Чем отличаются басни эзопа
Анализ басней Эзопа
Басни Эзопа отличаются краткостью и лаконичностью, а мораль его произведений проста, но от этого она не теряет своей главной ценности. Героями его басен выступают различные животные, а поучительный урок преподносится не прямо, а через иносказания.
Эзоп является создателем такой литературной формы, как басня, и созданные им традиции действуют до сих пор. В своих многочисленных баснях Эзоп показывает насколько он умен и мудр.
Ведь все его произведения несут в себе поучительные уроки, которые необходимы людям и до сих пор. Те проблемы и пороки, которые раскрывает Эзоп, являются вечными для человечества, и всегда будут оставаться актуальными.
Особенности басней Эзопа
В своих баснях этот легендарный человек создал целый мир, символами которого являются птицы, звери, насекомые и предметы. С помощью своей мудрости Эзоп создавал истории, позволяющие людям посмотреть на себя и своей поведение со стороны, ведь только так можно увидеть свои недостатки.
Знамениты басни Эзопа о сыновьях, которые перекопали виноградник, когда искали сокровище, оставленное отцом: о свинье, которая уничтожила корни дерева, плоды которого были ее едой; о лисице, которая так и не сумела достать вожделенный виноград и решила, что он еще зеленый.
Поэтому басни полезно читать как и детям, так и взрослым, они помогают помнить о простых, но мудрых истинах жизни, подчеркнутых еще древним баснописцем Эзопом.
Влияние басен Эзопа на других баснописцев
Многие баснописцы, в том числе и русский писатель Крылов, заимствовали сюжеты басен у знаменитого Эзопа. Таким образом, мудрость и истины Эзопа до сих пор влияют на духовное развитие многих поколений самых различных народов. Ведь такой жанр, как басня, является наилучшим средством для передачи литературной аллегории.
А иносказательную речь в литературе стали называть «эзоповым языком», благодаря мудрости и емкости его басен. В сюжетах, созданных Эзопом, заключены основные нравственные и духовные ценности для человека, а простая, лаконичная форма басни помогает детям моментально понять истинное положение вещей.
Выдающийся русский писатель Толстой занимался переводом басен Эзопа для того, чтобы в более упрощенной форме предоставить крестьянским детям выразительные, короткие рассказы об истинных добродетелях человека в жизни. Поэтому считается, что мудрые произведения Эзопа должны быть изучены школьниками в первую очередь.
Статья «Сравнительный анализ басен И.А.Крылова с баснями Эзопа на уроке литературы» (5 класс)
Сравнительный анализ басен И.А.Крылова с баснями Эзопа на уроке литературы (5 класс)
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зернышку пшениу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришел он попросить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму». Эзоп (VI в. до н.э.)
В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции. южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле. Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.
Баснописцы всегда рассказывает о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.
В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы и явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями. Вспомним, что такое прием называется олицетворением.
Критик Белинский писал, что в басне Крылова «нет ни медведя, ни лисиц, хотя животные, кажется, действуют у них, но есть люди, и притом русские люди» (Белинский, 1954:142). Крылова-баснописец смело вводит народные просторечия и устно-поэтического лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.
Примерные вопросы для анализа:
-Почему эти басни можно сравнивать?
-Почему слова «Стрекоза» и « Муравей» Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?
-Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?
-В каких словах выражена мораль?
Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.
На протяжении всего курса литературы с 5 по 11 класс надо учить внимательному анализирующему чтению произведений, приучающему школьника вдумываться в каждое слово писателя, в оттенки смысла речи героев, авторских слов, характеризующих поведение, душевные переживания героев, оценку их автором. Учитель, перечитывая небольшие части изучаемого произведения, комментируя текст, раскрывая его глубокий смысл, или предлагает учащимся самим анализировать небольшие отрывки текста и сравнивать их мысль с помощью вопросов: как? почему? Подобные уроки проводят с помощью различных сочетаний репродуктивного и эвристического метода, в зависимости от сложности текста и степени подготовленности учеников.
1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, М., 1953-1959.
2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 томах, М., Учпедгиз, 1953 – 54.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова
Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна
учитель русского языка и литературы
Карагандинской области, Актогайского района
ОСШ имени К.Байсеитовой
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
АННОТАЦИЯ
Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
Цели:
Оборудование: учебник Ж.Х. Салханова, Г.Д.Ауельбековой «Русская литература 9 класса», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для учащихся.
Ход урока:
Проверка готовности детей к уроку.
Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.
Хочу начать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова. по цитатам определите название.
1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна…«Ворона и лисица»
2. Вот что-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
3. То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их полижет. «Мартышка и очки»
4. Друзья! Хоть вы охрипните,
Всё ваша музыка плоха. «Кукушка и Петух»
5. “У сильного всегда бессильный виноват” «Волк и Ягненок».
6.“Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” «Стрекоза и Муравей».
“Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” «Слон и Моська».
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” «Квартет».
— Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Подготовка учащихся к работе по теме урока.
— Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
— Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. .(просмотр видео «Эзоп»)
— В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале. (класс делится на две группы)
— У вас на столах лежат – тест. Приступаем к его выполнению.
(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,
ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову
1. Жил: а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ – ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.
2. Родился: а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
3.В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
—Давайте проверим вашу работу:
I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб)
II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ – ХІХ веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
Работа по теме урока.
— Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
— Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
ü Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)
ü Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)
ü Что такое аллегория? (Иносказание.)
ü Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)
ü Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)
ü Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)
— Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
— Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
1. Сухое краткое изложение сюжета.
2. Прозаическое произведение.
3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.
1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.
2. Стихотворное произведение.
3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.
4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.
— Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в баснях Эзопа и давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп. (класс делится на ІІІ группы с помощью иллюстрации картин басен) (Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворон и Лисица» ІІІ группе)
-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворона и Лисица» ІІІ группе. (Чтение басни детьми по ролям)
— Приступим к исследованию. Сопоставьте название басен.
-Поможет нам в этом план сравнения басен:
План сравнительного анализа:
ü Сюжет
ü Герои
ü События, действия героев
ü Мораль
ü Цель басни
ü Художественные особенности
3. Одни и те же персонажи
4. Характеры: Волк олицетворяет злобу, несправедливость, а Ягнёнок – беззащитность, жертвенность
5. В баснях высмеиваются людские пороки
6. Мораль как поучение
7. Повествование от лица авторов
1. Форма повествования – проза и стихи
2. У Эзопа – рассказ повествователя, а у Крылова – сценка (диалог)
3. У Эзопа – реплик Ягнёнка нет, а у Крылова характер Ягнёнка дан в развитии
4. У Крылова басня более развёрнута:
— Развернутое подробное описание:
«жаркий день», «голодный рыскал волк»
— Живая разговорная речь (просторечия)
— Открытое отношение к героям
6. Басня выразительнее, живописнее
— Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)
3. в басне высмеиваются пороки.
4. имеет мораль (нет сил добиться успеха, а винят обстоятельства).
5. повествование от лица автора.
2. У Эзопа – небольшой рассказ, а у Крылова напоминает сказку (кума Лиса)
— действия Лисы даны подробно.
— мораль дана в пословице «Хоть видит око, да зуб неймет»
Физминутка. (Составить картинки в пары так, чтобы получились названия басен)
— Продолжим нашу исследовательскую работу ІІІ группа «Ворона и лисица»
— Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
— Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают). А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев).
Итог урока.
— Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы?
— Ребята, Эзоп писал свои басни в VІ веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в ХХІ в.)
— Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
— К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню?
— Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова?
— Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим? Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.
V. Рефлексия.
— Ребята, с каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
Я сегодня узнал (а) …
Было интересно …
Я поняла (а), что …
Я научилась …
Чем мне запомнилось? …
— Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание: выучить наизусть одну из басен Эзопа
Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова»
Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна
учитель русского языка и литературы
Карагандинской области, Актогайского района
ОСШ имени К.Байсеитовой
Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Работа отнесена к разделу «Обучение + увлечение»
Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
обобщить знания учащихся, полученные о басне, ее особенностях;
учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;
обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
воспитывать высокие моральные качества;
Оборудование: учебник Ж.Х. Салханова, Г.Д.Ауельбековой «Русская литература 9 класса», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для учащихся.
Проверка готовности детей к уроку.
Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.
Хочу начать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова. по цитатам определите название.
1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна…«Ворона и лисица»
2. Вот что-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
3. То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их полижет. «Мартышка и очки»
4. Друзья! Хоть вы охрипните,
Всё ваша музыка плоха. «Кукушка и Петух»
6.“Ты все пела? Это дело:
“Ай, Моська! Знать она сильна,
“А вы, друзья, как ни садитесь,
— Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Подготовка учащихся к работе по теме урока.
— Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
— Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. .(просмотр видео «Эзоп»)
— В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале. (класс делится на две группы)
— У вас на столах лежат – тест. Приступаем к его выполнению.
(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,
ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову
1. Жил: а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ – ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.
2. Родился: а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
3.В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
—Давайте проверим вашу работу:
I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб)
II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ – ХІХ веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
Работа по теме урока.
— Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
— Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
Давайте вспомним, что такое басня? (Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)
Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)
Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)
Что такое аллегория? (Иносказание.)
Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)
Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)
Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)
— Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
— Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
1. Сухое краткое изложение сюжета.
2. Прозаическое произведение.
3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.
1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.
2. Стихотворное произведение.
3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.
4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.
-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» І группе, «Лисица и виноград» ІІ группе, «Ворона и Лисица» ІІІ группе. (Чтение басни детьми по ролям)
— Приступим к исследованию. Сопоставьте название басен.
Конспект по литературному чтению «Сравнительный анализ басен Эзопа и А.Крылова»
Литературное чтение 3 класс (система Л. В. Занкова)
Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова.
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях;
учить детей наблюдать, сравнивать
развивать творческие способности уч-ся;
обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
воспитывать высокие моральные качества;
Оборудование: учебник В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение 3 класс», компьютер, портреты Эзопа и И. А. Крылова, опорные таблицы и карточки для уч-ся, рисунки и творческие работы учеников
Проверка готовности детей к уроку.
Подготовка уч-ся к работе по теме урока.
— Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
— Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них вновь прозвучат на нашем уроке – Эзоп и И. А. Крылов. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
— Сегодня мы с вами на волшебной машине времени перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.
Найдите I блок – тест. Приступаем к его выполнению.
I вариант находит сведения, относящиеся к Эзопу,
II вариант – к И. А. Крылову
(Слайды теста – презентация)
а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
— Давайте проверим вашу работу:
I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб. )
II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в 18-19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
Работа по теме урока.
—
Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
— да, ребята, оба эти человека были великими баснописцами (слово басн о писец выносится на доску)
— Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
— Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
— Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие) ≈ 10 ‘ -12 ‘
-Поможет нам в этом план сравнения басен информационно-рабочих картах.
План сравнения басен:
Форма написания (стихотворная, прозаическая)
Композиция ( сюжет, мораль)
— Вы говорили, что героями басен являются животные. Именно с ними мы знакомимся в басне Эзопа «Волк и ягнёнок».
-Давайте прочитаем, что о них нам рассказал Эзоп. (Чтение басни Эзопа «Волк и ягнёнок»)
-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Волк и ягнёнок» в исполнении по ролям. (Чтение басни детьми по ролям)
— Приступим к исследованию. (на слайде)
— Сопоставьте название басен. (название одинаковое)
— Форма изложения? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
— Говоря о басне, мы отмечаем, что в ней есть мораль, которая находится в начале или концовке. Мы можем сравнить композиции этих басен?
— Где в басне Эзопа находится мораль? ( в конце басни ),
а у Крылова? ( в начале басни )
— Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? ( сильный всегда прав )
— Ребята, я вам сейчас покажу рисунок художника Рачова. Как вы считаете, художник иллюстрировал басню Эзопа или Крылова? (Крылова. Потому что у Крылова животные больше похожи на человека)
— Да, герои басен Эзопа больше близки животному миру. Но и в одной и в другой басне есть аллегория (иносказание) ( слово аллегория выносится на доску)
Близки животному миру. Близки миру людей.
— Продолжим нашу исследовательскую работу.
— Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
— Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
— Где в басне Эзопа находится мораль? ( в конце басни ).
А в басне Крылова? ( в начале басни )
— Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают).
А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев ).
— Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крылов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»?
— Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.
— Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы.
(жадность, воспитанность , глупость, доброта, справедливость, отзывчивость , лень, вежливость, правдивость, трусость)
— Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в Х VIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)
— Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
— К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню? (Да)
— К сегодняшнему уроку я предложила Кончиц Ксении попробовать себя в роли баснописца. Давайте послушаем, что у неё получилось.
— Чему же учит басня Ксении?
— Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова? Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим?
— Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.
— С каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
VI . Домашнее задание: подготовить для выразительного чтения другие басни Эзопа и Крылова.