Чем отличаются процессы внимания представления и воображения
Понятие и общая характеристика внимания, представления и воображения и значение этих познавательных процессов для правоприменительной деятельности.
Представление– это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.
1. Панорамность – выход за пределы перцептивного поля.
2. Взаимообособление фигуры от фона.
3. Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров).
4. Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа.
5. Превращение последовательного образа в одновременную структуру.
6. Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.
7. Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью.
8. В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные оттенки выпадают.
9. Вторичные образы являются менее яркими, более бледными по сравнению с первичными образами.
10. Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство дефицитом константности представлений.
11. Фрагментарность представлений – непредставленность отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).
12. Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.
Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
1. Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
2. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
3. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
4. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Способы создания образов воображения
1. Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
2. Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
3. Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные.
Способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент.
Обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности.
Для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти.
Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.
Социально обусловленное внимание формируется при жизни в результате воспитания и обучения, и связано с волевым процессом человека.
Непосредственное внимание ничем не регулируется, кроме объекта, который интересен человеку
Опосредствованное внимание регулируется различными звуками, жестами.
Непроизвольное внимание возникает спонтанно. Человек реагирует неосознанно на предмет, который его заинтересовал, удивил и без усилия воли приковывает свое внимание продолжительное времени.
Произвольное внимание. Для удерживания концентрации на определенной информации требуются волевые усилия. Человек сосредотачивается не на том, что ему интересно, а на том, что он должен сделать.
Чувственное внимание основано на избирательности органов чувств человека и связано с эмоциональной сферой.
Мелодичные звуки, приятные запахи, яркие объекты, вызывают непроизвольное сосредоточение на этих объектах.
Интеллектуальное внимание основано на мыслительной деятельности человека.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Понятие и общая характеристика внимания, представления и воображения и значение этих познавательных процессов для правоприменительной деятельности.
Понятие и общая характеристика внимания, представления и воображения и значение этих познавательных процессов для правоприменительной деятельности.
Понятие и общая характеристика внимания, представления и воображения и значение этих познавательных процессов для правоприменительной деятельности.
Воображение и внимание
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общие понятия о воображении и внимании
Процесс воображения направлен на создание новых образов предметов, несуществующих в реальности действий в процессе переработки получаемой информации из внешнего мира.
Постоянными спутниками процесса воображения являются психические процессы памяти, внимания и мышления.
Внимание является психическим познавательным процессом, который направлен на отражение психических свойств, определённых состояний объекта, обеспечивающий сосредоточенность сознания человека.
Подобное фокусирование на определенных предметах и объектах имеет избирательную направленность и способствует эффективному процессу формирования индивидуального отношения человека к ним.
Основными объектами внимания выступают как окружающие человека другие люди, так и неодушевленные предметы, и объекты. В поле внимания человека могут также оказаться явления природы, предметы искусства и науки. Необходимо отметить тот факт, что в зону внимания человека чаще всего попадают те объекты и предметы, которые вызывают у него значительный интерес или присутствует необходимость их обязательного изучения.
Процесс развития внимания находится в прямой зависимости от следующих факторов:
Особенности взаимосвязи процессов воображения и внимания
Готовые работы на аналогичную тему
Процесс развития воображения, как и внимания заключается в постоянном и систематическом упражнении. По мере совершенствования процесса воображения оно приобретает свойства гибкости и подвижности.
В результате возникающие образы начинают сменять друг друга с возрастающей быстротой и это может привести к тому, что человек теряет их из внимания и памяти быстрее, чем они могут выступить источником его творческого самовыражения.
Именно в связи с данным фактом человек должен иметь способность сосредотачивать свое внимание и держать образы перед своим внутренним взором в течение достаточно длительного времени. Это является основной связью воображения и внимания, которая является системообразующей для достижения творческих результатов деятельности человека.
Таким образом можно сделать вывод, что для того чтобы процесс воображения находил свое проявление в жизни человека в различных формах и являлся продуктивным и творческим человеку необходимо целенаправленно заниматься развитием внимания и в частности свойства сосредоточенности и устойчивости данного процесса.
От развития данных свойств внимания зависит продуктивность воображения. Данный процесс будет успешным только в том случае, если человек будет целенаправленно упражняться в развитии как внимания, так и воображения. Для того, чтобы правильно организовать процесс развития данных психических процессов необходимо правильно понимать природу и сущность, и внимания, и воображения.
Характерные особенности сосредоточения внимания
Рассмотрим более подробно, что именно представляет процесс сосредоточения внимания человека на определенных объектах и явлениях.
Как раз в этот момент включается процесс воображения. Чем бы человек не занимался, в какой бы ни был в данный момент обстановке он постоянно представляет себе ожидаемое событие и мысленно детально его описывает.
Даже в тот момент, когда сознание полностью поглощено повседневными заботами, в глубине его человек не прерывает связи с ожидаемым воображаемым событием, объектом или образом. Внутренне человек находится в непрестанном деятельном состоянии. Эта деятельность характеризует прочную связь внимания и воображения человека.
В процессе осуществления деятельности внимания и воображения человек внутренне осуществляет одновременно четыре действия:
Все эти действия, составляющие взаимосвязь процессов внимания и воображения, совершаются одновременно и представляют собой мощнейшую движущую силу деятельности человека.
Данный процесс не требует от человека физических усилий и практически полностью протекает в области сознания человека.
Даже в случае наличия объекта или предмета, являющего целью воображения и внимания человека в зоне досягаемости, процессы воображения и сосредоточения внимания находятся за пределами физического восприятия зрением, слухом или осязанием.
Таким образом исходя из вышесказанного можно сделать вывод, о том, что между процессами внимания и воображения существует тесная связь, обеспечивающая продуктивность деятельности человека по достижению целей, поставленных на ближайшее будущее.
Познавательные процессы
Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды.
Можно сказать, что когда говорят о способностях, таланте, гении, интеллекте и уровне развития, то имеют в виду, прежде всего, познавательные процессы. Человек рождается с этими задатками, но в начале жизни использует их неосознанно; в дальнейшем же происходит их формирование. Если он научится их правильно использовать, а главное – развивать, то сможет добиваться самых амбициозных целей.
Существуют разные классификации познавательных процессов, чаще всего их выделяют восемь. Краткая их характеристика:
На нашем сайте вы сможете найти множество материалов, посвященных теории и тренировке различных познавательных процессов:
Диагностика познавательных процессов взрослых и детей
В психиатрии существует огромное количество тестов и методик, которые диагностируют познавательные процессы.
Детские тесты можно разделить по возрасту:
Тесты для школьников от 3 до 6 лет:
Тесты для детей от 7 до 16 лет:
Тесты для взрослых:
Каким бы ни был уровень ваших познавательных процессов, вы должны их тренировать, причем делать это нужно в идеале постоянно.
Давайте сфокусируемся на каждом познавательном процессе и выясним, какие существуют игры и упражнения для его развития. Разумеется, полноценное раскрытие темы в объеме статьи для блога невозможно, поэтому это лишь базовая информация.
Память
Упражнение первое: запоминание слов.
Прочтите следующий список: барабан, стул, ковер, буква, пробка, орудие, кастрюля, картина, ваза, булавка, сумка. Выделите 30 секунд на то, чтобы запомнить их. Не пытайтесь применять мнемотехники.
Упражнение второе: вспомните вчерашний день.
Наша память портится оттого, что мы очень редко пытаемся вспомнить прошедшие события и не ведем дневник. Поэтому сядьте в тихом месте и попытайтесь воссоздать в мельчайших деталях вчерашний день.
Упражнение третье: кухня.
Прямо сейчас попытайтесь вспомнить, как в деталях выглядит ваша кухня (или любое другое хорошо известное вам помещение).
Внимание
Упражнение первое: тест Струпа.
Посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово.
Упражнение второе: радио.
Включите песню, в которой очень много слов. Через 10 секунд начинайте постепенно уменьшать звук. Установите самый нижний предел, на котором еще можно разобрать, что говорят. Начните слушать эту песню заново. Это упражнение позволит сфокусироваться только на ней.
Упражнение третье: наблюдение.
Найдите в интернете изображение неизвестной картины. Смотрите на нее в течение одной минуты. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести ее в точности. Откройте глаза и сравните результаты.
Восприятие
Упражнение: преодолевая шум (избирательность восприятия).
Для этого упражнения понадобится участие как минимум четырех человек. Члены каждой пары размещаются друг от друга на максимально возможном расстоянии (в углах комнаты). После этого все одновременно начинают разговаривать. Задача каждого участника состоит в том, чтобы вести диалог со своим партнером, несмотря на шум.
Мышление
Упражнение первое: мозговой ящик.
Выберите три любые темы. Это может быть сюжет недавно просмотренного фильма, идея, новость. Теперь начинайте размышлять на первую тему в течение трех минут. По окончании переходите ко второй теме, потом к третьей.
Упражнение второе: найдите причину.
Упражнение должно выполняться в компании. Один человек совершает действие из только одному ему ведомой причины, а второй участник должен ее угадать. И так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.
Воображение
Упражнение первое: случайные слова.
Выберите десять случайных слов в книге или журнале. Свяжите их, чтобы получился небольшой рассказ, разбавляя их другими словами.
Упражнение второе: идея из хаоса.
Возьмите лист бумаги и поставьте хаотично на ней несколько точек. Соедините их линиями. Какие ассоциации вызывает фигура? На что она похожа? В эту же игру можно играть вдвоем. Один рисует, второй угадывает и наоборот.
Эти упражнения подойдут ребенку от 2 до 6 лет.
Упражнение первое: слова на определенную букву.
Попросите своего ребенка назвать как можно больше слов на определенную букву.
Упражнение второе: поиск глаголов.
Выберите для своего ребенка существительные («дом», «дорога», «машина») и пусть он подберет для них глаголы. Например, машина – едет, тормозит, поворачивает, останавливается, ускоряется.
Упражнение третье: пересказ прочитанного.
Выберите рассказ, который с большой долей вероятности будет интересен вашему ребенку. Прочитайте его. Теперь предложите ему пересказать текст, задавайте уточняющие вопросы.
Представление
Для формирования и развития пространственного представления мы рекомендуем вам как можно больше собирать пазлы и играть с конструктором Лего. Эта деятельность полезна как ребенку, так не зазорна и взрослому.
Ощущения
Упражнение первое: наблюдение за деревом (зрительные ощущение).
Выгляньте из окна и наблюдайте за деревом или любым другим большим объектом. Оцените его высоту, красоту, цвета. Сравните с другими деревьями.
Упражнение второе: сравнение звуков.
Снова выйдите на балкон и прислушайтесь к звукам. Выберите два наиболее интенсивных и громких. Начните сравнивать.
Упражнение третье: вкусовые ощущения.
Если у вас есть два вида сыра или другого продукта, нарежьте его маленькими кусочками и поочередно пробуйте. Чем они отличаются? Найдите 5 отличий.
Раздел I. Психология
Мир психических явлений человека сложный. В его основе лежат психические процессы, свойства, состояния, обеспечивающие отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Важное значение при этом имеют познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь, что и будет раскрыто в предложенной теме.
3.1. Ощущения, восприятие, внимание, воображение и их классификация
3.1.1. Ощущения
Источником знаний о внешнем мире и собственном организме человека являются ощущения. Это основные каналы, благодаря которым информация о данных феноменах поступает в головной мозг, давая возможность индивиду ориентироваться в них.
Ощущения – отражение в сознании субъекта отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Органы чувств – это механизмы, с помощью которых информация об окружающей действительности поступает в кору головного мозга. Ощущения отражают внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, поверхность, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные движения, боль и пр.). Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель и субъективны – поскольку зависят от нервной системы и индивидуальных особенностей личности. Их физиологическую основу составляет деятельность анализаторов. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из:
Передача возбуждения от рецепторов к центральным отделам нервной системы, а затем от них по эфферентным (центробежным) путям обратно для ответной реакции, имеющая место в ходе рефлекса, осуществляется по рефлекторной дуге.
Рефлекторная дуга состоит из рецептора, афферентного и эфферентного нерва, центрального звена, эффектора (мышцы или железы).
1-2-3 – функциональная схема анализатора.
1-2-3-4-5-6-7-1 – функциональная схема рефлекторной дуги.
1 – рецептор; 2 – афферентный нервный путь; 3 – центральное звено; 4 – эфферентный нервный путь; 5 – эффектор (мышца или железа); 6-7 – канал обратной информации.
Принцип обратной связи позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.
Виды ощущений:
Интерорецептивные. Отражают внутреннее состояние индивида.
Проприоцептивные. Отражают движение нашего тела.
Свойства ощущений:
Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Она может меняться в больших пределах. Например, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200000 раз. Ее изменение требует известного времени. Для того чтобы зрение в темноте приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 минут. Адаптация слуховых органов осуществляется намного быстрее и составляет секунды.
Контраст – слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, а сильные уменьшают ее.
Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов, состояния организма. Это может быть сделано и с помощью фармакологических средств. Острота чувствительности увеличивается с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.
Последовательные образы – продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось (например, после выхода из вагона метро несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде).
Развитие ощущений возможно в процессе упражнений. Например, утрата зрения или слуха в некоторой мере компенсируется другими видами чувствительности.
3.1.2. Восприятие
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это результат деятельности системы анализаторов.
Восприятие предполагает выделение из комплекса признаков наиболее значимых (с одновременным отвлечением от несущественных). Оно требует их объединения и сопоставления с прошлым опытом. Восприятие включает двигательный компонент (ощущение предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по формированию целостного образа. Одну и туже информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние опыта на этот процесс вполне очевиден. (Пример с искажающими очками: все предметы видятся перевернутыми, за исключением тех, которые невозможно в такой форме представить. Обычная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она становилась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.)
Виды восприятий:
Восприятие может быть ошибочным. Это обнаруживается в работе анализаторов. Известны зрительные ошибки (иллюзии). Они имеют самые различные причины: практический опыт индивида, изменение условий восприятия и т.д.
Свойства восприятия:
Восприятие во многом зависит от уровня внимания людей.
3.1.3. Внимание
Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Физиологически оно обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые им психические процессы. Внимание обеспечивает в каждый данный момент в коре головного мозга участок (очаг) с повышенной возбудимостью, доминирующего над остальными его частями. В результате чего и происходит сосредоточение сознания индивида на нужных объектах.
Свойства (качества) внимания:
Виды внимания:
Закономерность циркуляции внимания: через каждые 6–10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то ее часть может быть потеряна. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы: слабый ее тип – дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а если сильный – то повышают концентрацию внимания.
Развивать внимание можно с помощью психологических упражнений:
3.1.4. Представление
Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.
Функции представления:
Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии.
Виды представлений:
Представления формируются в процессе деятельности человека. В зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид из них: у художника – зрительный, у музыканта – слуховой, у спортсмена – двигательный, у химика – обонятельный.
3.1.5. Воображение
Воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее; оно представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений.
Виды воображения:
Формы синтеза в процессах воображения:
3.2. Память, мышление, речь и их развитие
3.2.1. Память
Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности и возвращении в сферу сознания.
Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Она – основа психической деятельности, без нее невозможно понять формирование поведения, мышления, сознания.
Амнезия – отсутствие памяти.
Особенности памяти, характеризующие ее действенность:
Формы памяти (длительность хранения опыта):
Эффективность памяти зависит от:
Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания. Для его уменьшения необходимо:
Необходимо чаще повторять в первые дни (в это время максимальны потери от забывания), лучше так: в первый день – 2–3 повторения, во второй – 1–2, в третий – седьмой – по 1, затем 1 повторение с интервалом в 7–10 дней.
Систематическая учеба, усвоение информации порциями в течение семестра намного эффективнее, чем заучивание большого объема в сжатые сроки сессии, вызывающего умственную и психологическую перегрузку и почти полное забывание материала через неделю после сдачи экзаменов.
Формы воспроизведения памяти:
Мнемонические (мнемотехнические) приемы запоминания (для облегчения), (Мнемоника – (гр. mnemonikon – искусство запоминания):
Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.
3.2.2. Мышление
Мышление – это психический процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Оно радикально расширяет возможности индивида в его стремлении к познанию действительности, вплоть до невидимого, поскольку оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом (И. П. Павлов).
В своем становлении мышление проходит две стадии:
У ребенка – допонятийное мышление (начальная стадия) – и оно имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому (суждения по сходству или аналогии), поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность, убеждая малыша или что-то объясняя ему, важно подкреплять свою речь наглядными предметами. Особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.
Понятийное мышление возникает не сразу, а постепенно (Л. С. Выготский выделил при этом пять этапов) и появляется у подростков в 11–14 лет. Однако оно еще несовершенно, так как первичные понятия сформулированы на основе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
Особенности мышления:
Человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
В процессе мышления индивид пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
Мы всегда отражаем связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного конкретно наблюдаемого.
Мышление всегда находится в неразрывном единстве с речью. Благодаря тому, что оно протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения.
В своем содержании мышление опирается на общественную практику. Это не простое «созерцание» внешнего мира, а также его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в труде и других видах деятельности, направленных на переустройство окружающей действительности.
Содержание мышления:
Виды мышления:
Выделяют также мышление:
Мыслительные процессы:
Качества мышления:
Пути развития мышления:
Методы развития мышления:
«Мозговой штурм» – предназначен для предложения различных (самых невероятных) идей и решений при работе в группе.
В одной фирме в США на 300 заседаниях «мозгового штурма» предложили 15 тысяч идей, из которых 1,5 тысячи были реализованы.
«Синектический штурм» – требует обязательного выполнения четырех приемов, основанных на аналогии:
3.2.3. Речь
Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык – средство этого феномена.
Свойства речи:
Функции речи:
Виды речи:
В функционировании психики большое значение имеют психические познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь. Учет их особенностей в профессиональной деятельности окажет продуктивную помощь руководителю в подборе специалистов, их грамотном использовании в производственной сфере, в сплочении коллектива, развитии функциональных умений и навыков работников.
Литература по теме
Версия для печати
Хрестоматия
В данном тексте раскрыты основные познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, мышление и память