Чем отличается вид на волгу в бесприданнице
Калинов и Бряхимов Александра Островского — русские города на Волге
Свои вымышленные города — Калинов из пьес «Гроза» и «Горячее сердце», Бряхимов из «Бесприданницы», «Талантов и поклонников» и «Красавца-мужчины» — Александр Островский поместил на берег Волги.
Поволжье Островский изучил во время экспедиции по этой реке в 1856–1857 годах.
Критик Петр Плетнев, современник драматурга, писал: «Ему [Островскому. — Прим. ред] захотелось воспользоваться… общественною жизнью маленького русского городка, прекрасным его местоположением на берегу Волги, особенностями… обычаев наших, столкновениями еще заметно господствующего невежества и… проглядывающей образованности».
Провинцию драматург не высмеивал, а поэтизировал, подробно описывая ее природу, традиции и жителей.
В «Грозе» он писал: «На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кой-где трава и кусты за арками — берег и вид на Волгу…»
Калинов напоминает еще один вымышленный город Островского — Черемухин, где разворачивается действие комедии «Не в свои сани не садись».
Русаков, герой произведения говорил: «Не всем же жить в столицах, надобно кому-нибудь жить и в уездном городе».
Все эти города чем-то похожи: в каждом из них есть городской сад, улицы и бульвары, трактиры, в которых разворачивается действие.
Схожи и персонажи драматурга — купцы, дворяне, провинциальные актеры.
Все жители и маленьких, и больших городов Островского, как правило, знакомы между собой.
«Черемухин не многим отличается от Калинова Если бы мы с вами попали в Калинов «Грозы» и «Горячего сердца», мы бы, вероятно, сразу узнали этот городок. Вот площадь на выезде из города. Налево — городнический дом с крыльцом, направо арестантская, окна с железными решетками; прямо перед нами река и небольшая пристань для лодок, за рекой — сельский вид. От Калинова по Волге можно добраться и до Бряхимова, города «Бесприданницы», «Талантов и поклонников» и «Красавца-мужчины».
Критик Ефим Холодов, «Мастерство Островского»
Образ города в произведениях А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”
А. Н. Островский – величайший драматург XIX века. За годы своего творчества он прошел долгий путь, по мере прохождения которого он находился в постоянном поиске той идеальной составляющей, в коей нуждалось его столетие. Огромную роль играет периодизация – за многие периоды своей творческой жизни он успел не только возвеличить купечество как сословие, способное стать основой для будущего общества, но и разочароваться в нем.
Место действия в пьесах используется Островским в качестве инструмента для отражения той эпохи, в которой происходят
Жители этого небольшого города ведут весьма замкнутый, консервативный образ жизни – гуляют по бульвару лишь в праздники, а все остальное время сидят по домам, совершенно не замечая всего этого великолепия вокруг них – старшие и сильные издеваются над младшими и слабыми.
Купцы Дикой и Кабаниха являются представителями старшего поколения, самыми богатыми купцами города, с чьим мнением считается даже градоначальник, и их характеры вполне соответствуют патриархальному укладу темного царства. Между тем, они совсем непохожи – Дикой по сравнению с Марфой Игнатьевной Кабановой очень слаб, он неспособен противостоять более дерзкому и сильному человеку, поэтому всю злобу и неудовольствие он предпочитает вымещать скорее на домашних, чем открыто высказать это обидчику. Он с подозрением относится к новым веяниям и прогрессу, потому что лишь эта сила в состоянии пошатнуть его кажущийся нерушимым авторитет.
Кабаниха наоборот, считает себя главой семейства, порядочной женщиной, безупречной, которую не в чем упрекнуть, а на деле оказывается подлинным тираном своего дома, наседая на родственников. Она считает себя в праве осуждать других в их поступках и совершенно “заела” своего взрослого сына, постоянно указывая ему на то, как нужно жить. Ее нрав отчасти объясняется эпохой патриархального уклада и, мне кажется, подобные Кабановой купцы и купчихи встречались на Руси довольно часто и, возможно, не раз доходило до таких трагедий, как та, что описана в пьесе.
Она враждебна ко всему, что способно развеять страх перед ней, вызвать сопротивление.
Молодое поколение Калинова называется молодым не только из-за возраста, но из-за того, что они символизируют собой новые идеи прогресса, свежее течение в застойном болоте, которого никак нельзя избежать, несмотря на все старания главных его защитников, патриархов купеческого сословия. К этому поколению относятся многие персонажи, но особого упоминания, на мой взгляд, заслуживают младшие Кабановы – Тихон, Варвара и Катерина.
Тихон и Варвара – типичные купеческие дети, но вместе с тем, они отличаются друг от друга, как стол от стула – с одной стороны, они принадлежат к одному семейству, но Тихон гораздо более слаб, чем его сестра. Он абсолютно подчинен воле своей матери и не находит в себе ни сил, ни, что самое главное, желания воспротивиться такому контролю. Он не исполнен обожания к своей норовистой матушке, но знает, чем грозит непослушание и поэтому предпочитает не спорить.
Когда Кабаниха приказывает сыну побить жену, признавшуюся в неверности, он делает это с неохотой, видимо оттого, что частично понимает Катерину и ее желание найти хоть какое-то спасение от домашнего рабства, которое она увидела в Борисе. Еще одна причина пассивного поведения Тихона – нежелание стать самостоятельным. Если бы он пошел на открытый протест, то ему бы пришлось взять ответственность за все свои действия и поступки на себя, что ему совсем не хочется.
Для него гораздо проще выглядит другой путь – плыть по течению в лодке, управляемой Кабанихой, пусть даже его не прельщают берега, к которым он направляется. Лишь в конце пьесы, после смерти жены, он обвиняет мать в случившейся трагедии – “Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…”.
Варвара – напротив, дерзкая, смелая, непокорная, одним словом, настоящая купеческая дочка. Именно она убеждает Катерину в том, что попытка спрятать ее чувство к Борису от окружающих и самой себя не увенчается успехом и лучше для нее будет пойти любви навстречу. В отличие от Катерины, ее не так уж мучает совесть из-за встреч с Кудряшом. Их побег может служить таким же проявлением протеста против старших, как и самоубийство Катерины.
Но если Катерина терзаема осознанием собственного греха, не находит иного выхода, и для нее это не протест в буквальном смысле этого слова, то Варвара скорее похожа на зверя, который сбросил стесняющие его оковы и отправился на волю.
Катерина, которую критик Добролюбов окрестил “лучом света в темном царстве”, не может принять суть патриархального общества в силу своей чистоты и нравственности, чего напрочь лишены Дикой с Кабанихой. В пьесе “Гроза” ее персонаж предстает перед читателем в духовной эволюции, что является чертой реалистического произведения. Ее эволюция связана с внутренней борьбой совести, представлений о грехе с одной стороны и любовью к Борису с другой.
Прежде грех для нее был изменой, невольным обманом мужа и свекрови, но постепенно к ней приходит мысль о смерти как о единственном выходе из сложившегося положения. Причем пьеса с самого начала пропитана неизбежностью ее самоубийства (предсказание сумасшедшей барыни о том, что красота ведет в омут). Сначала Катерина пугается этой мысли, но потом она лишается черт чего-то страшного и рокового и обретает образ воссоединения с природой, с которой она очень близка.
Ортодоксальные люди склонны к осуждению ее поступка и упоминают о возможности поиска приюта в монастыре, но в случае Катерины это нереально, так как для этого нужно согласие мужа, чего она никогда бы не добилась из-за подчинения Тихона матери. Тем более, это вызвало бы толки среди соседей, ведь в благополучном семействе замужняя женщина вряд ли бы решилась пойти на такой шаг, а Кабаниха страшится людской молвы. Некоторые литературные критики считают, что Катерина, хоть и искренняя, но все же “плоть от плоти” патриархального режима.
В пьесе есть так же один необычный персонаж, который по возрасту принадлежит к старшему поколению, но по убеждениям является “эссенцией” прогресса. Этот человек – Кулигин, часовщик-самоучка, отыскивающий вечный двигатель, светлая сила, которая противостоит Кабанихе и Дикому. Он, так же, как и Катерина, воплощает живое, душевное начало. Он не идет в ногу с прогрессом в том смысле, что следит за современной ему литературой и новыми открытиями, цитирует в основном классицистов, упоминает Ломоносова.
На возражение Дикого насчет необходимости громоотвода он отвечает строками из стихотворения Державина – “Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю”. До всех научных достижений он способен додуматься самостоятельно, понимает, что человеку дарован Господом огромный потенциал, с помощью которого он может подчинить своей воле природу. Кулигин обладает просвещенным отношением к миру.
Он стремится к изобретению вечного двигателя – продав патент на него, он смог бы преобразить город Калинов и ввести его в эпоху вольного процветания.
Действие пьесы “Бесприданница” происходит в более позднее время и дает возможность проследить за изменениями, произошедшими в жизни купеческого сословия за сравнительно небольшой период. В основе сюжета – влюбленность Ларисы в Паратова. Вымышленный город Бряхимов, как и Калинов, располагается на берегах Волги, но заметны отличия в образе жизни жителей – они не сидят по домам, а свободно гуляют по бульвару, чувствуют себя гораздо привольнее, чем прежде.
Эпоха патриархального уклада рухнула, буржуазный век отбрасывает некую тень на город – он постепенно теряет свое типично русское лицо, становится все менее определенным. Купцы отныне не консервативные бородачи, а абсолютно новые люди, манеру разговора и моду перенимающие у дворян. Они ведут свои коммерческие дела так, как это принято в просвещенной Европе. Но, несмотря на видимый поворот в сторону прогресса, все теперь продается и покупается, даже люди.
Отношение не как к человеку, а как к товару, бытует относительно и Ларисы, и Робинзона, а покупателями становятся купцы.
Двери дома Огудаловых постоянно открыты для гостей, особенно для потенциальных женихов Ларисы, дочери Хариты Игнатьевны, что было бы немыслимо при прежних порядках. Мать беззастенчиво торгует своей дочерью, как товаром, искренне веря в то, что делает все для благоденствия своей семьи. Лариса воспитана по-современному, она натура чувственная, но склонна сдерживать себя от эмоциональных порывов.
Жених Ларисы Юлий Карандышев – откровенно жалкий человек, изо всех сил пускающий пыль в глаза купцам. В среде купцов и чиновников бытует стремление блеснуть чем-то показным, но, в отличие от других, Карандышев слишком беден и потому его попытки выставить себя в выгодном свете выглядят довольно глупо. Он приказывает наклеить на бутылки с дешевым вином этикетки от самого дорогого и даже пьет шампанское из самовара.
Ларисе приходится согласиться на брак с ним из безысходности – молодые люди относятся к ней в основном с подозрением, размышляя о причинах того, почему она до сих пор не вышла замуж. Вместо тихой свадьбы, которая была бы Карандышеву по средствам и выглядела бы гораздо более уместной, он затевает богатое и шумное торжество, очередной элемент игры в богатого и знатного чиновника. И Лариса, и Карандышев обоюдно жестоки друг к другу – Лариса не может стерпеть того, что ей хвастаются, как новоприобретенной породистой лошадью, поэтому она показывает, что ничуть не любит его.
Трагедия Ларисы в том, что она, единственная из всех продаваемых, не может смириться с тем положением, которое она занимает – с положением вещи. Она верит в настоящие и неподдельные ценности, искренне любит Паратова, не понимая, что он относится к ней так же, как и к Робинзону – он играет с ней, как с куклой, не заботясь о ее будущем. Лариса будто бы из другой, не буржуазной, эпохи, поэтому ей так тяжело принять свой век, в котором она не смогла бы выжить из-за нравственности, как не смогла выжить в патриархальном веке Катерина.
Розыгрыш Ларисы в орлянку, кульминация пьесы, в очередной раз доказывает то, что о “вещах” купцы не заботятся.
Пьесы “Бесприданница” и “Гроза” можно назвать этапными, знаковыми в творчестве Островского, так как в них отражается время предчувствия грядущих перемен. Общество замерло, предвидя “грозу” реформ и переосмысливая свой жизненный уклад. Переход от темного царства, где безраздельно властвуют безжалостные и бессердечные люди, ко времени, когда человек лишается личности и становится вещью, символизирует невозможность сословия, чья кровь – золото, стать идеальной основой реформированного общества.
Образная символика пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»(с кратким анализом пьесы)
Образная символика пьесы А.Н Островского «Бесприданница»
1874-1878г. Острая психологическая драма
Подольская Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Экономический лицей» г.Семей ВКО
Вся наша литература Х I Х века ранена христианской темой,
вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания,
ужаса жизни для человеческой личности, человечества мира.
Н. Бердяев – русский религиозный философ начала ХХ века.
Действие происходит в настоящее время, в большом городе Бряхимове на Волге.
Основной тип горожан – привилегированный слой, который представляют купцы, облаченные в европейские костюмы, ведущие светский образ жизни.
Жанр – социально-психологическая драма.
главной темой являются взаимоотношения представителей разных классов общества;
тема обличение буржуазии, которая сформировалась в эпоху 60—70-ых гг. 19 в.,
тщеславия и самолюбия купечества города Бряхимово;
уничижение настоящих нравственных ценностей;
преобладание денег над настоящими чувствами;
деформированные отношения в обществе;
тема личности в бесчеловечном обществе;
тема «маленького человека»;
тема утраченных иллюзий;
тема несчастной любви;
тема «отцов» и «детей»;
тема брака по расчету;
социальные темы: писатель показал действительную сущность показного благополучия насквозь прогнившего высшего общества
Конфликт – между материальным миром, миром денег и духовным, миром любви, отображенным в образе Ларисы Дмитриевны Огудаловой.
Мотив – блеска, принуждения, одиночества, человека—вещи, мотив торговли, искушения – центральный мотив пьесе.
проблема чести и долга;
проблема купли-продажи человека;
проблема «отцов» и «детей»;
проблема верности и предательства;
проблема выбора цели и смысла жизни;
проблема разбившейся мечты.
драма буржуазной эпохи;
положение женщины в русском обществе Х I Х века;
проблема бедных и богатых;
Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Поступки героев во многом обусловлены не только чертами характера, но и той средой, в которой они живут.
Трагедия Ларисы – трагедия одинокой души.
Карандышев Ю.К. – тип «маленького человека»;
Лариса – тип «лишнего человека»;
Паратов С.С. – мелкое подобие Печорина, человек с темной, черной душой = дьявол искуситель
Финал психологической пьесы предрешен.
Протрезвевший, но отвергнутый Карандышев стреляет в Ларису, для нее это становится спасением. Теперь ее не смогут купить или продать – она остается свободной и по—настоящему счастливой. Она умирает со словами прощения на устах.
Так автор показывает, что смерть – трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени, приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта.
Мокий Парменович Кнуров
Василий Данилыч Вожеватов
Сергей Сергеич Паратов
Юлий Капитоныч Карандышев
Имя и отчество в сочетании обозначают «кощунственный царь».
Кнуров — от диалектного слова, которое обозначает «боров, хряк, кабан», что подчеркивается любовью вкусно поесть
Данилыч – Данила мастер
Вожеватов только внешне со всеми приветлив и вежлив, однако внутренний мир его отличается черствостью и равнодушием
Вожеватов – вожжи ® сам правит;
Паратов – портной, обозначает бойкость и силу характера;
Паратов – парад, пират ® ара; пара
Напрашивающееся сопоставление Паратова с
«паратым» зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Например, матерым вожаком,
Юлий – имя известного римского императора
черный
(«кара» – черный в каз.яз.)
Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать «говорящими», так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком — символическом — смысле слова. https://poisk-ru.ru/s48998t18.html
В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» огромную роль играют имена и фамилии героев. Они помогают глубже понять сущность характеров персонажей. Для основ говорящих фамилий А.Н. Островский в своем произведении выбирает диалектизмы, которые носят определенную оценку
Относятся к Ларисе как
нравственного падения Ларисы;
разыгрывают её в орлянку
Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется его фамилией
Стремится показать значимость, но не имеет никаких моральных принципов
Пожилой человек , образец новой аристократии, богатый купец; с громадным состоянием.
из крупных дельцов последнего времени.
Это очень трезвый и приземленный человек, который живет ради удовольствий.
Он женат, но постоянно ищет наслаждений в компании дам. Все, по его мнению, покупается и продается, иных отношений и ценностей он не знает и не видит, потому что прекрасно осознает, что его люди воспринимают денежным мешком, не более, но и не менее.
Очень молодой человек ;
Один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.
Его предки служили у Огудаловых, но теперь мир перевернулся, и уже дворянка заискивает перед безродным купцом.
Василий стал богачом, но помнил и цену успеха, поэтому был расчётливым и прижимистым человеком.
Он очень ценил свое положение и боялся потерять его.
блестящий барин, из судохозяев,
любитель роскоши, невероятно расчетливый, бессердечный,
все его действия связаны с наживой.
Паратов – мелкое подобие Печорина
Молодой человек, небогатый чиновник, самолюбив и завистлив.
Всегда попрекает Ларису за «цыганский табор» в ее доме.
Соперник Сергея Сергеича, пытается во всем ему подражать, даже говоря об образованных и уважаемых людях с Паратовым, ставит их рядом https://fb.ru/article/278202/obrazyi-i-
чтоб он разговаривал, коли у него миллионы!
Гаврило. Явление 1, Д1
Василий Данилыч еще молод; малодушеством занимается; еще мало себя понимает; а в лета войдет, такой же идол будет (как Кнуров)
Гаврило. Явление 1, Д1
Ну что такое Карандышев! (Кнуров)
Да, с деньгами можно дела делать, можно.
Нужда—то всему научит.
Видно сокола по полету. (Гаврило)
Карандышев, — ну что за знакомство для меня! (Кнуров)
Я все думал о Ларисе Дмитриевне. Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе
За удовольствия платить надо
Черный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка, через плечо дорожная сумка
Человек самолюбивый, завистливый.
Лошадь из деревни выписал, клячу какую-то разношерстную, кучер маленький, а кафтан на нем с большого. И возит на этом верблюде—то (Вожеватов)
И полное обеспечение на всю жизнь?
Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.
Всякому товару цена есть
У меня, Мокий Парменыч,
ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.
Да—с, Мокий Парменыч, я рискнул. Я и вообще всегда был выше предрассудков.
Так нам разума—то терять и нельзя.
Но достается оно мне не дешево:
я должен проститься с моей свободой,
с моей веселой жизнью;
поэтому надо постараться как можно повеселей провести последние дни.
Ну чем я хуже Паратова?
Да я не всякий. (Робинзону)
Потому что сравнение не будет в вашу пользу. Сами по себе вы что—нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все. (Лариса)
Подумайте! Если вам будет угодно благосклонно принять мое предложение, известите меня, и с той минуты я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным исполнителем всех ваших желаний и даже капризов, как бы они странны и дороги ни были.
Для меня невозможного мало
Что я обещал, то исполню; для меня слово – закон, что сказано, то свято.
Я сам знаю, что такое купеческое слово.
Ведь я с вами дело имею, а не с Робинзоном.
Чудо, что за картина! А барин—то, я слышал, промотался совсем, последний пароходишко продал.
Кто приехал? Промотавшийся кутила, развратный человек, и весь город рад.
С своей точки зрения, он не глуп. Что он такое, кто его знал, кто на него обращал внимание! А теперь весь город заговорит про него, он влезает в лучшее общество, он позволяет себе приглашать меня на обед, например. Но вот что глупо: он не подумал или не захотел подумать, как и чем ему жить с такой женой. (Кнуров)
И у тебя тоже цепи?
Кандалы, Лариса Дмитриевна.
Честное купеческое слово
Вот, изволите видеть, к вам подъехал; четыре иноходца в ряд и цыган на козлах с кучером. Какую пыль в глаза пускает! Оно, конечно, никому вреда нет, пусть тешится; а в сущности—то и гнусно, и глупо (Карандышев)
До деревни ль ему! Ему покрасоваться хочется.
Да и не удивительно: из ничего, да в люди попал.
Не нам, легкомысленным джентльменам, новые обороты заводить!
За это в долговое отделение, тетенька. Хочу продать свою волюшку.
Понимаю: выгодно жениться хотите. А во сколько вы цените свою волюшку?
Дешевле, тетенька, нельзя—с, расчету нет, себе дороже, сами знаете.
После свадьбы, когда вам угодно, хоть на другой день. Только венчаться – непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий (Карандышев)
Огудалова. Да ему и заметить нельзя: он ничего не знает, он никогда и не видывал, как порядочные люди обедают.
Не глуп, да самолюбив.
Уступить вас я могу,
я должен по обстоятельствам;
но любовь вашу уступить было бы тяжело
Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной,
Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной –
Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох!
У меня правило: никому ничего не прощать; а то страх забудут, забываться
Я еду—еду, не свищу, а наеду – не спущу.
Она сама виновата: ее поступок заслуживал наказания.
Я ей говорил, что это за люди; наконец она сама могла, сама имела время заметить разницу между мной и ими.
Да, она виновата, но судить ее, кроме меня, никто не имеет права, а тем более оскорблять. Это уж мое дело: прощу я ее или нет; но защитником ее я обязан явиться.
У ней нет ни братьев, ни близких; один я, только один я обязан вступиться за нее и наказать оскорбителей.
Да, я свою мысль привел в исполнение.
Кнуров и Вожеватов бросают жребий (орлянка), причем каждый из них готов, по крайней мере, временно, примириться с его исходом.
Паратов в конце драмы готов отдать Ларису в любые руки. Она ему более неинтересна.
Карандышев оказывается единственным, кто не желает и не может героине быть чужой вещью. Именно этот «смешной человек» и оказывает Ларисе «благодеяние», убивая ее.
СИВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ, ВЕЩИ, СИТУАЦИИ
В ПЬЕСЕ А. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»
Символы — неотъемлемая часть художественной литературы, именно они создают её художественность.
Образы и символы зашифровано передают то, что в действительности хотел сказать автор, но не сделал это по тем или иным причинам. Они создают подтекст произведения, то есть его глубину и раскрывают истинный смысл написанного.
Символ обычно обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации.
Название пьесы «Бесприданница»
Девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.