Чем отличаются первоначальные и современные определения экологии как науки обусловлены эти отличия
Разнообразие определений понятия «экология» и их различия
Разнообразие определений понятия «экология» и их различия
Термин впервые предложил Эрнст Геккель. И звучал он так: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования».
Такое понятие используют и в наши дни: Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду.
Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию, что в корне неверно.
Вот некоторые возможные определения науки «экология»:
Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.
Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах.
Сложности определения экологии:
1.Неопределённость границ дисциплин и взаимоотношения со смежными дисциплинами
2.Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины.
3.Деление экологии на общую экологию и частную экологию
4.Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биогеоценозов и экосистем
5.Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию
6.Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.
Современные представления о системе беспозвоночных: реальность таксонов
К настоящему времени предложены три общие системы экоморф: система Г. Гамса, система К. Фридерикса и система Ю. Г. Алеева и В. Д. Бурдак. Для суждения об общих логических, конструктивных и терминологических достоинствах этих систем наиболее интересен анализ таксонов высших рангов, поскольку именно они определяют принципиальное лицо единой системы.
Система Гамса исторически является первой научно обоснованной единой системой экоморф. Будучи нацелена на изучение закономерностей образования растительных сообществ, она охватывает в то же время все организмы. Таксоны наиболее высокого — 1-го ранга в системе Гамса называются типами. Названия всех остальных в каком-либо едином стиле; классами в разных случаях называются таксоны 2-го — 5-го рангов.
I Тип эфаптоменон — прикрепленные к субстрату организмы, живущие в однородной среде (водные, амфибийные, воздушные, более или менее погруженные в субстрат)
II Тип ризуменон — укореняющиеся организмы, т. е. живущие в разнородной среде (Органы переживания высоко над землей, Органы переживания невысоко над землей, Органы переживания на поверхности почвы, Органы переживания в земле)
III Тип планоменон — подвижные организмы. (Движение преимущественно пассивное, Движение преимущественно активное )
Как видно из приведенного описания, систему Гамса следует охарактеризовать как преимущественно топологическую (новая область теоретических исследований). Она призвана систематизировать организмы в зависимости от их распространения и имеет главным образом синэкологичеокое значение(изучающий взаимоотношения организмов различных видов внутри сообщества организмов). Изложенное приводит к выводу, что в системе Гамса понятие экоморфы по существу заменено понятием экологической группы организмов.
Система Фридерикса имеет преимущественно зоологическое содержание. По мнению Фридерикса «система жизненных форм должна непременно охватывать как животный, так и растительный мир.
Тип ризуменон — организмы укореняющиеся, прочно привязанные к месту.
Тип планоменон — организмы, способные к перемене места.
Система Фридерикса в целом последовательно топологическая. При создании своей системы он, как и Гаме, в большинстве случаев исходил не из экоморфологической характеристики организма, а из характеристики его местообитания, что проявлось в установлении таксонов трех высших рангов, и в характеристиках более мелких подразделений системы.
Единая экоморфологическая система организмов Алеева и Бурдак основана на общебиологической концепции экоморфы как организменной системы экоморфологических адаптаций (Алеев, 1980). Эта концепция исходит из признания объективной реальности феномена экоморфы и утверждает объективный характер соотношений существующих в природе экоморф.
Объектная (чем) и субъектная (как) типология питания организмов
Многие годы выделение типов питания основывалось на пищевых цепях и на систематической принадлежности поедаемых организмов, например: «растительноядные», «плотоядные», «всеядные». Позже стало принято различать категории по способам питания. Охотники, а конкретнее преследователи и засадчики имеют спец. вооружение для схватывания и обездвиживания жертвы. Это либо органы расположенные вокруг рта, например клешневидные придатки у членистоногих, руки головоногих с присосками или крючками, либо сильные челюсти, связанные с передней кишкой, как у аннелид. Некоторые засадчики привлекают жертв с помощью мимикрии. У поисковиков иногда развиваются спец. способы хищничества: пробуравливание защитных покровов (радула у моллюсков); отламывание их кусочков и выворачивание в образовавшееся отверстие своего желудка, секреция на незащищенные ткани ферментов и абсорбция продуктов наружного пищеварения; заглатывание жертвы целиком. У некоторых охотников сосущий механизм поглощения пищи. Обгрызатели и соскаблеватели. Добывание пищи требует наличия твердых грызущих или скоблящих ротовых частей типа радулярной ленты моллюсков, склеротизованных челюстей насекомых. Некоторые растительноядные животные (заднежаберные моллюски, многие клопы), обходят трудности, создаваемые структурными углеводами, высасывая содержимое отдельных клеток или внедряясь своими трубчатыми ротовыми частями в ксилему и флоэму сосудистых растений. Такие животные как: губки, лофофоровые, беспозвоночные хордовые, моллюски, кольчатые черви извлекают пищевые частицы из водной взвеси, пропуская ее через некое фильтрационное приспособление.
Биоценотические связи экоморф различных биомов
Масштабный эффект в изменении характера связи организмов с внешней средой
Филогенетические аспекты изменений экоморф отдельных систематических групп
Характеристика наборов экоморф сообществ организмов в прошлые геологические эпохи
Разнообразие определений понятия «экология» и их различия
Термин впервые предложил Эрнст Геккель. И звучал он так: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования».
Такое понятие используют и в наши дни: Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду.
Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию, что в корне неверно.
Вот некоторые возможные определения науки «экология»:
Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.
Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах.
Сложности определения экологии:
1.Неопределённость границ дисциплин и взаимоотношения со смежными дисциплинами
2.Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины.
3.Деление экологии на общую экологию и частную экологию
4.Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биогеоценозов и экосистем
5.Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию
6.Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.
Экология
Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).
Содержание
Определения
Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.
Классическое определение экологии [1] : наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию (см. ниже), что в корне неверно.
Вот некоторые возможные определения науки «экология»:
Сложности определения экологии
История науки
Уже с давних времён люди стали замечать различные закономерности во взаимодействии животных друг с другом и с окружающей средой. Однако, в те времена даже биология не была отдельной наукой, являясь частью философии.
Античность
Первые описания экологии животных можно отнести к индийским и древнегреческим трактатам:
Новое время
В Новое время, которое характеризуется подъёмом в области научного знания, экологические закономерности выявлялись учёными-энциклопедистами, зачастую весьма далекими от биологии в своих основных исследованиях.
Первая половина XIX века
Экология животных после Дарвина и Геккеля
Современная классическая экология
Полагают, что вклад в теоретические основы современной экологии внёс Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:
Второй и четвёртый законы по сути являются перефразировкой основного закона физики — сохранения вещества и энергии. Первый и третий законы — действительно основополагающие законы экологии, на которых должна строиться парадигма данной науки. Основным законом является первый, который может считаться основой экологической философии. В частности, эта философия положена в основу понятия «глубокая экология» в книге «Паутина жизни» Фритьофа Капры.
В 1910 г. на Третьем Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе были выделены три подраздела экологии:
Связи экологии с другими науками
Методология экологии
Методологический подход к экологии как к науке позволяет выделить предмет, задачи и методы исследований.
Объекты исследования экологии — в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Предмет изучения — организация и функционирование таких систем.
Главная задача прикладной экологии — разработка принципов рационального использования природных ресурсов на основе сформулированных общих закономерностей организации жизни.
Методы исследований в экологии подразделяются на полевые, экспериментальные и методы моделирования.
Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания.
Экспериментальные методы включают в себя варьирование различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях.
Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с окружающей их средой
Учёные
Следующие люди внесли существенный вклад в представление об эволюции и экологии:
Домашняя работа №1 по экологии.. Современная экология структура, предмет, задачи и методы исследований
Министерство Образования РФ
Государственный университет управления
Кафедра «Управления экологической безопасностью»
Дисциплина «Экология»
«Современная экология: структура, предмет, задачи и методы исследований»
Студент: Выборнов М.К.
Специальность: Менеджмент организации
Задание на домашнюю работу №1
Вопросы задания:
Объем отчета по ДР №1: до 7-8 страниц текста на листах формата А4.
Дата сдачи отчета: до 18.10.2002г.
Преподаватель: Лобов Александр Георгиевич
Введение.
К началу XXI в. наша планета оказалась в состоянии глобального экологического кризиса. Человек нарушил естественную сбалансированность биосферных процессов. Если на ранних этапах социально-экономического развития человечества потенциал природы был достаточен для компенсации антропогенного давления, то сейчас эта способность окружающей природной среды подошла к рубежу исчерпания. Действует сложный комплекс взаимосвязанных причин: природных и человеческих. Поэтому поиск путей преодоления кризиса предполагает необходимость макросистемного подхода к изучению и решению экологических проблем, с одной стороны, и формирование нового мировоззрения, относящегося к экологической безопасности человека и биосферы, с другой.
Исключительно важная роль в этом принадлежит опережающему экологическому образованию. Оно должно стать приоритетной неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области управления, экономики, техники, медицины, естественных и гуманитарных наук.
Экология в процессе своего развития как наука о жизни проходит в настоящее время очень важную стадию развития – она существует и развивается сразу в нескольких ипостасях: как мировоззренческая наука, как специальная наука и как наука, реализующаяся в междисциплинарной области знаний.
Ответы на вопросы по 1-ой главе (стр. 45-46)
Дайте первоначальные и современные определения экологии как науки. Чем обусловлены их отличия?
Из множества определений предмета экологии чаще всего употребляется следующее: экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Термин «экология» (от греч. oikos – жилище, обитатель, дом и logos – слово, учение) ввел в научный обиход выдающийся немецкий биолог Эрнест Геккель. В его «Всеобщей морфологии организмов» приводится следующее определение экологии:
Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всех взаимоотношений животного с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно его дружественные или враждебные отношения с животными и растениями, с которыми оно вступает в контакт. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.
Выражение «экономика природы», во времена Геккеля, воспринималось как образное иносказание, но сейчас приобрело конкретный смысл, важный для понимания количественных сторон экологии и ее связи с экономикой человека.
В последствии в понятие экологии вносились различные смысловые оттенки, которые расширяли или сужали предмет этой области знания. Так, ботаник Ф Клементс обозначил экологию как науку о растительных сообществах, а зоолог Ч. Элтон – как «естественную научную историю, имеющее дело с социологией и экономикой животных». По определению С.С. Шварца, экология – это «наука о законах, управляющих жизнью растений и животных в естественной среде обитания». Если вначале основными объектами экологических наблюдений и исследований были отдельные организмы как представители конкретных биологических видов, то со временем экологические понятия и закономерности стали относить к совокупностям организмов – группам, популяциям, многовидовым сообществам, наконец, к живой природе в целом. Экология приобрела статус науки об организации и жизнедеятельности надорганизменных биологических систем всех уровней. И.А. Шилов определяет ее как науку «о закономерностях формирования, развития и устойчивого функционирования биологических систем разного ранга в их взаимоотношениях с условиями среды». (стр.16-17)
Что такое экологизация знаний и чем она обусловлена? Экологизация относится только к научным дисциплинам или также и к практической деятельности?
Без учения о биосфере немыслима современная экология. Вобрав в себя проблемы окружающей среды, она не только использует достижения других разделов биологии, но и вторгается в смежные с биологией дисциплины – в науки о Земле, в физику и химию, в различные инженерные отрасли, предъявляет новые требования к информатике и вычислительной технике, находит приложения за пределами естественных наук – в экономике, политике, социологии, этике, праве. Этот процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знаний и практики получил название экологизация.
С какими небиологическими научными дисциплинами связана современная экология? Приведите пример практической связи.
Современная экология связана с математикой, кибернетикой, географией, климатологией, геологией, геохимией, геофизикой, социологией и др. науками. К примеру, экспериментальная экология дает фактический материал и обеспечивает методическим инструментарием различные разделы науки. Но возможности эксперимента в экологии ограничены. Поэтому широко применяется моделирование, в частности, математическое моделирование. (стр.28-30)
Попробуйте назвать какие-либо неэгоистические действия общества, благоприятные для окружающей природы, которые бы не являлись исправлением прежних нарушений или возмещение ранее нанесенного ущерба.
Перечислите главные общие задачи современной экологии. Как отражаются в них требования формирования новой идеологии, нового мировоззрения и новой стратегии выживания человечества?
Ответы на вопросы по 2-ой главе (стр. 84)
Как вы понимаете необходимость постоянной циклической работы для поддержания устойчивости динамической системы?
Системы, между внутренними элементами которых и элементами среды осуществляются переносы вещества, энергии и информации, носят название динамических систем. Любая живая система – от вируса до биосферы – представляет собой открытую динамическую систему. Преобладание внутренних взаимодействий в системе над внешними и лабильность системы по отношению к внешним воздействиям определяет ее способность к самосохранению, благодаря качествам выносливости и устойчивости. Устойчивость динамической системы поддерживается непрерывно выполняемой ею внешней циклической работы. Для этого необходимы проток и преобразование энергии в системе. (стр.51-52)
Какие следствия всеобщей связи явлений в природе имеют наибольшее значение для экологии?
В мире действует закон всеобщей связи вещей и явлений в природе и в обществе, преломляемый в экологии в виде принципа целостности (холизм). В живой природе тотальность связей проявляется особенно ярко, потому что при материальном единстве жизни живые системы характеризуются наиболее разнообразными, разветвленными и интенсивными превращениями вещества, энергии и информации. Они образуют сложные экологические цепи и сети взаимодействий. Множественность связей относится не только к локальным экосистемам. Глобальные потоки энергии и круговороты вещества, ветры, океанические течения, реки, переносы семян и спор, деятельность человека и влияние антропогенных факторов – все это в той или иной степени связывает пространственно удаленные природные комплексы и придает биосфере признаки единой коммуникативной системы. Густая динамичная сеть связей характерна для человеческого общества, для всех пространственно-временных характеристик общественного производства. В экономике все связано, любая оценка зависит от других экономических оценок и в свою очередь оказывает влияние на них. Природа и общество находятся в одной сети системных взаимодействий. (стр.56)
Почему большинство продуктов хозяйственной деятельности человека не включается в природный биотический кругооборот?
В отличие от человеческого производства и быта живая природа практически безотходна, – в ней нет такой вещи, как мусор. Все опавшие листья, засохшие стебли, трупы и экскременты животных становятся пищей для других организмов – насекомых, червей, грибов, бактерий, разлагаются ими до простых соединений и в таком виде рано или поздно вновь потребляются растениями. (стр.57)
Положительные обратные связи не только не способствуют регуляции, а, наоборот, генерируют дестабилизацию систем, приводя их либо к угнетению и гибели, либо к ускоряющемуся росту, за которым, как правило, также следует срыв и разрушение системы. (стр.65)
Какие главные аргументы позволяют рассматривать живую природу и человеческое общество в рамках единой динамической системы?
Мы рассматриваем живую природу и человеческое общество в рамках единой динамической системы, т.к. являются ее элементами, между которыми осуществляются переносы вещества, энергии и информации. Любая живая система – от вируса до биосферы – представляет собой открытую динамическую систему. (стр.51)
Почему поведение системы «Человек – Экономика – Биота – Среда», направленное на стабилизацию, не устраивает человеческое общество?
Способность системы ЧЭБС к авторегуляции и стабилизации основана на объективных законах природы. Она отвечает свойствам природных систем, обеспечивает их устойчивость. Но эта способность не устраивает человека, так как он не любит ограничивать себя. Он обрел небывалую для живых существ потребительскую мощь и привык «покорять природу», брать от нее все больше и больше, не считаясь с ее сопротивлением и ответными ударами. (стр.82-83)
Заключение.
Документ под названием «Экологический манифест», с которым выступил в конце жизни один из крупнейших отечественных ученых-экологов Н.Ф. Реймерс. В нем звучит горячий призыв к людям: «Безмерные возможности планеты – неумный и вредный миф. Мы живем на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной…
Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него – все. А поэтому: не вреди! … Гений человечества должен служить только людям, их процветанию. Зеленый свет всему, что сберегает ресурсы жизни. “Стоп” любому кто транжирит их». 1
Замечательный современник – известный ученый-океанограф Жак Ив Кусто обратился ко всем странам мира с воззванием «Права будущих поколений», в котором провозглашает:
«Статья 1. Будущие поколения имеют право на незагрязненную и неповрежденную Землю.
Статья 2. Каждое поколение обязано препятствовать необратимому и невосполнимому ущербу жизни на Земле, свободе и достоинству человека.
Современная экология – универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для жителей нашей планеты. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.