Чем отличается современный детский фольклор

Современный детский фольклор

Современный детский фольклор ныне представлен весьма широким спектром жанров. Они сформировались в середине 20 века под влиянием комплекса социальных факторов. Современные исследователь культуры детства пытаются объяснить причину их появления. Одна из причин это то, что большинство детей стало городскими жителями, а в их развитии осталась неизменная потребность пройти через этап ярких переживаний необъяснимого и чудесного которое вызывает чувство страха и потребностью его преодолеть. Кругозор современных детей формируют городской быт и СМИ. В устном репертуаре фиксируются как произведения исторически сложившихся жанров устного народного творчества (колыбельные, песенки, потешки, заклички, приговорки и т.д.), так и тексты более позднего происхождения (страшилки, анекдоты, “садистские стишки”, переделки-пародии, “вызывания” и др.
Традиционно изучаемые фольклористами, активно пропагандируемые официальной культурой исторически сложившиеся жанры в устном репертуаре на грани вымирания. Особенно это касается такой классической разновидности устного народного творчества, как колыбельные песни. К сожалению, ныне приходится констатировать значительную, почти полную утрату данной фольклорной традиции. Изменившиеся условия жизни, воспитания, даже самих обычаев укачивания ребёнка – причины забвения старых колыбельных песен. В то же время, несмотря на это, определённая потребность в жанре остаётся. Это приводит к полукомичным попыткам исполнения в качестве колыбельных современных эстрадных песен (от “Вернисажа” до репертуара Земфиры!).
Почти полностью отмирает и такой жанр традиционного игрового детского фольклора, как жеребьёвки. При необходимости без обид поделиться на две команды дети предпочитают использовать родственный ему жанр считалки, иногда до бесконечности повторяя один и тот же текст или подбирая новые. Самая популярная считалка 90 –х представляет собой модернизированный вариант старого текста “На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…” В современном варианте этого произведения появляются персонажи мультфильмов Диснея:

На златом крыльце сидели

Микки Маус, Том и Джерри,

Дядя Скрудж и три утёнка,

А водить-то будет Понка![43]

Это проникновение новых образов в традиционные жанры и тексты характерно и для других разновидностей детского фольклора, активно впитывающего в себя всё новое, соответствующее интересам современного ребёнка. Так, в период появления первых телесериалов в самых разных жанрах детского фольклора “получают прописку” рабыня Изаура, “просто Мария”, герои “Санта-Барбары”. Например, появляется загадка: “Губа до пола, играет в поло” (Хосе Игнасио – герой сериала “Просто Мария”). Но проходит несколько лет, стремительно увеличивается количество телесериалов. Теперь уже нет таких, которые смотрит вся страна, и, соответственно, они утрачивают своё влияние на массовое сознание, постепенно вымываясь и из детского фольклора. В этом – ещё одна особенность устного детского репертуара самого последнего времени.
Возвращаясь к анализу современного состояния традиционных жанров детского фольклора, следует отметить, что почти неизменным в текстовом отношении остаётся бытование таких жанров календарного фольклора, как заклички и приговорки. По-прежнему самыми популярными являются обращения к дождику:

Дождик, дождик, пуще,
Дадим тебе гущи!

Солнце, солнце, выгляни в оконце!

Божья коровка,
Улети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки,
Всем по –одной,
А тебе ни одной!

К улитке:
Эй, улитка, высунь рожки,-
Дам я грошик на лепёшки!

Сохраняется традиционное для этих произведений полуверие в сочетании с игровым началом. В то же время уменьшается частотное употребление закличек и приговорок современными детьми, практически не появляется новых текстов, что также позволяет говорить о регрессе жанра.
Более жизнеспособными оказались загадки и дразнилки.[44] Оставаясь по-прежнему популярными в детской среде, они существуют как в традиционных формах: “Под землёй прошёл, красну шапочку нашёл”, “Ленка-пенка”, так и в новых вариантах и разновидностях: “Зимой и летом одним цветом” – негр, доллар, солдат, меню в столовой, нос алкоголика и т.п.; “Янка-лесбиянка”. По-прежнему популярны псевдоэротические загадки, пик расцвета которых приходился на 80-е годы XX в.:“Что ты смотришь на меня? Раздевайся, я твоя! – кровать. Бурно развивается такая необычная разновидность жанра, как загадки с рисунками.

Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть фото Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть картинку Чем отличается современный детский фольклор. Картинка про Чем отличается современный детский фольклор. Фото Чем отличается современный детский фольклор

И больше не дерись,

— А если будешь драться,

— А кусаться ни почём,

— А кирпич сломается,

Фольклорные записи последних лет содержат довольно большой блок частушек. Постепенно отмирающий во взрослом репертуаре, этот вид устного народного творчества довольно охотно подхватывается детьми (так в своё время произошло и с произведениями календарного фольклора). Услышанные от взрослых частушечные тексты обычно не поются, а декламируются или скандируются в общении со сверстниками. Порой они “приспосабливаются” к возрасту исполнителей, например:

Меня девки обижают,

Говорят, что ростом мал,

А я в садике Иринку

Десять раз поцеловал.[45]

Почти полностью исчезают из устного обихода такие исторически сложившиеся жанры, как пестушки, потешки, прибаутки и т.д. Прочно зафиксированные в учебниках, пособиях и хрестоматиях, они ныне стали принадлежностью книжной культуры и активно используются педагогами, воспитателями, входят в программы как источник народной мудрости, отфильтрованной веками, как верное средство развития и воспитания ребёнка. Но современные родители и дети в устной практике используют их весьма редко, а если и воспроизводят, то как произведения, знакомые из книг, а не передающиеся из “уст в уста”, что, как известно, и является одной из главных отличительных особенностей фольклора.
Современные жанры детского фольклора, лишь относительно недавно ставшие объектом собирания и изучения, ныне находятся на разной стадии развития.
Страшилки – это словестые игры детей 6-7 лет с элементами мистики и фантастики. В них используются мотивы смерти, покойники, приведений и т.д. Страшилки функционируют по всем правилам фольклора: закрепляются традиции и передаются из уст в уста. Их рассказывают дети всех возростов. Наибрлее характерно от 8 до 12 лет. Оригинален жанр старшныхвызывалок (Как вызвать бабу ягу). Цель вызывалок – победить страх. В страшилках всё есть от фольклора.
Страшилки, чей пик популярности приходится на 70-80-е гг XX века, на наш взгляд, постепенно переходят в “стадию консервации”. Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих “страшное”, до многочисленных фильмов ужасов).
С другой стороны, постепенно утрачивается и одно из главных условий процветания жанра – тайность его бытования. Из сокровенного пласта детской субкультуры страшилки ныне становятся предметом всеобщего достояния. Они активно используются современными писателями (от Э. Успенского до Л.Петрушевской), рассказываются по телевизору и радио, публикуются в печати.[46] Более демократичными становятся отношения между родителями и детьми, которые, уже не боясь непонимания, знакомят взрослых с ранее запретной областью своей субкультуры. Даже само слово “страшилка” приобретает необыкновенную популярность в повседневном речевом обиходе – не как определение жанра, а как обозначение всего страшного и пугающего (с некоторым оттенком снисходительного пренебрежения).

Я спросил электрика Петрова:
“Для чего ты намотал на шею провод?”
Ничего Петров не отвечал,
только тихо ботами качал”[47]

Садистские стишки активно пополняются новыми сюжетами, мотивами и образами. Например:

Мальчик у дяденьки дрель утащил,

Долго железную трубку сверлил.

Пламя огромное вспыхнуло сразу,

Пять областей оказалось без газа.

В их числе – полуавторские “литературные садистские стишки”:

Спорил с соседями папа Джульетты.

Дедушкой папа не будет за это.

Как и другие “живые” разновидности фольклора, этот жанр активно реагирует на всё новое, используя при этом приём “перелицовки” старых схем:

Дети в подвале играли в попсу.

Зверски расстреляна тётя Алсу.

Причина популярности жанра “садистских стишков”, как нам кажется, в их комически-снижающем отношении ко всему страшному, пугающему. Как и страшилки, но совершенно по-своему, они, травестируя ужасное, подвергая его почти кощунственному осмеянию, выполняют своеобразную психотерапевтическую функцию, ослабляя сакральные страхи ребёнка, подростка.
Детские анекдоты последнее время также получают официальную “прописку” в средствах массовой информации, особенно в печати.[48] Наряду со специфическими “детскими” сюжетами про Чебурашку и крокодила Гену, про Колобка, Волка и Зайца и др. сказочно-литературных персонажей, они активно впитывают в себя “взрослые” сюжеты и образы. Так, ещё в 1997 г. в детском фольклоре не было анекдотов про новых русских, спустя 2- 3 года в нём присутствует обширный блок подобных произведений:

Новый русский говорит своей жене:

– Дорогая, ты хотела на день рождения норку? Я тебе купил, но убирать за ней ты будешь сама.

Наряду с этим ещё больше стало детских анекдотов “про Вовочку”, например:

– Вовочка, что будет с родителями, если они узнают, как ты учишься?

– У мамы заболит сердце, а у папы – ручки.

Как и другие жанры, анекдот реализует и обыгрывает популярные образы кинематографа:

Данила Багров, поигрывая пистолетом:

– Вот скажи мне, мужик, в чём сила?

Мужик, трясясь от страха:

– Вот и брат мой говорит, что в деньгах. А сила, она в ньютонах!

Фольклорные переделки-пародии ещё не столь широко задействованы массовой культурой (хотя по их принципу и строятся выступления КВНа и т.п., когда на известный мотив придумывается новый текст, эксплуатируется в своих целях популярная модель стихотворения, песни). В свою очередь, фольклорные переделки – пародии щедро используют классические или массовые произведения – от народных до эстрадных.
Чаще всего основой переделки становится хрестоматийное, обычно с детства знакомое (например, сказка К.И. Чуковского “Федорино горе”), в которое привносится новое содержание:

Скачет пейджер по полям,

А компьютер по лугам.

За провайдером “Стинол”

Вдоль по улице пошёл.

До сих пор самыми популярными переделками являются фольклорные варианты пушкинского “Лукоморья”, появившиеся ещё в 1937, в год 100-летия со дня смерти поэта:

У Лукоморья дуб спилили,

Кота на мясо зарубили…

Пародированию подвергаются обычно поэтические произведения, но встречаются и прозаические примеры:

Сказка “Волк и семеро козлят”

Жила-была коза, и было у неё семеро козлят. Ушла коза, пришёл серый волк и стал петь тоненьким голосом: “Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся – ваша мама пришла, молочка принесла. Течёт молочко по вымечку, с вымечка по копытечку, с копытечка во сыру землю”. Открыли козлята и говорят: “Ты, волк, с ума сошёл? Какое молоко?! Наша мама в магазин пошла, мы её за пивом послали”.

По-прежнему богатый материал для переделок-пародий поставляет современная эстрада, например:

Он уехал прочь на газонокосилке,

От леса остались пеньки да опилки

(по песне А. Апиной “Он уехал прочь на ночной электричке”).

II. Практическая часть

1. Роль народного фольклора в проведении детских музейно – образовательных программ

На всю Русь кричат:

Гу–гу –гу –гу, гу –гу –гу!

Источник

Жанровое своеобразие современного детского фольклора

Жанровое своеобразие современного школьного фольклора.

Школьный фольклор – живое, постоянно обновляющееся явление. В нем наряду с древними жанрами существуют сравнительно молодые, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Содержание фольклорных текстов постоянно обновляется, в них привносятся современные реалии, образы.

Г.С. Виноградов дает такое определение детского фольклора:

«Детский фольклор – искусство, создаваемое детьми для себя без помощи взрослых» Под школьным фольклором мы будем понимать современный детский фольклор, создаваемый детьми школьного возраста без помощи и контроля со стороны взрослых, отражающий реальные процессы, происходящие в жизни детей.

Мы предлагаем взять за основу следующие жанрообразующие признаки для выделения жанров фольклора:

1. Задача (Назначение) 2.Форма исполнения 3.Содержание 4.Поэтика

Игра – неотъемлемая часть детства. Игровые жанры представляют собой самую значительную по количеству произведений, разнообразию их типов и форм часть детского фольклора.

Игре всегда предшествует прелюдия, когда нужно разбиться на группы, выбрать ведущего (голящего), распределить функции в игре, определить очередность действий ее участников. Для этого дети используют такие жанры, как считалки, жеребьевки, игровые приговоры

1.Считалки – рифмованные и ритмизованные произведения, произносимые с определенной интонацией, часто с использованием счета и счетных слов.

По происхождению это самый архаичный жанр, передающий веру в судьбу, выпадающую каждому по жребию или логическому пересчету.

Все, конечно, помнят считалку, ставшую классической:

№1 На золотом крыльце сидели / Царь, царевич, король, королевич, / сапожник, портной. / Кто ты будешь такой?/ Говори поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей!

Любимая считалка наших бабушек и дедушек сегодня приобрела новое звучание. В нее «вклинились» образы героев диснеевских мультфильмов и даже персонажи популярных телесериалов.

№2 На золотом крыльце сидели / Микки Маус, Том и Джерри,

Скрудж Макдак и три утенка./ Выходи, ты будешь Понка.

А вот другой вариант:

№3 На золотом крыльце сидели,/ «Санта Барбару» смотрели. /

Если Джина не умрет,/ То Сиси с ума сойдет./

Вот и Джина умерла, /А Сиси кричит: «Ура!»

Встречаются считалки на школьную тематику:

№4 Катилась апельсина/По городу Берлину/Уроки не учила/И двойку получила./ Пошла она в буфет, /Налопалась конфет./ Увидела француза

И хвать его за пузо!

Самой популярной стала считалка про Лунтика, ее процитировали 100% опрошенных школьников:

№5 Ехал Лунтик на тележке, / Раздавал он всем орешки,/

Таким образом, считалку можно считать очень востребованным в детской среде развивающимся жанром, быстро реагирующим на изменения, происходящие в окружающем мире.

2. Жеребьевки – обычно вопросительное предложение, обращенное к «матке», с целью распределения по группам или командам. Наиболее часто употребляются такие жеребьевки:

№6 Кого надо – коня вороного или барана золотого? Дуб или орех?

А) Начало игры может сопровождаться такими приговорами:

№7 Рыба карась – игра началась! №8 Раз – два – начинается игра!

№10 Семь-семь, я вышел насовсем. №11 Шишки-шишки –я на передышке.

В) Окончание игры: №12 Рыба акула – игра потонула.

Г) Этикетные формулы игры :

№13 Первое слово дороже второго. Первое слово съела корова

№15 Кто посерединке – тому по апельсинке, а кто по бокам тому по пирогам!

Д) Правила игры: №19 Чур, каши не варить, а по городу ходить.

Е) Поддержка игроков:№20 Топор, топор, сиди, как вор, не выглядывай во двор.

Тише, мыши, кот на крыше, а котята еще выше. (При игре в прятки)

Ж) На удачный бросок, на неудачу соперника:

№21 Чур, прямо. Чур, криво. Сетка, аут, мимо. (Данные приговоры носят магический характер)

4. Мирилки – небольшой по объему текст, сопровождающийся определенным ритуалом с целью примирения поссорившихся. Самая распространенная мирилка звучит так:

№22 «Мирись, мирись,/ Больше не дерись./ Если будешь драться,/ Я буду кусаться /А кусаться ни при чем/ Буду драться кирпичом!/ А кирпич ломается/ Дружба начинается». Во время произношения этой мирилки противники должны держаться мизинцами.

№23 «Ленка- пенка- колбаса на верёвочке оса/ Руки, ноги на балконе, а трусы на стадионе».

№25 «Я моряк, с печки бряк, растянулся, как червяк». «Рева-корова, дай молока. Сколько стоит? Два пятака!»; №26 « Повторюша дядя хрюша из помойного ведра, тебя мама целовала, говорила: «Ты свинья»

Если ребенок умеет за себя постоять, он может дать достойный ответ:

№27 «Обзывайся целый год, все равно ты – бегемот». «Обзывайся целый век, все равно я человек». №28 «Кто как обзывается, тот сам так называется».

— Скажи веревка /-Веревка /- Твоя мать воровка.

Аналогично строится диалог в таких поддевках:

7. Молчанки – небольшой рифмованный текст сатирического характера, содержащий запрет на говорение.

№33 «Кто скажет слово или звук, тот беременный паук». №34 «Ехали цыгане, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, кто промолвит, тот и съест». №35 «Вышло солнце из-за тучки, все бомжи собрались в кучку. Самый главный бомж сказал…»

1. Обращение к животным, насекомым:

№36 «Улитка, улитка, высуни рога. «; № 37 «Божья коровка, лети на небо, там твои детки кушают котлетки. Всем по одной, а тебе ни одной». «

2. Природным явлениям:№38 «Дым, дым, я не ем масла»; « Куда фига – туда дым». №39 «Дождик, дождик, перестань, я поеду в Аристань, Богу молиться, царю поклониться».

3. Предметам: №40 «Самолет, самолет, прокати меня в полет, а в полете пусто, выросла капуста»»

В 1981 г. О.Н. Гречина и М.В. Осорина впервые описали жанр детских страшных историй и опубликовали восемь текстов. М.В. Осорина считает, что страшилки предназначены для того, чтобы вызвать переживание страха, которое в заведомо защищенной и безопасной ситуации доставляет своеобразное наслаждение, приводит к эмоциональному катарсису.

Нами записаны тексты, в которых говорится

а) о персонажах, характерных только для этого жанра (Красная (Черная) Рука, Зеленые Глаза, Стеклянная Кукла и др.);
б) о предметах-убийцах (пианино, занавески, простыня, платье, туфли и т.д.);
в) о людях-убийцах (мать, бабушка, продавщица пирожков, мясник и др.);
г) о ведьмах, мертвецах и т.п.
д) про Пиковую Даму.

№43 «В одном черном, черном лесу стоял черный, черный дом. В этом черном, черном доме была черная, черная комната. В этой черной, черной комнате стоял черный, черный стол. На этом черном, черном столе стоял черный, черный гроб. В этом черном, черном гробу лежал черный, черный человек. (До этого момента рассказчик говорил монотонным приглушенным голосом. Далее – резко и громко, хватая кого-нибудь за руку.) Отдай мое сердце!»

Особый интерес представляет детская магия. Этот пласт детской культуры еще не изучен. Нам удалось записать несколько заговоров и магических действий.

Чтобы не произошло плохого:

№45 «Раз, два, три, чтобы не было беды»; «Плюнь три раза, не моя зараза. »
№46 Чтобы вырос новый зуб:

«Мышка, мышка, вот тебе старый зуб, а ты дай новый» (выпавший зуб при этом нужно бросить в подпол).

№47 «Если ты с другом идешь по улице и между вами проезжает машина, нужно поднять правую ногу и стоять на одной ноге, пока машина не проедет. Это для того, чтобы не поссориться»

№48 «Если увидишь что-нибудь безобразное, страшное, нужно три раза сказать «фу» и дунуть, как бы сдуть это с себя»

№49 «Если летит стая ворон, то нужно присесть и ждать, пока они пролетят. Это делается для того, чтобы не получить в школе двойку»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Чем отличается современный детский фольклор

Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть фото Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть картинку Чем отличается современный детский фольклор. Картинка про Чем отличается современный детский фольклор. Фото Чем отличается современный детский фольклор

Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть фото Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть картинку Чем отличается современный детский фольклор. Картинка про Чем отличается современный детский фольклор. Фото Чем отличается современный детский фольклор

Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть фото Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть картинку Чем отличается современный детский фольклор. Картинка про Чем отличается современный детский фольклор. Фото Чем отличается современный детский фольклор

Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть фото Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть картинку Чем отличается современный детский фольклор. Картинка про Чем отличается современный детский фольклор. Фото Чем отличается современный детский фольклор

Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть фото Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть картинку Чем отличается современный детский фольклор. Картинка про Чем отличается современный детский фольклор. Фото Чем отличается современный детский фольклор

Детский современный фольклор

Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть фото Чем отличается современный детский фольклор. Смотреть картинку Чем отличается современный детский фольклор. Картинка про Чем отличается современный детский фольклор. Фото Чем отличается современный детский фольклор

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Итак, если давать определение фольклору, то это меткое, живое слово, сказанное в нужное время.

Устное народное творчество (далее УНТ) можно разделить на две большие группы:

УНТ можно рассматривать с двух точек зрения:

Детский фольклор можно классифицировать как :

Устное народное творчество, придуманное и воспроизведенное взрослыми для детей.

Фольклор, придуманный и воспроизведенный самими детьми.

В работе рассматривается детское устное народное творчество современности, создание и употребление его самими детьми.

Обращение к этой теме объясняется тем, что с разрушением традиционной русской устной культуры современные дети приобретают навязанные «чужие» культуры, что ведет к серьезной переориентации вкуса взглядов детей.

В связи с этим нами были поставлены цели и задачи научно- исследовательской работы.

Краткий анализ современного состояния традиционных и относительно новых жанров детского фольклора.

Мониторинг современной детской фольклорной ситуации.

1. Провести опрос учащихся 1-11 классов на знание жанров УНТ

2. Проанализировать элементы УНТ, выявленные в опросе, классифицировать их на традиционные и новые. Исследовать состояние новых тем современного детского и юношеского УНТ.

3. Проанализировать перспективу существования детского фольклора.

Предметом исследования работы является современный детский фольклор, придуманный детьми.

Объектом исследования является изучение жанров современного детского фольклора, появления новых тем и жанров устного народного творчества.

В исследовании представлены примеры жанров детского современного фольклора, собранные учащимися МОУ СШ № 128 Дзержинского района Волгограда. Также использовались печатные источники.

Различные темы и жанры современного устного народного творчества при тактичном использовании могут стать диагностическим материалом для исследования менталитета, эстетического, нравственного уровня развития ребёнка.

§ 1. Работа с экспериментальной базой.

Для решения задач нашей работы нами был проведен опрос учащихся 1- 11 классов МОУ СШ № 128 г. Волгограда.

В опрос младших классов были включены вопросы:

Назовите загадку, которую вы слышали.

Назовите скороговорку, которую слышали.

В опрос учеников средних классов были включены следующие вопросы:

1. Отгадайте загадку: «Зимой и летом – одним цветом» Напишите все варианты ответов, которые вы слышали.

2.Продолжите считалку «На злотом крыльце сидели….»

3. Напишите дразнилки, известные вам.

4. Напишите кричалки, известные вам.

5. Напишите частушки, известные вам.

6. Напишите анекдоты, известные вам.

7. Напишите «садистские стишки», известные вам.

8. Напишите страшную историю, которую слышали (страшилки)

9. Напишите вызывания, известные вам.

По результатам опроса было выявлено:

Около 30 % детей не знают никаких жанров УНТ

70% детей знакомо с традиционными темами и жанрами УНТ.

5 % детей сами предлагали сочинить страшилки, частушки и пр.

Около 25% учащихся написали элементы УНТ, рожденные в наше время.

§2. Исследование состояния традиционных и новых тем современного детского и юношеского УНТ.

Была проведена классификация отобранного материала на предмет традиционного и нового фольклора

2.1. Получив задание написать загадки, которые ученики младших классов знают, многие вспомнили традиционные народные загадки, такие как

были и загадки на сообразительность, загадки, которые появились недавно, например:

Загадка «Зимой и летом одним цветом» в современном мире имеет самые неожиданные ответы: елка, нос у алкоголика, рояль, синяя краска.

Нами было замечено, что такие традиционные жанры устного народного творчества, как скороговорки, загадки претерпели малые изменения.

2.2. Почти полностью отмирает и такой жанр традиционного игрового детского фольклора, как жеребьёвки. При необходимости поделиться на две команды дети предпочитают использовать родственный ему жанр считалки, иногда используя тексты считалок, ставших уже традиционными, или подбирая новые.

Вот считалки, которые знают дети нашей школы:

«1,2,3.4,5 вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает прямо в зайчика стреляет…»

«Аты-баты шли солдаты, аты-баты на базар, аты-баты, что купили, аты-баты самовар».

В 90-ххг. ХХв считалка «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай умных людей» имела разные продолжения, такие как

На златом крыльце сидели Микки Маус, Том и Джерри,

Дядя Скрудж и три утёнка,

А водить-то будет Понка!

У современных детей эта считалка не пользуется популярностью. В лучшем случае ее дети знают в традиционном варианте.

А вот считалки модернизированные:

« Ехал Лунтик на тележке, раздавал он всем орешки, кому два, кому три – дирижером будешь ты!»

2.3. Дразнилки. По результатам анализа было выявлено, что дразнилки сейчас дети практически не сочиняют.

Сам жанр УНТ появился относительно недавно – где-то в середине ХХ в.

Дети знают как уже ставшими традиционными кричалки, так и появившиеся недавно.

Крути педали, пока не дали. На помойке свет горит- тренируется «Зенит»

Наш девиз 4 слова – чтоб сгорела ваша школа..

Жанр у детей совсем не популярный. Дети писали частушки, которые были прочитаны в литературе.

Анекдоты также были взяты из письменных источников. Особый интерес вызвал современная новая история, по подобию анекдота:

Лайфхак: В случае природной катастрофы ( землетрясение, обвал и т.д.) суйте в карманы сосиски, чтобы поисковые собаки быстрее вас обнаружили.

В ХХ в появляется новый жанр детского УНТ – «садистские стишки»

Маленький мальчик по стройке гулял

В бочку с бетоном случайно упал,

Утречком мама идет в магазин

Ей из стены улыбается сын.

В лесу родилась елочка

Под ней сидел бандит

И ждал, когда снегурочка

В лесу родилась елочка

Маленький мальчик зашел в трансформатор

Вышел оттуда второй терминатор.

Их пик популярности приходится на 70-80-е гг XX века, на наш взгляд, постепенно переходят в “стадию консервации”. Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих “страшное”, до многочисленных фильмов ужасов).

Современные дети вспомнили страшные истории о белых привидениях (медсестре, вожатом, клоуне и пр). Появились истории о «Кровавой Мери» Сюда добавились придуманные истории про Слендермена.

У современных детей существует вызывание некоего «Чарли», происхождение которого толком и не знает. Его вызывание похоже на спиритический сеанс. Его вызывают, чтобы задать вопрос.

§3. Изменение в жанрах детского современного фольклора

При изучении состояния детского современного фольклора мы пришли к выводу, что современный детский фольклор продолжает существовать далеко не во всех жанрах и темах УНТ. В чем же причина? На наш взгляд причины в следующем:

Устное творчество характерно именно тем, что придуманные самими детьми элементы УНТ передаются устно. Появляется возможность эти элементы прочитать, посмотреть, услышать в литературе, кинематографе, радио, в сети Интернет. Отпала необходимость их сочинять.

Изменение проведения досуга детей. Появление огромного количества телефонных и компьютерных игр, в которых дети играют либо по одному, либо он-лайн, отпала необходимость в считалочках и жеребьевках.

Ускорение жизненного процесса. Детям некогда сочинять и рассказывать страшные длинные истории, сказки. Более короткие жанры остаются более актуальными.

Дети стесняются петь. Сейчас дети больше слушают музыкальные произведения, чем из пропевают. Частушки стали неактуальными. Куда более актуальным стал Рэп. По сути это тоже элемент УНТ, но не русской культуры.

После проведенных исследований и анализа состояния детского современного УНТ мы пришли к следующим выводам.

Мониторинг современной фольклорной ситуации ещё раз доказывает, что детский фольклор динамичен и мобилен;

Изучая литературу по выявлению мобильности детского фольклора, мы пришли к выводу, что сейчас в наше время, появление новых жанров резко сократилось.

Пополнение текстового состава жанров УНТ идёт за счёт “модернизации” старых текстов.

Жанры устного народного творчества постепенно укореняются в литературе, Интернете, что способствует большему чтению анекдотов, кричалок, загадок и прочее, и меньшему рассказыванию и сочинению;

5. Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой.- М.: Ярославль,- 1997 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *