Чем отличается темперамент и характер
Темперамент и характер
Темпераментом специалисты называют совокупность индивидуальных динамических особенностей поведения, которая выступает основой развития и становления характера. Таким образом, в психологии темперамент и характер рассматриваются как взаимодополняющие явления, которые также оказывают сильное влияние друг на друга. Конечно, ошибочно полагать, что данные понятия являются синонимами, но вместе с этим их тесная взаимосвязь очевидна.
Темперамент и характер: основные различия
Если выражаться доступным языком, то характером принято называть особенности поведения человека, которые влияют на общение с ним, а темпераментом – особенности проявления этого поведения, сила и яркость эмоционального реагирования. Вместе с этим следует сказать, что темперамент – это скорее индивидуальные свойства человеческой психики, которыми определяется психическая деятельность личности.
Так, под темпераментом подразумевается совокупность врожденных свойств человека, а под характером – обобщение приобретенных в течение жизни качеств. Темперамент и характер в психологии разделяются также по определению: темперамент обусловлен различными биологическими особенностями человека, тогда как характер определяется, в первую очередь, социальной средой, в которой он существует и развивается.
Таким образом, можно обобщить, что в различных социальных условиях у людей выявляются разные черты характера, чего нельзя сказать о темпераменте: он, как правило, остается неизменным в любых условиях. Также характер не в последнюю очередь обусловлен воспитанием и культурой, тогда как на темперамент огромное влияние оказывают индивидуальные особенности нервной системы.
Кроме того, черты характера поддаются оценке, а свойства определенного типа темперамента не оцениваются. То есть сказать, что у человека хороший или плохой характер, вполне возможно, однако к темпераменту подобная характеристика неприменима. Именно поэтому в психологии темперамент и характер хотя и выступают обычно вместе, все же иногда могут рассматриваться обособленно друг от друга.
Взаимосвязь характера и темперамента: основные положения
Чтобы выявить взаимосвязь характера и темперамента, необходимо рассмотреть типы последнего:
Сангвиник – это тип темперамента, отличающийся подвижностью и общительностью. Он живо реагирует на любые события и относительно легко переносит различные неприятности и неудачи. У людей такого типа очень живая мимика, они являются довольно эмоциональными, однако их эмоции чересчур быстро сменяют друг друга. Именно поэтому сангвиникам зачастую приписывают непостоянство и поверхностность.
Свойства темперамента и характера человека, относящегося к типу холерика, можно нередко охарактеризовать как постоянную порывистость и страстность. Он подвержен резким и частым перепадам настроения и бурным эмоциональным вспышкам. Дополнительными свойствами можно назвать неуравновешенность, эмоциональность, повышенную возбудимость, а нередко раздражительность и агрессию.
Флегматики отличаются относительным постоянством как в своих убеждениях и стремлениях, так и в настроении. Такого человека очень трудно вывести из себя или узнать, что происходит у него внутри: внешние выражения душевных переживаний у них практически отсутствуют. Основными свойствами этого типа можно назвать спокойствие, выдержку, иногда лень и равнодушие к окружающим событиям и людям.
Темперамент и характер меланхолика отличаются сверхчувствительностью, ранимостью и впечатлительностью. Люди такого типа очень долго и болезненно переживают любые незначительные неудачи, у них нередко наблюдаются проблемы с самооценкой и комплекс неполноценности. Данный тип, как правило, склонен к тревожности и замкнутости.
Как видно, темперамент и характер человека находятся в тесной взаимосвязи, однако, как было отмечено выше, именно темпераментом определяются динамические особенности проявления характера. Это значит, что такая его черта как, например, общительность у флегматика и сангвиника будет иметь разное проявление.
Кроме того, темперамент может как сильно влиять на развитие отдельных черт характера, так и препятствовать ему в конкретных случаях. Также некоторые особенности характера человека могут сдерживать проявление свойств темперамента в различных ситуациях.
Свойства характера и темперамент
Ошибочно полагать, что свойства характера и темперамент составляют единое целое и по конкретным чертам можно судить о типе темперамента. Скорее последний просто влияет на форму проявления некоторых особенностей первого.
Так, все 4 типа могут обладать такой чертой характера, как трудолюбие, но она у всех них будет выражаться по-разному:
Таким образом, взаимосвязь характера и темперамента не является данностью. Тем более что специалисты отмечают: четкий тип сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика с его характерными свойствами можно редко встретить в реальной жизни. Чаще всего люди обладают смешанным типом темперамента, то есть им присущи свойства, которыми наделены различные типы. Конечно, не исключено преимущество одного типа над другими, за счет чего и человек, как правило, относится к конкретному из них.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Что такое характер человека, как он формируется и чем отличается от темперамента + классификация типов характера
Приветствую вас, друзья!
Численность населения Земли приближается к отметке 8 миллиардов человек. При этом каждый индивид из этого огромного числа – уникальная и неповторимая личность. Как ни старайтесь, вы не встретите двух абсолютно одинаковых людей. Что же отличает нас друг от друга, помимо внешности? Это индивидуальный набор психологических черт, которые сплетаются в единый характер.
В этой статье я расскажу вам, что такое характер, как он формируется, какие бывают черты и типы характера.
Определение и общая характеристика понятия
Характер – это совокупность устойчивых черт, определяющих поведение человека, его образ жизни, привычки, реакции на различные ситуации. Характер не является врожденным компонентом психики, а формируется в течение жизни. Основой для формирования характера служат биологические особенности: пол, тип темперамента, совокупность генов. Преломляясь через призму воспитания и индивидуального развития, они складываются в уникальный психологический рисунок.
Слово “характер” в переводе с греческого языка означает “оттиск, печать”. Это то, что отличает человека от других людей, делает его уникальным и неповторимым. Невозможно встретить двух людей с абсолютно одинаковыми характерами.
Характер оказывает определяющее значение на нашу жизнь. Все, что мы делаем, о чем думаем, какие эмоции испытываем, обусловлено нашим характером. Это своего рода набор закрепленных в психике паттернов, которые призваны упростить наше существование. Представьте: сталкиваясь каждый раз с одной и той же ситуацией, нам приходилось бы заново оценивать ее, строить стратегию поведения, анализировать последствия. Характер позволяет оптимизировать этот процесс.
Хорошо зная характер человека, можно практически безошибочно предсказать его поведение.
Черты характера
Те черты, которые чаще всего проявляются в схожих жизненных ситуациях, и являются чертами характера.
Например, человек обычно ведет себя дружелюбно и приветливо с окружающими, но однажды срывается и грубит. В этом случае грубость не является чертой его характера. Это следствие ситуативного фактора. Скорее всего, человек был уставшим или расстроенным. А вот дружелюбие можно вполне отнести к устойчивым чертам его характера.
Все черты принято разделять на три группы в зависимости от их направленности. Также в каждой группе выделяют положительные и отрицательные черты.
Эта группа черт отражает отношение человека к собственному “я”. Сюда можно отнести самоуважение, гордость, скромность, самокритичность, тщеславие, заносчивость, самолюбие и др. От сочетания этих характеристик зависит, как человек позиционирует себя в жизни, на какое место ставит себя относительно других людей, как оценивает свои удачи и промахи, какие цели выбирает.
Это черты характера, связанные с социальным взаимодействием. К положительным относятся отзывчивость, дружелюбие, коммуникабельность, альтруизм, чуткость, уважение, к отрицательным – снобизм, презрение, замкнутость, черствость, цинизм. Эффективность общения напрямую зависит от этих черт.
Сюда можно отнести трудолюбие, ответственность, активность, исполнительность, креативность, аккуратность, перфекционизм. А также лень, пассивность, безответственность. Эти черты проявляются в профессиональной деятельности, в отношении человека к делам и обязанностям.
Совокупность черт из этих трех групп формируют структуру характера и уникальный психологический портрет человека.
Формирование характера
Ученые на протяжении многих лет считали характер врожденным компонентом психики. Впоследствии эта гипотеза была пересмотрена. Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что характер формируется в течение жизни. Впервые эту идею высказал английский философ Джон Локк.
Характер начинает закладываться сразу после рождения. На этом этапе формируется базовая установка на доверие или недоверие к миру. Очень важно окружить младенца любовью и заботой, вовремя удовлетворять все его жизненные потребности, принимать активное участие в развитии.
Ребенок взрослеет и начинает активно познавать мир. Родители в этом процессе играют роль посредников и проводников. Их авторитет для ребенка огромен. Именно они оказывают сильнейшее влияние на формирование его характера. Часть черт ребенок приобретает в результате подражания им, а часть формируется в результате целенаправленного обучения.
После трех лет круг общения ребенка расширяется, в нем появляются сверстники и новые взрослые. Начинают формироваться черты характера, связанные с социальным взаимодействием: общительность, доброта, щедрость, отзывчивость.
Когда ребенок идет в школу, важную роль в его жизни начинают играть оценки его действий со стороны взрослых. Формируется представление о том, что такое хорошо, а что плохо. Происходит активная социализация, и роль родителей в дальнейшем формировании характера начинает снижаться. Ребенок проявляет себя в активной деятельности, начинают закладываться черты, связанные с ней: трудолюбие, ответственность, инициативность, пунктуальность.
У подростков активно идет формирование морально-этических и волевых качеств. К совершеннолетию характер уже, как правило, полностью сформирован. В дальнейшем происходит лишь корректировка его отдельных черт.
Таким образом, можно выделить основные факторы, влияющие на формирование характера:
Чем характер отличается от темперамента
Эти два понятия часто путают или отождествляют между собой. Давайте внесем ясность. Характер и темперамент – это не одно и то же, хоть они и тесно связаны между собой.
Первое и самое существенное отличие в том, что темперамент является врожденным показателем, а характер – приобретенным.
Тип темперамента обусловлен особенностями нервной системы каждого конкретного индивида. По сочетанию таких общих характеристик, как сила, уравновешенность, подвижность нервной системы выделяют 4 типа темперамента:
Темперамент является базисом, на основе которого формируется характер. При этом не стоит считать, что темперамент полностью определяет его. Психика человека очень пластична – она может приспособиться к любым условиям. У людей с разными темпераментами могут быть схожие черты характера, просто проявляться они будут по-разному.
Есть черты, которые с большей вероятностью формируются у представителей одних типов темперамента, чем у других. Но это не значит, что человек не может пойти против течения и сформировать их сознательно волевыми усилиями. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие и тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.
Поэтому над своим характером нужно постоянно работать: избавляться от плохих черт и культивировать хорошие. Это интересный и творческий процесс. Относитесь к нему как к игре.
Что такое акцентуация характера
Акцентуация – это крайняя степень выраженности каких-то конкретных черт характера. Человек с акцентуацией характера является психически здоровым, но на самой границе нормы.
При неблагоприятных условиях акцентуация может развиться в психическое расстройство, привести к алкоголизму, наркомании, девиантному поведению и суициду.
Акцентуации чаще всего встречаются среди подростков. По статистике, 95 % юношей и девушек в возрасте 14–17 лет обладают заостренными, гипертрофированными чертами характера. С возрастом этот показатель снижается до 60 %.
Акцентуации вызывают дисгармонию личности, затрудняют социализацию и общую адаптацию, снижают продуктивность во всех сферах жизни. На формирование акцентуации влияют как наследственные факторы, так и воспитание.
Типы характера
В психологии существует несколько классификаций типов характера. Рассмотрим и дадим краткое описание основным.
Классификация Юнга
Пожалуй, самая распространенная классификация в психологии, о которой слышал каждый. Швейцарский ученый Карл Густав Юнг, ученик и последователь Зигмунда Фрейда, классифицировал людей по направленности их жизненной энергии. Он выделил два типа:
Впоследствии американский психолог Эдмунд Конклин дополнил классификацию еще одним типом, выделив амбивертов. В этих людях сочетаются черты как интроверта, так и экстраверта. Они с удовольствием проводят время в компании людей, но иногда им нужно побыть в одиночестве. Такая двойственность делает их невероятно гибкими и позволяет приспосабливаться к любым условиям.
Классификация Кречмера
Немецкий ученый Эрнст Кречмер связывал особенности характера с телосложением человека. Он разделил людей на три вида:
Классификация Лоуэна
Американский психолог Александр Лоуэн выделил типы характеров на основе защитных механизмов психики, преобладающих у индивида. Всего их получилось пять:
Данные типы редко встречаются в чистом виде. Чаще всего в человеке присутствует смесь 2-3 типов.
Классификация Леонгарда
Немецкий психолог Карл Леонгард занимался изучением акцентуаций характера. В своей книге “Акцентуированные личности” он выделил 10 основных типов:
Классификация Личко
Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко также занимался изучением акцентуаций характера. В его классификации 11 типов:
Заключение
Мы рассмотрели, что такое характер, как он формируется, чем отличается от темперамента, а также какие бывают типы характера.
Теперь каждый из вас может почувствовать себя психологом и “примерить” различные классификации на своих знакомых. Это позволит вам лучше понимать окружающих людей, прогнозировать их поведение и эффективно взаимодействовать с ними.
Ну и про себя не забываем. Главная мысль, которую я вложила в статью, заключается в том, что над своим характером можно и нужно работать. Развивать положительные черты, избавляться от отрицательных. Это процесс длиною в жизнь.
Темперамент и характер в психологии — сходства и различия
Темперамент и характер – это основные понятия психологии личности. Именно эти личностные характеристики позволяют понять индивидуальность и неповторимость человека. Представители различных психологических школ объясняют особенности межличностного взаимодействия и выполнения работы человеком типом его темперамента и характерологическими чертами.
Темперамент и характер в жизни
Несмотря на то, что эти компоненты психики используются для объяснения особенностей деятельности и поведения личности, между ними существует принципиальное различие, которое коренится в возникновении этих структур психики.
Темперамент и характер в психологии
Под темпераментом в науках о человеке понимается совокупность особенностей протекания психодинамических процессов в организме. Данная характеристика индивида является врожденной. Чаще всего тип темперамента ребенка передается ему от одного из родителей по наследству. Генетическими законами объясняется и наличие смешанных типов темперамента.
Существует 4 типа темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик. Неповторимая уникальность каждого человека обусловлена характером.
Характер – это сочетание личностных черт индивида, которые обнаруживают себя в деятельности и поведении. Формирование характера зависит от:
В процессе онтогенеза характер постоянно видоизменяется под воздействием внешних обстоятельств или целенаправленных усилий индивида. Для того чтобы узнать индивидуальность, психологи советуют: разведите свойства темперамента и черты характера.
Дополнительная информация. Проявление негативных черт люди могут сдерживать за счет характера. Известны случаи, когда люди с помощью постоянной работы над собой, самоконтроля вырабатывают у себя определенные модели реагирования, не свойственные их темпераменту.
Сдерживает свой темперамент
Какая между ними разница
Генетики установили, чем обусловлен темперамент: темперамент – врожденная личностная характеристика, его проявления обусловлены работой нервной системы. Тип темперамента определяется по следующим критериям:
Характер человека не дается ему в момент рождения. Его становление происходит при сознательном участии его обладателя. Он обусловлен в большей степени не психофизиологическими особенностями, а средой и воспитанием.
Важно! Главное отличие между рассматриваемыми конструктами личности состоит в том, что характер, в отличие от темперамента, не может наследоваться. Каждый может изменить те черты своего характера, которые ему не нравятся. Изменить тип нервной деятельности невозможно, но при условии постоянного самоконтроля можно сгладить негативные свойства темперамента.
Взаимосвязь характера и темперамента
Характер и тип темперамента являются неразрывно связанными между собой. Ученые установили, на что влияет темперамент: возникновение тех или иных черт характера обусловлено свойствами психики. Кроме того, проявление характерологических особенностей также обусловлено темпераментом человека.
Одна и та же поведенческая черта может по-разному проявляться у представителей разных типов темперамента. Например, настойчивость у флегматика примет вид сосредоточенности и тщательного продумывания вариантов достижения цели, а у холерика настойчивость будет выражаться двигательной активностью и жаждой действий.
Особенности общения людей объясняются темпераментом, но если бы в процессе межличностного взаимодействия не участвовали бы черты характера, то никто не стал бы соблюдать рамки приличия и следить за культурой своего поведения в обществе. Характером обусловлены тактичность, деликатность, вежливость. Сказанное выше обуславливает необходимость различения свойств нервной системы и результата воспитания.
Характер проявляется в культуре общения
Основные положения
Исходя из взаимосвязи двух главных понятий психологии личности, ученые в структуре характера выделили блоки, которые кратко можно описать так:
Кроме того, характер и темперамент воссоединяются в общей направленности личности. Это заметно в отношении человека к себе и окружающим, к своему и чужому труду, к произведениям искусства. Личностная направленность складывается из целей и преобладающих у нее мотивов.
Важно! Активное становление базовых основ характера происходит в период с 2 до 10 лет. Именно в это время нужно, чтобы ребенок видел во взрослом положительный пример, перенимал у него положительные черты. Большое значение для становления характера приобретает общение. Между характером ребенка, в семье которого практиковалось уважительное и доверительное общение между членами, и характером воспитанника детского дома будет огромная разница.
В дошкольный период главным образцом для ребенка являются его родители. С момента поступления в школу, помимо родителей, на формирование характера детей оказывают влияние учителя и одноклассники. В период взрослости на характер мужчины или женщины оказывают влияние коллеги и начальство.
Дополнительная информация. Распространено мнение, что в юности завершается формирование характера, однако некоторые его черты приобретаются только в зрелом возрасте.
Черты женского и мужского темперамента
Внимание! Занимаясь изучением индивидуальных различий, психологи обозначили, что свойства одного и того же типа темперамента у мужчин и женщин выглядят по-разному.
Известно, что холерическому темпераменту присущи вспыльчивость и эмоциональность. Однако, если случится конфликт между разнополыми холериками, то, несмотря на сходство работы нервной системы обоих участников столкновения, эмоционировать будет женщина. Мужчина в перепалке будет вести себя сравнительно спокойно, отражая ее словесные атаки. Он будет следовать логике, а не эмоциям.
Флегматикам свойственна погруженность в собственный внутренний мир. Считается, что индивид с данным типом темперамента предпочитает находиться один, так как общение для него утомительно. Но при этом 2 мужчины-флегматика могут длительное время оживленно обсуждать ту или иную научную концепцию. Девушки-флегматики не смогут чувствовать себя комфортно в процессе длительного общения друг с другом. Их диалог будет разбавлен длительными паузами и неловким молчанием.
Ранимость, чувствительность и склонность к депрессиям – образ меланхолика. Но страдать и жаловаться на свою несчастную судьбу склонны мужчины-меланхолики. Женщины с этим типом темперамента чаще стараются помочь всем нуждающимся, жертвуя своими интересами.
Сангвиникам свойственно беззаботное отношение к жизни. Мужчина-сангвиник часто становится лидером в компании, однако в производственной сфере ему трудно занять руководящую должность (не хватает ответственности и самоорганизованности). Женщины-сангвиники часто становятся начальниками и успешно руководят предприятием за счет делегирования полномочий своим заместителям.
Можно ли изменить темперамент
Темперамент передается по наследству. Человек не может изменить его. Но это не означает, что люди должны смириться с генной природой:
Темперамент и характер в психологии – это базисы личности. Эти компоненты структуры личности взаимозависимы, при умелом и вдумчивом подходе за счет характера каждый может оптимизировать свой темперамент.
Видео
Чем отличается темперамент и характер
Термин «темперамент» был введен в обиход еще Гиппократом. В переводе с латинского (temperamentum) это слово обозначает возбудимость и восприимчивость человека к внешним раздражителям.
В.С. Мерлин считал, что индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы, а те, в свою очередь зависят от свойств организма в целом. Поэтому свойства темперамента играют регулирующую роль в психической деятельности. От них должна зависеть динамика всех психических процессов. Эту функцию выполняют индивидуальные особенности эмоций и воли. Интеллект тоже играет значительную роль в регуляции психической деятельности. Все описанные нами познавательные процессы — возбудимость, сосредоточенность, устойчивость внимания, скорость воспроизведения, быстрота и гибкость ассоциативных процессов влияют на динамику психической деятельности, а значит, и на темперамент. Академик И.П. Павлов в теории о типологических свойствах нервной системы дал толкование природы темперамента. Он выявил основные свойства нервных процессов. К ним ученый отнес: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность или неуравновешенность этих процессов; 3) подвижность процессов. На основании изучения этих свойств И.П. Павлов выделил типы нервной системы и соотнес их с определенным видом темперамента.
1. Слабый тип характеризуется слабостью нервных процессов, быстрой утомляемостью. Этот тип соответствует меланхолическому темпераменту. Дети, обладающие этим темпераментом, как правило, медлительны, необщительны и замкнуты. Им тяжело адаптироваться к новым условиям, и они грустят от разлуки со старым местом, или со старыми друзьями, или с бабушкой. Для таких детей перевод в другой класс, другую школу очень болезненный. Такому ребенку нужно гораздо больше времени на подготовку уроков, и если у него что-то не получается, он становится неуверенным и робким.
2. Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип характеризуется медленным включением в деятельность и медленным переключением с одного вида деятельности на другой. Такой тип деятельности соотносится с флегматическим темпераментом. Дети-флегматики, несмотря на медлительность, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, это закрытый тип. Ребенок не выдает своих переживаний, а они, конечно, есть и могут быть связаны, прежде всего, с его медлительной речью и движениями. Хотя надо отметить, что если таким детям что-то поручаешь, то можно быть спокойным, они обязательно доведут порученное дело до конца. И помогут им в этом терпение и неспешность, которые характеризуют этот тип темперамента.
3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип характеризуется большой работоспособностью, включением ребенка в различные виды деятельности и быстрым переключением с одного вида на другой. Этот тип соотносится с сангвиническим темпераментом. Дети с таким темпераментом обладают хорошо отлаженной двигательной и словесной активностью. У них, как правило, очень выразительные лица. Они общительны, легко сходятся с другими детьми и легко приспосабливаются к измененным условиям.
4. Сильный, неуравновешенный тип характеризуется, как и предыдущий, большой работоспособностью, но процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Этот тип соответствует холерическому темпераменту. Ребенок с преобладанием холерического темперамента не сдерживает обычно своих эмоций. Он легко возбудим, подвижен, взрывоопасен и вспыльчив. У него чрезвычайно развита мимика лица.
Такой ребенок с большой охотой берется за разные дела, но эмоции «зашкаливают», и он может не справиться с делом исключительно из-за своей возбудимости.
Представленные характеристики темперамента не говорят о том, что у каждого ребенка они четко проявляются. Практика показывает, что в любом человеке есть частичка каждого вида темперамента. А вот соотношение этих частичек индивидуально и зависит от многих особенностей личности. Сам по себе темперамент не определяет ни способностей, ни интересов ребенка, но он во многом определяет стиль умственной деятельности и стиль поведения. А значит, нуждается в развитии и педагогическом сопровождении взрослого.
В этом ключе мы хотим предложить действия взрослого с ребенком с учетом типа его темперамента.
Холерический темперамент
В работе с такими детьми взрослый должен понимать, что процесс возбуждения у них преобладает над процессом торможения. Ребенок чрезмерно подвижный, эмоциональный, порывистый. Он требует бережного, спокойного обращения. Основная задача воспитателя — научить его владеть собой, то есть уметь руководить проявлениями своего темперамента. Применяя поощрение или наказание, необходимо помнить, что реакция может быть непредсказуема. Работая с таким ребенком, давая ему поручения, важно следить, чтобы поручения были более спокойными и не могли вызвать у ребенка бурю эмоций, тем более что у холерика любое поручение вызывает эмоциональный отклик. У младшего школьника с ярко выраженным холерическим темпераментом можно воспитать такие необходимые для жизни в обществе качества, как социальная активность, предприимчивость, увлеченность полезным для общества делом, товарищеская взаимопомощь и коллективизм.
Сангвинический темперамент
И.П. Павлов называл этот тип темперамента идеальным. Ребенка с выраженным сангвиническим темпераментом отличает высокая работоспособность. Поэтому в работе с коллективом детей воспитатель может в полной мере опираться на такого ученика. Более того, ребенок с таким типом темперамента, как правило, ответственный, и ему можно поручить любое дело. Он будет выполнять его весело и без показной бравады. Существует опасность перехвалить такого ребенка и вместо жизнерадостности, отзывчивости, трудолюбия и чуткости, которых мы ждем, можем получить легкомыслие, нестойкость интересов и привязанностей, излишнее внимание к своим успехам и безразличие к другими людям.
Флегматический темперамент
Флегматик так же работоспособен, как и сангвиник. Но, в отличие от него, медленно включается в деятельность. Поэтому в общении с такими детьми надо предусматривать сроки выполнения того или иного поручения. Сроки дисциплинируют флегматика, помогают ему правильно распределить время и силы на выполнение порученной работы. Флегматик надежен, ему свойственна добросовестность при выполнении порученного дела.
Воспитателю надо помогать такому ребенку справляться с медлительностью. Хотя в ней ничего чрезвычайного нет, но отношение остальных детей, детей-живчиков, холериков, может испортить ребенку-флегматику радость пребывания в коллективе.
Меланхолический темперамент
Обычно это очень ранимый ребенок. Его медлительность, в отличие от флегматика, имеет несколько иное свойство. Он очень болезненно переживает свои неудачи, но в то же время сочувствует неудачам других детей.
В работе с таким школьником воспитатель может использовать, в хорошем смысле этого слова, высокоразвитую совесть ученика-меланхолика. Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке окружающих. У него уходит больше времени на подготовку, к примеру, домашнего задания, чем у других детей. Но учитель ни в коем случае не должен заострять на этом внимание в классе. Наоборот, опытный учитель нацелен на результат. А результат у ученика-меланхолика обычно не ниже, чем у детей с другим типом темперамента.
Не надо торопить такого ребенка, когда он отвечает. Необходимо помнить — это не холерик. У него процессы торможения более развиты, чем процессы возбуждения. Можно спокойно ждать его ответа, заполняя паузу какими- то комментариями по существу вопроса, не акцентируя внимания на медлительность в ответе.
Темперамент тесно связан с характером. Каждый человек отличается от другого. В мире нет одинаковых индивидуумов. Каждую личность отличает индивидуальное психологическое своеобразие. В этом случае говорят о чертах, присущих именно этому человеку, то есть характерных для него. Они достаточно устойчивы, возникают в определенных ситуациях и характеризуют конкретного индивида. Слово «характер» греческого происхождения (character). Оно определяется как совокупность психических особенностей данного человека, проявляющихся в его действиях, поведении. Черты характера проявляются в различных сферах жизни человека. Они во многом определяют, какое место займет личность в социальной матрице. Каждая черта характера заявляет о себе в определенных типичных обстоятельствах. Именно поэтому характер тесно связан с отношением ребенка к окружающему его миру. Черты характера имеют побуждающую силу, что, несомненно, является индивидуальной характеристикой личности. В одних и тех же условиях одни люди поступают так, а другие иначе. Благодаря таким склонностям люди в экстремальных, стрессовых ситуациях могут принимать решения, противоречащие объективным условиям, но дающие возможность выжить именно благодаря принятому решению. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что личность демонстрирует большую настойчивость и энергию в характерном для нее способе действий. Характер представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Отдельные свойства характера зависят друг от друга. В психологии можно выделить четыре свойства характера, определяемые разными отношениями индивида:
1. Свойства, выражающие отношение личности к коллективу в целом и отдельным его членам. К таким свойствам можно отнести отзывчивость, требовательность, доброту, заносчивость и т. д.
2. Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, ответственность, добросовестность и т. д.).
3. Свойства, выражающие отношение к окружающим человека вещам (аккуратность, неаккуратность, неряшливость, чистоплотность и т. д.).
4. Свойства, выражающие отношение к самому себе (честолюбие, гордость, приниженность, скромность, нескромность и. д.).
Попробуем примерить эти свойства к шести-семилетнему ребенку.
Говоря об отношении к коллективу как о свойстве характера, необходимо помнить, что ребенок еще слабо ориентирован на коллектив. Скорее, для него важнее принятие его учителем. При разумной организации коллективной жизни учитель формирует свойства характера ребенка через систему поручений и участие ребенка в различных видах деятельности. Именно в подобных формах формируется ценностное отношение к коллективу, вырабатывается устойчивое осознание себя как части коллектива класса, школы, а впоследствии и общества.
Труд в системе отношений взаимопомощи и сотрудничества играет важнейшую роль, формируя основные моральные свойства ребенка. В основном, в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает труд по самообслуживанию. Но понимая, что это только первая ступень, учитель должен уметь прогнозировать трудовую деятельность и результаты труда ребенка. Именно в труде формируются чувство ответственности, долга, выносливость, инициатива, самообладание и др. И начинать надо с элементарного — научить ребенка труду на благо сверстников, родителей, учителей. Показать ему ценность его трудового усилия. Конечно, важен любой труд, будь это уборка класса или подготовка к новогоднему вечеру, или урок труда. Результат, полученный в ходе трудового усилия, должен быть реальным и приносить пользу окружающим и удовлетворение ребенку. В этом нравственная характеристика труда. «Радуюсь я, и мой труд вливается в труд моей республики. », — провозглашал поэт. А известный педагог А.С. Макаренко писал, что «Труд имеет значение не только общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, у которых все ладится и спорится, которые не потеряются при любых обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать сами себя, всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».
Такие свойства, как аккуратность, чистоплотность, неряшливость во многом определяются условиями семейного воспитания. Ребенок приходит в школу с готовым набором подобных свойств. И, если эти черты неярко выражены или имеют отрицательную окраску, скорее всего, учитель, воспитатель встанет перед проблемой их перевоспитания. Безусловно, на формирование подобных свойств большое влияние оказывают и природные условия. Поэтому, работая с детьми в этом направлении, необходимо учитывать их индивидуально выраженные природные и социальные (читай семейные) особенности характера.
Четвертая группа свойств характера, а именно отношение к себе, нам представляется самой хрупкой, поскольку она связана с глубоко личными, интимными сторонами характера — любовью или нелюбовью к себе. Ребенок чрезвычайно чувствительно относится к принятию или отвержению его личности окружающими сверстниками и взрослыми. Эта чувствительность имеет индивидуальные различия и по силе выраженности, и по направленности. Дошкольники и младшие школьники, к примеру, в силу возрастных особенностей — подражательности, уровня выраженности эмоциональной сферы — достаточно легко поддаются влиянию взрослого. Здесь важно найти правильный тон в работе с такими детьми. Если у ребенка заниженная самооценка, учитель с помощью специально подобранной системы методов повышает ее. Ребенок доверяет взрослому, и его нетрудно убедить, что он не такой плохой, как ему говорили, что он просто не имел возможности показать свои потенциально хорошие черты характера. Если же, наоборот, ребенок тщеславен, у него повышенное самомнение, то учитель, воспитатель с помощью другой системы педагогических методов и средств покажет, что он не так уж и хорош, как о себе думает. Главное в этой работе — мера, доверие и искреннее отношение к ребенку. Если же перед нами подросток, то воспитание осложняется стремлением подростка к «взрослости» и отвержением любой критики, даже справедливой.
Воспитание характера — трудное дело. Взрослому нужно представлять некий идеал, к которому он стремится в своей работе с детьми. А.Г. Ковалев предлагает свою структуру положительного характера. Положительный характер может проявляться в следующих синтетических чертах.
1. Моральность характера. Здесь проявляется полное соответствие дел и поступков личности ее моральным убеждениям. Это честный человек, добросовестный, умеющий трудиться и радующийся результатам труда. Он доброжелателен и внимателен к людям, скромен в отношении к себе. Такие дети, как правило, любимы и взрослыми и сверстниками. Правда, убеждения у них находятся в стадии формирования, но если условия не будут меняться в худшую сторону, моральность характера у них будет проявляться и в дальнейшем.
2. Цельность характера — это согласованность всех его проявлений, соответствие дел словам, последовательность поведения. Этот человек открыт для окружающих. Он сам и окружающие его люди знают, что он будет делать в тех или иных ситуациях. О таких детях мы знаем, что их поведение предсказуемо. В основе своей — это лидеры в коллективе. Они являются помощниками учителя в учебной и внеклассной деятельности.
3. Сила характера — это энергия, с которой личность реализует поставленные цели. Такой человек способен страстно увлекаться, преодолевать трудности. Сила характера проявляется также в той твердости, с которой человек отстаивает свои убеждения. Как правило, в каждом классе есть такие дети. Они предельно искренни и тверды в своих предпочтениях и высказываниях. Конечно, в среднем и старшем возрасте эта твердость может быть максимализмом, а может быть и свойством характера.
4. Гибкость характера. Это человек, которой учитывает условия, в которых оказывается. Он способен изменить поведение в соответствии с требованиями ситуации. Он способен исправлять свой характер, если это востребуется обществом или его окружением. Это отсутствие «твердолобости». Понимание ребенком, что его правда, не всегда является правдой для окружающих. Не надо путать это свойство характера с некой «пластилинностью», когда ребенок полностью подпадает под чужое влияние, личность нивелируется и перестает быть целостной и самодостаточной. Гибкость обозначает мудрость ребенка, правильный выбор пути, даже если этот путь — временное отступление.
5. Уравновешенность характера. Это соотношение сдержанности и активности, наиболее оптимальное в деятельности и общении с людьми. Даже среди взрослых, имеющих большой жизненный опыт, с развитой функцией анализа и синтеза уравновешенность встречается не так часто. Дошкольник и младший школьник в силу развитости эмоциональной сферы, как правило, слабоуравновешены. Но они просто еще не научились в полной мере этому. С развитием волевой сферы придет умение соотносить активность и сдержанность в общении с людьми.
Хочется надеяться, что читатели убедились в том, что каждый ребенок неповторим. Все, абсолютно все влияет на его становление. Нет на земле абсолютно одинаковых людей.