Чем отличаются понятия язык и речь
В чем отличие между языком и речью, основные функции и сравнение
Для многих людей отличия языка от речи являются весьма неочевидными. Тем не менее, эти понятия отличаются по сути и выполняемым функциям. Так, язык представляет собой сложную знаковую систему, которая используется для общения. Он включает систему знаков и правил общения, которые являются едиными для всех членов общества. При этом речь считается проявлением и функционированием языка. Люди общаются, используя языковые конструкции.
Что такое речь
Согласно одному из словарных значений, речь представляет собой акт выражения и способ описания чувств и мыслей или словесного восприятия. По сути, данным термином называют характерное для человека умение обмениваться устными сообщениями при помощи синтаксических комбинаций слов.
Каждое слово, которое произносит человек, включает конкретный комплект определенных звуковых единиц. В структуру речи входят слова, синтаксис и звуковые единицы. Это понятие представляет собой устный способ связи. В структуру речи входит следующее:
Если говорить простым языком, речь представляет собой способ, который человек использует для передачи устного сообщения.
Понятие языка
Под этим термином понимают передачу чувств и мыслей с помощью системы определенных звуков, сигналов, мыслей. Для этой цели применяют письменные символы и жесты. Язык считается сложной системой, которая характерна лишь для человека. Наука, которая занимается его изучением, называется лингвистикой.
Каждый язык включает несколько правил, которые должны применять все носители:
Каждый язык может иметь два аспекта:
Иными словами, язык используется для выражения идеи, которая заключается в передаваемом сообщении.
В чем основные отличия?
К основным различиям относят следующее:
Функции языка
К главным функциям языка относят следующее:
Система знаков
Знаменитый швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, который оказал большое воздействие на развитие лингвистики в двадцатом веке, предложил собственную знаковую теорию. Согласно его учению, язык допустимо сопоставлять с другими системами знаков. Это может быть азбука для глухонемых, формы учтивости, военные сигналы и другое. При этом язык считается самой важной из описанных систем.
При этом американский семиотик Чарльз Моррис, который был последователем Чарльза Пирса, обозначал несколько разделов семиотики:
Семафорная азбука
Эта система знаков и символов была разработана еще в 1985 году адмиралом С. О. Макаровым. Она включает 29 буквенных и 3 служебных знака. При этом в состав не входят цифры или знаки препинания. Передача информации осуществляется по буквам, из которых формируются слова. Каждой букве и условному обозначению соответствует определенное положение рук с флажками. Если флажков нет, передавать обозначения можно бескозырками.
Знаки Зодиака
Знаки Зодиака представляют собой 12 секторов, на которые астрологи делят зодиакальный пояс. Каждый из них обладает своим уникальным символом и определенными метафизическими свойствами, которые имеют значение для анализа гороскопов.
Языковые знаки
Под этим термином понимают единицы языка, которые используются для обозначения предметов или явлений и их отношений. Также их применяют для обозначения отношений между составляющими языка в структуре сложных знаков. Функции языковых знаков выполняют морфема, слово, словосочетание, предложение.
Функции речи
Речь выполняет целый ряд функций, каждая из которых отличается определенными особенностями.
Коммуникативная
Эта функция значит, что речь считается важным инструментом человеческого общения, или коммуникации. Это означает, что она используется для передачи определенного сообщения от одного лица к другому с конкретной целью.
В процессе коммуникации люди передают свои мысли и чувства. Также речь считается важным средством воздействия на других людей и достижения взаимопонимания. Это позволяет понять друг друга и наладить сотрудничество в различных сферах человеческой жизни.
Экспрессивная
С помощью этой функции удается использовать речь в качестве средства выражения внутреннего состояния говорящего. При этом она применяется не только для сообщения определенной информации, но и для выражения отношения говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику или к ситуации. Речь выражает не только мысли, но и эмоции. Экспрессивная функция подразумевает эмоциональный окрас речи в рамках этикета, который принят в обществе.
Поэтическая
Эта функция считается одной из наиболее разнообразных. В этом случае речь идет о самых разных функциях – интеллектуальной, этической, религиозной и других.
Апеллятивная
Это понятие включает функцию призыва, то есть речь используется для побуждения человека к определенным действиям. Для этого применяют повелительное наклонение, побудительные предложения и другие аналогичные приемы.
Фатическая
Эта функция заключается в создании и поддержании контакта между собеседниками. Она включает приветствия и прощание или обмен репликами о погоде. Суть и форма этого вида общения напрямую зависят от пола и возраста. Также на них влияют социальный статус и отношения между собеседниками. Однако, в целом, используемые фразы являются стандартными и несут в себе минимум ценной информации. Фатическое общение способствует преодолению разобщенности и некоммуникабельности.
Метаязыковая
Это понятие также называют речевым комментарием. Под данным термином понимают функцию толкования языковых факторов. Применение речи в метаязыковой функции, как правило, имеет связь со сложностями речевого общения. Это может наблюдаться в разговоре с ребенком или иностранцем. Также трудности могут быть связаны со стилем или профессиональной терминологией.
Метаязыковая функция нашла свою реализацию в различных устных и письменных высказываниях о языке. Это касается уроков, лекций, словарей, учебной литературы.
Выводы
Язык существенно отличается целым рядом особенностей. В отличие от индивидуальной речи, он считается более универсальным. К тому же в речи человек выражает личностное начало, тогда как язык по своей сути считается социальным. Речь характеризуется подвижностью и вариативностью, тогда как язык считается более консервативным и статичным понятием. Еще одно отличие касается выполняемых функций. Речь обладает коммуникативным и когнитивным функционалом, тогда как язык выполняет роль систематизирующего и регулирующего речь механизма.
Различия между языком и речью — основные отличия, информация
Язык является сложной знаковой системой, которая применяется в общении. Это система знаков, правил общения, общая для всех членов общества.
Речь — проявление и функционирование языка, общение происходит посредством языковых конструкций. Содержит определенные правила, формулирования и восприятия. Речь для каждого носителя языка является единичной.
Всего существуют такие основные функции языка:
Всего в мире существует около 7-8 тысяч языков, часть которых можно объединить в языковую семью. Лингвистика изучает языки. Семиотика — предмет, который изучает знаковые системы.
Можно выделить такие основные свойства речи:
Различия между языком и речью
Чем же отличается речь от языка? Стоит отметить, что язык является универсальным, он имеет свои функции и свойства. Он сочетает в себе лексическую и грамматическую составляющие со строгой структурой.
Если говорить про речь, то мы уже подсознательно применяем готовые построения фраз, словоформы и значения фраз.
Речь более изменчива и подвижна. Язык в свою очередь требовательный к лингвистическим закономерностям, он бытует как сложное ненарушаемое конструктивное единство.
Речь имеет свою эмоциональную выразительность, темп, интонацию и звучность. Язык — он нейтрален, это особая «формула», которая используется в любом речевом акте.
Язык существует как особая концепция сохранения и передачи информации, а речь дает возможность её использовать.
Речь ясная, индивидуальная, ограничена временными рамками, она может быть в письменной форме. Язык не существует в письменной форме или в форме звука, он характеризуется схематичностью и не имеет своего порядка.
Чем отличаются понятия язык и речь
Язык как система знаков
Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, оказавший огромное влияние на лингвистику XX века, предложил свою знаковую теорию языка. Ниже излагаются основные положения этого учения.
Язык можно сравнить с другими системами знаков, такими, например, как азбука для глухонемых, военные сигналы, формы учтивости, символические обряды, оперение самцов, запахи и т.д. Язык только наиважнейшая из этих систем.
Американский семиотик Чарльз Моррис (1901-1979), последователь Чарльза Пирса, выделял три раздела семиотики:
Некоторые системы знаков
Семафорная азбука, принятая на флоте
Знаки Зодиака
Языковой знак
Обе эти стороны знака имеют психическую сущность, т.е. идеальны и существуют только в нашем сознании.
Акустический образ по отношению к понятию в некоторой степени материален, так как он связан с реальным звуком.
Доводом в пользу идеальности знака служит то, что мы можем говорить сами с собой не двигая ни губами, ни языком, произносить звуки про себя.
Знаковая теория предполагает 4 компонента процесса обозначения.
В нижеследующем примере участвуют следующие компоненты:
Деревья могут быть разными, нет двух абсолютно одинаковых берез, произносим слово дерево мы тоже все по-разному (разным тоном, с разным тембром, громко, шепотом и т.д.), пишем также различно (ручкой, карандашом, мелом, разным почерком, на пишущей машинке, компьютере), но двусторонний знак в нашем сознании у всех одинаков, так как он идеален.
Английские лингвисты Чарльз Огден (1889-1957), Айвор Ричардс (1893-1979) в 1923 году в книге «Значение значения» (The Meaning of Meaning) наглядно представили знаковое отношение в виде семантического треугольника (треугольника референции):
Основание треугольника изображено прерывистой линией. Это означает, что связь между словом и предметом не обязательна, условна, и она невозможна без связи с мыслью и понятием.
Функции языка
Основные функции языка следующие:
Коммуникативная функция
Язык как средство общения между людьми. Это основная функция языка.
Мыслеформирующая функция
Язык используется как средство мышления в форме слов.
Когнитивная (гносеологическая) функция
Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).
Функции речи
Наряду с функциями языка существуют и функции речи. Роман Осипович Якобсон (1896-1982), русский и американский лингвист (это о нем писал Маяковский в стихотворении о Нетте, пароходе и человеке: …«напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча…») предложил схему, где описаны факторы (компоненты) акта коммуникации, которым соответствуют отдельные речевые функции языка.
Примером акта коммуникации может служить начало романа в стихах «Евгений Онегин», если лектор его декламирует студентам: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»
Отправитель: Пушкин , Онегин, лектор.
Получатель: читатель, студенты.
Сообщение: размер стиха (четырехстопный ямб).
Контекст: сообщение о болезни.
Коммуникативная (референтивная) функция
Соответствует контексту, который понимается как предмет сообщения, иначе называемый референтом. Это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете. В тексте эту функцию подчеркивают такие, например, фразы: «как сказано выше», «внимание, микрофон включен» и различные ремарки в пьесах.
Экспрессивная (эмотивная) функция
Соответствует отправителю, т.е. отражает отношение говорящего к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя. При использовании экспрессивной функции важно не само сообщение, а отношение к нему.
Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» описывает случай, когда пятеро мастеровых содержательно поговорили, произнеся поочередно с разной интонацией одну и ту же нецензурную фразу.
Эта функция заметна в анекдоте, где отец жалуется на невежливость сына в письме: «Мол, написал: „Папа, вышли денег.“ Нет, чтобы „Папа, вышли денег“ (с просительной интонацией)».
Адресант и отправитель не всегда могут совпадать. Например, у индейского племени чинуков слова вождя перед народом повторяет специально выделенный служитель.
Поэтическая (эстетическая) функция
Подобные стихи писали К. Бальмонт , В. Хлебников
, О. Мандельштам
, Б. Пастернак
и многие другие поэты.
Эстетическая функция часто используется и в художественной прозе, а также в разговорной речи. Речь в таких случаях воспринимается как эстетический объект. Слова принимаются как что-то или прекрасное или безобразное.
Долохов в романе «Война и мир» с явным удовольствием произносит слово «наповал» об убитом не потому, что он садист, а просто ему нравится форма слова.
У Чехова в рассказе «Мужики» Ольга читала Евангелие, и многого не понимала, но святые слова трогали ее до слез, а слова «аще» и «дондеже» она произносила со сладким замиранием сердца.
Апеллятивная (директивная) функция
Соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Грамматически это часто выражается повелительным наклонением глаголов (Говори!), а также звательным падежом в архаичных текстах (человече, сыне), например в молитве на церковнославянском : «Отче наш, иже еси на небеси …Хлеб наш насущный даждь нам днесь.»
Фатическая функция (контактоустанавливающая)
В языке для этих целей имеется большое количество фраз-клише, которые используются при поздравлениях, в начале и конце письма, причем они, как правило, не несут буквальной информации.
«Дорогой сэр! Я считаю, что вы подлец и негодяй, и отныне порываю с вами полностью и окончательно.
С уважением, Ваш мистер Пампкин.»
Часто, когда мы не знаем, о чём говорить с человеком, но молчать просто неприлично, мы говорим о погоде, о каких-либо событиях, хотя нас они могут и не интересовать.
Мимо нас к реке идет односельчанин с удочкой. Мы обязательно скажем ему, хотя это очевидно: «Что, на рыбалку?»
Все эти фразы легко предсказуемы, но их стандартность и легкость использования позволяют установить контакт и преодолеть разобщенность.
В одном из её рассказов есть прекрасный образец фатической беседы двоих влюбленных, которым слова практически не нужны.
Наименее болтливы в этом отношении индейцы чинуки. Индеец мог прийти в дом к другу, посидеть там и уйти без единого слова. Уже сам факт, что он потрудился прийти, был достаточным элементом общения. Не обязательно беседовать, если нет нужды что-либо сообщать. Налицо отсутствие фатического общения.
Метаязыковая функция
Соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам код. Это язык о «языке». Метаязыковая функция предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. При этом часто прибегают к толкованиям слов и выражений («Вы понимаете, что я имею в виду?», «Что вы хотите сказать?»). Метаязыковую функцию выражают, например, вводные клише: «так сказать», «как говорят хиппи». Кавычки тоже отражают эту функцию. Эта функция реализуется в высказываниях о языке, лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д.
Речь: функции и виды
Исторически сложилось так, что речь является основной коммуникативной формой для людей посредством языка. Кроме того, речь и язык формируют диалектическое единство, которое сложилось в процессе продолжительного исторического развития. Впрочем, на вопрос о сущности связи между понятиями речь и язык психология и другие науки ответить не могут. Некоторые ученые и вовсе не разделяют данных понятий считая их синонимичными друг другу. Другие, напротив, противопоставляют их. В частности психологическая наука рассматривает речь как феномен индивидуальной природы, в отличие от «языка», который не является психологическим явлением, и изучение его выполняется лингвистами.
Сущность понятий «язык» и «речь»
В конце 19 в. Лингвист из Швейцарии Ф. де Соссюр (1857- 1913) провел четкое разделение понятий.
Язык – социальное явление, имеющее надындивидуальный, общий характер.
Речь – подразумевает использование языка, имеет текучий, неустойчивый, переменчивый характер.
Еще до исследований Соссюра лингвисты в большей степени отдавали предпочтение изучению вопросов происхождения и изменения языков. Ученый же был первым, кто обратил внимание на то, что каждый язык имеет свою внутреннюю организацию, а именно особенную структуру, которая образуется посредством входящих в нее компонентов. Компонентами языковой структуры принять считать знаки. Язык как система знаков является средством осуществления общения и мышления человека.
Языковая система имеет независимый от индивида характер, поскольку человек с рождения не по своей воле оказывается в определенной языковой среде, освоение которой становится причиной речевого развития и формирования мышления.
Психолингвистика – раздел современной науки, который изучает природу и функционирование языка и речи, основанный на применении подходов и данных психологии и лингвистики, для более глубокого понимания сути этих явлений.
Функции речи
В процессе выявления роли речи в общественной и социально-психологической жизни человека выделяют две ее функции:
Более глубокое понимание функций речи позволит разобраться в сущности ее структуры.
Коммуникативная функция
Здесь речь выступает как средство общения между людьми посредством сообщений и побуждений к действию. При сообщении субъект указывает на какой-либо предмет или же явление. В таком случае актуальным будет существование индикативной или указательной функции. Высказывание своего суждения по какому-то вопросу – это предикативная функция. Речь также может быть направлена на оказание влияния на своего собеседника, побуждение его к действию, вызывание эмоций, желаний, мыслей, чувств, переживаний.
Помимо смыслового содержания, которое передается посредством словесных значений, важная роль отводится эмоциональному отношению к произносимому. Используя сопровождающие речь элементы, такие как тон, интонацию, выразительные движения, живость, образность выражений, структуру построения предложения, отбор слов происходит выражение чувств и настроения. Таким образом, происходит эмоциональный обмен между собеседниками, то есть осуществляется выразительная функция речи.
Интеллектуальная функция
Здесь речь выступает как средство образования, выражения и развития мыслей. Как носитель системы различного типа значений, речь определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей.
Слово – основная единица речи и мышления, каждое из которых имеет собственное определенное значение.
Только в том случае, когда все субъекты коммуникации используют одинаковые словесные знаки с идентичными значениями, может осуществляться нормальное общение. Таким образом, общественная одинаковость знаков делает возможным нормальное общение и взаимопонимание между собеседниками.
Сигнификативная функция речи – организации в единую иерархическую систему обозначений имени явлений, предметов, действий и других значений.
Виды речи
Принято выделять несколько видов речи:
В свою очередь данные понятия также включают в себя некоторые элементы, которые разберем более подробно.
Устная речь
Устная речь – это тот тип речи, который произносится и воспринимается на слух, то есть является внешним.
Устная речь, в свою очередь делится на следующие компоненты:
Диалогическая речь – это разговорный тип речи, который характеризуется неполной развернутостью, ситуативностью, в ней многое не высказывается благодаря контексту понятному участникам разговора.
В ней большая роль отводится интонации, мимике, эмоциональному фону высказывания и прочим невербальным средствам общения. Диалогическая речь характерна разнообразностью развернутости, полноты и расчлененности. Если участвующие в беседе люди интуитивно понимают друг друга, они могут сокращать высказывания. Определяется это степенью представления предмета разговора, на основании сказанного ранее, происходящего в данную минуту, а также уровнем понимания между собеседниками и стремлением к достижению этого понимания. Отсутствие же внутреннего контакта между говорящими, противоположное отношение к предмету разговора способно сформировать трудности в общении, понимании сути, истинного смысла речи и может потребовать более развернутого ее построения.
Монологическая речь – это тип речи, в котором участником является один человек, а характер ее более развернут, грамматически оформлен, логически связан и систематичен.
Письменная речь
Реализация письменной речи осуществляется в формах, доступных для зрительного восприятия. Как правило, она закрепляется в виде письменного текста, который дает большую свободу при обращении с ней. Формулируя высказывания в письменной речи, происходит поиск оптимального способа оформления сообщения, доступен выбор различных вариантов, проверка и перепроверка техники построения предложения для достижения более точного выражения смысла.
Однако, существующий разрыв времени между формированием письменной речи и ее восприятием делает ее обезличенной, лишенной общего ситуативного контекста между автором и адресатом, в чем и заключается основное отличие от устной речи. В отличие от устной речи, где существование общей ситуации, объединяющей собеседников, применение выразительных средств общения и интенсивный эмоциональный обмен обеспечивает возможность понимания без тщательного продумывания содержания, письменная требует более систематизированного и логически связного изложения.
При всех различиях данных видов речи нельзя противопоставлять их друг другу, ведь обе они не представляют собой однородного, завершенного целого компонента. Разнообразность этих понятий подтверждается и различием компонентов. Так устная речь включает в себя:
Видов письменной речи также довольно много и все они разнообразны. Так можно выделить следующий ряд компонентов письменной речи:
В свете набирающего оборота технического процесса образовался новый вид речи – письменный по форме, но близкий по смыслу и характеристикам к устной речи. Данный тип используется в большей степени при общении в чатах, системах быстрого обмена сообщениями. Здесь предложения подвергаются сокращениям, используются символы, анимированные изображения для передачи эмоциональной сути, активно применяется сленг, аббревиатуры, игнорируются общепринятые правила орфографии и пунктуации.
Существенное значение имеет дифференциация речи на внешнюю и внутреннюю, где последняя осуществляется беззвучно, имеет другую функцию и строение. Внешняя речь напрямую связана с обменом информации и коммуникативным процессом, а функция внутренней речи определяется как обеспечение процесса мышления и внутренней регуляции. Наиболее явное проявление внутренней речи можно наблюдать в процессе чтения текстов, решения задач, построения мысленных планов. С ее помощью происходит упорядочивание полученной информации, самоинструктирование, анализ действий и переживаний. Структуру внутренней речи можно рассматривать как обобщенные семантические комплексы, которые состоят из фрагментов слов, фраз и с которыми группируются наглядные образы и условные знаки. В случае столкновения человека со сложностями или при возникновении внутренних затруднений внутренняя речь может перерасти во внутренний монолог, шепотную или громкую речь.