карту называть моделью Земли?
— Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? Почему?
— Что же мы должны узнать на уроке?
Обращение к детям с просьбой озвучить тему урока.
— Повторите главный проблемный вопрос сегодняшнего урока.
— Какие источники географической информации помогут нам получить ответ на этот вопрос?
Называют: глобус, карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок.
Изображения земной поверхности.
Глобус – модель Земли.
Нет. Мы мало знаем о глобусе и карте, об их сходствах и различиях.
Мы должны изучить особенности глобуса и карты, узнать их сходства и различия, изучить их преимущества и недостатки.
Формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадь.
Записывают вопрос в тетрадь.
Кроме учебника и справочной литературы, нам нужны разные виды изображения земной поверхности, атласы.
5 ЭТАП. Целеполагание
Помогает учащимся в формулировке целей урока.
В случае затруднения предлагает обратиться к рубрике «Вы узнаете»
Формулируют цели урока
– рубрики «Вы узнаете»;
– глаголов-помощников: выяснить, выявить, определить, узнать, раскрыть, изучить, научиться, сравнить, распознать, обсудить, понять, проанализировать, найти объяснение, исследовать, обобщить.
6 ЭТАП. «Открытие» нового знания
Организует работу в группах:
4 группа – план местности
5 группа – аэрофотоснимок и космический снимок
Задания для группы № 1
1. Что такое глобус?
2. Что можно узнать с помощью глобуса?
2. Какие существуют виды глобусов?
4. В чем достоинства и недостатки глобуса?
Задания для группы № 2
1. Старинные глобусы.
2. Современные глобусы.
3. Из чего можно сделать глобус?
Задания для группы № 3
1. Что такое карта? Чем современная карта отличается от старинных карт?
2. Разнообразие карт.
3. Достоинства и недостатки карты.
Дополняет и поясняет информацию об искажениях на карте.
4. Физическая карта мира.
Предлагает ученикам сформулировать другое определение географической карты по схеме
У каждого понятия есть одно главное ключевое слово (отвечает на вопрос что? ) и поясняющие его существенные признаки (могут отвечать на вопросы какое?, где?, как? и др.)
Задания для группы № 4
1. Что такое план местности (или топографическая карта)?
2. Достоинства плана местности
3. Условные знаки плана местности
Обращает внимание учеников:
Зеленый цвет на плане – леса, а на карте – низменности. Не путать!
Задания для группы № 5
1. Что такое аэрофотоснимки?
2. Как получают аэрофотоснимки?
3. Что такое космические снимки?
4. Какую информацию можно получить из космических снимков?
5. Что такое дешифрирование снимков?
Каждая группа получает карточку с планом изучения изображения (Приложение А).
Используя текст учебника, дополнительную информацию, атласы, карты, глобусы, фотоснимки, каждая группа составляет описание изображения.
Выступают с отчетом по заданиям.
Глобус – это уменьшенная модель Земли, наиболее полно отображающая ее поверхность.
С помощью глобуса можно представить себе вращение Земли вокруг оси, наклон земной оси к плоскости орбиты.
Глобусы различают по объекту (земные, планетные, небесные), по тематике (физические, политические, зоогеографические, рельефные и т.п.), по назначению (учебные, навигационные, сувенирные и др.), по размерам (большие кабинетные, настольные, малые, миниатюрные).
1) На глобусе в уменьшенном виде изображена вся поверхность нашей планеты.
2) Очертания, размеры, взаимное расположе-ние материков, океанов и др. крупных объектов переданы правильно, без искажений.
1) Глобус – предмет довольно громоздкий, его сложно транспортировать и хранить.
2) На глобусе нельзя увидеть всю земную поверхность одновременно.
3) Уменьшение земной поверхности на глобусе очень велико, поэтому не увидишь многих подробностей и деталей.
Самый ранний из всех сохранившихся глобусов создал немецкий картограф Мартин Бехайм в 1492 г. На нем еще не было Америки, открытой Колумбом в этом же году.
Уникальным памятником отечественной науки и техники XVIII в. является большой академический глобус, диаметр которого составляет более 3 м. На наружной поверхности его нанесена карта Земли, а на внутренней – звездного неба. Внутри глобуса могут разместиться одновременно 10-12 человек. С помощью особого механизма глобус вращается вокруг оси, а сидящие внутри зрители, оставаясь на неподвижной скамье, могут наблюдать движение небесных светил.
Этот глобус хранится в музее М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге.
Глобусы с подсветкой ( или двойная карта) имеют внутри корпуса лампочку. При выключенной подсветке показана физико-географическая карта, а при включенной подсветке на глобусе появляется политическая карта.
Левитирующие глобусы (левитроны)
Особенность этих глобусов заключается в возможности зависать в воздухе под действием электромагнитной силы. Левитрон создаёт электромагнитное поле, необходимое для того, чтобы глобус парил в пространстве. При этом глобус вращается вокруг своей оси почти так же, как Земля вращается в Солнечной системе.
Интерактивный глобус – это глобус, который может вести диалог с человеком посредством специальной электронной ручки-указки. Этой ручкой вы указываете на то место на глобусе, о котором хотите узнать, а глобус в ответ выдает информацию о выбранном вами месте.
Глобус можно собрать из пазлов. Глобус можно сделать из конструктора LEGO, вылепить из пластилина, соорудить из пластиковых бутылок, из бисера, выполнить в технике квиллинга. А есть еще съедобные глобусы, произведенные из шоколада.
Карта – это чертеж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде. На карте использованы простые, понятные всем способы изображения объектов. Старинные карты представляли собой рисунки, изображавшие какую-либо местность. Рисованные карты не всегда были понятны, поэтому и пользовать ими было не очень удобно.
Карты различаются по охвату территории (карты мира, карты материков и океанов, карты государств, карты регионов, карты небольших участков местности, городов).
Карты бывают разными по содержанию (общегеографическими и тематическими).
По способу использования карты бывают настенные, настольные и текстовые.
1) Карта мира позволяет окинуть взглядом изображение всей земной поверхности.
2) На карте существенно легче, чем на глобусе, проводить измерения.
3) Карты гораздо проще изготавливать, транспортировать и хранить.
1) На карте неизбежны искажения, т.к. невозможно шарообразную поверхность изобразить на плоской поверхности без искажений.
На физической карте мира изображается поверхность всей Земли.
Физическая карта – это карта, на которой изображены природные объекты (материки, океаны, горы, равнины и т.д.) Разными оттенками синего цвета на ней изображены моря и океаны. Более глубокие участки океана показаны темно-синим цветом. Зеленый и желтый цвет на карте – это равнины, причем самые низкие равнины обозначены зеленым цветом, а приподнятые – желтым. Коричневым цветом на физической карте закрашены горы.
Ценность карт для деятельности человека огромна. Развитие современных технологий привело к росту популярности электронных карт, позволяющих получить изображение любого участка местности.
Без карты невозможно исследование природы территории, ее охрана.
Карты используют в качестве путеводителя для прокладывания туристических маршрутов.
Карты в военном деле необходимы для эффективного управления войсками.
Карты находят широкое применение во многих отраслях хозяйства. Примером является проектирование маршрута железных дорог, трубопроводов.
Географические карты – ценное пособие, позволяющее школьникам получать знания о Земле.
Находят ключевое слово, вспоминают существенные признаки.
Ключевое слово: изображение
Чего? Земной поверхности
Как? С помощью условных знаков
Составляют полное определение данного понятия, расставив все слова в логической последовательности.
Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
План местности – это уменьшенное изображение сверху небольшого участка поверхности Земли на плоскости с помощью условных знаков.
Достоинства планов местности:
1) По сравнению с другими картами на плане местность изображена более подробно.
2) По сравнению с другими картами искажения на плане небольшие, поэтому измерения по плану являются более точными.
2) В отличие от аэрофотоснимков по планам можно узнать названия сел, рек, породы деревьев в лесу. Поэтому план дает больше сведений, следовательно, он удобнее для изучения местности.
Условные знаки – азбука плана местности. Условные знаки плана отличаются простотой, непохожестью друг на друга. Во многих случаях условные знаки на плане изображают похожими на сами объекты. Например, обозначения одинокого дерева, ветряной мельницы и многие другие знаки напоминают их внешний вид.
При таких условиях они понятны всем, кто читает план. Так, реки и озера показаны голубым – цветом воды, а леса – зеленым – цветом растительности. Поля, огороды специального знака не имеют, поэтому такие участки оставляют на плане белыми. Пески изображены коричневыми точками. Небольшие ручьи, дороги, узкие улицы, изображают в виде линий. Такие условные знаки являются общепринятыми. Их используют на всех планах местности.
Аэрофотоснимки – изображения местности, полученные в результате фотографирования с самолета, вертолета или иного воздушного летательного аппарата.
Съемка земной поверхности с самолетов позволяет получать подробное изображение всех деталей местности. Во время съемки самолет летает по прямолинейным маршрутам, параллельным друг другу. Специальные фотокамеры непрерывно делают снимки. Местность таким образом снимается по частям. Можно склеить снимки соседних участков и получить изображение большой территории.
Космические снимки – изображения территории, получаемые с помощью космических аппаратов (искусственных спутников, орбитальных станций, космических кораблей).
На космических снимках хорошо видны скопления облаков и гигантские воздушные вихри, зоны наводнений и лесные пожары. Геологи по космическим снимкам выявляют районы, с которыми связаны месторождения полезных ископаемых, вероятные землетрясения.
Космические снимки делают со спутников, движущихся по орбитам вокруг Земли. От высоты, на которой летает спутник, зависит охват снимаемой территории. Чем выше от Земли летают спутники, тем больше охват территории и меньше детальность изображения на снимках.
7 ЭТАП. Учебные действия по формированию умений
1. Чтение текста с топографическими знаками
2. Сопоставление снимков разных географических объектов с реальным изображением их на карте.
3. Дешифрирование космических снимков, полученных со спутника.
Проводит практическую работу № 3 «Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности»
(Таблица – с. 17 в РТ)
Читают вслух предложения со слайда (либо с распечатанного листа), вставляя слова, соответствующие изображенным условным знакам плана местности) (Приложение Б).
Рассматривают на слайдах космические снимки, находят соответствующие им географические объекты на карте (Австралия, Европа, о-в Гренландия, Черное море)
Рассматривают снимки, показанные на слайдах, и определяют географические объекты (Приложение В):
1) сельская местность с окрестностями в Самарской области
Ключ: 1Б, 2Е, 3В, 4Д, 5А, 6Г.
2) фрагмент снимка города Бузулука
Ключ: 1Г, 2Е, 3А, 4В, 5Б, 6Д.
Знакомятся с порядком выполнения работы (Приложение Г). Заполняют таблицу в рабочей тетради: дают сравнительную характеристику 3 видов изображений: глобуса, географической карты, аэрофотоснимков и космических снимков.
8 ЭТАП. Закрепление
Вопросы на репродукцию знаний
1. Что такое глобус?
2. Что такое географическая карта?
3. Что обозначается на географической карте оттенками синего цвета? Что обозначается на карте оттенками зеленого, желтого, коричневого цветов?
5. Почему на географической карте отражено больше разной информации, чем на глобусе?
6. Почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности?
Отвечают на вопросы.
Слушают, дополняют ответы друг друга. Контролируют правильность и полноту ответов.
— Какую тему мы изучили на уроке?
— Решите данный филворд, в котором «спрятались» четыре ключевых понятия сегодняшнего урока.
— Какой проблемный вопрос был поставлен в начале урока?
— Можно ли карту называть моделью Земли?
Обобщает и дополняет ответы учащихся. Выставляет оценки за урок.
Участвуют в беседе.
Разгадывают филворд «Изображения земной поверхности»
Слова: глобус, карта, топографические (карты), аэрофотоснимок.
Формулируют ответ на вопрос.
Аргументируют свой ответ.
Карта не является уменьшенной копией Земли, так как не дает представления о форме нашей планеты.
Подводят итог урока. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что для этого нужно сделать?
– А как бы вы оценили свою работу в группе?
Оценивают собственную деятельность.
11 ЭТАП. Информация о домашнем задании
1 уровень – Перечитать § 5, выполнить тестовые задания 1-10 (РТ, с 14-16)
2 уровень – дополнительное задание « Составление плана кабинета географии»
Образец выполнения практической работы № 3
«Составление сравнительной характеристики
разных видов изображения земной поверхности»
Аэрофотоснимок, космический снимок
Изображение земной поверхности в уменьшенном виде
Изображение земной поверхности сверху
Изображение всей поверхности Земли
Изображение всей поверхности Земли и ее частей
Охват территории зависит от высоты фотосъемки
Объекты изображены с помощью условных знаков
Объекты изображены с помощью условных знаков
Объекты изображены так, как они выглядят в действительности
Изображены только самые главные объекты
Изображены только самые главные объекты
Изображены все видимые объекты
Содержит названия объектов, некоторые характеристики объектов
Содержит названия объектов, некоторые характеристики объектов
Отсутствуют названия объектов и другая информация
Объекты изображены без искажений
Чем больше изображаемая территория, тем больше искажений
Чем больше изображаемая территория, тем больше искажений