Чем отличаются межбольничные и больничные аптеки
Чем отличаются межбольничные и больничные аптеки
В настоящее время одним из наиболее проблемных остается вопрос, связанный с обеспечением лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, как по доступности и качеству лекарственного обеспечения, нормативно-правовому регулированию, так и по реализации контрольно-надзорных функций Росздравнадзора.
Лицензирование аптек ЛПУ осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности», которое определяет порядок осуществления фармацевтической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере обращения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.
Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ утратил силу с 1 сентября 2010 года в связи с принятием Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» статья 4. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» определяет основные понятия, используемые в фармации:
Представленные понятия емкие по содержанию, но применять их к деятельности аптек учреждений здравоохранения в полном смысле достаточно трудно, так как данная аптека не осуществляет ни оптовую, ни розничную торговлю. Из понятия «обращение лекарственных средств» к ним применимы такие виды деятельности, как: хранение, перевозка, упаковка, контроль качества лекарств, изготовление лекарственных средств в аптечных условиях, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность.
В связи с тем, что аптека учреждения здравоохранения не является юридическим лицом, а является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, то среди прочих понятий к ней в полной мере применимо понятие «применение лекарственных средств», в противном случае цикл обращения не будет замкнутым.
Таким образом, мы косвенно подводим деятельность аптек учреждений здравоохранения через обращение лекарственных средств к фармацевтической деятельности, которая в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», является лицензируемой.
Приказом Минздравсоцразвития России от 03.05.2005 N 319 «Об утверждении видов аптечных учреждений» утверждены виды аптечных учреждений, среди которых следует выделить четыре основных вида: аптека, аптечный пункт, аптечный киоск и аптечный магазин.
В зависимости от специфики работы и выполняемых функций среди таких видов аптечных учреждений выделены следующие разновидности аптеки:
— готовых лекарственных форм;
— производственные с правом изготовления асептических препаратов;
— центральная, районная, городская.
В то же время критерии их отличий отсутствуют и ничем не регламентированы.
Из представленного перечня следует выделить три вида аптек:
— аптека учреждения здравоохранения.
Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) ЛС в аптечных организациях. Основные положения», утвержденный Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80, регламентирующий деятельность аптечных учреждений, не распространяется на деятельность аптек ЛПУ (учреждений здравоохранения) и межбольничных аптек.
Отсутствие нормативно-правового регулирования в деятельности аптек учреждений здравоохранения приводит к отсутствию со стороны руководителей учреждений здравоохранения должного внимания и контроля за их деятельностью.
Маркировка лекарств в больничных аптеках: диалог с инстанциями
Результатом обращения стало совещание в Министерстве Промышленности и торговли с участием представителей Минздрава, Минпромторга, Росздравнадзора, оператора ЦРПТ и аптек, которое прошло 17 декабря 2020г. Никаких существенных подвижек с середины декабря по настоящий момент не произошло, однако считаем важным донести до широкого круга наших читателей выдержки из этого совещания.
Минздрав предалагает
Минздрав предложил решение проблемы приемки больших объемов препаратов (инфузионных растворов) в том, чтобы размещать один Data Matrix на групповой (транспортной) упаковке. Код будет достаточно крупый и поставщик должен будет разместить его с нескольких сторон упаковки, чтобы его можно было отсканировать, не переворачивая и не поднимая тяжелые коробки. Такие упаковки будут поставляться специально для ЛПУ. В таком случае достаточно будет отсканировать только его, а не каждую единицу и за один раз можно будет принять сразу, например, 200 флаконов раствора. Выбывать растворы можно будет долями или целиком. В настоящее время уже ведется работа с поставщиками в этом направлении.
Аптеки хотят большего
Руководитель сообщества «Больничные аптеки/Аптеки ЛПУ» Вадим Зубков считает, что необходимо предпринять более кардинальные меры, а именно внести изменения в Постановление Правительства о маркировке для медицинских организаций. В частности, разрешить автоматическое выбытие лекарств непосредственно при приемке. Если этого не сделать, «мы столкнемся с перебоями лекарственного обеспечения». Объемы инфузионных растворов «баснословные», помимо них в огромных количествах поступают и расходуются термолабильные ЛП, а именно вакцины от гриппа и коронавируса. Двойная работа по сканированию при приеме и отпуске больших объемов занимает много времени и приводит к нарушению холодовой цепи! На работниках лежит колоссальная нагрузка. По мнению представителя аптек МО Дмитрия Шальнева «вопрос был бы решен гораздо легче если бы мы сразу списывали этот товар».
Росздравнадзор против
Такой вариант, по словам заместителя начальника управления организации государственного контроля качества медицинской продукции Росздравнадзора, Елены Кудрявцевой, лишает Росздравнадзор и Минздрав информации об обеспеченности ЛПУ лекарствами, об их распределении по структурным подразделениям и скорости расходования, поскольку на остатках всегда будет ноль. Кроме того, непонятно, какое количество препаратов списано на брак, по срокам годности или же использовано по назначению.
Вадим Зубков аргументировал позицию больничных аптек так: « Мы не можем ставить необходимость этого мониторинга в ущерб лекарственному обеспечению, в ущерб интересам охраны здоровья граждан, а также медицинских работников и фармацевтических работников медицинских организаций » и просил рассмотреть вопрос еще раз.
Кроме этого, Вадим Вячеславович высказал сомнения по поводу необходимости отслеживать использование препаратов в структурных подразделениях, достаточно знать, что медицинская организация получила ЛС. В случае необходимости у организации всегда есть свои внутренние документы по перемещению и остаткам. «Отпуск через систему уведомлений в отделение избыточен».
Елена Кудрявцева выразила мысль о том, что проблемы услышаны и обстановка понятна. На данный момент за исключением облегчения работы с инфузионными растворами, по поводу других вопросов готового решения пока нет, но обстановка ясна и будет обсуждаться совместно с Минздравом. По озвученным пунктам будут рассматриваться варианты решений для того, чтобы можно было прийти к какому-то компромиссу.
Ожидалось, что по поводу данной ситуации будет проведена еще одна встреча. Пока на сегодняшний день вопросы остаются на обсуждении, но шаг к решению проблем внутрибольничных аптек сделан.
Отвечаем на вопросы в прямых эфирах Вконтакте: https://vk.com/pharmznanie
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:
Больничные и межбольничные аптеки
Население России в настоящее время составляет 145 миллионов человек, из них 11 миллионов это пенсионеры, то есть каждый работающий в настоящее время содержит 3-х пенсионеров. Население России стареет. Около 25% населения России ежегодно лечится в стационарах. Общая численность коек в стационарах РФ составляет более 1 миллиона, МО являются главными потребителями ЛС. В государственном секторе ЛС оплачиваются за счет средств бюджетов и ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования). Лекарственное обеспечение больных, находящихся на стационарном лечении в больницах, клиниках, диспансерах, родильных домах и других медицинских организациях осуществляется через аптеки, обслуживающие население, а так же больничные и межбольничные аптеки.
В городе Челябинске больничные аптеки имеются в следующих муниципальных учреждениях здравоохранения: ГКБ №1, 3, 6, 4, 7, 8, 9, а так же областная больница, федеральный кардиоцентр. Межбольничная аптека – это аптека областного аптечного склада возле кардиоцентра.
Больничная аптека, созданная на правах отделения с числом коек не менее 100, финансируется из средств местного бюджета.
Межбольничная и больничная аптеки, созданные как самостоятельные юридические лица, организуются для лекарственного обеспечения 2-х или более МО с общим количеством коек не менее 500.
В больничной аптеки существует штатное расписание, которое зависит от числа и профиля обслуживаемых коек, а так же от объема реализации аптеки.
Аптека больничная организуется с целью снабжения структурных подразделений МО готовыми и экстемпоральными ЛС, ИМН (перевязочный материал, шприцы, медицинские инструменты, расходные материалы, а так же предметами ухода за больными).
Основными задачами больничных аптек являются:
— Обеспечение отделений по требованиям ЛС и товарами аптечного ассортимента.
— Выявление потребности в ЛС и ИМН в соответствии с профилем и спецификой МО.
— Организация систематической информации врачей об аптечном ассортименте прикрепленной медицинской организацией.
Для осуществления возложенных задач аптека выполняет следующие функции:
— Обеспечение отделений по требованиям – ЛС и товарными аптечного ассортимента.
— Производит по требованию ЛПУ изготовление лекарств и контролирует их качество.
— Осуществляет систематический контроль за правильным хранением и расходованием ЛС и ИМН в отделениях.
— Обеспечивает соблюдение всех требований фармацевтического порядка и санитарного режима.
Аптеки больничные и межбольничные выполняют все функции, свойственные аптечной организации:
— Маркетинговая (продвижение товара.
Больничная аптека должна быть обеспечена:
— помещениями (в основном 2 отдела: ОГЛФ и РПО), раньше был еще отдел запасов.
В отделе готовых ЛФ располагаются материальные комнаты для хранения готовых ЛС (термолабильных – холодильные камеры или холодильники), перевязки, ИМН (шприцы, системы для переливания крови, предметы ухода за больными), расходный материал (рентгеновская пленка, реактивы).
В РПО все те же помещения, которые существуют и в аптеках обслуживающих население:
В больничной аптеки так же имеются административно бытовые помещения:
Так же имеется помещение для приема требований от отделений МО и отпуска медикаментов старшим сестрам отделения.
Больничная аптека должна быть обеспечена аптечной мебелью, оборудованием, инвентарем, приборами и аппаратами, ЛС, перевязочными материалами, предметами ухода за больными, неснижаемым запасом сывороток и вакцин, реактивами и приборами для контроля качества изготовленных в аптеке ЛС, справочной литературой и ГФ.
Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптек
Помещения аптек оборудуют, отделывают и содержат в чистоте. Перед входом в аптеку должны быть приспособления для очистки обуви от грязи. Очистка производится не реже одного раза в день. Рабочие места фармацевтов в зале должны быть оснащены стеклами, предохраняющими от прямой капельной инфекции. Должны быть форточки или фрамуги для проветривания, а также пластмассовые сетки от насекомых. В летний период окна должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами. В настоящее время в соответствии с приказом №706н на окнах должны быть жалюзи, предохраняющие ЛС от прямых солнечных лучей.
При строительстве аптек они должны быть защищены от грызунов и животных. Поверхности стен и потолков производственных помещений должны быть гладкими, не допускающими нарушения целостности покрытия, а допускающие влажную уборку с применением дезсредств. Все покрытия (краски, эмали, кафель) должны иметь гигиенические сертификаты. Покрытия помещений должны быть антистатическими, полы покрываются керамической плиткой, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов. Помещения аптеки должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Искусственное освещение в аптеках осуществляется люминесцентными лампами и лампами накаливания. В аптеках должно быть центральное отопление и центральный водопровод. В помещениях аптеки проводится контроль за параметрами микроклимата (температура, влажность). Все оборудование, используемое в аптеках, должно быть разрешено к применению и иметь сертификат соответствия. В производственных помещениях аптеки (ассистентская, асептический блок, автоклавная, дистилляционная, материальные комнаты) не допускается вешать занавески, разводить цветы, вывешивать стенгазеты, стелить ковры, для этого могут быть использованы коридоры, комнаты отдыха персонала и кабинеты. Декоративное оформление непроизводственных помещений: озеленение допускается при условии обеспечения за ними ухода не реже одного раза в неделю.
В моечной комнате, где обрабатывается посуда, должны быть выделены и промаркированы раковины для мытья посуды: для инъекционных растворов и глазных капель, внутренних ЛФ, наружных ЛФ. Запрещается пользоваться этими раковинами для мытья рук. Для мытья рук персонала в шлюзах асептического блока, ассистентской (где изготавливаются нестерильные ЛФ), моечной, туалете, должны быть установлены раковины с педальными кранами или с локтевыми приводами. Рядом с раковинами устанавливаются емкости с дезсредствами (раствор хлоргексидина 0,1% или раствор хлорамина 0,5%), а также воздушные электросушилки.
Штат аптеки
Возглавляет аптеку провизор, имеющий стаж работы не менее 3 лет.
В больничной аптеке имеются следующие штатные единицы:
— Заведующий аптекой провизор.
— 1 или 2 заместителя заведующего (один отвечает за работу РПО, второй за работу ОГЛФ).
— Провизоры (провизор-аналитик, провизор-технолог).
— Фармацевты, которые работают в РПО, то есть занимаются изготовлением, отпуском экстемпоральных ЛФ, в ОГЛФ – отпуском готовых ЛС.
— Санитарки мойщицы и уборщицы.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Больничные и межбольничные аптеки.
Лекарственное обеспечение больных, находящихся на стационарном лечении в больницах, клиниках, диспансерах, родильных домах и других мед. организациях осуществляется через аптеки, обслуживающие население, а так же больничные (БА) и межбольничные аптеки (МБА).
Межбольничные аптеки(МБА) продают ЛС ЛПУ, но в этих аптеках нет розничной торговли. МБА могут обслуживать несколько ЛПУ, а также снабжать медикаментами детские сады, школы и др. Ее открывают, если она обслуживает более 500 коек. Межбольничная и больничная аптеки, созданные как самостоятельные юридические лица, организуются для лекарственного обеспечения 2-х или более мед. организаций с общим количеством коек не менее 500.
Больничные аптеки(БА) (госбюджет) отпускают ЛП в отделения и кабинеты больниц бесплатно, покупая товары у фарм. компаний, финансируется из средств гос. бюджета. БА всегда обслуживает только одно ЛПУ. БА организуются при ЛПУ, имеющих свыше 100 коек. Такая аптека существует на правах отделения и подчиняется глав. врачу ЛПУ, имеют общую бухгалтерию с ЛПУ.
В БА существует штатное расписание, которое зависит от числа и профиля обслуживаемых коек, а так же от объема реализации аптеки. Б
А организуется с целью снабжения структурных подразделений мед. организаций готовыми и экстемпоральными ЛС, ИМН (перевязочный материал, шприцы, медицинские инструменты, расходные материалы, а так же предметами ухода за больными).
Обязательно аптека, обслуживающая ЛПУ, заключает с ЛПУ договор о взаимном сотрудничестве.
Аптеки больничные и межбольничные выполняют все функции, свойственные АО:
2). Сбытовая (реализация).
3). Производственная (изготовление).
4). Маркетинговая (продвижение товара.
28. Инвентаризация. Задачи инвентаризации. Общие правила проведения инвентаризации.
Содержание
Организация работы больничной и межбольничной аптек. 3
Порядок предметно-количественного учета. 8
Создание формулярных списков. 12
Отпуск товарно-материальных ценностей в отделения больницы или лечебно-профилактические организации. 17
Список литературы.. 21
Введение
В последние годы активно обсуждались вопросы оптимизации лекарственного обеспечения в ЛПУ: предлагалось открытие аптеки в каждом ЛПУ на правах стратегического хозяйствующего подразделения и введение должности заместителя главного врача по лекарственному обеспечению; поднимались вопросы о несоответствии действующего определения «фармацевтическая деятельность» специфике выполнения фармацевтических работ в ЛПУ и необходимости его изменения, целесообразности сохранения производственной функции в аптеках ЛПУ и др.
Однако в настоящее время остаются нерешенными многие проблемы лекарственного обеспечения и обращения ЛС в ЛПУ: сохраняются старые подходы к пониманию необходимости обязательной организации аптеки в ЛПУ; отсутствуют современные нормативные документы, регламентирующие порядок и условия обращения ЛС в ЛПУ, лицензирование деятельности, связанной с обращением ЛС в ЛПУ. Действующий отраслевой стандарт (ОСТ) «Правила отпуска (реализации) ЛС в аптечных организациях. Всем этим и обосновывается выбор темы работы.
Организация работы больничной и межбольничной аптек
В настоящее время для фармацевтического обслуживания стационарных больных используют различные организационные модели взаимодействия лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) и фармацевтической организации:
— больничная аптека (для бюджетных ЛПУ организуется, как правило, при количестве коек в стационаре не менее 100) обеспечивает одну лечебно-профилактическую организацию и существует на правах ее отделения;
— межбольничная аптека (МБА) осуществляет обслуживание нескольких ЛПУ (как правило, с числом коек не менее 500), а также медицинские кабинеты детских дошкольных организаций и школ, санаториев и т.п.;
— аптека, обслуживающая население и ЛПУ.
Достижение указанной цели обеспечивает решение следующих задач:
— определение ассортимента средств, необходимых для лечебного процесса;
— планирование совместно с руководителями отделений ЛПУ и главным врачом объема заказа необходимых средств в рамках имеющихся финансовых ресурсов или выделенных ассигнований;
— создание формулярных списков ЛПУ и проведение фармакоэкономической оценки имеющихся на рынке лекарственных препаратов;
— проведение конъюнктурного анализа рынка, выбор поставщиков и заключение договоров (при этом предпочтительна процедура конкурсных закупок);
— организация приемки товара и его хранение;
— изготовление лекарственных форм в соответствии с требованиями отделений ЛПУ при наличии в аптечной организации производственных возможностей;
— фармацевтическая экспертиза требований ЛПУ, осуществление их корректировки и отпуск по ним затребованного ассортимента товаров;
— проведение контроля за правильностью хранения лекарственных препаратов в отделениях;
— оказание информационно-консультативной помощи специалистам лечебно-профилактического учреждения по вопросам выбора, использования, преимуществ, хранения, учета других лекарственных препаратов;
— маркетинговый и экономический анализ фармацевтического обслуживания стационарных больных.
В значительной мере особенности функционирования больничной аптеки зависят от профиля обслуживаемого ЛПУ. В соответствии с этим признаком выделяют аптеки:
— больниц общего профиля;
— специализированных больниц (например, психоневрологических, туберкулезных, онкологических, кардиологических и др.);
— клиник медицинских институтов и санаториев.
Объем работы больничных аптек зависит от числа коек и их профиля. Так, например, ассортимент ЛПУ общего профиля отличается значительными объемами инфузионных и стерильных растворов, инъекционных лекарственных форм в отличие от стационаров психоневрологического или туберкулезного профиля, в которых преобладают таблетированные готовые лекарственные формы.
Межбольничные аптеки классифицируют в зависимости от обслуживаемого контингента на:
— аптеки смешанного типа, обслуживающие ЛПУ и другие учреждения просвещения и социального обеспечения;
— мелкооптовые, обслуживающие только учреждения просвещения и социального обеспечения.
Объем работы межбольничной аптеки определяется величиной товарооборота или величиной товарооборота и числом обслуживаемых коек.
Численность фармацевтического и вспомогательного персонала устанавливается согласно штатным нормативам. Штатные нормативы (нормативы нагрузки на 1 должность для провизорского, среднего фармацевтического персонала, вспомогательного персонала) устанавливают в зависимости от числа и профиля обслуживаемых коек, а также товарооборота, обеспечиваемого учреждениями, не имеющими коек (учреждения просвещения и социального обеспечения). Например, должности провизоров в хозрасчетных больничных и межбольничных аптеках для приема требований, контроля качества и отпуска лекарственных препаратов, проведения информационной работы в подразделениях, имеющих больничные койки, устанавливаются из расчета 1 должность на:
— 500 психиатрических коек;
— 300 гинекологических, кардиологических коек и пр.
Надлежащее фармацевтическое обслуживание стационарных больных достигается в случае обеспечения аптечных организаций и учреждений отвечающими СНиПам помещениями, оборудованием, инвентарем, приборами и аппаратами в соответствии с нормами технического и хозяйственного оснащения; ассортиментом, удовлетворяющим потребности обслуживаемых организаций; справочной литературой и т.д.
Отличительной чертой состава помещений больничных и межбольничных аптек является отсутствие торгового зала.
Запасы наркотических средств должны находиться в соответствии с утвержденными Приказами МЗ РФ от 12.11.97 г. № 000 и от 01 г. № 2 расчетными нормативами потребности на одну койку в год в зависимости от ее профиля. Руководители органов управления здравоохранением субъектов РФ имеют право по представлениям руководителей ЛПУ увеличить расчетные нормы, но не более чем в 1,5 раза.
Порядок предметно-количественного учета
Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в аптеках ЛПУ и МБА осуществляют, как и в аптеках, обслуживающих население, в денежном выражении (учитываются все ТМЦ), в натуральном выражении (предметно-количественный учет) для конкретных групп ЛС.
Предметно-количественному учету (ПКУ) в аптеках ЛПУ и МБА подлежат лекарственные средства, согласно Перечню, утвержденному Приказом МЗ РФ от 23.08.99 г. № 000, для аптечных организаций, предприятий оптовой торговли, лечебно-профилактических учреждений, частнопрактикующих врачей. К числу таких лекарственных средств относятся:
— исключения из списков А и Б препаратов: «Апоморфина гидрохлорид», «Атропина сульфат», «Гоматропина гидробромид», «Дикаин», «Лития оксибутират», «Пахикарпина гидройодид»;
— этиловый спирт, раствор спиртовой антисептический.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2001г. I № 000 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью», в журнале регистрации операций предусматриваются графы, отражающие специфику деятельности юридического лица. Лицо, на которое приказом руководителя возложена ответственность за ведение и хранение журнала, записи производит чернилами в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на основании документов, подтверждающих совершение этой операции (в отдельной графе журнала делается отметка о наименовании документа, номере и дате). Указанные документы или их копии, заверенные в установленном порядке, подшивают в отдельную папку, которая хранится вместе с журналом регистрации. Нумерация записей осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. В новом журнале нумерация начинается с номера, следующего за последним номером в заполненном журнале. Не использованные в текущем календарном году страницы журнала используют в следующем календарном году, при этом нумерация записей начинается с цифры «1». Каждая запись в журнале заверяется подписью ответственного лица с указанием фамилии и инициалов. Подчистки и не заверенные ответственным лицом исправления не допускаются. Не реже 1 раза в месяц ответственное лицо проверяет записи в журнале, о чем на следующей строке последней на момент проверки записи делает соответствующую отметку с указанием даты и заверяет ее своей подписью. Журнал регистрации помещают в металлический шкаф (сейф), ключи от которого находятся у ответственного за ведение и хранение журнала. Заполненный журнал хранится в организации в течение 10 лет после внесения в него последней записи. По истечении указанного срока он подлежит уничтожению, о чем составляется акт, утверждаемый руководителем организации.
Юридические лица, имеющие лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ежеквартально и ежегодно представляют отчеты о своей деятельности, количестве каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), реализованного, использованного ЛС этой группы, а также сведения о запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Предметно-количественный учет других товарно-материальных ценностей ведут в Книге учета наркотических и других лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, также пронумерованной, прошнурованной, опломбированной, заверенной подписью руководителя и печатью организации. На первой странице книги приводится перечень лекарственных средств, подлежащих учету. На каждое наименование, лекарственную форму и дозировку ЛП открывается отдельная страница. Заводится этот документ сроком на 1 год. Первоначально в Книге по учитываемым ассортиментным позициям проставляются остатки на 1 января, а затем ежедневными записями на основании соответствующих учетных документов отражают приходные и расходные операции. В конце месяца по каждому наименованию ЛП на основании записей выводят книжный остаток по формуле:
Рассчитанный книжный остаток сравнивается с фактическим наличием ЛП. В том случае, если фактический остаток меньше книжного, рассчитывают потери в пределах норм естественной убыли.
Создание формулярных списков
В настоящее время внедрение стандартов диагностики и лечения основных заболеваний человека, а также создание формулярной системы в целом остаются одними из ведущих направлений отечественного здравоохранения.
В число мероприятий формулярной системы входят разработка и внедрение формулярных списков ЛС и справочников, стандартов лечения, включающих алгоритмы выбора лекарственных препаратов, программ мониторинга побочных эффектов и оценки использования ЛС.
Основой формулярной системы являются формулярные списки ЛС, определяющие закупку и использование препаратов на определенном уровне медицинской помощи.
Целью составления формуляра является рационализация медицинской помощи; обоснованное применение ЛС; снижение частоты возникновения побочных эффектов и применения неправильной дозировки ЛС; оптимизация соотношения между затратами на лекарственное обеспечение и достигаемым терапевтическим эффектом.
К основным критериям и требованиям, предъявляемым при отборе препаратов для включения в формулярные списки, относят:
— наличие обоснований потребности в данном препарате;
— эффективность (наличие наиболее выраженного фармакологического действия среди средств своей группы);
— хорошая переносимость, высокий уровень безопасности, лучшая изученность;
— доступность для закупок у отечественных и зарубежных заводов- изготовителей;
— опыт применения лекарственных средств в ЛПУ;
Формуляр представляет собой регламентированный документ как по количеству лекарственных средств, включенных в него, так и по объему информации, касающейся медикаментов. В основе формуляра лежат согласованные и принятые на международном и (или) государственном уровне практические рекомендации (стандарты) лечения, доказательно-обоснованный подход к ведению рациональной фармакотерапии, тщательный анализ структуры заболеваемости, доказательно-обоснованные данные по наиболее клинически и экономически эффективным и безопасным лекарственным препаратам, данные исследований по уровню потребления и стоимости курса лечения каждого заболевания. Объем информации, касающейся показаний и противопоказаний к применению лекарств, их взаимодействия, доз и режима дозирования препарата, а также вызываемых ими побочных эффектов, должен быть согласован специалистами различного профиля. Формуляр также может существовать в виде формулярного справочника, что более целесообразно.
Формуляр и формулярный справочник являются динамически развивающимися документами с постоянно уточняющимся и пополняющимся содержанием отдельных разделов и статей. Они носят ограничительный характер и поощряют использование только тех лекарственных средств, которые включены в них. Этим достигается значительное сокращение номенклатуры используемых лекарств, повышается терапевтическая отдача и упрощается процесс лекарственного обеспечения.
Государственная формулярная система является многоуровневой структурой: национальный формуляр > региональный формуляр > формуляр лечебного учреждения. Формуляр лечебного учреждения часто пересматривается и корректируется на основе отбора ограниченного списка наиболее затратно-эффективных лекарственных средств.
Для отбора лекарственных препаратов в формуляр в органах и учреждениях здравоохранения создаются формулярно-терапевтические комитеты или комиссии (ФТК), состоящие из ведущих специалистов по различным медицинским специальностям, руководителей фармацевтической службы, организаторов здравоохранения и ученых. Часто возглавляют их заместители руководителя органа или учреждения здравоохранения по лечебной работе.
Формуляр ЛС может быть разработан с использованием метода АВС/VEN-анализа.
VEN-анализ, который проводят параллельно с АВС- анализом, позволяет определить приоритетные группы препаратов в соответствии с делением на жизненно важные (Vital, V), необходимые (Essential,E) и второстепенные (Non-essential,N).
Жизненно важные препараты (V) — ЛС, необходимые для спасения жизни, постоянно необходимые для поддержания жизни, и те, после прекращения приема которых развивается синдром отмены.
Необходимые препараты (Е) предназначены для лечения менее опасных для жизни заболеваний.
Применение АВС/VEN-анализа позволяет формулярно-терапевтическим комиссиям ЛПУ получить необходимые данные для принятия решения об исключении определенных ЛС из формуляра больницы и дополнении его другими, а также информацию о недостаточном или чрезмерном использовании некоторых ЛС.
— рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в Перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС и его согласование в установленном порядке;
— разработка рекомендаций по рациональному применению ЛС Комитету по изданию (переизданию) Федерального руководства для врачей по использованию ЛС;
— разработка и актуализация списка аналоговой замены ЛС;
— подготовка предложений по целесообразности регистрации и перерегистрации ЛС в РФ с учетом данных фармакоэпидемиологических и фармакоэкономических исследований;
— участие в подготовке федерального руководства для врачей по использованию ЛС;
— подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в список ЛС, отпускаемых без рецепта врача;
— участие представителя ФК в конкурсных торгах по централизованным закупкам Минздрава РФ.
Таким образом, процесс разработки формулярных списков и формулярных справочников в сочетании со стандартами (протоколами) лечения, а также их использование представляют собой целостную, взаимосвязанную, динамично развивающуюся и постоянно актуализируемую систему, ориентированную на обеспечение доступности и повышение качества медицинской и лекарственной помощи за счет применения рациональной фармакотерапии.
Отпуск товарно-материальных ценностей в отделения больницы или лечебно-профилактические организации
Лекарственные препараты и другие ценности, подлежащие ПКУ, должны быть выписаны на отдельных требованиях. В них указывают номера историй болезни, фамилии, имена, отчества больных, для которых выписаны лекарственные препараты (для аптек ЛПУ), или наименования отделений и кабинетов, а также назначение лекарства: внутреннее, наружное, глазное и т.д. (для МБА), для этилового спирта указывается концентрация и назначение (для наружного применения, инъекций и т.п.). При изготовлении и отпуске лекарств, содержащих спирт любой концентрации, на обороте требования (равно как и рецепта) указывают количество спирта в пересчете на фармакопейный спирт.
Запрещается выписывать лекарственные препараты на общем требовании для нескольких отделений ЛПУ и производить последующую фасовку. Исключения составляют амбулаторно-поликлинические учреждения. Для них лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету, выписывает и получает главная (старшая) медсестра учреждения по отдельному требованию. Получив препараты из аптеки, она выдает их в отделения и кабинеты в размере текущей потребности.
Первые экземпляры исполненных аптекой накладных-требований хранятся в аптеке в течение 1 года (календарного), не считая текущего. Требования на отпуск ценностей, подлежащих ПКУ, хранятся в течение 3 лет.
Заключение
Основными направлениями государственной политики в совершенствовании организации оказания медицинской помощи является развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, в связи с этим происходит выделение поликлиник в самостоятельные юридические лица, имеющие в своем составе дневные стационары, стационары на дому, кабинеты врачей общей практики. Перераспределение части объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный обуславливает увеличение объемов лекарственной помощи и осуществляемых фармацевтических работ в поликлиниках. Однако ни одним нормативным документом не закреплена необходимость организации аптеки в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
На основании изучения организации лекарственного обеспечения в ЛПУ выявлены проблемы организации фармацевтического обслуживания в ЛПУ: отсутствие аптек во многих ЛПУ; осуществление фармацевтических работ и услуг лицами, не имеющими фармацевтического образования; отсутствие единых подходов к размещению аптек ЛПУ; неукомплектованность штатов аптек ЛПУ. В ходе детализированного изучения выполняемых функций аптек ЛПУ установлено, что имеющийся перечень фармацевтических работ в ЛПУ неполный и требует доработки и стандартизации.
Список литературы
1. Получить лекарства, не выходя из больницы. // Фармацевтический вестник.- 2005.- № 26. С. 6.
8. Больничная Фармация: вопросов больше, чем ответов. // Фармацевтический вестник.- 2005.- № 26. С. 8.