Чем отличается схожа психика человека и животных

Сравнение психики животных и человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности психики человека и животного

Психика – это форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, которая опосредована активным отражением признаков объективной реальности.

Безусловно, психика человека и животного имеют различия, причем значительные. Для человека характерна высшая форма психики – сознание.

В философии существует материалистическое и идеалистическое понимание психики:

С материалистической точки зрения психика будет вторичным явлением, производным от материи, потому что материя первична. Психика возникает на определенном этапе развития материи, что является доказательством её вторичности. Материализм понимает психику как свойство организованной материи – мозга.

С идеалистической точки зрения психика является проявлением нематериальной основы – идеи, поэтому она первична. Идеалисты считают, что психика не является продуктом и свойством живой материи.

Исследования организма человека и животного показали, что физиология того и другого почти полностью совпадают, но психическое устройство человека значительно отличается от животного. Человек наделен сознанием, которое не проявляется у животных. Сходство психики того и другого вида состоит в том, что общение и человека и животного происходит при помощи движений, мимики, прикосновений.

Поведение человека и животного усваивается в процессе жизнедеятельности, либо передается по наследству. Человеческая психология связана с воспитанием и обучением, поэтому достигает большего уровня развития. Обучением и воспитанием можно сознательно управлять.

Психика животного является его внутренним миром, охватывающим восприятие, мышление, память, намерения, сны. Специалисты включают сюда же элементы психического опыта – ощущения, образы, эмоции, инстинкты.

Готовые работы на аналогичную тему

Инстинкт – это врожденные поведенческие реакции, которые направлены на то, чтобы приспособиться к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей и человека и животного.

Инстинкты животного могут меняться на разных этапах его развития и характеризуются уже как навык – это действие, доведенное до автоматизма, механическая форма, основанная на инстинкте.

Инстинктивное поведение связано с интеллектом, под которым понимается совокупность умственных способностей человека и ряда высших животных. По мере развития интеллектуальной деятельности любой поступок приобретает вариантность.

«Разумное» поведение, связанное с объективными условиями действительности, это тоже часть интеллекта. У животных предпосылкой интеллекта является способность видеть пространственное соотношение предметов. Развитие двигательного аппарата оказывает влияние на развитие интеллекта, особенно важным является развитие руки и зрения.

Среди животных более разумными считаются дельфины, белые касатки, слоны. Их интеллектуальное поведение приспособлено к условиям окружающей среды.

У животных, по мнению специалистов, существует форма отражения сложных отношений между отдельными предметами.

По сравнению с человеком у животного не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Если регуляция поведения животного имеет цель приспособиться к окружающему миру, то для человека отражение мира – это процесс познания мира в связях и отношениях.

Психика животных

Наука о психике животных называется зоопсихология, и само это определение подразумевает её наличие.

Принимается это утверждение не всеми исследователями и доказательство они сводят к тому, что человек, в процессе своего развития приобрел особые качества, каких лишены животные. Другая группа исследователей считает, что животные тоже наделены психикой, развивавшейся в процессе эволюции.

Животные отличаются от человека не по отсутствию психики, а по её особенностям. Первопричиной психического отражения является поведение. Именно психика направляет активность организма в нужном направлении взаимодействия со средой обитания.

Психика помогает животному ориентироваться в окружающем мире и строить свои отношения с элементами среды. Классификация форм поведения животных своего развития достигла в начале XX века.

К основным формам поведения животных И.П. Павлов относил врожденные элементы поведения – ориентировочные, оборонительные, пищевые, половые, родительские и детские.

Г. Темброк все формы поведения разделил на группы:

Способны животные переживать как положительные, так и отрицательные эмоции, но не могут сочувствовать, сопереживать, испытывать наслаждение от красоты природы.

Мышление имеет тесную связь с речью, но у животных это сигналы по поводу своего эмоционального состояния.

Деятельность животного связана с биологической потребностью и остается в пределах природных инстинктов. Ограниченными являются и возможности психического отражения действительности, которая их окружает. Они не могут выполнять коллективных действий и не оказывают помощь друг другу. Правда, надо сказать что есть исключения, например, стайное поведение волков – они оказывают помощь друг другу при нападении на добычу. Такое же поведение наблюдается у шакалов и гиен.

В охоте на добычу реальную помощь оказывают львы, обеспечивая безопасность детенышей и самок.

Интерес вызывает поведение мелких млекопитающих – они образуют организованные колонии, что дает возможность успешно спасаться от хищников, суть заключается в том, выставленный дежурный при виде опасности издает резкий звук, предупреждая сородичей, таким образом, об опасности. Интересным фактом является то, что звук говорит о том, от кого исходит опасность. Таким образом, животные используют информацию, приобретенную ими в процессе жизнедеятельности.

У животных отсутствуют такие важные психологические процессы как усвоение общественного, коллективного опыта.

Психика человека

Психика человека состоит из отдельных подсистем, элементы которых очень изменчивы и иерархически организованы.

Системность, целостность и нерасчлененность являются основными её свойствами.

В психике человека выделяют:

Психические процессы происходят в голове человека и подразделяются на познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Если познавательные психические процессы преобразуют информацию и обеспечивают отражение мира, то регулятивные процессы обеспечивают направленность, интенсивность. Это процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, волевые процессы и процессы контроля.

Переработка информации, избирательность отражения и запоминания обеспечиваются вниманием.

Люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, что обеспечивается коммуникативными процессами.

Для психики характерны свойства с индивидуальной мерой выраженности – это темперамент, характер, способности.

Психика человека характеризуется психическим состоянием, которое может быть эмоциональным, вызванным радостью, печалью, тревогой, связанным с активностью или пассивностью.

Тоническое психическое состояние возникает во время бодрости или угнетенности.

Все психические состояния связаны между собой и могут переходить из одного в другое.

Только для человека характерен такой уникальный психический процесс как символизация – это замещение одних образов другими, имеющими отдаленное сходство с первичными.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, им осознаются. У каждого человека кроме сознания есть ещё и бессознательное, т.е. первоначальный уровень психики. Представлено оно в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

Человек, таким образом человек является социально-природным существом и похожим на животных, и отличным от них. Природное и социальное начало в его жизни сочетаются друг с другом.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 30 10 2021

Чем отличается схожа психика человека и животных. Смотреть фото Чем отличается схожа психика человека и животных. Смотреть картинку Чем отличается схожа психика человека и животных. Картинка про Чем отличается схожа психика человека и животных. Фото Чем отличается схожа психика человека и животных

Валентина Николаевна Норина

Источник

5.4. Сходство и различие психики человека и животных.

Естественно возникает вопрос о том, в какой мере существует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.

Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функ-ционировать предметное сознание, содержание которого определяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.

Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мышление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшейся проблемной ситуации.

альным действиям у высших животных является лишь потенциальной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.

И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается био-логическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, существования и передачи общественно-исторического и индивидуального опыта.

Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные моральные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формируется нравственный облик личности, связанный с переживанием чувства долга и совести перед людьми и перед самим собой.

Сходными у человека и у животных являются естествен-ные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с естественными потребностями, существуют духовные потребно-сти, благодаря которым человек обретает свободу и независимость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям.

своем телесном благополучии.

7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и имеет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознательно поставленной цели.

Таким образом, в психике человека и животных имеется много сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика животных обусловлена исключительно природными условиями существования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только телесное существование человека, но и духовное, нравственное бытие, которое является достоянием только человека. Но духовное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осуществляется под влиянием целенаправленного воспитания, которое происходит в семье, школе и в обществе.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1982. Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 11. М., 1983.

Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.

Источник

Сходство и различие психики человека и животных

Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психи-кой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антро-пологизация психики животных широко применялась как в пси-хологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.

Естественно возникает вопрос о том, в какой мере суще-ствует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.

1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психи-ки: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свой-ства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зритель-ные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функ-ционировать предметное сознание, содержание которого оп-ределяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.

2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мыш-ление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшей-ся проблемной ситуации. Однако способность к интеллекту-

1 Выготский С.Л. Проблемы общей психологии. Мысль и слово. Собр. соч., Т.2. М., 1982, с. 311.

альным действиям у высших животных является лишь потенциаль-ной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.

4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается био-логическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специ-ального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, суще-ствования и передачи общественно-исторического и индивиду-ального опыта.

5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные мораль-ные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формирует-ся нравственный облик личности, связанный с переживанием чув-ства долга и совести перед людьми и перед самим собой.

6. Сходными у человека и у животных являются естествен-ные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с ес-тественными потребностями, существуют духовные потребно-сти, благодаря которым человек обретает свободу и независи-мость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о

своем телесном благополучии.

7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и име-ет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознатель-но поставленной цели.

Таким образом, в психике человека и животных имеется мно-го сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика жи-вотных обусловлена исключительно природными условиями су-ществования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только теле-сное существование человека, но и духовное, нравственное бы-тие, которое является достоянием только человека. Но духов-ное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осу-ществляется под влиянием целенаправленного воспитания, ко-торое происходит в семье, школе и в обществе.

Литература Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1982. Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 11. М., 1983. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Титченер Э. Учебник психологии. М., 1914. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

Источник

Сравнение психики животных и человека

Отличие психики человека от психики животного

Сравнение психики животных с человеческим позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые ею акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработано человечеством в течение тысячелетий и которого она никогда не воспринимала непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, aie ни одно животное не может создать орудия труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека является четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подченено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

15. Проблемыа антропогенеза в психологии.

Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных, — сознание человека.

Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение человека к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики.

По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуя над нею, стал, превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама деятельность его становилась все более сознательной: направленная в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная на определенные результаты — на производство определенного продукта, — требовал предвидения. Необходимое для труда, оно в труде и формировалось.

Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, «инстинктивного» в своей основе поведения животных.

Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.

Данные современной науки исключают возможность происхождения человека от одной из современных пород человекоподобных обезьян, но определенно указывают на общность их происхождения.

В процессе очеловечения, в филогенезе человека решающее значение имело опять-таки изменение образа жизни прачеловека: отдаленный предок человека спустился с деревьев на землю.

Развитие руки как органа труда было вместе с тем и ее развитием как органа познания. Многообразные прикосновения в процессе труда стимулировали чувствительность руки и, отражаясь на строении периферических рецепторных аппаратов, привели к усовершенствованию осязания. В процессе активного ощупывания предмета рука начинает дифференцировать различные чувственные качества как признаки и свойства обрабатываемых человеком предметов.

Развитие трудовой деятельности привело также к развитию более совершенных, более тонких и лучше координированных движений, совершаемых под контролем высших чувств, главным образом зрения: для труда потребовалась все более совершенная координация движений и в процессе труда она развивалась.

Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений — с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшийся характер деятельности человека и соответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т. е. так называемые проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи.

Так развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения, а развитие его строения обусловило в свою очередь возможность появления и развития новых, все более сложных функций, как двигательных, так и сенсорных, как практических, так и познавательных.

Вслед за трудом и рядом с ним возникшая в совместной трудовой деятельности речь явилась существеннейшим стимулом развития человеческого мозга и сознания.

Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие его мозга создало новые возможности для развития его сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия на окружавшую его природу все новые стороны ее.

Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человечеством опыт из поколения в поколение, с другой стороны, эта передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи. Для общественного труда необходимо было общественное, материализованное в речи сознание. Необходимое для общественного труда, оно в процессе общественного труда и развивалось (см. главу о речи).

Становление человека было длительным процессом. Древнейшим представителем человечества и в то же время по своему физическому типу переходной формой от обезьяны к человеку является яванский питекантроп; питекантропу уже свойственно было прямохождение при действиях верхними конечностями, свободными от функций локомоции при передвижении по земле. Точно неизвестно, изготовляли ли питекантропы орудия, но можно предполагать, что они уже перешли эту грань. С несомненностью установлено употребление орудий у синантропов.

Синантропы по уровню развития культуры стояли довольно высоко: это были несомненно общественные существа с общественным способом охоты и поддержания огня. Череп синантропов еще очень схож с черепом питекантропа; в некоторых отношениях он даже более примитивен (например, по особенностям височной кости), но мозговая коробка более объемиста.

К кругу обезьянолюдей причисляют (или выделяют в отдельный вид) ещегейдельбергского человека, известного только по одной нижней челюсти.

В то время как синантропы жили в первую половину четвертичного периода, общая длительность которого исчисляется примерно в один миллион лет, гейдельбержцыжили во вторую межледниковую (миндельрисскую) эпоху, около 400 тысяч лет назад. В их время каменные орудия в Европе имели тип орудий ашельской культуры, предшествовавшей культуре мустьерской.

Носителями мустьерской культуры были неандертальцы, которые являются потомками обезьянолюдей, или людей эпохи аморфной стадии индустрии и эпохи раннего палеолита. Первая находка человека подобного типа была сделана на склоне горы Гибралтар в 1848 г. Неандертальцы — представители древнего человеческого типа, предшествовавшего типу современного человека и являвшегося предком последнего.

Палестинские неандертальцы обнаруживают удивительное сочетание особенностей неандертальцев (например, надглазничный валик) с особенностями типа современного человека (например, явственно выраженный, хотя еще и не сильно развитый, подбородочный выступ): этих неандертальцев можно вполне считать переходной формой между собственно неандертальцами и ископаемыми людьми современного типа (кроманьонцами и т. п.).

Неандертальцы преобразовались в более высокоразвитого человека позднего палеолита: уже люди ориньякской эпохи обладают всеми основными чертами строения современного человека.

Развитие внешнего облика, самой природы человека шло в связи с развитием общественного труда, с развитием техники изготовления и применения орудий, с развитием общества. В процессе общественно-производственной деятельности людей, благодаря которой они изменяют окружающую их природу, изменяется и их собственная природа. Изменяется их природа — и физическая, и психическая. Совершенствуется рука, способная создавать более тонкие и разнообразные орудия, например резцы, с помощью которых кроманьонские мастера создавали свои первые оригинальные произведения примитивного искусства. Совершенствуется глаз, способный любоваться этими произведениями искусства, развивается головной мозг. Словом, из Homo neandertalensis формируется Homo sapiens — человек с теми морфологическими чертами, которые в основном характеризуют современных людей, и это уже подлинная история со сменой эпох, которые недаром обозначают как каменный, медный, бронзовый, железный век. За ними следуют уже исторические времена, определяемые историческими датами, хронологией.

16. Совместная деятельность людей и возникновение сознания

Созданные людьми орудия являются материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт другому в виде операций, действий, деятельности.

В трудовой деятельности внимание человека устремлено на создаваемое орудие и на собственную деятельность. Деятельность отдельного человека включена в деятельность всего общества, поэтому деятельность человека направляется на удовлетворение общественных потребностей. Деятельность человека становится сознательной деятельностью.

На ранних этапах общественного развития мышление людей имеет ограниченный характер в соответствии с еще низким уровнем общественной практики людей.

Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою собственную природу. Например под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга.

У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу. Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

Труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой.

Деятельность требует помощи и участия других людей, т. е. приобретает характер совместной деятельности. Она развивает у человека коллективизм, организованность, умение связать свои интересы с интересами общества.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

17. Понятие высшие психические функции Выготский

Л. С. Выготский: выделял натуральные, природные функции (они непроизвольны) и психические, присущие только человеку. Для приспособления к жизни общества человеку необходимо овладение социально-культурным опытом. Специфика человеческой психики и поведения состоит в том, что они опосредованы культурно-историческим опытом. В естественно протекающие психические процессы и поведенческие функции вклиниваются элементы общественно-исторического опыта, тем самым преобразуя их. Они становятся высшими психическими функциями. Естественная форма поведения преобразуется в культурную.

Основные свойства ВПФ:

• социальны по существу, не нужны отдельному человеку, разделены между людьми (функция слова).

• опосредованны по характеру. Людей соединяют речевые знаки. ВПФ появляется дважды: на уровне внешних средств и как внутренний процесс.

• системны по своему строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; ВПФ взаимосвязаны, не возникают по отдельности).

Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы.

При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов.

18. Психофизическая проблема

в широком смысле — вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком — о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. Мысль о зависимости психики (См. Психика) (душевных проявлений) от внешней природы и от жизни тела обосновывалась ещё в древнегреческой натурфилософии. Особую разработку П. п. получила в новое время, когда в философии 17 в. сложилась механистическая картина мира и психические явления стали рассматриваться в качестве неотделимых от тела и подчинённых единым для всего мироздания законам. В 17 в. возникли два варианта решения П. п., оказавшие большое влияние на последующую философскую и научную мысль, — психофизическое взаимодействие (Р. Декарт) и психофизический параллелизм (Г. Лейбниц). Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т.д.), с другой — способно воздействовать на него (например, при волевом усилии). Это учение о взаимодействии психического и физического было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания и мозга, как с идеалистических (Лейбниц, Н. Мальбранш), так и с материалистических (Д. Гартли) позиций. Идее взаимодействия был противопоставлен принцип параллельного протекания психических и физических процессов. Он приобрёл большую популярность в 19 в., когда открытие закона сохранения энергии сделало невозможным представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понять психику как активный фактор регуляции жизненных процессов. Это требование получило ложное преломление в новых вариантах психофизического взаимодействия (У. Джемс). В конце 19 — начале 20 вв. распространилась махистская трактовка П. п. (см. Махизм), согласно которой душа и тело «построены» из одних и тех же «элементов» (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов — физиологических и психических, а о различных «комплексах ощущений». Эта идеалистическая концепция была подвергнута критике В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Диалектический материализм решает П. п. на основе понимания психики как активного отображения реальности, возникающего в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых систем с внешним миром. Будучи неотделимо от этого процесса, психическое выполняет по отношению к нему регулирующую функцию.

19. Психофизиологическая проблема

Как соотносятся физиологические и психические процессы? Как из простой физиологии образуется психика, душа человека?

У современной науки нет сомнений насчет того, что между психикой и мозгом существует определенная взаимосвязь: мозг является как бы сосудом, вмещающим нашу душу. Однако и в наши дни продолжает обсуждаться проблема, известная с конца девятнадцатого века как психофизиологическая проблема.

Во многом психофизиологическая проблема носит скорее методологический характер для науки. То или иное ее решение проливает свет на фундаментальные методологические вопросы: каков предмет психологии, каковы способы научного объяснения, этические проблемы и т.д.

Другое «решение» в философии известно как принцип психофизиологического параллелизма. Суть его состоит в утверждении невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами.

20. Структура сознания (по А.Н. Леонтьев)

Продолжая изучать структуру индивидуального сознания, Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл.

Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.

В значениях обобщается, кристаллизуется и, тем самым, сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека. в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой».

Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл.

Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в словах как раз и связаны с различием между личностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера».

Термин «смысловой барьер» ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невосприимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выяснилось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя.

Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смысловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барьер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают восприниматься. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох».

Все эти компоненты вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

21. Психология Мотивации

Мотивация (англ. motive — повод, мотив, побуждение). Мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность. По психологическим критериям различают 3 класса мотивирующих факторов: 1. Потребности и инстинкты как источники психической активности; 2. Мотивы, определяющие направленность поведения, деятельности; 3. Эмоции, субъективные переживания (стремления, желания и т.п.) и установки, осуществляющие регуляцию поведения. В формировании деятельности человека участвуют одновременно несколько мотивов, из которых один является ведущим, а остальные — подчиненными, второстепенными, которые могут играть роль в дополнительной ее стимуляции. Ведущие мотивы определяют субъективный личностный смысл деятельности человека. Одновременное сосуществование в деятельности нескольких мотивов характеризуется сложными взаимоотношениями между ними — антагонистическими и синергическими. От мотивов существенно отличается мотивировка — объяснение своих действий, поступков. Мотивировка может не совпадать с мотивами и даже целенаправленно искажать их. Различают М. низшую (безусловную, биологическую, первичную) и высшую (социальную, идеальную, сложную). Первая обусловлена вещественными предметами, соответствующими элементарным потребностям человека, вторая — социальными факторами.

22. Методы Психологии

НАБЛЮДЕНИЕ Способ работы, при коем психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Один из основных методов эмпирических исследования психологического, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений психических для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Невмешательство — важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства —объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым — не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Недостаток метода наблюдения — значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ (метод самонаблюдения) — стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления — переживания, мысли, чувства и пр. Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет — описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих — в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете.

ОПРОС — метод психологического изучения, в ходе коего людям задаются вопросы, на базе ответов на которые делаются выводы о психологии опрошенных. АНКЕТА — Методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации — средство опроса..ИНТЕРВЬЮ — в психологии — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различаются два вида интервью:1) интервью свободные — не регламентированные темой и формой беседы;2) интервью стандартизованные — по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами В ходе беседыинтервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций:1) респондент — (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;2) респонденту недостает информации о причинах своего действия;3) интервью ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Конкретная ситуация определяет применение разных методов интервьюирования. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента при поиске нужной информации. Примеры таких методов — интервью клиническое и интервью диагностическое.

ТЕСТ — система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида — объекта наблюдения. Тесты весьма разнообразны. Есть множество их классификаций по различным основаниям — в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения: 1) по предмету тестирования — качеству, оцениваемому тестом — различаются тесты интеллекта, тесты личностные и тесты межличностные;2) по особенностям используемых задач — различаются тесты практические, тесты образные и тесты словесные;3) по характеру материала для испытуемых — различаются тесты бланковые и тесты аппаратурные;4) по объекту оценивания — различаются тесты процессуальные, тесты достижений, тесты способностей, тесты состояний и свойств.Характеристика теста — к таковым относятся: адаптированность социокультурная, валидность, достоверность, надежность, однозначность, сопоставимость, стандартизованность, точность. Кроме требований к собственно тестам, существуют определенные строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов.

ЭКСПЕРИМЕНТ —Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи — корреляции — между переменными. Разделяются планы проведения эксперимента:1) традиционные — когда меняется лишь одна переменная независимая;2) факторные — когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство — возможность оценки взаимодействия факторов — изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой.

МОДЕЛИРОВАНИЕ — в психологии — исследование процессов и состояний психических с помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ— 1. Построение моделей протекания некоих психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.2. Воссоздание деятельности психической в лабораторных условиях для исследования ее структуры. Выполняется путем предоставления испытуемому различных средств, кои могут включаться в структуру деятельности. В качестве таких средств наряду с прочим применяются различные тренажеры, макеты, схемы, карты, видеоматериал.

МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ — в психологии — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности Их использование предполагает получение информации, источники коей — методики автобиографические (опросники, интервью, тесты, автобиографии спонтанные и спровоцированные), свидетельства очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *