Чем отличается умение слышать клиента
Слушай как коуч: 5 способов развить навык слушания
Smiling multiracial millennial girls look at screen work at computer in office together, young diverse female colleagues cooperate using pc, browsing internet or reading news. Collaboration concept
Слушай как коуч: 5 способов развить навык слушания
Всё, что происходит в коучинге, зависит от слушания. Именно поэтому умение слушать – это один из фундаментальных навыков коуча. Чтобы продемонстрировать клиентам высокий уровень обслуживания, коуч должен предложить своему коучИ высокий уровень слушания.
Когда слушать важнее, чем говорить
Без слушания практически невозможно исследовать цели и текущую реальность клиента, понять его потребности. Актуальные вопросы не могут возникнуть во время беседы, когда нет глубокого, внимательного процесса выслушивания, из которого вытекают эти вопросы. И невозможно заключить контракт в коучинге без слушания, потому что этот навык лежит в основе процесса обсуждения и переговоров между людьми, от которых зависит заключение контракта.
Искусный коуч с глубоким умением слушать может творить чудеса. Он может изменить мировоззрение подопечного не путем навязывания чужого (своего) видения, а с помощью слушания и понимания. Меняя мышление, клиент может начать быстрее двигаться и достигать цели, которые раньше были для него только мечтами.
5 советов, как улучшить умение слушать
Находясь на уровне «слушаю, чтобы понять», вы сосредотачиваете внимание исключительно на собеседнике и на том, что он говорит, вы не оцениваете его позицию, мнение и не думаете о том, что хотите сказать дальше. Слушая таким образом, коуч пытается смотреть на вещи так, как их видит клиент. И это не про коуча. Это про клиента. Попрактикуйтесь ставить себя на место подопечного, пробуйте «слушать, чтобы понять».
Практикуйтесь вне коучинговых сессий. Научитесь вести себя тихо и наблюдайте за общением между людьми. Следите за выражением лица, языком тела и любыми другими источниками невербального общения, которые вы можете определить.
Поговорите с людьми, которые, по вашему мнению, обладают хорошими коммуникативными навыками. Скорее всего, они умеют воспринимать невербальные сигналы и могут дать полезные советы, которые вы можете использовать в своих целях.
4. Сообщайте то, что, по вашему мнению, вы слышали.
Время от времени обращайтесь к клиенту и проверяйте, правильно ли вы поняли то, что он сказал. Как можно точнее резюмируйте услышанное, не интерпретируя и не искажая свою точку зрения. Старайтесь говорить словами собеседника. Практикуйте это также в повседневных разговорах. Пусть это станет вашей привычкой. Это укрепит вашу способность внимательно слушать, потому что вы сможете проверять своё понимание ситуации собеседника у самого собеседника.
5. Откажитесь от нужды искать ответ или быть «правым».
Существенная «помеха», которая часто не даёт нам выслушать и усвоить то, что говорит собеседник, проистекает из импульса получить ответ, решить «проблему» или «быть правым» в чем-то. Иногда этот импульс возникает из-за определенной черты личности, иногда из-за неуверенности (особенно, если кто-то относительно новичок в коучинге). Какова бы ни была причина, с этим можно бороться, достаточно каждый раз в мыслях возвращать себя к одному из постулатов коучинга – «со всеми всё ок»! То есть подопечный вполне способен помочь себе самому.
Если вы на самом деле не верите в это и пытаетесь жить в соответствии с этим каждый день в своих действиях, все слушания в мире ни к чему вас не приведут.
Возможности, которые предлагает карьера лайф-коуча:
управление своим бизнесом из дома;
работа с клиентами в онлайн-формате;
возможность начать бизнес уже во время обучения;
удовлетворение от возможности наблюдать за переменами в жизни других людей и способствовать этим переменам;
разработка продуктов, дополняющих ваши услуги, для получения дополнительного дохода.
Как стать life-коучем?
Акцент обучения – освоение коучинговых навыков для использования в дальнейшем в жизненных и бизнес-задачах.
О программе:
акцент на работах лучших мировых коучей-практиков;
поддержка в период обучения и практики: межмодульные практики сопровождают ассистенты;
акцент обучения – освоение коучинговых навыков для использования в жизненных и бизнес-задачах;
фокус на глубокое личностное развитие студента: возможность отработать на программе 20+ собственных запросов.
По окончании программы вы станете уверенным коучем, который будет знать и понимать, как вести коуч-сессии по компетенциям ICF, владеть инструментами и технологиями коучинга, вы также получите международный сертификат ICF, который котируется в любой точке мира, с ним вы сможете работать коучем в любой стране.
Умения на всю жизнь: говорить на языке клиента и активно слушать
В одно прекрасное утро у меня случилась сессия, после который у мысли, которые будут полезны тем, кто в будущем планирует связать свою жизнь с коучингом или уже начал этот прекрасный процесс. Однако, навыки, которые я хочу более подробно описать будут полезны для каждого, кто старается быть более осознанным, развиваться в профессиональной деятельности, прокачивать себя или улучшать отношения с окружающими.
Нас учат на коучинге тому, что мы должны слушать и слышать клиента. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для начала разберемся в ключевых различиях.
Первое и базовое, то что сделать проще остального. Чтобы научиться слушать клиента достаточно просто научиться вовремя закрывать рот и превращаться в одно большое ухо. Мне понравилась мысль, которая довольно часто встречается, но она попалась мне в последний раз в такой интерпретации: «У вас один рот и два уха, есть ли причины такого соотношения?». Для этого можно отслеживать методом простого подсчета, какое количество минут в сессии говорите вы, а какое количество ваш клиент. Если цифра вашего вербального вещания приближается к 20% от общего времени сессии, это может стать тревожным звоночком.
В жизни мы часто слишком много говорим. Можно просто любить поболтать, иногда кто-то любит употреблять сложные словесные конструкции и использовать все возможности великого русского языка, «растекаться мыслью по древу». Надо ли это в каждой конкретной ситуации, когда идет речь о работе коуча в сессии?
Вы можете себе дать ответ, если остановитесь и зададите себе вопрос. Можете даже задать его слушателю вашего пламенного спича, если он еще там, где вы в последний раз начали вливать в его уши то, что считали необходимым. Кажется, звучит грубо, но у меня нет цели кого-то обидеть, просто добавляю образности для усиления своей мысли.
Для меня здесь в первую очередь вопрос о минимализме, умении точно и коротко излагать мысль внутри сессии, тогда ваши возвраты клиенту становятся короче, но в них самая суть, в них ценностные моменты, а не то, что вы последнее услышали. И суть побуждает клиента входить в процесс глубже и дает ему дополнительное время и пространство. Вас в сессии становится еще меньше, а потом еще меньше. Второе — это про экологичность общения, как в жизни, так и внутри сессий. И если внутри сессии мы ограничены (какое счастье!) коучинговыми компетенциями (хотя на самом деле я не считаю их “рамками”, но об этом позднее), то в жизни приходится полагаться лишь на здравый смысл.
Второе, это умение слышать. Тут намного сложнее. Потому что этому надо учиться и понимать цель слушания. В сессии наша задача путем открытых вопросов побудить клиента к исследованию, чтобы он сам пришел к выводам и результатам. Чтобы, действительно, услышать то, что говорит клиент, надо научиться слушать и «между строк» тоже. В первое время это было просто за гранью моего понимания. Я не имею ввиду какую-то мистику или домысливание, это про необходимость считывать невербалику. Поэтому во время сессии так важно смотреть на клиента, на его мимику, жесты, позу, движения. Это многое может сказать, это как слышать, только глазами. Это неотъемлемая часть игры, правило, которое нельзя отменить.
Если вы будете во время сессии делать записи и не поднимать головы от блокнота или планшета, то рискуете услышать лишь слова, но этого может быть недостаточно. Слушание слов позволяет возвращать клиенту концентрат им сказанного, помогать расширить видение и/или сфокусироваться, помогает движению. Человек охотнее входит в доверие, которое вы пытаетесь для него создать (проявляя Компетенцию №4), если чувствует, что он по-настоящему УСЛЫШАН.
Как понять клиента: активное слушание в продажах
Мало просто услышать клиента. Чтобы что-то продать, нужно правильно понять собеседника и вовремя отреагировать на его слова. Сделать это правильно и без напряга помогает техника активного слушания. Раньше ее использовали психиатры для точного определения тона беседы и психического состояния пациента. Теперь про технику пронюхали и маркетологи. Оказывается, активное слушание помогает менеджерам продавать. Рассказываем как.
Что такое активное слушание
Некоторые продавцы только делают вид, что слушают. Они смотрят клиенту в глаза и всем видом показывают вовлеченность, чтобы человек доверился. Но собеседник быстро раскроет подвох. Незаинтересованность и безразличие читаются по глазам — клиент злится и уходит. Если ваши продавцы так делают, расскажите им про активное слушание.
Активное слушание — это социально-психологическая техника, которая позволяет быстро и точно считывать психологию собеседника, его чувства и даже мысли. Для этого используют специальные приемы активного участия в беседе — показывают клиенту свое сопереживание, делятся мыслями и соображениями. Человек улавливает вовлеченность и проникается доверием. Это работает.
Принципы активного слушания:
Цель активного слушания: понять клиента и правильно отреагировать на его речь. Смысл в том, чтобы активно участвовать и присутствовать в беседе, улавливать ее тон и вовремя замечать важные моменты. Например, если клиент рассказывает о своей проблеме, грамотный продавец не осуждает и не дает оценок, а поддерживает собеседника. Активный слушатель не просто получает информацию. Он вовлечен и управляет разговором. Вот, как Эмми из «Теории большого взрыва».
Эмми из «Теории большого взрыва» применила техники активного слушания, когда Шелдон засомневался в том, что его слушают. Она перефразировала его слова, использовала приемы эхо-реакции и резюмирование. Вовлеченность Эмми в разговор не казалась наигранной, Шелдон ей поверил
Виды активного слушания
Поведение клиентОВ и клиентОК сильно отличается. В зависимости от гендерных особенностей в продажах, техники активного слушания делят на мужские и женские. Мужские называют рефлексивным, а женские — эмпатичным. Какие использовать, вы решаете самостоятельно. Бывают женщины, для которых рефлексия ближе по духу — менеджер должен считать это и использовать в диалоге техники рефлексивного АС. Мужчины тоже бывают разные.
♂ Мужское АС | ♀ Женское АС | |
Область продаж | Автомобили, одежда, электроинструмент, бытовая техника, бизнес, строительные материалы, автотовары, смартфоны, ювелирка | Детские товары, интерьер и декор, мебель, строительные материалы, косметика, парфюмерия, ювелирка, бьюти-услуги, медицина |
Способ восприятия информации | Рациональный анализ сказанного, с сухими выводами и конкретными предложениями | Сопереживания, проявление эмоциональности, причастность к проблеме собеседника |
Цель | Понять смысл речи, выявить и закрыть потребность с выгодой | Установить доверительные отношения, найти подход |
Приемы | Разбор ситуации по существу, анализ, разумная критика, наводящие вопросы и подсказки | Развитое чувствование, грамотная пара фраз, обращение к эмоциям и отражение чувств |
Вопросы | Где, когда, сколько, какие обоснования и что из этого следует? | Как ты к этому относишься, что ты почувствовала? |
Техника активного слушания
Техника строится на активном участии собеседника в диалоге, при котором внимание приковано одновременно к смыслу слов, интонации, настроению, выражению лица и жестам. Наша задача просканировать клиента, считать его настрой, а затем использовать правильные приемы: открытые и уточняющие вопросы, зеркальный эффект и резюмирование.
✖ Нельзя | ✔ Можно |
Оценочные суждения и агрессивная критика | Принятие собеседника с недостатками, искреннее переживание его проблеме, поощрение монолога и продолжения беседы |
Невнимательность, безразличие, явное отсутствие интереса | Открытость, заинтересованность, вовлеченность в диалог, встречные вопросы |
Навязывание своего мнения, непринятие альтернатив, перебивание | Корректное и обоснованное выражение своей точки зрения, правильный контекст — «возможно, ты не прав. Но я не уверен, давай разбираться» |
Хамство, раздраженность, скрытая и неявная агрессия, конфликт | Дружелюбие, открытость, спокойствие и размеренность, смирение и демонстрация выдержки |
Приемы активного слушания
Обычное слушание легко превращается в активное с помощью простых и, кажется, очевидных приемов. Чтобы быть активным слушателем, не нужно иметь диплом по психологии. Просто проявляем чуть-чуть внимательности к собеседнику. И следуем правилам ниже.
Делаем паузу
Простая пауза дает собеседнику время подумать. Иногда минутка тишины помогает сосредоточиться и вспомнить про важные детали, которые в другой ситуации забылись и озвучены бы не были. Пауза полезна и для слушателя — он получит время переварить вводные, продумать ход диалога на их основе и сконцентрироваться на клиенте.
Просто взять и замолчать на минуту не выход. Лучше отлучиться, найти повод и переключить клиента, дать ему время отдохнуть от беседы. Взять и уйти тоже просто так нельзя. Нужна важная причина, чтобы клиент не возражал.
НЕЛЬЗЯ : «Вы постойте пока, подумайте, а я сейчас вернусь. Мы с Саньком из бухгалтерии на перекур бегаем, пока начальник вышел».
МОЖНО : «Иван Петрович, вот каталог, полистайте минутку. А я сбегаю на кухню нам за кофе. Вам сколько сахара?».
Просим уточнения
Попросите собеседника разъяснить или уточнить что-либо из ранее сказанного. Если клиент что-то недосказал или не уточнил, это придется додумывать. Если вы не умеете читать мысли, не надо так. Если есть риск додумать неправильно — всегда додумаешь неправильно, закон Мерфи. А если собеседник о чем-то непроизвольно забыл? А если произвольно? Короче, уточняйте. Дополнительные вопросы помогут сохранить понимание чувств и мыслей собеседника в конкретный момент времени.
НЕЛЬЗЯ : «Наверное 19-го у вас что-то важное. Я уже заказал водителя на 18-е, сделаем вам доставку заранее, чтобы все было ок»
МОЖНО : «Иван Петрович, вы сказали, что доставка нужна 19-го с 8.00 до 8.30. С чем связаны такие негибкие сроки? У вас мероприятие 19-го? Возможно, стоит организовать доставку заранее?».
Развиваем мысль
Попытайтесь развить ход мыслей клиента. Подхватывайте логику его рассуждения, следуйте ей и постарайтесь обобщить. Используйте этот прием, чтобы показать свою вовлеченность в диалог и одновременно интерес к теме. Особенно, если собеседник отвлекся и начал рассуждать о жизни и несправедливости судьбы.
НЕЛЬЗЯ : «Подождите, вы считаете, что демократы выиграли выборы в США несправедливо? А что, лучше, если бы президентом стал республиканец. »
МОЖНО : «Иван Петрович, мы говорили про сборную конструкцию. Значит, нам нужно заранее утвердить план-проект. Чертежи прислать вам на почту или использовать Вайбер?».
Делаем сообщение
Дайте клиенту обратную связь от диалога. Учитывая ситуативные особенности собеседника, сообщите свое впечатление о проблеме или о том, как ваше отношение в результате изменилось.
Сообщение о восприятии
НЕЛЬЗЯ : «Вы что-то придумали себе. Кажется, все что вы сказали — догадки. Такого не бывает»
МОЖНО : «Иван Петрович, очень интересно. Про пневматические механизмы привода сборки конструкции мы еще не слышали. Обычно они гидравлические. Нам очень важна эта тема, давайте вместе разберемся».
Сообщение о восприятии себя
НЕЛЬЗЯ : «А мне-то что? Мое дело маленькое, я свою зарплату получаю и так, с вашего заказа процентов не получаю»
МОЖНО : «Иван Петрович, я очень переживаю за ваш проект. Лично слежу за ходом доставки. Мне очень больно слышать, что сроки срываются».
Перефразируем
Повторяя сказанное другими словами мы показываем: дорогой клиент, мы тебя слышим и правильно понимаем. Это некая форма уточнения и поддержки собеседника, резюмирование его слов и подведение итогов. Пересказ должен касаться не чувств и эмоций, а смысла и содержания разговора. Важно перефразировать утверждением, а не вопросом. Клиент воспримет это более открыто и дружелюбно.
НЕЛЬЗЯ : «Вы сказали, что хотите доставку 19-го и не днем ранее? Это точно?»
МОЖНО : «Как я понял, доставку в пятницу 19-го делаем с 8 до 8.30. Не предлагаю вам гибкие сроки, я понял — дело важное».
Используем эхо-реакцию
Эхо-прием — это дословное повторение последних или ключевых слов клиента с неподкупной увлеченностью. Показывает, что мы интересуемся беседой и внимательны к деталям. А еще с помощью эхо-реакции мы можем определить главную мысль, направление беседы или поддержать собеседника.
Иван Петрович : «Представьте, они сказали, что пневматические механизмы на привод не ставят. Мол, в каталогах такого нет!»
Менеджер : «В каталогах такого нет?! Ну придумщики, вот же, в первом сразу нашли».
Делаем замечания в ходе беседы
Попробуйте сообщить клиенту о том, как можно осмыслить беседу в целом. Сделайте некий вывод, подведите черту, дайте комментарий по существу темы общения. Если вы не пришли к общему знаменателю, значение может касаться разногласий.
МОЖНО : «Иван Петрович, кажется, мы друг друга поняли. Я перезвоню вам, когда появятся акционные предложения».
МОЖНО : «Иван Петрович, мы так и не договорились: фасад делаем из керамогранита или подешевле, пластиковый?».
Вопросы для активного слушания
В основном, навыки активного слушания строятся на правильном и уместном задавании вопросов. Они показывают ваше внимание к беседе и увлеченность. Клиент увидит, что вы хотите помочь и проникнется доверием — шанс на успешное закрытие сделки значительно выше. Главное, не перестараться с вопросами. Помните, что они бывают трех категорий:
Открытые — активно используем. Они требуют от клиента развернутого ответа, а значит, мы получим больше пищи для размышлений и сможем эффективнее обработать и закрыть возражения. Это вопросы, которые начинаются на: «как», «каким образом», «сколько», «почему», «зачем».
Закрытые — не злоупотреблять. На такие вопросы отвечают односложно: да или нет. Вы не следователь, а клиент не на допросе. Ответы почти не дают конкретики, лучше использовать такие вопросы в конце беседы, когда детали уже уточнили.
Альтернативные — в меру. Это вопросы из двух частей: первая — сам вопрос, а вторая — два варианта ответа. Похоже на ЕГЭ. Такие вопросы используют, когда клиенту предлагаются разные варианты, а ему нужно выбрать.
Активное слушание в продажах по телефону
В чем особенность? Применять АС в телефонных продажах сложнее. Мы не видим клиента, не знаем его мимику и позу, не можем считать выражение лица. Сами мы тоже не можем поддержать собеседника жестом или улыбкой. Это создает определенные сложности, но не препятствует нам использовать АС. Мы ведь профессионалы, мы можем.
Как говорить с клиентами? Вся надежда на ораторское искусство: говорим четко, конкретно и без сложных лингвистических конструкций. Никогда не спорим и не поддаем сомнению тезисы собеседника. Клиент всегда прав и точка. Даже если не прав, все равно соглашаемся. Но одновременно пытаемся переманить на свою сторону: сообщаем преимущества, работаем с возражениями.
Упражнения для развития
«Испорченный телефон». Участвуют 5 человек: клиент и 4 слушателя. Докладчик рассказывает свою историю первому слушателю, тот запоминает детали и пересказывает второму, второй — третьему, а третий — четвертому. Последний рассказывает свой вариант истории, с которым сравнивается оригинал.
«Внимательность». Группа делится на команды по три человека. Каждому из тройки выдается своя история. Они одновременно и вслух читают свои документы, стараясь запомнить детали, которые произносит два других партнера. Пока что-то получится, пройдет время. Но это помогает вычленять из потока информации ключевые фразы на лету. Вы научитесь улавливать важные вещи, слушая клиента буквально краем уха.
«Закончи фразу». Команда получает листки с заранее подготовленными, но не завершенными фразами. Каждый член команды по очереди читает фразу вслух, а затем завершает ее выдумкой или правдой — на свое усмотрение. Остальные участники наблюдают за мимикой и поведением участника, стараются угадать: он сказал правду или соврал.
Коучинговый бизнес
Сайт для коучей-фрилансеров
Три уровня активного слушания
Компетенция коуча «активное слушание» по книге Коактивный коучинг.
«Для того чтобы лучше это понять, представьте себе, что существуют три уровня слушания:
♦ первый уровень — поверхностное слушание. Мы слышим слова другого человека, но сосредоточиваемся на том, что они значат для нас. В отношениях с коучем клиент находится на первом уровне слушания, т.е. слушает поверхностно;
♦ второй уровень — сфокусированное слушание. В этом случае все внимание сконцентрировано на другом человеке. Коуч должен слушать на втором, а также на третьем уровнях;
♦ третий уровень — многомерное, или всеобъемлющее слушание: восприятие эмоций, «языка тела» (невербальных проявлений) клиента и всего окружения.
На первом и втором уровнях слушание обращено главным образом к словам. На третьем уровне улавливается все остальное, включая все сенсорные данные, а также настроение, ритм, энергию. Наиболее успешные коучи способны слышать как на втором, так и на третьем уровне, что дает им наиболее полный материал для работы. Это справедливо как для индивидуального, так и для группового коучинга, а также для коучинга по телефону. Опытный коуч слышит гораздо больше, чем просто слова. И, хотя при непосредственном общении добавляется зрительный компонент и возможность воспринимать язык тела, это может быть также отвлекающим фактором. Коучи, работающие по телефону, со временем значительно развивают способность улавливать нюансы тона и энергетики клиента. Телефонный коучинг имеет также много других преимуществ, таких как удобство (подробнее см.: глава 4 части третьей настоящей книги).» стр. 9.
«Внимание и воздействие
В коучинге есть два аспекта слушания. Первый аспект — внимание или осознание. Это, конечно, получение информации с помощью того, что мы слышим ушами, но также и слушание с участием всех органов чувств и интуиции. Мы слушаем, смотрим и переживаем звуки, слова, образы, чувства, эмоции. Внимание сосредоточено на получении информации — словах, впечатлениях, энергетических изменениях. Мы все являемся многосторонними приемниками с большим количеством разнотипных рецепторов, каждый из которых фиксирует свою информацию: мы слышим дыхание в телефонной трубке, отмечаем манеру речи, модуляции голоса. В словах мы ощущаем давление: голос может быть мягким или жестким, осторожным или взбешенным. Слушая человека, мы одновременно улавливаем все, что происходит вокруг него. Мы фиксируем язык его тела. Разговаривая с человеком по телефону, мы ощущаем его эмоции, представляя себе его сжатые губы или склоненную в печали голову, — все это информация, требующая нашего пристального внимания.
Второй аспект — это воздействие умения слушать на окружающих (то, что мы делаем, слушая), особенно воздействие коуча, слушающего своего клиента. Опытный коуч должен быть уверен не только в том, что он умеет слушать, но и в воздействии своего умения на клиента. Большую часть времени эта уверенность незаметна, поскольку внимание коуча сосредоточено на собеседнике. Представьте себе, что вы на соревнованиях по фехтованию, где все ваше внимание отдано противнику: вы постоянно делаете выбор и отвечаете на удары, парируете их, наносите и снова парируете. Ваше внимание сосредоточено не на выборе, который вы делаете, — это может отрицательно повлиять на вашу собранность, приведя к ужасному результату. После окончания поединка вы можете оценить свои действия и проанализировать сделанный выбор. Слушая подобным образом, вы не думаете об этом или о том, что собираетесь сделать. Ваше умение слушать — сверхсознательное и подсознательное одновременно.
Чтобы понять работу внимания и воздействия, представьте себе, что вы находитесь в комнате, где очень много народу. И вдруг вы почувствовали запах дыма — возможно, начался пожар. Ваше внимание обращено на этот дым, вы его заметили, это — первый аспект осознания. Потом вы решаете, что делать с этой информацией. Можно закричать: «Пожар!» или сообщить об этом хозяину дома. Можно схватить огнетушитель и героически бороться с огнем или тихо выскользнуть из дома через черный ход. Каждое из этих действий будет иметь свое воздействие на окружающих, на определенном уровне вы должны осознать это воздействие и понять, что несете за него ответственность. Даже если вы ничего не предпримете, воздействие все равно будет.
Естественно, слушание не может быть пассивным, особенно при коучинге. Вы могли учиться «активному слушанию», возможно во время тренингов общения. Эти программы в основном великолепно помогают расширить понимание слушания и предлагают большое количество инструментов для этого. Активное слушание часто включает уточнение сказанного собеседником, наблюдение за языком его тела, усиление внимания к чувствам, которые скрываются за произнесенными словами, и обострение чувствительности к контексту разговора. Умение слушать, которое требуется от коуча, включает все эти компоненты, которые будут раскрыты несколько позже, и многое другое. В нашей модели слушания существуют три уровня, которые дают коучу огромный диапазон и, в конце концов, большие возможности для слушания.
Первый уровень: поверхностное слушание
На этом уровне наше внимание сосредоточено на нас самих. Мы слушаем слова собеседника, но сосредоточиваемся на том, что они значат для нас. На первом уровне в центре внимания нахожусь я — мои мысли, чувства, мои выводы о себе и окружающих. Что бы ни происходило с другим человеком, оно возвращается ко мне через диод: односторонняя энергетическая ловушка, которая передает информацию туда, но не обратно. Слушая, я впитываю информацию и занимаюсь ее переработкой. На этом уровне существует только один вопрос: «Что это значит для меня?».
Чаще всего этого вполне достаточно. Отправляясь в одиночестве в другой город, вы большую часть времени слушаете на первом уровне: думаете о том, где зарегистрироваться, не забыли ли вы свой билет, сколько времени осталось до самолета, о том, что вы терпеть не можете летать на самолете, об отвращении к пище, которую там подают, и раздражении от того, что сидящий сзади постоянно толкает вас. Все ваше внимание сосредоточено на себе, как и должно быть. Другим показателем того, что вы действуете на первом уровне, является постоянная потребность в новой информации. Вы нуждаетесь в ответах, объяснениях, деталях, данных. Внутренний монолог может звучать примерно так: «Рейс отложен? Но я же опоздаю. Когда мы взлетим? Когда я поем? Как я могу сообщить им, что рейс задерживается?». Причиной необходимости сбора информации на первом уровне являются ваши собственные нужды.
Другая типичная ситуация для первого уровня — ресторан. Ваше внимание направлено на себя, и воздействие на первом уровне слушания тоже направлено на вас. Хотите ли вы выпить, прежде чем закажете что-то? Есть ли в меню что-то особенное? Удобен ли стул? Принимают ли они чеки? Не слишком ли близко к кухне стоит ваш столик? Высоки ли цены? Можете ли вы себе это позволить? Вы осознаете свои мысли и чувства. Решения, выбор, суждения, которые вы выносите, касаются только вас. Вы любите определенную рыбу, но вам не нравится, когда она подается целиком, а ее мертвые тусклые глаза таращатся на вас с тарелки. Вы думаете о своем весе, который придется сбрасывать, и решаете заказать низкокалорийный гарнир. Ваш мысленный монолог в этой ситуации произносится молниеносно. Даже если вы сидите за столиком не один, а возможно, что и с тем, в кого безумно влюблены, ваше внимание будет сосредоточено на первом уровне как минимум до тех пор, пока вы не сделаете заказ.
Первый уровень информирует нас о нас самих и о происходящем вокруг. Именно на данном уровне мы выясняем и понимаем это, поэтому он так важен. Клиенты коуча обычно находятся именно на первом уровне. Это их работа: смотреть на себя и свою жизнь — процесс, размышления, понимание. Но это совершенно неприемлемо для самого коуча — действовать на погруженном в себя уровне даже короткое время. Коучинг начинается на втором уровне.
Диалог первого уровня
Клиент: В новом доме — совершенный беспорядок, повсюду коробки. Я с трудом добрался от входной двери до ванной.
Коуч: Насколько важно для вас привести дом в порядок? Сейчас — наиболее продуктивное время для развития вашего бизнеса — самое удачное с тех самых пор, как вы начали этим заниматься.
Клиент: Я знаю. Дела переживают резкий подъем. Так приятно это видеть! Но жизнь в этом хаосе — вот, что выводит меня из равновесия.
Коуч: Этот беспорядок — не надолго. Не позволяйте ему отвлекать вас от того, что действительно важно — поддержания темпа развития.
Клиент: Но это действительно отвлекает.
Коуч: Мне тоже приходилось попадать в подобную ситуацию. Поверьте мне — это не такая уж большая проблема. Вы найдете способ с этим справиться. А теперь давайте вернемся к вашему бизнес-плану.
Клиент: Ну, хорошо. Если вы так уверены…
Второй уровень: сфокусированное слушание
На втором уровне ваше внимание полностью сосредоточивается на собеседнике — вы можете заметить это, проследив за общением людей на этом уровне: возможно, они оба наклонились вперед, внимательно наблюдая друг за другом. Это свидетельствует о сосредоточенности внимания на собеседнике и о том, что они почти не реагируют на окружающий их мир.
Вернемся немного назад, к сцене в ресторане и нашим двум влюбленным. Их глаза видят только друг друга и ничего более. Они хотят быть ближе друг к другу — как бы слиться воедино. Они настолько забывают об окружающем мире, что подобная сцена романтической обособленности стала частым сюжетом для карикатур. Они словно живут в своем собственном мыльном пузыре.
Для коуча все слушание второго уровня сосредоточено на клиенте. В отличие от ситуации с влюбленными, внимание и воздействие направлено не на вас, а полностью принадлежит вашему собеседнику. Вы слушаете слова клиентов, их выражение, эмоции — словом все, что они несут с собой. Вы замечаете, что и как они говорят, чего не произносят вслух. Вы видите, как они улыбаются, или слышите слезы в их голосе, выясняете, что они ценят. Вы прислушиваетесь к их видению и тому, что их вдохновляет. Вы ищете то, что заставляет клиентов приходить на сессии коучинга оживленными или что угнетает их.
Энергия и информация поступают от клиента и отражаются обратно. На втором уровне воздействие направлено на говорящего, коуч в этом случае уподобляется самому совершенному зеркалу, которое не поглощает направленные в его сторону лучи, а возвращает все приходящее от клиента ему же. На этом уровне коуч должен быть абсолютно уверен, что воздействие от его слушания направлено на клиента, он не всегда отслеживает воздействие, но уверен в этом.
В основном коучинг, как уже говорилось выше, происходит на втором уровне. Это уровень сопереживания, созидания, уточнения, сотрудничества, новаторства. Теперь это прямая связь между коучем и клиентом. На этом уровне коуч абстрагируется от своего эго, сценария, мыслей и мнения. На втором уровне коуч настолько сосредоточивается на клиенте, что внутренний монолог прекращается, и коучинг становится практически спонтанным. Коуч уже не пытается предугадать следующее движение. На самом деле, если его внимание сосредоточено на следующем действии — на том, какой блестящий вопрос следует задать клиенту, это означает, что коуч слушает на первом уровне, то есть в рамках собственного опыта.
Коуч, слушающий на втором уровне, слышит то, что говорит его клиент. Он слушает слова, но слышит намного больше — тон, темп, выражаемые чувства. Он замечает все, что поступает к нему в виде информации, а затем выбирает, что будет отвечать и как. Потом он замечает воздействие своего ответа и снова получает информацию. Словно успевая прислушаться дважды, прежде чем клиент заговорит снова, коуч слушает, как клиент начал разговор и как он отреагировал на его ответ: в обоих случаях коуч получает информацию. Вот так выглядит умение слушать на втором уровне.
Диалог второго уровня
Клиент: В новом доме — совершенный беспорядок, кругом коробки. Мне с трудом удалось добраться от входной двери до ванной.
Коуч: Насколько важно для вас привести дом в порядок? Сейчас — наиболее продуктивное время для развития вашего бизнеса — самое удачное с тех самых пор, как вы начали этим заниматься.
Клиент: Я знаю. Дела переживают резкий подъем. Так приятно это видеть! Но жизнь в этом хаосе — вот, что выводит меня из равновесия.
Коуч: Сможете ли вы разобраться с этим хаосом и продолжать поддерживать темп в новом бизнесе?
Клиент: Сейчас у меня просто нет времени с ним разбираться.
Коуч: А для чего у вас есть время?
Клиент: Хотелось бы мне целую неделю посвятить переезду, но это весьма не ко времени.
Коуч: А что можно сделать вместо этого?
Клиент: Могу посвятить разбору завалов минут пятнадцать или около того, когда вечером прихожу домой.
В этом случае коуч слушал на втором уровне — следовал за клиентом, слушал активно и проверял услышанное.
Третий уровень: глобальное /всеобъемлющее слушание
На третьем уровне коуч слушает на все 360 градусов. Фактически он слушает так, словно находится с клиентом в центре мироздания и одновременно получает информацию отовсюду, словно окружен-силовым полем, в котором находится он, клиент и безбрежное знание. Третий уровень включает все, что вы можете заметить с помощью ваших органов чувств: что вы видите, слышите, чуете и ощущаете — тактильные ощущения в той же степени, что и эмоции. Третий уровень включает действие, бездействие и взаимодействие.
Если второй уровень похож на телеграф, то третий уровень напоминает радио. Радиоволны невидимы, но мы верим в их существование потому, что слышим музыку, доносящуюся из радиоприемника. Третий уровень похож на радиоволны, проходящие через антенну и приносящие информацию, которую мы можем использовать. Но как для приема этих волн требуется специальное устройство, так и большинству людей тоже требуется практика, поскольку в обычной жизни они не используют третий уровень слушания, как это делает коуч. Для многих эта область — словно новая, неизведанная земля. Попробуйте представить себе людей, потрясенных открытием Маркони: сигналы проходят по воздуху с помощью невидимых волн, которые можно получать с помощью антенны и приемника.
Одним из достоинств обучения слушанию третьего уровня является возможность более широкого использования интуиции. С помощью интуиции коуч получает информацию, недоступную при обычном наблюдении, которую можно использовать точно так же, как и слова клиента. На этом уровне интуиция просто означает большее количество информации. Коуч получает информацию и отвечает, затем замечает, как воздействует на клиента его ответ. Как был воспринят ваш ответ? Что вы при этом заметили?
Этот уровень слушания иногда называют слушанием окружающего мира. Коуч фиксирует температуру, энергетический уровень, освещенность и темноту, причем и буквально, и фигурально. Клиент брызжет энергией или закрыт? Он спокоен, присутствует в ситуации полностью или же не совсем, или жестко себя контролирует? Все это можно узнать на третьем уровне. Коуч должен научиться доверять своим чувствам в этом вопросе и всегда может спросить клиента: «Мне кажется, что вы находитесь в очень темном месте. Это действительно так? Что происходит?».
Артисты развивают свои навыки слушания третьего уровня до недосягаемых высот. Комики, музыканты, актеры, ведущие тренингов — все они способны постоянно фиксировать на этом уровне информацию о том, что их окружает, и замечать изменения как результат своего воздействия на публику — это один из наиболее наглядных примеров отслеживания воздействия. Артист, коуч, лидер, фасилитатор психологической группы — любой человек, добившийся значительных успехов в воздействии на окружающих, умеет слушать на третьем уровне. Он способен отслеживать результат своего воздействия и соответствующим образом корректировать свое поведение.
Во время слушания на этом уровне коуч должен быть очень открытым и мягко сфокусированным, чувствительным к самым незначительным проявлениям, готовым получить информацию с помощью любых органов чувств — в своем внутреннем мире, в мире вокруг него и мире вокруг клиента. Если коуч слушает на этом уровне, то касается мира, который окружает и его, и клиента, словно рябь на воде, отражающаяся от берега в самых разных направлениях. Третий уровень важен даже тогда, когда коуч не понимает значения этой информации. Ключ к этому уровню — сбор информации, игра с ней и наблюдение за результатами.
Диалог третьего уровня
Клиент: В новом доме — совершенный беспорядок, кругом коробки. Мне с трудом удалось добраться от входной двери до ванной.
Коуч: Насколько важно для вас привести дом в порядок? Сейчас — наиболее продуктивное время для развития вашего бизнеса — самое удачное с тех самых пор, как вы начали этим заниматься.
Клиент: Я знаю. Дела переживают резкий подъем. Так приятно это видеть! Но жизнь в этом хаосе — вот, что выводит меня из равновесия.
Коуч: Что происходит? Мне кажется, что вы сильно встревожены.
Клиент: Это так отвлекает. Вещи всюду, под ногами…
Коуч: Я не ослышался, вам что-то мешает? У вас такой голос, будто вы задыхаетесь.
Клиент: Мне кажется, что дело не только в коробках с посудой или книгами. На самом деле я думаю, что это что-то незавершенное в наших отношениях с женой. Тоже что-то неразобранное, которое мы просто перевозим с места на место, как эти коробки.
Коуч: Что вы намерены с этим делать?
Клиент: Я пытался их обойти или переступить через них, но это, похоже, «не подействовало». Скорее всего, пришло время разобраться с этим — что называется, «распаковать все коробки».
В этом случае коуч настроился на третий уровень: нюансы пространства между коучем и клиентом — то, что лежит за словами, — включает всю энергию и все эмоции, высказанные и невысказанные. Заметьте, что приведенные диалоги были построены таким образом, чтобы проиллюстрировать различия между этими тремя уровнями. Конечно, в реальном разговоре коуч постоянно переключается со второго уровня на третий и наоборот.» стр.26-30.
Источник: Лаура Уитворт, Генри Кимси-Хаус, Фил Сэндал Коактивный коучинг. Учебник
Издательство: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2004 г.
Для того, чтобы получать новые статьи и заметки на тему развития коучинговых компетенций, оставьте свои контактные данные на странице Подписка.