Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках

Естествознание и гуманитарное знание, сходства и различия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие гуманитарной науки

Под гуманитарными науками понимаются науки, которые возникли в период эпохи Возрождения. В этот период философы и мыслители сумели восстановить античные знания о человеке. С этой точки зрения человек представляется субъектом творчества и духовности, который имеет способность развиваться, достигать успехов в различных сферах деятельности – культурной, общественной, политической, правовой. Таким образом, гуманитарные науки – это науки, целью изучения которых является человек и его жизнедеятельность в обществе.

Ключевым инструментом гуманитарных наук является интерпретация фактов. Такими фактами могут быть исторические события, различные исторические процессы, появление литературных произведений, оказавших большое влияние на развитие общества. В гуманитарных науках интерпретацию фактов в большинстве случаев сложно осуществить при помощи математических методов, применение формул, статистических расчетов и методов математического моделирования в данном случае не принесет необходимого результата. Поэтому для осуществления интерпретации фактов в гуманитарных науках используются другие методы:

Примерами современных гуманитарных наук являются история, философия, религиоведение, педагогика, психология, искусствоведение. Необходимо отличат гуманитарные науки от общественных – общественные науки изучают социальные явления.

Понятие естественных наук

Естественные науки – это науки, предметом исследования которых являются природные явления во всем их разнообразии. К ним относятся физические и химические процессы, в которых отражается взаимодействие веществ, элементарных частиц друг с другом, также это может быть взаимодействие в природе живых организмов.

Готовые работы на аналогичную тему

Ключевым инструментом естественных наук является выявление в рамках указанных взаимодействий закономерностей. Выявленные закономерности взаимодействия проходят процесс подробного изучения и описания, а затем, если это необходимо, приспосабливаются к использованию в практической деятельности. В связи с этим, в изучении естественных наук используются более точные методы, нежели в гуманитарных. К таким инструментам относятся математические и инженерные. Компаративные и теоретические методы также могут использоваться и играть важную роль, но их применение оказывается недостаточным.

В свою очередь, естественные науки не следует путать с техническими. К которым относятся механика и информатика. Технические науки могут являются важным инструментарием для естественных, но в рамках одной категории они не рассматриваются. Математика скорее относится к формальным наукам, но математический инструментарий для гуманитарных наук играет ключевую роль и имеет важное значение.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных характеристик гуманитарных и естественных наук, можно выделить то, что они имеют общую черту, а именно во многих случаях используется схожий инструментарий, и методы изучения одних видов наук с успехом могут использоваться при изучении других видов наук.

Различия гуманитарных и естественных наук

Главным отличием естественной науки от гуманитарной является то, что первая рассматривает природные явления в их широком разнообразии, а вторая изучает преимущественно человека как самостоятельного субъекта.

Следующим отличием рассматриваемых наук является инструментарий. В случае с гуманитарными науками основным методом является интерпретация фактов, а в случае с естественными науками – описание закономерностей, лежащих в основе происходящих процессов.

Естественные науки рассматривают мир как существующий объективно, изучают структуру этого мира и природу его элементов. Естествознание обращается к опыту, который считается основанием знания и одним из критериев истины.

Гуманитарные науки же изучают мир, созданный человеком, с позиции его духовного содержания и культурной ценности. В связи с этим, гуманитарные науки опираются на значимость вещей, на смысл, который они несут. Гуманитарные науки связаны со знаковыми системами и и отношением этих систем к человеческой действительности.

Естественные науки отличаются от гуманитарных и по функциям. Естественные науки выполняют функцию описания, объяснения и предсказания явлений и свойств объективного мира.

Функцией гуманитарных наук является понимание. Эта функция специфична, и заключается в раскрытии и истолковании смысла какого-либо произведения. Понимание в свою очередь имеет два определения:

Первая трактовка – психологическая, согласно ей процесс понимания заключается в выявлении замысла, мотива и целей автора произведения. К примеру, если необходимо понимание какого-либо исторического явления – в данном случае, оно будет являться произведением – то берутся во внимание социально-экономические условия, политические и культурные условия, а также рассматриваются личностные и психологические качества субъекта исторических действий.

Вторая трактовка понимания связана с идеей произведения как знаковой системы, то есть произведение воспринимается как «текст» в широком понимании этого слова. Объектом понимания в данном случае является смысл, который объясняется как содержание «текста» относительно «пересказов», или «текст» представляется различными знаковыми системами.

Границы, определяемые между различными видами наук, в достаточной степени являются условными. Для современного этапа развития научного познания характерным является то, что обогащение научных методологий носит взаимный характер.

Теоретические уровни наук сходятся в общетеоретическом объяснении принципов и законов, а каждая наука служит формированию мировоззрения.

Источник

Разница между гуманитарной наукой и естественной наукой

Современные научные знания представлены несколькими крупнейшими категориями. Так, выделяют гуманитарные и естественные науки. В чем заключаются особенности тех и других?

Факты о гуманитарных науках

Под гуманитарными принято понимать науки, возникшие в период эпохи Возрождения. Философы и мыслители того времени смогли восстановить античные знания о человеке — как о субъекте творчества и духовности, способном развиваться, достигать новых высот в культуре, праве, политической самоорганизации, техническом прогрессе.

Ключевой инструмент гуманитарных наук — интерпретация фактов. Это могут быть исторические события, социальные процессы, появление влиятельных литературных произведений. Интерпретацию фактов в гуманитарных науках во многих случаях довольно сложно осуществить с помощью математических методов — с применением формул, статистики, моделирования. Поэтому для ее осуществления используются:

Примеры современных гуманитарных наук: история, философия, религиоведение, психология, искусствоведение, педагогика. Гуманитарные науки следует отличать от общественных, которые изучают преимущественно социальные явления. Однако в рамках первых может использоваться инструментарий, свойственный в первую очередь для вторых.

Факты о естественных науках

Под естественными принято понимать науки, предмет изучения которых — природные явления во всем их разнообразии. Это могут быть физические или химические процессы, отражающие взаимодействие веществ, электромагнитных полей и элементарных частиц друг с другом на различных уровнях. Это может быть взаимодействие живых организмов в природе.

Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть картинку Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Картинка про Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках

Ключевой инструмент естественных наук — выявление закономерностей в рамках указанных взаимодействий, составление их максимально подробного описания и приспособление, если это требуется, к практическому использованию. Это предполагает задействование более точных методов — в частности, математических, инженерных. Применения компаративных и теоретических инструментов зачастую оказывается недостаточно — но они тоже могут использоваться и играть важную роль. Весьма высокой полезностью характеризуются логические методы.

Следует отличать естественные науки от технических — таких как, например, механика и информатика. Вторые могут быть важнейшим источником инструментария для первых, но не рассматриваются в рамках одной категории с ними. К естественным наукам не принято причислять математику, поскольку она относится к категории формальных наук — тех, которые предполагают работу с конкретными, стандартизованными величинами, единицами измерения. Но, как и в случае с техническими дисциплинами, математический инструментарий играет важнейшую роль в естественных науках.

Сравнение

Главное отличие гуманитарной науки от естественной науки в том, что первая изучает преимущественно человека как самостоятельного субъекта, вторая — природные явления в широком их разнообразии. Отличаются рассматриваемые категории наук и по инструментарию. В первом случае основным методом считается интерпретация фактов, во втором — описание закономерностей, характеризующих ход различных процессов.

В обоих типах наук в одинаковой степени полезна логика. В гуманитарных дисциплинах она позволяет исследователю интерпретировать тот или иной факт наиболее разумным способом, в естественных — является одним из инструментов, что способны объяснить тот или иной процесс.

Иногда методы, свойственные в большей степени для гуманитарных наук — компаративный подход, разработка теорий, — применяются и в естественно-научных дисциплинах. Но математические и инженерные инструменты, часто используемые в естественных науках, редко применяются в гуманитарном знании.

Определив, в чем разница между гуманитарной наукой и естественной наукой, отразим выводы в таблице.

Источник

Знание естественнонаучное, техническое, гуманитарное, их взаимосвязь

Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть картинку Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Картинка про Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть картинку Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Картинка про Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть картинку Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Картинка про Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть картинку Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Картинка про Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках

Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть картинку Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Картинка про Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках

Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть картинку Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Картинка про Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках

Научное знание и процесс его получения характеризуется системностью и структурированностью. Если рассматривать науку как системную целостность, то она принадлежит к типу сложных систем, которых саморазвиваются, и в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, которые управляют их взаимодействием. Структура научного знания может рассматриваться в разных аспектах.

Прежде всего наука как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук – раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд («структурный срез»).

Современная наука состоит из различных областей знаний, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность.

В структуре научного знания принято выделять знание:

В естествознании субъект познания имеет дело с «чистыми» природными объектами, в гуманитарных науках – с особыми социальными объектами, с обществом, где действуют субъекты, люди, наделенные сознанием. Природа как объект исследования находится перед субъектом, изучающим ее; напротив, обществовед изучает социальные процессы, находясь внутри общества, занимая в нем определенное место, испытывая влияние своей социальной среды. Интересы личности, ее ценностные ориентации не могут не оказывать воздействия на позицию и оценки исследования. Немаловажно и то, что в историческом процессе гораздо большую роль, чем в природных процессах, играет индивидуальное, а законы действуют как тенденции. Все это безусловно усложняет изучение социальных процессов, требует от исследователя учета этих особенностей, максимальной объективности в познавательном процессе, хотя, естественно, это не исключает оценки событий и явлений с определенных социальных позиций, умелого вскрытия за индивидуальным и неповторимым общего, повторяющегося, закономерного.

Отдельную группу составляют технические науки. Особенности технического знания, его природа, объекты исследования, соотношение научного и технического знания – предмет многих дискуссий в современной философии и методологии. Под техническим знанием, в широком смысле, иногда понимается научное, и иные виды знания, систематически применяемые для решения практических задач. (Дж. Гэлбрейт). По мнению немецкого философа Ф. Раппа, техническое знание отличается тем, что его объекты, в отличие от «естественных» объектов науки, имеют искусственную природу. Есть существенное различие как в результатах, получаемых соответственно в науке и в технике, так и в их оценке.

Общая структура научного технического знания может быть представлена, классификацией по трем основаниям: предмету, уровню теоретизации (степени обобщения эмпирического знания) и фазам научно-технической деятельности. Соответственно, единицами анализа по каждому из оснований выступают: эволюция технического знания, изменение его особенностей, характера и содержания; эволюция методов научно-технического познания и инженерной деятельности; эволюция отдельных сфер научно-технического знания, этапов его производства и использования.

Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Смотреть картинку Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Картинка про Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках. Фото Чем отличается процесс познания в естествознании и в гуманитарных науках

Важной характеристикой технического знания является установка на рационализацию средств и схем, применяемых в различных областях деятельности, а также проектирование новых средств и схем, всеобщую и всестороннюю оптимизацию деятельности.

Эволюция технического знания обусловлена целями технического знания (техническое знание направлено на исследование объектной структуры в соответствии с его назначением), его задачами (создание теоретических оснований преобразования природы), социальным характером коллективной практики и обмена опытом (в том числе специальной социальной организацией деятельности по выработке этих знаний). Особенности и специфика эволюции технического знания определяются воздействием экстернальных (социальных, экономических, экобиологических, культурных и т.д.) факторов и его внутренней логикой, имманентными регулятивами (методами, предметной организацией технического знания, внутренними техническими закономерностями, и т.д.).

Основное содержание технического знания составляют понятия, законы, теории, которые отражают процесс изменения формы и свойств природных материальных образований в результате их превращения в технические средства труда, приобретения ими в ходе технической деятельности социальной функции. Таким образом, в техническом знании находит свое отражение процесс превращения природного в социальное. Положение технического знания в системе наук о природе и обществе определяется тем, что это знание имеет конструктивный, проективно-ориентированный характер. Место технического знания в общей системе научного знания определяется занимаемым им промежуточным положением между естественными науками и науками гуманитарного профиля. Научно-техническое знание, которое ранее ориентировалось преимущественно на использование достижений естествознания, все чаще начинает обращаться к проблемам, решение которых должно носить комплексный характер, требует использования специфики методов гуманитарных наук.

Источник

Естествознание и специфика гуманитарного знания

Предметомфилософии является мир в целом, универсальные принципыбытия, познания, общества и человека. Цель философии – проблематизация, прояснение и критическое размышление относительно основополагающих принципов бытия, познания и человеческого существования.

Естественнонаучное знание(естествознание) представлено таких формах, как физика, астрономия, химия, биология, геология, география и

др. Предметом естествознания является природа. В естествознании используются математические методы описания, эмпирические исследования, знание удостоверяется с помощью эксперимента.

Особо следует выделить математику, которую часто относят к естествознанию. Однако, в отличие от «наук о природе», предметом математики являются идеализированные теоретические объекты(числа, функции), а не материальные объекты.

Естествознание– это совокупность специальных наук, методов,экспериментов, практик, исследующих материальные объекты, Естественные науки стремятся к обнаружению универсальных закономерностей и причинно-следственных связей различного порядка. Естествознание с необходимостью использует качественные и количественные методы, добиваясь максимально возможной математической аппроксимации и эмпирической достоверности, оно исследует унифицированные и универсальные формы существования объектов, абстрагируясь от культурно-исторических условий.

Естествознание методологически строго рациональнов планереализации научной программы. Нормой познавательного процесса является работа сознания («бессознательное», «экзистенция» должны быть элиминированы, изолированы от рациональных процедур и методов, которыми пользуется ученый (scientist)). Цель такого процесса –познание объективной истины.Благодаря процедурамверификации

(опытное подтверждение или опровержение научной гипотезы) и фальсификации(открытость научной теории теоретическому жеопровержению, критике) можно установить «истинность» либо «ложность» в рамках естествознания. Во временном планеестествознаниеобнаруживает перспективы своего развития только вбудущем. Отсюда«перспективизм», «прогрессизм», «футурация» как неотъемлемые характеристики точных наук.

Гуманитарное знание– это совокупность дисциплин, методов,сконцентрированных на обществе, человеке и его деятельности. При этом мир, окружающий человека, рассматривается как в реальном, так и в «виртуальном» (желаемом/отвергаемом, ретроспективном/проективном) измерениях. Гуманитарное знание широко использует в ходе исследования ценностный подход. Одной из главных целей гуманитарного знанияявляется обнаружение целей и смыслов человеческого существования.

Гуманитарное знание(в особенности философское знание)объективно «ретроспективно». Очевидна в философии, например, постоянная историко-генетическая обращенность «назад», к «точкам роста», к «спящим почкам» «генеалогического древа философского познания». Происходит постоянная реактуализация ранних философем, греческих и латинских концептов. Гуманитарному знанию в целом поэтому присущи такие черты, как ретроспективизм, историзм,контекстуальность.Именно благодаря этой его особенности мыобязаны постоянному возрождению знания, обращению к истокам и первичным интеллектуальным «энергиям» (неоплатонизм, неопифагореизм, неотомизм, неогегельянство, неокантианство и т.д.). Гуманитарное знание приемлет как рациональные подходы, так и герменевтические, то есть допускающие различные интерпретации. Цельгуманитарного знания – рационально обоснованное понимание.

Фундаментальными характеристикамигуманитарного знанияявляются следующие:

1) Антропологическая направленность(собственно«гуманитарность»). Основные категории – «культура», «человек», «текст».

2) Энциклопедизм– максимально возможная широта охватакультурно-исторических реалий и артефактов «всех эпох и народов», работа с «архивами», универсальная тематизация и контекстуализация знания.

3) Текстуальность– структурно-эмпирическая характеристиказнания, единицами которой являются: «текст», «интертекст», «нарратив», «дискурс». Сегодня, в связи с развитием информационных технологий, сюда можно включить и «гипертекст», имеющий мультимедийный характер.

Вербальность– словесная форма дискурса в противоположность«цифровому» характеру описания естественных наук.

5) Коммуникативный характер– предельно широкая эмпатическая обращенность «коммуникантов», явная или неявная диалогичность этого знания.

Наряду с этим, всем видам знания присущи, по мнению Поппера, две рациональные функции языка:дескриптивная и аргументативная.Иерархия и соотношение видов знания в зависимости от конкретной культурно-исторической эпохи претерпевали характерные изменения. Тем не менее, ясно прослеживается их взаимосвязь и взаимодополнительность.

К числу очевидных сходств всех видов рационального знания можно отнести следующие:

1) Понятийно-концептуальный тип дискурса, в отличие от символико-метафорического, мифо-поэтического дискурса.

2)Критический характер знания рационального дискурса, в отличие от авторитарно-апологетической морально-религиозной догматики, присущей эзотерическому дискурсу жреческого знания.

3) Рефлексивность заключается прежде всего в последовательной рекурсивности, то есть постоянной обращенности мысли к себе самой, дистанцирование от всех экзистенциальных предпосылок, конституирование собственно «субъекта» познания. «Вынесение за скобки» познавательного процесса возрастно-половых, расовых, конфессиональных и любых иных индивидуально-личностных характеристик, того, кто познает, позволяет достичь большей точности и объективности. При этом субъект на всем протяжении познавательного акта остается самотождественным.

Фундаментальные различия, присущие естествознанию игуманитарному знанию в целом, включая сюда философию и социальные науки, таковы:

Принципу точности (математической точности, по преимуществу), аппроксимациив естествознании, противополагаетсяпринципинтеллектуально-интуитивного усмотрения истины(aletheia). Вистории развития точных наук явно наблюдается процесс преодоления и последовательного вытеснения одной теорией другой теории (это достаточно ясно показал Т. Кун), и это de facto закреплено в словосочетании «смена научных парадигм». Для современной физики или химии история данной дисциплины не является актуальной. Гуманитарное знание и философия постоянно возвращаются «к истокам» с целью более адекватного понимания настоящего положения дел. Например, история философии является не «исторической», «архивной» частью философского знания, но одной из необходимых фундаментальных частей его. Гуманитарное знание, философия и социальные науки с необходимостью учитывают аксиологический фактор. Они принимают во внимание существование, конфигурацию и иерархию той или иной исторически определенной системы ценностей. Ценности –смысло-жизненные принципы личности, социальной группы. Их системаи структура, определяют порядок функционирования культуры и общества, позволяют осуществлять идентификацию личности в различных социальных «средах». Они едва ли поддаются унификации и универсализации. Ценности не калькулируемы в принципе и не могут измеряться количественно, в отличие от объектов естествознания. Философская дисциплина, предметом которой является изучение природы, структуры и иерархии ценностей, называется аксиологией.

Если выразить обсуждаемое нами разделение более корректно, то следует говорить о «естествознании» и «гуманитарных дисциплинах». Синонимичным выражением для естествознания будет понятие «наука» (в англоязычной терминологии – science), «естественные науки» (naturalscience).

Гуманитарное знание не может соответствовать таким общепризнанным научным (естественно-научным) критериям, как математическая и эмпирическая точность,всеобщность и необходимость(выражающим принципы универсальности, генерализациии номотетичности). Поэтому, более точной рубрификации гуманитарного знания будет соответствовать понятие «гуманитарные дисциплины» (в англоязычной терминологии этому полю знания соответствуют – socialscienceиhumanities).

Термин «дисциплина» (лат., disciplina), согласно первоначальному этимологическому ряду совмещает в себе смысл как научного, так и гуманитарного плана. Более того, этот термин предполагает также и педагогический аспект знания, который присутствует как в естественных науках, так и в области гуманитарного знания. Латинский термин «дисциплина» в главном своем значении указывает на «учение, обучение”.

наставление», затем это «учение, система», одним из субзначений этого второго значения оказывается «наука» (disciplina militaris, военная наука; disciplina dicendi, риторика и проч.). Наконец, третьим значением термина дисциплина оказывается «строгий порядок, дисциплина». Изначальную «педагогичность» и косвенным образом «гуманитарность» подчеркивают еще два термина: disciplina, «ученица», и disciplus, «ученик». К тому же, слова (термины) «дисциплина», «дисципула» и «дисципулус» происходят от одного корня, disco, «учиться», «узнавать».

Таким образом, не порывая с «наукой», но и уклоняясь от сциентизации, гуманитарное знание, терминологически обозначаемое как «гуманитарные дисциплины», сохраняет свою антропологически центрированную познавательную специфику, а также педагогическую направленность, будучи «хранилищем» системы традиционных ценностей.

Что касается экономического и экологического знания (экономика и экология), то ученым соответствующих дисциплин, как нам кажется, необходимо учитывать методы и цели как естествознания, так и гуманитарного знания. Помочь им в этом непростом методологическом проблемном поле может опыт эпистемологических исследований, в течение более чем двух с половиной тысяч лет накопленный в философии.

Философия, будучи системой универсального знания о бытии, познании, природе, обществе и человеке занимает особое место среди дисциплин гуманитарного цикла. Как уже говорилось выше, кроме рефлексивности, присущей как естествознанию, так и гуманитарным дисциплинам, она обладает саморефлексивностью. То есть, кроме критического рассмотрения оснований других видов знания, она с необходимостью должна подвергнуть критическому анализу собственные основания, как это делали Декарт, Бэкон, Кант, Гегель, Маркс, Ницше, Гуссерль, Хайдеггер, Поппер и другие.

В сравнении с другими науками и дисциплинами философию отличает принцип универсальности, что предполагает и обязывает рассматривать общие проблемы, относящиеся к любому региону познания и действительности, в связи с прошлым, настоящим или будущим временем. Философия представляет собой универсальный вид рефлексии по отношению к общим принципам конституирования бытия, обоснованию рационального знания (в том числе и философского), также относительно социальных и культурных практик. Она в рациональной форме способствует определению и прояснению положения человека в мире. Философия как академическая дисциплина представляет собой широко дифференцированную сферу знания, специализированную в соответствии с универсальными проблемами: бытия, познания, мирового исторического процесса, общества, человека, культуры и т.д. В связи с проработкой данной проблематики сформировались такие специальные философские дисциплины как онтология, гносеология, история философии, социальная философия, философия истории, философская антропология, этика, эстетика, аксиология и т.д. Предметом философии является мир в целом, универсальные принципы бытия, познания, общества и человека. Цель философии — проблематизация, прояснение и критическое размышление относительно основополагающих принципов бытия, познания и человеческого существования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *