Чем отличается романтизм и реализм

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

Основные характеристики романтизма

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

Романтизм, который возник в конце 18 века в Германии, бросил вызов рационализму эпохи Просвещения и классицизму, а также поставил во главе искусства индивидуализм личности, её чувства и борьбу за свободу, ради которой герой способен даже погибнуть.

Характерен для романтизма интерес к быту и фольклору собственного народа, к особенностям иных культур. Эта особенность ярко выражена в творчестве французского писателя Проспера Мериме, который позже стал ярким представителем критического реализма. У немцев это необыкновенно ярко и живо находит свое отражение в произведениях Эрнста Гофмана, чей мир наполнен немецкими сказками, которые автор вывел на уровень своеобразного культурного бренда.

Также отличие романтизма заключается в ином взгляде на религиозный культ, истинной религией провозглашаются чувства и любовь, открытость человека возвышенным идеалам.

В Англии романтизм проявился как стремление к простой и ясной выразительности чувств

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

в литературе, противопоставление естественного и искреннего жесткой иерархии буржуазного общества. Лорд Джордж Байрон — один из самых зрелых и известных поэтов-романтиков, представляет в своих сюжетах человека, взгляды, мысли и чувства которого разительно контрастируют с окружающей действительности, и бросают ей смелый вызов. Его персонажи всегда бунтари, выступающие против буржуазной лицемерной морали, они сами себе мерило и судьи.

В России жемчужиной романтизма является «Мцыри» Михаила Лермонтова. Действие поэмы разворачивается в необычном месте, а романтический герой — таинственная, страдающая личность, жизнь которой находится во власти злого рока, умирающая в результате отказа от свободы.

К основным характеристикам романтизма можно отнести:

Тематика и герои реализма

На смену романтизму в 30-ых годах 19 века начал приходить реализм. В центре сюжета произведения стоит личность, которая является прямым продолжением своей эпохи и социального слоя.

В этом жанре нет сравнения писателя со своим героем, скорее сам автор делает персонажа предметом пристального изучения, не всегда разделяя его ценности и взгляды и не идеализируя его. Не существует идеальной личности реализма.

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

В произведениях меньше открытого антагонизма, персонаж не так откровенно борется с окружающей его действительностью, она скорее становится контекстом, обуславливающем его поведение. Реалистическим персонажем зачастую становится человек самый обычный и неприметный, а место действия — среда совершенно обыкновенная. Однако это не мешает реализму показать всю сложность человеческих переживаний, индивидуальность и ценность опыта каждого человека.

Родиной реализма считается Франция, где в преддверии и на почве буржуазно-демократической революции остро возникла потребность в реалистичной оценке действительности, стремлению к объективности и восприятию аспектов жизни такими, какие они есть.

При этом следует отметить многообразие, царившее внутри этого течения. Французы Мериме, Стендаль и Бальзак в равной мере стремились найти объективные ответы на основные вопросы своей эпохи, но каждый из них имел собственный подход.

Мериме и Стендаль, отличающиеся остаточным романтизмом, помещают в центр сюжета, который продиктован типичными для своего времени обстоятельствами, личность нестандартную, противопоставляемую миру с его правилами. При этом Бальзак часто делает своих героев типичными выходцами буржуазного класса, со всеми его особенностями и недостатками.

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

В России расцвет реализма пришелся на вторую половину 19 века. Первым русским реалистическим романом считается «Евгений Онегин» Пушкина. Это произведение в стихотворной форме можно считать эталоном реализма, скрупулёзно отображающим эпоху, её нрав и типичные портреты. Герой романа стал своего рода собирательным образом молодого человека 18 века из дворянского сословия.

Отличительные черты реализма:

Сравнительный анализ

Между романтизмом и реализмом немало общего. В обоих течениях основными темами является внутренний мир человека, провозглашается его сложность и исключительность. В центре сюжета часто стоит конфликт личности и общества. Но и есть и существенные отличия. Чтобы лучше раскрыть тему «Герои романтизма и реализма: сходства и различия», следует заполнить сравнительную таблицу:

РомантизмРеализм
Герой автономен по отношению к обществуГероя невозможно рассматривать вне его среды, даже противостоя обществу, он является его порождением и квинтэссенцией
Конфликт с окружением всегда активен, сравним с бунтом и часто заканчивается трагическиКонфликт с обществом не всегда разрешается однозначно, его результатом бывает подчинение героя общественному влиянию
Частое отождествление личности автора и герояАвтор стоит над своим героем, который является объектом исследования
Личность героя является цельной и сформированной. Меняется не герой, а обстоятельства вокруг негоГерой всегда в развитии, его черты не сформированы до конца
Подчёркнутая исключительность окружающих обстоятельств, внешности герояЧасто обстоятельства подчеркнуто заурядны, как и физические характеристики героя

На переломе 18 и 19 веков произошло множество социальных и культурных событий, некоторые из которых были настоящим потрясением общественного сознания, поэтому неудивительно, что это время подарило миру 2 таких мощных течения, как романтизм и реализм, каждое из которых влияло на другое.

Источник

Сходства и различия литературных героев романтизма и реализма

В литературе существует всего шесть направлений, и в классической основными считаются два: реализм и романтизм. Первый пришёл на смену второму во второй половине XIX века и надолго закрепился, как главенствующее направление в русской литературе. Так как смена «поколений» происходила постепенно, можно заметить, что эти два течения имеют много не только отличных, но и близких черт. А сходства и различия героев романтизма и реализма — довольно объёмная тема.

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

Сравнительный анализ литературных течений

Оба направления богаты на великие произведения, однако стоит заметить, что «реализма» в литературе значительно больше, так как это течение актуально уже более двухсот лет: с самого его возникновения и по сегодняшний день реализм востребован и среди писателей, и среди читателей. Это течение ближе к людям, ведь оно отображает реальность, то, что видит и переживает каждый живой человек. Но образованному человеку никак нельзя забывать про романтизм, так как он также скрывает в себе многие действительно важные вещи.

Основные произведения романтизма

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

Направление с названием «романтизм» пришло на смену классицизму и делило в своё время место с сентиментализмом. Всё это происходило на стыке XVIII и XIX века. Наиболее яркими представителями в русской литературе являются: В. А. Жуковский, ранние М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин, в мировой — Г. Гейне, Дж. Байрон, В. Гюго, А. Дюма, Э. Т. А. Гофман и А. Мицкевич. Соответственно, основные произведения принадлежат перу именно этих авторов.

Среди русской классики стоит выделить следующее:

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

Проанализировав список ключевых произведений русского романтизма, можно заметить, что в большинстве своём это вещи лирического жанра. Действительно, среди романтизма наиболее востребована была поэзия и что-то близкое к ней. Проза и эпос всё-таки ближе реализму. Именно поэтому конец XVIII и начало XIX вв. — это годы расцвета поэзии, её всеми признанный золотой век.

Герои романтики и реалисты

В целом персонажи остались приблизительно похожими, однако добавились многие новые аспекты, например, глубокая проработка психологии и внутреннего мира. Идеальная личность реализма во многом схожа с тем же Чацким, это всё тот же выбившийся из общего мира герой, который, пойдя против всех, «организовал» новый тип человечества. Чем же это, например, не Базаров или Штольц?

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

В общем, можно сделать вывод, что характеристики героев реализма и романтизма, хотя и достаточно разнятся во многом, в чём-то сильно близки. Можно ли сказать, что реализм это более усовершенствованный романтизм? В принципе да, так как многие вещи романтизма со временем устарели или просто были переосмыслены и в итоге превратились в то, что люди назвали реализмом.

Но их сходства и различия по большому счёту не имеют значения, так как классическая литература нетленна вся — и «Горе от ума», и «Война и мир» будут актуальны всё то время, что ещё будет существовать человечество.

Источник

Реализм: характерные особенности (подробный анализ). Отличия реализма от романтизма

Самые яркие литературные направления, которые достигли своего расцвета в русской литературе в 19 веке, имеющие одинаково большое число последователей, яро спорящих друг с другом, — это романтизм и реализм. Противоположные по своей сути, тем не менее нельзя сказать, что одно бесспорно лучше другого. Они оба являются неотъемлемой частью литературы.

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

Романтизм

Романтизм как литературное направление появился в Германии в 18-19 вв. Он быстро завоевал любовь в литературных кругах Европы и Америки. Наибольшего расцвета романтизм достиг в первой половине 19 века.

Главное место в романтических произведениях отведено личности, которая раскрывается через конфликт героя и общества. Поспособствовала распространению этого течения Великая французская революция. Таким образом, романтизм стал ответной реакцией общества на появление идей, прославляющих разум, науку.

Такие просветительские идеи казались его приверженцам проявлением эгоизма, бессердечия. Конечно, похожее недовольство было и в сентиментализме, но именно в романтизме оно выражено наиболее ярко.

Романтизм противопоставлялся классицизму. Теперь авторам предоставлялась полная свобода творчества, в отличие от рамок, свойственных классическим произведениям. Литературный язык, которым писались романтические произведения, был прост, понятен каждому читателю, в противоположность витиеватым, чересчур благородным классическим произведениям.

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

Особенности романтизма

Реализм

Реализм — это литературное направление, в котором писатели стремились как можно правдивее отразить в своих произведениях действительность. Но это очень непростая задача, потому что само определение «правды», видение действительности у каждого своё. Часто бывало и так, что в стремлении писать только правду писателю приходилось писать вещи, которые могли противоречить его убеждениям.

Никто точно не может сказать, когда появилось это направление, но оно считается одним из наиболее ранних течений. Его особенности зависят от конкретной исторической эпохи, в которую его рассматривают. Поэтому главной отличительной особенностью является точное отражение действительности.

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

Реализм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.
Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.

Просвещение

Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи. В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции. Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи — это воплощение разума, а отрицательные — нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.

В этот период реализма появляются его подвиды:

То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

Сходства

Каковы же сходства реалистических и романтических персонажей? Несмотря на огромное количество отличий, реализм и романтизм не являются противопоставлением друг другу. Поэтому писатели-реалисты использовали приемы романтизма для раскрытия своих персонажей, а так же продолжали поднимать сходные проблемы.

В первую очередь, речь идет о конфликте свободы и обусловленной необходимости. Однако если в романтизме для героя свобода является исключительной ценностью, стоящей выше самой жизни, то в реализме решение этой проблемы не столь однозначно. Более того, персонажи обоих литературных направлений глубоко индивидуальны. Таким образом, несмотря на типизацию реалистических персонажей, героев романтизма и реализма объединяет уникальность личности. Среди сходств так же можно назвать то, что в центре повествования обоих направлений стоит конфликт между героем и окружающим его обществом.

Романтизм и реализм в русской литературе 19 века (кратко)

Эти направления не обошли стороной и Россию. Романтизм и реализм в литературе 19 века в России вступают в борьбу, которая проходит в несколько стадий:

Появление романтизма в России было обусловлено победой в войне 1812 г., вызвавшей большой общественный подъём. Конечно, романтизм не мог не проникнуться идеями декабристов о свободе, что создало поистине уникальные произведения, в которых отражено внутреннее состояние всего русского народа. Самыми яркими, известными представителями романтизма являются А. С. Пушкин (стихотворения, написанные в лицеистский период и «южная» лирика), М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов (ранние произведения).

В 30-х годах набирает силу реализм, когда писатели отражали происходящую действительность изящным, понятным языком, точно и тонко подмечали человеческие и общественные пороки и иронизировали над ними. Основоположником этого направления считается А. С. Пушкин («Евгений Онегин», «Повести Белкина»), в одном ряду с которым находятся не менее талантливые мастера пера, такие как Н. В. Гоголь («Мёртвые души»), И. С. Тургенев («Дворянское гнездо», «Отцы и дети»), Л. Н. Толстой (великое произведение «Война и мир», «Анна Каренина»), Ф. М. Достоевский («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»). И невозможно не написать про гения коротких, но удивительно живых рассказов и пьес А. П. Чехова.

Романтизм и реализм — это больше, чем литературные направления, это — образ мышления, образ жизни. Благодаря великим писателям можно перенестись в ту эпоху, окунуться в ту атмосферу, которая царила в то время. «Золотой век» в русской литературе подарил всему миру гениальные произведения, которые хочется читать снова и снова.

Литературные направления в таблицах

Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

Смотри также:

Источник

Романтизм и реализм. Их связь и отличия

Рассмотрение основных направлений изобразительного искусства начала 19 века. Характеристика реализма и романтизма, их сравнительная характеристика и основные отличия. Изучение идеологии романтизма и реализма как формы эстетического познания истории.

РубрикаКультура и искусство
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления10.11.2014
Размер файла537,2 K

Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть фото Чем отличается романтизм и реализм. Смотреть картинку Чем отличается романтизм и реализм. Картинка про Чем отличается романтизм и реализм. Фото Чем отличается романтизм и реализм

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования города Москвы

Северо-Западное окружение управление образования

Департамента образования Москвы

ГОУ ЦО «Школа Здоровья» №1425

По предмету: Мировая художественная культура

Тема: Романтизм и реализм. Их связь и отличия

Автор: ученик 9 «А» класса

1. Основные направления изобразительного искусства начала XIX

2. Романтизм и реализм как формы эстетического познания истории

изобразительный реализм романтизм эстетический

Знаменитый французский живописец Эжен Делакруа, лидер романтизма, утверждал, что искусство «даёт только намёк, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя».

1. Основные направления изобразительного искусства начала XIX века

В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основные концепции. Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени.

Представители другой точки зрения на реализм ограничивают его историю определенными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. В этом случае начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, либо к 18 в., к эпохе Просвещения. Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме 19 в., его следующий этап представляет в 20 в. социалистический реализм, трактующий жизненные явления с позиций социалистического мировоззрения.

Какой бы точки зрения не придерживаться и как бы не связывать их друг с другом, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляющимся в характере стилистических форм и приёмов.

Реализм Мазаччо и Пьеро делла Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж. П. Давида и О. Домье, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства.

При этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности, которая в данных, исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Реализму свойственна убеждённость в познаваемости существующих черт объективного реального мира средствами искусства.

Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира. В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений.

Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка «форм самой жизни», а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления. Самые различные условные, а порой и отвлеченные, приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и мн. др.), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах. Не следует забывать и о присущих каждому из искусств специфических условностях в воспроизведении действительности, обусловленных характером технических средств, не являющихся полностью материально адекватными формам самой жизни (холст, краска и т. п. в живописи, камень, дерево в скульптуре и т. п.).

Художественная правда включает в себя 2 стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существующих сторон жизни и истинность эстетической оценки, т. е. соответствие присущего данному произведению искусства общественно-эстетического идеала таящимся в действительности объективным возможностям поступательного развития. Это то, что, можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. Наиболее глубоких и художественно-гармоничных результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетической истины находятся в органическом единстве (например, в портретах Тициана и Рембрандта, исторической живописи Д. Веласкеса, поэзии А. С. Пушкина, романах Л. Н. Толстого и др.).

Художник-реалист в своих произведениях является не просто летописцем жизни, выносит, как говорил Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится основа «тенденциозности» реализма. Там, где художественная тенденция не вытекает «из обстановки и действия», а привносится в произведение извне, возникает чуждый реализму дидактизм или внешняя декларативность. С проблемой идеала в реалистическом искусстве тесно связан и вызывающий острые споры вопрос о соотношении реализма и романтизма. Не отрицая наличия особого романтического художественного метода, следует подчеркнуть, что черты романтизма являются отнюдь не чем-то противоположным реализму, но зачастую становятся неотъемлемым качеством реалистического произведения. Следует отметить также, что и романтизму порой бывают не чужды реалистические тенденции и черты.

В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого даёт возможность создать картину реально зримых форм предметного мира, реализм в широком смысле является издавна присущим этому виду искусства объективным художественным свойством. Однако реализм в различные исторические эпохи приобретает конкретно-исторические специфические черты, обусловленные уровнем развития общественного и художественного сознания, а порой и облекается в различные стилистические формы (Первобытное искусство, Античное искусство, Возрождение и др.). В более узком смысле термин «реализм» (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине 19 в.) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим в 17-18 вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме 19 в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки.

Его развитие во многом связано с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин. Впервые сложившаяся в искусстве Голландии 17 в. эта форма реализма получила развитие в эпоху Просвещения в творчестве художников, связанных с «третьим сословием» (Ж. Б. С Шарден, Ж. А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании и др.). Вместе с тем реализм в искусстве 18-19 вв. часто проявляется в реалистических тенденциях, присущих другим художественным направлениям. Интерес к современным общественным событиям, к человеку со свойственными ему социальными и индивидуальными особенностями проявляется в искусстве классицизма (Ж. Л. Давид во Франции). Особое место в становлении реалистического метода занимает творчество Ф. Гойи, прокладывающее новые пути беспощадному анализу и вскрытию социальных противоречий. Гойя стал одним из основоположников открыто обличительного искусства 19 в.

В России в 1-й пол. 19 в. тенденции реализма присущи портретам К. П. Брюллова, О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Венецианова, пейзажам С. Ф. Щедрина. Сознательное следование принципам реализма, завершившееся преодолением академической системы (Академизм), присуще творчеству А. А. Иванова, сочетавшего пристальное изучение натуры с тяготением к глубоким социально-филосовским обобщениям. Жанровые сцены П. А. Федотова повествуют о жизни «маленького человека» в условиях крепостнической России. Свойственный им порой обличительный пафос определяет место Федотова как родоначальника русского демократического реализма.

С 1840-х гг. процесс сложения демократической по направленности реализма шёл повсеместно. В Германии и Австрии он был предвосхищен работами мастеров бидермейера, поэтизировавшими обыденный уклад жизни простых людей. Его зарождение, во многом связанное с революционным и национально-освободительным движением, наблюдается в творчестве многих представителей романтизма (П. Михаловский в Польше, Й. Манес в Чехии и др.). Ко 2-й половине 19 в. демократизм реализма достигает зрелости, развившись во всём многообразии национальных и стилистических вариантов.

Всем им, однако, присущи общие черты: конкретная достоверность в воспроизведении действительности, утверждение эстетической ценности народной жизни, открытая демократическая социальная направленность художественного идеала. Крупнейшим представителем демократического реализма в середине 19 в. был Г. Курбе, демонстративно назвавший свою программную выставку 1855 «Павильон реализма». В разной степени и в разнообразных художественных манерах он проявился в работах Ж. Ф. Милле, Э. Мане и О. Родена во Франции, К. Менье в Бельгии, А, Менцеля и В. Лейбля в Германии, М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США и др. Важнейшие завоевания в реалистической передаче живой природы, утверждение художественной ценности динамичной повседневной жизни города свойственны творчеству французских импрессионистов (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей).

Спирть Пикадора ( 1811)

Гойя Франсиско. Обнаженная Маха

Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая индивидуальность, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения «мировой скорби» сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к «бесконечному», с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов.

Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип «романтической иронии». Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Проникая в глубины духовной жизни человека, литература и искусство романтизма одновременно переносили это острое ощущение характерного, самобытного, неповторимого на судьбы наций и народов, на саму историческую действительность.

Громадные социальные сдвиги, совершившиеся на глазах романтиков, сделали наглядно-зримым поступательный ход истории. В своих лучших произведениях романтизм поднимается до создания символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов современности.

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное.

Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства.

Романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в 19 в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений. Также впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (например, во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.

Наиболее последовательная школа романтизма сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлечённым рационализмом позднего академического классицизма. Выражая протест против угнетения и реакции, многие представители французского романтизма прямо или косвенно оказались связанными с социальными движениями 1-й половины 19 в. и нередко поднимались до подлинной революционности, что и определило действенный, публицистический характер романтизма во Франции. Французские художники реформируют живописно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, тёплых и холодных тонов, прибегают к сверкающей и лёгкой, нередко обобщённой манере письма.

В творчестве многих французских романтиков проявились и консервативные тенденции романтизма (идеализация, индивидуализм восприятия, переходящие в трагическую безысходность, апологию средневековья и т. п.), приводившие к религиозной аффектации и открытому прославлению монархии (Э. Девериа, А. Шеффер и др.). Отдельные формальные принципы романтизма широко использовали и представители официального искусства, эклектически соединявшие их с приёмами академизма (мелодраматические исторические картины П. Делароша, поверхностно-эффектные парадные и батальные произведения О. Верне, Э. Месонье и др.).

Ещё более сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии. Ранний немецкий романтизм, которому свойственны пристальное внимание ко всему остроиндивидуальному, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя, мистико-пантеистического настроения, связан главным образом с поисками в области портрета и аллегорических композиций (Ф. О. Руте), а также пейзажа (К. Д. Фридрих, Й. А. Кох).

Религиозно-патриархальные идеи, стремление возродить религиозный дух и стилистические особенности итальянской и немецкой живописи 15 в. питали творчество назарвйцев (Ф. Овербек, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, П. Корнелиус и др.), чья позиция стала особенно консервативной к середине 19 в. Для художников дюссельдорфской школы, в известной мере близкой романтизму, были характерны, помимо воспевания средневековой идиллии в духе современной романтической поэзии, сентиментальность и сюжетная занимательность. Своеобразным сращением принципов немецкого романтизма, зачастую склонного к поэтизации обыденного и специфически «бюргерского» реализма, стало творчество представителей бидермейера (Ф. Вальдмюллер, И. П. Хазенклевер, Ф. Крюгер), а также К. Блехена.

В США в течение всего 19 в. романтическое направление было представлено главным образом пейзажем (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер). Романтический пейзаж развивался и в других странах, однако основное содержание романтизма в тех странах Европы, где пробуждалось национальное самосознание, составляли интерес к местному культурному и художественному наследию, темы народного быта, национальной истории и освободительной борьбы. Таково творчество Г. Вапперса, Л. Галле, X. Лейса и А. Вирца в Бельгии, Ф. Айеса, Д. и Дж. Индуно, Дж. Карневали и Д. Морелли в Италии, Д. А. Сикейры в Португалии, представителей костумбризма в Латинской Америке, Й. Манеса и Й. Навратила в Чехии, М. Барабаша и В. Мадараса в Венгрии, А. О. Орловского, П. Михаловского, X. Родаковского и позднего романтика Я. Матейко в Польше.

Национально-романтическое движение в славянских странах, Скандинавии, Прибалтике способствовало становлению и укреплению местных художественных школ.

2. Романизм и реализм как формы эстетического познания истории

Ранее искусство, обращаясь к прошлому, как бы сдвигало временные расстояния между собой и предметом изображения. На картинах, написанных на библейские сюжеты, появлялись римские легионеры, одетые в костюмы ландскнехтов, и горожане в одеждах современников живописца. Стендаль писал: «Наших дедов трогал Орест в «Андромахе», которого играли в огромном пудреном парике, в красных чулках и туфлях с бантами из лент огненного цвета». Это естественно, ибо зрители, восторгавшиеся пьесами, подобными «Андромахе», не допускали и мысли, что Орест или Ахилл не носили париков. Ни барокко, чему примером мнимоисторические романы Лоэнштейна, ни роман просветительский еще не воспринимали историю как процесс. Лишь преромантические течения в умственной жизни Европы стали вглядываться в ее движение во времени, что подтверждало широкое изучение исторического эпоса, увлечение Макферсоновыми «Песнями Оссиана», проникновение исторических сюжетов в так называемый черный, или готический, роман, где, впрочем, исторические события играли еще чисто декоративную роль.

Интерес к истории, который обнаружила общественная мысль в начале девятнадцатого столетия, был вызван отнюдь не умозрительными причинами: сама история властно вторгалась в жизнь людей, «…ибо новый век не сошел в мир голубиной поступью, а рождался под гром орудий, дробь барабанов, окутанный пороховым дымом».

Историческое самосознание, к которому стремилась эстетика романтизма, могла начаться только с познания современной ему истории. Романтическое искусство восприняло рост общественного атомизма как ненормальность исторического развития, как его аномалию. Романтики еще не ставили этот процесс в прямую зависимость от внутренней природы общественного развития. Наблюдая следствие и не зная, его истинной причины, романтики искали объяснение замеченному важному явлению жизни в свойствах людских характеров, а не в обстоятельствах, эти характеры порождающих.

Рано сформировавшаяся идеология романтического пессимизма отрицала представление об истории как процессе. Артур Шопенгауэр, духовный отец пессимизма, в своем основном труде «Мир как воля и представление», вышедшем первым изданием в 1818 году, считая, что история суть наука об индивидуумах, утверждал, что «истинная философия истории заключается в сознании того, что по всей бесконечной смене и сутолоке событий перед нами всегда раскрывается одна и та же, одинаковая и неизменная сущность, которая сегодня такова же, какой она была вчера и постоянно; философия истории должна таким образом познать, что есть тождественного во всех событиях как древней, так и новой эпохи, как Востока, так и Запада, и сквозь все разнообразие обстановки, одеяний и нравов должна она повсюду видеть одно и то же человечество. Это тождественное себе и пребывающее начало всяких изменений состоит из основных свойств человеческого сердца и ума, из которых многие дурны и немногие хороши».

Наполнить действительным, объективным содержанием умозрительное и отвлеченное представление об историческом процессе прошлого и настоящего предстояло реалистическому искусству. В конце XVIII и начале XIX вв. реалистическое искусство, будучи инструментом познания жизни, получило могучий толчок к развитию и совершенствованию. Им были осознаны и изображены многие особенности новых общественных отношений и исторического миропорядка.

Но если романтики подвергали общественную систему жесткой критике, то реалисты дополнили критику системы общественных отношений ее историческим анализом, что приводило их, говоря словами Бальзака, к весьма «осязательным результатам» в раскрытии содержания противоречий исторического развития. Вместе с тем наличие черт сходства между двумя направлениями в искусстве не означало, что развитие реализма осуществлялось за счет использования идейных и эстетических открытий романтизма.

Отношения реализма и романтизма в начале XIX века были более сложными. Происходившая между этими главнейшими течениями искусства филиация художественных идей не означала, что они одинаковым образом использовались в обоих разнящихся творческих методах. Идеи эти меняли свою эстетическую функцию в зависимости от того, входили ли они в сферу реалистической или романтической художественной системы, ибо каждая из этих систем разным образом была ориентирована на историческую действительность и основывалась на различных исходных принципах ее эстетического освоения. Для реализма мир и человек, личность и общество, герой и среда были неразделимы, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Процессы, шедшие и в общественной жизни и во внутреннем мире героя, имели для реалистов объективный характер, поскольку они зависели от воздействия множественных факторов исторического бытия.

Итак, изобразительное искусство XIX в. отличается динамизмом, разнообразием художественных стилей, школ и направлений, ростом широкого общественного интереса ко всем видам искусства.

1. Ванслов В.В. Эстетика романтизма.

2. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм.

3. Западноевропейская художественная культура XVIII века.

4. Кантор А.М. Искусство XVIII века.

5. Кочик О.Я. Мир Гогена.

7. Проблема Просвещения в мировой литературе.

8. Проблемы реализма.

9. Турчин В.В. Эпоха романтизма.

10. Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура.

11. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века.

12. Гегель. Философия истории

13. Литературная теория немецкого романтизма.

14. Стендаль. Собр. Соч.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Живопись как вид изобразительного искусства, его место и жанры. Анализ проблем развития и становления белорусской живописи в XIX–XX веках. Основные черты классицизма, романтизма, реализма. Творчество и характерные работы художников каждого из периодов.

реферат [52,2 K], добавлен 27.04.2011

Рассмотрение развития западноевропейской литературы и искусства XIX века. Ознакомление с основными направлениями художественного творчества. Изучение основ классицизма, романтизма, реализма. Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX века.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 09.08.2014

Изучение причин раскола русской культуры ХХ века на внутрироссийскую и эмигрантскую. Характеристика представителей и художественных концепций авангарда, реализма и андеграунда как основных направлений развития изобразительного искусства и литературы.

контрольная работа [37,4 K], добавлен 03.05.2010

Происхождение социалистического реализма как одного из важнейших художественных направлений в искусстве XX века. Народность, идейность, конкретность как основные принципы социалистического реализма. Выдающиеся художники социалистического реализма.

презентация [13,5 M], добавлен 28.03.2011

Определение особенностей романтизма в создании воображаемых конструкций (восточная тема поэзии Байрона) и уходе от реальности (рыцарские романы). Изучение задач критического реализма в правдивом, объективном и глубоком отображении действительности.

реферат [34,4 K], добавлен 21.03.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *