Чем отличаются работы и услуги
Работы или услуги: результат или процесс? Какой договор нужно заключить, чтобы не облажаться
Зачем отличать работы от услуг, а услуги — от работ? Действительно ли отличаются эти два понятия? Какие юридические риски влечёт неправильная квалификация действия при заключении сторонами договора? Все эти вопросы встали передо мной, юристом компании Alente, в рамках задачи по наведению порядка в договорной базе.
Сразу обозначу: содержание статьи не направлено на то, чтобы удивлять коллег из сферы юриспруденции каким-либо фактами или рассуждениями, и даже на то, чтобы привести в пример умопомрачительную судебную практику. Эта публикация — «лишь» объяснение важных нюансов по вопросу разграничения работ и услуг на человеческом языке. Основная её цель — понимание людьми премудростей законодательства.
Для того чтобы ответить на вопрос «зачем», необходимо понять основополагающую разницу между работами и услугами с точки зрения права. Самое важное отличие кроется в сути действий:
Работы выполняются ради достижения результата и считаются выполненными в случае передачи чего-либо материального (ст. 702, 703 Гражданского кодекса РФ). Материальное, как правило, обеими сторонами представляется чем-то одинаковым, благодаря техническим заданиям или другому формату чёткого описания результата. Заказчику при этом не важно, каким образом будет достигнут результат.
Услуги оказываются ради процесса (ст. 779 ГК РФ). Да, в ходе оказания услуг тоже может что-то создаваться, но, в отличие от результата работ, который можно «потрогать», оказание услуг направлено на достижение какого-либо эффекта, интересного и важного для заказчика. При этом оказание услуг не гарантирует эффекта «вау». Ещё один важный момент касаемо результата услуг — он неотделим от процесса.
Отличие в сути действий должны понимать все, кто соприкасается с клиентами, во избежание скандалов, интриг и расследований, а также судебных споров и прочих волнительных моментов, сопровождающих правоотношения.
Объясню «на пальцах»: когда клиенту предоставляется информация о том или ином продукте, одним из весомых аргументов для гарантированной продажи является трансляция максимальной выгоды, которую можно получить, приобретя продукт. При этом выгода эта может быть отражённой в договоре или же нечаянно отражённой в воображении отдела продаж.
Возьмём для примера договор на настройку таргетированной или контекстной рекламы. Главным аргументом для покупателя этого продукта, безусловно, являются лиды (потенциальные клиенты, привлечённые с помощью рекламы). И естественно, что компания, которая на протяжении долгого времени успешно настраивает рекламу, действительно приводящую лидов, апеллирует во время переговоров к реальным показателям, достигнутым в уже состоявшихся сотрудничествах. Ещё более естественно то, что у покупателя при виде таких показателей загорается глаз и в голове невольно просчитывается возможная прибыль от прихода аналогичного транслируемому количества лидов.
Есть одно «но». Договор на рекламу, как правило, заключается в формате договора на оказание услуг. Главная (и единственная) обязанность исполнителя по такому договору — настройка рекламы, а не энное количество лидов. Договор на оказание услуг, как уже отмечено выше, не может предусматривать результат, который можно «пощупать». Иначе он лёгким движением руки превращается в договор на выполнение работ. То есть, заключая договор на оказание услуг по настройке рекламы:
Исполнитель может обещать только настройку и не должен обещать лидов.
Заказчик может желать лидов, но будет обязан довольствоваться только настройкой и надеяться на добросовестность исполнителя и качество оказываемых услуг, которое не нужно будет обжаловать, привлекая независимую экспертизу. «Будет обязан» в том случае, если не решится на переквалификацию договора в судебном порядке со всеми вытекающими последствиями, как то: возложение таки на исполнителя обязанности по приведению злосчастных лидов. Суды, к слову, настолько гуманны, что периодически идут навстречу заказчикам и устраивают «показательные порки» исполнителей, чтобы неповадно было. При наличии доказательственной базы, конечно же.
Логичный вопрос, который может возникнуть в головах читающих статью: а что если компания, настраивая рекламу, гарантирует определённое количество лидов? Логичный ответ: заключать договор на выполнение работ.
Помимо важности сути действия для выбора договора, необходимо учитывать и другие юридические отличия услуг и работ. Так, у этих договоров разные существенные условия (те условия, без указания которых договор не считается заключённым). Для договора на выполнение работ обязательно указание начального и конечного срока их выполнения. Для договора на оказание услуг срок их оказания необязателен, но предпочтительно его определять, иначе услуги могут оказываться целую вечность или пока заказчика и исполнителя не разлучит «смерть», в виде обжалования в судебном порядке разумности сроков оказания. Кроме того, для приёма результатов работ стороны обязаны подписать акт приёма-передачи. Услуги можно принять «на честном слове» / опять же, желательно подстраховаться и подписывать акт приёма-передачи в любых непонятных ситуациях /.
Между работами и услугами с точки зрения законодательства есть отличия и по части реализации действий. Так, исполнитель по договору на выполнение работ может привлекать соисполнителей, если запрет на привлечение соисполнителей прямо не установлен в договоре. В договоре же на оказание услуг должна быть прямо оговорена возможность привлечения соисполнителей. Что касается возможности исполнителя отказаться от договора:
Работы должны выполняться во что бы то ни стало, ввиду отсутствия у исполнителя права на немотивированный отказ.
Оказание услуг может быть прекращено в любой момент, когда заблагорассудится исполнителю. При условии возмещения убытков, конечно же. Если заказчик их потребует, естественно.
Помимо указанных отличий, для правильного определения природы договора существует ряд важных нюансов с точки зрения распределения расходов, исходя из налогового законодательства и бухгалтерского учета.
Таким образом, сторонам правоотношений необходимо отличать работы и услуги, в первую очередь для того, чтобы чётко разграничивать, какие права и обязанности они хотят (и могут) друг на друга в ходе сотрудничества возложить. При этом исходить исключительно из субъективной оценки не рекомендуется. Дело в том, что суды и налоговые органы зачастую квалифицируют одни и те же действия и как работы, и как услуги, а в законодательстве отсутствует чёткое разграничение правовой природы между ними. Такие «разброд и шатание» чреваты тем, что при наличии огромного желания одной из сторон договорных правоотношений «насолить» другой стороне возможно длительное и «увеселительное» доказывание правоты и добросовестности в стиле «не виновата я, он сам пришёл». К слову, одно из самых «страшных» последствий неправильного определения правовой природы договора — признание такого договора незаключённым, а такой договор сродни филькиной грамоте: не порождает ни прав, ни обязанностей, да и оплату по такому договору можно признать неосновательным обогащением.
Подводя итог всему вышеизложенному, главной рекомендацией хочу обозначить следующее: если при заключении договора возникают сомнения в том, чем являются планируемые действия — работой или услугой, проконсультируйтесь с юристом и налоговиком. От греха подальше. Потому что закон — что дышло, а риски — они и в Африке риски.
P. S. Только представьте: существуют ещё и так называемые смешанные виды действий, которые можно квалифицировать одновременно и как работы, и как услуги.
Чем отличаются работы и услуги
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как разграничить оказание услуги и выполнение работы?
Основные отличия между выполнением работ (подрядом) и оказанием услуг заключаются в следующем.
Целью выполнения работ по договору подряда является достижения определенного вещественного результата: создание новой вещи или изменение качества вещи (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 703 ГК РФ). В договоре возмездного оказания услуг значение для заказчика имеет сам процесс оказания услуг, деятельность исполнителя (п. 1 ст. 779 ГК РФ), не приводящая к созданию материального результата.
Условия о начальном и конечном сроках выполнения работы являются существенными для договора подряда (ст. 708 ГК РФ). В договоре оказания услуг начальный и конечный сроки оказания услуги существенными условиями не являются, если иное не предусмотрено самим договором.
Приемка выполненных по договору подряда работ удостоверяется путем оформления акта либо иного документа (п. 2 ст. 720 ГК РФ). Глава 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ обязательного документального оформления оказанных услуг не требует, хотя и не исключает такой возможности.
Подрядчик вправе привлечь к выполнению работ субподрядчиков, если иное не установлено договором или законом (ст. 706 ГК РФ), исполнитель же по договору возмездного оказания услуг обязан оказать услуги лично, если иное не установлено договором (ст. 780 ГК РФ). Иначе говоря, в договоре подряда запрет привлечения субподрядчиков должен быть специально оговорен, а в договоре возмездного оказания услуг, наоборот, специально должна быть оговорена возможность привлечения иных лиц.
Нормы главы 37 «Подряд» ГК РФ не предусматривают возможности немотивированного отказа подрядчика от исполнения договора. Исполнитель по договору возмездного оказания услуг вправе отказаться от исполнения обязательств по договору при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Работа и услуга: как их различить
(Вынесено из рубрики Вопрос-Ответ)
Вопрос:
Ответ:
Между экономическими понятиями РАБОТА и УСЛУГА есть принципиальная разница. Те и другие исполняют на заказ, но результатом выполненных работ является материальный объект, а результатом оказания услуг – нечто уже потребленное заказчиком, причем потребленное немедленно по исполнению.
Различия проще всего объяснить на примерах.
Ресторан к сфере услуг не относится – это производство, хоть его продукт и потребляют – едят. Но, например, стирка белья – услуга. Белье сдаешь – белье же и получаешь, только чистое. Вот эта чистота, удовлетворение от чистоты, и есть потребляемая услуга.
Прическа в парикмахерской – услуга (волосы на голове те же). Консультации, – налоговые, юридические и т.д. – услуги, они – новые знания, безотносительно того, полезны оказались или не очень: ваш мозг их усвоил сиречь потребление состоялось.
Программный продукт – работа. Результат работы это всегда материальный объект. Программный продукт, поскольку он сам по себе, без материального носителя (будь то жесткий диск компьютера или переносное записывающее устройство или даже лист бумаги, если программа написана на бумаге), не обладает стоимостью (т.е. если он у программиста в голове и нигде больше), то и продукта как такового не существует. Чтобы программный продукт обрел свою стоимость (потребительную ли, или просто стоимость), программист должен её на чем-то материальном предъявить. Точно так же любые научные и инженерные разработки. Они – работа.
И строительства дома, конечно же, работа. Дом в стоимостном выражении (имею в виду не потребительную стоимость, а сугубо стоимость) это объем СМР (строительно-монтажных РАБОТ).
Услуга это всегда удовлетворение некой потребности нематериального свойства. Работа – это создание вполне явного, зримого объекта, или его элемента, без которого собственно объект не имеет заявленной ценности. Результат услуг используется заказчиком один единственный раз, т.е. как мы уже определили – потребляется. Результат же выполненных работ может использоваться неограниченно долго. Если выразиться бухгалтерским языком: результат работ имеет, как правило, капитальную ценность, результат услуг – текущую.
Есть такой документ: Общероссийский Классификатор Видов Экономической Деятельности (ОКВЭД)», по содержанию мало чем отличающийся от справочника «Статистическая классификация видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе», но разобрать, что из перечисленного там есть работа, а что – услуга, нет никакой возможности. Так бывает, когда под классификацией нет никакой теоретической базы.
Работа или услуга?
Часто можно встретить, как в одном договоре довольно дружно сосуществуют как работы, так и услуги. Казалось бы, в шапке договор заключали на оказание услуг, а в середине договора оплата проходит уже за выполненные работы. В сфере IT это отнюдь не редкость.
Договоры на оказание информационных услуг начинают дополняться приложениями с перечнем работ, а договоры на выполнение работ порой содержат какие-то отдельные услуги.
Нет, безусловно это не вопиющее нарушение и с этим можно жить. Тем более, что суд, а любая проблема в итоге закончится именно в нем, будет трактовать договор исходя из действительной воли сторон в совокупности со всеми нюансами дела. По крайней мере должен.
Но надо понимать, что существует принципиальное отличие услуги от работы. И это отличие может сыграть злую шутку, поэтому следует знать разницу между ними.
В чем же разница между работами и услугами?
Услуги — это совершение определенных действий или осуществление какой-то деятельности. Такое определение услуг дается в законе. Иными словами в услугах важен процесс. Результат в них не имеет первостепенного значения. И хотя в своих рассуждениях можно глубоко уйти в сущность действий или деятельности, которые составляют услугу, и в итоге прийти к какому-то результату, суть услуги от этого не изменится.
В конце концов даже в услугах связи какой-никакой результат есть — состоявшийся разговор между двумя абонентами, к примеру, или сеанс обмена данными между клиентом и сервером. Но исключительную важность тут имеет сам процесс — создание оператором связи определенных технических условий, при которых доступна сама возможность позвонить или выйти в сеть.
Работа — это всегда результат. Закон определяет работу как деятельность, которая приводит к конкретному результату. Требуемый результат обычно согласовывается сторонами или в техническом задании, или в смете, или в самом договоре, или где угодно еще. Именно поэтому при выполнении работ требуется акт приемки-сдачи работ, т.к. сторона-заказчик должна увидеть результат, оценить его приемлемость и соответствие требованиям, после чего принять и оплатить.
Выполнение работы приводит к созданию чего-то нового, что можно пощупать, изучить, осмотреть, обработать или сделать с ним что-нибудь еще. Результат работ может быть как овеществленным, так и нематериальным. В отличие от работ в договоре оказания услуг акт приемки-сдачи услуг по сути не нужен, хотя его часто составляют. Ведь результата, сдаваемого заказчику, как такового попросту нет.
Это так критично — путать работы и услуги?
Надо понимать, что как и услуги, так и работы — явления очень распространенные. Договор может называться самим причудливым образом, но скрывать в себе закамуфлированные услуги или работы. Например, договор авторского заказа по сути является договором подряда на выполнение работ по созданию нового произведения, заключенным с автором (хотя есть и другое мнение). А договор на предоставление доступа к сети Интернет по сути является договором оказания услуг связи.
Тем не менее, отсутствие в одном договоре каламбура из работ и услуг, если только это не смешанный договор, будет являться знаком хорошего тона и юридической грамотности. Знание принципиальных отличий работ от услуг дает преимущество в построении доказательственной базы в судебных спорах по этим двум разным договорным конструкциям.
Работа и услуга: в чем разница?
От квалификации вида деятельности в качестве работы или услуги зависит выбираемый способ налогового учета расходов. В этой статье мы расскажем:
Гражданское и налоговое законодательство о работах и услугах
«Работа» и «услуга» — самостоятельные понятия, определение которым дает ст. 38 НК РФ. Какие отличительные характеристики им присущи и как это отражается на особенностях их бухгалтерского и налогового учета, вы можете увидеть в таблице:
Детализация | Работа | Услуга | |||||||||||||||||||||
Определение |
Вид работы/услуги | Работа или услуга | Пояснение |
Стирка белья | Услуга | Нового продукта нет: белье сдается в стирку и это же белье возвращается из стирки. Удовлетворение заказчика от чистоты — это потребляемая услуга. |
Стрижка в парикмахерской | Услуга | Предмет,с которым работает мастер — одни и те же волосы на голове клиента. Новый продукт не создается. |
Консультация специалиста (аудиторские, налоговые, юридические и т. д.) | Услуга | Полученная от специалиста информация материальной формы не имеет. |
Компьютерная программа | Работа | Чтобы разработку передать заказчику, ее нужно записать на материальный носитель (диск, флэш-карту, бумагу и др.), без которого продемонстрировать заказчику результат труда невозможно. Появление нового продукта, имеющего материальную форму, является результатом работы. |
Научные и инженерные разработки | Работа | |
Строительство | Работа | Появляется новый материальный объект, которым можно пользоваться. |
Техническое обслуживание автомобиля | Услуга | При проведении ТО производится осмотр, диагностика, контроль, выявление и устранение мелких неисправностей — действия, не приводящие к созданию нового (преобразованию существующего) автомобиля. Объект ТО не меняется: заказчик передает на ТО автомобиль и его же получает. Материальный результат отсутствует. |
В основе квалификации работ и услуг лежит два основных критерия:
Как оценить материальность результата
Работу можно оценить по появлению нового материального объекта, который:
Результат работ может использоваться продолжительное время.
Услуга — это удовлетворение потребности нематериального свойства. Результат большинства услуг используется один раз.
Если в других нормативных актах тот или иной вид деятельности относится к услугам, можно ли на этом основании его считать услугой в налоговых целях?
НК РФ не связывает определение работы и услуги с тем, как в других НПА названа та или иная деятельность. Например, многие НПА именуют деятельность общепита и ресторанов услугами. Термин «Услуги общепита» идет из ОКУН (классификатора услуг), в котором можно встретить множество видов работ, именуемых услугами:
Таким образом, есть виды деятельности, которые называются в обычной жизни услугами, а для целей налогообложения — это работы: они имеют вещественный результат, что для налоговых целей классифицируется именно как работа.
Или другой пример: услуги общепита, которые исходя из определений, применяемых ст. 38 НК РФ, являются обобщенной группой работ и услуг:
Обратимся к другому общеизвестному классификатору — ОКВЭД, который по содержанию мало чем отличается от справочника «Статистическая классификация видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе», однако разобрать, что из перечисленного там — работа, а что — услуга, нет никакой возможности: под данной классификацией не прослеживается системная теоретическая база.
Интересно, что НК РФ тоже содержит термин «Услуги общепита» — в ст. 346.29 НК РФ, но там он приведен в связи с необходимостью определения вмененной базовой доходности. При этом плательщики ЕНВД свои расходы не подразделяют на прямые и косвенные, потому что уплачивают налог с вмененного дохода. Фактические показатели деятельности (хотя они имеют вещественный результат и могут быть реализованы) здесь значения не имеют.
НПА, классифицирующие те или иные виды услуг, применяются не в целях учета налоговых расходов, поэтому свой вид деятельности налогоплательщику нужно анализировать по нормам ст. 38 НК РФ.
Какие возникают риски
В случае неверного отнесения выполненных работ к услуге возникают налоговые риски при списании расходов в НУ в полном объеме в периоде их осуществления. Это осложняется еще и тем, что сами контролеры ─ Минфин и ФНС ─ могут по-разному квалифицировать одну и ту же работу или услугу:
Необходимо учитывать возможные претензии налоговых органов и высокий риск по признанию неправомерным единовременное списание затрат. Не исключено, что контролеры отнесут к материальному результату любую бумагу, выдаваемую заказчику в качестве результата по договору, например, отчет оценщика или аудиторское заключение.
Как отстоять свою позицию
Если ваша собственная квалификация работы или услуги, по мнению налоговых органов, неверная, обосновывать единовременное списание затрат придется только в суде. И положительный исход дела вполне реален.
Так, суды всех инстанций встали на сторону налогоплательщика, списавшего в текущем периоде расходы на создание электронной версии проекта (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.09.2017 по делу N А19-19394/2016). Судьи определили, что в данном случае не имелось вещественного (материального) результата, а осуществлялись сбор и передача информации, что позволило отнести их к услугам по обработке информации.
При затруднениях в классификации работ и услуг безопаснее отказаться от единовременного списания прямых расходов и распределять их на остатки незавершенных услуг (аналогично способу списания затрат при осуществлении работ). Другой вариант решения проблемы ─ получить письменное разъяснение Минфина или ИФНС и следовать ему. Это поможет в дальнейшем избежать претензий, поскольку следование разъяснениям уполномоченных органов является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
См. также:
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
- Чем отличаются пятерка и семерка
- Чем отличаются рабочие циклы дизеля и карбюраторного двигателя