Чем отличаются учебники разных годов

Старые учебники лучше новых. ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ ОТКРЫТИЕ

Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть фото Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть картинку Чем отличаются учебники разных годов. Картинка про Чем отличаются учебники разных годов. Фото Чем отличаются учебники разных годов

Месяц назад моя дочка-старшеклассница сделала впечатляющее открытие. Она открыла … учебник. Антикварный, винтажный, бывший мой. Называется «Грамматика английского языка», авторы Качалова и Израилевич, Москва, Внешторгиздат, 1954г. Написан он был специально для работников внешней торговли, там и примеры на соответствующие темы.

Он уже в мою молодость был старым, держала я его как справочник.

Надобно было пройти десятилетиям, чтобы я поняла, как дивно прекрасен тот древний учебник. В нём простым языком, без наукообразной зауми, но и без развлекательных подмигиваний излагается ВСЯ, какая только существует, английская грамматика. Нет никакой филологической дребедени, вся грамматическая терминология – школьная. Но и никакого развлекалова тоже нет.

Выучил этот учебник – и порядок: грамматику ты знаешь. Ни один школьный учебник, а также все учебники за все классы, взятые вместе, таким свойством не обладают. Нигде не излагается материал от и до. При гигантском количестве уроков, отводимых на иностранный язык, при том, что у дочки есть отдельный предмет «деловой английский», школьники не усваивают даже английской грамматики, которая вообще-то крайне проста, там даже морфологии практически нет. Нужны особые педагогические усилия, чтобы запутать её до того, что многие ученики просто боятся грамматики, как чего-то уму не постижимого. И то сказать: нынешних школяров учат по принципу «а вот бывает ещё вот это», «а вот такая случается конструкция». Понятна растерянность ученика: а сколько их ещё-то – этих мудростей? Вдруг на ЕГЭ ещё что-то неслыханное выплывет?

Похоже, это общий принцип современной педагогики: не давать никакой системы – только разрозненные факты. Может быть, система считается нудной, а полагается, чтобы любые сведения были развлекательны и прикольны? Чтобы никого не утрудить и не огорчить? Может, так… Дочка говорит мечтательно: «Вот переиздали бы твою Качалову – все бы выучили грамматику на раз».

А может, так всё и задумано? Ну, чтобы учить-учить – и ничему не выучить? А хочешь выучиться – иди к репетитору или запишись на одни из тех мириад курсов по подготовке к тому и этому, что расплодились, как опята на трухлявом пне.

Знания – самые обычные, рядовые – становятся чем-то почти эзотерическим, тайным, словно в Средние века. И, разумеется, платным. А коли так, может, вообще не посылать детей в школу? Многие и не посылают: число детей, находящихся на так называемом домашнем обучении, прогрессивно возрастает. Логично было бы раздавать родителям таких детей наличными средства, которые отпущены казной на школьное обучение их отпрыска.

У нас же после «победы демократии» начались разговоры, что-де в Америке в каждой школе свои учебники – ну и у нас так надо. Ну и пошло. Каждый год – новые учебники, при переходе из школы в школу – ученик в полном недоумении: там другие учебники.

Единый стабильный учебник формирует единый стабильный народ.

Если этого нет – народ превращается в социальную пыль, которой очень легко манипулировать. Да что превращается – превратился уже…

Источник

«Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»

Александр Архангельский — о современной школе и новой программе по литературе

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Архангельский. О своем участии в написании учебника, о нововведениях в школьной программе по литературе и том, стоит ли идти в гуманитарии в 2016-м году, он рассказал Миле Дубровиной на сайте mel.fm.

О преимуществе современных учебников над советскими

С той предметной областью, которая меня, увы, очень рано перестала интересовать, всё было не так уж и плохо: математика, физика, география и астрономия, которой сейчас практически нет, в СССР преподавались на высоком уровне. Но с литературой, историей, тем более обществоведением, не говоря уже про ИЗО и музо — никаких плюсов я в советской школьной системе не вижу. И дело не только в том, что тогда в школе к ним подвёрстывалась идеология. Само преподавание этих предметов, за пределами опыта учителей-новаторов, методически никуда не годилось. А тем, кто говорит, что в советской школе были замечательные учебники, советую попробовать их перечитать. Лучше перед сном — действует как снотворное. Скучища.

Какие бы ни были гуманитарные учебники сейчас — они могут нравиться или не нравиться — по сравнению с советскими это как небо и земля. Но почему же, будучи дуболомной по методам, советская школа была подчас продвинутой по результатам? Потому что начётничество искупалось альтернативностью: параллельно существовала система внешкольного образования и воспитания. Это была именно система, в отличие от современных разрозненных кружков, часто платных, в крупных городах. Вопреки всем мифам, тотально управляемая школьная модель и относительно свободная внешкольная прекрасно друг друга дополняли, и на этом балансе обеспечивалась возможность выбора. То есть всё штучное, нестандартное, по интересам ты добирал после уроков во дворцах пионеров, домах юных техников. Кстати, именно это помогло мне увлечься литературой.

Моя покойная мама из лучших побуждений чуть было не отбила у меня всякую охоту к литературе. Мечтая вырастить меня человеком культурным, она заставляла писать рецензии на прочитанные книги. Это кончилось тем, что я перестал читать, чтобы не писать эти самые рецензии. И на какое-то время увлёкся математикой. Зато потом, как все нормальные люди, я начал сочинять стихи.

Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть фото Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть картинку Чем отличаются учебники разных годов. Картинка про Чем отличаются учебники разных годов. Фото Чем отличаются учебники разных годов

Есть даже такой феномен в школьной психологии: сам пишу, других не читаю.

Это был мой случай: сам писал, а читать не хотел. И пошел я во Дворец пионеров записываться в кружок рисования, а заодно, по необъяснимой прихоти, записался в кружок литературного творчества к Зинаиде Николаевне Новлянской. Она и развернула меня к литературе, а в 1980-м я сам уже начал вести кружок в том же Дворце.

Почему история и география умирают

Судя по собеседованиям, которые мы не первый год проводим в Вышке, могу твёрдо сказать, что география как массовый предмет умерла. А история как набор фактов близка к состоянию комы. И вообще всё, что нужно запоминать, нынешние выпускники школ знают плохо. А соображают в разы лучше: многие умеют быстро соотнести разнородные элементы и дать разумную интерпретацию нового материала. То есть аналитические способности выросли, а в том, что касается конкретных знаний, всё печально.

Если продолжать тему сравнения с СССР, то тогда всё было ровно наоборот. Иногда говорят: ну и пусть, главное, чтобы понимали, а информацию найдут в интернете. Но какая-то база, ориентиры и в прошлом, и в настоящем должны быть. История, строго говоря, — это карта времени: надо представлять, что с чем соотносится, что чему предшествовало, что за чем следовало, как одно связано с другим. А географическая карта — карта пространственных соотнесений. Значит, мы угодили в мир, где ничто ни с чем не соотносится, но при этом всё словно бы просвечено рентгеном.

О работе над учебником по литературе

У нас с соавтором, директором подмосковной гимназии «Образ» Татьяной Смирновой, сейчас полубезумное состояние: вычитываем гранки, вёрстки, сверки всей учебной линии по литературе общей школы. Обязаны успеть к осени, потому что близится грифование, и в какую секунду оно будет назначено, мы не знаем.

Работа для меня необычайно важная. Но при этом необходимо понимать: учебник всё-таки надстроен над школьным процессом. Он, говоря словами Митрофанушки, «прилагательно», а не «существительно». Каким бы продвинутым он ни был, он всё равно компромиссен.

Составитель учебника не должен тешить себя иллюзией, будто бы он в одиночку поменяет школьный процесс в лучшую сторону

Хотя сделать это в худшую сторону при большом старании, наверное, можно. Учебник даёт некоторый фундамент, на котором строится главное — здание предмета. И строит это здание учитель, а не автор учебника. Поэтому последний ни в коем случае не должен мешать учителю проявлять его право на свободный выбор.

В свою очередь, система позволяет обеспечивать относительную вариативность любому составителю учебника, и этим правом мы тоже пользуемся. Но прыгнуть выше головы не можем, радикальные решения не пройдут.

Если взять среднего (типического) учителя, то окажется, что у него есть любимые темы и те, которые ему даются хуже, и что количество часов у него запредельное. Что он в нашем учебнике найдет? Стандартный «золотой список», который очевидным образом должен присутствовать в любой учебной линии, плюс не вполне стандартные ходы. Например, начиная с пятого класса, осторожно, медленно — потому что заповедь «не навреди» очень важна — учебник начинает вводить современную подростковую литературу. В пятом классе это может быть просто совет: «Почитай летом стихи Марины Бородицкой, зайди на сайт „Библиогид“, загляни в рекомендации…»

О современной литературе в школьной программе

Начиная с шестого класса, современная — в узком смысле слова — литература вводится в виде отрывков. Главы из книг, которые вышли совсем недавно, например, из «Сахарного ребенка» Ольги Громовой. Дальше начинается подростковая тема в литературе, и, разумеется, надо включать конец XX и начало XXI веков. Например, «Над пропастью во ржи» позволяет обсудить проблему идеала в восьмом классе. А в седьмом классе актуальна сквозная тема путешествий: её мы связываем с общим ходом мировой литературы и берём произведения от «Одиссеи» до «Властелина колец».

В учебнике много творческих заданий: чтобы стать большим читателем, человек должен сначала стать маленьким писателем

В пятом классе полезно сочинять свои скороговорки, пословицы и загадки, чтобы понимать, как они устроены изнутри. С другой стороны, если детям сейчас видеокультура ближе, почему мы должны прятаться от этого? Через знакомое и понятное мы идём к незнакомому и непонятному. В пятом классе, например, берём текст Распутина «Уроки французского»: «Напиши рецензию, пойми, почему режиссер может взять этот сюжет, а тот не может». К восьмому классу предлагаем попробовать сделать свой сценарный план, а в школьном кружке — снять свой фильм на мобильный телефон. Так мы не от литературы идем к видео, а через видео идем к литературе.

Современная литература делится не на хорошую и плохую, а на живую и мёртвую. Поэтому, если мы включаем в учебник современную литературу, мы должны понимать, что, может быть, этот текст через десять лет умрёт, не выдержав проверки даже коротким временем. В этом нет ничего страшного: он обладает другими важными свойствами, свойствами «подсветки». А именно: он написан на теперешнем языке и жизнь, описанная в нём, понятна, похожа на ту, что окружает нас.

Чтобы понять, что «Евгений Онегин» — молодёжный роман, где герои почти сверстники школьников, надо взломать автоматизм восприятия, порвать шаблон

С одной стороны, можно нудно объяснять, что Татьяна, Ольга, Ленский очень молоды, что им нет ещё и 20 лет. А можно, кроме «Онегина», дать почитать более современный молодежный роман и сказать: «Посмотрите, а в „Евгении Онегине“ тоже первая любовь».

Есть также другие возможности, которые редко используются в школе, по непонятным мне причинам. Например, текст «Капитанской дочки» — книжки, без которой нельзя представить русский литературный код, — считывается с большим трудом. Язык уходит, к сожалению, всё дальше, количество незнакомых исторических реалий очень велико. Но кто сказал, что не может быть цифрового издания со всплывающими мультимедийными комментариями? Почему комментарий обязательно должен состоять из сносок, бесконечных примечаний, которые тормозят процесс чтения, не может превратиться в анимированное сопровождение текста? Мы сами этого не делаем, а потом жалуемся, что они не читают.

Об инновациях в образовании

Я бы боролся не за сохранение старого и не за радикальные перемены, а за нереволюционное вхождение нового. Хватит революций, нужна эволюция, а она предполагает траты, причём не разовые — это вам не нацпроект «Образование», на который кинут огромное количество денег, а они потом «уплывут». Нам нужны системные вложения в будущее: переквалификация преподавателей должна быть неформальной и постоянной. Не просто «привели на семинар и рассказали про новые методики» — необходимо включение в педагогические практики, которые соответствуют новому миру.

Через 10 лет на дорогах будут автоматизированные дроны, а мы всё мыслим так, будто по ним мчится тройка Чичикова

Если ничего не сделать здесь и сейчас, то мы начнём отставать навсегда. Произойдёт системный крах, после которого модернизация будет стоить нам гораздо дороже, а осуществить её будет гораздо тяжелее. При этом надо понимать, что модернизация начинается только тогда, когда спина уже почувствовала стену, когда некуда отступать. Потому что любое обновление — это очень больно. В общем, либо мы принимаем волевое политическое решение и делаем ставку на творческое, неформальное, неформатное и развиваем новые образовательные технологии, либо мы стагнируем. Это как с СССР: только идиот может радоваться тому, что Союз почти мгновенно развалился (потому что это кровь и поломанные судьбы), но только идиот не может понимать, что распад — это расплата за отказ от своевременных перемен.

О перспективах гуманитарных профессий в России

Можно плакаться, что делать ничего не дают, а можно выбрать бег с препятствиями. Вспомните, как действовали педагоги-новаторы в 1970-е: через не могу, через нельзя. Более того, мощные педагогические идеи возникли именно в позднесоветский период: вариативное образование, педагогика сотрудничества. И система оказывалась слабее, чем творческие учителя. Кроме педагогов, в позднесоветские годы на будущее работали экономисты, которые успели что-то проработать, в отличие от гуманитарной интеллигенции, которая как в 1968-м году после танков в Праге уснула на кухне, так и проснулась в 1986-м, когда опять разрешили. И всё оставшееся время потратила на то, чтобы обсуждать, кто хуже — Сталин или Ленин.

Что до журналистики, то если сейчас какой-нибудь ребёнок скажет родителям, что он хочет стать журналистом, то правильнее всего объяснить ему, что такой отдельной профессии больше нет.

Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть фото Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть картинку Чем отличаются учебники разных годов. Картинка про Чем отличаются учебники разных годов. Фото Чем отличаются учебники разных годов

Есть широкая компетенция креативных индустрий и мультимедиа, одной из малых частей которой является журналистика в старом её понимании

Когда-то, очень давно, на журфаке были специализации: телевидение, радио, газеты. То есть можно было одним промыслом заниматься всю жизнь. Сегодня если ты не умеешь писать, снимать, монтировать, не понимаешь законов сторителлинга, не умеешь управлять культурными проектами, не знаешь, что такое фандрайзинг и, например, мультимедийное продвижение того же фандрайзинга, ты не будешь успешным. При этом если ты гениальный медиевист и собираешься, условно говоря, изучать вопрос появления жанра жонглеров в средневековой французской народной поэзии, ты должен плюнуть на все прагматические вопросы и идти туда, где будешь счастлив. Потому что если делать то, что не нравится, компромисс с жизнью не удастся. По верхам или в глубины, вершки или корешки — это другой вопрос, тут каждый выбирает для себя.

Вообще, я жил и работал при четырёх режимах: коммунистическом, перестроечном, ельцинском и сегодняшнем. Опыт показывает, что действовать, хоть и с неизбежными издержками, можно почти всегда. Другое дело, что впереди не провал, а промер, как писал Мандельштам. Но ведь и через трагедию, как выяснилось, тоже можно пройти.

Источник

В российские учебники к 2022 году решили добавить «лихие девяностые»

Минпросвещения готовит новый список

Даже Шариков и Буратино живо интересовались учебниками. Те книги, по котором учатся дети в школе – один из краеугольных камней образования. Поэтому изменение основных образовательных стандартов в стране к 2022 году не могло обойтись без пересмотра учебников. Минпросвещения сообщает, что готовится список новых школьных учебников — этого с нетерпением ждут родители и учителя.

Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть фото Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть картинку Чем отличаются учебники разных годов. Картинка про Чем отличаются учебники разных годов. Фото Чем отличаются учебники разных годов

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального (1-4 классы) и общего среднего (5-9 классы) образования вступают в силу 1 сентября 2022 года. Их еще называют ФГОСами 3-го поколения. В Минпросвещения сообщают, что новые стандарты содержат конкретный перечень учебных программ по каждому предмету, в них четко прописаны обязательства школы перед учениками и родителями, учтены возрастные психологические особенности детей, чтобы они не были перегружены учебой и пр.

Сейчас в федеральном перечне нет учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС-2021, поэтому Минпросвещения России занято формированием нового перечня. Это довольно скорые перемены, к которым непросто подготовиться и школам, и издательствам, выпускающим учебники. Но они необходимы, поскольку жизнь сильно меняется, а школьное преподавание отстает. И не в последнюю очередь из-за устаревших учебников.

– Да, мы между собой часто называем действующие учебники по предмету «веселыми картинками», – говорит учитель английского языка Сара Манчинова. – Может быть, они и отличаются в лучшую сторону от скучных учебников советского образца. Но даже мы, учителя, признаем, что выучить язык по такому учебнику невозможно. Даже с привлечением дополнительных учебных пособий. Многие наши ученики, кто действительно хочет выучить язык, занимаются в репетитором со 2-го класса. Безусловно, английский нуждается в более углубленном изучении в школе. Согласно новому стандарту, к 4-му классу ученики должны научиться строить диалог из 4-5 фраз, составлять монолог на 4-5 реплик, воспринимать и понимать на слух до минуты адаптированного или аутентичного текста, писать тексты объемом до 80 слов и др. То есть упор делается на коммуникативные навыки.

Также в начальной школе изменятся учебники по окружающему миру – в них будет больше информации по истории родного края, то есть в случае столицы — москвоведения. А вот шахматы к изучению на уроках физкультуры так и не ввели, хотя слухи об этом ходили.

– Я бы еще очень хотела, чтобы в начальной школе обратили внимание на изучение русского языка, – говорит мама московской школьница Анастасия Горина. – Или нам так не повезло – учитель ведь выбирает учебник из разрешенного перечня на свое усмотрение. Но те, которые используют в нашей школе — очень запутанные. Вот, например, правило для 3 класса, его 9-летние дети должны заучить наизусть: «Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками л, м, н, р, в».

Почти все правила из этого учебника мне приходится сначала переводить на русский язык, чтобы ребенок понял, что там написано. А в правило «Что такое орфограмма» я сама вчитывалась трижды, прежде чем поняла, о чем там написано.

Еще большие изменения ждут общую школу. Новые учебники появятся по истории и обществознанию. «Новая история» будет содержать углубленный раздел по Февральской и Октябрьской революциями, ВОВ. И впервые будут подробно изучаться главы о распаде СССР, «лихих 90-х», воссоединении Крыма с Россией в 2014 году и др. В ОБЖ войдет раздел «Финансовая грамотность»: детям расскажут как планировать бюджет, что такое кредит, научат составлять простейший договор или резюме.

Информатика и программирование расширяются. Возможно, за счет дополнительных часов от «второго иностранного», который с 2022-го станет не обязательным предметом. Школьников научат программировать на языках Python, C++, JAVA, С#. Отдельным разделом в учебники по программированию в 5-9 классах вошло противодействие фишингу – разным видам интернет-мошенничества. Детей научат защищать безопасность своих личных данных, отличать вирусные рассылки, обороняться от хакеров. Также сообщается, что в учебниках по обществознанию и истории будет усилен акцент на патриотизм и толерантность к верующим, а из ОБЖ уберут раздел о воинской повинности.

Источник

Новое в блогах

Учебники, по которым мы учились…

Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть фото Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть картинку Чем отличаются учебники разных годов. Картинка про Чем отличаются учебники разных годов. Фото Чем отличаются учебники разных годов

Это обложки учебников, по которым как и я, учились тысячи и тысячи школьников в разные годы. Эти книги мы приносили стопками в конце учебного года, чтобы сдать в библиотеку и получить следующий комплект. Этими книгами девочки били по голове на перемене мальчиков за то что те их дергали за косы. По этим книгам мы получали свои первые знания.

Только с 1978 года школьные учебники начали выдавать бесплатно. Как раз, в этом году я пошел в первый класс и наверное тоже получал уже первые бесплатные учебники, хотя я этого и не помню, помню, что в классах постарше нам всегда выдавали учебники перед каждым началом учебного года, и мы их сдавали в конце года, только вот букварь оставляли на всегда, наверное, как память.

Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть фото Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть картинку Чем отличаются учебники разных годов. Картинка про Чем отличаются учебники разных годов. Фото Чем отличаются учебники разных годов

Первая книга – первый лучший подарок! Букварь еще долго дома попадался мне на глаза, на вопрос, чей это, мама с удивлением говорила, да это же твой! Наверное, я его не очень хорошо заучил в первом классе, что всегда удивленно его рассматривал!

Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть фото Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть картинку Чем отличаются учебники разных годов. Картинка про Чем отличаются учебники разных годов. Фото Чем отличаются учебники разных годов

Почти все советские дети учились по этому букварю. Эта книга первая давала детям образование. Помню даже фотографировали в первом классе сидя за партой с открытым букварем. У многих наверное есть такие фотографии.

Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть фото Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть картинку Чем отличаются учебники разных годов. Картинка про Чем отличаются учебники разных годов. Фото Чем отличаются учебники разных годов

В СССР учебник был каждой четвертой печатавшейся книгой, это были довольно большие расходы, и поэтому появилась затея, пополнять фонды школьных библиотек раз в четыре года, поэтому, получая учебники в начале года это не всегда, а вернее не часто получали новые учебники.

Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть фото Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть картинку Чем отличаются учебники разных годов. Картинка про Чем отличаются учебники разных годов. Фото Чем отличаются учебники разных годов

Иногда, выдача новых учебников использовалась как форма поощрения самых бережливых, по показателям сохранности учебников в прошлом году. На последней странице мы заполняли специальную форму, «сведения о пользовании учебника», с фамилиями временных владельцев и оценками за сохранность.

Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть фото Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть картинку Чем отличаются учебники разных годов. Картинка про Чем отличаются учебники разных годов. Фото Чем отличаются учебники разных годов

Учебники того времени были довольно качественные, по оформлению, о содержании я не берусь судить, их выпускали в ГДР (Германская Демократическая Республика), это делалось для того, что бы учебники могли дожить до отведенной государством законной старости – 4 года.

Но и в то время школьные фонды не всегда пополнялись на 100% и учебники, которые были в удовлетворительном состоянии, использовались и по прошествии четырех лет эксплуатации.

Источник

Сравнение учебников

Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть фото Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть картинку Чем отличаются учебники разных годов. Картинка про Чем отличаются учебники разных годов. Фото Чем отличаются учебники разных годов

Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть фото Чем отличаются учебники разных годов. Смотреть картинку Чем отличаются учебники разных годов. Картинка про Чем отличаются учебники разных годов. Фото Чем отличаются учебники разных годов

Сравнение учебников запись закреплена

Планирование учебного года.
Моя дочка второй год учится в форме семейного обучения. Часто вижу, что родители, переведя ребенка на СО, находятся в растерянности, не знают с чего начать. Поэтому решила поделиться, как я планирую нашу учёбу.
Показать полностью.

Первый, самый важный, шаг – выбор учебников. Сейчас в сети можно найти много разных учебников (хотя не все, конечно). Можно их скачивать и сравнивать. Можно опираться на чьи-то отзывы и мнения. Но окончательный выбор должен быть самостоятельный и осознанный.
Я бы рекомендовала для начальной школы использовать учебники, переизданные «Сталинским букварём» (СБ). Добавила бы к ним лишь географию Тереховой, Эрдели для 3 класса. Этот учебник переиздан «Концептуалом». Качество издания уступает работам СБ, но заниматься по нему можно.
Перед ПА нужно будет сверить знания ребенка с современными учебниками, по которым будет аттестация. Как правило, нужно будет добавить фонетику по русскому, геометрический материал по математике и недостающие знания по окружайке.
В средней школе современная и сталинская программы различаются уже существенно. Поэтому для себя я решила основными учебниками взять современные (но тщательно мной отобранные), а советские использовать как дополнение. Исключение – математика, тут только сталинские, без сомнений.
Но и тут перед ПА придётся вносить коррективы, так как тесты составлены по другим учебникам. Да, современные программы между собой различаются тоже существенно. Но здесь различия, в основном, по годам обучения.

Вторым шагом я примерно прикидываю, какой объём учебника нужно изучать в неделю, чтобы освоить его за год. То есть беру количество параграфов или страниц и делю его на 30-35 учебных недель. Это очень грубый подсчет, без учета времени на повторение и закрепление, на творческие работы и прочее. Но уже на этом этапе появляется представление, сколько нужно уроков в неделю и какой объём нужно изучить за урок. Приложу тут фото 1. В этой табличке перечислены предметы 5 класса и количество часов, которое на них выделяется в школе. Тут же указываю, нужен нам этот предмет только для сдачи ПА и общего развития или для основательных знаний. Дальше я вношу выбранные мной учебники, количество часов, предусмотренных УМК по данным учебникам, количество страниц и параграфов. И уже определяю, сколько нужно уроков в неделю.

В принципе, можно на этом остановиться, но я люблю составить и календарно-тематическое планирование по каждому предмету. Если есть методические рекомендации, использую их, если нет или они очень укрупненные, то опираюсь на предыдущую табличку (то есть делю по страничкам). Приложу фото 2 и 3: ктп по биологии и по русскому языку (очень приблизительное, но для меня это ориентир). Это был третий шаг (необязательный).

Шаг четвертый (тоже необязательный): собираю ктп по всем предметам в одну табличку, расписывая по месяцам. Так я могу наблюдать всю картину целиком: где мы отстаём, где идём хорошо. Приложу свою табличку на фото 4. Поясню, что мы пока много где отстаем, но это не критично, так как мы постепенно втягивались в учебный год. На сентябрь мы брали только 4 предмета: русский, английский, математику и биологию. В октябре начали добавлять историю, литературу. Потом дочка взяла на самостоятельное изучение географию и технологию (я пока не знаю, что она там прошла). А в ноябре у нас сменились учебники по литературе и математике)) (по математике мы 2 месяца втягивались по Поповой, сейчас купили Шевченко, а по литературе предыдущий выбор учебника оказался плохим, да, иногда приходится «менять коней на переправе»).

ПС: прошу не судить строго мой кустарный способ планирования. Буду рада, если кому-то помогла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *