Чем отличаются различные этапы социокультурной адаптации

Социокультурная адаптация: проблемы структурирования и классификации

Более глубокое и всестороннее рассмотрение понятия социокультурной адаптации предполагает изучение ее структуры.

Это означает, что для рассмотрения структуры социокультурной адаптации необходимо исходить из того, что «структура определяет определенное устройство и организацию», «совокупность устойчивых связей объектов, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе», но обязательно в совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и институтов, связанных с деятельностью человека.

В научной литературе существуют различные подходы к описанию структуры адаптации. Неоднозначность выделения структурных компонентов связана как со сложностью самого процесса адаптации, так и с разнообразием теоретико-методологических подходов к пониманию ее сущности.

Анализ научных трудов по адаптации позволяет нам выделить несколько основных направлений структурирования адаптации:

1. Субъектное направление (Л.Г. Дикая, С.А. Шапкин, Л.Л. Шпак).

2. Комплексное направление (П.С. Кузнецов).

3. Субъект-объектное направление (И.И. Ляхов).

В то же время представители субъектного направления Л.Г. Дикая, С.А. Шапкин считают, что адаптация не включает в свою структуру адаптивную ситуацию. Адаптивная ситуация содержит в себе предпосылку возникновения адаптивной потребности, она порождает источник адаптивного взаимодействия, но сама характеризует не собственно адаптацию, а состояние жизненных реалий, отражением которых являются те или иные противоречия адаптации. В рамках данного направления предлагается строить структуру адаптации преимущественно из характеристик субъекта адаптации. Однако, основываясь на указанном положении, разными авторами субъективного направления приводится различный набор составляющих адаптации.

На наш взгляд, структурирование адаптации, данное Л.Л. Шпак, соответствует разносторонней связи субъекта с социокультурной средой. Выделяются следующие компоненты структурирования: адаптивные потребности, цель, установку, ожидания, притязания, мотивы, адаптивные способности, ролевые позиции и практические действия. При этом «адаптивная установка связывает все структурные элементы социокультурной адаптации в органическое целое», поскольку установка на достижение цели, отражающей потребности, помогает человеку занять активную позицию в адаптивной ситуации и затем реализовать ролевую позицию в практической деятельности.

С.А. Шапкин и А.Г. Дикая как представители субъектного направления в дополнении к точке зрения Л.Л. Шпак используют при содержательном анализе адаптации понятие «ресурсы». Оно характеризует совокупность средств, которыми обладает и которые использует субъект для обеспечения эффективной деятельности и поддержания оптимального функционального состояния в процессе адаптации. В зависимости от специфики ресурсов предлагается выделять четыре структурных компонента адаптации. Первый, активационный, компонент связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей, с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей, с другой. Второй, когнитивный, компонент составляет перестройку в когнитивных системах деятельности и направлен на выработку наиболее эффективных способов переработки информации, без которых эффективная адаптация невозможна. Третий, эмоциональный, компонент определяется динамикой эмоциональных переживаний, являющихся субъективными индикаторами эффективности процесса адаптации. Четвертый, волевой, компонент представлен мотивационно-волевыми процессами, обеспечивающими координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей.

Отдельные ученые, рассматривая структуру адаптации личности, особое место отводят факторам адаптационного процесса как способности его детерминации. «Под факторами адаптации понимают условия, влияющие на значение показателей адаптации». В научной литературе можно условно выделить четыре подхода к анализу факторов адаптации:

1) Анализ одного конкретного фактора.

2) Анализ нескольких факторов (без последующего объединения в группы).

3) Анализ групп факторов.

4) Системный подход к анализу факторов.

Н.М. Ибрагимова, А.А. Кирильцева, С.Г. Марковкина рассматривая адаптацию, акцентируют свое внимание на выделении какого-то отдельного фактора, влияющего на данный процесс. Они полагают, что изучение качественно-количественных характеристик интересующего фактора, констатация его наличия или отсутствия, выяснение его воздействия на адаптацию. Конечно же, интересно узнать, как, например, образование или внушаемость человека связаны с особенностями протекания адаптации. Но где гарантия того, что именно они, а не другие факторы обусловливают ее специфику, тем более, что в указанных исследованиях не приводится анализ взаимосвязи адаптации с другими факторами. Так, А.А. Кирильцева исходя из положения том, что профессиональное образование во многом определяет успешность процесса адаптации рабочих на заводе, в результате приходит к выводу, что для лиц, как имеющих профессиональное образование, так и не имеющих его, процесс адаптации протекает с некоторыми трудностями. То есть выделенный фактор не является единственно определяющим.

Так, например, И.А. Георгиева, основываясь на эмпирическом изучении адаптации личности в коллективе, предлагает следующий набор внутренних и внешних факторов:

а) к внутренним факторам относятся социально-демографические характеристики участников исследования (пол, возраст, семейное положение, наличие детей и др.), ценностные ориентации личности, ряд психологических свойств личности;

Действительно, исследование внутренних факторов очень значимо, поскольку одни и те же внешние воздействия по-разному преломляются через внутренний мир личности. Анализ группы внутренних факторов, как правило, велся с точки зрения выделенных особенностей, присущих конкретному субъекту, и попыток типологизации индивидуальных различий.

Близкую к данной классификацию факторов дает Т.Н. Вершинина, она выделяет следующие группы факторов:

— личностные (демографические характеристики, стаж, продолжительность проживания в городе, жизненный опыт, психологические характеристики, социально-профессиональная направленность);

— производственные (содержание условий труда, организация труда, комплекс бытовых условий, заработная плата, возможности роста, степень зрелости производственного микроклимата);

— факторы, лежащие за пределами производства (система профориентации и профотбора, система подготовки и распределения кадров, состояние с трудовыми ресурсами, уровень развития социально-бытовой инфраструктуры региона).

П.С. Кузнецов предлагает использовать понятие «комплексная адаптация». Различие между понятиями общая адаптация и комплексная адаптация имеет лишь теоретическое значение: комплексная адаптация составляет актуализированную часть общей адаптации, ее значимую на момент исследования часть, когда остальными аспектами (неактуализированными потребностями и т.д.) можно пренебречь без риска снижения достоверности результатов.

По мнению П. С. Кузнецова, преимущество такого понимания структуры адаптации, заключается в том, что личность пластична и способ удовлетворения конкретной потребности не ограничен жесткими рамками, принимаются различные вариации и комбинации. Другими словами, при неудовлетворении потребности «с первого предъявления» личность не отвечает моментальным снижением уровня адаптации, а попытается найти компромиссные варианты. При этом адаптация может быть осуществлена за счет других факторов, изначально не связанных с решением актуальной проблемы.

В качестве комплексных факторов П.С. Кузнецов предлагает выделить семь факторов, характеризующих функционирование и развитие личности: экономический (материальный), регулятивный, воспроизводственный, коммуникативный, когнитивный, а также факторы самосохранения, самореализации. Эти факторы относительно независимы друг от друга. Поэтому неудовлетворение потребности по одному из комплексов не компенсируется остальными комплексами. Правда, допускается частичная, несущественная компенсация с помощью механизмов психологической защиты. Неудовлетворенность же внутри комплекса одного из частных факторов эффективно компенсируется другими, входящими в этот фактор-комплекс.

Мы считаем, что комплексное направление наиболее полно отражает структуру адаптации и позволяет рассмотреть особенности социокультурной адаптации молодых людей в условиях современной России.

Теперь считаем необходимым провести анализ таких структурных единиц адаптации, как субъекты и объекты, образующие внешнюю часть процесса адаптации и характеризующиеся произвольностью выбора в зависимости от конкретных целей и задач исследования.

Анализ имеющихся в научной литературе взглядов на проблему субъекта адаптации позволяет нам выделить четыре его возможных толкования: личность, совокупность людей, организация и институт.

Рассмотрим теперь подробнее данные виды субъектов. Личность является субъектом адаптации, ибо человек на протяжении всей своей жизни решает задачи, которые перед ним встают в ходе взаимодействия со средой. Посредством своей активности человек стремится добиться таких результатов взаимодействия, которые бы отвечали его устремлениям и намерениям.

При этом речь идет о среднегрупповых показателях адаптации. Следовательно, индивидуальные закономерности адаптации здесь не получают должного отражения, хотя на эмпирическом уровне исследования изучаются именно отдельные личности.

Под организацией понимается объединение людей, которое создается ради выполнения определенной цели, с присущей ему социальной структурой, иерархией позиций, нормативной регуляцией поведения, строгим разделением функциональных обязанностей, системой управления и координации деятельности, каналами коммуникации и, наконец, собственной системой социального контроля (промышленное предприятие, учебное заведение, спортивная организация, политическая партия и др.). Организация как субъект адаптации призвана устанавливать соответствующие связи с социальной средой и реагировать на различного рода изменения в них. Главной особенностью организации является наличие у нее важного качества, которым не обладают ее отдельные элементы. Являясь носителем подобного качества, организация функционирует как самостоятельный социальный объект, который может выступать как полноценный субъект адаптации. В связи с этим представляется важным выяснение типичных реакций организаций на изменения во внешней и внутренней среде, выделение стратегий адаптации и факторов, влияющих на выбор той или иной поведенческой модели.

Таким образом, согласно данному подходу, подлинным, реальным субъектом адаптации является только личность, хотя и с обязательным учетом расширения его персональных потребностей. Однако в исследовательских целях, с нашей точки зрения, допустимо выделение и других субъектов адаптации (с оговоркой их условности).

Согласно данному пониманию объекта адаптации, рассмотрим имеющиеся в научной литературе его варианты. Все их многообразие можно свести к трем основным группам:

1. Виды деятельности человека.

2. Условия и результаты деятельности человека.

3. Личность, совокупность личностей.

Среди выделенных групп первая группа объектов получила наибольшее освещение в научных трудах по адаптации. Деятельность всегда сопряжена с определенной потребностью субъекта: в мотивах деятельности опредмечиваются те или иные потребности человека. Таким образом, деятельность имеет непосредственное отношение к реализации потребностей. Так, например, трудовая деятельность действительно является таковой, поскольку в ее процессе могут быть полностью реализованы материальный и бытовой факторы, а также в некоторой степени коммуникативный фактор и фактор самореализации. В отдельных случаях в процессе трудовой деятельности возможна реализация когнитивного и сексуального факторов.

Условия и результаты деятельности человека тоже могут выступать в качестве объектов адаптации, так как связаны с удовлетворением потребностей личности. Часто бывает так, что сам факт наличия тех или иных условий деятельности воспринимается человеком как благо. Они воспринимаются такими потому, что человек проводит некоторую аналогию между тем или иным условием и той или иной потребностью, которая удовлетворяется посредством этого условия. Так, например, для человека основным критерием выбора рабочего места могут выступать деньги, а другие условия деятельности не приниматься в качестве положительных стимулов. По-иному обстоит дело, когда человек получает удовлетворение и радость от хорошо проведенного рабочего дня. В этом случае он может работать и без акцента на величину оплаты труда, если у него имеются иные доходы.

Последняя группа объектов представлена личностью и совокупностью людей. Они имеют непосредственное отношение к реализации сексуальных и коммуникативных потребностей, могут оказывать содействие в реализации материальных, бытовых, когнитивных потребностей, а также потребности в самореализации. «Успешность адаптации обеспечивается в том случае, когда коллектив оказывается сферой реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности, а личность в социальном окружении может самоопределиться».

Итак, деятельность, ее условия и результаты, а также личность и совокупность людей могут выступать в качестве объектов адаптации.

Более глубокий анализ структуры социокультурной адаптации предполагает исследование проблемы классификации адаптационного процесса.

Так, И.А. Милославова, анализируя различные стороны структуры адаптации личности, выделила следующие разновидности адаптации: профессиональная (учебная, трудовая), бытовая (брачная, соседско-приятельская), политико-правовая. При этом она подробно останавливается на каждом из указанных видов и показывает необходимость их выделения. Так, например, она объясняет правомерность употребления термина «бытовая адаптация»: бытовая адаптация имеет все права на существование, так как совершенно очевидно, что человеку приходится переживать сложные, а иногда и напряженные периоды вступления в брак, меняя место жительства, знакомясь с новым кругом людей.

Рассмотрев классификацию видов социокультурной адаптации личности, мы видим систему в их классификации:

1. По направленности изменений, происходящих в личности: прогрессивная, регрессивная.

2. По характеру осуществления адаптации: добровольная, вынужденная.

4. По характеру взаимодействия субъекта адаптации и адаптивной среды: приспособление и приспосабливание.

5. По направленности адаптации: внешняя, внутренняя.

6. По структурным компонентам адаптивной среды: предметно-деятельная, личностная.

7. По характеру инноваций: первичная, вторичная.

8. По психологическому содержанию: преадаптация, дезадаптация, реадаптация, дисадаптация.

Прогрессивную или созидательную адаптацию «определяют те виды контакта с преобразуемой социокультурной средой, которые приносят личности или группе больше приобретений, чем потерь совокупный значимый «плюс» выше совокупного значимого «минуса». Регрессивная, разрушительная адаптация свидетельствует о том, что личность, или группа обретает меньше, чем теряет (совокупный значимый «плюс» ниже совокупного значимого «минуса»)».

Ученые обычно рассматривают следующие этапы социокультурной адаптации:

— психическая переориентация на уровне целенаправленного конформизма. Личность знает, как действовать, но внутренне отвергает систему ценностей новой среды;

— взаимная терпимость. Личность и новая культурная группа проявляют взаимную терпимость к ценностям и формам поведения;

— ассимиляция, или полное приспособление. Личность полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды.

Таким образом, в ходе анализа вопроса о структуре адаптации были выявлены следующие составляющие ее компоненты: факторы, субъекты и объекты.

При этом в нашем исследовании молодежь является и субъектом адаптации и ее объектом. А факторы социокультурной адаптации для нас важны не сами по себе, а лишь в контексте актуализированной потребности.

Проведенный анализ позволяет нам систематизировать понятие социокультурной адаптации личности молодого человека. В процессе социокультурной адаптации молодежи необходимо учитывать внутренние факторы (пол, возраст, семейное положение, образование, профессия), ценностные ориентации личности и ее психологические свойства. Мы считаем, что к внутренним факторам в структуре социокультурной адаптации молодежи необходимо также включить частные факторы определенные П.С. Кузнецовым: экономический, самосохранения, регулятивный, воспроизводственный, коммуникативный когнитивный, самореализации.

Мы считаем, что во внутреннюю структуру социокультурной адаптации личности необходимо включить фактор саморегуляции, то есть способность личности отвечать за свои поступки.

Во внешние факторы необходимо включить состояние российского общества в котором живет нынешняя молодежь: кризис культуры, нестабильность и неопределенность трансформирующегося социума.

Таким образом, исследование структуры социокультурной адаптации показало, что совокупность людей является как субъектом так и объектом социокультурной адаптации и современная российская молодежь может одновременно выступать и объектом и субъектом социокультурной адаптации.

Источник

Сущность и специфика процесса социокультурной адаптации

Сущность и специфика процесса социокультурной адаптации

Процесс социокультурной адаптации является важнейшим регулятивом гармонизации, изменения и стабилизации личности, в ходе которого, осуществляется взаимодействие человека с социокультурной средой, активное приспособление к определенным материальным условиям и культурным ценностям социальной среды.

Термин «социокультурная адаптация» является междисциплинарным и используется в разных областях знаний: философии, антропологии, культурологии, социологии, медицине, педагогике, психологии и пр.

Определение данного понятия, выделение его сущностных характеристик связано с предметом изучения конкретной науки.

Термин «адаптация» (от лат. «ad apto»- «приспособлять, прилаживать, устраивать») изначально использовался главным образом в биологии и физиологии. В биологии он означает «приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям окружающей среды», «процесс, свойственный всему живому, направленный на установление такого соотношения живой системы и внешних условий существования, которое способствовало бы еe оптимальному развитию и жизнедеятельности».

А в физиологии адаптация понимается как «совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма (или его органа) к изменению окружающих условий».

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

В методологических работах, посвященных проблеме адаптации, отмечается соотношение термина «адаптация» с такими общетеоретическими понятиями, как эволюция, устойчивость и изменчивость.

Адаптация человека в обществе как фактор его развития является значимой категорией ряда философских концепций и подходов (Аристотеля, Демокрита, Платона, Ф. Бекона, Р. Декарта, И. Канта, Д. Локка, Ж. Руссо и других).

Итак, в русле философской науки «адаптация» представляется как универсальная категория, существующая как в природе, так и в обществе, характерным содержанием которой является наличие взаимосвязи, взаимозависимости субъектов, постоянного взаимообмена между ними, который способствует их развитию.

В России представители русской социологической школы, в частности Н.К. Михайловский (XIX век), настаивали на том, что прогресс это не есть простое приспособление к среде. При анализе общества на первый план они выдвигали ценностные критерии нравственности и справедливости. Пренебрежение к целям и идеалам неизбежно ведёт к ультраиндивидуализму, и тогда невозможно ни совершенствование личности, ни совершенствование общества в целом.

Российские социологи и социальные психологи в 60-х годах ХХ века, осваивая понятийный аппарат своих зарубежных предшественников, ввесли в употребление и термин “социальная адаптация” ( Л.П.Буева, В.Н.Шубкин, Э.С.Маркарян и др.), который в этот период понимался как процесс приспособления человека к обществу, индивида к группе либо одних социальных групп к другим.

Процесс выделения социокультурной адаптации в качестве одной из разновидностей социальной адаптации ученые основывают на понимании современного общества как культурного феномена. Данный подход к проблеме классификации был заложен еще основателем французской социологической школы Эмилем Дюркгеймом, писавшим, что общество – это, прежде всего, коллективное сознание, т.е. «более или менее организованная совокупность верований и чувств, общих для всех членов группы». Позже «этот подход получил развитие у П. Сорокина, введшего понятие «социокультурное», в котором акцент сделан не на функциональной взаимосвязи частей общества, на их органическом единстве, общей ценностной, символической основе.

В психологической литературе существуют различные подходы к описанию структуры адаптации. Неоднозначность выделения структурных компонентов связана как со сложностью самого процесса адаптации, так и с разнообразием теоретико-методологических подходов к пониманию ее сущности.

Анализ научных трудов по адаптации позволяет нам выделить несколько основных направлений структурирования адаптации:

1. Субъектное направление (Л.Г. Дикая, С.А. Шапкин, Л.Л. Шпак).

2. Комплексное направление (П.С. Кузнецов).

3. Субъект-объектное направление (И.И. Ляхов).

В психологических исследованиях выделяется также термин «психическая адаптация». Ее характеризуют как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчёркивая при этом её системную организацию. При этом важным критерием эффективности адаптационного процесса является максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей. Итак, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который включает в себя ещё два аспекта :

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

В психологических исследованиях адаптация все более начинает выступать как категория синтетическая, отражающая «сложность взаимосвязей человека и действительности». На смену пассивной «адаптированности», приходит термин «адаптивность», который характеризует пластичность, гибкость субъекта как целого, его целостность, самостоятельность и способность приспосабливаться к природной и общественной среде.

Постепенно расширяется содержание понятия «адаптация»: теперь оно обозначает «совокупность проявлений индивида при приспособлении к воздействиям объективной реальности», ответ индивида на эти (внешние) воздействия, который может варьироваться в широком диапазоне: от полного принятия воздействий и подчинения им до различных реакций на них, вплоть до полного отрицания и противодействия. Специфика социокультурной адаптации, отличающей ее от других видов адаптации, состоит в ее аксиологическом назначении, ценностно ориентационном содержании, соотношением предметно-практических усилий в адаптивной деятельности. Внутренним источником социокультурной адаптации является несоответствие освоенных, привычных форм и способов культурной деятельности новым потребностям и возможностям адаптантов в условиях изменившейся социокультурной среды.

Источник

Статья СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

Павлова Вероника Витальевна,

преподаватель начальных классов

МОУ «Лицей 23» г. Подольска

учитель высшей категории

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия социокультурной адаптации. Выделяются научные подходы, формирующие понятие. Уделяется внимание активизации личностных ресурсов.

Ключевые слова. Приспособление; автономность поведения; ресурсы личности; индивидуальная адаптация; стадии социокультурной адаптации; формы адаптации; патологическая адаптация.

В более широком смысле адаптация в социальной жизни требует также гибкости и эффективности при встречи с новыми условиями, умения придавать условиям желательное для себя направление, т.е. предполагает активное, творческое усвоение социальных норм, позволяющее развивать их и находить им ситуативно необходимое приложение и, возможно, изменение. В этом смысле адаптивное поведение будет характеризоваться успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

В рамках данного исследования можно принять определение социокультурной адаптации как состояние таких «взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идёт навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.» [1; 18].

Такое понимание социокультурной адаптации задаёт высокую планку для педагогических усилий, ориентирует процесс воспитания на всемерное социально-полезное развитие и активизацию личностных ресурсов.

Основываясь на критериях, очерченных в данном определении, говорят о «социально-культурной зрелости личности», тесно связанной с её автономностью. Понятие автономности столь же широко, как и понятие адаптации. Например, она может быть определена как «процесс увеличения дифференциации и сложности организации, который наделяет организм, социальную систему или любую возможную единицу анализа большей способностью адаптации к её окружению, так что она в некотором смысле более автономна относительно своей среды, чем её менее сложные предшественники» [2; 67].

Однако понятие автономности поведения, особенно социального, неоднозначно, и не может полностью подменить термина адаптация: в одном случае, речь может идти о способности нормативного поведения в отсутствие внешнего социального контроля, в другом – о поведении, связанном с изоляцией и противопоставлением обществу (асоциализация), в третьем – о новаторском поведении, социальная ценность которого будет осознана впоследствии. Кроме того, сохранение целостности системы предполагает, что автономность подсистем не превышает определённой меры, сохраняющей системообразующие взаимосвязи между последними. Наконец, формирование качеств, позволяющих индивиду вести себя автономно, возможно лишь в процессе его социализации, социально включенного развития и деятельности.

Способность к адаптации, адаптивный потенциал или ресурсы личностей, групп и т.д. неодинаковы. Выделяют поверхностные и глубокие, актуальные и потенциальные, общие и специализированные ресурсы. У детей с ограниченными возможностями адаптивный потенциал является чаще всего пониженным (в медико-биологическом, психологическом, социально-культурном смыслах; в том числе и в силу тех фрустраций, которые они пережили и переживают гораздо сильнее и чаще, чем дети, защищённые родительской любовью и заботой) и требуется специальная кропотливая педагогическая и воспитательная работа, чтобы максимально раскрыть и реализовать его.

В большинстве случаев исследователи ведут речь об индивидуальной адаптации, однако следует иметь в виду, что в этом процессе могут участвовать также и группы, начиная от семьи, вплоть до целого социального слоя. В этом случае индивидные изменения происходят как участие одновременно в двух процессах: адаптация к новым требованиям социума и адаптация к изменившимся условиям своей группы.

Процесс социокультурной адаптации имеет определенные стадии развития. Можно выделить следующие фазы её протекания.

Фиксация социального несоответствия.

Стресс-синдром и активизация всех систем организма и личности.

Перестройка поведения в соответствии с новыми условиями.

Ускоренное развитие адаптивных возможностей, когда не только исчезают все отклонения в поведении, но и проявляется личностный рост.

Достижение адаптивного равновесия, или истощение адаптивного потенциала и старт процесса социальной дезадаптации.

Следует подчеркнуть особую роль стресса в адаптивном процессе. Основоположник теории стресса Г. Селье термином стресс [3; 9] обозначает одно из состояний адаптивного цикла, а именно состояние на высоте перестройки – вспышку жизненной активности, соответствующую переходному состоянию от равновесия со знакомыми условиями среды к равновесию с новыми условиями. Это точка на высоте активности личности и активности факторов среды. Это состояние, позволяющее личности продолжить своё существование с достаточной надёжностью.

По характеру протекания, В.П. Казначеев выделяет три варианта социальной адаптации: [4].

Состояние «физиологической» или «лёгкой» адаптации – обычное существование организма в меняющихся условиях среды, при оптимальном режиме всех подсистем.

Состояние «напряжённой» адаптации, когда возникает необходимость перестройки существующих параметров. Этот процесс всегда требует определённого напряжения (стресс) в работе системы. Если это напряжение не превышает адаптивного потенциала, происходит развитие системы, формирование новых моделей поведения. И через некоторое время вновь устанавливается состояние физиологической адаптации.

При превышении резервных возможностей наступает «состояние патологической адаптации», когда взаимодействие биосоциальной системы со средой определяется работой подсистем, значительно отличной от оптимальной (например, болезнь).

В случае «патологической адаптации» возможно полное истощение адаптационных возможностей, стресс сменяется дистрессом, чувство тревоги и напряжённости – фрустрацией. Если это состояние не разрешается, адаптация переходит в свою противоположность – дезадаптацию, что угрожает существованию личности как системы.

Таким образом, в литературе уже определились некоторые оценки, которые мы можем использовать в качестве базисных при решении насущных проблем эффективного управления адаптивным процессом.

Адаптация человека – процесс естественный. Здоровая биосоциальная система адаптируется самостоятельно (под «здоровьем» человека как биосоциальной системы понимается внутренняя адаптированность всех подсистем, их гармоничное функционирование и взаимодействие). Успешное приспособление системы зависит от её «здоровья». «Нездоровой» системе адаптироваться сложнее. На помощь приходит механизм компенсации [3; 68]. Как один орган берёт на себя функции другого, повреждённого органа, так механизм компенсации позволит заменить утраченную социальную способность другой, сохранённой, или той, что может быть развита.

Отметим, что в процессе компенсации организм пытается выжить в биологическом смысле, а личность в процессе социальной компенсации стремится выжить в социальном смысле, интегрироваться в общество; занять в нём достойное место, реализовать себя и обрести социальную значимость.

Критика современной западной теоретической социологии. – М., Политиздат, 1999.

Адлер А. Беспризорные дети. // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2002. – с.134-143.

Макеева О.В. Адаптация как условие успешного функционирования любой экономической и социальной системы / О. В. Макеева // Современное состояние методологии научных исследований в области библиотековедения (по материалам журнала «Библиосфера»).- Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2010.- С. 225-240.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *