Чем отличаются деловые отношения и личные отношения
Разница между деловыми и личными отношениями
Специфика отношений между людьми может иметь деловую или личностную направленность. В том и в другом случае общение протекает по определенным принципам. Рассмотрим, чем отличаются деловые и личные отношения, проанализировав каждый из этих видов человеческого взаимодействия.
Определение
Для большинства людей неотъемлемой частью жизни является общение, связанное с производственной деятельностью. В такой ситуации стороны вступают в деловые отношения, которые во многом не похожи на обыденные. В подобных отношениях присутствуют свои правила и этические нормы, знать и соблюдать которые очень важно для успешного продвижения любого дела. Это особенно касается организаторов производства, людей управленческой сферы – коммуникативная компетентность для них является важной составляющей профессионального облика.
В то же время люди могут быть сами по себе дороги, близки друг другу вне работы или учебы, в семье. В этом случае отношения определяются как личные. Сложно представить себе чью-либо жизнь без присутствия в ней общения такого рода.
Сравнение
Итак, в чем состоит отличие деловых и личных отношений друг от друга? Прежде всего, обратим внимание на цели взаимодействия. Так, в случае делового сотрудничества важен конечный результат, получаемый благодаря общим усилиям сторон. Для личных же отношений определяющим является сам процесс общения. На первое место выходит заинтересованность людей друг в друге.
Деловая дисциплина имеет официальный формат. Общаясь в рамках производства, людям необходимо в чем-то себя ограничивать. Не относящиеся к делу собственные чувства, эмоции, взгляды здесь являются неуместными. Личные же отношения устанавливаются естественным образом. Они не нарушают внутренний комфорт человека, и каждый вправе по своему желанию закончить такое общение.
Однако деловые отношения необязательно являются сухими, безэмоциональными. Напротив, в этих условиях иногда бывает полезным живое, достаточно свободное общение, но пользоваться подобной формой взаимодействия надо уметь. В любом случае должны присутствовать определенные рамки, не позволяющие отодвинуть корпоративные интересы на второй план.
Говоря о том, в чем разница между деловыми и личными отношениями, следует отметить, что детям не свойственно вступать в настоящее деловое общение, поскольку их психика для этого еще недостаточно сформирована. Так, младший школьник и учитель находятся между собой в личных, а не в деловых отношениях.
Разговор о главном: чем различаются деловые и личные отношения?
Чем различаются деловые и личные отношения? Многим. Форматом общения, его главной целью, задачами и даже возрастными особенностями. Отличий на самом деле очень много. И все они знакомы людям, имеющим даже базовый, минимальный опыт общения.
Особенности деловых отношений
В первую очередь это ясность, точность, а также структурированность речи. Деловое общение осуществляется с определённой целью, а значит и разговор должен вестись по теме – без эмоций, выражений лишних чувств и неуместных взглядов.
Также имеет место быть чужое мнение. В рамках официального общения выслушивают каждого человека и потом уже решают, целесообразно ли использование его идей в работе.
Важнейшим нюансом является пунктуальность. Если человек опаздывает, то он заставляет коллег и партнёров ждать. Это показывает его как безответственного сотрудника и к тому же тормозит весь рабочий процесс, сказывается на деятельности всей команды.
Соответствие статусу – вот ещё чем различаются деловые и личные отношения. Таков этикет. Работник солидной организации должен приходить в офис в костюме, но никак уж не в пляжных сланцах, шортах или короткой юбке.
О личных отношениях
Теперь можно вкратце рассказать и о них. Особый эмоциональный контакт – вот чем различаются деловые и личные отношения. В первом случае он, как правило, отсутствует. А вот в личном аспекте без него никак не обойтись. Сюда можно отнести дружбу, любовь, отношения между детьми и родителями, приятелями по виртуальной переписке и т. д.
На характер личных отношений влияет огромное количество факторов. Вот лишь малая их часть:
Всё это формирует отношение людей друг к другу, взаимную симпатию или неприязнь, а также определяет перспективу их связи. Здесь всё естественно. Личные отношения устанавливаются словно сами по себе, не нарушая внутреннего комфорта человека. Если люди не ладят, они могут закончить общение. А вот деловым партнёрам и коллегам в большинстве случаев приходится продолжать контакт вне зависимости от их неприязни.
Примеры
Они встречаются повсеместно. Примеры деловых и личных отношений сопровождают нас постоянно. Начальник вызывает подчинённого к себе в кабинет, чтобы пообщаться по поводу его повышения – вот и ситуация, демонстрирующая первый случай. На лицо деловые отношения. Сюда же можно отнести и процесс заключения партнёрства или трудового контракта. Даже покупатель в магазине, общаясь с продавцом-консультантом, осуществляет деловые отношения. Потому что у их диалога есть цель – осуществление купли-продажи товара. Каждый деловой контакт приводит к конкретному результату.
У личных отношений тоже есть цель. Но она более возвышенная, поскольку речь идёт о получении участниками подобного контакта радости от взаимного общения. Две подруги встречаются вечером в баре, чтобы обсудить события последних дней – это уже личностный аспект. Точно так же, как и общение мужа и жены, парня и девушки, родителей и детей.
Заключение
Итак, выше было вкратце сказано о том, чем различаются деловые и личные отношения. Теперь можно подытожить выводы. Удобным способом станет краткая сравнительная таблица «Деловые и личные отношения». В ней тоже отмечены лишь основные, наиболее значимые нюансы.
Деловые | Личные |
Возникают на должностной основе | Обусловлены симпатиями и антипатиями |
Могут устанавливаться правилами и нормами | Не имеют зависимости от деятельности оппонентов |
Играет роль должностное положение членов группы | На первое место выходит личное отношение к человеку |
Базой является общая цель или мотивация | Основаны на индивидуальном восприятии |
Деловое общение – форма коммуникационного взаимодействия во имя получения взаимовыгодных результатов. Личное носит избирательный характер, при котором на первое место выходит эмоциональное отношение к партнёру.
Что такое личные отношения определение. Личностные отношения человека
Особенности деловых отношений
В первую очередь это ясность, точность, а также структурированность речи. Деловое общение осуществляется с определённой целью, а значит и разговор должен вестись по теме — без эмоций, выражений лишних чувств и неуместных взглядов.
Также имеет место быть чужое мнение. В рамках официального общения выслушивают каждого человека и потом уже решают, целесообразно ли использование его идей в работе.
Важнейшим нюансом является пунктуальность. Если человек опаздывает, то он заставляет коллег и партнёров ждать. Это показывает его как безответственного сотрудника и к тому же тормозит весь рабочий процесс, сказывается на деятельности всей команды.
Соответствие статусу — вот ещё чем различаются деловые и личные отношения. Таков этикет. Работник солидной организации должен приходить в офис в костюме, но никак уж не в пляжных сланцах, шортах или короткой юбке.
Что такое трудовые отношения?
Отношения людей в обществе, связанные с трудоустройством, самим процессом работы, которые подпадают под правила трудового законодательства, называют трудовыми отношениями или вернее правоотношениями.
Важную роль в этих отношениях играет государство, устанавливая правила или оказывая влияние иными способами. Трудовые правоотношения делят на несколько категорий, одна из них:
правоотношения, складывающиеся непосредственно между конкретным работником и работодателем.
О личных отношениях
Теперь можно вкратце рассказать и о них. Особый эмоциональный контакт — вот чем различаются деловые и личные отношения. В первом случае он, как правило, отсутствует. А вот в личном аспекте без него никак не обойтись. Сюда можно отнести дружбу, любовь, отношения между детьми и родителями, приятелями по виртуальной переписке и т. д.
На характер личных отношений влияет огромное количество факторов. Вот лишь малая их часть:
Всё это формирует отношение людей друг к другу, взаимную симпатию или неприязнь, а также определяет перспективу их связи. Здесь всё естественно. Личные отношения устанавливаются словно сами по себе, не нарушая внутреннего комфорта человека. Если люди не ладят, они могут закончить общение. А вот деловым партнёрам и коллегам в большинстве случаев приходится продолжать контакт вне зависимости от их неприязни.
11.1. Межличностные отношения и их классификация
Межличностные отношения — это отношения, складывающиеся между отдельными людьми
. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.
Межличностные отношения делятся на следующие виды:
1) официальные и неофициальные;
2) деловые и личные;
3) рациональные и эмоциональные;
4) субординационные и паритетные.
называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу.
Неофициальные (неформальные)
отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.
взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.
взаимоотношения — это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения.
Знакомство
— это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними.
Товарищество
— это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях.
Дружба
— это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов.
Интимные отношения
являются видом личных отношений. Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.
отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.
Эмоциональные
отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.
отношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому
паритетные
отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.
Метки:взаимоотношение, взгляд, возникновение, выражение, высота, деятельность, должные, интерес, информация, испытания, класс, коллектив, контакт, личность, люди, отношения, переживание, подчиненный, положительное, работа, речь, руководитель, руководство, субъект, характер, человек, чувства, эмоциональность
Посмотрите также
Tags: взаимоотношение, взгляд, возникновение, выражение, высота, деятельность, должные, интерес, информация, испытания, класс, коллектив, контакт, личность, люди, отношения, переживание, подчиненный, положительное, работа, речь, руководитель, руководство, субъект, характер, человек, чувства, эмоциональность
Примеры
Они встречаются повсеместно. Примеры деловых и личных отношений сопровождают нас постоянно. Начальник вызывает подчинённого к себе в кабинет, чтобы пообщаться по поводу его повышения — вот и ситуация, демонстрирующая первый случай. На лицо деловые отношения. Сюда же можно отнести и процесс заключения партнёрства или трудового контракта. Даже покупатель в магазине, общаясь с продавцом-консультантом, осуществляет деловые отношения. Потому что у их диалога есть цель — осуществление купли-продажи товара. Каждый деловой контакт приводит к конкретному результату.
У личных отношений тоже есть цель. Но она более возвышенная, поскольку речь идёт о получении участниками подобного контакта радости от взаимного общения. Две подруги встречаются вечером в баре, чтобы обсудить события последних дней — это уже личностный аспект. Точно так же, как и общение мужа и жены, парня и девушки, родителей и детей.
Оплата
Разница между работником и исполнителем определяется несколькими критериями.
Работник получает оплату труда независимо от качества работы, может варьироваться только её размер. Законодательство определяет четкие границы минимального размера оплаты.
Исполнитель в случае возникновения спорной ситуации менее защищен. Особенно это касается размеров оплаты труда. Тем более, что исполнителю платят за результат, работник же получает оплату за процесс деятельности.
Роль дисциплины в личных и деловых отношениях
Чтобы глубже понять, чем различаются деловые и личные отношения, нужно обратить внимание на такой фактор, как дисциплина. Наличие строгих дисциплинарных норм в поведении между двумя людьми или внутри группы людей определяет деловой характер их общения. Но если на фоне исключительно деловых связей параллельно возникают а корпоративная дисциплина отходит на второй план, то отношения постепенно приобретают не партнерский, а личный характер.
Однако, определяя дисциплину как ответ на вопрос, чем различаются деловые и личные отношения, нельзя не сказать, что в значительной степени она присуща и личным отношениям, которые также не лишены субординации, например, между родителями и детьми. Разница в том, что дисциплина личных отношений устанавливается естественно и не нарушает внутреннего комфорта индивидов, в то время как деловая дисциплина имеет форму документально прописанного официального формата.
Чем различаются деловые и личные отношения? Многим. Форматом общения, его главной целью, задачами и даже возрастными особенностями. Отличий на самом деле очень много. И все они знакомы людям, имеющим даже базовый, минимальный опыт общения.
Товарищество, дружба, любовь.
— это пожалуй, самый древний и традиционный вид отношений людей. Он зародился тогда, когда между людьми могло еще не быть социальной вражды и конкуренции и когда им вместе приходилось добывать себе пищу, активно поддерживая и помогая друг другу в борьбе за существование. И в дальнейшем люди постоянно стремились развить и упрочить такие взаимоотношения друг с другом. Товарищеские отношения строятся не разумной основе, и люди, вступающие в эти отношения, готовы принять и соблюдать кодекс товарищества. Этот кодекс предполагает полное доверие и открытость людей по отношению друг к другу.
У настоящих товарищей нет опасений, что их сокровенные мысли и чувства можно использовать друг другу во вред. Добросовестность в сфере деловых отношений у настоящих товарищей означает такое отношение каждого из них к работе, при котором они честно и ответственно выполняют порученную им часть работы, причем независимо от того, контролируются или не контролируются их действия со стороны.
понимается такой вид глубоких личных человеческих отношений, которые чаще всего возникают между людьми одинакового возраста и одного и того же пола. Для друзей главное — психологическое единство и постоянная нужда друг в друге. Друзья помогают, поддерживают друг друга в трудные минуты, особенно при решении личных вопросов. Этим моментом дружба отличается от товарищества, хотя и те и другие отношения примерно одинаковой степени психологической близости и взаимозависимости людей.
Друзья без страха доверяют друг другу самое интимное, всегда и во всем могут друг на друга положиться, никогда не оставляют друг друга в беде.
Высшее человеческое чувство, наиболее глубокий вид отношений между людьми — любовь
. Люди любят детей и родителей, есть любовь к отечеству, к Богу, к человеку противоположного пола. Первые два вида любви основывается на традиционных родственных семейных связях и бытовой морали, они возникают между людьми, которые живут одной семьей, отвечают друг за друга, заботятся, посвящают себя друг другу.
Любовь к отечеству выражается в любви к своему дому, народу, Родине, на ней основывается чувство патриотизма. Следующий род любви — к человеку противоположного пола — возникает между мужчиной и женщиной, Юношей и девушкой. Влюбленные чувствуют сексуальное влечение друг к другу, но их отношения вовсе не сводятся к нему. Однако без взаимного полового влечения этот вид любви превращается в дружбу между людьми разного пола.
Как часто люди слышат от окружающих фразы, включающие понятие «личные отношения»? Наверняка, каждый день. Рано или поздно их начинает заинтересовывать смысл этих слов, поскольку не каждый сможет понять тонкости отношений между людьми.
Несомненно, мир отношений многогранен и непрост, порой разобраться во всех его тонкостях может только специалист. Однако для человека, которому интересно разобраться в себе и научиться лучше понимать других, будет полезно узнать, что же такое личные отношения.
Отношения деловые и личные
Чем различаются деловые и личные отношения между людьми? Под деловой подразумевается связь, обусловливаемая общими корпоративными интересами и Такие отношения могут иметь место между сотрудниками как одного звена, так и в контексте иерархической лестницы корпорации. Цель деловых взаимоотношений — результат общих рабочих усилий без привязки к ценности самого процесса общения.
Личные же отношения строятся иначе. Как правило, они возникают между близкими людьми, и их мотивация находится внутри, а не вне самого процесса общения. Другими словами, в процессе личных отношений люди заинтересованы друг в друге больше, чем в результате своей связи.
Чувства и их роль в отношениях
Гармоничные и здоровые межличностные взаимосвязи выстраиваются только в том случае, когда каждая сторона способна отвечать взаимностью, сочувствовать, радоваться за другого, сопереживать. Такие контакты отдельных личностей достигают наивысших форм развития.
В чем различаются деловые и личные отношения. Разница между деловыми и личными отношениями
Чем различаются деловые и личные отношения?
- деловые отношения это отногения связанные с профессиональной деятельностью, которые не особо затрагивают твоей эмоциональной сферы. Личные отношения, это отношения которые касаются твоей жизни не связанной с работой-личной жизнью, это отношения в которых ты пускаешь человека в свое личное пространство, делишься хорошим и плохим, что происходит в жизни.
Атмосферой, поведением, исключен интим, обязательны некоторые манеры, нет совместного проживания, за исключением съемного жилья с разными комнатами.
Деловые отношения основаны на общем деле, зачастую — на определенной работе, на достижении какой-либо общей цели, на создании чего-либо.
Личные отношения так или иначе завязаны на эмоциях, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.
Когда у людей деловые отношения, неуместно говорить или думать о том, что нам нравятся/не нравятся личностные характеристики другого человека, деловые люди не будут разбирать характеры друг друга и спорить о том, каким должен быть идеальный человек, они будут стремиться находить консенсус, избегать острых граней, работать во благо в первую очередь идеи.
Деловые отношения предполагают осторожное общение мужчины и женщины. Они могут вместе работать и видеть друг друга каждый день, или быть просто знакомыми людьми, никто из них даже не думает о возможности близких отношений между ними. Деловые отношения с человеком могут быть с другими людьми, к каждому из которых человек может обратиться по делу. Личные отношения означают, что мужчина и женщина любят друг друга, то есть личные отношения затрагивают эмоции. Если среди друзей (парня и девушки) пока кто-то один испытывает эмоции в отношении собеседника, значит этот человек претендует на личные отношения. Личными отношениями можно назвать дружбу парня и девушки с взаимной симпатией. Что можно рассказать собеседнику, это зависит от уровня доверия к нему (к ней), и от того, для какого собеседника предназначена определнная информация.
Деловыми отношениями связаны люди ведущие общую деятельность. Они регулируются нормами права, этикой деловых отношений, целями и общими интересами по роду деятельности. Личные отношения — это отношения между людьми, не связанными общей работой. Это приятельство, товарищество, дружба, любовь. Если для деловых отношений главное польза, которую эти отношения могут принести работе, то для личных отношений главное взаимопонимание и взаимоуважение. Личные взаимоотношения строятся на основе возникших симпатий и антипатий, а вот для деловых отношений проявления этих чувств недопустимо. Примером деловых отношений может послужить отношения между учеником и учителем, а примером личных отношений отношения между учениками в школе.
Отношения представляют собой целостную систему избирательных, индивидуальных и сознательных взаимосвязях личности с объективной действительностью, которая включает в себя три основных компонента: отношение к людям, к предметам внешнего мира и к себе.
Классификация межличностных отношений
Жизнь каждого человека многогранна, из-за чего и взаимоотношения в социуме бывают разные. В зависимости от ситуации и других многочисленных факторов межличностные связи классифицируют по нескольким признакам и разделяют их на такие типы межличностных отношений:
Перед тем как подробно изучить каждый тип отношений, мы хотим порекомендовать современные техники достижения психологии в построении взаимоотношений в различных сферах. Овладев этими психологическими техниками вы сможете легко взаимодействовать с людьми и выстраивать взаимоотношения.
Личные отношения
Особую нишу в жизни человека занимают личные
взаимосвязи. В первую очередь — любовь. Бестселлер Марины Комисаровой «Любовь. Секрты разморозки» помог сотням людей выйти из кризиса личных отношений.
Также к личным отношениям следует отнести:
К этой категории межличностных связей относят те, которые складываются между индивидуумами помимо сферы их совместной деятельности. Например, человек может нравиться как специалист и в своем деле, но как личность он вызывает неприязнь и осуждение со стороны его коллег. Или же наоборот, человек – душа компании, его все любят и уважают, но на работе он безответственный и несерьезно относится к своим обязанностям, за что вызывает волну негодования у начальства и в коллективе.
Деловые отношения
Основой делового типа взаимосвязей является распределение обязанностей между каждым членом коллектива (рабочего, творческого, учебного и др.).
Рациональные отношения
взаимоотношения выстраиваются тогда, когда одна из сторон, или обе стороны имеют цель извлечь определенную пользу из этих отношений. Основой рациональных связей является здравый смысл, расчет. При этом можно использовать различные техники и знания. Например такие как сторителлинг.
Эмоциональные отношения
контакты складываются в компании или группе людей на почве эмоций и чувств, которые возникают у них друг к другу. Только в редких исключительных случаях в таких взаимосвязях присутствует объективная оценка личностных качеств, поэтому эмоциональные и рациональные взаимоотношения индивидуумов часто не совпадают. Можно испытывать неприязнь к человеку, но при этом «дружить» с ним ради определенной выгоды.
Паритетные и субординационные взаимоотношения
Контакты двух или группы людей, которые выстраиваются по принципу равноправия, называются паритетными
. Полной противоположностью таковых являются
субординационные
связи. Под ними понимают такие, в которых одна сторона имеет более высокое положение, социальный статус, должность, а также больше возможностей, прав и полномочий по отношению к другой стороне. Данный тип взаимосвязей складывается между начальником и подчиненными, между учителем и учениками, родителями и детьми и т.д. В то же время межличностные контакты внутри коллектива (между работниками, учениками, братьями и сестрами) относятся к паритетному типу.
Формальные и неформальные взаимоотношения
Можно разделить на два типы межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные (официальные)
связи складываются на правовой основе и регламентируются законодательством, а также всевозможными уставами, порядками, инструкциями, указами и т.д. Такие взаимосвязи строятся независимо от личных чувств и эмоций. Как правило, такие отношения оформляются договором или соглашением в установленном законодательством письменном виде. Формальные взаимоотношения могут быть паритетными (между членами коллектива) и субординационными (между начальством и подчиненными), деловыми и рациональными.
межличностные отношения складываются без всяких законодательных ограничений и на основе личных интересов и предпочтений. Они могут быть как рациональными, так и эмоциональными, а также паритетными, субординационными, личными и даже деловыми. По сути официальные и неформальные межличностные контакты это практически то самое, что и личные и деловые взаимоотношения. Но здесь проходит тонкая грань, которую в большинстве случаев сложно определить, поскольку один тип связей накладывается на другой, третий и так дальше. Например, взаимоотношения между начальником и подчиненным. Между ними могут в одночасье быть такие виды контактов:
Все типы личностных связей в реальной жизни между конкретным человеком и окружающими тесно переплетаются, чем усложняют процесс проведения четких границ между ними.
Совет: как правильно налаживать деловые связи
Для успешного развития бизнеса важны не только личностные связи, но и деловые. Давайте разберемся, какие существуют деловые связи, или коммуникации — и как и где их лучше налаживать.
«Деловые отношения требуют времени и усилий, у них есть свой особый ритм. Все зависит от того, чем вы жертвуете ради них и что отдаете взамен. Если вы осознаете, что вкладываете в свое будущее, то ваши старания быстро себя окупят», — так говорит Эрминия Ибарра, профессор по организационному поведению бизнес-школы INSEAD. Слова специалиста по налаживанию различных деловых связей — основное правило общения в мире бизнеса.
При формировании новых деловых связей качество важнее количества
Общительность, или, употребляя современный термин, коммуникативность — качество, чаще вырабатываемое человеком, чем врожденное. Люди учатся общаться еще в детстве, сначала в семье, затем в детских учреждениях, во дворе, общаясь со сверстниками. Причем, интересно, что уже с раннего детства, в любом коллективе начинают создаваться навыки общения, и все начинают примеривать на себя разнообразные роли: лидера, «души всезнайки», помощника, молчуна, совестливого и т.д. Иногда роли, намеченные еще в детском общении, сохраняются на всю жизнь, но чаще они все же имеют тенденцию меняться в зависимости от новых жизненных обстоятельств.
Постепенно, по мере развития карьеры, люди начинают создавать не только личностные связи, но и деловые. Давайте разберемся, какие существуют деловые связи, или коммуникации, и как и где их лучше налаживать.
Специалисты различают три вида межличностного общения в бизнесе:
— те отношения, которые возникают у человека на работе каждый день и которые связаны с непосредственным решением текущих рабочих вопросов. Это отношения с руководством, с коллегами, с клиентами, поставщиками, партнерами по бизнесу и т.п. Данные отношения складываются у всех сотрудников, это — неотъемлемая часть работы, у кого-то, в силу специфики работы или характера, они развиты лучше, у кого-то хуже.
— отношения более дружеские, чем деловые. Такие отношения могут быть у сотрудников из разных подразделений компании или вообще разных компаний, которые не связаны одним делом. Это могут быть связи, которые возникли на различных общих мероприятиях, как корпоративных, так и светских и благотворительных. При личных связях на первое место выходит бескорыстие и дружелюбие в отношениях, но порой такие связи оказываются очень важными для людей и значат для них больше остальных, а иногда они могут переходить в деловые или стратегические отношения.
3. Стратегические (перспективные)
— деловые отношения на перспективу, которые складываются постепенно. Здесь можно различить два подвида отношений: целенаправленно созданные и интуитивно найденные.
3.1 Целенаправленно созданные отношения
— это отношения, которые деловой человек сознательно и заранее формирует, понимая, что в дальнейшем такие контакты могут пригодиться и принести пользу. Например, посещение различных выставок и конференций всегда предоставляет большое количество различных возможностей для общения, новые знакомства, которые совершенно необязательно пригодятся сразу же. Чаще всего, часть этих знакомств так и останутся первичными знакомствами без продолжения контактов, часть из них могут пригодиться в ближайшем будущем, а какая-то часть может сыграть важную роль. Если человек подумывает о поисках новой работы, то на подобном мероприятии он может познакомиться с представителями руководства других компаний, и в перспективе предложить им свою кандидатуру.
3.2 Интуитивно найденные отношения
— это отношения, которые сложились сами по себе, причем первоначально никакой деловой цели не имели, но в дальнейшем неожиданно стали деловыми. К примеру, знакомство на совместном светском или торжественном мероприятии, в клубах, на отдыхе, в самолете и т.п., когда два человека встретились и разговорились, обменялись визитками, нашли что-то общее во взглядах. В дальнейшем они могут периодически встречаться, например, в том же клубе или спортивной секции и т.п., но отношения остаются скорее приятельскими, и если наступает новый виток событий, к примеру, новый проект, который может заинтересовать обоих, то отношения могут стать стратегически деловыми.
Надо отметить, что грань между перечисленными тремя видами отношений тонкая и отношения могут из одного вида переходить в другой.
Как создавать различные деловые связи
В формировании новых деловых связей стратегическое мышление, целеустремленность, открытость ко всему новому — важнейшие качества, которые помогают находить новые контакты в сфере бизнеса.
Почему именно менеджерам среднего звена наиболее необходимы стратегические деловые связи? Потому что менеджеры младшего звена чаще стремятся к карьерному росту и ищут возможности для продвижения по службе, и, как следствие, новые связи. Топ-менеджеры ищут деловые связи несколько иного рода — партнерские отношения или инвестиционные. А вот менеджеры среднего звена имеют тенденцию застревать на одном месте, довольствуясь тем, что имеют.
Интересен в этом отношении опыт японских компаний, где раз в три года проводится аттестация и ротация сотрудников, и многих людей переводят на другое рабочее место: талантливых — на повышение, добросовестных — в другие отделы или даже в другие филиалы. Это делается для того, чтобы человек не засиживался на одном месте и у него бы «глаз не замыливался», то есть, когда перестают интересоваться чем-либо новым, разрабатывать новые идеи, совершенствоваться в профессии.
Кроме того, менеджер, у которого больше развиты навыки общительности и создания новых деловых контактов, больше и карьерных перспектив. Как говорит Эрминия Ибарра, если у сотрудников, находящихся на одинаковой карьерной ступени, однотипное образование, резюме, ум, то могут предпочесть того, у кого больше развита способность создавать новые деловые связи. Она считает, что для ведущих мировых компаний важнейшее значение имеют две вещи: умение налаживать контакты и продавать свои идеи.
Многие менеджеры жалуются на нехватку рабочего времени, особенно для создания чего-то нового. Но, если применить в своей работе приниципы тайм-менеджмента, можно постараться найти время для всего. В том числе и для поиска новых деловых связей. Кроме того, есть долгосрочные задачи, которые порой в дальнейшем оказываются важнее, чем ежедневные, к их числу относится и налаживание новых деловых связей.
Что необходимо для того, чтобы создавать новые деловые связи?
Нужно быть информированным и прислушиваться к своей интуиции. Информированность — важное качество современного бизнесмена. Бизнес — как живой организм, в котором постоянно что-то происходит, меняется, появляются новые технологии, новые тенденции и идеи и важно в них разбираться, для того, чтобы легче было найти единомышленников. С человеком, который больше знает, компетентен в своей области, профессионалам интереснее и проще разговаривать, поскольку можно найти много общих точек для соприкосновения. Также необходимо интересоваться и другими сферами бизнеса, потому что навыки, например, высокопрофессионального менеджера по продажам или HR-менеджера можно реализовать в различных отраслях бизнеса.
Интуитивность — другое важное качество делового человека. Можно развивать в себе это качество, прислушиваясь к своему внутреннему голосу, который есть у каждого человека, только кто-то его слышит лучше, а кто-то хуже. Ккак говорят известные мировые бизнесмены, такие, как Соичиро Хонда, Казуо Инамори, Ли Якокка и др., именно интуиция помогала им в бизнесе, в том числе, и в области налаживания новых деловых контактов.
Где искать новые деловые связи?
1. Нужно посещать различные тренинги, конференции, выставки и другие мероприятия, на которых совершенствуют свои знания и деловые навыки. На них можно встретить много интересных собеседников, обмениваться информацией и знакомиться с новыми людьми в своей области.
2. Необходимо заниматься спортом, посещая различные спортивные секции: плавание, айкидо, йога, дайвинг, шахматы и т.д. Общие занятия объединяют людей, раскрепощая их и предоставляя больше возможностей для общения.
3. Стоит посещать различные благотворительные и светские мероприятия, встречи выпускников школы, института и т.д. Там можно и познакомиться с новыми людьми, и возобновить старые связи, и совершенствовать свои навыки общения. Они особенно необходимы, если человек решил поменять работу.
4. Можно участвовать в деловых форумах и чатах в интернете, но здесь стоит искать именно специализированные форумы, которые часто создаются на деловых сайтах.
5. Не лучшее место для поиска новых деловых отношений — ресторан или бар (исключение составляют специализированные клубы по интересам). Как правило, в таких заведениях употребляется много алкоголя, и новые знакомства носят весьма поверхностный характер.
А еще необходимо учитывать культурные традиции разных стран — например, в Азии можно познакомиться с деловыми целями в караоке-баре, а в Европе это неприменимо. Поэтому, для формирования новых деловых отношений с бизнесменами других стран предварительно стоит изучить их традиции.
В заключение хочется сказать, что Эрминия Ибарра отмечает еще один важный аспект в формировании новых деловых связей: качество важнее количества. Важны не распухшая визитница или заполненный телефонами ежедневник, а те связи, которые действительно интересны. Кроме того, нужно иметь в виду, что формирование любых отношений — это двухсторонний процесс, и в любых связях человек не только получает что-либо для себя, но и обязательно оказывает помощь другим.
Чувства и их роль в отношениях
Гармоничные и здоровые межличностные взаимосвязи выстраиваются только в том случае, когда каждая сторона способна отвечать взаимностью, сочувствовать, радоваться за другого, сопереживать. Такие контакты отдельных личностей достигают наивысших форм развития.
Что стоит помнить?
Эти максимы приходят со временем, наверное, к каждому, кто пишет тексты на заказ:
И еще раз: любите заказчика. Он вам денег хочет дать!
Материал подготовила Катерина Ерошина, редактор «Безумных котиков».
trudnosti-delovykh-otnosheniy-ili-kak-polyubit-svarlivogo-zakazchika
Формы межличностных отношений
Все отношения начинаются с общения. Умение договариваться с другими людьми в современном мире – залог успеха в любой сфере жизни. Искусство общения основано на четырех законах. Книга «Мастер коммуникации: четыре важнейших закона общения» поможет вам обучиться эффективному взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях.
Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.
Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:
Человек – личность, которая рождается, в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.
Везде, где живет и трудится человек, где он общается с другими людьми, у него возникают с ними самые разнообразные отношения: от случайных, незначительных до длительных, устойчивых, от сугубо формальных до дружеских, интимных. Взаимоотношения можно разделить на две группы: официальные
(служебные, деловые) и
личные
(приятельские, товарищеские, дружеские). Деловые отношения обусловлены производственной, учебной, общественной деятельностью и ее социальными рамками: учитель- ученик, начальник-подчиненный, врач — пациент и т. п. Личные взаимоотношения также могут возникать на основе какой-нибудь конкретной деятельности.
Отношения первой группы регулируются правовыми и (в меньшей мере) моральными нормами. Среди моральных здесь играют роль прежде всего те, которые вытекают из требований служебного долга. Личные же отношения регулируются главным образом моральными нормами и обусловлены, как правило, общностью интересов, взаимными симпатиями, чувством уважения. В значительной мере они зависят от личностных особенностей людей.
В реальной жизни эти две группы взаимоотношений резко не разграничены. Так, например, в любом классе существуют две системы отношений между учащимися. Во-первых, система ответственной зависимости
, или деловые взаимоотношения (староста, комсорг и т. п.), и, во-вторых, система дружеских, или просто приятельских, взаимоотношений. Эти две системы взаимосвязаны, переплетаются между собой, но полностью не совпадают.
Различны и требования, которые предъявляют друг другу участники того или иного вида отношений, различны и мотивы выбора, например старосты класса или приятеля. Так, староста обязательно должен быть исполнительным, организованным и в достаточной мере требовательным. Популярность же ученика в классе в системе личных взаимоотношений определяется обычно теми качествами и свойствами личности, которые высоко ценятся в данной группе.
От чего зависит популярность ученика в системе личных взаимоотношений класса? Исследования психологов позволили выявить разные параметры, которые влияют на степень популярности того или иного ученика в классе. Это прежде всего особенности личности и характера детей. Так, например, «коллективисты», т. е. ученики, имеющие общественную, коллективистическую направленность, более признаны в классе вне зависимости от занимаемого ими положения в системе деловых взаимоотношений, чем «эгоисты», ученики с эгоистической направленностью. Люди более уравновешенные, спокойные, доброжелательные могут рассчитывать на большее признание себя в коллективе. Естественно, что значимость того или иного критерия меняется с возрастом учеников, неодинакова у девочек и мальчиков. В младших классах большое влияние на положение ученика в классе оказывает его успеваемость, дисциплина, а также внешний вид. В старших классах- это интеллектуальные качества, эрудиция, а иногда сила и ловкость (у мальчиков), внешние данные (у девочек), наличие (или отсутствие) модных и престижных вещей.
Психологами выявлена еще одна закономерность: чем больше ученик ценит свой класс, тем более высокое место он занимает в системе личных отношений, т. е. коллектив как бы возвращает ему его высокую оценку класса. Часто по тому, кто популярен в данной группе, можно судить о ценностях, принятых в ней. Так, в классе, не ориентированном на духовные ценности, могут быть популярны ученики, обладающие престижными вещами.
В основе личных (приятельских, дружеских) взаимоотношений лежит прежде всего симпатия (антипатия) людей, вступающих в такие избирательные, неофициальные отношения. С чем же связана и на основе чего возникает взаимная привлекательность людей?
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,Не столь различны меж собой.Сперва взаимной разнотойОни друг другу были скучны;Потом понравились, потомСъезжались каждый день верхомИ скоро стали неразлучны.Так люди (первый каюсь я)От делать нечего друзья.
Ну, а что же говорит сейчас наука по этому поводу? Воспользуемся некоторыми данными, которые приводит в своей книге «Межличностные отношения» ленинградский психолог Н. Н. Обозов. Прежде всего следует сказать, что возникновение межличностной привлекательности — это только первая фаза отношений между людьми. Такие отношения называют «приятельскими», они ни к чему не обязывают и могут долго сохраняться, не переходя в более глубокие, интимные отношения — дружеские, любовные. А на вопрос, что притягивает — отталкивает двух людей: подобие, сходство или различие,- нет (и, наверное, не может быть) однозначного ответа; смотря в чем сходство, в чем различие, какова ситуация общения. Результаты многочисленных исследований позволяют выделить некоторые факторы, которые могут способствовать возникновению симпатии — антипатии. Во-первых, большое значение имеет, в какой «обстановке» происходит взаимодействие людей — в ситуации сотрудничества или соперничества. Первая ситуация ведет к росту привлекательности другого человека, способствует возникновению более глубокой и устойчивой симпатии, вторая ситуация, соответственно, снижает вероятность появления межличностной привлекательности. Далее, существенное влияние оказывает совпадение ценностных ориентаций (т. е. центральных, главных интересов, взглядов, принципов, установок). Очень большая роль принадлежит характеру представления человека о самом себе и о другом: это и правильное восприятие положительных и отрицательных черт характера, сходство в оценке главных и различия в оценке второстепенных качест в в представлениях о себе и т. п. О том, насколько неоднозначно влияние сходства — различия для возникновения и сохранения чувства симпатии — антипатии говорят следующие данные.
Сочетания в дружеских парах | Сочетания во взаимоотвергающих парах, испытывающих неприязнь и антипатию | ||
1 | Нормативный и слабо ориентированный на нормы | 1 | Пара одинаково нормативных |
2 | Пара с одинаковой мотивационной напряженностью | 2 | Пара с разной мотивационной напряженностью |
3 | Озабоченный и озабоченный или беспечный и беспечный | 3 | Озабоченный и беспечный |
4 | Пара с одинаковой утонченностью или реалистичностью | 4 | Утонченный и реалистичный Тревожный и уверенный в себе |
5 | Пара с одинаковой степенью тревожности | 5 | |
6 | Пара с одинаковой эмоциональной и поведенческой неустойчивостью | 6 | Эмоционально зрелый и эмоционально неустойчивый в поведении |
Так же неоднозначно влияние сходства — различия в темпераментах людей. Как известно, особенности нервной системы и, соответственно, особенности темперамента существенно влияют на характер общения. Так, например, свойство подвижность — инертность следующим образом сочетается с особенностями общения.
С подвижным типом нервной системы | С инертным типом нервной системы |
1. Быстрота установления социального контакта | 1. Медленность установления социального контакта |
2. Изменчивость, неустойчивость контактов | 2. Постоянство отношений |
3. Быстрота реагирования на поведение общающегося человека | 3. Замедленность реакций на поведение общающегося человека |
4. Инициативность в образовании отношений и в общении | 4. Низкая активность, инертность в установлении контактов |
5. Широта круга общения | 5. Узость круга общения |
Если сравнить соотношение особенностей темперамента людей в дружеских парах (т. е. там, где симпатии друг к другу устойчивы и глубоки) и взаимоотвергающих парах (с устойчивой антипатией), то выявится достаточно сложная и неоднозначная зависимость. Наиболее широкий диапазон сочетаний с другими типами темперамента дают меланхолики: они могут хорошо дружить и с сангвиниками, и с флегматиками, и с себе подобными меланхоликами. Антипатии чаще возникают в парах холерик — холерик, сангвиник — сангвиник, но ее практически не бывает в парах флегматик- флегматик.
Таким образом, даже эти краткие сведения показывают, что межличностная привлекательность, которая является необходимым условием появления и сохранения приятельских, дружеских взаимоотношений, возникает в силу весьма разнообразных причин, находящихся друг с другом в сложных сочетаниях. Поэтому можно твердо сказать, что ни одна из особенностей человека (и тем более ни одна из сторон его темперамента) не является препятствием для установления дружеских взаимоотношений, для нормального, удовлетворяющего человека общения с другими людьми.
Чем различаются деловые и личные отношения? Многим. Форматом общения, его главной целью, задачами и даже возрастными особенностями. Отличий на самом деле очень много. И все они знакомы людям, имеющим даже базовый, минимальный опыт общения.
Особенности деловых отношений
В первую очередь это ясность, точность, а также структурированность речи. Деловое общение осуществляется с определённой целью, а значит и разговор должен вестись по теме — без эмоций, выражений лишних чувств и неуместных взглядов.
Также имеет место быть чужое мнение. В рамках официального общения выслушивают каждого человека и потом уже решают, целесообразно ли использование его идей в работе.
Важнейшим нюансом является пунктуальность. Если человек опаздывает, то он заставляет коллег и партнёров ждать. Это показывает его как безответственного сотрудника и к тому же тормозит весь рабочий процесс, сказывается на деятельности всей команды.
Соответствие статусу — вот ещё чем различаются деловые и личные отношения. Таков этикет. Работник солидной организации должен приходить в офис в костюме, но никак уж не в пляжных сланцах, шортах или короткой юбке.
Структура делового общения
Структура делового общения состоит из:
Структурные компоненты делового общения обусловлены его спецификой.
Используйте в своей речи такие приемы взаимодействия:
Чтобы профессионально выстроить взаимодействие, рекомендуется использовать особые интерактивные приемы:
О личных отношениях
Теперь можно вкратце рассказать и о них. Особый эмоциональный контакт — вот чем различаются деловые и личные отношения. В первом случае он, как правило, отсутствует. А вот в личном аспекте без него никак не обойтись. Сюда можно отнести дружбу, любовь, отношения между детьми и родителями, приятелями по виртуальной переписке и т. д.
На характер личных отношений влияет огромное количество факторов. Вот лишь малая их часть:
Всё это формирует отношение людей друг к другу, взаимную симпатию или неприязнь, а также определяет перспективу их связи. Здесь всё естественно. Личные отношения устанавливаются словно сами по себе, не нарушая внутреннего комфорта человека. Если люди не ладят, они могут закончить общение. А вот деловым партнёрам и коллегам в большинстве случаев приходится продолжать контакт вне зависимости от их неприязни.
Кого надо ставить на место?
В первую очередь себя.
Ненависть вредит бизнес-процессу. Скепсис тоже не способствует, поверьте. И о заказчике нужно думать не как о человеке, который не разбирается. А как о человеке, который достаточно хорошо разбирается в собственном бизнесе, заработал денег и хочет оплатить вашу работу. Он денег вам хочет дать, вы не заметили?
Взаимопонимание с заказчиком строится на глубоком взаимном уважении. И если он не чувствует вашего уважения, то тут как раз и начинаются отношения в стиле «я сам лучше сделаю!».
Примеры
Они встречаются повсеместно. Примеры деловых и личных отношений сопровождают нас постоянно. Начальник вызывает подчинённого к себе в кабинет, чтобы пообщаться по поводу его повышения — вот и ситуация, демонстрирующая первый случай. На лицо деловые отношения. Сюда же можно отнести и процесс заключения партнёрства или трудового контракта. Даже покупатель в магазине, общаясь с продавцом-консультантом, осуществляет деловые отношения. Потому что у их диалога есть цель — осуществление купли-продажи товара. Каждый деловой контакт приводит к конкретному результату.
У личных отношений тоже есть цель. Но она более возвышенная, поскольку речь идёт о получении участниками подобного контакта радости от взаимного общения. Две подруги встречаются вечером в баре, чтобы обсудить события последних дней — это уже личностный аспект. Точно так же, как и общение мужа и жены, парня и девушки, родителей и детей.
Межличностные отношения
Определение «межличностные» отражает в себе идею взаимной связи нескольких индивидуумов в контексте отношений. То есть отношения между людьми не могут иметь тот или иной характер, если один человек полностью игнорирует другого.
Чаще всего межличностные связи возникают на основе общих взглядов, ценностей и/или деятельности. По своей структуре они представляют собой систему взаимных ориентаций нескольких людей относительно друг друга.
Отношения не являются пассивным процессом — они обязательно требуют взаимных усилий со стороны партнеров, и в этом проявляется сходство личных и деловых отношений. Такая коммуникация направлена на оптимизацию и гармонизацию конкретных чувств, намерений и форм их выражения в повседневном поведении. Именно эти усилия обусловливают характер матрицы, по которой строятся отношения на практике.
Отношения деловые и личные
Чем различаются деловые и личные отношения между людьми? Под деловой подразумевается связь, обусловливаемая общими корпоративными интересами и этическими нормами. Такие отношения могут иметь место между сотрудниками как одного звена, так и в контексте иерархической лестницы корпорации. Цель деловых взаимоотношений — результат общих рабочих усилий без привязки к ценности самого процесса общения.
Личные же отношения строятся иначе. Как правило, они возникают между близкими людьми, и их мотивация находится внутри, а не вне самого процесса общения. Другими словами, в процессе личных отношений люди заинтересованы друг в друге больше, чем в результате своей связи.
Роль дисциплины в личных и деловых отношениях
Чтобы глубже понять, чем различаются деловые и личные отношения, нужно обратить внимание на такой фактор, как дисциплина. Наличие строгих дисциплинарных норм в поведении между двумя людьми или внутри группы людей определяет деловой характер их общения. Но если на фоне исключительно деловых связей параллельно возникают неформальные взаимоотношения, а корпоративная дисциплина отходит на второй план, то отношения постепенно приобретают не партнерский, а личный характер.
Однако, определяя дисциплину как ответ на вопрос, чем различаются деловые и личные отношения, нельзя не сказать, что в значительной степени она присуща и личным отношениям, которые также не лишены субординации, например, между родителями и детьми. Разница в том, что дисциплина личных отношений устанавливается естественно и не нарушает внутреннего комфорта индивидов, в то время как деловая дисциплина имеет форму документально прописанного официального формата.
Специфика отношений между людьми может иметь деловую или личностную направленность. В том и в другом случае общение протекает по определенным принципам. Рассмотрим, чем отличаются деловые и личные отношения, проанализировав каждый из этих видов человеческого взаимодействия.
Что же делать, если заказчик вас все-таки бесит?
Наверное, включить «режим взрослого», перестать обижаться на интонацию или поведение и попробовать понять:
Это полезно понять, так как может оказаться, что в его профессиональной среде приемлем стиль общения, который вы не можете принять. Также может оказаться, что тип личности заказчика как раз тот, с которым вам трудно иметь дело.
Что делать в таких случаях? Попробуйте делегировать общение с ним своему аккаунт-менеджеру, ведущему копирайтеру, кому-то, кто может вас дублировать. Не получается? Ну, может быть, это просто не «ваш» заказчик, и проще будет расстаться? Подумайте, что вы теряете.
Это важно. Убедитесь, что ожидания клиента совпадают с вашими представлениями о предмете договора. Помогают в этом:
Если все оговорено, то вы имеете твердую почву под ногами. И это хорошо. Чего-то нет? Пересмотрите свой бизнес-процесс.
Интересный момент – оценить выгоду от сотрудничества. Сравните трудозатраты, потраченное время, нервы, силы и сумму, которую вы получите в результате. Нередки случаи, когда ради договора, едва окупающего 2-3 часа вашего времени, тратятся совершенно избыточные средства.
Полчаса на предварительную беседу по телефону. Час-полтора на интервью. Три часа подготовительных работ. Первый текст, который …ах, нет, не нравится. Второй вариант. Третий вариант. Вот здесь – если третий вариант не пошел – пора остановиться. Вы уже вложили в проект достаточно сил и не находите взаимопонимания. Еще раз убедитесь, что овчинка стоит выделки. И решайте.
Определение
Для большинства людей неотъемлемой частью жизни является общение, связанное с производственной деятельностью. В такой ситуации стороны вступают в деловые отношения, которые во многом не похожи на обыденные. В подобных отношениях присутствуют свои правила и этические нормы, знать и соблюдать которые очень важно для успешного продвижения любого дела. Это особенно касается организаторов производства, людей управленческой сферы – коммуникативная компетентность для них является важной составляющей профессионального облика.
В то же время люди могут быть сами по себе дороги, близки друг другу вне работы или учебы, в семье. В этом случае отношения определяются как личные. Сложно представить себе чью-либо жизнь без присутствия в ней общения такого рода.
Сравнение
Итак, в чем состоит отличие деловых и личных отношений друг от друга? Прежде всего, обратим внимание на цели взаимодействия. Так, в случае делового сотрудничества важен конечный результат, получаемый благодаря общим усилиям сторон. Для личных же отношений определяющим является сам процесс общения. На первое место выходит заинтересованность людей друг в друге.
Деловая дисциплина имеет официальный формат. Общаясь в рамках производства, людям необходимо в чем-то себя ограничивать. Не относящиеся к делу собственные чувства, эмоции, взгляды здесь являются неуместными. Личные же отношения устанавливаются естественным образом. Они не нарушают внутренний комфорт человека, и каждый вправе по своему желанию закончить такое общение.
Однако деловые отношения необязательно являются сухими, безэмоциональными. Напротив, в этих условиях иногда бывает полезным живое, достаточно свободное общение, но пользоваться подобной формой взаимодействия надо уметь. В любом случае должны присутствовать определенные рамки, не позволяющие отодвинуть корпоративные интересы на второй план.
Говоря о том, в чем разница между деловыми и личными отношениями, следует отметить, что детям не свойственно вступать в настоящее деловое общение, поскольку их психика для этого еще недостаточно сформирована. Так, младший школьник и учитель находятся между собой в личных, а не в деловых отношениях.
Знакомо?
Я уверена, в любой сфере можно найти аналогичную схему отношений на стыке двух областей – когда заказчик не разбирается в технологии, за которую платит. Когда заказчик готов заплатить только «от сих и до сих», а остальное «как-нибудь там сделайте, это же легко» или «давайте вот этот пункт сметы сократим, это я сам сделаю». Или вот еще: «чего это вы тут сделали, да я сам лучше в третьем классе рисовал!». Или – уже в нашей сфере – «так вы просто переписали своими словами мой бриф!». И как к нему относится исполнитель.
В общем, заказчик – это человек, который не разбирается.
При этом заказчик – это человек, который платит.
Недавно я посмотрела обучающее видео на тему: «Вы написали продающий текст, он точно будет продавать, но заказчику не нравится. Как поставить на место придиру-заказчика».