Чем отличается современные подходы к изучению детской речи

Современные направления в исследовании речи детей дошкольного возраста

Чем отличается современные подходы к изучению детской речи. Смотреть фото Чем отличается современные подходы к изучению детской речи. Смотреть картинку Чем отличается современные подходы к изучению детской речи. Картинка про Чем отличается современные подходы к изучению детской речи. Фото Чем отличается современные подходы к изучению детской речи Екатерина Елаева
Современные направления в исследовании речи детей дошкольного возраста

В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направлений. Изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин); психологическое направление, в рамках которого изучалась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина); лингвистическое направление, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина); исследования индивидуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов).

Результаты этих исследований были отражены в новой типовой программе (1983-1984, под ред. Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддьякова. Она построена на основе деятельностного подхода. Программа связывала речевое развитие с ознакомлением с окружающим, учитывала возрастные особенности детей, предполагала преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах, перспективность (на каждом этапе закладываются основы того, что будет развито в дальнейшем); преемственность, между, детским садом и школой.

Разработка Ф. А. Сохиным, методической теории включала психологические, психолингвистические, лингвистические и педагогические ас-пекты. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи. На основе разработки данных вопросов была составлена программа речевого развития детей (1992-94, методического пособия для воспитателей, в которых прослеживается комплексный подход к речевому развитию и овладение речью как творческий процесс. Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей.

В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф. А. Сохина):

Появляются и разрабатываются новые вариативные программы,среди которых наиболее признанными являются:

Таким образом, к настоящему времени методика исследования речи пред-ставляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.

Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста «Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной.

Консультация для педагогов ДОУ Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста Консультация для педагогов ДОУ Программа детского сада предусматривает обучение дошкольников диалогической и монологической речи. Работа.

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей дошкольного возраста На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.

Современные подходы к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания.

Презентация «Современные технологии формирования устойчивого ЗОЖ у детей дошкольного возраста» В презентации отражены основные аспекты здорового образа жизни, которые необходимо формировать у детей дошкольного возраста. Отмечена роль.

Современные технологии и практики математического развития детей дошкольного возраста Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком.

Современные технологии в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста Современные технологии в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста. Серкиза Тамара Леонидовна апрель 2019 Речь ребенка формируется.

Современные технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста (Слайд 2) Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения.

Источник

Глава III Система работы по развитию речи в детском саду

§ 1. Цель и задачи развития речи детей

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка (См.; Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1960. – С. 19–20.)

Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев). Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью (См.: Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1991.)

Источник

Современные подходы к развитию и коррекции речи дошкольников

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач современного дошкольного образования. В настоящее время происходят серьёзные изменения в организации коррекционно-речевой работы в детских садах. Тем не менее, дошкольников с речевыми нарушениями, по статистическим данным, к сожалению, не становится меньше. Этот факт могу отметить и как воспитатель, работающий много лет на логопедической группе. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Поэтому задача своевременного формирования речи детей, предупреждения и исправления различных речевых нарушений по-прежнему остро актуальна.

Взаимодействие в работе по развитию и коррекции речи ребёнка мы выстраиваем как систему,решающую три блока задач:

Целью работы педагогов по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диа-логической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской лите-ратуры; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Для достижения данных целевых ориентиров образовательная работа планируется и ведётся по четырём основным направлениям (непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, создание условий для самостоятельной деятельности детей и взаимодействие с родителями и социальными партнёрами).

1. Как и в любом детском саду, работа начинается с планирования. В августе воспитателями и специалистами ведётся совместная разработка рабочих программ. Для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты и в течение года осуществляется их сопровождение специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, ведётся динамическое наблюдение. Проводится оценка индивидуального развития детей. Это очень важное направление работы на сегодняшнем этапе, требующее переосмысления и приведения в соответствие с современными требованиями. Наш детский сад участвует в экспери-ментальной работе по данному направлению с Новосибирским педагогическим кол-леджем №1 им. А. С. Макаренко, и наша группа является пилотной.

2. В непосредственно образовательной деятельности активно используем информационно-коммуникационные технологии. Ни для кого не секрет, что для сегодняшних дошкольников, родившихся в эпоху цифровых технологий, это просто необходимо. Включение ИКТ в образовательный процесс вызывает интерес, повышает включенность в деятельность и активность детей и позволяет успешно решать многие коррекционные задачи. Применяем в работе как специализированные технологии (например, логопедическую коррекционную программу «Игры для тигры» и др., так и самостоятельно разработанные медиа-презентации и развивающие задания с использованием интерактивной доски. Положительный эмоциональный фон, что тоже немаловажно для качественной коррекционной работы, помогают создать «Логопедические распевки» Г. С. Овчинниковой и «Логопедические песенки» Е. Железновой.

3. В последнее время широкое распространение и большую популярность приобрели квест-технологии или образовательные квесты. С удовольствием присоединились к этому движению и проводим логопедические квесты как в группе, так и на свежем воздухе. Это действительно очень интересная и эффективная форма работы, вызывающая огромный интерес и активность детей, благодаря сочетанию неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Также используем игровую инновационную технологию лэпбук и в настоящее время планируем работу по созда-нию большого логопедического лэпбука как итогового продукта работы за год.

5. Очень действенной формой для приобщения детей к миру художественной литературы и для развития речи в целом является наше сетевое взаимодействие с библиотекой имени Н. Островского, которое осуществляется на основе договора и совместного плана образовательной работы. Экскурсии у нас проходят ежемесячно. В холодную погоду или гололёд, когда мы не можем вывести детей, специалисты библиотеки приходят к нам в детский сад. В увлекательной и доступной для детей фор-ме для детей были организованы литературно-познавательные программы «Есть по соседству библиотека», «Кувырком, бегом, вприпрыжку», «Мой родной район Дзержинский», «Зимний лес полон сказок и чудес», «Правила безопасности», «Мама – слово дорогое», «Добрый мир Корнея Чуковского» и др. Также успешно сотрудничаем со школами. Например, кроме экскурсий в школы, несколько лет практикуем сотрудничество с литературно-театральным кружком «Сказки» школы № 57. В этом году ученики 3 и 4 классов подготовили и провели для нас программу «Сказочная карусель для наших маленьких друзей». Особенно приятно было видеть среди юных актёров уже подросших выпускников нашего детского сада! Мы с удовольствием посмотрели мини-спектакли «Мартышкин дом» (по сказке Бориса Заходера) и «Невидимый гость» (румынская сказка). Это важно для мотивации наших детей, поскольку они видят, что то, в чём они участвуют в детском саду, им пригодится и в школе.

6. Мы не только смотрим театр, но и, конечно, участвуем в театрализованной деятельности. Вот уже 6 лет в нашем детском саду работает театральная студия «Сказки детства».Творческую группу студии составляют педагоги нашего учреждения: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель. Поставлено 6 спектаклей, они отмечены дипломами лауреатов международного фестиваля детского и юношеского театрального творчества «Времён связующая нить». Спектакли «Принцесса на горошине» и «Цветик-семицветик» были показаны на малой сцене театра «Глобус». В этом году наши дети приняли участие в спектакле «Волшебник Изумрудного города». Всего в нём участвовали 52 ребёнка. Трудно переоценить значение театрализованной деятельности. За время постановки спектакля мы видим огромный рост мотивации и заметный прогресс в осознанном отношении де-тей к работе над собственной речью.

7. Огромное значение в успешном преодолении нарушений речи детей играет развивающая предметно-пространственная среда. Для коррекционно-развивающей работы используется не только отдельный логопедический кабинет, но и речевой центр в группе, представляющий собой специально оборудованное пространство для инди-видуальных игр или игр небольшими подгруппами, а также для совместной деятель-ности взрослого и ребёнка. При оформлении речевого центра мы учитывали принципы, отражённые во ФГОС ДО, а также обеспечили разнообразие материалов; соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, структуре речевых нарушений; эстетику оформления. Размещён речевой центр рядом с библиотекой и театральным центром. Ведущая игрушка, «хозяйка» коррекционного центра – многофункциональная игрушка Квакуша, изготовленная мамой нашего воспитанника.В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал по разделам: звукопроизношение, раз-витие мелкой моторики, фонематический слух и закрепление полученных навыков по обучению грамоте, лексико-грамматический строй речи и развитие связной речи, обогащение словарного запаса, формирование высших психических процессов. Детям доступны не только приобретённые развивающие игры и оборудование, но и пособия, изготовленные руками родителей и педагогов. Самые интересные из них были представлены на выставке педагогических идей «Мозаика детства», в рамках научно-практической конференции работников дошкольного образования Новосибирской области в сентябре 2016 года.

8. Несколько лет в группе работает мини-музей «Русская изба», который используется как для самостоятельной деятельности детей, так и для реализации авторской технологии «Приобщение дошкольников к истокам родной культуры». Патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей является сегодня востребованным, актуаль-ным направлением в дошкольной педагогике. Считаю это очень важным и правильным. Сложно переоценить значение нашего культурного наследия для развития ребёнка, в том числе и для формирования красивой, правильной речи.В течение года совместно с родителями проводим различные обрядовые и фольклорные праздники: «Капустные посиделки», «Колядки», «Богатырские забавы», «Светлая Пасха» и другие. Наши дети участвовали в концертной программе фольклорного ансамбля «Рождество» под руководством О. Гуриной «Приходите, гости, к нам!» в Новосибирской государственной филармонии. Ребята исполнили танец «Тимоня».

9. Хотелось бы сказать несколько слов ещё об одном эффективном направлении в коррекции речи детей – о двигательной активности. Влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности, на развитие сенсорной и моторной сторон речи, доказано в экспериментальных исследованиях, проведенных под руководством Кольцовой М. М. У дошкольников со сложными видами речевых нарушений, согласно исследованиям, как раз и отмечаются недостатки психомоторного развития, часто нарушена координация. Эту задачу нам помогает решать хореографический кружок «Сударушка». В процессе хореографической деятельности развивается произвольность движений, переключаемость с одного движения на другое. Формируется последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность. Наши дети не только замечательно танцуют на праздниках, но и с успехом участвуют в различных конкурсах.

10. Участие в конкурсах различной направленности оказывает положительное влияние на мотивацию детей, способствует формированию их социальной компетентности, является значимым фактором для родителей. В этом году наши дети успешно участвовали во Всероссийских, областных, городских конкурсах.

11. И последнее, о чём хочется сказать, – это важность непосредственного участия родителей в процессе развития и коррекции речи детей. Часто это бывает непросто. Но наш детский сад и группа накопили достаточный опыт конструктивного сотрудничества с родителями воспитанников. И являясь городской инновационной площадкой по данному направлению мы используем множество современных, интересных форм сотрудничества. О каких-то мы уже сказали. Добавим, что исходя из нашего опыта,эффективны следующие формы взаимодействия: анкетирование и опросы с обязательным предоставлением результатов на родительских собраниях и последующее совместное планирование и проведение мероприятий различной направленности (тематических досугов и развлечений, семейных конкурсов, выставок и др., проведение дискуссий, клубов по интересам, вечеров вопросов и ответов с привлечением специалистов, а также представлением положительного родительского опыта, проведение Дня дублёра и Дней встреч с интересными людьми, организация площадок для интерактивного общения педагогической направленности (у нас это закрытая группа ВКонтакте: мы практикуем размещение рекомендаций, ссылок на интересные вебинары, видеоматериалов, художественных текстов и произведений, рекомендаций логопеда по домашним занятиям на закрепление звуков и т. д.). Главное, чтобы информация регулярно обновлялась.

Такой подход позволяет нам успешно решать поставленные задачи, получать ожи-даемые результаты в работе и положительную динамику в речевом развитии детей.

Педсовет «Современные подходы в ознакомлении дошкольников с художественной литературой» «Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития» В. А. Сухомлинский Педсовет на тему: «Современные подходы в ознакомлении дошкольников.

Семинар «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новонукутский детский сад №2 Мастер-класс «Играем, обучаем, развиваем».

Семинар «Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи» «Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи» составила: Медведева Е. Н. воспитатель Цель. Расширить теоретические.

Современные подходы к обучению и воспитанию дошкольников. Лэпбук Современные подходы к воспитанию и обучению дошкольников. Bведение Дошкольное воспитание как первая ступень образования? на которой закладываются.

Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка, на сегодняшний день активно проявляется интерес.

Чем отличается современные подходы к изучению детской речи. Смотреть фото Чем отличается современные подходы к изучению детской речи. Смотреть картинку Чем отличается современные подходы к изучению детской речи. Картинка про Чем отличается современные подходы к изучению детской речи. Фото Чем отличается современные подходы к изучению детской речиСовременные подходы к организации развивающей-предметно пространственной среды, способствующие речевому развитию дошкольников «Современные подходы к организации развивающей-предметно пространственной среды, способствующие речевому развитию дошкольников» Актуальность.

Современные подходы ознакомления дошкольников с правилами личной безопасности Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 2 детский сад «Колокольчик» р. п. Бисерть Направление: СОВРЕМЕННЫЕ.

Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС доо 1. Тема: «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДОО» 2.- «Охранять природу – значит охранять.

Выступление «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников» «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО» Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал,.

Источник

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Чем отличается современные подходы к изучению детской речи. Смотреть фото Чем отличается современные подходы к изучению детской речи. Смотреть картинку Чем отличается современные подходы к изучению детской речи. Картинка про Чем отличается современные подходы к изучению детской речи. Фото Чем отличается современные подходы к изучению детской речи Виктория Дадамян
Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Сегодня мы поговорим о современных подходах к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО пункт 2.6): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; (все пункты вы видите на экране) обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без объяснения правил, команд и игр с речевым сопровождением, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.

Основная цель речевого развития формирование всех компонентов устной речи (грамматический строй, связной речи, формирование словаря, ЗКР) и навыков свободного речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. (воспитанниками нормами речи).

Продолжая разговор об образовательной области «Речевое развитие», остановимся на содержании работы ДОУ №15 в этом направлении. Это говорится во 2 разделе ФГОС, «Требования к структуре образовательной программы и ее объему». В пункте 2.6. мы найдем материалы о структуре программы и именно по речевому развитию. Там выделено 7 компонентов речевого развития.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

овладение речью как средством общения и культуры.

обогащение активного словаря.

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

развитие речевого творчества.

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Работая с детьми, воспитатели столкнулись с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому,как основную тему своей деятельности ДОУ педагоги выбрали: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Е. А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, педагоги нашего ДОУ пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, пришли к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс,которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Актуальность и перспективность.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности развивающей работы с детьми дошкольного возраста и профилактику речевых нарушений у детей. В основу опыта положена идея организации театральной студии, обучение и – развивающее развитие. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Над данным проектом работа ведётся на протяжении 2,5 лет. При диагностике можно увидеть некоторые результаты, а самый важный – уровень развития речи, уровень общей культуры. Надеемся, что наши усилия не пройдут даром. Малыши войдут в большую жизнь, какими они станут, зависит от нас педагогов. Данная программа может быть реализована в ДОУ, родителям.

Работа по данному проекту ведется и в настоящее время, и находиться на аналитическом уровне.

Выполнен большой объем работ:

1. Разработаны методические рекомендации, программы по которым работают воспитатели уже 2,5 года. Диагностика подтверждает ее целесообразность.

2. создана театрально – игровая среда (фрагменты и предметы – носители природных качеств,различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе,реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы, костюмы, маски.

3. взаимодействие с семьей (участие в совместных с детьми и воспитателями мероприятиями, праздниками, изготовление декораций, разучивание текстов).

Только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе, а для этого необходимо продолжать начатую работу. Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо совершенствоваться. Для этого у нас есть хорошая ресурсная база, коллеги, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка. Комплекс сценариев, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же подборка разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовательного учреждения.

Ведущая педагогическая идея опыта работы

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С. Я.Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

• акцент на своеобразие начального периода подготовки с учетом особенностей младшего и старшего дошкольного возраста, но и начального этапа освоения дополнительного образования в плане литературной грамоты и театральной культуры;

• стимулирование открытия ценности трудолюбия, самостоятельности, требовательности к себе, ответственности перед зрителями, повышение общего культурного уровня, обще речевого уровня;

• для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе,используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности;

• побуждение детей к творческой деятельности;

использование новых технологий: планирование материала по лексическому принципу, речевые семейные праздники, ритмопластика, сказкотерапия, арт-терапия, кукольный театр;

• педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка в определенный период работы. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь;

• интегративность, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс;

• театрализации привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

Для того чтобы малыши сами импровизировали, инсценировали какой-нибудь готовый литературный материал, возникла необходимость в проектировании зоны театрализованной деятельности детей,которая предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в группе:

• Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельности детей;

Организация «зон приватности»;

• Предоставление права и свободы выбора;

• Полифункциональность использования помещений и оборудования;

• Возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Развить речь детей посредством театральной деятельности.

-с учётом возрастных особенностей;

-при условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

• Обогащать словарь детей, активизировать его;

• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

• Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.

• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Принципы организации образовательного процесса:

— Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.

В своей практике воспитатели ДОУ использую компьютерные презентации в программе PowerPoint. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы,я использую различные формы взаимодействия:

— Папки-передвижки по развитию диалогической монологической речи;

— Индивидуальные консультации «Как развить интерес у дошкольника к театрально-игровой деятельности»;

— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры»;

-Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах по формированию речи детей.

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Опыт работы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности»реализовывался в ДОУ по двум направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.

Нормативно – правовое и методическое обеспечение опыта

— годовой план учебно-воспитательной работы;

— материалы научно-методических изданий;

— методические разработки для родителей, детей.

— уголок в группе по речевому развитию;

-уголок театрализованных игр;

— библиотека методической и художественной литературы;

— содержание информационного банка данных: разработка занятий, сценариев, развлечений, праздников, театрализованных постановок;

— формы работы с родителями;

— сбор текущей информации;

— о результатах мониторинга;

организация работы с родителями (консультация, собрания, распространение буклетов, наглядная информация);

— взаимодействие с социальными институтами;

— систематическое оформление информационного стенда.

Этапы углубленной работы

Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На первом подготовительном этапе работы, воспитатели изучали базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду групп. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.

Недостаточно методических разработок по развитию речи детей и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.

Поэтому было проведено обследование состояния сформированности связной речи, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей. Анализ результатов показал, что в основном соответствуют низкому и среднему уровню.

Одновременно с диагностированием детей провели анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.Подготовили: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды. Проанализировав анкетирование, пришли к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.

Итак,результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы:

1. выработать систему театрализованных игр для детей.

2. оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.

• Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, разработали перспективный план проведения театрализованных игр и развлечений и досугов с родителями, который включает в себя разнообразные формы и методы

• Разработали и подобрали игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика).

• Разработали сценарии совместных развлечений и досугов детей и их родителей. Подготовили и провели родительские собрания по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка», «Театр наш друг и помощник», доклад к родительскому собранию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста»

Собрали ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборку сказок.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В организациитеатрализованных игр широко использовали практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовали в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.

1. Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр.

3.Показ сказок :«Заюшкина избушка», «Лисичка- сестричка и волк», «Репка», театрализованное представление сказки «Теремок», драматизация «Телефон» К. Чуковского

4.Показ сказок в старшей группе: «Морозко», театрализованное представление сказки на новый лад «Снежный колобок», кукольный театр «Заюшкина избушка» 5.Показ сказок для родителей: ««Новогоднее приключение колобка», «Царевна- лягушка.

При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.

Для повышения педагогического мастерства:

В дошкольном возрасте возможности ребенка значительно больше и к 7 годам,к переходу в школу он:

-Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои

мысли, чувства и желания.

-Может построить речевое высказывание в ситуации общения.

-Может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки

-Способен договариваться, учитывая интересы других.

-Проявляет любознательность, задаёт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.

-Знаком с произведениями детской литературы.

И закончить своё выступления бы хотела словами Чарльза Диккенса

«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов.

Развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Возрастные особенности В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия В процессе игры роли.

Речевое развитие дошкольников в соответствии требованиями ФГОС Методическая разработка «Речевое развитие дошкольников в соответствии требованиями ФГОС» Подготовили: Воспитатели МАДОУ «Детский сад№69».

Конспект мероприятия по организации взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС до «Мой город, моя улица» Рогозина М. Е. ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закрепить знания родителей о достопримечательностях родного города; 2. Дать понятие о городе как.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации физического развития детей дошкольного возраста» «Современные подходы к организации физического развития детей дошкольного возраста». «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.

Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС до Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Инклюзивное образование – образование,.

Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования [b]Автор: Картавых Е. А. Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» г. Тамбова[/b] Особенности организации речевого центра в соответствии.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО Брусова С. Ю., воспитатель ГБДОУ детский сад №17 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга Развитие творческих способностей.

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Сегодня мы поговорим о современных подходах к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *