Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего

Воспитательная система образовательного учреждения (зарубежные и отечественные воспитательные системы)

Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Смотреть фото Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Смотреть картинку Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Картинка про Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Фото Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего Татьяна Мамонова
Воспитательная система образовательного учреждения (зарубежные и отечественные воспитательные системы)

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие вопросам теории и практики воспитательных систем посвящено много статей, сборников, монографий и диссертационных исследований. При тщательном анализе заметно, что ключевым понятием в них является гуманистическая воспитательная система, то есть система, ориентированная на личность, на личностный подход в воспитании. Это понятие вошло в педагогику не сразу, а в итоге освоения теоретиками и практиками идей системного подхода в воспитании.

Понятие же «воспитательная система» как наиболее общее появилось после попыток А. Левина, И. Радзевича и других педагогов разработать концепцию воспитательной системы школы, а также охарактеризовать государственную воспитательную систему на опыте Болгарии. Эти попытки, хотя и не были интегрированы в единую педагогическую концепцию, дали толчок к дальнейшим исследованиям, связанным с разработкой общей теории воспитательных систем. Воспитательная система выступает здесь как результат анализа реального опыта системообразования в виде общей ее концепции, ее функциях и закономерностях развития.

Сегодня к теории воспитательных систем обращаются все, кто стремится воплотить ее в опыте. Вольно или невольно они пытаются «примерить на себя» ранее сложившийся опыт, а, следовательно, включаются в процесс моделирования. Этот стихийно возникающий процесс требует осмысления.

В процессе изучения различных воспитательных систем установлено, что далеко не всегда в качестве системообразующей выступает деятельность познавательная. В ряде случаев ею оказывается труд, нередко клубная деятельность, а порой и игра. И хотя в педагогике каждый вид такой деятельности достаточно полно охарактеризован, возникает задача выявить те условия, при которых эта деятельность превращается в системообразующую и когда именно она целесообразна.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Особенности отечественных воспитательных систем.

1. Воспитательная система общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно это идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива. Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга.

В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приемы обучения и воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, «Робинзонада», КВН и т. д.

3. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Основатель этой системы В. А. Караковский. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.

В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника, оказывается значимой и для школы.

Особенности воспитательных систем в зарубежной школе.

В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспитания- видеть результаты своего труда.

2. Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р. Хенви и М. Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

• формирование непредвзятого взгляда на мир,

• осознание состояния планеты,

• осознание динамики мировых процессов,

• осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом.

3. Воспитательная система «справедливое сообщество». Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально- политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков, дошедших до нас традиций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа «плохая» или «хорошая». Примеры конкретных систем воспитания показывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания человека были и остаются семья, церковь, общество и государство.

Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

Зарубежные воспитательные системы со своими особенностями в содержании и методике ориентированы также на воспитание, которое призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Задача педагога предоставить учащимся такие психологические средства, которые позволяют им личностно саморазвиваться, осознавать себя и свое место в мире, понимать людей, а также закономерности мира, в которых они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих. Воспитание в таких системах происходит на основе практической деятельности учащихся, где учащиеся сами определяют тот вид деятельности, которым они хотели бы заниматься. Им предоставляется возможность свободного выбора того вида деятельности, который им ближе по духу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Б82 Педагогика: Учебное пособие. [Текст] — СПб. : Питер, 2006. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

4. Зарубежные воспитательные системы. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsii.org/3-70105.html (дата обращения 26.03.2021 г.)

5. Отечественные воспитательные системы. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsii.org/3-70106.html (дата обращения 26.03.2021 г.)

Анкета для родителей по оценке качества деятельности учреждения Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании по оценке качества деятельности нашего Учреждения. 1. Как долго Ваш ребенок.

Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Смотреть фото Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Смотреть картинку Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Картинка про Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Фото Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящегоФотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.

Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Смотреть фото Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Смотреть картинку Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Картинка про Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Фото Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящегоИспользование нейроскакалок в практике дошкольного учреждения Здравствуйте! В нашем дошкольном учреждении с лета этого года стали использовать нейроскакалки в работе с детьми. В основном осваивают.

Консультация для педагогов ДОУ «Зарубежные системы воспитания детей в детских садах» Детские сады в Великобритании В Великобритании садики делятся на два типа — государственные и частные. Государственные садики в Великобритании.

Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Смотреть фото Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Смотреть картинку Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Картинка про Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Фото Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящегоОформление и благоустройство территории детского учреждения Мы живем на планете Земля. Природа Земли это интересный, сложный и удивительный мир. 2017 год объявлен годом экологии и наш детский сад.

Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Смотреть фото Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Смотреть картинку Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Картинка про Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Фото Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящегоОткрытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт) Ведущая: Здравствуйте уважаемые. Сегодня мы рады видеть вас на церемонии открытия нового дошкольного учреждения. МКДОУ №34. Ведущая:.

Источник

Воспитательные системы: прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах)

Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Смотреть фото Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Смотреть картинку Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Картинка про Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего. Фото Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Воспитательные системы:
прошлое и настоящее

(понятие о воспитательных системах)

Презентация
по курсу “Теория и методика воспитания”
Автор-составитель
доцент кафедры педагогики РГПУ, канд.пед.наук
Гладченкова Наталья Николаевна

Описание слайда:

Воспитательная система как “зеркало” цивилизации
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.

Термин “система” (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединенное) обозначает, в частности, множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т.п.), представляющих собой определенное единство.

Описание слайда:

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVII–XIX веков и современного периода развития человечества – XX и начала XXI века.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, то есть имеет конкретно-исторический характер.
Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных смыслов, целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза или государства в целом).

Описание слайда:

Воспитание в Древней Греции

Описание слайда:

Спартанская система воспитания

1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение последующего года их проверяли на стойкость в военных отрядах.

Описание слайда:

Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

2 этап – 15-20 лет – включал дополнительное обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались: подростков держали в голоде, приучали к самих добывать пищу или спасаться от невзгод природы. К 20 годам юные воины получали полное вооружение.

Описание слайда:

Задача воспитания в Афинах сводилась к гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.
До 7 лет мальчиков воспитывали дома. Затем они одновременно посещали мусическую и гимпастическую (палестра) школы, где получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.

В возрасте 16-18 лет юноши совершенствовали свое образование в гимнасиях. Вершиной достижения молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии – общественном учреждении по совершествованию военного искусства.
Афинская система воспитания

Описание слайда:

Афинская система воспитания ориентировала человека на овладение “cовокупностью добродетелей”, в дальнейшем получившей известность как программа “семи свободных искусств”
( грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

Описание слайда:
Описание слайда:

В разных странах и у разных народов религиозные идеи воплотились в конкретные формы воспитания, многообразие которых наблюдается и сегодня.
В VI –XI вв. большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания, в особенности христианская. Основная задача воспитательной системы – приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (христианской, исламской, буддистской).

Описание слайда:

В отличие от большинства государств Средневековья, в Византии сложилась собственная система воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции.
Однако достаточно яркие очертания трехступенчатой системы образования в истории отмечается намного раньше – в Китае в период династии Хань (Iв. до н.э. – Iв. н.э.).

Именно в этот период на Западе определились три основные стадии образования человека – элементарное, среднее и высшее.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Истории известны разные примеры сословного воспитания.
В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Дж. Локк).
Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной грамотности и соблюдение “кодекса чести”. В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа “семи рыцарских добродетелей”:
Рыцарское воспитание
владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальных инструментах.

Описание слайда:

Система рыцарского воспитания включал следующие этапы.
До 7 лет – домашнее воспитание.
7-14 лет – получение “придворного” опыта при супруге сюзерена (феодала)
С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях сюзерена. В этот период осваивались “начала любви, войны и религии”.
В 21 год проходил обряд посвящения в рыцари, предварявшийся испытаниями на физическую, воинскую и моральную зрелость на турнирах, в поединках и пирах.

Описание слайда:

Идеалы рыцарского воспитания сохранились и поныне.

Описание слайда:
Описание слайда:

Идеал воспитания по Дж.Локку – джентльмен – высокообразованный и деловой человек. Как правило, это выходец из высшего общества, получивший воспитание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен – человек, отличающийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVII-XX веков.
В качестве основных воспитательных средств использовались труд и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личностных качеств как делового человека.

Описание слайда:

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и компонентами его выступали:

Физическое воспитание, выработка характера и
развитие воли;
Нравственное воспитание и обучение
хорошим манерам;
Трудовое воспитание;
развитие любознательности и
интереса к учению, которое
должно было иметь как
теоретическую
направленность,
так и
практический
характер.

Описание слайда:

Система коллективного воспитания

Описание слайда:

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко была реализована в России в период 1930-1980 гг. Главная задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами становления коллектива.
1 этап характеризуется низким уровнем развития коллектива. Ведущая роль в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю.
На 2 этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива.

Описание слайда:

На третьем, высшем уровне развития коллектива развитие самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен руководствоваться “законами движения коллектива”, сформулированными А.С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных линий.
Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чувство гордости.

Описание слайда:

Современные системы воспитания

Описание слайда:

В современной теории и практике получают развитие гуманистические воспитательные системы
(Е.В. Бондаревская, В.В. Караковский, Л.И. Новикова и др.). Система воспитания становится средой жизнедеятельности и творческого развития ребенка. Личностно-ориентированный подход предполагает, что в воспитательной системе управление не распространяется непосредственно на личность; предметом управления становится создание условий, среды воспитанника, отбор личностно-развивающего содержания, разработка технологий, осуществление мониторинга воспитанности.

Описание слайда:

Цель воспитания с позиции личностно-ориентированного подхода – человек культуры, как свободная, духовная, гуманная личность, способная к творческой самореализации, культурной идентификации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде.
Принципы личностно-ориентированного воспитания:
Природосообразность
Культуросообразность
Индивидуально-творческий подход
Функции личностно-ориентированного воспитания:
Гуманитарная
Культуросозидательная
Социализация

Описание слайда:

Личностно-ориентированный тип воспитания нашел воплощение и развитие в образовательных учреждениях г.Ростова-на-Дону и далеко за его пределами. Каждая школа, выстраивая неповторимую воспитательную систему, реализующую идеи гуманизации и творчества, но с учетом особенностей социума и собственных возможностей.
Например, Школа адаптации (№№ 1, 58)
Школа русской культуры (№№ 26, 78, 100)
Школа психологической культуры (№№ 39)
Школа гражданской культуры (№№ 67, 103)
Школа с художественно-эстетической
направленностью (№№ 35, 50, 102)
Школа – центр гуманитарной культуры (№№ 46, 83)
Школа социализации и творческого саморазвития личности (№ 30)
Школа открытого типа (№№ 4, 110)
Школа духовно-нравственно развития личности (№ 96) и др.

Описание слайда:

Вопросы для обсуждения и/или
самоконтроля

Что включает понятие “воспитательная система”?
Докажите, что системы воспитания развиваются в связи с общественно-историческим процессом.
Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего?
В чем состоит гуманистический смысл новых концепций воспитания?
Какие основные направления обновления воспитания на современном этапе лично Вы относите к приоритетным?
Расскажите об интересном опыте воспитания в Вашей школе.

Описание слайда:

Общие выводы
По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа “плохая” или “хорошая”. Примеры конкретных систем воспитания показывают, что они выстраивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей.
Таким образом, в течении многих веков в мире по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни.
В воспитательных системах, как и в общественном сознании, преимущественно отражаются представления о Человеке и его Жизни, Семье, Отечестве, Культуре, Мире, Природе, Добре и Красоте.

Описание слайда:

Темы самостоятельных исследований
Ценности и цели воспитания при рабовладельческом строе.
Рыцарь: две стороны одной медали.
Воспитание джентльмена как стратегия буржуазного образования.
Коллективная система воспитания: “за” и “против”.
Гуманистические концепции воспитания.
Идеалы воспитания человека в информационном обществе.

Описание слайда:

Список рекомендуемой литературы
Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Учеб. Пособие.- Ростов-на-Дону, 2000.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования.- Ростов-на-Дону, 2000.
Битинас Б.П. Введение в философию воспитания.- М.,1996.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики.- М., 1998.
Каптерев П.Ф. История русской педагогики.- СПб., 1999.
Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М., 2002.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М., 2000.
Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учеб. Пособие.- Красноярск, 2002.

Описание слайда:

Использованные ресурсы
Литература
Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Учеб. Пособие.- Ростов-на-Дону, 2000.- 44с.
Бордовская Н.В., РеанА.А. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб, 2001.- 304с.
Инновационная школа № 1 (12) /Гл.ред. Е.В. Бондаревская.- Ростов-на-Дону, 2002.- 96с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Теория и методика воспитания: конспект лекций.

3.4. Воспитательные системы в истории педагогики и на современном этапе.

За долгую историю существования педагогики как науки и практики возникало множество воспитательных систем, основанных на различных философских, социологических и психолого-педагогических концепциях. Охарактеризуем часть из них.

Самые древние системы воспитания, описанные в ряде источников и дошедшие до наших дней в виде отдельных идей и направлений, были созданы в греческих городах-государствах Спарте и Афинах и отражали специфику их экономического и политического устройства.

Традиции спартанского воспитания стали предметом подражания в последующие эпохи, особенно в системах закрытых военных учебных заведений.

Афинская система воспитания ставила своей целью воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, показателями чего служили победы в соревнованиях по гимнастике, танцах, музыке, в словесных спорах. Система воспитания также реализовывалась поэтапно. На первом этапе (7-16 лет) дети посещали одновременно мусическую (музыкальную) и гимнастическую школы (палестры), в которых получали литературное, музыкальное и военно-спортивное воспитание. На втором этапе (16–18 лет) юноши совершенствовали свое образование и воспитание в гимнасиях, где приобретали опыт красноречия и ведения споров. На заключительном этапе (18–20 лет) лучшие юноши совершенствовали военное мастерство в эфебиях.

Афинская система воспитания была ориентирована на овладение «совокупностью добродетелей», которые в дальнейшем получили известность как «семь свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа вошла в историю как символ греческой образованности.

В Европе VI–ХV вв. большое влияние на формирование воспитательных систем имели религиозные традиции (православная, мусульманская, буддийская, иудейская), согласно которым задачей воспитания было достижение человеком гармонии между земным и небесным существованием. Содержательную основу такого воспитания составляли религиозно установленные нравственные нормы, отражающие вечные представления человечества о добре и зле.

Параллельно с этим в эпоху Средневековья существовала система рыцарского воспитания, которая включала в себя жертвенность, религиозное послушание в сочетании с личной свободой, служение Прекрасной Даме, соблюдение кодекса чести. В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте.

Система рыцарского воспитания состояла из четырех этапов. До 7 лет мальчик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет он служил пажом у супруги феодала и приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни. С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем при рыцарях, осваивая «начала любви, войны и религии». В 21 год его посвящали в рыцари, основанием для чего служили испытания на физическую, воинскую и нравственную зрелость, продемонстрированные на турнирах, поединках и пирах.

Одной из первых авторских воспитательных систем стала система воспитания джентльмена, предложенная английским философом и педагогом Джоном Локком (1632–1704) и легшая в основу западной воспитательно-образовательной традиции ХVIII–ХХ вв. В трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693) он обосновал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания, поскольку «душа человека – чистая доска без всяких знаков и идей, которую надлежит заполнить воспитанием». Идеалом воспитания, согласно Локку, является высокообразованный и деловой человек. Главными составляющими в его воспитании выступают: 1) физическое воспитание, выработка характера, развитие воли; 2) нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; 3) трудовое воспитание, основанное на знаниях по экономике и сельскому хозяйству, владениях ремеслами; 4) развитие любознательности и интереса к учению, которое должно иметь теоретическую направленность и практический характер.

Воспитательная система немецкого философа и педагога Рудольфа Штейнера (1861–1925), известная как вальдорфская педагогика (по названию фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа), базируется на теории свободного воспитания. Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития личности, которые осуществляются в партнерстве с учителем, в гармонии души и тела.

Воспитательная система вальдорфских школ была призвана одновременно развивать интеллект (дух), тело и нравственность (душу) человека. Главный принцип, лежащий в основе данной воспитательной системы, – принцип свободы, которая при этом обязательно предусматривает ответственность. Школа представляет собой социальный организм нового типа. Прежде всего в ней нет директора. К решению всех важных вопросов привлекаются родители. Школа не имеет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная свобода в выборе содержания, форм и методов образовательного процесса.

Педагоги вальдорфской школы были незаурядными личностями, высокоэрудированными, прекрасно подготовленными специалистами, для деятельности которых характерны: 1) выбор в качестве основных средств обучения яркого, живого слова, ритма, природного материала, игры, творческой деятельности; 2) опора на индивидуальные особенности детей, их душевные переживания как стимул для развития и осознания своего «Я»; 3) ориентация на развитие у детей способности чувствовать, творчески созидать, изучать природу, воспринимать культуру и искусство; 4) установка на обучение без отметок, на показ того, что педагог вместе с учениками ищет ответы на поставленные вопросы, не всегда зная ответы; 5) стремление оказать помощь ученику в форме суждения-совета, который высказывается как пожелание в ходе свободного общения.

Воспитательная система итальянского педагога Марии Монтессори (1870–1952) разработана в русле идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе. Главную задачу школы Монтессори видела в том, чтобы создавать окружающую среду, способствующую естественному процессу саморазвития ребенка.

Основными концептуальными положениями воспитательной системы М. Монтессори выступают следующие: 1) обучение и воспитание должны проходить совершенно естественно в соответствии с развитием личности, поскольку ребенок сам себя развивает; 2) девизом воспитательной системы должно быть обращение ребенка к педагогу («Помоги мне сделать это»); 3) вся жизнь ребенка – от рождения до гражданской зрелости – есть развитие его независимости и самостоятельности; 4) в организации воспитания необходимы учет сензитивности и спонтанности развития, единство индивидуального и социального развития; 5) в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах; 6) сущность разума – в упорядочении и сопоставлении; 7) не надо обучать ребенка: необходимо предоставить ему условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры; 8) сознание ребенка является «впитывающим», поэтому главное в воспитании заключается в том, чтобы организовать окружающую среду для такого «впитывания».

Одной из центральных в воспитательной системе М. Монтессори является идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды, которая необходима для того, чтобы реализовать природные силы развития, заложенные в ребенке. В дошкольный период воспитывающая среда содержит так называемый монтессори-материал, подобранный в соответствии с индивидуальностью ребенка и его стремлением к движению, выступающий психологическим инструментом опосредованного восприятия мира и необходимый для развития практических умений, мелкой моторики и сенсорики, рук, глаз, речи ребенка. Часть этого материала создается из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, вкусу, весу, температуре. Взрослый как конструктивный элемент воспитательной среды всегда готов прийти на помощь в желании ребенка познать окружающий его мир и самого себя.

В младшем школьном возрасте «монтессори-материал» содержит специально созданные яркие, наглядные дидактические средства (числовые таблицы, цифры, буквы и геометрические фигуры из шершавой бумаги, числовой материал из бусин, средства письма, библиотечку). Взрослый как организатор воспитательной среды проводит беседы, рассказы, разговоры, игры. Главное в его позиции: исследовать, наблюдать, организовывать воспитывающую среду, уважать право ребенка быть самим собой и отличаться от взрослых и других детей.

Воспитательная система выдающегося французского педагога и философа Селестена Френе (1896–1966), сельского учителя из местечка Ванс, разрабатывалась на основе концепции свободного воспитания. По мнению Френе, ребенок должен сам создавать свою личность, творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные возможности, самоактуализироваться. Функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. В связи с этим Френе уделял особое внимание конструированию среды, в которой происходят обучение и саморазвитие личности. В ряде философско-педагогических трудов он описал и внедрил в реальную практику модель «детского заповедника», где целью воспитания выступает «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить».

Концептуальные положения воспитательной системы С. Френе включают следующие принципы: 1) воспитание – процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с особенностями возраста и способностями личности; 2) приоритетами воспитательного процесса являются межличностные отношения и ценностные ориентации; 3) общественно полезный труд обязателен на всех этапах воспитания и развития личности; 4) большая роль в воспитательном процессе принадлежит школьному самоуправлению; 5) необходимо целенаправленно развивать эмоциональную и интеллектуальную активность личности; 6) педагог никого не воспитывает, не развивает, а на равных с детьми участвует в решении общих проблем; 7) в деятельности детей нет ошибок, а есть недоразумения, разобравшись в которых совместно со всеми, можно их не допускать; 8) нет назидательной дисциплины, поскольку дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения.

Создание воспитательной системы, в которой оптимальным образом взаимодействуют школа, природная и социальная среда, занимала особое место в педагогической теории и практике выдающегося русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого (1878–1934). Его деятельность началась в 1905 г., когда он создал первые в России клубы для детей и подростков. Следующим этапом стало создание детской трудовой колонии «Бодрая жизнь» (1915–1917), а затем Первой опытной станции по народному образованию (1919–1932). С. Т. Шацкий считал, что развивающее влияние воспитательной системы будет тем выше, чем активнее дети включаются в изучение и преобразование окружающей среды. Организуя различные аспекты жизнедеятельности личности – трудовое, физическое, умственное, игровое пространство, – школа должна быть инициатором социокультурных изменений, «изучать жизнь и участвовать в ней в целях ее преобразования».

С. Т. Шацкий был уверен, что только труд способен внести «смысл и порядок в детскую жизнь», однако организовывать его надо с соблюдением следующих условий: 1) труд должен быть интересен для детей; 2) он должен иметь для них личную и общественную значимость; 3) труд должен быть направлен на развитие сил и способностей детей; 4) он должен развивать у детей деловые связи и партнерские отношения.

Воспитательная система в педагогической практике С. Т. Шацкого выступала как целостное социально-педагогическое единство, в состав которого входили ясли и детские сады, начальная и средняя школы, школа-интернат, клуб, читальня. Кроме того, были созданы подструктура исследовательских учреждений и система повышения квалификации педагогических кадров.

Воспитательная система выдающегося педагога советской эпохи Антона Семеновича Макаренко (1888–1939) создавалась в 1920-е гг., когда в России решалась масштабная задача – поиск эффективных путей борьбы с беспризорностью. С этой целью А. С Макаренко в 1920 г. организовал под Полтавой Трудовую колонию имени А. М. Горького для перевоспитания малолетних преступников, а позже – Детскую трудовую коммуну имени Ф. Э. Дзержинского. Особенностью воспитательной системы Макаренко являлась диалектическая взаимосвязь целей и средств воспитания, что нашло выражение в следующих основных принципах деятельности: 1) гуманизм воспитательного воздействия, заключающийся в формуле: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему»; 2) коллективный характер воспитания, выступающий сердцевиной всей системы деятельности детского сообщества; 3) наличие «системы перспективных линий», т. е. ближних, средних и дальних целей, делающих жизнь детей осмысленной и наполненной ожиданиями «завтрашней радости»; 4) наличие параллельного действия, при котором влияние на личность оказывает не только педагог, но и коллектив на основе общественного мнения; 5) вовлеченность детского коллектива в интересный, содержательный общественно полезный труд, способный приносить радость и гордость за достигнутые результаты; 6) организация досуговой деятельности на основе разнообразных кружков по интересам (хоровой кружок, драмкружок, спортивно-военный, шахматно-шашечный, танцевальный, литературный, кружок политграмоты, световая газета, кружок сказок).

Необходимо отметить, что многие аспекты воспитательной системы А. С. Макаренко до сих пор широко распространены в мировой педагогической практике.

В середине ХХ столетия в педагогических теориях Запада были сделаны выводы о том, что именно «школьная среда» определяет качественные особенности воспитательно-образовательного процесса. На основе данных теоретических положений в Англии, Австралии и США стали создаваться воспитательные системы, получившие название «эффективная школа».

Эффективная школа создает для учащихся жизненную среду, которую отличает теплая, позитивная атмосфера сотрудничества и безусловного взаимного признания, что и обеспечивает подлинную эффективность воспитательно-образовательного процесса. Ведущей установкой является стремление оказывать поддержку каждому члену группы, который в ней нуждается. Организационная структура эффективной школы и правила поведения в ней устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить как можно большую индивидуальную свободу в рамках ограничений, добровольно принимаемых всеми членами этого сообщества. Это способствует не только хорошей успеваемости, но и формированию у каждого учащегося позитивной самооценки. Начиная с 1960-х гг. в США появилась другая разновидность воспитательной системы школы, называемая «справедливые сообщества». Это небольшие (чаще до 100 человек) добровольные объединения администрации, учащихся и учителей, имеющие прочные связи с родителями, созданные внутри обычной традиционной школы. Все члены сообщества обладают правом голоса в решении основных проблем. Школа живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге. Управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. В основе этой воспитательной системы лежат идеи американского психолога Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей ступени к более высоким ступеням морального развития. Для этого прежде всего необходимы демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков.

Жизнь сообщества включает разнообразную деятельность на пользу близким и далеким людям: это и расчистка игровых площадок, и сбор средств в пользу нуждающихся, и творческие конкурсы, и собрания в кругу. Собрания помогают не только организовывать деятельность сообщества, но и разрешать конфликтные ситуации, анализировать поступки каждого, оценивать дела «справедливого сообщества». Одной из форм воспитания является решение морально-нравственных дилемм, в результате чего и педагоги, и учащиеся приобретают прочные ценностные ориентиры, трансформируют узкоэгоистические интересы в правила и нормы группового поведения. При этом педагоги стараются не переступить черту, за которой находится прямое давление на ценностные установки учащихся. Общими характеристиками сообществ являются эмоционально комфортная обстановка в школе, чуткость и забота друг о друге, нравственная и интеллектуальная развитость детей, сотрудничество.

Наиболее разработанными воспитательными системами в ряде стран Запада и в США являются школы глобального образования. В основе данных воспитательных систем лежит концепция американского философа Р. Хенви, который рассматривает мир как единое целое, как огромную глобальную общину, существующую в виде системы взаимосвязей и взаимозависимостей, где благополучие каждого зависит от благополучия всех. В соответствии с этим цель школы глобального образования состоит в том, чтобы научить школьников: 1) видеть планету в целом и отдельные ее аспекты как взаимосвязанные во всех элементах сложные системы; 2) рассматривать свою национальную культуру как органическую и необходимую часть общемировой культуры, а в национальной культуре видеть и ценить элементы культуры общечеловеческой; 3) осознавать себя как суверенную личность, члена семьи и общества, действующего субъекта исторического процесса; 4) применять приобретенные в школе знания, способы деятельности, умения и навыки на практике, в конкретных делах по улучшению состояния социальной и природной среды.

Воспитательные системы, разрабатываемые в современной отечественной педагогической теории и практике, нацелены на реализацию требований личностно ориентированного образования, предусматривающего оптимальное развитие и саморазвитие педагогов и воспитанников в процессе их совместной творческой жизнедеятельности.

Воспитательная система школы № 825 г. Москвы (директор Владимир Абрамович Караковский), ориентированная на целостную педагогическую концепцию «Мы – школа», опирается на идеи системности, комплексного подхода к воспитанию, интеграции педагогических воздействий, приоритетности коллективного творчества. Ее основными особенностями выступают: 1) организационное строение, включающее педагогический совет (администрация, учителя, представители от старшеклассников) и большой совет (директор, педагоги, представители от каждого класса, начиная с шестого); 2) стиль взаимоотношений, основанный на заинтересованном обсуждении детских проблем, доброжелательном отношении к каждому ребенку, отсутствии грубости, резкого тона и серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, личных дружеских связях между учителями и учениками; 3) ключевые общешкольные дела (термин В. А. Караковского), которые проводятся как традиционные мероприятия, вносят организационную упорядоченность в жизнь школы, но каждый раз разрабатываются, подготавливаются и проводятся на основе оригинального, нетрадиционного, творческого подхода; 4) коммунарский сбор как главный функциональный узел воспитательной системы, проводимый в весенние каникулы в течение трех дней, представляет собой комплекс коллективных творческих дел, осуществляемых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом за город. Это мощное средство объединения коллектива и осознания чувства «мы».

Воспитательная система школы самоопределения (школа № 734 г. Москвы) Александра Наумовича Тубельского имеет следующие особенности: 1) в соответствии со сборником «Имею право», определяющим Устав школы, главной целью обучения и воспитания является «создание условий, которые содействуют ребенку в строительстве личности, осознании своей индивидуальности, образовании себя»; 2) задача учителя видится в том, чтобы сохранить у ребят любознательность и интерес к учебе; это достигается отсутствием жестких образовательных программ, преимущественной ориентацией на интересы, склонности и способности каждого ученика, самостоятельно и в индивидуальном темпе добывающего знания; 3) вся школа превращена в большую экспериментальную площадку, занятия по различным предметам строятся на основе самостоятельной исследовательской деятельности детей, которые сами выдвигают версии, ищут доказательства и сами определяют, каких знаний им не хватает для решения проблемы; 4) творческая деятельность является ведущей в организации учебно-воспитательного процесса, что проявляется в издании общешкольной газеты «Фиговый листок», во введении ряда обязательных дисциплин и спецкурсов, направленных на то, чтобы помочь ребенку выразить себя в письменной и устной речи; 5) весь процесс жизнедеятельности школы основывается на равноправии и педагогике сотрудничества, регулируется школьной конституцией, которая одинаково обязательна для всех граждан, которыми являются и ученики, и учителя.

Ученики школы А. Н. Тубельского имеют право с 5-го класса выбирать предметы для изучения сверх государственного минимума; заниматься по индивидуальному плану, предоставляющему каждому ученику возможность свободно посещать занятия и сдавать программу досрочно; по договоренности с администрацией заменять учителя или даже отказаться от него.

Воспитательная система Красноярской школы «Универс» (директор Сергей Юрьевич Курганов) основана на поэтапном вхождении ученика в диалог культур на основе следующей динамики: 1-2-й классы – зарождение «узелков» понимания («точек удивления»), в качестве которых выступают идеи, слова, числа, явления природы, исторические моменты и которые построены по схеме народных загадок; 3-4-й классы – освоение античной культуры как целостное, неделимое единство, включающее античную историю, математику, искусство, мифологию, механику; 5-6-й классы – освоение культуры Средневековья по принципу, аналогичному предыдущей программе; упор на пафос веры и культа, характерные для культуры этой эпохи, но без пропаганды религии; 7-8-й классы – освоение культуры Нового времени как диалога с предшествующими и последующими эпохами на основе изучения первоисточников ХVII–ХIХ вв.; 9-11-й классы – культура современности, изучаемая с трех основных позиций: 1) сведение воедино загадок и отгадок всех предыдущих курсов; 2) углубление во внутреннюю противоречивость современных общечеловеческих проблем; 3) организация диалога между классами, возрастами, культурами.

Воспитательная система агрошколы Александра Александровича Католикова (г. Сыктывкар, Республика Коми) основана на воплощении в условиях современной школы-интерната модели трудового воспитания по А. С. Макаренко.

В школе около 300 детей в возрасте от 2 до 18 лет. Материальная база школы включает жилой комплекс (учебные и спальные корпуса, медицинский блок, спортивный блок с плавательным бассейном, стрелковый тир), учебно-опытное хозяйство (30 га земли под цветы и овощи, 100 га земли под пашню, 100 га лугов, 70 га лесного хозяйства, ботанико-зоологический заказник), технический парк (гаражи, вело– и мотоклассы, 18 тракторов) и животноводческий комплекс (15 коров, 15 телят, 100 поросят, 50 овец, 4 лошади, птицеферму и кролиководческую ферму).

Важнейшими элементами воспитательной системы агрошколы являются разновозрастные бригады, соревнования, культ труда, позиция педагога и позиция ребенка.

Разновозрастные бригады работают на основе самоуправления: бригадир избирается на общем собрании, бригада имеет вымпел, девиз, эмблему, песню. В коллективе есть совет командиров, действует школа командиров.

Соревнование служит стимулом жизнедеятельности коллектива школы: каждая бригада имеет свой участок работы, для учета результатов соревнования разработана четкая система учета труда.

Позиция педагога: жить вместе с детьми, трудясь вместе с ними, радуясь общению, природе, труду, жизни.

Позиция детей: выступая членом единого коллектива, быть свободным в выборе трудовой деятельности как средстве самореализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *