Чем отличаются произведения устного
Чем отличается народное творчество от авторского произведения
Устное народное творчество – уникальное культурное наследие народа, создаваемое веками и передающееся через поколения. Однако в современной традиции авторские произведения имеют не меньший вес. В этой статье мы попробуем разобраться, чем отличается народное творчество от авторского произведения с литературной точки зрения, и в чем ценность каждого из направлений.
Устное народное творчество в русской культуре выражается в пословицах, поговорках, сказках, былинах, песнях, загадках и т.п. Большинство примеров уходит корнями в далекое прошлое, когда письменность если и существовала, то в качестве профессионального знания небольшого числа людей. Истории и сказания передавались в устной форме, всячески видоизменяясь и обрастая новыми подробностями у нового рассказчика. Поэтому авторство в современном понимании этого термина установить невозможно. Литературные произведения, созданные народом в устной форме, называются фольклором. Кроме отсутствия конкретного автора, у такого творчества есть еще одна отличительная черта – вариативность. Одна и та же история может существовать в нескольких вариантах в зависимости от территории и времени исполнения. К тому же фольклорным произведениям присущи особая художественная структура, постоянные эпитеты и сравнения, собственная ритмика и стиль.
Термин «литература» пришел из античной культуры. В переводе с латинского он обозначает «письменность». Таким образом, литературные произведения могут считаться таковыми только, если они были когда-то написаны. В средневековой Европе, после изобретения печатного станка, написанные тексты стали приравнивать к напечатанным. В наше время к литературным произведениям причисляется и фольклор, что впрочем, неудивительно, ведь сейчас народное творчество пишется и издается чаще, чем рассказывается в устной форме. Главное отличие художественной литературы от народного творчества – наличие писателя. Авторское произведение – это плод творческой деятельности конкретного человека, поэтому книги носят определенное название и имя. Даже в ситуациях, когда повесть или рассказ были написаны на основе народного творчества, авторское право является неоспоримым. Так происходило с трудами Гомера, Пушкина, Шекспира и многих других литературных гениев.
Выводы:
Фольклор и литература – что это и отличия
Каждый человек хотя бы раз слышал такие названия, как фольклор и литература. Термины связаны с культурой и самобытностью, но объяснить, в чем состоят отличия между ними, бывает достаточно сложно. Известно, что связь между понятиями существует и она достаточно сильная. Основа – специфика словесного (устного) творчества. В нем отображаются представления человека об окружающем мире, в котором нет ничего, кроме сил природы, а также находят свое место закономерности развития общественного сознания, как неотъемлемая часть бытия. В произведениях литературы и фольклора имеется принципиальная разница. Для того чтобы лучше понять, в чем она заключается, необходимо выявить характерные черты и особенности каждого из рассматриваемых терминов.
Определение понятий
Прежде чем сравнивать термины между собой, необходимо дать каждому из них определение. Это поможет лучше разобраться в художественных особенностях.
Фольклором принято называть народные традиции и коллективное творчество, которое сложилось исторически. В произведениях этого жанра отсутствуют единый автор, а сами элементы фольклора – песни, сказки, стихи, игры, традиции, передаются в устной форме из поколения в поколение. Существует несколько фольклорных жанров, определяющие, какими будут произведения:
Выделяют малые формы устного народного творчества. В эту группу входят пословицы, поговорки, загадки, а также различные анекдоты.
Литература – полноценный и самостоятельный вид искусства. Во многих культурах он появился под влиянием народного эпоса. Первые произведения – летописи и хроники, описания жизни правителей или святых. В основе описания заложены фольклорные традиции. В тестах присутствуют сюжетная составляющая, образы героев. Поэтическая составляющая возникла на основе песен и былин. Литературные произведения вышли за пределы канонов, определяемых фольклором. Они имеют сложную конструкцию, способствующую произвольному развитию сюжета. Произведения существуют только в письменной форме. В произведениях описывается не только внешний мир, окружение человека, но и его переживания, рассматриваются особенности личности и ее взаимодействие с обществом. В основу могут лечь социальные и бытовые проблемы. У текстов существует автор.
Сравнение
Для того чтобы лучше понять, чем отличается фольклор от литературы, необходимо провести сравнение их между собой по основным параметрам. Произведения литературного творчества являются сложными, так как используют имеющиеся и появляющиеся (современные) элементы словесного творчества. В основе литературы, как искусства лежит разнообразие жанров. Фольклор сохраняет устойчивые формы. В текстах используется определенная и неизменная композиционная структура. Внутренний мир героя закрыт от слушателя, понять его переживания сложно. В основе произведения в этом случае поступок или событие, которое определяет сюжетную линию. Рассматриваются принципы поведения, способные удержать равновесие между добром и злом, светом и тьмой.
Выводы
Фольклор является особой формой творчества народа. Основная составляющая – устное выражение образов. В произведениях передается общее представление об устройстве мира, законах природы. Общество рассматривается, как единое целое, а внутренние переживания людей остаются скрытыми от посторонних глаз. Литература позиционируется, как вид искусства, в котором произведения сохраняются в письменной форме. Тексты всегда являются авторскими. В них находят свое отражение такие составляющие, как внутренний мир человека, его личность и место в обществе. Социальные взаимодействия и отношения – составляющая многих сюжетов и жанров в литературе. Фольклорные произведения выстраиваются по устойчивым правилам. Сюжеты рассматривают обобщенные образы. В них нет сложных художественных подходов, призванных приукрасить происходящее или сделать образ героев более ярким и запоминающимся. Все тесты можно передавать устно, немного изменяя последовательность повествования.
В случае с литературным произведением передать его без искажения получится только в письменной форме. У текстов всегда имеется автор, реже соавтор. В фольклоре подразумевается, что произведение является плодом коллективного народного творчества, поэтому выявить и указать одного автора не представляется возможным.
Чем отличается устное народное творчество от авторского?
Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений?
Помимо самого очевидного отличия, наличие/отсутствие автора, следует упомянуть еще следующие важные признаки:
У устного народного творчества обязательно отсутствует автор, это коллективное литературное произведение, которое создавалось народом и не создано одним человеком. Устное народное творчество изначально не было написано на бумаге, а передавалось из поколения в поколения, только затем оно было записано, через много лет после создания.
К устному народному творчеству можно отнести, например, колыбели и прибаутки (что относится к русскому народному творчеству можно почитать в другом вопросе)
Авторское же произведение имеет автора, то есть человека, который написал данное произведение, или несколько авторов (тогда это будет соавторством), обязательно записано на бумаге (чаще всего это книги или береста, если мы говорим о Древней Руси).
Примерами авторского произведения могут служить сказки Александра Сергеевича Пушкина, стихи Есенина или Маяковского.
Сразу можно сказать, что устное творчество всегда оказывается народным, а вот авторское творчество оказывается записано. Может быть слепой Гомер и писал свои произведения в устной форме, но авторскими они стали только после того, как были записаны. И нет никакой гарантии, что устные песни Гомера совпадали во всем с записанными вариантами его поэм.
Устное народное творчество не имеет одного автора, все подобные произведения оказываются плодом коллективного творчества, когда каждый новый рассказчик вносит в текст свои собственные детали и окончательный вариант записанный в книги оказывается отличным от первоначального. Отсюда большое разнообразие русских сказок и песен на один сюжет.
Авторское творчество отличается от устного народного прежде всего тем, что имеет своего автора, создателя, прослеживается присущий именно этому автору индивидуальный стиль, в то время как второе пришло к нам из глубины веков в виде сказок, былин, пословиц, присказок, поговорок и не имеет известного авторства (может конечно изначально этот автор и был, только за века пересказов имя его позабыто). Народное творчество можно считать неким собранием, кладезем народной мудрости. Так что первое отличие, я полагаю, отсутствие авторства. А вторым отличием является то, что устное творчество на протяжении поколений передавалось из уст в уста (то есть не было записано), естественно при этом постоянно изменяясь, в то время как авторское не претерпевало подобных изменений, будучи записано на бумаге (если не брать во внимание сознательную правку текста позднейшими переписчиками).
Устное народное творчество— это импровизация как одного так и всего социума.
К народному творчеству относятся- рассказы, сказки, истории, былины, у которых начало одно, а вот продолжение и итог всегда разные.
Авторское произведение нельзя изменить, не переписать, не переврать, так как у него имеется законный владелец. Только владелец может внести какие-то изменения.
Также следует отметить, что народное творчество, которое можно обозначить словом фольклор, создавалось и собиралось веками, отшлифовывалось и пришло к нам как результат работы нескольких поколений. Возможно также наличие нескольких подобных произведений, которые воспринимаются как варианты, в различных местностях одна и та же песня, сказка, загадка может иметь свои вариации.
Фольклор изначально для рассказывания (люди не умели читать), а авторские творения изначально должны быть опубликованы, они для чтения.
Устное народное творчество зарождалось во времена, когда была слабо развита письменность. Из поколения в поколение истории, сказания и былины передавались в устной форме. В отношении таких произведений отсутствует авторство. Им свойственна вариативность, когда существует несколько немного различающихся версий одного и того же произведения. Устному народному творчеству присущи своеобразный стиль, наличие большого количества эпитетов и сравнений.
Авторское произведение является результатом деятельности одного или нескольких писателей. Такие произведения невозможно переписать или изложить по-другому, у них есть законный владелец.
В общем-то в самом названии этих творчеств и ответ.
Устное народное творчество передавалось от поколения к поколению, именно в устной форме.
Так называемым «автором» был народ.
Авторское творчество тут и автор известен и само творчество передаётся поколениям в письменном виде.
Народное творчество коллективное и не выражает личного взгляда автора, так же как не пренадлнжит кому-то одному и не создано одним человеком.
Создатель авторского произведения наоборот создаёт его полностью сам и оно обладает индивидуальностью и отражением личного взгляда автора и записано под его именем. Я думаю так.
Это романтизированное описание событий, которые предположительно или точно имели место быть, то есть уже произошли в прошлом. Обычно эпос пишется прозой, и к жанру эпических произведений мы относим современные повести, романы, рассказы. Но это сейчас.
В прошлом очень сложно было создать прозаический эпос просто потому, что письменность не использовалась, а сами произведения передавались из уст в уста.
Пословицы о труде показывают различные стороны взгляда народа на эту тему, различные аспекты народной мудрости.
Одна из самых коротких и емких пословиц:
подчеркивает значимость качественно выполненной работы, которая и приведет к достойным результатам, а незначительные усилия не увенчаются большим успехом.
Чтобы достичь даже небольшой результат, нужно приложить действия, даже просто сделать глоток чистой родниковой воды не получится без этого.
Чем сидеть и рассуждать о подходящих условиях, лучше сделать небольшое дело и продвинуться на маленький шажок вперед. Небольшой результат лучше нулевого.
Если быть терпеливым и не бросать начатое дело, а продолжать трудиться, то можно преодолеть все трудности и достичь желаемого результата.
Когда мы рождаемся, мы ничего не умеем делать, а приобретаем мастерство в процессе обучения.
Чтобы быть в хорошей физической и умственной форме, нужно трудиться.
Разница между фольклором и литературой
Между фольклором и литературой существует тесная связь, обусловленная спецификой словесного творчества, в котором отображаются представления человека об окружающем мире и закономерности развития общественного сознания. Однако в фольклорных и литературных произведениях есть принципиальные различия, определяющие их характерные черты и особенности.
Фольклор в широком смысле – это исторически сложившееся, впитавшее народные традиции коллективное соавторство, передающее в устной или игровой форме поэтическое обобщение опыта многих поколений. Среди фольклорных жанров выделяют обрядовые, песенные и эпические. К эпическим жанрам относятся сказки, предания, былины, легенды, сказы, а также малые формы устного народного творчества – пословицы, поговорки, загадки и анекдоты. Слово «фольклор» часто употребляют в более узком значении – для определения содержания и способа создания словесных художественных образов, свойственных именно этим жанрам.
Зарождение литературы как вида искусства во многих культурах связано с развитием народного эпоса. Он служил основой летописей и жизнеописания святых; принцип повествования, позаимствованный из фольклорных сказок, использовался в построении сюжетов авантюрных и плутовских романов – прообраза многих жанров современной прозы; образный строй и ритмическая организация былин, исторических, обрядовых песен нашли отражение в авторской поэзии.
Однако литературные произведения не подчинялись фольклорным канонам, имели более сложную композицию, произвольно развивающийся сюжет и могли существовать только в письменной форме, поскольку каждое из них представляло собой оригинальное сочинение, созданное одним человеком.
Начиная с эпохи Возрождения, характерной чертой художественной литературы становится авторский стиль, а объектом изображения – внутренний мир героя, в котором читатель находит нравственные приоритеты и черты эпохи, свойственные конкретному историческому периоду в развитии общества.
Современный литературный процесс – сложное разноплановое культурное явление, проявляющееся в многообразии уже сложившихся и только зарождающихся форм словесного творчества.
В отличие от литературы, фольклор сохраняет устойчивые формы и малоподвижную композиционную структуру текста. Внутренний мир героя закрыт: значение имеют только событие или поступок, в которых проявляется не черты характера, а общепризнанные принципы поведения, принятые за основу порядка, устанавливающего равновесие между добром и злом.
Чем отличается литературное произведение от фольклорного произведения
2.Фольклорное произведение 4
4.Список литературы 9
Пьеса С. Я. Маршака > рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что сила природы помогает только, добрым и трудолюбивым людям.
В этой сказке рассказывается о том, как Королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерица. Падчерица встречает у костра 12 братьев – месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить падчерицу, но братья – месяцы приходят ей на помощь, превращают мачеху и ее дочку в собак, разгоняют придворных и заставляют Королеву задуматься о том, что такое добро.
В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, например, Гофмейстерины, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.
Неправдоподобно, фантастично само существование братьев- месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.
Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-месяцы вправду существуют; Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.
Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью, и верим в добро и справедливость.
Фольклорное произведение- результат коллективного творческого процесса, в котором невозможно установить авторство. Литература объединяет произведения, авторство которых достоверно известно. В качестве примера я выбрала сказку >.
У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз». Тот повинуется.
В чистом поле Мороз Красный нос приветствует девушку. Она ласково отвечает. Морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого.
Мачеха уже справляет поминки по падчерице и велит старику съездить в поле, привезти тело девушки, чтобы похоронить. Старик возвращается и привозит свою дочь — живую, нарядную, с приданым! Мачеха приказывает, чтобы ее родную дочь отвезли на то же самое место. Мороз Красный нос приходит посмотреть на гостью. Не дождавшись от девушки «хороших речей», он убивает ее. Старуха ожидает возвращения дочери с богатством, но вместо этого старик привозит лишь холодное тело.
Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – «социально ущемленный персонаж» в доме мачехи: «Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…» Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.
По канону волшебных сказок героиня покидает дом, прежде чем найти свое счастье. Причина – выгоняет мачеха : «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».
Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Богатства в награду – характерный прием народных сказок.
Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: «Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут». Именно за приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.
Ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.
Таким трагическим финалом народная сказка «Морозко» показывает читателю насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. Поведение отрицательных героев сказки, мачехи и ее родной дочери, вызывает отторжение злобы и несправедливости в детской душе. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем как торжество справедливости.
3.Чем отличается литературное произведение от фольклорного произведения.
Между фольклором и литературой существует тесная связь, обусловленная спецификой словесного творчества, в котором отображаются представления человека об окружающем мире и закономерности развития общественного сознания. Однако в фольклорных и литературных произведениях есть принципиальные различия, определяющие их характерные черты и особенности. Так же есть различия в героях.
В приведенных мною примерах есть схожие герои. Так же есть и различия. В сказке >, как и в сказке- пьесе С. Я. Маршака > есть одинаковые герои такие как: Падчерица, мачеха, королева, дочка, солдат и т.д.. В пьесе- сказке С.Я. Маршака > действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейсте- рина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.
Фольклор в широком смысле – это исторически сложившееся, впитавшее народные традиции коллективное соавторство, передающее в устной или игровой форме поэтическое обобщение опыта многих поколений. Среди фольклорных жанров выделяют обрядовые, песенные и эпические. К эпическим жанрам относятся сказки, предания, былины, легенды, сказы, а также малые формы устного народного творчества – пословицы, поговорки, загадки и анекдоты. Слово «фольклор» часто употребляют в более узком значении – для определения содержания и способа создания словесных художественных образов, свойственных именно этим жанрам.
Зарождение литературы как вида искусства во многих культурах связано с развитием народного эпоса. Он служил основой летописей и жизнеописания святых; принцип повествования, позаимствованный из фольклорных сказок, использовался в построении сюжетов авантюрных и плутовских романов – прообраза многих жанров современной прозы; образный строй и ритмическая организация былин, исторических, обрядовых песен нашли отражение в авторской поэзии.
Однако литературные произведения не подчинялись фольклорным канонам, имели более сложную композицию, произвольно развивающийся сюжет и могли существовать только в письменной форме, поскольку каждое из них представляло собой оригинальное сочинение, созданное одним человеком.
Начиная с эпохи Возрождения, характерной чертой художественной литературы становится авторский стиль, а объектом изображения – внутренний мир героя, в котором читатель находит нравственные приоритеты и черты эпохи, свойственные конкретному историческому периоду в развитии общества.
Современный литературный процесс – сложное разноплановое культурное явление, проявляющееся в многообразии уже сложившихся и только зарождающихся форм словесного творчества.
В отличие от литературы, фольклор сохраняет устойчивые формы и малоподвижную композиционную структуру текста. Внутренний мир героя закрыт: значение имеют только событие или поступок, в которых проявляется не черты характера, а общепризнанные принципы поведения, принятые за основу порядка, устанавливающего равновесие между добром и злом.
1)Нет персонального создателя
2)Возникло и развивается как устное народное творчество
3)Живет во множестве вариантов
4)Можно передавать речитативом
5)Можно приплясывая и распевать
1)Есть конкретный автор
2)Возникло как письменное и развивается как письменное
3)Имеет один вариант написанный автором
Так же и в наших примерах, в сказке > не персонального создателя, оно развивается, как устное народное творчество, эта сказка, когда то давно была придумана народом, позже уже появились разные варианты. Есть вариант Толстого и вариант Афанасьева.
В пьесе- сказке > есть конкретный автор это С. Я. Маршак, как возникло им, так и остается в единственном экземпляре.
Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.
Коровина В.Я. Литература и фольклор. Учебное пособие для учащихся 9-11 классов – М., 1966.