Чем отличаются практические и лабораторные работы по биологии
Разница между практической и лабораторной работой
В процессе обучения студент может выполнять практические и лабораторные работы. В чем заключается их специфика? Чем отличается практическая работа от лабораторной?
В чем особенности практической работы?
Практическая работа — это задание для студента, которое должно быть выполнено по теме, определенной преподавателем. Предполагается также использование рекомендованной им литературы при подготовке к практической работе и плана изучения материала. Рассматриваемое задание в ряде случаев включает дополнительную проверку знаний студента — посредством тестирования или, например, написания контрольной работы.
Главная цель проведения практической работы заключается в выработке у студента практических умений, связанных с обобщением и интерпретацией тех или иных научных материалов. Кроме того, ожидается, что результаты практических занятий будут впоследствии использоваться учащимся для освоения новых тем.
Задача преподавателя, содействующего подготовке студентов к мероприятиям, о которых идет речь, заключается в составлении последовательного алгоритма освоения учащимися необходимых знаний, а также в подборе методов объективной оценки соответствующих знаний. В данном случае возможен индивидуальный подход, когда проверка умений студента осуществляется тем способом, который наиболее комфортен для учащегося с точки зрения изложения информации для преподавателя. Так, одним студентам более удобна письменная форма проверки знаний, другим — устная. Преподаватель может учитывать предпочтения тех и других.
Итоги проведения практического занятия чаще всего не влияют на последующую оценку студента на экзамене. В ходе данного мероприятия задача преподавателя — понять текущий уровень знаний учащихся, выявить ошибки, характеризующие понимание темы с их стороны, и способствовать исправлению недочетов в освоении знаний — с тем, чтобы уже на экзамене студент изложил понимание темы более корректно.
В чем особенности лабораторной работы?
Под лабораторной работой чаще всего понимается учебное занятие, в рамках которого осуществляется тот или иной научный эксперимент, направленный на получение результатов, имеющих значение с точки зрения успешного освоения студентами учебной программы.
В процессе лабораторной работы студент:
В ряде случаев студентам требуется провести защиту своей лабораторной работы, в рамках которой некоторой аудитории слушателей представляются подробности проведения исследования, а также доказательства правомерности выводов, к которым пришел учащийся. Часто защита лабораторной работы осуществляется в порядке индивидуального взаимодействия студента с преподавателем. В этом случае по итогам исследования учащийся формирует отчет (по установленной или разработанной самостоятельно форме), который направляется на проверку преподавателем.
Следует отметить, что успешное выполнение лабораторной работы, как правило, является важным критерием успешной сдачи экзаменов студентом. Преподаватель рассматривает возможность выставления высоких оценок учащимся только в том случае, если они сумеют представить до сдачи экзамена практические результаты применения знаний, полученных на лекциях.
Сравнение
Главное отличие практической работы от лабораторной заключается в целях их проведения. Так, типичная практическая работа инициируется преподавателем в основном для проверки объема знаний, лабораторная — для оценки способностей учащихся применять полученные знания на практике, в ходе эксперимента.
Другой критерий заключается в ограниченном влиянии результатов практической работы на итоговую оценку студента. В свою очередь, типичная лабораторная работа, как мы отметили выше, может быть важнейшим фактором успешной сдачи учащимся экзамена.
Типичные лабораторные работы характерны главным образом для естественно-научных дисциплин — физики, химии, биологии. Практические — проводятся в рамках обучения по разным научным направлениям, включая гуманитарные.
Различия между работами, о которых идет речь, прослеживаются также на уровне методов проверки знаний учащихся. В случае с практическими работами это устный или письменный опрос, тестирование. При лабораторных мероприятиях инструментом проверки знаний студента может быть процедура защиты результатов исследования.
Стоит отметить, что лабораторная и практическая работы имеют ряд общих признаков. Таких как, например:
Определив, в чем разница между практической и лабораторной работой, зафиксируем выводы в таблице.
Методика преподавания биологии. Лабораторные и практические работы. Часть 2.
В методике обучения биологии по определенным признакам различают несколько видов лабораторных работ. По дидактической дели они бывают исследовательскими и иллюстративными, по организационным формам обучения — индивидуальными, групповыми (парными) и фронтальными, по характеру познавательной деятельности — проблемными и непроблемными. Исследовательские работы отличаются тем, что позволяют организовать логику научного исследования, но вместе с тем не открывают объективно новых для человечества знаний. Учащиеся во время таких работ наблюдают, анализируют факты, выдвигают гипотезы, проверяют их и формулируют выводы. По сути исследовательские лабораторные работы являются проблемными и могут выполняться группами и (или) классом. С их помощью учитель побуждает учащихся к самостоятельной учебной деятельности, развивает у них логику мышления и стимулирует познавательный интерес. Иллюстративные лабораторные работы служат для конкретизации, подтверждения, уяснения и повторения некоторых биологических законов и закономерностей, полученных учащимися от учителя или из учебника. Например, работы по изучению модификационной изменчивости с построением вариационных рядов и кривых изменчивости на примере длины листьев и роста относятся к исследовательским, а работы по выяснению особенностей внешнего и внутреннего строения органов растений и животных, строения эукариотических и прокариотических клеток, морфологии хромосом — к иллюстративным.
Для организации лабораторной работы важное значение имеет инструктирование учащихся. Оно проводится с целью их ориентации к эффективному выполнению этапов и заданий познания биологического объекта. Лучше организовать письменное инструктирование в форме заданий-инструкций. В них формулируются задачи и тема, приводится перечень оборудования, описывается весь ход работы и указываются меры предосторожности, даются рекомендации по обработке и оформлению результатов работы.
Для проведения лабораторной работы необходима качественная ее подготовка. Она заключается в следующем: I) включение темы работы в тематический план и отражение ее содержания в поурочном плане; 2) подбор раздаточного материала и оборудования для проведения работы; 3) формулирование учебных заданий по содержанию работы; 4) определение последовательности и времени выполнения работы по каждому ее пункту.
На основе работ видных методистов биологии Е. Т. Бровкиной, Е. П. Бруновт, Т. А. Козловой, Р. Д. Маша, В. Ф. Шалаева можно сформулировать основные положения методики организации и проведения лабораторных работ.
1. Подготовка учащихся к выполнению работы — повторение соответствующего материала, вводное слово учителя, общий инструктаж учащихся.
2. Пояснение учителем последовательности выполнения операций на основе инструктивной карты, которая должна быть у каждого учащегося или вывешена на доске.
3. Выполнение учащимися действий в зависимости от вида лабораторной работы. При необходимости показ учителем образцов выполнения действий и способов самостоятельной работы.
4. Пояснение учителем видов записей и рисунков, которые требуется выполнять по ходу работы и (или) в ее конце.
5. Определение форм организации познавательной деятельности учащихся — индивидуальной, групповой (парной), фронтальной.
6. Проведение итоговой беседы по содержанию работы и оценивание результата работы.
Эссе учителя биологии » Место лабораторных и практических работ на уроках биологии в средней школе»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ак-Довурака
Эссе учителя биологии
«Место лабораторных и практических работ на уроках биологии»
Подготовил: Учитель биологии высшей категории
МБОУ СОШ №4 г. Ак-Довурака
Сарыглар Александр Айыжыович
За 25 лет работы в школе у меня накопился некоторый опыт, оформилась моя профессиональная философия: как я строю свою работу, с чего начинаю, к чему стремлюсь. Если коротко, то азы таковы:
— С первых дней стараюсь создать комфортную для детей атмосферу конструктивного сотрудничества, с учетом тончайших нюансов человеческих отношений. Мне интересен каждый ребенок, независимо от его оценки по предмету. Как – то в кружке занимались дети низкого уровня обученности. Они трепетно относились к своей работе на участке. Именно эта совместная работа, общие проекты стали стимулом к посещению уроков биологии.
— Пытаюсь построить партнерский тип взаимоотношений между учителем и учениками в учебном процессе.
— Создаю на уроках творческие ситуации для развития положительной мотивации к учению, активности на занятиях, умения самостоятельно добывать знания.
— Предпочитаю урокам чистой теории, лекциям, практические и лабораторные работы. Здесь я доверяю мудрецам Востока, советующим: «Покажи мне – и я увижу, расскажи мне – и я услышу, вовлеки меня – и я научусь». Действую по принципу: «Делай как я, делай со мной, делай лучше меня». И, думаю, принцип работает.
На уроках биологии лабораторные (практические) работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности учащихся. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. В современной школе роль их становиться более многозначительной. Выполнение многих практических работ стало намного проще и интереснее благодаря использованию ИКТ на уроках.
Преподавание биологической науки как собрания несомненных фактов, догматических утверждений оказывает позитивное влияние на формирование личности ученика. Биология действительно содержит множество фактической информации об окружающем мире и о нас, но нельзя забывать, что она включает и совокупность методов, позволяющих отыскивать факты и развивать теории, т.е. осуществлять процесс накопления знаний с последующим их изменением. Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ходе лабораторных и практических работ. В основу организованной учителем лабораторно-практической деятельности учащихся положена схема научного познания, которая выглядит следующим образом. Приобретение ЗНАНИЙ начинается с анализа ФАКТОВ, которые закономерно повторяются (ФАКТЫ – события, результаты, обнаруженные в процессе наблюдений, которые могут быть зафиксированы и подтверждены многократно). ФАКТЫ, собранные по одной проблеме, называются ДАННЫМИ. Сбор данных, их качественная и количественная оценка позволяют формулировать ГИПОТЕЗЫ, которые обязаны объяснять известные факты. Как правило, предлагается несколько гипотез. Все они подвергаются проверке, и если гипотеза выдерживает все испытания на истинность, то такая гипотеза становится ТЕОРИЕЙ. Лабораторно-практическая деятельность учащихся должна быть спланирована таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения ЗНАНИЙ, т.е. от ФАКТОВ, полученных в ходе проведения опыта, наблюдений, экспериментов, через обсуждение ГИПОТЕЗ к ЗНАНИЯМ. В ходе изучения биологии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где школьники могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний.
Важное значение для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений. Наличие в содержании инструкции проблемных вопросов позволяет активизировать познавательный интерес учащихся к исследовательской деятельности. Правильная организация и проведение лабораторных работ по биологии позволяет добиться эффективного усвоения учащимися материала непосредственно на уроке, ознакомить школьников с методами познания природных объектов и явлений. Создание на уроках проблемных ситуаций, вызывающих умственное напряжение и стимулирующих познавательный интерес учащихся, важное средство развития мотивов интеллектуальной деятельности. Так, например, активную мыслительную деятельность учащихся вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия. Причем чем меньше они выражены, тем интереснее для ребят их находить. При осуществлении руководства познавательной деятельностью учащихся необходимо организовать работу на уроке таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно смогли оценить правильность выполненного задания и насколько предположения, выдвинутые в начале работы, подтверждаются результатами эксперимента. Право учителя определить место лабораторно-практических занятий в логической структуре урока, но, как показывает практика, в настоящее время учителя биологии иногда отдают предпочтение работе с учебником и мало времени уделяют самостоятельной работе с натуральными объектами. Это связано с нехваткой учебного оборудования, неумением учителя проводить лабораторные работы, а между тем анализ практической части новых программ показывает, что большое значение уделяется самостоятельным лабораторно-практическим работам. Демонстрационные опыты, проводимые учителем, должны быть хорошо видны со всех рядов класса. Правильное применение демонстраций на уроке – это, прежде всего, организация коллективного, целенаправленного наблюдения под руководством учителя, что особенно важно при первичном ознакомлении учащихся с объектом наблюдения. В том случае, когда демонстрация предшествует аналогичной самостоятельной работе учащихся, действия учителя служат примером правильного обращения с учебным оборудованием, наглядным инструктажем: например, учитель демонстрирует правила работы с микроскопом, приготовление микропрепарата, закладку опыта. Определенные сложности возникают при организации групповой работы, когда из-за нехватки материала разным группам приходится выполнять разные задания. В этом случае нецелесообразно инструктировать группы по очереди. Например, при изучении тканей учитель вначале рассказывает, как надо рассматривать эпителиальную, соединительную, мышечную ткани, и только потом объявляет, какая группа с какой тканью будет работать, и раздает соответствующие препараты, а также инструктивные карты. На работу с каждым препаратом следует отводить определенное время и следить, чтобы учащиеся успевали их рассмотреть. Обмен препаратами производится по команде учителя. Индивидуальную работу лучше организовать по инструктивным карточкам, которые должны не только содержать инструкцию по проведению работы, но и проверочные вопросы, на которые ученик отвечает в ходе опыта или после него. Эффективность самостоятельной работы во многом зависит от качества руководства восприятием. Необходимо не только предоставить учащимся объект для работы, но и показать, что с ним нужно делать, научить наблюдать, составить программу наблюдений. Ознакомление учащихся с объектом должно идти от целого к частному, а затем опять возвращаться к целому на основе проведенных наблюдений. Во время проведения лабораторной работы учитель постоянно наблюдает за учащимися, оказывает помощь, корректирует их деятельность, контролирует правильность выполнения отдельных операций.
Результатом моей деятельности является то, что учащиеся на основании полученных знаний могут свободно ориентироваться на уроках, провоцировать поисковую деятельность во внеурочное время, самостоятельно выполнять исследовательские, курсовые и дипломные работы в СУЗах, ВУЗах, а самое главное, активизируется познавательная деятельность учащихся, которая обеспечивает положительную мотивацию в обучении.
Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации студентов к естественнонаучному обучению
Комплект карт-инструкций для проведения практических и лабораторных работ
Просмотр содержимого документа
«Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации студентов к естественнонаучному обучению»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Калининский техникум агробизнеса»
«Практические и лабораторные работы по биологии
как средство повышения мотивации студентов
к естественнонаучному обучению»
Преподаватель химии и биологии
Данилова Таисия Викторовна
1. Теоретическое обоснование……………………………..
2. Практическое обоснование ………………………………
3. Практическая реализация
3.1. Система реализации практических и лабораторных работ при изучении биологии в группах технического и естественнонаучного профиля
3.2. Комплект карт-инструкций для проведения практических и лабораторных работ
3.2.1 Карты-инструкции к практическим работам
3.2.2 Карты-инструкции к практическим работам
3.2.3. Карты–инструкции к лабораторным работам
3.2.4. Карты–инструкции к лабораторным работам
4. Отчет о реализации
5. Список литературы
1. Теоретическое обоснование
Последнее десятилетие стало для Российского образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. Современная школа должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. Всевозможные новации и реформы в образовании иногда развивают и дополняют содержание друг друга, иногда, наоборот, противоречат друг другу. В этих условиях рядовому учителю чрезвычайно важно определить собственные ориентиры педагогической деятельности, соотнеся их с интересами общества, личности и государства.
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. Поэтому естественно, что перед учителем очень остро стоит вопрос: какого ученика должна выпускать во взрослую жизнь современная школа? У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные пути решения, проявлять инициативу. Российскому обществу сегодня требуются люди, обладающие не просто хорошими знаниями, но и широким кругозором, инициативой, умеющие принимать ответственные решения, обладающие способностью к самообразованию и саморазвитию.
Что же следует понимать под самостоятельной учебной работой? Известный дидакт Б.П.Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, выполняемая в процессе обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий». Самостоятельность учащихся при добывании знаний и их критическое осмысление составляет одно из обязательных условий, обеспечивающих превращение знаний в убеждения.
Для изучения предметов естественнонаучного цикла большое значение имеют
такие виды самостоятельной работы как практические и лабораторные работы.
1. Лабораторная работа – вид самостоятельной работы на любом этапе урока, служащий для более продуктивного усвоения материала и получения конкретных, осознанных и прочных знаний. Во время лабораторных работ совершенствуются экспериментальные умения и навыки, т. к. ученики работают в основном самостоятельно. Лабораторные опыты проводят чаще всего для знакомства со свойствами и явлениями, а
также для конкретизации теоретических понятий или положений, реже – для получения новых знаний. Последние всегда содержат определенную познавательную задачу, которую учащиеся должны решить экспериментально. Это вносит элемент исследования, активизирующий мыслительную деятельность школьников. Задача лабораторных опытов – как можно быстрее познакомить учащихся с изучаемым конкретным явлением (процессом). Применяемая при этом техника сводится к выполнению учениками 2–3 операций, что, естественно, ограничивает возможности формирования практических умений и навыков. Кроме того, они не полностью овладевают вниманием учащихся, как практические занятия, т. к. после непродолжительного по времени самостоятельного выполнения работы (опыта) ученики должны быть снова готовы к восприятию объяснения.
2. Практическая работа – вид самостоятельной работы, когда ученики выполняют исследования на определенном уроке после изучения темы или раздела курса. Она способствует закреплению полученных знаний и развитию умения применять эти знания, а также формированию и усовершенствованию экспериментальных умений и навыков. Практическая работа требует от учащихся большей самостоятельности, чем лабораторные опыты, что способствует повышению дисциплины, собранности и ответственности. Роль преподавателя на практических работах заключается в наблюдении за правильностью выполнения опытов и правил техники безопасности, за порядком на рабочем столе, в оказании индивидуально-дифференцированной помощи. Во время практической работы учащиеся записывают результаты опытов, а в конце урока делают соответствующие выводы и обобщения.
Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета. Выполнению практической работы всегда предшествует получение определенных теоретических знаний и ознакомление со способами ее выполнения. Приобретение определенных умений и навыков составляет основную цель практических работ. Выполняя практическую работу, учащиеся более ясно и глубоко постигают изучаемые явления и существующие между ними связи, более прочно закрепляют полученные знания, вырабатывают и закрепляют практические умения и навыки для использования их в жизни.
Практические и самостоятельные работы имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они вызывают мыслительную активность, дают возможность глубоко продумать изучаемое, подойти к воспринимаемым фактам и явлениям с разных сторон, отыскать главное, определить сходные черты и черты различия, сделать обобщения и выводы. При овладении знаниями практические и самостоятельные работы имеют большое значение для установления связи теории с практикой.
Практические и самостоятельные работы служат важным средством развития познавательных способностей школьников: наблюдательности, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний. Они приучают школьников самостоятельно приобретать новые знания из книг, наблюдений, в процессе практической деятельности.
Без практических и самостоятельных работ нельзя обеспечить прочных и осознанных знаний, выработать необходимые умения и навыки, в том числе и для продолжения самообразования.
2. Практическое обоснование
В рамках национального проекта образования «Наша новая школа» принципиальным отличием нового содержания биологического образования являются вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, разноуровневость, позволяющая развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность. В области биологического образования происходят смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. При сохранении общих требований к уровню образования используются альтернативные учебные программы, обеспечивается экологизация содержания всех биологических разделов и дифференцированное обучение на основе новых учебно-методических пособий. Учебная деятельность реализуется на основе «Российского стандарта общего образования».
Но, независимо от содержания учебных программ, все современные разделы биологии, изучаемые в общеобразовательной школе, должны подкрепляться материалами лабораторно-практических занятий. Сравнительный анализ новых учебных программ по биологии показывает, что все программы содержат значительное количество лабораторно-практических работ.
В авторских программах и учебно-тематических планированиях указано количество лабораторных, практических (по классам) и даны рекомендации по каждому действующему УМК. В зависимости от авторской линии, количество лабораторных, практических работ варьируется. Однако учителю необходимо ориентироваться на тот обязательный минимум лабораторных работ, который указан в примерных программах по биологии, разработанных в соответствии с государственными образовательными стандартами основного общего и полного (общего) среднего образования по биологии.
В ГАПОУ СО «КТА» по курсу «Общая биология» используется УМК под редакцией В.М. Константинова. Рабочая программа и тематическое планирование по предмету биология разрабатывается на основе Примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования
Круг практических работ по общей биологии весьма обширен и характер их разнообразен. Между тем, для формирования правильных, прочных и действенных знаний у учащихся большое значение имеют тщательность отбора опытов, безукоризненная техника их выполнения и правильное методическое использование. Для учителя очень важно при проведении практической работы пользоваться грамотно составленной инструкцией.
Цель педагогического проекта: в рамках профильного обучения создать УМК для студентов технического и естественнонаучного профиля «Практикум по общей биологии».
На основе и Примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования разработать систему обобщающих уроков с применением практических и лабораторных работ.
На основе требований Государственного стандарта образования разработать карточки-инструкции для проведения практических и лабораторных работ.
Апробировать «Практикум по общей биологии» в группах технического и естественнонаучного профиля.
3. Практическая реализация
3.1. Система реализации практических и лабораторных работ при изучении биологии в группах технического и естественнонаучного профиля.
Согласно рабочей программе и календарно-тематическому планированию к учебнику под редакцией В.М. Константинова для технического и естественнонаучного профиля профиля проводятся следующие практические и лабораторные работы:
Таблица №1. Распределение практических и лабораторных работ по темам.