Чем отличаются политическая культура и политическое сознание
Соотношение понятий «политическая культура» и «политическое сознание»
При любой попытке осмысления политической культуры, анализа ее основных параметров и составляющих, определения места и роли в подсистеме политического неизменно встает вопрос о ее соотношении с общественным сознанием вообще и политическим в частности. Без надлежащего выяснения этого вопроса адекватный анализ политического сознания как самостоятельного феномена, играющего свою роль в обществе, представляется невозможным.
При всем обилии литературы по данной теме вопрос о политическом сознании [41, с.159] остается одним из наименее выясненных. Зачастую говорят о политическом сознании, но имеют в виду общественное сознание вообще, либо политическую идеологию, либо то или иное идейно-политическое течение. Рассуждают о политической культуре, но имеют в виду то, что традиционно рассматривается как политическое сознание. Поэтому необходимо разобраться в вопросе о том, как политическая культура соотносится с понятием «политическое сознание».
Не вдаваясь в детали данной проблемы, отметим, что политическое сознание, как правило, рассматривается как одна из множества форм общественного сознания. Содержание и смысл общественного сознания раскрываются через деятельность людей, в их отношении к окружающему миру. Такие устойчивые образования, как мотивы, оценки, потребности, интересы социальные ожидания и притязания, принадлежат социо-культурной политико-культурной сферам. Их можно трактовать и как составные элементы политического сознания.
Если согласиться с такой постановкой вопроса, то нельзя не признать, что его основу составляют установки, ориентации, ценности, стереотипы, относящиеся к политической системе, к системе власти и властных отношении, государственному управлению, политическим институтам, к таким категориям, как свобода справедливость, равенство, демократические принципы, авторитаризм, тоталитаризм, социализм, права человека и др.
Важно учесть и то, что субъективный мир политического помимо установок, ориентации, ценностей и др., относящихся к миру политики, охватывает также нормы и «правила игры», поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическую символику и знаковую систему, выражаемые не только словесно, но и иными средствами и формами.
Политико-культурный подход как раз призван учитывать подобные моменты. Для правильного понимания данной проблемы важно знать, что все названные и другие основополагающие феномены и категории адекватно можно осмыслить лишь в том случае, если рассматривать их как составляющие общей для конкретной нации или другой социально-исторической общности культуры. Сознание, в том числе и общественное в различных его проявлениях, есть одновременно и процесс, и результат познания и освоения действительности [41. с.159].
Понятия «политическая культура» и «политическое сознание» близки по своему содержанию. Однако они не тождественны. Понятие политического сознания раскрывает процессы отражения в сознании людей существующих в политике духовных образований. Политическая же культура показывает, как знания, оценки, ценностные ориентации, т.е. феномены политического сознания, реализуются и закрепляются в образцах и нормах политической деятельности. Следовательно, политическая культура определяет и обусловливает политическое сознание и поведение, никогда не сводясь к ним.
Политическая культура включает не все политическое сознание и политическое поведение, а лишь наиболее устоявшееся, типичное и характерное для политической жизни данного общества или групп, иными словами, усвоенные, массовидные, вошедшие в привычку представления, навыки, умения и образцы [188, с.148].
Подходы к сущности политического сознания
В науке в настоящее время сложились две точки зрения на сущность политического сознания. Так, сторонникибихевиористского подхода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. С этой точки зрения политическое сознание предстает как развернутое и как бы наложенное на политику мышление человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий. А, следовательно, снимается и проблема формирования политического сознания.
Второй,аксиологический, подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. Таким образом, политическое сознание понимается как тот уровень представлений, на который может подняться человек для оптимизации своего политического участия и выполнения необходимых функций в сфере власти.
В рамках такого подхода появляется возможность выделить, опираясь на те представления, которыми пользуется человек в сфере власти, две разновидности форм сознания – политическое и предполитическое, ориентирующиеся на различные принципы и критерии отражения действительности. Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с учетом целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы развития, навыки прогнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этическими суждениями, позволяют людям осознавать ограничения политических методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или правых политических движений.
В противоположность этому предполитические формы сознания, по мнению А.И. Соловьева [213, с.260], базируются на исключительно моралистских критериях оценки политических изменений, которые улавливают только внешние социальные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальности на этой основе постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство.
Политическая культура и политическое сознание
Политическая культура и политическое сознание
Политическое сознание и политическая культура составляют духовный компонент политической системы общества. Их частичное совпадение и различие является скорее концептуальным, чем предметным.
Политическая культура и политическое сознание тесно взаимосвязаны между собой и являются взаимодополняющими характеристиками политической системы общества. Через их развернутый анализ дается характеристика человеческого фактора в политике.
Политическая культура общества не может быть однородной, т.к. имеет социальную обусловленность. В целом структуру политической культуры можно представить следующим образом:
— мировоззренческие убеждения, установки, ориентации, обращенные на политическую систему, т.е. политическое мировоззрение. Это знания о политике в оценке политических явлений, что составляет основное содержание политической культуры;
— эмоционально-чувственная сторона политических позиций;
— признанные в данном обществе образцы политического поведения.
В соответствии с этими основными элементами политической культуры можно выделить и основные ее уровни:
1. базовый, т.е. теоретическое отражение, закрепление и практическую реализацию коренных политических интересов;
2. когнитивный (идеологический), т.е. совокупность политических знаний, взглядов, концепций;
3. эмоционально-психологический (ценностный), т.е. совокупность политических убеждений и ценностных ориентации;
4. поведенческо-практический, т.е. определенные формы, способы, участия в политическом процессе на основе усвоенных знаний о политике и объективных закономерностях развития общества;
5. нормативный, т.е. совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности.
Исходя из этого, можно дать общее определение политической культуры. Политическая культура — это способ осуществления политической деятельности, своеобразная форма ее организации, представляющая собой систему политических взглядов, знаний и политических чувств, политических оценок, традиций, обычаев, норм, а также основанных на них установок и стереотипов политической деятельности, моделей политической активности. Можно сказать, что политическая культура — это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения затрагивающих взаимоотношения граждан и власти.
Для развернутой характеристики политической культуры следует выделять ее различные субкультуры: политическую культуру общества, политическую культуру социальной группы и политическую культуру личности.
Политическая культура общества представляет собой синтез политических культур всех социальных групп, классов, наций и других общностей при доминирующей роли культуры господствующей социальной группы. Политическая культура общества с необходимостью включает в себя элементы политических культур, традиций, обычаи, унаследованные от прошлого. Но в то же время необходимо помнить, что в рамках существующей политической культуры общества начинают формироваться элементы политической культуры последующей общественно-экономической формаций.
Политическая культура социальной группы представляет собой совокупность политических знаний, позиций, ценностей и образцов поведения представителей данной социальной группы. Если мы говорим о политической культуре малых социальных групп, то она, как правило, отличается высокой степенью однородности. Политическая культура больших социальных групп в большинстве случаев неоднородна, но эти различия скорее горизонтального плана, зависящие от характера труда, уровня образования, условий проживания, национальных особенностей, отношения к религии, унаследованных традиций и т.д.
Политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социальной группы и общества в целом и представляет собой ее преломление через индивидуальное сознание, собственный опыт, уровень политических знаний с учетом психологических особенностей данной личности. Политическая культура личности формируется в процессе политической социализации и выражается в политическом поведении личности, уровне ее политической активности.
При анализе политической культуры нельзя не обратить внимание на ее сходство с национальным характером. Однако национальный характер – явление более глубокое, чем политическая культура и представляет собой совокупность психологических черт, обусловленных сходством условий существования представителей одной национальности, внешнего окружения и долговременного совместного исторического развития. Одному и тому же национальному характеру могут соответствовать несколько сменяющихся политических культур.
Реферат: Политическая культура и сознание
Название: Политическая культура и сознание Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат Добавлен 03:41:11 03 декабря 2009 Похожие работы Просмотров: 804 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |