Чем отличаются рационалистический и иррационалистический подходы к изучению коммуникации

Понятие коммуникации. Коммуникативные

Процессы в управлении

Коммуникация включает в себя несколько понятий:

· Средства связи любых объектов материального и духовного мира.

· Общение, передача информации от человека к человеку.

· Обмен информацией в обществе (социальная информация).

Сам термин появился в литературе в начале XX в., постепенно в изучении коммуникации оформились два основных подхода: рационалистический и иррационалистический.

Рационалистический подход представлен концепциями технологического детерминизма, наиболее влиятельной из которых является теория информационного общества, рассматривающая средства информации в качестве единственного стимула и источника социального развития (информация понимается здесь очень широко, как основа культуры и всех культурных ценностей).

Иррационалистический подход представлен понимающей социологией, утверждающей, что основным результатом коммуникации является понимание человеком другого человека, т.е. взаимное понимание. Выделяются два типа социального действия: действие, не имеющее своей целью коммуникацию, и действие, совершаемое с целью коммуникативного обмена. В настоящее время подавляющая часть эмпирических исследований коммуникации находится в рамках социологии массовой коммуникации, т.е. коммуникация изучается под углом зрения анализа и обобщения применения средств массовой коммуникации, и, прежде всего, прессы, радио, телевидения.

Коммуникация представляет собой сложную структуру, в состав которой входят:

— коммуникации между органом управления и окружающей средой;

— межуровневые коммуникации в органах управления: вертикальные – нисходящие и восходящие; горизонтальные – обмен информацией между различными подразделениями органа управления;

— коммуникации «руководитель – подчиненный»;

Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона предлагает информацию, а другая воспринимает ее. Такой обмен информацией называется коммуникативным процессом.

Основная цель коммуникативного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Сообщения могут быть письменными или устными.

Информация как основа государственного

Управления

В управлении вообще и в государственном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации.

Управленческая информация – это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий.

Она своими «корнями» проникает в социальную информацию, однако выбирает оттуда только то, что отражает управленческие потребности, интересы и цели людей, их властную совокупную волю, конкретные механизмы и способы организации и регулирования их сознания, поведения и деятельности.

Такая информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям:

— по месту и роли государства в частной и общественной жизнедеятельности людей и соответственно по компетенции конкретных государственных органов (объем и содержание управленческой информации призваны корригировать с компетенцией государственных органов);

— по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах (государственное управление во многом существует для исполнения законов, и ему нужна информация, раскрывающая состояние данных отношений);

— по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управление воздействия различных государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений.

В практике государственных органов об этом часто забывают и вводят в управленческую информацию много политики, идеологии, пропаганды, различных концепций и программ, обещаний и прогнозов. Порой простые управленческие требования так растворяются в массе слов, что их трудно обнаружить и, тем более, практически реализовать.

Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию (рис.10.2):

Нормы законодательных и иных актов, управомочивающие государственных служащих на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обо-значенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов).
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Чем отличаются рационалистический и иррационалистический подходы к изучению коммуникации. Смотреть фото Чем отличаются рационалистический и иррационалистический подходы к изучению коммуникации. Смотреть картинку Чем отличаются рационалистический и иррационалистический подходы к изучению коммуникации. Картинка про Чем отличаются рационалистический и иррационалистический подходы к изучению коммуникации. Фото Чем отличаются рационалистический и иррационалистический подходы к изучению коммуникации

Рис. 10.2 − Информационные источники в государственном

В то же время вся управленческая информация, из каких бы источников она не шла и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности.

Актуальность означает, что собранная информация является свежей, отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает возможности информации.

Достоверность информации определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи. Ее получение представляет собой очень сложные познавательные и аналитические процессы, требующие привлечения специалистов и использования современных научных процедур.

Достаточность свидетельствует, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие причины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса.

Доступность информации связана с ее открытостью, гласностью, возможностью оперативного получения в нужном объеме. Часто информация имеется, но она закрыта и используется очень узким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок.

Аутентичность обусловливает текстуальное и словесное выражение информации в понятной людям форме, соответствие их познаниям в области языка. Засоренность информации различными узкоспециальными терминами и иностранными, редко употребляемыми словами, усложняет постижение и практическое использование информации.

Контрольные вопросы

1. Какие подходы демонстрируют исследователи при определении информации?

2. Какую роль выполняет информация в управлении?

3. Что такое информация в управленческой деятельности?

4. Какие противоречия накопились в использовании информации в управлении?

5. Какие уровни информации необходимо различать в социальном управлении?

6. Какие структурные элементы включаются в понятие «коммуникация»?

7. Назовите источники информации в государственном управлении.

8. Что вкладывается в понятие «информация»?

9. Какое место занимает информация в управленческой деятельности?

10. Что вкладывается в понятие «коммуникация»?

Источник

Лекция 2 Основные этапы развития теории коммуникации. Современные концепции коммуникации

1. Основные этапы развития теории коммуникации.

2. Современные концепции коммуникации.

3. Теоретические и практические модели коммуникации.

1. Основные этапы развития теории коммуникации

В настоящее время теория коммуникации находится в процессе становления и формируется в рамках различных теорий и направлений, хотя ее основы заложены еще в начале XX века.

До XIX в. осмысление проблем коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии. До ХХ в. отдельные аспекты устно-речевого и письменного взаимодействия рассматривались в рамках практического осмысления. В частности, в ораторском искусстве (риторике) люди совершенствовались в далекой древности.

Американский социолог Ч.Х. Кули выделил в 1909 г. коммуникацию как средство актуализации человеческой мысли.

В ХХ в. значительный вклад в развитие теории коммуникации внесли социология, психология, культурология, технические, филологические и другие науки.

2. Современные концепции коммуникации

Исследования коммуникации как социального явления представлены разными направлениями.

1. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение). В его основе лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды. Разработка идей и методов направления принадлежит американским ученым Э.Л. Торндайку и Дж. Б. Уотсону. Значительное влияние на идеи бихевиоризма оказали труды русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

2. Символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) рассматривает реакции как осмысление символических действий. Основоположником парадигмы интеракционизма был американский философ-прагматик и социальный психолог Дж. Г. Мид, воззрения которого развил в теорию символического интеракционизма американский социолог и социальный психолог Г. Блумер.

3. Этнометодология (англ. ethnomethodology) – направление в социологии, развивающееся в 60–70-х гг. ХХ в., занимающееся изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного социального взаимодействия. Основателем считается американский социолог Г. Гарфинкель. Метод получил развитие в трудах И. Гоффмана. Этнометодология понимает язык коммуникации широко, включая в него как вербальный язык, так и язык жестов, выразительных движений, ритуал и молчание.

4. Теория межкультурного содержания коммуникации разработана американским антропологом Э. Холлом. Этот подход предполагает, что на эффективность коммуникативных действий влияет принадлежность коммуникантов к определенной культурной среде.

3. Теоретические и практические модели коммуникации

Возникновение и распространение технических средств коммуникации пробудили интерес к проблемам массовой коммуникации, изучение которой началось в 20-е гг. ХХ в. Начало исследованиям массовой коммуникации положил немецкий социолог М. Вебер. Было разработано большое количество теорий, объясняющих роль и значение СМИ в современном обществе.

После Второй мировой войны оформились два основных подхода к изучению коммуникации – рационалистический и иррационалистический.

1. Рационалистический подход основан на теории информационного общества. В русле данной теории, разработанной в 70-е гг. ХХ в. американским социологом Д. Беллом, информация рассматривается в качестве единственного стимула и источника социального развития, а СМИ как мощный стимул для потребления информации, ее оценки. Изменения в обществе заложены не в содержании информации, а в средствах и способах ее передачи и дальнейшего применения.

2. Иррационалистический подход представлен феноменологическим направлением (конец 40-х – начало 50-х гг. ХХ в.). Основоположником считается американский философ и социолог А. Шюц, создавший теорию «понимающей социологии». Этот подход обращен к проблемам языковой социализации и коммуникации, обусловленной неязыковыми факторами. Коммуникация в рамках этого направления трактуется как результат взаимного понимания людей.

В 1940 г. американскими учеными П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ была разработана теория двухступенчатой коммуникации, согласно которой на первой ступени коммуникации идеи распространяются от средств коммуникации к наиболее авторитетным членам группы – «лидерам мнений», а от них – к менее активной массе. «Лидеры мнений» становятся связующим звеном между СМИ и массой.

Теория «спиралu (заговор) молчания», разработанная немецкой исследовательницей Э. Ноэлль-Нойманн, обращает внимание на «парадокс голосования», согласно которому многие не участвуют в выборах, полагая, что их голос ничего не решает.

Выявление зависимости массовой коммуникации от более широкого социального окружения было разработано в теории диффузии инноваций. Разработкой этой теории в области связи занимался Э. Роджерс в 60-е г. Диффузия понимается как процесс распространения новшества через коммуникационные каналы в течение определенного времени, когда важно убедить прежде всего критические 5 % аудитории.

Теория информационных барьеров разработана американским социологом и социальным психологом К. Левином. Теория связана с процессом выбора новостей, когда входящий поток сообщений оценивается на основе субъективных критериев степени важности определенными представителями и в таком виде доносится до своей малой группы.

В 60-е – начале 70-х гг. ХХ в. создана теория консенсуального взаимодействия самоорганизующихся и самовозобновляющихся систем. Создатель направления – чилийский нейробиолог У. Матураны. Языковую деятельность ученый сравнивает с танцем, которому свойственны не «иерархия» и «управление», а сотрудничество, направленное на самосохранение. Главным средством социальной организации общества выcтyпaeт язык, который превратил человека из биологического существа в социальную личность.

Начало становления теории коммуникации в России положено М.В. Ломоносовым, который в 1748 г. обобщил культурный опыт своего времени в труде «Краткое руководство к красноречию». Практика ораторского искусства совершенствовалась в трудах выдающихся судебных ораторов XIX – начала ХХ в. Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони и др. Несмотря на ценность рекомендаций этих специалистов, их труды не были научными и не опирались на какую-либо теорию.

Становление теории коммуникации в России начинается во второй половине ХХ в. В 20–60-х гг. процессы коммуникации рассматривались узко, как предмет социально-психологического исследования. Общение понималось как психологический феномен, включающий ряд независимых явлений. В 1971 г. Б.Д. Парыгин объясняет общение как сложный, многосторонний процесс, содержащий одновременно как движение информации, так и взаимоотношение партнеров, их взаимовлияние друг на друга. Стороны общения рассматривались отечественными учеными как сумма дискретных психических явлений, не являющихся единым целым.

В работах А.А. Брудного, А.А. Леонтьева, Б.А. Родионовa и др. ученых (70–80-е гг.) проблемы общения стали сопрягаться с новыми для России идеями из области теории информации, семиотики и вошли в лингвистику, педагогику, теорию управления, методологию науки. На труды советских ученых значительное влияние оказали работы Н. Винера, К.Э. Шеннона, К. Черри. Произошло осознание важности комплексных научных исследований в сфере коммуникации.

В 80-е гг. стали развиваться междисциплинарные исследования коммуникаций и общения.

Для лучшего понимания коммуникативного процесса ученые пользуются методом моделирования — воспроизведением характеристик одного объекта с помощью другого. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы. Модели коммуникации можно разделить на линейные (механистические) и нелинейные.

1. Линейная модель Г.Д. Лассуэлла, предложенная в 1948 г., использовалась для анализа массовой коммуникации, прежде всего политической. Согласно формуле Г.Д. Лассуэлла, отражающей структуру коммуникативного процесса, акт коммуникации рассматривается по мере ответа на вопрос: кто – что сообщает – по какому каналу – кому – с каким эффектом. В 1968 г. ученый расширил версию своей модели, поставив вопросы, помогающие изучить коммуникативный процесс: кто, с каким намерением, в какой ситуации, с какими ресурсами, используя какую стратегию. Достоинство данной модели состоит в том, что она представляет развернутый план коммуникативного действия, недостаток – в ее монологичности: она не предполагает обратную связь.

2. Линейная модель (шумовая) Шеннона – Уивера разработана в 1949 г. в математической теории связи инженером К.Э. Шенноном для описания коммуникации средствами телефонной связи. У. Уивер распространил эту модель на все виды коммуникации, внеся в схему шум, понимаемый как любая помеха коммуникации. Данная модель является коммуникативной цепочкой, в которой представлены: источник сообщения; кодировщик, подготавливающий сообщение для передачи в удобной форме; тот или иной канал связи, переносящий сигналы в закодированном виде; декодер, «распаковывающий» сообщение; получатель, извлекающий из сообщения информацию. Достоинством линейной модели является то, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Ограничения модели состоят в том, что она абстрагируется от содержания передаваемой информации, сосредоточиваясь в основном на ее количестве.

В лингвистике идеи Шеннона проявились в интерпретированной Р.О. Якобсоном функциональной модели речевой коммуникации, где представлен адресант, направляющий адресату сообщение, которое передается с помощью кода. В модели Р. Якобсона сообщение рассматривается как содержательная, многофункциональная компонента.

В 1954 г. ученые из США В. Шрамм и Ч. Осгyд предложили циркулярную (замкнутую), сбалансuрованную модель коммуникации, в которой отправитель и получатель информации выступают равноправными партнерами. Большое значение придается обратной связи между ними, уравновешивающей прямую связь: кодирование – сообщение – декодирование – интерпретация – кодирование – сообщение – декодирование – интерпретация. Достоинством данной модели является то, что она может саморегулироваться за счет обратной связи.

3. Интеракционистская (социaльно-психологическая) модель (нелинейная) разработана Т. Ньюкомбом, который предложил учитывать как отношения, которые складываются между общающимися, так и те, которые обращены к объекту разговора. Ученый исходил из того, что общей тенденцией в коммуникации является стремление к симметрии. Если два контактирующих сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться. к совпадению своих взглядов на рассматриваемую ситуацию. При негативном отношении друг к другу не будет совпадать и отношение к рассматриваемой ситуации. Данная модель является нелинейной, она задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация, чтобы создавались симметричные отношения, одинаковая оценка ситуации при сходной оценке друг друга.

Источник

Основы теории коммуникации. Учебно методическое пособие (4 стр.)

3. Методы теории коммуникации

Методы теории коммуникации, используемые при исследовании коммуникативных процессов, могут быть общенаучными и частно-научными.

Общенаучные методы

1. Моделирование. Позволяет заменить сложный объект упрощенным так, чтобы в целях изучения сохранить главное, отбросив несущественные черты.

2. Метод сравнения. Позволяет судить о сходных и различных признаках объектов изучения.

3. Системный подход. Позволяет раскрыть многообразие и сущность связей, относящихся к коммуникативному акту, рассматриваемому как единое целое, но состоящему из определенных элементов.

4. Сравнительно-исторический метод. Позволяет выделить основные этапы развития коммуникации как социального явления, отразить эволюцию форм и средств коммуникации, а также объем информации.

Частно-научные методы

1. Социологический метод. Представляет собой совокупность приемов исследования (опросы, анкетирование, эксперименты и т. п.), направленных на сбор и анализ данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе.

2. Коммуникативно-интерпретационный. Используется для интерпретации информационных сообщений (текстов). В процессе истолкования сообщений могут возникать ошибки интерпретации, например, смысловые.

3. Контент-анализ (экспериментальный метод). Обращен к содержательной стороне информации, к проблеме восприятия и практического управления аудиторией и рассчитан прежде всего на изучение деятельности СМИ. На основе контент-анализа тестов одного рода формулируются рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения социальных процессов.

4. Интент-анализ. Метод, разработанный психологами для изучения проблемы целенаправленности вербальной коммуникации. Техника интент-анализа развивается на основе изучения прежде всего текстов конфликтного типа (дебаты, дискуссия, спор и др.).

5. Социолингвистический метод. Позволяет изучить влияние социальных характеристик участников на процесс вербальной коммуникации.

6. Метод наблюдения. Выявляет нормы вербального и невербального взаимодействия.

7.Метод социометрии. Диагностирующий межличностные и межгрупповые отношения с помощью специальных процедур опроса.

Лекция 2
Основные этапы развития теории коммуникации. Современные концепции коммуникации

1. Основные этапы развития теории коммуникации.

2. Современные концепции коммуникации.

3. Теоретические и практические модели коммуникации.

1. Основные этапы развития теории коммуникации

В настоящее время теория коммуникации находится в процессе становления и формируется в рамках различных теорий и направлений, хотя ее основы заложены еще в начале XX века.

До XIX в. осмысление проблем коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии. До ХХ в. отдельные аспекты устно-речевого и письменного взаимодействия рассматривались в рамках практического осмысления. В частности, в ораторском искусстве (риторике) люди совершенствовались в далекой древности.

Американский социолог Ч.Х. Кули выделил в 1909 г. коммуникацию как средство актуализации человеческой мысли.

В ХХ в. значительный вклад в развитие теории коммуникации внесли социология, психология, культурология, технические, филологические и другие науки.

2. Современные концепции коммуникации

Исследования коммуникации как социального явления представлены разными направлениями.

1. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение). В его основе лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды. Разработка идей и методов направления принадлежит американским ученым Э.Л. Торндайку и Дж. Б. Уотсону. Значительное влияние на идеи бихевиоризма оказали труды русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

2. Символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) рассматривает реакции как осмысление символических действий. Основоположником парадигмы интеракционизма был американский философ-прагматик и социальный психолог Дж. Г. Мид, воззрения которого развил в теорию символического интеракционизма американский социолог и социальный психолог Г. Блумер.

3. Этнометодология (англ. ethnomethodology) – направление в социологии, развивающееся в 60–70-х гг. ХХ в., занимающееся изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного социального взаимодействия. Основателем считается американский социолог Г. Гарфинкель. Метод получил развитие в трудах И. Гоффмана. Этнометодология понимает язык коммуникации широко, включая в него как вербальный язык, так и язык жестов, выразительных движений, ритуал и молчание.

4. Теория межкультурного содержания коммуникации разработана американским антропологом Э. Холлом. Этот подход предполагает, что на эффективность коммуникативных действий влияет принадлежность коммуникантов к определенной культурной среде.

3. Теоретические и практические модели коммуникации

Возникновение и распространение технических средств коммуникации пробудили интерес к проблемам массовой коммуникации, изучение которой началось в 20-е гг. ХХ в. Начало исследованиям массовой коммуникации положил немецкий социолог М. Вебер. Было разработано большое количество теорий, объясняющих роль и значение СМИ в современном обществе.

После Второй мировой войны оформились два основных подхода к изучению коммуникации – рационалистический и иррационалистический.

1. Рационалистический подход основан на теории информационного общества. В русле данной теории, разработанной в 70-е гг. ХХ в. американским социологом Д. Беллом, информация рассматривается в качестве единственного стимула и источника социального развития, а СМИ как мощный стимул для потребления информации, ее оценки. Изменения в обществе заложены не в содержании информации, а в средствах и способах ее передачи и дальнейшего применения.

2. Иррационалистический подход представлен феноменологическим направлением (конец 40-х – начало 50-х гг. ХХ в.). Основоположником считается американский философ и социолог А. Шюц, создавший теорию «понимающей социологии». Этот подход обращен к проблемам языковой социализации и коммуникации, обусловленной неязыковыми факторами. Коммуникация в рамках этого направления трактуется как результат взаимного понимания людей.

В 1940 г. американскими учеными П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ была разработана теория двухступенчатой коммуникации, согласно которой на первой ступени коммуникации идеи распространяются от средств коммуникации к наиболее авторитетным членам группы – «лидерам мнений», а от них – к менее активной массе. «Лидеры мнений» становятся связующим звеном между СМИ и массой.

Теория «спиралu (заговор) молчания», разработанная немецкой исследовательницей Э. Ноэлль-Нойманн, обращает внимание на «парадокс голосования», согласно которому многие не участвуют в выборах, полагая, что их голос ничего не решает.

Выявление зависимости массовой коммуникации от более широкого социального окружения было разработано в теории диффузии инноваций. Разработкой этой теории в области связи занимался Э. Роджерс в 60-е г. Диффузия понимается как процесс распространения новшества через коммуникационные каналы в течение определенного времени, когда важно убедить прежде всего критические 5 % аудитории.

Теория информационных барьеров разработана американским социологом и социальным психологом К. Левином. Теория связана с процессом выбора новостей, когда входящий поток сообщений оценивается на основе субъективных критериев степени важности определенными представителями и в таком виде доносится до своей малой группы.

В 60-е – начале 70-х гг. ХХ в. создана теория консенсуального взаимодействия самоорганизующихся и самовозобновляющихся систем. Создатель направления – чилийский нейробиолог У. Матураны. Языковую деятельность ученый сравнивает с танцем, которому свойственны не «иерархия» и «управление», а сотрудничество, направленное на самосохранение. Главным средством социальной организации общества выcтyпaeт язык, который превратил человека из биологического существа в социальную личность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *