Чем отличается система образования в россии и англии

Сходства и различия в российской и британской образовательной системе

Чем отличается система образования в россии и англии. Смотреть фото Чем отличается система образования в россии и англии. Смотреть картинку Чем отличается система образования в россии и англии. Картинка про Чем отличается система образования в россии и англии. Фото Чем отличается система образования в россии и англии

Британская система образования без преувеличений считается одной из лучших в мире. Недавние исследования показали, что страна находится на 6 месте, уступив лишь Финляндии, Гонконгу, Сингапуру, Японии и Южной Корее. К слову, Россия находится на 13 месте в этом рейтинге. Таким образом, оба государства входят в ТОП-20 стран с лучшими образовательными системами. В этой статье мы проведем параллели между Великобританией и Россией, увидим сходства и различия в их образовательной системе.

Обязательное образование

В России дети идут в первый класс в возрасте 6-7 лет, а в Великобритании — в 5-6. В 10-11 лет дети в обеих странах заканчивают начальную школу и переходят в среднее звено.

Далее следуют существенные отличия. В России обязательными являются 9 классов средней школы. Школьник получает аттестат о среднем образовании, но он не позволяет ему устроиться на работу. Чтобы получить специальность, приходится идти после школы в техникум, колледж и тд.

В Британии также обязательным считается образование до 16 лет. Его можно получить либо в школе, либо в колледже. Далее человек может либо идти работать, либо готовиться к сдаче экзаменов GCSE с целью получения высшего образования. Имея сертификат об обязательном образовании, в Великобритании уже можно начинать официально работать.

Каникулы и учебные будни

В России учебный год делится на четверти, по 2-2,5 месяца в каждом. Между четвертями предусмотрены каникулы, по 1-1,5 недели. Все три летних месяца отведены под каникулы. Дети учатся 6 дней в неделю, за исключением младших классов.

В Британии учебный год делится на триместры. Посреди каждого из них следует неделя отдыха. Разделяются триместры каникулами: 6 недель летом, 2-3 недели на пасху и рождественские празднества. Посещение школы — 5 дней в неделю.

Учебная нагрузка

Британские школы, по сравнению с российскими, отличаются существенной лояльностью. Если в наших школах ученикам предъявляются большие требования, то в Британии с них спрос существенно меньше, оценки выставляются без особой строгости. Все построено на сознательности и ответственности, уважении к личности ученика.

В школах России любят нагружать большими объемами домашней работы. Дети сидят до поздней ночи, страдая над тригонометрическими уравнениями и упражняясь в изливании воды в докладах. В Великобритании многие школы отменили домашнюю работу совсем! Лишь в редких случаях учителя задают разве что разобраться в материале, на который не хватило времени. Но не стоит обманываться, будто учиться по британской системе легко. Программа насыщенная, но интересная и требует от учеников отдачи.

Учебный процесс в школах ENS построен по классической британской системе. Однако наши ученики при желании совмещают эту программу с традиционной российской. После окончания школы ENS, ребенок может продолжить обучение уже в Англии, либо учиться в элитной школе России.

Источник

Сравнение системы образования России и Великобритании

Часто прогрессивные родители ищут замену российской школе, видя в ней явные недостатки. Хорошей альтернативой может стать школа по британской системе. Такое образование высоко ценится во многих странах — именно Англия занимает первые позиции рейтинга лучших вузов мира. В этой статье разберёмся, чем британские школы отличаются от российских.

Структура образовательной системы

Детский сад

Первое отличие в том, что детский сад в России, как правило — самостоятельное учреждение, а в Великобритании дети могут ходить в школу с 3 лет. Там для них организовано несколько ступеней предшкольной подготовки, и у каждой из них свои педагогические цели.

В Британской международной школе, например, есть 2 группы, где мы готовим малышей к основной учёбе: Nursery и Reception. Преподаватели общаются с ребятами на английском, но на всякий случай в классе есть русскоговорящий ассистент.

Начальное и старшее звено

В российскую начальную школу детей принимают с 6–7 лет, в Великобритании же в первый класс дети поступают в 5 лет. Это обязательно для всех.

Среднее образование является обязательным и в российской, и в британской системе. Ученики общеобразовательной школы в России могут получить аттестат уже после 9-го класса, в Великобритании только после 11-го. Year 10 и 11 посвящены изучению программы IGCSE. В конце предусмотрены экзамены. После их успешной сдачи выдаётся международный сертификат о среднем образовании. Это последняя ступень обязательного общего образования в Великобритании.

Предвузовская подготовка

В некоторых учреждениях есть возможность пройти программу предвузовской подготовки в 12-м и 13-м классах. БМШ единственная в Москве, которая предлагает своим ученикам сразу две международные программы на выбор: IB Diploma и A-level. Обе рассчитаны на 2 года и высоко ценятся вузами по всему миру.

Календарь каникул и учебных дней

В обычной российской школе учебный год состоит из четырёх четвертей по 2–2,5 месяца. Ученики среднего и старшего звена ходят на занятия 6 дней в неделю, младшие школьники — 5 дней в неделю. После каждой четверти дети уходят на каникулы, которые длятся неделю-полторы. В конце года самый длинный перерыв — целых 3 месяца.

В Великобритании учатся по триместрам. В середине каждого — неделя отдыха или промежуточные каникулы. Между триместрами полноценные каникулы: 6 недель летом, 2–3 на Пасху и Рождество. У детей пятидневка.

Учебная нагрузка и направленность программы

В этих аспектах системы школьного образования России и Великобритании различаются особенно сильно.

Прежде всего, совершенно по-другому построена британская программа обучения. Чем старше ребёнок, тем меньше обязательных предметов он изучает. Эта система с самого начала готовит к тому, чтобы ученик определился со сферой своих интересов и оставил только те предметы для изучения, с которыми собирается связать свою дальнейшую учёбу и работу. Российская система — полная противоположность. Здесь в первом классе изучаются только базовые предметы, а с каждым годом добавляется всё больше новых. Цель российской системы образования — максимально расширить кругозор ребёнка, а британской — помочь определиться с будущей профессией.

Второе принципиальное отличие — подход к преподаванию. Часто можно услышать об индивидуальном подходе в контексте российской школы, но важно понимать, что реализовать его там вряд ли удастся. Всё дело в количестве учеников в классе. В России это 25, а иногда и 30 человек. В Великобритании строго 15–20. Поэтому британские родители могут быть уверены, что их дети точно смогут получить материал, адаптированный под их индивидуальные способности, и учителю хватит времени на каждого.

Кроме того, отличается и направленность образовательной программы. С ранних лет в британцев воспитывают ответственными и самостоятельными, а российских детей — терпеливыми, иначе и не скажешь. В России школьникам задают огромное количество домашних заданий, большая часть — это однотипные задачи или материал на заучивание. В британской школе наоборот поощряют ребят исследовать, самостоятельно находить информацию, приходить к выводам. На уроках они дискутируют, а не пересказывают учебник. Много времени уделяется творческим занятиям.

Британская международная школа работает в Москве 27 лет и учит детей по национальной программе обучения Англии. Наш опыт показывает, что британская система образования действительно прогрессивна. Она даёт не только глубокие академические знания, но хорошо готовит к дальнейшей учёбе, работе и взрослой жизни.

Источник

Статья «Британская и российская система образования (сравнительный анализ)»

МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска «Маленький принц»

Британская и российская система образования (сравнительный анализ)

Как мы видим ребенок в Британии поступает в школу в возрасте 4 лет, (радуйтесь, российские школьники). Дети обучаются чтению и письму, а задание на дом они получают раз в неделю. Основная задача- научить детей самостоятельности и практические использовать полученные знания. Впрочем, этому обучению есть альтернатива- получение домашнего образования. Родители обращаются в местный совет по образованию, последний дает добро, после того, как убедится, что условия соответствуют нормам (включая религиозное воспитание). В средней школе учащиеся много времени проводят за домашними заданиями, в библиотеках и лабораториях. Проверяют знания следующим образом: учитель обозначает только проблему, а ученик самостоятельно формулирует тему и подбирает материал, готовит эссе или проект. В младшей школе для каждого ребенка готовят индивидуальную траекторию развития, согласно его способностям и данным, не существует попыток подогнать всех под один единственный стандарт. Да и сами занятия проходят очень мягко, в игровой форме, с упором на проблемную ситуацию и (зону ближайшего развития каждого ребенка (по Л. Выготскому). Конечно, не все учащиеся к концу определенной ступени соответствуют знаниевым нормативам, в таком случае для них существует специальная образовательная программа, которая компенсирует огрехи и пробелы в знаниях.

Исходя из специализации и дальнейших планов учеников существуют три типа неполных средних школ- «грамматические» школы (Grammar school) – где детей ориентируют на последующее обучение в вузе. (аналог старших классов нашей средней общеобразовательной школы); «современные школы», где упор делается на практику, приобретение профессиональной квалификации (можно сравнить с нашими средними специальными училищами). «Единые школы», преподающие по программам, которые представляют нечто среднее между академическим и практическим образованием. Последний тип школы преобладает в Британии. После достижения 16 лет ученики делают достаточно сложный выбор: остаться в школе еще на 2 года (в гуманитарном или математическом классе), продолжить образование в профессиональном колледже, совмещать частично учебу с работой или прекратить обучение и найти работу. В России среднее образование является обязательным и всеобщим для всех детей. Важными для старших классов в России, как и в Британии, также являются последние 2 года обучения в школе. Идет серьезная подготовка к поступлению в вуз. По окончанию школы ученики сдают ЕГЭ, экзамены по математике и русскому языку является обязательной. Сдача ЕГЭ по остальным предметам выбирается учениками самостоятельно, исходя из направленности выбранного вуза. По окончании школы дети в России получают «Аттестат о среднем образовании»-документ о получении знаний в объеме государственного стандарта. В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя в Британии оно может относиться к высшему образованию.

Выбрав курс профессиональной подготовки, и пройдя соответствующее обучение, ученики сдают экзамены на профессиональную квалификацию продвинутого уровня – Vacational A-levels. Как и A-levels новая профессиональная квалификация требует двухлетней подготовки. В Великобритании 89 университетов и 70 высших учебных заведений. Они могут быть в виде собственно Университетов, университетских колледжей и колледжей высшего образования. Университеты финансируются государством. В России высшее образование получают в Университетах, институтах и Академиях. В отличие от России, где существует система как платных, так и бесплатных (бюджетных) мест в вузах и университетах. В вузах Британии получение высшего образования всегда платное. Однако, студенты могут пройти обучение «в долг», который отдадут при получении диплома и последующем устройстве на работу. В том случае, если выпускник вуза не найдет работы, (учитывая большой процент безработицы среди молодых специалистов), то долг выплачивать не потребуется. Высшее образование в Англии могут получать выходцы из всех слоев населения. Самые известные в Англии старейшие университеты Оксфорд и Кембридж были открыты соответственно в XI и XIII веках. Если современные вузы больше готовят профессионалов, делая акцент на практику, то старейшие университеты тяготеют к классике и академическому образованию. В отличие от России, все британские университеты могут присваивать ученые звания, регулировать порядок их получения. Колледжи, как и в России готовят специалистов узкого профиля. В российских вузах учебный год состоит из двух семестров – весеннего и осеннего, зимней и летней сессий, практик, зимних и летних каникул. Академический год в университетах Англии разделен на три термина: с октября до середины декабря; с середины января до конца марта; с середины апреля до конца июня или до начала июля. Экзамены проводятся после окончания каждого термина, и существует главный экзамен после каждого курса. Длительность большинства курсов Университетов составляет от 2 до 4 лет, медицинские и ветеринарные 5 лет. По окончании основных курсов студентам присуждается степень бакалавра. Продолжившие свое обучение на год получают степень магистра.

Итак, общую структуру образования в Великобритании можно представить в виде следующей схемы:

Чем отличается система образования в россии и англии. Смотреть фото Чем отличается система образования в россии и англии. Смотреть картинку Чем отличается система образования в россии и англии. Картинка про Чем отличается система образования в россии и англии. Фото Чем отличается система образования в россии и англии

Схема видов и уровней образования в России.

Источник

Чем отличается высшее образование в России и Великобритании

Чем отличается система образования в россии и англии. Смотреть фото Чем отличается система образования в россии и англии. Смотреть картинку Чем отличается система образования в россии и англии. Картинка про Чем отличается система образования в россии и англии. Фото Чем отличается система образования в россии и англии

Меня зовут Наталья Зыкина. Я — специалист по высшему образованию в Великобритании в IQ Consultancy.

В этой статье я расскажу, как устроены системы высшего образования в Великобритании и России, выделю особенности каждой из них и сравню.

Почему зарубежное образование так популярно

С 2009 года в России официально закрепилась двухуровневая система высшего образования «бакалавриат – магистратура». Это сильно приблизило ее к учебным стандартам Европы и Северной Америки. Однако количество российских студентов, выбирающих зарубежное образование, продолжает расти.

По данным ЮНЕСКО, с 2012 по 2016 год количество россиян, которые учатся за границей, выросло на 12%. При этом число студентов, желающих учиться в Великобритании, выросло в 2 раза по сравнению с 2004 годом.

Почему это происходит?

качество английского образования ежегодно подтверждается престижными рейтингами The Times Higher Education, QS World University Rankings и The Guardian University;

в Великобритании студентов готовят, ориентируясь на запросы рынка труда;

диплом британского вуза высоко ценится во всем мире.

Выпускники университетов Великобритании находят работу или поступают в магистратуру в среднем в течение полугода после окончания вуза

Различия высшего образования России и Великобритании

Подготовка к высшему образованию: экзамены и программы

Обязательное среднее образование в России заканчивается в возрасте 17-18 лет. После 11 класса ученик сдает ЕГЭ, на основании результатов экзамена получает аттестат о среднем образовании и подает заявки в вузы.

Обязательное среднее образование в Англии заканчивается в 16 лет и завершается сдачей экзамена GCSE. Если студент хочет получить высшее образование, ему необходимо пройти двухлетнюю программу A-Level. В рамках этой программы школьники выбирают 3-4 предмета, которые будут углубленно изучать в университете, сдают экзамены и по их результатам поступают в вуз.

Международных студентов, которые хотят поступить в британский университет, мы дополнительно отправляем на специальную годовую программу подготовки Foundation. В России подобных программ для международных студентов нет.

Бакалавриат

Бакалавриат в России длится 3-4 года. У студентов есть возможность учиться бесплатно (при высоких баллах по экзаменам ЕГЭ) или платно. Средняя стоимость бакалавриата — от 240 000 до 260 000 рублей за год.

В Англии стандартная программа бакалавриата длится 3 года; в Шотландии — 4. Длительность обучения зависит от специальности: в сфере медицины, стоматологии и архитектуры бакалавры учатся от 5 до 7 лет. Бесплатного высшего образования в Англии нет, но у студентов есть возможность взять кредит на учебу, получить грант или стипендию. Средняя стоимость бакалавриата колеблется от £ 7500 до £ 15 000 (на медицинских программах — от £ 18 000 до £ 25 000).

Магистратура

Магистратура в России длится 2 года. Можно учиться бесплатно, но бюджетных мест по сравнению с бакалавриатом гораздо меньше. Платные программы магистратуры стоят в среднем от 260 000 до 280 000 рублей за год.

В Англии срок обучения на большинстве магистерских программ составляет 1 год, редко — 2. Средняя стоимость — от £ 6500 до £ 30 000 за год. При этом программа может влиять на ценообразование больше, чем престиж университета.

Важное отличие состоит в том, что в России программы бакалавриата и магистратуры часто воспринимают как две части единой системы. В Великобритании же они абсолютно автономны.

Особенности обучения в британских и российских университетах

Какие еще важные факторы стоит учитывать при сравнении двух систем образования? Подведу итог в виде блиц-списка.

Российское высшее образование

учебная нагрузка и сложность экзаменов зависят от университета: чем престижнее вуз, тем сложнее в нем обучаться;

при успешной сдаче экзаменов студенты могут учиться бесплатно;

основные формы обучения в вузе — очная, заочная и очно-заочная;

основные виды высших учебных заведений — университеты, институты и академии;

в учебный план входят стажировки и производственные практики;

за границей признаются только дипломы государственных вузов или вузов, имеющих государственную аккредитацию;

в рейтинг топ-100 по версии QS World University Rankings (2020) входит 1 российский вуз.

Английское высшее образование

высокие стандарты в сфере обучения и дисциплины: за пропуск занятий без уважительной причины снижают баллы и могут не допустить до экзамена. При этом пересдач в английских университетах нет, а за плагиат студенту грозит незачет или исключение;

иностранным студентам необходимо пройти программу дополнительного образования Sixth Form или Foundation;

бесплатного обучения в вузах Англии нет, но можно взять кредит на учебу, получить грант или стипендию;

основные виды высших учебных заведений — университеты и колледжи высшего образования;

в учебный план, как правило, включены стажировки;

дипломы английских вузов признаны во всем мире и ценятся работодателями;

в рейтинг топ-100 по версии QS World University Rankings (2020) входит 18 английских вузов.

Чем отличается система образования в россии и англии. Смотреть фото Чем отличается система образования в россии и англии. Смотреть картинку Чем отличается система образования в россии и англии. Картинка про Чем отличается система образования в россии и англии. Фото Чем отличается система образования в россии и англии
Стажировка по специальности дает студентам британских вузов шанс применить знания на практике

Как поступить в вуз Великобритании

Если вы хотите поступить в английский вуз, помните, что начинать подготовку к поступлению лучше за 2-4 года до подачи заявки.

Мы поможем вам определиться с университетом Англии и специальностью: сделаем сравнительный анализ из шорт-листа.

Организуем встречу с представителями университета.

Составим программу подготовки.

Подберем репетитора из Великобритании, если нужно подготовиться к экзаменам или подтянуть знания по предметам.

Поможем оформить и подать документы в срок.

опыта работы на рынке зарубежного образования

студентов поступают в выбранную школу или вуз

студентов поступают в топ 10% учебных заведений мира

учеников сдают международный экзамен на ожидаемый балл или выше

Источник

Чем отличается система образования в россии и англии

Чем отличается система образования в россии и англии. Смотреть фото Чем отличается система образования в россии и англии. Смотреть картинку Чем отличается система образования в россии и англии. Картинка про Чем отличается система образования в россии и англии. Фото Чем отличается система образования в россии и англии

ДВЕ СТРАНЫ – ДВЕ ШКОЛЫ. СРАВНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В БРИТАНИИ И РОССИИ

Чем отличается система образования в россии и англии. Смотреть фото Чем отличается система образования в россии и англии. Смотреть картинку Чем отличается система образования в россии и англии. Картинка про Чем отличается система образования в россии и англии. Фото Чем отличается система образования в россии и англии

Ни для кого не секрет, что системы образования в России и Англии различаются. Хотя в их основе лежит классно-урочная форма, введенная еще Яном Амосом Коменским, подходы к образованию иные.

Почему мы взяли эту тему? В настоящее время много западного привносится в нашу систему образования и поэтому крайне важно понимать плюсы и минусы таких изменений Актуальность исследования

Роль современной системы образования очень важна. Ученые работают над реформами в образовании, часто ориентируясь на систему образования в Великобритании. Поэтому необходимо изучить систему Великобритании и, возможно, в будущем предложить свои идеи для оптимизации учебного процесса в гимназии «Жуковка».

У нас была возможность выявить различия и общее в подходах к образованию и сделать определенные выводы, основанные на собственном опыте, так как в течение последних двух лет я являюсь учеником двух школ одновременно.

В этом заключается практическая ценность данной работы, которая может представлять интерес для учеников, желающих продолжить образование за границей.

Эта работа носит частично поисковый характер и не претендует на объективность, так как выводы сделаны на основе субъективных оценок.

Цель данной работы – во-первых: изучить источники и познакомиться с основными составляющими образования Британии и России.

Во-вторых, выявить сходства и различия системах обучения, определить преимущества и недостатки, основываясь на личном опыте.

Объект исследования – британская и русская системы обучения.

Предмет исследования – система обучения в русской и британской школах.

Методы исследования: наблюдение, сравнение и анализ.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть структуру обучения в британских и российских школах:

2) выявить общее и различия в системах образования двух стран.

Гипотеза. Качество и объем знаний, приобретенных в гимназии «Жуковка» в течение 1-6 классов, позволят мне достаточно быстро и безболезненно адаптироваться к британской системе обучения. Учебные умения и навыки, сформированные в российской школе, окажутся востребованными в новой системе обучения.

Практическая направленность и новизна проекта: субъективная оценка системы обучения в английской школе может представлять интерес для учеников гимназии, желающих продолжить образование за границей, и их родителей, а также страноведческий аспект.

Глава 1. Британская школа, общие положения

Система образования Великобритании развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения). В Великобритании существуют две системы образования, которые легко уживаются вместе: одна в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая – в Шотландии.

В Великобритании вы найдете огромное разнообразие школ. Средние школы бывают государственными бесплатными – их называют StateSchools, и частными (BoardingSchool или PublicSchool). В этих школах, в отличие от государственных, дети находятся шесть дней в неделю, на выходные их забирают домой родители. В систему образования частных школ Англии (в отличие от государственных) входит церковь, бассейны, теннисные корты, футбольные и крикетные поля, конюшни, крупные библиотеки, музыкальная, балетная, театральная и художественная студии, а также дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина. Типичный вид школы в Великобритании – это школы-пансионы (BoardingSchool), в которых ученики как обучаются, так и живут при школе.

Классификация школ по возрасту обучающихся:

• Школы полного цикла (All-Through Schools) – где обучаются дети всех возрастов от 2 до 18 лет.

• Учреждения дошкольного образования (Pre-Preparatory Schools) – их также называют яслями и детскими садами, для детей от 2 до 7 лет. Здесь учат читать, писать, считать, развивают через игры. Обычно такие школы организуются совместно со школами для младших школьников. (Pre-Schools – возраст учеников от 2 лет 9 месяцев до 4 лет)

• Учреждения для младших школьников (Junior Schools) – для детей от 7 до 13 лет. Здесь дети проходят специальный начальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена – это обязательное условие поступления в старшую школу. (Primarys chools – возраст учеников от 4 до 11 лет. Экзамены SATs, проводятся в 2 этапа, на втором и шестом годах обучения. Результаты второго экзамена важны для поступления в Secondary School.)

• Учреждения для старших школьников (Senior Schools) – для подростков от 13 до 18 лет. Здесь дети проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует еще одна двухгодичная программа: A-Level либо International Baccalaureate. (Secondary school – образование для детей в возрасте от 11 лет. Grammar school – образование для детей в возрасте от 11 лет по углубленной программе. В этих же школах можно получить подготовку к университету (Sixth Form).

• Школы по подготовке к университетам (Sixth Form) – для старших подростков 16-18 лет.

Классификация школ по половой принадлежности обучающихся:

• Смешанные школы – где совместно обучаются и мальчики, и девочки.

• Школы для девочек – где обучаются только девочки. Девочки развиваются физически и эмоционально несколько быстрее мальчиков, и в них им не приходится подстраиваться под «отстающих» одноклассников.

• Школы для мальчиков – где обучаются только мальчики. Соревновательная среда необходима мальчикам для самовыражения и активного развития.

Сама первая школьная форма возникла при Генрихе VIII, она была синего цвета, такой цвет должен был приучать ученика к послушанию.

В нынешнее время на рынок выпущена форма, которая защищает от ножевого ранения из особого материала Kevlar, применяющегося для изготовления бронежилетов для солдат Британии. Несколько школ Англии закупают форму, сделанную из пластиковых бутылок. В некоторых школах в качестве головного убора используют соломенную шляпку. Формы в нынешнее время имеют яркую расцветку, обязательно присутствие на ней школьной символики. Но, тем не менее, отдельные школы Англии освободили своих учеников от ношения школьной формы.

Education in Great Britain: Schools

In Britain it is compulsory for everyone between the ages of 5 and 16 years to receive some officially recognized form of schooling, though most secondary schools continue to provide education until the age of 18.

The vast majority of pupils attend state schools, which are absolutely free (including all text books and exercise books), but there are also about 500 private schools providing secondary education. The most famous of these schools are Eton and Harrow.

There is no statutory age at which students change from primary to secondary school, nor are schools “specialized” – pupils choose from the numerous subjects taught in their particular school.

The recently introduced National Curriculum has made it compulsory, however, for three core subjects – English, mathematics, and science – and seven other foundation subjects – technology (including design), history, geography, music, art, physical education, and a modern foreign language – to be included in the curricula of all pupils.

Passage from one academic year to the next is automatic. After a two-year course, usually from 14 to 16 years of age, most pupils take their General Certificate of Secondary Education (GCSE), assessed on the basis of a mixture of course work and a written examination, in individual subjects.

Pupils obtaining at least five passes at GCSE can then specialize for two years (usually from 16 to 18 years of age) in two or three subjects, in which they take the General Certificate of Education Advanced level (A-level) examination. This is used as an entrance qualification for university (minimum two passes) and other types of higher education, as well as for many forms of professional training.

Глава 2. Общие положения системы образования в России

Обучение в российских школах в свете новых реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная система, все-таки учебные планы от школы к школе различны и меняются из года в год.

Школьное образование в России представлено следующими типами школ:

• средняя общеобразовательная школа;

Начальные школы в России

В настоящее время в школе представлены три системы начального образования. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети теперь могут идти в школу в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень. В общей сложности количество часов в неделю у учеников начальной школы составляет от 20 в 1-м классе до 30 в 4-м классе.

Общее среднее образование

Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. Обучаются школьники 6 дней в неделю совместно, дифференциация ведется лишь на уроках труда, а также на уроках физкультуры в старших классах. Количество часов в неделю – 30-36. В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом и получают аттестат о неполном среднем образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы полной школы) и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.

Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Сегодня лицейское образование развивается, прежде всего, в школах с физико-математическим уклоном, деятельность которых инициируется университетами и техническими ВУЗами. Обучение в российский лицеях длится с 1 по 11 класс, то есть все 10 лет учащиеся могут получать образование в рамках одного заведения.

Так сложилось, что понятие «гимназия» ассоциируется в сознании сегодняшних россиян с элитарностью, то есть с тем типом престижных учебных учреждений, где дети получают образование по критериям знатности, богатства, связей, где их подготавливают к работе на руководящих постах в дальнейшем. Многие считают, что такие дети составляют «элиту» современного общества, в основном, «элиту по крови». В результате нововведений в нашей стране, касательно образовательной сферы, в конце обучения выпускники гимназий сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку; в рамках школы обязательными выпускными экзаменами являются литература, математика, первый иностранный язык (как правило, английский) и 2 предмета по выбору, причем один из них можно сдать «заочно» в конце 10 класса, если в 11 классе этот предмет не преподается (например, география).

Школьная форма в России

Мода на нее пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. В то же время началось развитие женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Форма для девочек была утверждена на целых 60 лет позже мальчиковой – в 1894 году, и в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд: коричневые платья, фартуки и белые воротнички – именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. Для посещения гимназии было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых, «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука черного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника».

В середине 80-х годов произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета. Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года. Вот уже в течении двадцати лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят, кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах. Но не прошло и пятнадцати лет, как про школьную форму снова вспомнили. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы. В современной России нет единой школьной формы, как было раньше в СССР, но многие школы, лицеи, гимназии, имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому, или иному заведению, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.

Общего понятия – новая школьная форма в России – сегодня не существует. С тех пор, как она была отменена, единственным стандартом, которого придерживаются современные школьники, является исключение из одежды для школы моделей ярких тонов, вызывающих фасонов, что в первую очередь, характерно для девочек. В начале 2013 года Министерство образования и науки РФ в лице Министра образования Д. Ливанова объявило о принятии на территории государства школьной формы единого образца. Об этом было официально доложено на совещании Президенту В.В. Путину. Данное решение было принято не спонтанно. В прошлом году среди населения страны проводился социологический опрос относительно необходимости введения школьной формы в России. Большинство соотечественников (около 78%) ответило положительно.

Это должен быть простой комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды. Можно даже ввести несколько альтернативных вариантов школьной формы, чтобы дети имели возможность выбирать себе одежду по своему вкусу. Главное – чтобы форма была удобной, практичной и дешевой. Она должна быть сделана со вкусом и из натуральных высококачественных тканей. И по возможности, у каждого лицея, гимназии, школы – своя форма. В противном случае, у детей развивается культ одежды. А самое главное – чтобы она нравилась детям.

Глава 3. Аналитическая часть

По всеобще принятому утверждению, британская система образования напоминает пирамиду, где основание представляют собой младшие классы, в которых детям даются базовые знания по всему спектру предметов, середина – средняя школа, в которой небольшой набор обязательных предметов сочетается с предметами по выбору, то есть предметами наиболее интересными школьнику, а вершина – это предуниверситетская подготовка, которая включает глубокое изучение только небольшого числа предметов, которые станут специализацией студента в университете. Благодаря такому подходу в преподавании школьники уже в 10-13 классах получают достаточно глубокие знания в рамках своей будущей специальности и приобретают академические навыки, необходимые для учебы в вузе. Перевод в университет для британских школьников проходит безболезненно, практически не требуя адаптации ни в учебном процессе, ни в студенческом сообществе.

В этом и заключается основное отличие британской системы образования от российской, которую (по аналогии) можно представить в виде перевернутой пирамиды: вершина пирамиды с минимальным набором изучаемых предметов, которая соответствует начальной школе, оказывается внизу, а ее основание с максимальным набором предметов в старших классах – вверху.

Другое немаловажное отличие двух подходов в обучении – акцент на самостоятельную работу, лежащий в основе британского образования, и часто игнорируемый в российских учебных заведениях (как в школах, так и в вузах), где студенты получают информацию исключительно на уроках от учителя или в рамках лекционных курсов в университетах. Британские школьники с самых ранних лет ориентированы на самостоятельное получение информации, будь то анализ тематических работ в библиотеке, изучение источников в мультимедийном центре или работа над научным проектом. Такая методика обучения поддерживается в дальнейшем и в вузе.

В британских школах максимум практических навыков стремятся дать с самых младших классов. Естественные науки дети начинают изучать уже с 7-8 лет, но, конечно, на начальном этапе – без теории или даже без формул. Однако даже в этом возрасте ученики проводят опыты, получают химические вещества и знают об их практическом применении.

Проанализировав источники, мы выявили следующие факты:

Общее в системах образования России и Британии.

1. В России и Британии есть государственные, частные школы и школы-интернаты.

2. Предметы, включенные в Учебный план в России и Британии:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *