Чем отличаются политические институты и политические организации

Институты политической системы

Политический институт — определение

Политические институты – это система учреждений, целями которой являются организация и обслуживание процесса осуществления политической власти.

Традиционно к числу основных понятий институтов причисляют государство, организации и движения, сформированные обществом, и партии. Главные назначения институтов:

Те или иные неинституционализированные группы и общности создают политические институты. Системы отличаются от предшествующих структур оплачиваемым аппаратом управления, который функционирует на постоянной основе. Руководители разных уровней, лидеры, рядовые члены и другие участники обеспечивают активность субъекта политики. Взаимодействие политических институтов с социумом направлено на удовлетворение интересов конкретного, непрерывно меняющегося группового и индивидуального социально-политического характера.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Отечественная практика демонстрирует редкое признание независимой личности, как свободного и самостоятельного субъекта политики. Длительное время в истории роль субъектов политических процессов исполняли народные массы, объединения и общности. Участвовать в политике могла отдельно взятая личность в рамках официальных структур, функции которых были строго регламентированы.

Классификация политических институтов:

«Мера политики» — это потребности, цели и ценностные ориентации каждого гражданина, которые приводят в действие и способствуют социально-политической активности социальных групп, институтов и организаций, выражающих интересы каждого человека. Для того чтобы индивид, являясь потенциальным субъектом политики, стал таковым в действительности, от него требуется освоение собственного опыта на практике, определение собственной позиции в процессе, сознательное определение отношения к политическому миру и степени своего участия в нем.

Атрибуты институтов

Свойства политических институтов обеспечивают воспроизводство устойчивых политических отношений.

С помощью атрибутов институты приобретают объективность, способность к самовоспроизведению в формате образований социума, независимость от желаний и воли конкретных индивидов. Эти свойства побуждают членов общества ориентироваться в собственном поведении на регламентированные модели, предписанные правила и нормы.

Поддержание связи субъектов с проблемами, интересами

Устойчивость отношений в политической сфере обеспечивается с помощью формирования четких норм и правил, которые регулируют типы поведения граждан в процессе их взаимодействия. Например, для института парламентаризма характерно регулирование поведение депутатов. Последние обязаны вести законотворческую деятельность, общаться с избирателями, отстаивать публично собственную позицию и выполнять другие функции, предписанные регламентом. Если в процессе выборов персональный состав парламента меняется, то базовые нормы остаются неизменными.

Политические отношения возникают через действия и процессы в обществе

Представители общества регулярно контактируют друг с другом. Действия и процессы формируют политические отношения. Институциональное взаимное действие приобретает устойчивость с помощью постоянной поддержки санкциями, которые призваны предотвращать нарушения принятых норм и правил. Они применяются в виде общественных замечаний, порицаний, принимают форму принуждения по отношению к нарушителю.

Влияние на внешние и внутренние параметры существования людей

Институционный порядок формирует параметры жизни людей. Взаимодействуя, граждане рассматривают регламентированные правила, как необходимые, значимые и естественные. Нормы институтов усваиваются во время обучения и общения. Стремление формировать поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с санкциями, является проявлением воздействия системы на общество. Принятые нормы становятся неотъемлемым атрибутом существования людей.

Признаки

Дифференциация власти и усложняющиеся политические отношения приводят к возникновению политических институтов. Они различаются на институты, которые относятся к комплексам нормативных ограничений, и организации, которые представляют собой группы людей с определенными целями и принимающими решения, разрабатывающими правила для их оптимизации. Основные признаки политических институтов:

Как и организации, институты характеризуются структурированными отношениями людей, построенными с помощью введения норм. Институты представляют собой определенные правила, на которых основаны политические процессы, а организации являются объединениями индивидов, чьи действия ограничены этими правилами.

Функции

Конкретные институты и нормы образуют систему. Формат структуры определяется деятельностью государства, формами правления, государственным устройством и политическим режимом. На функционирование институтов может оказывать влияние экономический строй общества, политическая воля правящих слоев и групп, политическая культура людей, исторические традиции государственного строительства. Эволюция политических институтов происходит за счет глубинных процессов развития общества, происходящих внутри системы или за ее пределами. Вместе с тем институты значительно влияют на жизнь общества.

Общие функции институтов:

Разновидности

В современном мире существуют разные политические институты. Каждый вид обладает рядом особенностей:

Институт парламентаризма

Институт парламентаризма формирует и контролирует отношения, которые возникают в современном обществе в процессе создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Система парламента состоит из устойчивых отношений, возникающих между людьми, которые обрели определенный статус. Функции института парламентаризма:

Нормативный контроль затрагивает вопросы компетенции парламента, порядок, согласно которому он формируется. Система определяет полномочия депутатов, характер их взаимодействия с конкретными избирателями и гражданским обществом страны в целом.

Институт государственной службы

Институт государственной службы создан для регулирования профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особой статусной группе. На примере России данный контроль осуществляется, согласно закону «Об основах государственной службы Российской Федерации». Регламент позволяет определить признаки правого статуса государственных служащих, упорядочить этапы прохождения госслужбы, определить систему поощрений и ответственности исполнителей, основания для прекращения их деятельности.

Институт главы государства

Институт президентства, или главы государства, необходим для обеспечения устойчивости при воспроизводстве общественных отношений. Лидер государства выступает от имени народа, формирующего гражданское общество. Глава системы управления играет роль высшего арбитра в спорных ситуациях, гарантирует целостность государства, незыблемость соблюдения прав граждан, дарованных им Конституцией.

Институты судопроизводства

Институты судопроизводства регламентируют отношения, которые складываются по причине необходимости урегулирования разных споров в обществе. Суд не предназначен для создания нормативных актов, распоряжений и управления в отличие от других институтов. Принять судебное решение возможно в условиях власти, которая обеспечивает обязательное подчинение конкретных граждан принятому решению.

Структура

Политические институты представлены многофункциональной структурой, которая состоит из следующих компонентов:

Каждый компонент системы обладает собственной индивидуальной структурой, формами внутренней и внешней организации, способами выражения. К основным подсистемам относятся:

Каждый компонент структуры обладает рядом особенностей. Составляющие политического института характеризуются определенной целью и ролью. Им отведено конкретное место в рамках единой политической системы.

Источник

Чем отличаются политические институты и политические организации

Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите политический режим, в рамках которого ни при каких условиях невозможно развитие институтов гражданского общества. Назовите три любые функции гражданского общества, не упомянутые в тексте.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.

Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.

Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.

Источник

Политические партии, движения

Термин «политическая партия» имеет несколько трактовок. Под ним в современной политологии понимается:

Чем отличаются политические институты и политические организации. Смотреть фото Чем отличаются политические институты и политические организации. Смотреть картинку Чем отличаются политические институты и политические организации. Картинка про Чем отличаются политические институты и политические организации. Фото Чем отличаются политические институты и политические организации

Типологии партий в политической системе

Политические партии делятся по таким параметрам:

Чем отличаются политические институты и политические организации. Смотреть фото Чем отличаются политические институты и политические организации. Смотреть картинку Чем отличаются политические институты и политические организации. Картинка про Чем отличаются политические институты и политические организации. Фото Чем отличаются политические институты и политические организации

Граждане стран, в которых пропагандируются демократические ценности, раз в определенный период времени призываются к участию в выборах и посещению участков с избирательными урнами. Каждый человек должен отдать собственный голос в пользу той партии, которой он симпатизирует. В идеале партия выражает интересы лица. Консервативным политическим движениям отдают предпочтение люди, для которых близкой является идеология по сохранению действующего общественного порядка, правовых и моральных отношений, воплощенных в браке, религии, нации, собственности, семье. Граждане, поддерживающие либеральные партии, считают, что политической свободы не бывает там, где власти в полной мере контролируют экономическую ситуацию, не давая возможности проявиться частной инициативе.

Особенности организационного строения

Кадровые партии объединяются вокруг имеющейся группы лидеров. Основная ориентация – участие в политической жизни профессиональных парламентариев, политиков. Как правило, такие партии считаются элитарными и являются немногочисленными. Они финансируются из частных источников. Деятельность осуществляется только в момент выборов и подготовки к ним.

В массовые партии входит большое количество граждан. Финансирование таких объединений выполняется по средствам взносов членов. Централизованные организации подразумевают уставное членство. К преимуществам массовых партий относится дисциплинированность, организованность работы. Главная задача – проведение широкой пропагандисткой политики на местах с целью увеличения количества членов (объема взносов от участников). Если кадровые объединения стараются мобилизировать элиты, то массовые привлекают представителей широких слоев населения.

Чем партии отличаются от политических институтов?

Функции партии

Делятся на несколько видов. Внутренние заключаются в:

К внешним функциям относится:

Чем отличаются политические институты и политические организации. Смотреть фото Чем отличаются политические институты и политические организации. Смотреть картинку Чем отличаются политические институты и политические организации. Картинка про Чем отличаются политические институты и политические организации. Фото Чем отличаются политические институты и политические организации

Политические движения общественно-политической и социально-политической направленности бывают исключительно добровольными. Они образуются по причине сознательного, свободного стремления граждан создавать партии на основе общности интересов. Такие группы проявляют стремление не к достижению возможности властвования, а только лишь к влиянию на власть. Течения:

Под партийной системой понимается совокупность партий, которые принимают участие в создании исполнительных, законодательных властных структур. Основные виды следующие: многопартийные, двух- и однопартийные.

Источник

Политическая система общества

Чем отличаются политические институты и политические организации. Смотреть фото Чем отличаются политические институты и политические организации. Смотреть картинку Чем отличаются политические институты и политические организации. Картинка про Чем отличаются политические институты и политические организации. Фото Чем отличаются политические институты и политические организации

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое политическая система

Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.

Разберемся, как именно политическая система взаимодействует со средой — обществом. В модели, которую предложил политолог Дэвид Истон, есть два типа связи между ними — вход и выход. Вход — это общественные требования, поддержка и реакции граждан на политическую систему. Выход — конкретные решения этой системы, которые влияют на жизнь общества.

Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону

Общество влияет на политическую систему, вход

Политическая система влияет на общество, выход

Импульсы, на которые реагирует политическая система

Действия и решения системы, которые управляют обществом

Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии

На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты

По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.

Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.

Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.

Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.

Для чего нужна политическая система

Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:

определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;

следить, чтобы общество выполняло эти задачи;

распределять моральные и духовные ценности;

следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;

воспитывать политическое сознание народа;

следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;

контролировать соблюдение законов и политических норм.

Из чего состоит политическая система РФ

В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Политические подсистемы РФ

Представляет различные политические интересы;

Следит за социальным управлением;

Создает социальные нормы;

Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.

В нее входят: государство, политические партии, общественно-политические организации.

Регулирует политический процесс;

Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали

Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества

Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.

Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:

Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.

Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.

Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.

Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.

Место государства в политической системе

Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:

выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;

может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;

определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;

контролирует деятельность других политических организаций;

обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;

объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.

Проверь себя

Задание 1

Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.

Отношения между политическими системами двух стран.

Задание 2

Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.

Задание 3

Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.

Политические партии входят в функциональную подсистему.

Политическая система связана с другими общественными системами.

Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.

Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.

Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.

Вопросы про определение политической системы и ее признаки встречаются на экзаменах, поэтому каждый, кто планирует сдавать обществознание, должен разобраться в этой теме. Если она ясна не до конца, предлагаем исправить это на курсе подготовки к ОГЭ по обществознанию. Преподаватели Skysmart помогут укрепить знания и потренироваться на пробных заданиях экзамена. С вас — желание учиться, с нас — бесплатный вводный урок.

Источник

Чем отличаются политические институты и политические организации

Подробное решение Параграф § 21 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Политическая жизнь — это хаос событий или нечто упорядоченное? Существует ли идеальный политический порядок?

Политическая жизнь – совокупность отношений, возникающих в связи с управлением обществом и государством, решением возникающих отсюда дел и проблем, влиянием друг на друга участников.

Политический порядок — это комплекс условии, обеспечивающих целесообразность функционирования и развития политической системы, предполагающий: последовательность реализации ее основных задач и ценностей; согласованность действий элементов системы управления; наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности: военных, правовых, экологических, технологических, экономических; обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств. Ясно, что полная независимость здесь не может быть достигнута, но за счет введения эффективных мер предвидения, предупреждения и защиты масштабы социальных потерь могут существенно понижаться.

Вопросы и задания к документу

Своими широчайшими перспективами и возможностями демократия как будто бы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить. А своим духом терпимости и приятия всех мнений, всех путей она открыла простор и для таких направлений, которые стремятся её ниспровергнуть. Она не могла быть иною, ибо в этом её природа, её преимущество. Но этой своей природой и этим своим преимуществом она могла удовлетворить лишь некоторых, а не всех. У людей всегда остаётся потребность продолжать любую действительность до бесконечности абсолютного идеала, и никаким устройством государства их нельзя удовлетворить. Демократия обещала быть выражением общей воли, осуществлением равенства и свободы. Но принцип общей воли оказался загадочным и проблематическим, а начало равенства и свободы — сложным и противоречивым. Поэтому осуществление демократической идеи всегда остаётся лишь приблизительным и неточным.

Вопрос 1. Какие ожидания не может удовлетворить демократия? Каким образом эта мысль отражена в тексте параграфа?

Демократия, как система управления, не является полностью выражением общей воли. Так как, демократия не является таковой в полном смысле слова, пока есть денежные отношения в обществе, пока сохраняется капитализм, так как любую «общую волю» можно изменить путем подкупа, влияния высокого статуса меньшинства. Также демократия не может обеспечить выражения всех и каждого, в том понимании, которое должно быть идеалом демократии. Также демократия не дает возможности довести ее до предела, до абсолюта, тем самым разрушая ожидания.

Вопрос 2. Как вы думаете, какие политические движения в наши дни стремятся ниспровергнуть демократию?

Либералы и коммунисты стремятся ниспровергнуть дeмокpaтию.

Вопрос 3. Почему демократия не может удовлетворить всех? Объясните.

У людей всегда остаётся потребность продолжать любую действительность до бесконечности абсолютного идеала, и никаким устройством государства их нельзя удовлетворить. Демократия обещала быть выражением общей воли, осуществлением равенства и свободы. Но принцип общей воли оказался загадочным и проблематическим, а начало равенства и свободы — сложным и противоречивым. Поэтому осуществление демократической идеи всегда остаётся лишь приблизительным и неточным.

Вопрос 4. Почему людей нельзя удовлетворить никаким устройством государства?

У человека привычка доводить все до предела, а довести все до предела нельзя никаким устройством государства. Каждому человеку не угодишь, у каждого свои мнения, идеалы, мысли, поведение в определенных ситуациях.

Вопрос 5. Какие преимущества демократии называет автор? Каковы возможности демократии?

Вопрос 6. Почему осуществление демократической идеи всегда остаётся приблизительным? Какой вывод вытекает из этого утверждения?

Буржуазная демократия не может обеспечить всех равенством в правах и настоящим всеобщим участием в управлении государством, а также вследствие капиталистического строя общества не дает выражения общей воли.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что такое политическая система? Что является её «средой»?

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

За пределами границ политической системы находится «среда». Здесь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая, социальная, сфера духовной культуры, частная жизнь человека, а также политические системы других стран и международные институты (например, ООН).

Окружающая среда политической системы включает в себя интрасоциетальную и экстрасоциетальную составляющие.

Интрасоциетальная среда в свою очередь, состоит из экологической, биологической, личностной и социальной систем.

Социальная система подразделяется на подсистемы культуры, экономики, социальной структуры, демографии и др.

Экстрасоциетальную среду составляют внешние политические системы, внешние экологические системы и внешние социальные системы. Политическая система реагирует на исходящие из этой окружающей среды импульсы.

Вопрос 2. Каковы структурные компоненты политической системы? Охарактеризуйте их.

Чем отличаются политические институты и политические организации. Смотреть фото Чем отличаются политические институты и политические организации. Смотреть картинку Чем отличаются политические институты и политические организации. Картинка про Чем отличаются политические институты и политические организации. Фото Чем отличаются политические институты и политические организации

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. В политической системе согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется четыре структурных компонента, которые называют подсистемами.

Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определённых организаций), а также в традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Коммуникативная подсистема — это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Вопрос 3. Приведите примеры воздействия общества на политическую систему и воздействия политической системы на общество.

Когда правительство издало ряд указов, направленных на повышение уровня образования в стране, это уже воздействие политической сферы на общество.

Вопрос 4. В чём заключаются функции политической системы?

Главная из этих функций — это её руководящая роль по отношению ко всем другим системам (сферам), образующим в совокупности общество.

Именно в политической системе определяются цели и задачи общественного развития, разрабатывается политический курс власти. Такова функция целеполагания, которую выполняет политическая система.

Ещё одна функция — интегративная — состоит в сохранении целостности общества, предотвращении его дезинтеграции, распада, в согласовании многообразных интересов различных социальных групп. К числу важнейших относится и регулятивная функция, которая состоит в регламентации, упорядочении всей совокупности общественных отношений, выработке норм поведения людей во всех сферах социальной жизни.

Вопрос 5. Охарактеризуйте государство как политический институт. Какие нормы регулируют деятельность государства?

Государство как политический институт выполняет внутренние и внешние функции. Внутренние — регулирование общественных отношений; защита конституционного строя; выработка и проведение общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и иных областях жизни общества; предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т. п. Внешнеполитические функции — оборона страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими странами.

Многообразная деятельность государства регулируется политическими нормами, которые воплощены в законах, обычаях, традициях, принципах. Особое место среди них занимает конституционное право — отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются:

— конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве;

— основы правового положения личности;

— государственное устройство, т. е. территориальная (национально-территориальная) организация государства;

— система, порядок формирования (включая избирательное право), принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Вопрос 6. Чем отличаются друг от друга различные формы государства? В чём состоит различие форм территориального устройства?

Существует два вида формы государственного правления: монархия и республика.

К юридическим признакам монархии относится:

1. единоличное правление

2. монарх выступает во внутренней и внешней политике как представитель всего народа

3. власть монарха носит бессрочный пожизненный характер и передаётся по наследству

4. монарх не несёт ни политической, ни юридической ответственности за свои действия и результаты правления, отвечая лишь перед Богом и историей.

К юридическим признакам республики относится другое:

1. коллективное правление

2. государственная власть срочная и сменяемая

3. принцип разделения властей

4. должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.

Вопрос 7. Что такое политический режим? Назовите типы политических систем, различные по политическим режимам.

Политический режим — это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти. На первый взгляд речь идёт об оценке лишь функциональной составляющей в структуре политической системы. На деле политический режим характеризует условия работы государственных органов, общественно-политических организаций и движений, специфику политических отношений, формы идеологии, тип политической культуры общества и т. д. Он отражает уровень политической свободы, способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью. Другими словами, политический режим заключает в себе существенные черты политической системы в целом.

Принято различать тоталитарные, авторитарные и демократические режимы.

Вопрос 8. Чем отличаются друг от друга тоталитарный и авторитарный политические режимы?

Тоталитарный режим означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека. Многие учёные-политологи согласны с тем, что к существенным чертам тоталитарного режима относятся:

— официальная государственная идеология, обязательная для всех граждан и не допускающая существования других идеологий;

— монополия на власть единственной массовой политической партии, лидер которой в общественном сознании наделяется сверхъестественными чертами, создаётся культ личности вождя;

— тотальный полицейский контроль за всем обществом;

— контроль правящей партии над средствами массовой информации, жёсткая цензура;

— централизованная экономика, система бюрократического управления ею.

Авторитарный режим характерен для политической системы, власть в которой имеет признаки диктатуры одного человека или группы лиц (олигархической группы, военной хунты и т. п.). Эта власть неподконтрольна гражданам. Она может править с помощью законов, которые принимает по своему усмотрению, главное — опора на силу. Однако, как правило, авторитарный режим не прибегает к террору. Важнейшая черта авторитарного режима — монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом. Это означает, что политическая оппозиция не допускается, однако экономика, культура, религия могут развиваться без вмешательства государства. Таким образом, сохраняется определённая свобода деятельности в различных сферах, но политика является исключительной функцией власти.

Вопрос 9. Каковы основные принципы и ценности демократической политической системы? В чём её преимущества перед иными типами политических систем? В чём состоят противоречия демократии?

Демократический режим опирается на систему принципов и ценностей институтов гражданского общества, среди которых первое место занимает принцип народовластия. Его не следует понимать так, что у всех граждан до единого существуют одинаковые интересы и стремления. Поэтому народовластие реализуется прежде всего через принцип большинства. Это означает, что существуют механизмы выявления воли большинства, главные среди них — выборы и референдумы. Граждане путём голосования принимают политически важные решения, только в первом случае об избрании депутатов в высший законодательный орган или высшего должностного лица в государстве, а во втором — о принятии или отклонении решения по наиболее значимым государственным вопросам.

Однако политический режим не является демократическим, если наряду с принципом большинства не реализуется другой принцип: право меньшинства на оппозицию. Это означает, что та часть общества, которая не поддерживает власть, может создавать свои организации, иметь свою прессу, критиковать политику властей, предлагать альтернативный вариант политического курса. Это право в демократическом государстве закреплено в законах.

В условиях демократического режима народ имеет право и возможности влиять на выработку политических решений через участие в избирательных кампаниях, обращения в государственные органы, выступления и критику властей в печати, участие в митингах, демонстрациях, пикетах, деятельность политических партий и движений.

Парламентаризм ещё одна неотъемлемая черта демократии. При этом имеется в виду парламентаризм в широком смысле этого слова, что означает государственную власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту). В узком смысле слова парламентаризм означает политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях. Но при любом демократическом режиме парламент — это высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан.

Одной из ценностей демократии является политический плюрализм — принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических организаций, средств массовой информации, партий (многопартийность), существование легальной политической оппозиции при наличии у подавляющего большинства граждан общей заинтересованности в сохранении государства, признания демократических «правил игры», отказа от использования силы при решении спорных вопросов.

Необходимым условием демократии и одной из её ценностей является гласность, т. е. открытость деятельности политических, институтов, широкое представление информации гражданам страны о деятельности всех органов власти, об их планах, намерениях, решениях, акциях.

Понятие «демократия» включает и наличие правового государства, гарантирующего широкий спектр прав и свобод граждан.

Ещё одной предпосылкой и условием стабильного развития и успешного функционирования демократического режима является преобладание в сознании большинства граждан демократических ценностей, их ориентация на демократические идеалы и принципы.

Демократическая политическая система создаёт благоприятные условия для успешного развития общества, благосостояния граждан.

Вместе с тем демократия не идеальна. Подчас политические партии и движения, которые призваны выражать интересы избирателей, узурпируют права граждан и оттесняют их от непосредственного участия в политической жизни. Нередко бюрократический государственный аппарат сопротивляется открытию власти, стремится засекретить свою деятельность.

Ахиллесова пята демократии — несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, средствами массовой информации, административными рычагами воздействия на принятие решений.

Неэффективное осуществление демократических принципов порождает разочарование в массах избирателей, недоверие к власти, нежелание участвовать в выборах и прочих демократических процедурах. Такая ситуация ослабляет демократический режим, снижает его преимущества перед другими типами политических систем.

Вопрос 10. Назовите главные изменения российской политической системы в конце XX—начале XXI в. Что препятствует развитию демократии в России?

Из курса истории вы знаете, что за годы демократических преобразований политическая система в нашей стране существенно изменилась. Важнейшей вехой на этом пути стало принятие Конституции Российской Федерации (1993), в основу которой положены демократические принципы.

Коренным образом изменилась институциональная подсистема. На смену Республике Советов с монопольной властью компартии пришла демократическая республика с избираемыми народом президентом и парламентом. Оформились политические партии и общественно-политические движения, конкурирующие между собой на всеобщих выборах.

Обновляется нормативная подсистема. Наряду с Конституцией были приняты законы о выборах, о партиях и общественных организациях и другие законы, входящие в сферу конституционного права. Конституционные нормы стали основой для регламентации общественных отношений другими отраслями права (трудового, семейного, уголовного и т. д.).

Коммуникативная подсистема обновилась, так как в условиях разделения властей на федеральном уровне, а также между федерацией и её субъектами возникли новые связи и отношения. Другими словами, иными стали многообразные отношения между всеми субъектами политики. Возросли и стали разнообразными потоки информации.

Культурно-идеологическая подсистема преобразилась в условиях отказа от единственной, обязательной для всех идеологии и вследствие этого — развития мировоззренческого и идеологического плюрализма. Постепенно в сознании людей утверждается система демократических ценностей.

Однако процесс утверждения демократических порядков происходит противоречиво. Отсутствие демократического сознания и опыта демократии у части граждан, с одной стороны, и сложности в экономическом развитии, трудное материальное положение значительной части населения, резкая социальная дифференциация, сосредоточение огромных ресурсов в руках олигархических групп — с другой, препятствуют утверждению в жизни общества демократических принципов, их эффективному функционированию. Особую опасность для государства представляет коррупция — преступная продажность должностных лиц, использующих своё служебное положение в интересах личного обогащения. Серьёзные недостатки и ошибки в проведении демократических реформ вызвали у части населения недоверие к институтам демократии, к партиям и лидерам, выступающим с демократическими лозунгами.

Эти трудности становления демократии в России могут быть преодолены при условии проведения политики, учитывающей интересы большинства населения, открытости политических институтов народу, последовательной защиты демократических ценностей от их искажения, своевременного разъяснения действий власти и её намерений.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Опираясь на курс истории, охарактеризуйте политическую систему Советского Союза, сложившуюся в 1930-х гг.

Вместе с тем, очень устойчивая система развивающегося социализма с бесплатным всеобщим средним образованием и здравоохранением, которой были присущи такие черты, как справедливость законов и добросовестность в их исполнении. Политическая система обеспечивала всеобщую занятость, высокую эффективность труда, что позволяло ежегодно снижать цены на товары для народа.

Вопрос 2. Могут ли в одной политической системе какой-либо страны одновременно существовать монархия и демократия? Свой ответ аргументируйте.

Да, может. Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии.

Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии — британский монарх, ныне — Королева Елизавета II. По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708). Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначать министров, объявлять войну), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны премьер-министром и Кабинетом. Роль Монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.

Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время — глава Консервативной партии Дэвид Кэмерон (с 11 мая 2010 г.). Носителем суверенитета является «Королева в Парламенте».

Вопрос 3. Проанализируйте ситуацию: политический деятель обращается на выборах к избирателям: «Я добьюсь значительного роста благосостояния народа. Пусть только все добросовестно занимаются своими делами, но не вмешиваются в политику».

Каково ваше отношение к такой позиции? Объясните свою точку зрения.

Мое отношение к данной позиции отрицательное, т. к. если политик просит нас не вмешиваться в его деятельность, обещая состоятельную жизнь, как я могу быть уверен, что данная состоятельная жизнь будет обеспечена честным путем, ведь если я, как гражданин своей страны, не смогу контролировать деятельность политиков, что является моим прямым демократическим правом, то и моя жизнь, может быть обеспечена силой насилия и беззакония.

Политик без контроля со стороны начинает преследовать свои цели, а если не будет конкуренции, то еще и работать значительно хуже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *