Чем отличаются шрифты otf и ttf
OTF vs. TTF Fonts: что лучше? Какая разница?
Сравнение OTF и TTF обычно благоприятствует OTF. Однако сравнение не так просто.
Если вы когда-нибудь играли с гарнитурами или шрифтами, скорее всего, вы спрашивали себя: «В чем разница между OTF и TTF?» При принятии решения о загрузке шрифтов для вашей системы. Почему так просто, как несколько пикселей на экране, так сложно?
Не бойся, покрыл тебя. Сегодня пришло время сесть и проанализировать некоторые ключевые различия между шрифтами OTF и TTF. Читайте дальше, чтобы узнать различия, какой формат шрифта лучше, и когда уместно использовать один над другим.
TrueType Fonts (TTF)
Давайте начнем с TTF, потому что он появился первым. Ну, это не совсем так. PostScript предшествует TTF на несколько лет, но сегодня он не очень распространен, поэтому мы собираемся его пропустить для актуальности.
TTF был совместным усилием Apple и Microsoft в начале 1980-х годов. Цель была проста: им нужен был формат, который Windows и Mac могли использовать изначально, а также формат, который мог читать по умолчанию большинство принтеров. Шрифты TrueType отвечают всем требованиям.
Пакет, содержащий шрифт, включал данные экрана и шрифта принтера в один файл. Это облегчало установку новых шрифтов и служило ранним кроссплатформенным форматом шрифтов, который использовался большинством потребительских устройств.
OpenType Fonts (OTF)
OTF также был совместным усилием, за исключением этого времени между Adobe и Microsoft. Как и TTF, OTF был кроссплатформенным и включал данные о шрифтах дисплея и принтера в единый пакет, но на этом сходство заканчивается.
OTF расширил TTF, предложив множество возможностей, которые последний не мог предоставить. Например, OTF имеет формат, который позволяет хранить до 65 000 символов.
Поскольку формат предлагал дополнительное хранилище для символов, которые намного превышали количество символов, которое когда-либо понадобилось бы среднему пользователю, дизайнеры имели возможность добавлять такие дополнения, как:
Ранее эти добавления должны были быть добавлены в качестве дополнительных шрифтов с использованием TTF. С помощью OTF они могут находиться в том же файле, что и гарнитура по умолчанию, и оставаться легко доступными для дизайнеров и тому подобного.
Различия между OTF и TTF
Для дизайнеров, как любителей, так и профессионалов, главное полезное различие между OTF и TTF заключается в расширенных функциях набора текста. OTF имеет такие украшения, как лигатуры и альтернативные символы, также известные как глифы, которые существуют, чтобы предоставить дизайнерам больше возможностей для работы. ( 25+ сайтов для потрясающих бесплатных шрифтов! )
Для большинства из нас, не являющихся дизайнерами, дополнительные опции, скорее всего, останутся неиспользованными.
Другими словами, OTF действительно «лучше» из-за дополнительных функций и опций, но для обычного пользователя компьютера эти различия не имеют большого значения.
Вы не можете, например, просто решить использовать другую версию буквы «F» в Facebook или украсить общие соединительные буквы, например «TH», чтобы они выглядели как вычурная типография. Те, кто их использует, обычно делают это в Adobe Creative Suite и с единственной целью — сделать тонкие изменения, которые улучшают внешний вид текста для печати или в Интернете.
Давайте уточним все, рассмотрев три наиболее распространенных дополнения к пакетам OTF
Глифы
Глифы — это альтернативные символы, которые вы можете изменить, когда ищете что-то стилистически отличное от значения по умолчанию. Традиционные символы могут выглядеть примерно так:
Например, если вам нужна другая буква «А», вы можете выбрать глиф, отображающий букву «А» с разными стилистическими качествами, или тот, который используется по умолчанию в других алфавитах и языках. Например:
Лигатуры
Лигатуры являются строго стилистическим дополнением. Они чаще всего встречаются в шрифтах сценариев, но встречаются почти во всех пакетах высокого класса. Более дешевые шрифты, или те, которые вы можете найти бесплатно в Интернете, с меньшей вероятностью содержат много глифов, лигатур или других дополнений.
Альтернативные персонажи
Альтернативные символы — это то, как они звучат: альтернативы не буквенно-цифровым символам. Думайте о них как о глифах для нечисловых и небуквенных символов в наборе шрифтов. Они позволяют дизайнерам выбирать стилистически другую версию персонажей, которую они хотят использовать.
Давайте посмотрим на некоторые примеры. Типичный персонаж может выглядеть примерно так:
Хотя альтернативная версия будет выглядеть немного иначе, вот так:
Для большинства из нас разница минимальна, и нам, вероятно, все равно, какую версию использовать. Однако если вы выкладываете текст для журнала, эти небольшие изменения могут стать отличительной чертой хорошего и плохого дизайна.
OTF vs. TTF Fonts: что лучше?
OTF, несомненно, является более надежным из двух вариантов. Он имеет больше функций, предназначенных для обеспечения гибкости наборщиков и конструкторов, чтобы обеспечить постепенные изменения, предназначенные для улучшения общего вида изделия.
Тем не менее, для типичных конечных пользователей, таких как вы и я, которые, вероятно, в любом случае не используют эти функции, это не будет иметь большого значения. Если у вас есть опция, OTF всегда лучше, но если вы в затруднении и не можете найти версию шрифта OTF, с TTF все в порядке.
OTF vs. TTF Fonts: какой из них лучше?
Обновлено Гэвином Филлипсом 08/04/2017
Если вы когда-нибудь играли с гарнитурами или шрифтами
Скорее всего, вы спрашивали себя «В чем разница между OTF и TTF?» при принятии решения о загрузке шрифтов для вашей системы.
, Почему так просто, как несколько пикселей на экране, так сложно?
Не бойся, мы тебя покроем. Сегодня мы собираемся сесть и проанализировать некоторые ключевые различия между шрифтами OTF и TTF, и мы поможем вам не только обнаружить различия, но что лучше, и когда уместно использовать одно над другим.
TrueType Fonts (TTF)
Мы начнем с TTF, потому что он появился первым. Что ж, это не совсем верно, поскольку PostScript предшествовал этому на несколько лет, но сегодня это не очень распространено, поэтому мы собираемся его пропустить для актуальности.
TTF был совместным усилием Apple и Microsoft в начале 1980-х годов. Цель была проста: им нужен был формат, который Windows и Mac могли использовать изначально, а также формат, который мог читать по умолчанию большинство принтеров. Шрифты TrueType отвечают всем требованиям.
Пакет, содержащий шрифт, включал данные экрана и шрифта принтера в один файл. Это позволило легко устанавливать новые шрифты
и служил ранним кроссплатформенным форматом шрифтов, который использовался большинством потребительских устройств.
OpenType Fonts (OTF)
OTF также был совместным усилием, за исключением этого времени между Adobe и Microsoft. Как и TTF, OTF был кроссплатформенным и включал данные о шрифтах дисплея и принтера в одном пакете, но на этом сходство заканчивается.
OTF расширил TTF, предложив множество возможностей, которые последний не мог предоставить. Например, OTF имеет формат, который позволяет хранить до 65 000 символов.
Очевидно, что в алфавите есть только 26 символов (A-Z), 10 цифр (0-9) и несколько дополнительных символов, таких как знаки препинания, знаки валюты и другие (@ #% ^ * и т. Д.). Тем не менее, это было особенно полезно для дизайнеров шрифтов
Поскольку формат предлагал дополнительное хранилище для символов, которые намного превышали количество символов, которое когда-либо понадобилось бы среднему пользователю, дизайнеры имели возможность добавлять дополнительные функции, такие как:
Ранее эти добавления нужно было добавлять как дополнительные шрифты с использованием TTF. С помощью OTF они могут находиться в том же файле, что и гарнитура по умолчанию, и оставаться легко доступными для дизайнеров и тому подобного.
ОТФ против ТТФ: большие различия
Для дизайнеров, как любителей, так и профессионалов, главное полезное различие между OTF и TTF заключается в расширенных функциях набора текста.
, OTF имеет украшения, такие как лигатуры и альтернативные символы — также известные как глифы —
Для большинства из нас, не являющихся дизайнерами, дополнительные опции, скорее всего, останутся неиспользованными
Другими словами, для всех намерений и целей OTF действительно является «лучшим» из двух из-за дополнительных функций и опций, но для обычного пользователя компьютера эти различия не имеют большого значения.
Например, вы не можете просто решить использовать другую версию буквы «F» в Facebook или украсить общие соединительные буквы, например «TH», чтобы они выглядели как вычурная типографика. Те, кто на самом деле их используют, обычно делают это в Adobe Creative Suite и с единственной целью — сделать тонкие настройки, которые улучшают внешний вид текста для печати или в Интернете.
Давайте разберемся с этим, рассмотрев три наиболее распространенных дополнения к пакетам OTF.
Глифы
Глифы — это альтернативные символы, которые вы можете изменить на
когда вы ищете что-то стилистически отличное от стандартного. Традиционные символы могут выглядеть примерно так:
Например, если вам нужна другая буква «А», вы можете выбрать глиф, отображающий букву «А» с разными стилистическими качествами, или тот, который используется по умолчанию в других алфавитах и языках.
Лигатуры
Лигатуры являются строго стилистическим дополнением. Они чаще всего встречаются в шрифтах сценариев, но присутствуют почти во всех пакетах высокого класса. Более дешевые шрифты, или те, которые вы можете найти бесплатно в Интернете, с меньшей вероятностью будут иметь много глифов, лигатур или других дополнений.
Лигатуры, как правило, представляют собой комбинации двух разных букв, которые объединяются, чтобы стать стилистической сущностью «два в одном».
, Когда буквы комбинируются таким образом, они обычно имеют украшенные рисунки или отрегулированный интервал между ними.
Альтернативные персонажи
Альтернативные символы — это то, как они звучат: альтернативы не буквенно-цифровым символам. Думайте о них как о символах для нечисловых и небуквенных символов в наборе шрифтов. Они позволяют дизайнерам выбирать стилистически другую версию персонажей, которую они хотят использовать.
Давайте посмотрим на некоторые примеры. Типичный персонаж может выглядеть примерно так:
Хотя альтернативная версия будет выглядеть немного иначе, вот так:
Для большинства из нас разница минимальна, и нам, вероятно, все равно, какую версию использовать. Однако если вы выкладываете текст для журнала, эти небольшие изменения могут стать отличительной чертой хорошего и плохого дизайна.
Так какой из них лучше?
OTF, несомненно, является более надежным из двух вариантов. Он имеет больше функций, которые предназначены для обеспечения гибкости наборщиков и конструкторов, чтобы обеспечить постепенные изменения, предназначенные для улучшения общего вида изделия.
Тем не менее, для типичного конечного пользователя, который, вероятно, в любом случае не использует эти функции, это не будет иметь большого значения. Если у вас есть выбор, OTF всегда лучше, но если вы в затруднении и не можете найти версию шрифта OTF, с TTF все в порядке. Другие типографские термины, которые вы хотите выучить? Проверьте наиболее важные термины типографии, объяснил.
Есть что-нибудь, что вы хотели бы добавить? По вашему опыту, была ли ситуация, когда шрифт TTF — лучший выбор? Взвесьте ниже. Мы будем рады услышать ваше мнение.
В чем разница между форматами шрифтов OTF и TTF
Обновление: Перестаньте получать сообщения об ошибках и замедляйте работу своей системы с помощью нашего инструмента оптимизации. Получите это сейчас на эту ссылку
Вы, наверное, видели наш последний пост, в котором можно найти отличные бесплатные шрифты для использования в ваших презентациях. Если бы вы обратили внимание, вы бы заметили разницу между OTF и TTF в том, как вы их загружаете в конце.
Вы можете задать себе следующий вопрос:
«В чем разница между этими
и какой из них использовать для слайдов? «
Шрифты TrueType (TTF).
Начнем с TTF, потому что он был первым. Что ж, это не совсем так. PostScript опередил TTF на несколько лет, но сегодня он не особенно распространен, поэтому мы проигнорируем его ради актуальности.
Пакет шрифтов содержал данные экрана и шрифта принтера в одном файле. Это упростило установку новых шрифтов и послужило ранним кроссплатформенным форматом шрифтов, который можно было использовать на большинстве потребительских устройств.
Обновление за декабрь 2021 года:
OTF, вероятно, будет «лучшим» шрифтом, потому что он поддерживает расширенные функции набора (заглавные буквы, альтернативные символы, лигатуры и т. Д. И т. Д. И т. Д.). На самом деле шрифтом, а не тщательно разделенным экспертным шрифтом). Он также может содержать сплайновые кривые (стиль TTF) или кривые Безье (стиль PostScript Type 1). Так что, надеюсь, вы получите формы, в которых изначально был разработан шрифт, а не преобразование более низкого качества.
Основное различие между ними заключается в их возможностях. TTF полностью зависит от таблиц глифов, которые определяют, как выглядит каждый символ, тогда как OTF может использовать глифы в сочетании с таблицами компактного формата шрифта (CCF). Кубические сплайны Безье, используемые CCF, позволяют меньшему количеству точек определять внешний вид символа, чем квадратные сплайны Безье, используемые шрифтами TTF. OTF, в дополнение к структуре sfnt, используемой TTF, добавляет некоторые функции Smartfont для добавления дополнительной языковой поддержки шрифтов. Хотя это может не сильно повлиять на ваш компьютер, следует также отметить, что использование CCF в OTF может привести к значительно меньшему размеру файлов, поскольку в шрифте не используются специальные функции.
Основные преимущества OpenType:
OTF против шрифтов TTF: что лучше?
OTF, вероятно, является более надежным из двух вариантов. Он имеет и другие функции, которые позволяют композиторам и дизайнерам вносить постепенные изменения для улучшения общего вида комнаты.
Однако для типичных конечных пользователей, таких как вы и я, которые, вероятно, все равно не будут использовать эти функции, это не имеет значения. Если у вас есть опция, OTF всегда лучше, но если вы находитесь в аварийной ситуации и не можете найти версию шрифта OTF, TTF не проблема.
CCNA, веб-разработчик, ПК для устранения неполадок
Я компьютерный энтузиаст и практикующий ИТ-специалист. У меня за плечами многолетний опыт работы в области компьютерного программирования, устранения неисправностей и ремонта оборудования. Я специализируюсь на веб-разработке и дизайне баз данных. У меня также есть сертификат CCNA для проектирования сетей и устранения неполадок.
20 вопросов про веб-шрифты
Привет, Хабр!
Уже написаны горы статей, описывающих разные стороны работы с веб-шрифтами, собрано множество работающих примеров, но каждый день мы продолжаем сталкиваться с элементарным непониманием того, что такое веб-шрифты. Не у всех есть время гуглить материалы по данной теме, поэтому я попробовал дать ответы на часто задаваемые вопросы. Этот материал будет интересен прежде всего тем, кто еще не углублялся в тонкости шрифтовых технологий.
01. Зачем вообще нужны веб-шрифты, почему не обойтись стандартными?
Первое, что приходит на ум, стандартные шрифты ужасно приелись, а при их помощи трудно сделать что-то оригинальное. Как правило, большинство из них навевают тоску и уныние не только на пользователей, но и на веб-дизайнеров. Нестандартные шрифты в этом случае более выразительные и кроме того их на порядок больше, так что есть из чего выбрать. А еще, шрифт является неотъемлемой частью бренда, поэтому каждая компания стремится активнее его использовать, раз появилась такая техническая возможность.
И можно было бы вовсе отказаться от стандартных шрифтов, тем более, что многие мобильные ОС их не поддерживают (например, Arial, Taһoma, Verdana и Georgia). Но, к сожалению, индустрия, много лет подгоняемая под 96 DPI экраны и джорджии-верданы, оказалась не совсем готова к быстрым переменам, и на старых ОС Windows до сих пор возникают проблемы с отображением нестандартных шрифтов из-за особенностей механизма растеризации.
02. Как выбрать хороший веб-шрифт?
Шрифт — это не просто оцифрованный набор букв, созданный кистью на бумаге или в иллюстраторе, это еще и 98% доводки и полировки, хинтовки и тестирования на различных носителях и в разных размерах. Такой шрифт хорошо выглядит, его стиль отточен, с ним не возникнет проблем ни на принтере, ни на экране, от него веет добротностью.
Однако при выборе шрифта гораздо большее значение имеет даже не это, а целесообразность и соответствие шрифта способу использования и возложенным на него задачам. Если работаешь со шрифтами, нужно понимать, как все это работает, какие технологии используются. Это поможет не держать в голове кучу непонятных заученных правил, схваченных урывками. Например, каждый уважающий себя полиграфист знает, почему нежелательно использовать TrueType шрифты при офсетной печати, какие шрифты можно использовать в качестве текстовых, а какие — только для заголовков или указателей. Если он не будет этого знать, потом придется перепечатывать огромный тираж, а на работе его будут ждать постоянные сюрпризы и проблемы. Удивительно, почему к веб-дизайнерам никто не предъявляет никаких требований.
03. Как браузеры отрисовывают шрифты?
Довольно часто приходилось слышать, дескать, браузеры сами отрисовывают шрифты, поэтому везде выглядят по-разному. Но на самом деле, отрисовкой шрифтов занимается специальная графическая подсистема ОС: в Windows это GDI или DirectWrite, а на OS X и iOS — CoreText (а раньше QuickDraw). Всего есть 3 распространенных механизма растеризации (рендеринга) шрифтов: двухцветное (черно-белое) пиксельное, монохромное пиксельное (его еще часто называют antialiasing или обычное сглаживание) и субпиксельное. Субпиксельное использует особенность ЖК и плазменных дисплеев, где каждый пиксель разделен на 3 части (красную, зеленую и синюю), для того, чтобы увеличить горизонтальное разрешение отрисованной картинки и повысить четкость.
Однако браузеры действительно сами выбирают способ отрисовки, из тех которые предоставлены ОС. Например, в составе GDI есть 3 варианта рендеринга: ч/б, обычное сглаживание и субпиксельный ClearType. Особенность последнего в том, что сглаживание происходит только по горизонтали, в соответствии с расположением субпикселей. Именно поэтому при его использовании мы часто наблюдаем ужасные зубцы на горизонтальных и диагональных штрихах шрифта. К счастью, Microsoft начала потихоньку совершенствовать механизм, и на смену GDI пришла технология DirectWrite, где таки появилось сглаживание по вертикали. Сравните:
04. TTF или OTF?
TrueType и PostScript — изначально это были разные форматы шрифтов. В TrueType используются квадратичные кривые Безье, а в PostScript кубические кривые, хорошо знакомые дизайнерам, работающим в Illustrator и Photoshop. Сегодня оба способа описания кривых используются в составе одного формата OpenType, с той лишь разницей, что файлы с TrueType имеют расширение TTF, а с PostScript — OTF. У каждой из технологий есть свои особенности хинтинга и специфика применения.
Посмотрите на картинку. Если TrueType шрифт намного читабельнее в мелком кегле, но в крупном размере мы видим характерные зубцы, то для PostScript шрифта все ровно наоборот. Так происходит потому, что для PS и TT браузеры выбирают разные методы растрирования. Для PS браузер применил обычное монохромное сглаживание, а TT был обработан ClearType’ом. Вот и получается, что для текстовых шрифтов предпочтительнее будет TrueType, а для заголовков и крупных надписей лучше подойдет PostScript.
Еще мы видим, что пока DirectWrite используют не все браузеры. Так, его до сих пор нет в Google Chrome.
05. Что еще влияет на отображение?
Нельзя забывать и про размер шрифта (font-size). Форма контуров, контраст штрихов и читаемость могут сильно отличаться для разных кеглей. Отложите графический редактор и посмотрите, как веб-шрифт выглядит в браузере, в боевых условиях.
Еще один способ сгладить недостатки сглаживания — это управление цветом и контрастом. С целью ослабить эффект хроматического контура (при использовании ClearType проявляются желтые и пурпурные контуры по краям), можно попробовать ослабить тональный контраст, приблизив цвет фона к цвету текста. Сильно не увлекайтесь, помните о пользователях с ослабленным зрением.
06. Нужен ли веб-шрифтам хинтинг?
Хинтинг — это специальные инструкции, которые жестко привязывают абстрактные кривые шрифта к пикселям на мониторе. Абсолютное большинство шрифтов (в том числе коммерческих) — не хинтованные, потому что это довольно трудоемкая и сложная процедура. Для TrueType и PostScript хинтинг выполняется по-разному. Если вы берете дешевый шрифт, безопаснее формат OTF, потому что в TT процедура осталась неизменной со времен черно-белого растрирования и не совсем адекватная, а для PS процедура проще, и у автора есть возможность сделать автоматический хинтинг.
Шрифт без хинтинга при растрировании становится замыленным, а высота букв может скакать.
С одной стороны, шрифт с хинтингом довольно четкий, контрастный и равномерный, а с другой — формы букв искажаются в зависимости от кегля, а интервалы могут отличаться от реальных. Буквы строго подчиняются пикселям.
В ОС Windows мы видим, пожалуй, самый радикальный подход: такие популярные шрифты как Tahoma, Verdana, Arial и Georgia были отхинтованы специально под GDI ClearType, и когда появился DirectWrite, пришлось перехинтовывать и обновлять основные шрифты в комплекте ОС.
В отличие от Microsoft, Apple придерживается противоположного подхода, поэтому в ее операционных системах используются такие алгоритмы, которые позволяют более-менее качественно выводить любой шрифт, а хинтинг вообще не учитывается.
Отвечая на вопрос: стремительно приближается эпоха 300 DPI мониторов, а огромное количество мобильных устройств уже имеют такое разрешение, и скоро хинтинг будет вообще не нужен. Но так как Windows по-прежнему остается хинтингозависимой и ориентированной на мониторы с низким разрешением, в качестве текстовых шрифтов старайтесь выбирать качественно отхинтованные или стандартные, а иначе текст будет нечитаемым и трудным для восприятия.
07. @font-face или Cufon?
Как бы странно это не звучало, но есть еще люди, которые задают себе этот вопрос. Казалось бы, после того как браузеры начали поддерживать аттрибут @font-face, все остальные технологии встраивания шрифтов (Cufon, sIFR, Flash) вроде как должны были стать неактуальными. Но некий смысл все же остается, например способ замены шрифта изображением, когда на сайт выводятся не векторные кривые, а только отпечаток, как принтер отпечатывает его на листе или Photoshop выводит нередактируемый JPG. Это разрешено многими лицензиями на обычные (десктопные) шрифты. Некоторые производители шрифтов (например, Adobe) разрешают внедрять (в программы и на сервер) десктопный шрифт, если при этом он остается защищенным и его нельзя скачать. Если у вас нет возможности купить отдельную веб-лицензию, тогда можно применить подходящую для этого sIFR, когда шрифт встраивается с помощью флеш-объектов. Недостаток в том, что используется Flash, который поддерживается далеко не всеми устройствами. Еще можно использовать технологию Cufon (используется Canvas), если позволяет лицензия. Конечно, в данном случае скрипт будет громоздким, а выделение текста не работает, но в безвыходной ситуации подойдет.
Но лучше всего использовать @font-face, он и технологичнее, и удобнее, кроме того накоплен достаточный опыт для работы с ним. У него остается только один недостаток, что не все производители разрешают использовать свои шрифты в вебе.
08. В каких форматах должны быть файлы шрифта?
Подготовленные к внедрению ( @font-face) на сайт шрифты на сегодняшний день должны быть сразу в нескольких форматах:
TTF или OTF — привычный нам файл шрифта, но подгружаемый с сервера на время просмотра сайта;
WOFF — незащищенный архив исходника OTF или TTF, пожалуй, самый важный формат, который поддерживают большинство популярных браузеров, а файлы в WOFF обычно 2–2,5 раза легче, чем исходные;
EOT — внедряемый TT OpenType архив, имеющий механизмы защиты, нужен для поддержки старых браузеров Internet Explorer (начиная с IE8 кроме TrueType кривых, поддерживаются и PostScript);
SVG — для поддержки браузера Safari.
09. Можно ли конвертировать веб-шрифты?
Что бы вам ни говорили, нельзя просто переконвертировать файл и сохранить исходное качество шрифта, особенно, если изначально он был в формате OpenType. В процессе есть шанс потерять какие-то данные, вшитые в файл шрифта (скомпилированные инструкции, дополнительные знаки, метрики). Вы заметите это, когда при конвертации файл неожиданно «похудеет», особенно некошерно конвертировать TrueType в PostScript и обратно.
Кроме того, процесс конвертации почти всегда противоречит условиям лицензии, запрещающей модификацию. Проще говоря — это то же воровство. Когда вы забросите файлы в конвертор, будьте уверены, он не пропустит их и выдаст предупреждение, потому что в файле содержатся цифровые подписи производителя и соответствующие запреты на модификацию.
10. Сколько должны весить веб-шрифты?
Прежде чем отобразить страницу, браузер должен полностью загрузить файлы шрифтов. Может быть, вам приходилось видеть эффект «font flash» (или FOUT), когда на короткое мгновение вместо экзотических шрифтов успевают вспыхнуть стандартные шрифты системы. Нормально, если TTF (OTF) укладывается в 100 кб, а WOFF (EOT) в 50 кб. Всегда задумывайтесь о том, нужно ли вам вообще использовать нестандартные шрифты, даже если вы используете его в 1 коротком заголовке, все равно придется загружать весь файл шрифта целиком.
Чем больше в дизайне перфекционизма, тем меньше могут весить файлы шрифта, и старайтесь выбирать простые формы. В этом смысле, идеальная форма — это открытый геометрический гротеск с малым контрастом. Для ускорения загрузки шрифта, также бывает полезно включить его в файл стилей с помощью data:uri.
11. Сколько начертаний шрифта можно использовать в вебе?
С точки зрения дизайнера, много начертаний — это круто. И действительно, для заголовочка — Bold, а вон там, для врезочки — ExtraLight, ненужные текстики вообще запихнем и запрессуем в Condensed Bold. Вот оно — настоящее богатство и стилистическое разнообразие. Но когда все это «богатство» начинают переносить на сайт, выясняется, что все жутко тормозит. И лучше даже не пытаться открыть такой сайт с мобильного устройства. А еще, не забываем, что каждое начертание стоит отдельных денег, и вполне вероятно, что заказчик попросит вас или найти шрифтовой синоним, или уменьшить количество начертаний, только бы не покупать всю дорогую гарнитуру. Нормально использовать максимум 2-3 начертания одной или разных гарнитур.
12. Нужно ли ограничивать набор символов?
Ответ на этот вопрос, зависит от того, что это за сайт и как он будет использоваться. Ограничения могут быть полезны, потому что есть возможность значительно уменьшить объем файлов. Иногда из-за незнания, разработчики грузят на сайт тяжеленные файлы шрифта с его полным набором знаков, и хорошо, если там нет иероглифов (к сведению, шрифт Arial Unicode содержащий большую часть символов из таблицы Юникод весит 22 мб).
Тем, кто делает англоязычные сайты проще всего, им вообще не нужно грузить дополнительные знаки, достаточно тех, что есть в Basic Latin (или ASCII). Если вы используете шрифт только для заголовков на русском языке + вкрапления английского, то вам будет достаточно наборов ASCII (Basic Latin) и 64 символа русского алфавита, совсем не обязательно грузить набор Cyrillic Extended из 420 символов. Совсем другая история, если ваш сайт многоязычный, в этом случае во избежание некорректного отображения символов нужно постараться охватить все используемые языки.
13. Можно ли использовать шрифтовые клоны?
Бывает, что купить оригинал шрифта или слишком дорого, или вообще невозможно, вот тогда будет уместно подобрать шрифтовой синоним (клон). Конечно, от них не стоит ждать потрясающего качества, даже если они сделаны, скажем, именитой российской фирмой. Совсем все плохо, когда вам попался опус какого-нибудь анонимуса-грамотея, решившего опробовать себя на новой ниве, таких шрифтов остерегайтесь. Вот примеры клонов (в скобках указан оригинал): FreeSet (Frutiger), Pragmatica и Helios (Helvetica). Обратите внимание, что формы букв могут отличаться. Большое количество клонов есть в справочнике шрифтовых синонимов Паратайпа.
14. Как протестировать шрифт?
Дизайнеры, не привыкайте видеть шрифты только сквозь окна фотошопа, графические редакторы используют свои методы сглаживания текстов, и вы можете быть обмануты красивой картинкой. Гораздо полезнее научиться тестировать и смотреть их в браузерах. Если есть демонстрационная страница, обязательно убедитесь, что при рендеринге не вылезают всевозможные артефакты и спайки. Есть еще такой инструмент как Typecast, где можно проверить многие шрифты, а потом показать страницу клиенту. Для тех, кто выбирает новый шрифт для уже готового сайта — незаменимый для вас сервис Web Fonts Previewer, вы сможете протестировать любой шрифт на живом работающем сайте, так, как будто вы уже его внедрили.
15. У меня на компе есть шрифт, можно ли его использовать на сайте?
Сначала немного о воровстве. Я знаю много дизайнеров, у которых на компе тысячи шрифтов, происхождение которых никому не ведомо. Как правило, просто скачали из интернета. Но почему-то никто не задумывается, что создание хороших шрифтов — это месяцы, а иногда и годы серьезной работы! Но не только поэтому нельзя использовать паленые, непонятно откуда взятые шрифты, а потому что вы можете столкнуться с серьезными трудностями на этапе разработки.
Если вы хотите встроить в сайт шрифт, который идет в составе операционной системы, вы сможете это сделать только растрируя или используя его в изображениях. Если же вам очень нужно встроить, тогда нужно будет купить отдельную лицензию, точно так же, как и обычные шрифты (и Georgia, и Tahoma есть в продаже).
16. Как купить веб-шрифт?
Когда вы «покупаете шрифт» — это ближе всего к покупке ПО, когда вы получаете лицензию на его использование, а не права на сам файл программы. Получается, юридически скомпилированный файл шрифта — это программа. Модификация и изменение, если этого не разрешает лицензия, рассматриваются как нарушение авторского права.
Удобный способ покупки шрифтов — через каталоги шрифтов (Fonts.com, MyFonts, Ascender, Typekit). Вы сможете просмотреть, сравнить и выбрать один из имеющихся вариантов использования, оплатить картой. Для компаний проще всего будет напрямую связаться со студией-производителем или же предоставить покупку шрифтов заказчику
А может быть вообще лучше не тратить деньги на шрифт? Существует множество замечательных бесплатных шрифтов, которые ни в чем не уступают платным!
17. Какие бывают лицензии?
Существуют разные типы шрифтовых лицензий, и с появлением веб-шрифтов их разнообразие только увеличилось. В реальной жизни, каждая компания сама устанавливает правила игры, и лицензия шрифта может содержать в себе признаки разных других. Нас будут интересовать типичные.
Обычная коммерческая лицензия ограничивает использование на определенном количестве устройств и допускает распространение работ, созданных с использованием шрифта. Это могут быть журналы, газеты, листовки, визитки, растрированные изображения шрифта, — все вместе можно назвать их отпечатками. Эта лицензия не подходит для кино, телевидения, веба и встраивания в приложения и программы, такие права нужно выкупать отдельно.
Есть еще специфические лицензии, например: лицензия с исключительными правами. В данном случае компания выкупает у шрифтовиков все права, и даже автор шрифта не в праве его где-либо использовать. Особенно удивляет, когда такие шрифты находятся на торрентах, или когда ими пользуются какие-нибудь сторонние дизайнеры.
Свободные лицензии (public domain) — автор шрифта допускает свободное распространение, с условием указания своего имени (Creative Commons) или без него (например, OFL, GPL, Apache 2.0). Этот тип лицензии допускает даже коммерческое использование, кроме продаж и платного распространения. Примеры: PT Sans, Opensans, Droid. Иногда разрешается модификация шрифта (GPL), но созданная вами модификация автоматически наследует такую же лицензию (то есть, вас тоже могут форкнуть). Свобода предполагает, что можно использовать на любых носителях, в т.ч. и веб.
Свободные для некоммерческого использования — то есть, вы можете использовать его во всех случаях, когда не заработаете на этом. Допустим, для обучения, хобби и общественных проектов. Иногда, производители разрешают использование для дизайнеров, в надежде на то, что счастливый клиент дизайнера потом купит коммерческую версию шрифта.
Подробнее про лицензии можно прочитать в статье Эмиля Якупова Практические и юридические аспекты шрифтового бизнеса.
18. В чем отличие лицензий для веб-шрифтов?
Веб-лицензии — наши самые любимые, они либо является дополнением к основной лицензии, либо даются отдельно. Регулирует частный случай — использование шрифтов на сайтах. Как правило, самое главное ограничение — на количество просмотров страниц. Например, 10 тыс в месяц, 100 тыс или 1 млн. То есть, чем больше людей посещают ваш сайт, тем больше вы платите за лицензию. Есть и безлимитные варианты, когда вы платите за шрифт 1 раз, но они во много раз дороже. Наверно, задались вопросом, а следит ли кто-то за количеством просмотров? Чаще всего нет. Но не забывайте, что огромное количество счетчиков отслеживают трафик вашего сайта и, вызвав подозрение продавца, вы можете лишиться лицензии.
И еще, отдельная веб-лицензия не разрешает использование на обычных компьютерах. Иногда веб-лицензия выдается бесплатно, то есть одновременно с покупкой десктопного шрифта вы получаете право использовать и его веб-версию. Но это пока редкость, абсолютное большинство производителей требует дополнительную плату.
После покупки вы получаете специальные файлы, которые встраиваете в сайт (TTF, OTF, WOFF, EOT), и некоторые шрифты не разрешают размещать данные файлы на сайте в незащищенном виде, так как теоретически третьи лица могут заполучить сами файлы шрифтов. Третий вариант – вы используете специальный веб-сервис производителя шрифтов, например как Typekit, принадлежащий компании Adobe, и платите абоненскую плату.
19. Где взять хорошие веб-шрифты?
Каталог свободных шрифтов от Google
Fontsquirrel — известный конвертер и каталог веб-шрифтов
Myfonts — огромный магазин шрифтов с удобной системой оплаты
Fonts.com — главный конкурент MyFonts
Typekit — сервис для аренды шрифтов от Adobe
Typecast — вышеупомянутый магазин с сервисом тестирования
P.S. еще один полезный ресурс, который посоветовал ilyaerin, WebFont.ru
20. Что еще можно почитать про веб-шрифты?
Ильдар Киньябулатов, веб-дизайнер ADV/web-engineering