Чем отличаются первоначальные и современные определения экологии как науки обусловлены эти различия
Разнообразие определений понятия «экология» и их различия
Разнообразие определений понятия «экология» и их различия
Термин впервые предложил Эрнст Геккель. И звучал он так: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования».
Такое понятие используют и в наши дни: Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду.
Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию, что в корне неверно.
Вот некоторые возможные определения науки «экология»:
Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.
Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах.
Сложности определения экологии:
1.Неопределённость границ дисциплин и взаимоотношения со смежными дисциплинами
2.Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины.
3.Деление экологии на общую экологию и частную экологию
4.Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биогеоценозов и экосистем
5.Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию
6.Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.
Современные представления о системе беспозвоночных: реальность таксонов
К настоящему времени предложены три общие системы экоморф: система Г. Гамса, система К. Фридерикса и система Ю. Г. Алеева и В. Д. Бурдак. Для суждения об общих логических, конструктивных и терминологических достоинствах этих систем наиболее интересен анализ таксонов высших рангов, поскольку именно они определяют принципиальное лицо единой системы.
Система Гамса исторически является первой научно обоснованной единой системой экоморф. Будучи нацелена на изучение закономерностей образования растительных сообществ, она охватывает в то же время все организмы. Таксоны наиболее высокого — 1-го ранга в системе Гамса называются типами. Названия всех остальных в каком-либо едином стиле; классами в разных случаях называются таксоны 2-го — 5-го рангов.
I Тип эфаптоменон — прикрепленные к субстрату организмы, живущие в однородной среде (водные, амфибийные, воздушные, более или менее погруженные в субстрат)
II Тип ризуменон — укореняющиеся организмы, т. е. живущие в разнородной среде (Органы переживания высоко над землей, Органы переживания невысоко над землей, Органы переживания на поверхности почвы, Органы переживания в земле)
III Тип планоменон — подвижные организмы. (Движение преимущественно пассивное, Движение преимущественно активное )
Как видно из приведенного описания, систему Гамса следует охарактеризовать как преимущественно топологическую (новая область теоретических исследований). Она призвана систематизировать организмы в зависимости от их распространения и имеет главным образом синэкологичеокое значение(изучающий взаимоотношения организмов различных видов внутри сообщества организмов). Изложенное приводит к выводу, что в системе Гамса понятие экоморфы по существу заменено понятием экологической группы организмов.
Система Фридерикса имеет преимущественно зоологическое содержание. По мнению Фридерикса «система жизненных форм должна непременно охватывать как животный, так и растительный мир.
Тип ризуменон — организмы укореняющиеся, прочно привязанные к месту.
Тип планоменон — организмы, способные к перемене места.
Система Фридерикса в целом последовательно топологическая. При создании своей системы он, как и Гаме, в большинстве случаев исходил не из экоморфологической характеристики организма, а из характеристики его местообитания, что проявлось в установлении таксонов трех высших рангов, и в характеристиках более мелких подразделений системы.
Единая экоморфологическая система организмов Алеева и Бурдак основана на общебиологической концепции экоморфы как организменной системы экоморфологических адаптаций (Алеев, 1980). Эта концепция исходит из признания объективной реальности феномена экоморфы и утверждает объективный характер соотношений существующих в природе экоморф.
Объектная (чем) и субъектная (как) типология питания организмов
Многие годы выделение типов питания основывалось на пищевых цепях и на систематической принадлежности поедаемых организмов, например: «растительноядные», «плотоядные», «всеядные». Позже стало принято различать категории по способам питания. Охотники, а конкретнее преследователи и засадчики имеют спец. вооружение для схватывания и обездвиживания жертвы. Это либо органы расположенные вокруг рта, например клешневидные придатки у членистоногих, руки головоногих с присосками или крючками, либо сильные челюсти, связанные с передней кишкой, как у аннелид. Некоторые засадчики привлекают жертв с помощью мимикрии. У поисковиков иногда развиваются спец. способы хищничества: пробуравливание защитных покровов (радула у моллюсков); отламывание их кусочков и выворачивание в образовавшееся отверстие своего желудка, секреция на незащищенные ткани ферментов и абсорбция продуктов наружного пищеварения; заглатывание жертвы целиком. У некоторых охотников сосущий механизм поглощения пищи. Обгрызатели и соскаблеватели. Добывание пищи требует наличия твердых грызущих или скоблящих ротовых частей типа радулярной ленты моллюсков, склеротизованных челюстей насекомых. Некоторые растительноядные животные (заднежаберные моллюски, многие клопы), обходят трудности, создаваемые структурными углеводами, высасывая содержимое отдельных клеток или внедряясь своими трубчатыми ротовыми частями в ксилему и флоэму сосудистых растений. Такие животные как: губки, лофофоровые, беспозвоночные хордовые, моллюски, кольчатые черви извлекают пищевые частицы из водной взвеси, пропуская ее через некое фильтрационное приспособление.
Биоценотические связи экоморф различных биомов
Масштабный эффект в изменении характера связи организмов с внешней средой
Филогенетические аспекты изменений экоморф отдельных систематических групп
Характеристика наборов экоморф сообществ организмов в прошлые геологические эпохи
Разнообразие определений понятия «экология» и их различия
Термин впервые предложил Эрнст Геккель. И звучал он так: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования».
Такое понятие используют и в наши дни: Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду.
Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию, что в корне неверно.
Вот некоторые возможные определения науки «экология»:
Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.
Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах.
Сложности определения экологии:
1.Неопределённость границ дисциплин и взаимоотношения со смежными дисциплинами
2.Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины.
3.Деление экологии на общую экологию и частную экологию
4.Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биогеоценозов и экосистем
5.Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию
6.Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.
Лекция №1
Раздел 1.Введение в экологию
Тема 1.1.Введение в экологию
1.Экология, общие понятия.
2.Цель и задачи экологии
3.Проблемы экологии.
4.Законы, принципы, правила экологии.
1. Экология, общие понятия.
Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология». Он писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы».
Первоначально этой наукой была биология, изучающая популяции животных и растений в среде их обитания.
Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются:
· экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;
К настоящему времени экология вышла за рамки собственно биологии и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек — природа», опираясь на исследования в системе «организм — среда».
Взаимодействие Человека с Природой имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С начала развития цивилизации Человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с природой. Сейчас человечество уже подошло к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать его собственному существованию.
Актуальность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» — к необходимости учета законов и требований экологии — во всех науках и во всей человеческой деятельности.
Экологией в настоящее время принято называть науку о «собственном доме» человека — биосфере, ее особенностях, взаимодействии и взаимосвязи с человеком, а человека — со всем человеческим обществом.
Экология является не только интегрированной дисциплиной, где оказываются связанными физические и биологические явления, она образует своеобразный мост между естественными и общественными науками. Она не относится к числу дисциплин с линейной структурой, т.е. развивается не по вертикали — от простого к сложному, — она развивается по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов из различных дисциплин.
Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи, связанные с совершенствованием взаимодействия между обществом и природой, поскольку это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная (обобщающая) наука, какой и является современная экология.
2. Цель и задачи экологии
Цели и задачи современной экологии
Одной из главных целей современной экологии как науки является изучение основных закономерностей и развитие теории рационального взаимодействия в системе «человек — общество — природа», рассматривая человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Главнейшая цель современной экологии на данном этапе развития человеческого общества — вывести Человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколении.
Для достижения этих целей экологической науке предстоит решить ряд разнообразных и сложных задач, в том числе:
· разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;
· исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты (флоры и фауны) как регулятора устойчивости биосферы;
· изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;
· оценивать состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;
· разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;
· формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.
Окружающая нас живая среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые системы поддаются моделированию, т.е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — основа изучения проблем экологии.
3. Проблемы экологии.
Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.
Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природных систем (ландшафтов) и приводящее к негативным социальным, экономическим и иным последствиям. Понятие экологической проблемы является антропоцентричным, так как негативные изменения в природе оцениваются относительно условий существования человека.
Экологические проблемы, связанные с нарушением отдельных компонентов ландшафта или их комплекса можно условно объединить в шесть групп:
· атмосферное (загрязнение атмосферы: радиологическое, химическое, механическое, тепловое);
· водные (истощение и загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение морей и океанов);
· геолого-геоморфологическое (интенсификация неблагоприятных геолого-геоморфологических процессов, нарушение рельефа и геологического строения);
· почвенные (загрязнение почв, эрозия, дефляция, вторичное засоление, заболачивание и др.);
· биотическое (сведение растительности, деградация лесов, пастбищная дигрессия, сокращение видового разнообразия и др.);
· комплексные (ландшафтные) — опустынивание, снижение биоразнообразия, нарушение режима природоохранных территорий и т. д.
По основным экологическим последствиям изменения природы выделяют следующие экологические проблемы и ситуации:
· антропоэкологические, по изменению условий жизни и здоровья населения;
· природно-ресурсные, связанные с истощением и утратой природных ресурсов, ухудшающие хозяйственную деятельность на территории;
· ландшафтно-генетические, обусловленные нарушением целостности ландшафтов, утратой генофонда, потерей уникальных природных объектов.
Возможна классификация экологических проблем и по другим критериям:
по основной причине возникновения можно выделить:
· эколого-транспортные и т. д. проблемы;
по пространственному охвату территории:
по зонально-региональному охвату:
проблемы тундры, юга России, Белоруссии, Русской равнины, Уральских гор и т. д.
4. Законы, принципы, правила экологии.
Задачей экологии, как любой другой науки, является поиск законов функционирования и развития данной области реальности. Исторически первым для экологии был закон, устанавливающий зависимость живых систем от факторов, ограничивающих их развитие (так называемых лимитирующих факторов).
В 1840 г. Ю. Либих установил, что урожай зерна часто ограничивается не теми питательными веществами, которые требуются в больших количествах, а теми, которых нужно немного, но которых мало и в почве. Сформулированный им закон гласил: «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай, определяется величина и устойчивость последнего во времени». Впоследствии к питательным веществам добавили ряд других факторов, например температуру. Действие данного закона ограничивают два принципа. Первый закон Либиха строго действует только в условиях стационарного состояния. Более точная формулировка: «при стационарном состоянии лимитирующим будет то вещество, доступные количества которого наиболее близки к необходимому минимуму». Второй принцип касается взаимодействия факторов. Высокая концентрация или доступность некоторого вещества может изменять потребление минимального питательного вещества. Следующий закон сформулирован в самой экологии и обобщает закон минимума.
Этот закон формулируется следующим образом: отсутствие или невозможность развития экосистемы определяется не только недостатком, но и избытком любого из факторов (тепло, свет, вода). Следовательно, организмы характеризуются как экологическим минимумом, так и максимумом. Слишком много хорошего тоже плохо. Диапазон между двумя величинами составляет пределы толерантности, в которых организм нормально реагирует на влияние среды. Закон толерантности предложил В. Шелфорд в 1913 г. Можно сформулировать ряд дополняющих его предложений.
Организмы могут иметь широкий диапазон толерантности в отношении одного фактора и узкий в отношении другого.
Организмы с широким диапазоном толерантности ко всем факторам обычно наиболее широко распространены.
Если условия по одному экологическому фактору не оптимальны для вида, то может сузиться диапазон толерантности к другим экологическим факторам.
В природе организмы очень часто оказываются в условиях, не соответствующих оптимальному значению того или иного фактора, определенному в лаборатории.
Период размножения обычно является критическим; в этот период многие факторы среды часто оказываются лимитирующими.
Живые организмы изменяют условия среды, чтобы ослабить лимитирующее влияние физических факторов. Виды с широким географическим распространением образуют адаптированные к местным условиям популяции, которые называются экотипами. Их оптимумы и пределы толерантности соответствуют местным условиям.
Обобщающая концепция лимитирующих факторов
Плотность населения приближается к одному человеку на 2 га суши. Пригодны же для сельского хозяйства только 24% суши. Хотя с площади всего лишь 0,12 га можно получить достаточно калорий, чтобы поддержать существование одного человека, для полноценного питания с большим количеством мяса, фруктов и зелени необходимо около 0,6 га на человека. Кроме того, требуется еще около 0,4 га для производства разного рода волокна (бумаги, древесины, хлопка) и еще 0,2 га для дорог, аэропортов, зданий и т.п. Отсюда концепция «золотого миллиарда», в соответствии с которой оптимальным количеством населения является 1 млрд человек, и стало быть, уже сейчас около 5 млрд «лишних людей». Человек впервые за свою историю столкнулся с предельными, а не локальными ограничениями. Преодоление лимитирующих факторов требует огромных затрат вещества и энергии. Для удвоения урожая необходимо десятикратное увеличение количества удобрений, ядохимикатов и мощности (животных или машин). К лимитирующим факторам относится и численность популяции.
Закон конкурентного исключения
Данный закон формулируется следующим образом: два вида, занимающие одну экологическую нишу, не могут сосуществовать в одном месте неограниченно долго.
То, какой вид побеждает, зависит от внешних условий. В сходных условиях победить может каждый. Важным для победы обстоятельством является скорость роста популяции. Неспособность вида к биотической конкуренции ведет к его оттеснению и необходимости приспособления к более трудным условиям и факторам.
Закон конкурентного исключения может работать и в человеческом обществе. Особенность его действия в настоящее время заключается втом, что цивилизации не могут разойтись. Им некуда уйти со своей территории, потому что в биосфере нет свободного места для расселения и нет избытка ресурсов, что приводит к обострению борьбы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Можно говорить об экологическом соперничестве между странами и даже экологических войнах или войнах, обусловленных экологическими причинами. В свое время Гитлер оправдывал агрессивную политику нацистской Германии борьбой за жизненное пространство. Ресурсы нефти, угля и т.п. и тогда были важны. Еще больший вес они имеют в XXI в. К тому же добавилась необходимость территорий для захоронения радиоактивных и прочих отходов. Войны — горячие и холодные — приобретают экологическую окраску. Многие события в современной истории, например распад СССР, воспринимаются по-новому, если на них посмотреть с экологических позиций. Одна цивилизация может не только завоевать другую, но использовать ее для корыстных с экологической точки зрения целей. Это и будет экологический колониализм. Так переплетаются политические, социальные и экологические проблемы.
1. Чем отличаются первоначальные и современные определения экологии как науки? Чем обусловлены эти отличия?
2. С какими небиологическими научными дисциплинами связана современная экология? Приведите пример практической связи?
3. Почему в современной экологии особенно важен системный подход? Приведите пример практической связи? (схема экосистемы)
Домашняя работа №1 по экологии.. Современная экология структура, предмет, задачи и методы исследований
Министерство Образования РФ
Государственный университет управления
Кафедра «Управления экологической безопасностью»
Дисциплина «Экология»
«Современная экология: структура, предмет, задачи и методы исследований»
Студент: Выборнов М.К.
Специальность: Менеджмент организации
Задание на домашнюю работу №1
Вопросы задания:
Объем отчета по ДР №1: до 7-8 страниц текста на листах формата А4.
Дата сдачи отчета: до 18.10.2002г.
Преподаватель: Лобов Александр Георгиевич
Введение.
К началу XXI в. наша планета оказалась в состоянии глобального экологического кризиса. Человек нарушил естественную сбалансированность биосферных процессов. Если на ранних этапах социально-экономического развития человечества потенциал природы был достаточен для компенсации антропогенного давления, то сейчас эта способность окружающей природной среды подошла к рубежу исчерпания. Действует сложный комплекс взаимосвязанных причин: природных и человеческих. Поэтому поиск путей преодоления кризиса предполагает необходимость макросистемного подхода к изучению и решению экологических проблем, с одной стороны, и формирование нового мировоззрения, относящегося к экологической безопасности человека и биосферы, с другой.
Исключительно важная роль в этом принадлежит опережающему экологическому образованию. Оно должно стать приоритетной неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области управления, экономики, техники, медицины, естественных и гуманитарных наук.
Экология в процессе своего развития как наука о жизни проходит в настоящее время очень важную стадию развития – она существует и развивается сразу в нескольких ипостасях: как мировоззренческая наука, как специальная наука и как наука, реализующаяся в междисциплинарной области знаний.
Ответы на вопросы по 1-ой главе (стр. 45-46)
Дайте первоначальные и современные определения экологии как науки. Чем обусловлены их отличия?
Из множества определений предмета экологии чаще всего употребляется следующее: экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Термин «экология» (от греч. oikos – жилище, обитатель, дом и logos – слово, учение) ввел в научный обиход выдающийся немецкий биолог Эрнест Геккель. В его «Всеобщей морфологии организмов» приводится следующее определение экологии:
Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всех взаимоотношений животного с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно его дружественные или враждебные отношения с животными и растениями, с которыми оно вступает в контакт. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.
Выражение «экономика природы», во времена Геккеля, воспринималось как образное иносказание, но сейчас приобрело конкретный смысл, важный для понимания количественных сторон экологии и ее связи с экономикой человека.
В последствии в понятие экологии вносились различные смысловые оттенки, которые расширяли или сужали предмет этой области знания. Так, ботаник Ф Клементс обозначил экологию как науку о растительных сообществах, а зоолог Ч. Элтон – как «естественную научную историю, имеющее дело с социологией и экономикой животных». По определению С.С. Шварца, экология – это «наука о законах, управляющих жизнью растений и животных в естественной среде обитания». Если вначале основными объектами экологических наблюдений и исследований были отдельные организмы как представители конкретных биологических видов, то со временем экологические понятия и закономерности стали относить к совокупностям организмов – группам, популяциям, многовидовым сообществам, наконец, к живой природе в целом. Экология приобрела статус науки об организации и жизнедеятельности надорганизменных биологических систем всех уровней. И.А. Шилов определяет ее как науку «о закономерностях формирования, развития и устойчивого функционирования биологических систем разного ранга в их взаимоотношениях с условиями среды». (стр.16-17)
Что такое экологизация знаний и чем она обусловлена? Экологизация относится только к научным дисциплинам или также и к практической деятельности?
Без учения о биосфере немыслима современная экология. Вобрав в себя проблемы окружающей среды, она не только использует достижения других разделов биологии, но и вторгается в смежные с биологией дисциплины – в науки о Земле, в физику и химию, в различные инженерные отрасли, предъявляет новые требования к информатике и вычислительной технике, находит приложения за пределами естественных наук – в экономике, политике, социологии, этике, праве. Этот процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знаний и практики получил название экологизация.
С какими небиологическими научными дисциплинами связана современная экология? Приведите пример практической связи.
Современная экология связана с математикой, кибернетикой, географией, климатологией, геологией, геохимией, геофизикой, социологией и др. науками. К примеру, экспериментальная экология дает фактический материал и обеспечивает методическим инструментарием различные разделы науки. Но возможности эксперимента в экологии ограничены. Поэтому широко применяется моделирование, в частности, математическое моделирование. (стр.28-30)
Попробуйте назвать какие-либо неэгоистические действия общества, благоприятные для окружающей природы, которые бы не являлись исправлением прежних нарушений или возмещение ранее нанесенного ущерба.
Перечислите главные общие задачи современной экологии. Как отражаются в них требования формирования новой идеологии, нового мировоззрения и новой стратегии выживания человечества?
Ответы на вопросы по 2-ой главе (стр. 84)
Как вы понимаете необходимость постоянной циклической работы для поддержания устойчивости динамической системы?
Системы, между внутренними элементами которых и элементами среды осуществляются переносы вещества, энергии и информации, носят название динамических систем. Любая живая система – от вируса до биосферы – представляет собой открытую динамическую систему. Преобладание внутренних взаимодействий в системе над внешними и лабильность системы по отношению к внешним воздействиям определяет ее способность к самосохранению, благодаря качествам выносливости и устойчивости. Устойчивость динамической системы поддерживается непрерывно выполняемой ею внешней циклической работы. Для этого необходимы проток и преобразование энергии в системе. (стр.51-52)
Какие следствия всеобщей связи явлений в природе имеют наибольшее значение для экологии?
В мире действует закон всеобщей связи вещей и явлений в природе и в обществе, преломляемый в экологии в виде принципа целостности (холизм). В живой природе тотальность связей проявляется особенно ярко, потому что при материальном единстве жизни живые системы характеризуются наиболее разнообразными, разветвленными и интенсивными превращениями вещества, энергии и информации. Они образуют сложные экологические цепи и сети взаимодействий. Множественность связей относится не только к локальным экосистемам. Глобальные потоки энергии и круговороты вещества, ветры, океанические течения, реки, переносы семян и спор, деятельность человека и влияние антропогенных факторов – все это в той или иной степени связывает пространственно удаленные природные комплексы и придает биосфере признаки единой коммуникативной системы. Густая динамичная сеть связей характерна для человеческого общества, для всех пространственно-временных характеристик общественного производства. В экономике все связано, любая оценка зависит от других экономических оценок и в свою очередь оказывает влияние на них. Природа и общество находятся в одной сети системных взаимодействий. (стр.56)
Почему большинство продуктов хозяйственной деятельности человека не включается в природный биотический кругооборот?
В отличие от человеческого производства и быта живая природа практически безотходна, – в ней нет такой вещи, как мусор. Все опавшие листья, засохшие стебли, трупы и экскременты животных становятся пищей для других организмов – насекомых, червей, грибов, бактерий, разлагаются ими до простых соединений и в таком виде рано или поздно вновь потребляются растениями. (стр.57)
Положительные обратные связи не только не способствуют регуляции, а, наоборот, генерируют дестабилизацию систем, приводя их либо к угнетению и гибели, либо к ускоряющемуся росту, за которым, как правило, также следует срыв и разрушение системы. (стр.65)
Какие главные аргументы позволяют рассматривать живую природу и человеческое общество в рамках единой динамической системы?
Мы рассматриваем живую природу и человеческое общество в рамках единой динамической системы, т.к. являются ее элементами, между которыми осуществляются переносы вещества, энергии и информации. Любая живая система – от вируса до биосферы – представляет собой открытую динамическую систему. (стр.51)
Почему поведение системы «Человек – Экономика – Биота – Среда», направленное на стабилизацию, не устраивает человеческое общество?
Способность системы ЧЭБС к авторегуляции и стабилизации основана на объективных законах природы. Она отвечает свойствам природных систем, обеспечивает их устойчивость. Но эта способность не устраивает человека, так как он не любит ограничивать себя. Он обрел небывалую для живых существ потребительскую мощь и привык «покорять природу», брать от нее все больше и больше, не считаясь с ее сопротивлением и ответными ударами. (стр.82-83)
Заключение.
Документ под названием «Экологический манифест», с которым выступил в конце жизни один из крупнейших отечественных ученых-экологов Н.Ф. Реймерс. В нем звучит горячий призыв к людям: «Безмерные возможности планеты – неумный и вредный миф. Мы живем на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной…
Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него – все. А поэтому: не вреди! … Гений человечества должен служить только людям, их процветанию. Зеленый свет всему, что сберегает ресурсы жизни. “Стоп” любому кто транжирит их». 1
Замечательный современник – известный ученый-океанограф Жак Ив Кусто обратился ко всем странам мира с воззванием «Права будущих поколений», в котором провозглашает:
«Статья 1. Будущие поколения имеют право на незагрязненную и неповрежденную Землю.
Статья 2. Каждое поколение обязано препятствовать необратимому и невосполнимому ущербу жизни на Земле, свободе и достоинству человека.
Современная экология – универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для жителей нашей планеты. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.