Чем отличаются понятия бюрократия и бюрократизм кратко
Что такое Бюрократия
Значение бюрократии
Бюрокрáтия — это иерархический способ управления государством, обществом или компанией.
То есть создана система государственных органов, каждый из которых выполняет свою функцию. Эта система имеет вертикальную подчинённость: нижестоящие органы подчиняются вышестоящим.
Слово образовано от французского слова bureau («бюро») и греческого κράτος («господство, власть»).
Бюрократия может существовать не только в государстве, но и в отдельно взятой организации, компании.
Если это большая организация и в ней много сотрудников с управляющими функциями, то говорят о корпоративной бюрократии или профсоюзной бюрократии (в случае с профсоюзом).
Бюрократия и бюрократизм
Бюрократия и бюрократизм — синонимы. Так называют структуру государственных органов, которые занимаются управлением.
Система построена таким образом, что вся власть сосредоточена в руках государственных служащих (чиновников).
Такая централизация власти приводит к тому, что государство в лице чиновников не справляется с объёмом работы. А это приводит к тому, что появляется бумажная волокита или бумажная бюрократия.
То есть ситуация, когда для каждого действия есть свой документ. Чтобы прийти к желаемому результату, нужно заполнить большое количество разных форм.
Поэтому у термина бюрократизм появился ещё одно, негативное значение. Так называют положение дел, когда заполнению форм уделяется большее внимание, чем решению проблем.
Бюрократ также имеет два значения:
Особенности бюрократического аппарата
Бюрократия по Веберу
Бюрократия (как способ управления) существовала ещё в древнем Египте, Римской империи, Китае.
Немецкий философ, политик и экономист Макс Вебер (1864–1920) уделял большое внимание бюрократии в своих работах.
Он находил бюрократию самым эффективным способом управления гражданского ведомства.
Основные признаки бюрократии по Веберу
Синонимы бюрократии
В значении модели управления бюрократии синонимичны: бюрократизм, чиновничество.
В негативном значении: формализм, бумажная волокита.
Бюрократия и бюрократизм
Вы будете перенаправлены на Автор24
Бюрократизм как негативное проявление бюрократии
Бюрократизм – это негативное проявление бюрократии как государственного аппарата профессиональных чиновников, которое заключается в необоснованной усложненности бюрократического аппарата, излишней формальности, бумажной волоките и пр.
Бюрократия как особое социальное явление, опосредующее деятельность назначенных чиновников за плату за счет казны государства, реализующих задачи публичного управления, широко исследовалась впервые в трудах М. Вебера. Он разрабатывал теорию позитивной бюрократии: по мнению ученого, бюрократию следует рассматривать как наиболее эффективную форму административной организации публичного управления. Бюрократия обеспечивает стабильность, надежность и строгое соответствие фактического управления установленным в законодательстве задачам.
С момента возникновения и до сегодняшнего дня бюрократия играет значительную роль в публичном управлении. При этом она эволюционировала вместе с общественным развитием.
Но здесь необходимо отметить, что практика публичного управления через аппарат чиновничества продемонстрировала и негативные черты такого социального явления как бюрократия. Та точность и строгость в реализации управленческих задач, которую отмечал М. Вебер, нередко в реальной управленческой практике трансформируется в стандартизированное, оторванное от реальных обстоятельств, шаблонное соблюдение установленных законом процедур и правил, что лишает саму систему публичного управления и осуществляемую ей деятельность гибкости и оперативности в реализации управленческих функций. Бюрократия как строго организованная сила лишена возможности самостоятельно реагировать на преобразование общественной среды, изменения социально-политического строя. Иначе говоря, бюрократический аппарат способен реализовать функции публичного управления в рамках той процедуры, которая закреплена нормативными правовыми актами и не способен к самостоятельной прогрессивной трансформации методов и инструментов решения управленческих задач.
Готовые работы на аналогичную тему
Неэффективный бюрократический аппарат нередко упрекают в излишней централизации, бумажной волоките, неоправданном следовании формальным процедурам и пр. Указанные черты не следует рассматривать как имманентно присущие бюрократии: это негативная тенденция, которая в определенных общественно политических условиях характеризует бюрократический аппарат.
Понятия бюрократии и бюрократизма
Бюрократизм представляет собой социальное явление, которое характеризуется необоснованным усложнением, излишним формализмом системы публичного управления, «канцелярщиной» и пр. и складывающиеся в связи с этим в процессе управления между структурами управления и населением негативные отношения. Бюрократия характеризует способ административной организации системы управления посредством деятельности профессиональных чиновников. Отсюда бюрократизм и бюрократию не следует рассматривать в качестве синонимичных понятий.
Бюрократия трактовалась М. Вебером в качестве наиболее предпочтительной модели организации публичного управления. Им выделялись такие принципы бюрократии, как:
На практике модель строго регламентированной реализации управленческих функций профессиональными чиновниками нередко искажалась публично-правовой организацией верховной власти в государстве. Такое социальное явление и именуется бюрократизм. Характеристиками бюрократизма следует считать:
Бюрократия в России: управиться с самоуправством
Чиновничья власть, которая должна служить народу, начинает паразитировать на нем. Ведь сама по себе бюрократия ничего не производит, а лишь помогает распределять общественные блага. Но будучи обособленной, превращаясь в закрытую самодостаточную структуру, она чрезвычайно усложняет жизнь тем, кому эту жизнь должна облегчать, ради кого она создается.
Бюрократизм и бюрократия — в чем разница?
Слово «бюрократия» вызывает негативную реакцию у большинства населения, которое периодически сталкивается с такими явлениями, как канцелярская волокита; ожидание в многочасовых очередях с целью получения необходимой формы и справки; безрезультатные попытки добиться решения какого-либо вопроса от органов власти и управления; обилие бумажной работы, заменяющей реальные необходимые действия по улучшению условий жизни общества. Однако само явление «бюрократия» не является чем-то негативным, скорее оно закономерно в обществе, где существует централизация власти.
По определению, «бюрократия» (от франц. bureau — канцелярия и греч. кратос — власть) — это система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом» (www.investments.academic.ru). Она возникает в любых странах, где все управление сосредоточивается в руках органов центральной правительственной власти.
Сейчас понятие «бюрократия» используют гораздо шире — при описании способа управления любой крупной фирмы или корпорации, в которых существует большой и разветвленный штат управляющих менеджеров. В этой связи возникли такие понятия, как «корпоративная бюрократия», «церковная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и другие.
Другое дело «бюрократизм», который является следствием неэффективной работы бюрократической системы и приводит к чрезмерному усложнению канцелярских процедур и большим затратам времени. Причины такого явления могут быть как объективными (сложность управления), так и субъективными (желание перестраховаться, скрытое вымогательство). В последнем случае чиновничья власть, которая должна служить народу, начинает паразитировать на нем. Ведь сама по себе бюрократия ничего не производит, а лишь помогает распределять общественные блага. Но будучи обособленной, превращаясь в закрытую самодостаточную структуру, она чрезвычайно усложняет жизнь тем, кому эту жизнь должна облегчать, ради кого она создается.
Бюрократизм и бюрократия. Системный анализ
Системный взгляд на проблему бюрократии и бюрократизма позволяет увидеть, что это явление полностью обусловлено существованием в обществе кожной меры. Еще в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером была сформулирована концепция рациональной бюрократии, которая стала одной из самых полезных идей в сфере общественных наук. Он предлагал скорее модель бюрократии, основные элементы которой полностью базировались (с точки зрения системно-векторной психологии) на ценностях кожной меры, которая, собственно, и организует всю систему управления в обществе, создает четкую структуру власти, природно поддерживая с помощью этой структуры уретрального вождя (харизматическую личность, способную сплачивать вокруг себя человеческую стаю).
Прежде всего, согласно Максу Веберу, работа каждого члена бюрократической системы должна базироваться на четких правилах, которые призваны сделать весь процесс управления наиболее эффективным и рациональным, защитить клиентов от произвола чиновников, то есть бюрократизма. Здесь проявляются такие ценности кожного вектора, как регламентация, эффективность, рационализация любого процесса.
Второй элемент бюрократической модели Макса Вебера — это обезличенность взаимоотношений, как между членами бюрократической структуры, так и при ее внешних взаимодействиях. Согласно этому принципу, подбор чиновников и управленцев должен осуществляться не на основании личных привязанностей и симпатий, а только исходя из профессионализма и компетентности кандидата. Кожный вектор всегда сохраняет дистанцию в отношениях, не позволяя основываться на чувствах, а только на принципе наибольшей пользы и выгоды для дела. «Бизнес, и ничего личного» — любимая поговорка кожного управленца.
Специализация и разделение труда в бюрократической системе, когда для каждого сотрудника четко определены обязанности и сфера деятельности, тоже влияние кожного вектора. Индивидуализм, разделение труда, стандартизация — принципы организации любого процесса кожной мерой.
И наконец, четкая вертикальная иерархия, свойственная любой бюрократической компании и описанная Максом Вебером, отражает природную иерархию, которая существует в животной стае и до сих пор определяет жизнь человеческого общества. Она представляет собой пирамиду, в основании которой находится большинство, управляемое меньшинством, находящимся на более высоких ступенях иерархической лестницы. Как уже говорилось, на самом верху этой пирамиды находится уретральный вождь, а более низкие по отношению к нему позиции в управлении занимают кожные командиры, лидеры среднего звена, которые и составляют основу бюрократической системы. Именно для них справедливы все описанные выше принципы.
Бюрократизм — что это? Человеческий фактор
Такова в идеале модель эффективной бюрократической системы. Но почему в действительности она не всегда оказывается столь эффективной? Усложнение общества, процессов его управления, развитие экономики приводят к еще большему усилению влияния бюрократической системы. Чем больше структура, которой требуется управлять, тем больше требуется штат управленцев и количество правил, согласно которым она работает. К тому же основным негативным фактором, делающим бюрократическую систему сложной, неповоротливой, пронизанной коррупцией, является, как всегда, человеческий. Давайте рассмотрим подробнее почему.
Ученые-социологи описывают три главные проблемы, которые возникают вследствие существования бюрократической формы управления. Это отчуждение от человека, ритуализм и инерция. Добавим к этому, конечно же, проблему коррупции, которая в умах людей уже прочно связывается с должностью государственного чиновника, хотя это не всегда так. Конечно, насколько эффективно и четко работает система управления, даже самая лучшая, зависит от людей, их векторов и степени их развитости.
Причины бюрократизма. Неразвитая кожа
Проблема отчуждения системы управления от человека — это шаблонный подход к человеку, без учета его индивидуальных потребностей, отношение к нему, как к очередному «делу». Конечно же, это следствие влияния обезличенности и стандартного подхода человека с не очень развитым кожным вектором, склонного экономить на любом своем действии. Проще взять давно проверенную инструкцию и следовать ей, чем попытаться вникнуть в суть проблемы.
Проблема коррупции, использование служебного положения в корыстных целях с целью получения взяток, вымогательство — также «кожная» проблема. Развитый кожник никогда не нарушит закон. Неразвитый, оставшийся в архетипе (на уровне развития первобытного человека), норовит стянуть все, что плохо лежит. «Теплое» местечко в системе распределения материальных благ — предел мечтаний такого архетипичного кожника, где он сможет легко обогатиться.
Поскольку в России кожная мера во все времена не могла развиваться рядом с противоположным ей по ценностям уретральным менталитетом, то проблема коррупции бюрократической власти среди чиновников стоит очень остро. Архетипичная кожа является причиной того, что в умах россиян должность чиновника, бюрократа прочно связалась с понятием «коррупционер».
Бюрократия — довольно громоздкая система, имеющая много уровней, которая, конечно же, не обойдется без исполнителей, которые бы выполняли довольно рутинную бумажную и канцелярскую работу, требующую внимательности, точности, усидчивости, скрупулезности. Для такой работы лучше всего подходят представители анального вектора. Именно они занимаются делопроизводством, документооборотом, составлением отчетов. И именно в их свойствах находятся причины таких проблем, как ритуализм и инерция бюрократической системы.
Склонные к накоплению прошлого опыта, следованию традициям, сопротивляющиеся нововведениям, они привыкают к определенной системе ведения дел, налаженной годами, и очень трудно перестраиваются на новые рельсы. Стремление любой ценой сохранить заведенный в учреждении порядок, усложненность, детализация, прохождение многочисленных инстанций и делают бюрократическую систему такой инерционной, с трудом реагирующей на быстрые перемены в обществе, особенно в нынешней стремительной кожной фазе развития человечества. Существует даже специальный термин — «бюрократический ритуализм», поглощенность правилами и установлениями в ущерб достижению цели, ради которой затевалось дело.
Напористые кожные командиры требуют от своих исполнителей быстрой реакции, мгновенной перестройки, но неповоротливые анальники в такой ситуации впадают в стресс, который выражается ступором, потерей способности мыслить. Это приводит к многочисленным ошибкам, переделкам и чувству глубокой неудовлетворенности у анальных профессионалов, которые привыкли все делать совершенно.
Бюрократизм и бюрократия в России
Несмотря на распространенное мнение, что Россия — это страна бюрократов, количество чиновников у нас гораздо ниже, чем в развитых странах Европы. По сообщению РИА «Новости», «слухи о высоком уровне бюрократизации в России сильно преувеличены» (www.ria.ru). Согласно исследованию экспертов Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», самый низкий уровень бюрократизации наблюдается, как ни странно, в Москве и Санкт-Петербурге, где на 10 тысяч населения приходится соответственно 44 и 50 гражданских и муниципальных служащих. Это при среднероссийском показателе в 67 чиновников. Не правда ли, удивительное открытие?
Сравнивая с западными странами, мы имеем на те же 10 тысяч населения в Румынии примерно 250 госслужащих, в Германии и Норвегии — около 300, в США — порядка 350, во Франции — около 400 человек, занятых в госслужбе (то есть чиновников во Франции в 6 раз больше, чем в России, относительно населения, конечно).
Кроме того, что в некоторых районах нашей страны действительно не хватает работников госслужб, у нас в стране существует и проблема неэффективной работы бюрократической системы, бюрократизма. С чем это связано? Опять же с тем, что по своей сути бюрократия — это порождение кожной меры, противоположной нашему уретральному менталитету. Мы не ограничены ментально и не любим подчиняться закону. Четкое следование правилам, которое подразумевается в бюрократической системе, нам чуждо. Вот почему бюрократия в России всегда отличалась от западной.
В 1920–1930-е годы в СССР сформировался новый тип чиновничества, отличающийся от европейский бюрократии, — номенклатура, — который тем не менее вобрал в себя все качества бюрократии российской. Во время правления обонятельного Сталина карьера чиновника зависела не от деловых качеств, а от политической лояльности чиновника, его приверженности партии. А во времена его преемников — от личных связей, что, конечно же, не способствовало качеству управления.
Русским свойственно создавать неформальные отношения, даже во власти. Базой для российского кумовства является комплементарность уретрального менталитета анальным ценностям семьи и дружбы. Вот почему, принимая на работу в аппарат власти, в России чаще всего смотрят не на профессионализм, а на наличие связей. О причинах российской коррупции мы уже говорили.
Российский бюрократизм и общество потребления
В настоящее время в России предпринимаются попытки сделать бюрократическую систему более эффективной. Для этой цели широко применяются информационные технологии, которые предполагают облегчение доступа населения к госуслугам, уменьшение бумажной волокиты.
Однако на деле, при все увеличивающейся компьютеризации процесса управления, почему-то происходит рост числа чиновников, а вал отчетности, бумажной работы только возрастает. Это особенно хорошо наблюдается в сферах образования и здравоохранения, где новые методы управления настолько уже формализовали процесс общения с клиентом, что страдает качество обслуживания. Например, на прием пациента выделяется 15 минут, в течение которых врач должен успеть внести все его данные в электронную карту, так что на осмотр времени уже не остается. Контроль каждого шага, необходимость заполнения огромного количества отчетных документов делают из специалистов бюрократов. Бюрократизм проникает в профессиональные области, качество услуг в которых очень от этого страдает.
Конечно, подобные побочные эффекты бюрократии наблюдаются и на Западе, но у нас они вызывают особое неприятие. Ментально нам ближе, когда в центре наших устремлений находится человек, его нужды и потребности. Для нас общее важнее личного, а все эти нормативные проволочки вызывают лишь раздражение.
Вот почему, когда мы берем на вооружение новейшие западные технологии управления, они у нас не работают. Тотальный контроль за качественным выполнением работ, наказание рублем не вызывают у нас желание следовать закону. На русского человека можно воздействовать, лишь пробуждая в нем ответственность за других. Только это находит отклик в его сердце и желание действовать на благо общества.
Поэтому усилия по достижению эффективного управления надо прикладывать не в сфере применения новейших западных технологий управления, а в психологической сфере, раскрывая нашему народу правду о его менталитете и огромном потенциале, заложенном в его психическом.
В поздние советские времена, когда архетипичная бюрократическая номенклатура разлагалась, народ продолжал жить жизнью общества, делая свою работу на совесть, на благо целого, без всяких западных технологий эффективного управления. Правильно выстроенная идеология, оказавшаяся созвучной нашему менталитету, помогла нам создать сильное и экономически развитое государство при слабой и неэффективной бюрократической системе. Это уроки прошлого, к которым мы могли бы обратиться сейчас.
Но гораздо важнее для нас сегодня, основываясь на новом системно-векторном понимании себя и своего места в историческом процессе, выйти из затяжного стресса следования чужому западному пути и обрести наконец точку опоры для уретрального рывка «за флажки» — в общество будущего… Вместе со всем миром.
Бюрократ, бюрократизация и бюрократизм
С бюрократией тесно связаны другие, родственные ей, понятия, а именно бюрократ, бюрократизация и бюрократизм. Дадим их краткую характеристику.
Бюрократ —
О бюрократах американцы отзываются так: это люди, которые не изготовляют, не продают, не проверяют, не испытывают, а иногда даже не видят продукта и вместо этого узнают о нем из сухих отчетов, подготовленных другими аппаратчиками. Бюрократ ставит планирование выше действия, размышление — выше дела, абстрактное — выше конкретного.
Бюрократизация — увеличение численности и усиление роли чиновников в обществе. Бюрократизация охватывала российское общество на протяжении последних 200 — 250 лет и достигла своего апогея в последние годы. С распадом Советского Союза чиновничество должно было уменьшиться. Однако в действительности имел место обратный процесс. Новый управленческий аппарат не только вырос (по разным данным, сегодня в России чиновников всех уровней почти в 1,5 раза больше, чем раньше), но и укрепился. Ориентировочная численность российских чиновников— 15 млн. человек, а всего в народном хозяйстве нашей страны занято порядка 70 млн. Таким образом, соотношение управленческого и рядового персонала составляет в России 1:4. Для сравнения, в Великобритании насчитывается более 500 тыс. чиновников, что составляет 2% от всех работающих и 1% от численности населения страны.
До 1991 г. аппарат органов власти России составлял относительно небольшую часть государственного аппарата СССР и фактически выполнял функции ретранслятора общесоюзной политики. Поэтому в 1991 г. в России насчитывалось всего 43 федеральных министерства и ведомства. Однако в 1993 г. Российская Федерация превратилась из союзной республики в самостоятельное государство, и число ведомств моментально возросло до 85. В 1996 г. их количество сократилось до 66; при этом общая численность госчиновников умножилась. По данным Госкомстата России, число работников федеральных и региональных (субъектов РФ) органов законодательной, исполнительной и судебной государственной власти в Российской Федерации составило на сентябрь 1995 г. 1 млн. 64 тыс. человек.
За период с 1991 по 1995 гг. численность работников аппарата органов государственной власти РФ (без аппарата Минобороны, МВД, налоговой полиции, таможен и т. п.) увеличивалась,по отношению к предыдущему году следующим образом: в 1992 г. — на 13,9%; в. 1993 г. — на 12,9%; в 1994 г. — на 11,2%; в 1995 г. — на 5,7%. В целом, за четыре года количественный состав государственных служащих в стране вырос в 1,5 раза. Данный рост оказался наиболее значительным в сравнении с показателями численности работающих в других отраслях. Особенно это было заметно на фоне снижения удельного веса занятых в промышленности, строительстве, науке и научном обслуживании. На начальном этапе рассматриваемого периода (до 1995 г.) аппарат федеральных органов власти увеличился кратно— с 14,9 до 37 тыс. человек.
Безудержное разбухание бюрократического аппарата было сопряжено с крупной социальной болезнью — растущим отрывом органов государственной власти и управления от реальных нужд населения.
Росту государственно-бюрократического аппарата управления в постсоветской России способствовали расширение доступа госслужащих к коммерческим операциям, возрастание доходности бюрократической должности вследствие отмены контроля государства за работой чиновничества, получившего возможность распоряжаться государственными ресурсами. Расходы на содержание управленческого аппарата постоянно росли. Если в 1992 г. они составляли 0,6% ВВП, то в 1996 г.— уже 0,8%.
Постепенно стиралась грань между работником аппарата управления и коррупционером. Согласно оценочным данным, подавляющее большинство современных чиновников — взяточники, тесно связанные с теневой экономикой, а сегодня и с мафиозными структурами. Высказывается мнение, что столь коррумпированного государственного аппарата в России не было с начала XX века.
Бюрократия как социальная группа необходима обществу, ибо, как отмечал испанский политолог Л. Санистебан, она осуществляет функции управления им, и без нее не могут существовать никакие властные структуры. Американский историк экономики И. Валлерстайн считает, что в ближайшем, а может быть и отдаленном будущем коррупция в среде российского чиновничества сохранится. Сходной точки зрения придерживался и М. Вебер, проанализировавший последствия революции 1905 г. и предрекший, что в России произойдет еще одна революция, в которой победит не пролетариат, а бюрократия.
Бюрократизм —
Исследователи выделяют три значения термина « бюрократизм »:
По мнению Е.И. Комарова, главная особенность употребления «бюрократических» понятий состоит в том, что с их помощью обозначают не только отрицательные, но и положительные организационные явления. Сравнение понятий «бюрократия», «бюрократ» и «бюрократизм» представлено в таблице 1.
Все представленные понятия включают властный момент, находящий свое отражение в правах, господствующих в данной системе управления, ее подразделениях. Сращение бюрократизма с властной структурой делает борьбу с ним весьма затруце 1 большего бюрократизма). Стремление демократов начала 1990-х гг. покончить с советским бюрократизмом привело к неимоверному разрастанию последнего: вместо 18 млн. управленцев, приходившихся на весь СССР с населением в 280 млн. человек, появилось более 20 млн. чиновников, «работавших» на 146 млн. россиян. При этом новоявленные бюрократы по своему неумению работать даже превосходили прежних.
Этот парадокс сродни выявленному П. Сорокиным парадоксу социальной революции: уничтожение социального неравенства посредством революции оборачивается через какое-то время утверждением еще большего неравенства. И во втором случае наблюдается эффект сращивания: неравенство неотделимо от стратификации, а стратифицированными являются все известные человечеству общества. Уничтожение социального неравенства приводит к разрушению основ общества.
Ядро системы ценностей бюрократизма образует карьера, с которой связаны все помыслы и ожидания служащего. Другим важным элементом ее выступает самоидентификация служащего с организацией, служение организации как средство достижения собственной выгоды.
Изучение бюрократизма предполагает анализ:
Из множества противоречий, существующих в управлении, необходимо выделить главное — противоречие между объективно общественным характером управления (ибо в этот процесс вовлечены и прямо зависят от его результатов практически все члены общества) и субъективно-замкнутым способом его осуществления (так как в итоге управление, призванное отражать волю общества, осуществляется достаточно локальной социальной группой профессионалов-управленцев). Одной из существенных черт бюрократизма является стремление монополизировать власть и управление. Достигнув монополии, чиновники стремятся организовать сложную систему служебной тайны, которая препятствует вынесению реальной оценки их действий со стороны служащих либо общественности. Идеал чиновничьего регулирования состоит в том, чтобы самим издавать нормативные акты, принуждать общество к их исполнению, не допуская над собой какого-либо контроля. Таким образом, основной социальный и политический интерес бюрократии заключается в реализации и защите монопольного отправления ею властных функций в обществе.
Некоторые социологи и политологи считают, что бюрократическое управление представляет собой труд, не производящий товара. Если такой труд не создает потребительскую стоимость в виде эффективного управленческого решения, если управление неэффективно, то оно и не целесообразно, ибо не может удовлетворить ни личных, ни общественных потребностей. Значит, это не труд, а его видимость. В этом заключается одна из важнейших характеристик бюрократизма как общественного отношения, его паразитическая сущность, Условия, предпосылки и возможность такого рода паразитирования кроются в двойственном характере данного вида труда. Полезность субъекта управления для общества определяется по результатам его конкретного труда, а вознаграждается он обществом в соответствии с различными характеристиками абстрактного труда. Эта тенденция – результат углубления процесса разделения труда, усложнения социальных структур общества. Итоги социального управления проявляются спустя какое-то время, деперсонифицируются, не поддаются прямой общественной оценке. Бюрократия стремится организовать условия для опосредованной оценки своего труда, что в свою очередь является одним из источников управленческого формализма.
Бюрократизм можно рассматривать как паразитическую форму проявления механизма перераспределения. В идеале материальные блага в обществе должны распределяться в соответствии с количеством и качеством трудового вклада личности в общественное производство. На практике же рядом с этим механизмом объективно существует социальный механизм перераспределения материальных благ — распределения, не скорректированного участием личности в процессе общественного производства. Благодаря действию такого механизма интересы бюрократии удовлетворяются прежде всего в форме принудительного перераспределения материальных благ. Здесь можно выделить два направления: во-первых, присвоение чиновником вознаграждения, авансированного обществом, и, во-вторых, создание условий, позволяющих ему присваивать результаты чужого труда путем использования особенностей управленческой деятельности.