Чем отличаются понтийские греки
Откуда пошло название «Понтийские греки»
Многие читатели нашего издания задавались вопросом происхождения терминов «Понт» и «понтийский». В еженедельнике «Мир и Омониа», размещена статья греческого историка Агафангела Гюрджиева, в которой предпринята попытка толкования этих слов.
Так, Пиндар (8 в. до Р.Х.), Исиод и последующие авторы, употребляя слово «Понт» подразумевали – именно море, то есть Эвксинский Понт. По мере развития греческой колонизации Северного Причерноморья, у термина «Понт» появляется новое значение, так древние греки начали называть Тавриду.
Но уже после Геродота и Ксенофонта (конец 5-го в. д.Р.Х.), среди древних авторов и географов название Понт окончательно закрепляется за юго-восточной частью Эвксинского Понта, которая располагалась между рекой Галис и Диоскуриадой.
Таким образом, мы наблюдаем, что название моря «Понт» со временем становится названием территории, на которой были образованны греческие колонии.
После смерти Александра Великого и распада его империи, среди прочих эллинистических государств на территории Понта образовалось Понтийское царство, известное в греческой историографии как «Βασίλειο του Πόντου» или «Ποντική Αυτοκρατορία». В период своего зенита Понтийское царство включало в себя Малую Азию, Македонию, Фракию и Тавриду. Но этот период длился недолго и закончился после окончательного поражения в войнах с Римом.
С включением территории Понта во владения Рима, на его территории со временем был образован Диоцез Понт (Διοίκηση Πόντου). В этот период Трапезунд становится главной коммерческой и военной гаванью римского флота на восточном побережье Эвксинского Понта.
Таковым он являлся вплоть до падения Византийской империи в 1204 году, после чего на территории Понта образуется Трапезундская империя, просуществовавшая вплоть до 1461. Но и после ее падения Трапезунд сохранил статус административного центра на территории Понта, ставшей в Османской империи Трапезудским вилайетом.
Таким образом, мы наблюдаем, что на территории, за которой с конца 5-го века д.р.Х. закрепилось название Понт, с конца 4-го века д.р.Х. и до начала 20-го века существовала административно-территориальная образование, основным населением которой всегда были греки.
В результате поражения в Первой мировой войне, Османская империя перешла в фазу распада, вследствие чего на территории Понта образовалось Автономная Республика Понт, просуществовавшая де факто с 1917 по 1919 год, но непризнанная де юре. Вопрос об её признании рассматривался Грецией и странами Антанты в 1917 году, но закончившаяся катастрофой греческая экспедиция в Малую Азию сняла с мировой политической повестки вопрос о создании Республики Понт, и, как следствие, стало причиной массового исхода греков христиан. Одна часть, изгнанных греков Понта направилась в Грецию, другая осела в России.
Этот краткий исторический экскурс наглядным образом показывает, что у терминов «Понт» и «Понтийский» есть два семантических значения, первое – это название моря, и второе – это территория, расположенная в Малой Азии на юго-восточной побережье Эвксинского Понта.
Соответственно отвечая на вопрос – являются ли все греки постсоветского пространства понтийцами? Ответ, однозначный – нет.
Среди греков бывшего СССР, помимо понтийских греков, есть мариупольские греки, являющиеся коренными жителями Крыма, и язык их нельзя называть мариупольским наречьем понтийского диалекта, так как греческие лингвисты выделяет его в отдельную категорию, как самостоятельный диалект.
Означает ли это то, что между нами проведена разделительная черта – конечно, нет! Нашей единой этнической общностью является то, что мы все глубоко отождествляем себя с великой историей и культурой своих предков, за что нам не раз приходилось платить самую высокую цену. Именно поэтому все мы, в первую очередь, – греки.
Центральная библиотека университета им. Аристотеля,
12 мая 2019 г., 19.00
Здравствуйте, уважаемый Иван Игнатьевич!
Меня зовут Валида Будакиду, я проживаю в Салониках, и мы с Вами лично знакомы.
Это письмо- анализ Ваших усилий по изучению Понта, в частности открытии много лет назад «Центра понтийских исследований» и призывов «достучаться до мирового сообщества на примере «пережитой нами- понтийскими греками трагедии», чтоб показать как такие «преступления на национальной и религиозной почве поворачивают вспять историю целых народов». Но они не увенчались успехом, и ( простите меня Бога ради) не увенчаются никогда по банальной и страшной причине: всеми «любимый» турецкий геноцид 1916-1921 годов ничтожен по сравнению с тем, что на самом деле произошло с нашим народом и уничтожение его продолжается сейчас с ещё большим упорством. Роль понтийцев в греческой культуре обесценена и похоронена под слоями толстых «трудов» лживых до мозга и костей (или тупых?) историков и всемирных заговоров учёных. Мы задвинуты на задворки, и скоро само понятие «понтизм» исчезнет. Наш народ станет, как любят говорить необразованные домохозяйки- «эллинцами», а меня обвинят в сепаратизме и расизме, хотя именно я делаю всё, что в моих силах и даже больше для единения греков именно НА РАВНЫХ, как это отмечаете Вы, дорогой Иван Игнатьевич, в своих выступлениях.
Но Вы говорили о другом. Вы сказали:
— Наступил момент истины – время развернуться в сторону равноправного единения греческого народа, в противном случае у страны не будет никаких перспектив.
И тем не менее, смею Вас заверить – мы- не эллины- навсегда вычеркнуты из «исторической летописи Греции» и у нас, как это не прискорбно, «нет перспектив».
А мы греки Вас любим бесконечно и желаем Вам сил, здоровья, терпения и всегда ждём встречи с Вами.
С уважением Валида Будакиду.
Телефон +3069 44 37 45 34
Открытое письмо писателя и публициста Валиды Будакиду к координатору Совета греков зарубежья (САЕ), а также Периферии стран постсоветского пространства Ивану Саввиди.
Кто такие понтийские греки
Содержание статьи
История понтийских греков
Греки жили в Малой Азии с незапамятных времен. До завоевания полуострова османами, греки были здесь одним из нескольких коренных народов. Греки создали здесь города Смирна, Синоп, Самсун, Трапезунд. Последний в средние века стал важным торговым городом и столицей Трапезундской империи.
После завоевания Трапезундского государства турками, его территория вошла в состав Блистательной Порты. Греки в Османской империи составляли национальное и религиозное меньшинство. Часть понтийцев перешла в ислам и восприняла турецкий язык.
В 1878 году греков уравняли в правах с мусульманами. В начале 20 века в среде понтийских греков начали зреть сепаратистские настроения. У населения была популярна идея создания на территории Понта своего греческого государства.
С началом Первой мировой войны турецкое правительство начало рассматривать понтийских греков в качестве неблагонадежного элемента. В 1916 году их, вместе с армянами и ассирийцами, стали выселять во внутренние регионы Османской империи. Переселение сопровождалось массовыми убийствами и грабежами. Этот процесс часто называют греческим геноцидом. Греческие повстанцы начали вооруженную борьбу за создание независимого государства.
После ухода из Понта турецких войск, власть в регионе перешла к грекам. Было сформировано правительство во главе с митрополитом Хрисанфом. После захвата области турецкими войсками в 1918 году, начался массовый исход греков. Беженцы направлялись в Закавказье (Армению и Грузию), Грецию и Россию.
Оставшихся переселили в Грецию в 1923 году в рамках Лозаннского мирного договора, содержащего статью о греко-турецком обмене населением. Свой вынужденный отъезд понтийские греки рассматривали как национальную катастрофу. На их место заселили мусульман из балканских стран.
Язык понтийских греков
В период проживания в Османской империи понтийские греки были двуязычны. Кроме греческого они использовали и турецкий язык. Отдельные группы греческого населения перешли на турецкий еще в 15-17 веках.
Понтийский греческий значительно отличается от языка материковой Греции. Жители Афин и других городов его не понимают. Многие лингвисты считают понтийский отдельным языком. Среди понтийцев широко распространено убеждение о большой древности их языка.
Историческое название понтийского языка — ромейка. После переселения в Грецию в 1923 году, понтийцам предложили забыть свой язык и отказаться от своей идентичности. Сейчас родной язык помнят лишь представители старшего поколения, кому за 80.
Чистая ромейка частично сохраняется лишь в виллаета Оф в Турции. Это потомки греков принявших ислам еще в 17 веке. На этом языке здесь говорят несколько тысяч человек. Понтийский диалект очень похож на язык «мариупольских греков», проживающих на Украине.
Понтийские греки
Понтийские греки имеют греческое происхождение и говорят на понтийском греческом диалекте, отличной форме от стандартного греческого языка, который из-за удаленности Понта претерпел лингвистическую эволюцию, отличную от остальной части греческого мира. Понтийские греки постоянно присутствовали в регионе Понта (современная северо-восточная Турция), Грузии и Восточной Анатолии по крайней мере с 700 г. до н.э. до 1923 г. [5]
Содержание
Население [ править ]
Мифология [ править ]
История [ править ]
Античность [ править ]
Средние века [ править ]
В период Османской империи ряд понтийских греков обратились в ислам и приняли турецкий язык. Это может быть сделано добровольно, например, для того, чтобы избежать уплаты более высоких налоговых ставок, налагаемых на православных христиан, или для того, чтобы получить больше права на более высокий уровень государственного управления и регулярные возможности трудоустройства в армии внутри империи (по крайней мере, в более поздний период после отмены власти) печально известного греческого и балканского христианского детского сбора или девширме’, от которого в ранний период Османской империи зависел элитный корпус янычар для своих новобранцев). Но обращение могло также произойти в ответ на давление со стороны центрального правительства и местного мусульманского ополчения (например) после любой из русско-турецких войн, в которых, как известно, сотрудничали, сражались бок о бок, а иногда и этнические греки из северных приграничных регионов Османской империи. даже возглавил вторжение русских войск, как это было в случае с управляемыми греками полуавтономными румынскими княжествами, Трапезундом и районом, который на короткое время стал частью российского Кавказа на крайнем северо-востоке.
Современный [ править ]
В то время как большинство христианских понтианцев были вынуждены уехать в Грецию, избегая соседней России, которая в десятилетие после 1917 года погрузилась в хаос революции и гражданской войны, те, кто обратились в ислам (и в соответствии с историческим прецедентом, как полагали, имели «повернутые в турки») остались в Турции и ассимилировались с мусульманским населением севера и северо-востока, где их двуязычные греко- и тюркоязычные потомки все еще можно найти.
Геноцид и обмен населением [ править ]
Турецкие путеводители, выставленные на продажу в Таксим Мейдане, содержат такой отчет о Катастрофе 1923 года : «После провозглашения республики греки, жившие в этом регионе, вернулись в свою страну […]». Свою страну? Вернулся? Они жили в Понтах почти три тысячи лет. Их понтийский диалект был непонятен афинянам двадцатого века. [22]
Страдания понтийских греков не прекратились после их насильственного и насильственного ухода из земель своих предков. Многие понтийские греческие беженцы погибли во время путешествия из Малой Азии в Грецию. Известные отчеты об этих путешествиях были включены в работу Стива Пападопулоса о понтийской культуре и истории. Иммигранты из понтийских греков в Соединенные Штаты с той эпохи говорили:
Многие дети и старики погибли во время путешествия в Грецию. Когда экипаж понял, что они мертвы, их выбросило за борт. Вскоре матери умерших детей начали делать вид, что они еще живы. Увидев, что делали с умершими, они держались за них и утешали, как если бы они были еще живы. Они сделали это, чтобы похоронить их в Греции. [ необходима цитата ]
Согласно переписи населения Греции 1928 года, всего в Греции было 240 695 беженцев из понтийских греков: 11 435 из России, 47 091 человек с Кавказа [7] и 182 169 человек из района Понта в Анатолии.
Однако в Турции, вместе с появлением криптоармян, это также привлекло больше внимания к понтийскому сообществу в Турции, по оценкам, до 345 000 [23] [20] понтийских греков ( турецкий : Pontus Rumları ), предположительно больше, поскольку этнические меньшинства в Турция пережила преследования. [24]
Сохранившаяся архитектура и поселения [ править ]
За время своего тысячелетнего пребывания на южном побережье Черного моря понтийские греки построили ряд зданий, некоторые из которых сохранились до наших дней. Многие строения лежат в руинах. Другие же пользуются активным употреблением; Одним из примеров является мечеть Накип в Трабзоне, первоначально построенная как греческая православная церковь в 900-х или 1000-х годах. [25] [26]
После того, как Мехмед Завоеватель осадил Трабзон в 1461 году, Трапезундская империя пала. [76] Многие церковные здания стали мечетями примерно в это время, в то время как другие остались в греческой православной общине.
Понтийские греки продолжали жить и строить под властью Османской империи. Например, понтийцы в Гюмюшхане основали в 1600-х годах город в долине Санта (сегодня он называется Думанлы ). Даже сегодня многие каменные школы, дома и церкви, построенные греческими православными жителями Санты, все еще стоят. [77] [78]
Однако они не были отделены от османского общества; Понтийские греки также вносили свой труд в османские строительные проекты. В 1610 году понтийцы построили стену Хаджи Абдуллы в провинции Гиресун. Стена составляет 6,5 км (4,0 мили) в длину. [79]
Поселения [ править ]
Некоторые из поселений, исторически заселенных понтийскими греками, включают (текущие официальные названия в скобках):
Греки Восточной Анатолии [ править ]
Культура [ править ]
Язык [ править ]
Образование [ править ]
О богатой культурной деятельности понтийских греков свидетельствует количество учебных заведений, церквей и монастырей в регионе. К ним относятся Phrontisterion of Trapezous, который действовал с 1682/3 по 1921 год и послужил важным стимулом для быстрого распространения греческого образования по всему региону. [99] Здание этого учреждения до сих пор остается самым впечатляющим памятником понтийской Греции в городе. [100]
Музыка [ править ]
Танец [ править ]
Спорт [ править ]
Военные традиции [ править ]
Кухня [ править ]
К фирменным блюдам понтийской кухни относятся:
Понтийские греки в массовой культуре [ править ]
Известные понтийские греки [ править ]
Древний [ править ]
Средневековый [ править ]
Современный [ править ]
Видео [ править ]
Галерея [ править ]
Богатая семья понтийских греков в Женеве
Понтийская греческая семья среднего класса
Понтийские греческие дамы и дети Трапезунты
Понтийская греческая пара в Трапезунте
Понтийские греческие студентки Трапезунты
Понтийское греческое каноэ, у берегов Трапезунты
Понтийский грек с Кавказа в составе Российской императорской армии
Понтийская греческая семья из Магараджика, бывшей русской кавказской провинции Карс.