Чем отличается предписанный и достигаемый статус
Типология социальных статусов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие социального статуса
Социальный статус – это положение индивида или социальной группы в обществе.
Человек одновременно может занимать несколько статусных позиций, это называется статусным набором. Например, индивид может одновременно быть сыном, студентом, автомобилистом, спортсменом и т.д.
Таким образом, социальный статус одновременно показывает положение индивида в системе общественных отношений и определяет его обязанности, права, привилегии, функции.
Выделяют предписанный и приобретенный статусы, а также можно говорить о личном и групповом статусе и о вертикальном и горизонтальном статусе.
Предписанный и достигаемый социальный статус
Предписываемый статус индивид получает автоматически при рождении в зависимости от места рождения, положения в обществе семьи, по национальному и этническому происхождению. То есть такой статус не зависит от личных усилий и стараний человека.
Достигаемый статус, это, к примеру: писатель, отец, директор и т.д. Таким образом, очевидно, что достигаемый статус требует самостоятельности, осознанности и воли, принятия решений. Важно отметить то, что количество ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы в обществе, выше тогда, когда общество крайне динамично и в нем постоянно происходят социальные изменения.
Готовые работы на аналогичную тему
Личный и групповой социальный статус
Личный статус: связан с уровнем малой группы (например, семьи или рабочего коллектива), в которой индивид постоянно функционирует. Такой статус будет определяться с помощью черт характера и личных качеств, особенностей индивида.
Групповой статус: связан с уровнем большой группы (этноса, социального класса, национальности). Такой статус будет связан не только с личными качествами, он будет зависеть от того, как и в какой мере индивид является представителем и носителем права быть членом большой социальной группы.
Вертикальный и горизонтальный социальный статус
На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.
Также можно говорить о делении социальных статусов на формальные и неформальные. Первые связаны с тем, что такой статус будет закреплен в каком-либо официальном документе (например, статус директора). Вторые связаны с такими статусами, которые нигде официально не закреплены (например, «душа компании»).
Формальный и неформальный социальный статус
Формальный социальный статус – это положение индивида, занимаемое им или же группой лиц в какой-то формальной организации, предопределяющий официально предписанные права и обязанности, а также нормы поведения, которые он должен соблюдать.
Данный статус устанавливается на законодательном уровне и четко фиксирует местоположение с перечнем прав и ролей, которое занимает индивид в социальной среде. Формальный статус отличается стабильностью и устойчивостью в течение определенного временного периода. Личность, может выполнять действия и роли согласно своему статусу и его полномочиям.
Неформальный статус – это неофициальное местоположение, которое занимает индивид в социальной среде и функциональная роль которую он выполняет. Человек может стать лидером в какой-то области, а может, и напротив занимать положение изгоя. Занимаемый статус не носит официально установленного характера и может быть изменен в любое время и в любом направлении.
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Общество возлагает разные ожидания на учителей, врачей, родителей и детей, политологов и экономистов, девушек и юношей. Все эти перечисленные позиции представляют собой многообразные социальные статусы.
Место человека в обществе
Социальным статусом называется положение, занимаемое личностью в обществе. Это положение накладывает на индивида ряд обязанностей, прав, привилегий.
У одного и того же индивида может быть несколько десятков социальных статусов, которые налагают на него некоторые права и обязанности. Для каждого социального статуса принята своя манера поведения, которая называется социальной ролью. Даже по одежде, в которую одет индивид, можно понять о его социальной роли, ожидать от него определенного поведения в обществе. Видя военную форму, докторский халат, строгий деловой костюм можно догадаться о социальном статусе данной личности.
Это интересно! В недавнем прошлом, еще около 200 лет назад по женской одежде можно было понять: замужем женщина или нет, какой доход у ее семьи, из какого она социального класса, откуда родом. Время изменилось и сегодня правила ношения одежды уже не такие строгие, но внешний вид человека до сих пор может рассказать о нескольких социальных ролях личности.
Предписанный и достигаемый социальный статус
Существует несколько видов социальных статусов:
Предписанный статус человек получает от рождения, он не может его выбрать самостоятельно. С появлением на свет ребенок приобретает национальность, расу, пол, возраст. В некоторых случаях по рождению к человеку могут перейти определенные титулы, звания. Но иногда предписанный социальный статус может видоизменяться.
Пример. Алина Сидорова является русской по национальности, это ее врожденный статус. Но в 2 года Алина уехала с родителями в Америку, там со временем она вместе со всей семьей получили американское гражданство. Алина всю жизнь прожила в США и забыла русский язык, не знала о русских обычаях и традициях, в этом случае ее предписанный социальный статус изменился.
Обретенным статусом называют статус, изменившийся под влиянием жизненных обстоятельств, полученный при определенных условиях.
Достигаемый социальный статус индивид получает, благодаря собственным усилиям. Человек ставит перед собой цель, в зависимости от желаний, и достигает ее. Собственными усилиями можно повысить свое материальное положение, получить высшее образование, освоить новую профессию, обрести в обществе власть. Но приобретенный социальный статус не всегда полностью зависит от желания или нежелания личности, определенную роль играет удача и врожденные возможности, способности индивида.
Примеры достигнутых социальных статусов: студент, профессор, президент, родитель, генерал, священник.
Многообразие социальных ролей
Каждый статус обуславливает поведение личности, наделяет ее одной или несколькими ролями. Роли возникают стихийно, в результате межличностного общения в коллективе или создаются на основе общественных норм, требований к должности, занимаемой личностью в социуме. Социальные роли человека подразделяются на:
В зависимости от социальных статусов человека общество ожидает от него выполнения всех социальных ролей.
Пример. Васе Федорову 13 лет. Его социальные роли в школе: учеба, самоутверждение, соперничество в школьных олимпиадах, подготовка домашних заданий, участие в межпредметных викторинах, дежурства в классе, послушание учителям. Социальные роли в семье: выполнение требований родителей, помощь родителям по дому, учеба, забота о домашних животных. По мере взросления у Васи появятся новые социальные статусы и в соответствии с ними виды социальных ролей.
Пример. Учителя не позволяют себе приходить на уроки в шортах и футболке, надевают вещи строгих цветов, придерживаются делового стиля одежды. Кроме того, учителя знают, что они являются примером для подражания учеников, поэтому стараются говорить всегда вежливо, грамотно, следуют нормам этикета. При этом социальные роли учителя меняются, когда он приходит с работы домой, в свою семью. Там он муж, отец и от него ожидают несколько другого стиля одежды и манеры поведения. Следовательно, социальные статусы определяют социальные роли.
Социальные роли и возраст
Для каждой возрастной группы соответствует свой социальный статус и социальные роли. Основными возрастными группами являются:
В зависимости от человеческого возраста общество ожидает от индивида соответствующего поведения. Например, нелепо выглядели бы подростки громко плачущими в магазине и просящими у родителей купить им игрушку.
Из всех возрастов особенным является переходный возраст, приходящийся на период времени с 12 до 15 лет. Ребенок в эти годы уже расстается с детством и только начинает осваивать социальные роли подростка. Подросток приобретает новые социальные статусы в коллективе сверстников, семье, спортивных секциях и кружках по интересам, группе друзей. Вместе с приобретением новых статусов происходит стремительное развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Кроме того, в подростковом возрасте молодые люди начинают осваивать гендерные роли в обществе. Девочки учатся готовить пищу, шить, заботятся о младших членах семьи, начинают использовать косметику, приобретают первые навыки общения с противоположным полом. Мальчики учатся обращаться с различными хозяйственными инструментами, осваивают навыки самообороны.
Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте:
За отклонение от ролевых ожиданий, предписываемых обществом подростку в связи с его социальным статусом, социум может наказывать его неодобрением, введением запретов и дополнительных требований.
Пример. Марина Николаева является старостой класса. Этот социальный статус подростка предписывает Марине определенный тип поведения: она должна подавать пример своим одноклассникам, быть ответственной, не прогуливать школу, отвечать за сохранность школьного журнала. Недавно Марина подговорила одноклассников прогулять контрольную по физике. Весь класс сразу же согласился. Оказалось, они прогуляли не обычную контрольную, а важный для 8 класса срез знаний. Классный руководитель узнала об этом происшествии и проступке Марины и назначила вместо нее другого старосту, в качестве наказания за содеянное.
Причины разрыва между поколениями
Молодые люди, подростки часто обижаются на старшее поколение за множество запретов и ограничений, вводимых по отношению к ним. Психологи называют это разрывом связей между поколениями. Но когда родители запрещают подросткам смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, употреблять алкогольные напитки, задерживаться в компании друзей – они просто исполняют свои социальные роли. Родители проявляют строгость не из-за жесткого характера или отсутствия любви по отношению к своим детям, а из-за долга по отношению к ним.
Подростки мечтают быстрее вырасти, дают себе обещание никогда не поступать таким же образом по отношению к своим будущим детям, мечтают, что когда станут взрослыми, будут разрешать своим детям все, что угодно. Но повзрослев, подростки меняют свой взгляд на мир и став родителями так же проявляют некоторую строгость по отношению к своим детям. Проблема разрыва связи между поколениями приводит к отсутствию взаимопонимания между старшими и младшими, чтобы это исправить нужно, чтобы каждый постарался поставить себя на место другого.
Социальный статус
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение социального статуса
Социальный статус — это положение человека в обществе или отдельной подсистеме общества.
Социальный статус можно определить по специфическим для конкретного общества признакам, например, экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Это понятие существует только в процессе сравнения позиции одного человека с другими. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.
Критерии социального статуса:
Отношения между людьми в системе общественного разделения труда;
Отношения по потреблению;
Место человека в иерархии политической системы;
Виды социальных статусов
Социальный статус— это неисчерпаемый человеческий ресурс, который дает человеку возможность влиять на общество и получать особые позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает определенные права и обязанности.
Чаще всего человек обладает не одним, а несколькими социальными статусами.
Различают такие виды социальных статусов:
Определяются положением индивида в группе — личный и социальный.
Личный статус — это положение человека, которое он занимает в малой группе, в зависимости от оценки его индивидуальных качеств.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.
Определяются временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом — основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего связан с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодический статус влияет на детали поведения человека (пешеход, пассажир, пациент, читатель, слушатель).
Приобретаются в результате свободного выбора или нет.
Предписанный статус — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг (национальность, место рождения, социальное происхождение).
Достигаемый (приобретенный) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание олимпийского чемпиона).
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Примеры социальных статусов
Рассмотрим примеры каждого вида социального статуса.
Самый главный, присущий всем людям статус — это человек. Он настолько обобщен и размыт, что его даже редко учитывают.
Примеры врожденных статусов: национальность, гражданство. Пол также дает определенный социальный статус и роль (дочь или сын, внук, сирота).
На приобретенные статусы человек может повлиять своим выбором. Так, например, расширяются родственные роли — когда-то незнакомые люди становятся мужем и женой при создании новой семьи, а их родственники приобретают новые социальные статусы (свекровь, золовка, свояченица, кум).
Эпизодические статусы: участники забастовок, посетители кинотеатра или кафе, пассажир такси или поезда. Эти статусы могут повторяться в жизни одного человека либо меняться на другие статусы.
Достигаемые статусы касаются профессиональных и статусных положений: профессия (врач, юрист, геолог), занимаемая должность (президент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включают такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, которая отражает неправильно приложенные усилия или отсутствие стремления к развитию.
Любое проявление социального статуса не может постоянно соответствовать ожиданиям общества, выдерживать и поведенческую линию, и внешнее соответствие.
Как повысить социальный статус
Социальный статус не является постоянным и естественным. У человека может быть стремление к его повышению.
Всегда есть более престижные профессии, места проживания, более высокие заработки. Правда, есть категории, на которые человек повлиять не может — например, изменить биологических родителей или национальность. Но большинство вещей можно изменить и повысить свой социальный статус.
Повышению социального статуса способствует мотивация и амбиции. Если не стремиться улучшать свою жизнь и выбирать лучшее, то прогресс не случится. Это касается всего — от выбора работы до построения отношений.
Повышение социального статуса всегда связано с быстрой и адекватной адаптацией к изменившимся условиям, и чем быстрее это произойдет, тем больше шансов закрепиться на достигнутом.
Социальный статус и роль
В каждом обществе есть некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Это значит, что определенные статусы считаются престижными, а другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
Если престиж статуса необоснованно завышен или, наоборот, занижен, то возможна утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, не способно обеспечить нормальное функционирование. При этом важно различать престиж и авторитет.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, которая закреплена в культуре и общественном мнении.
Авторитет — степень признания обществом достоинства конкретного человека.
Социальный статус личности может влиять на поведение человека. Зная социальный статус человека, можно определить некоторые качества, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он может совершить. Такое ожидаемое поведение человека, которое ассоциируется с его статусом, принято называть социальной ролью.
Социальная роль — это образец поведения, который признан для людей контрактного статуса в определенном обществе.
Другими словами, социальный статус — это положение, а роль — это модель поведения, которая связана со статусом.
Ролевой конфликт и его виды
Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворить требования двух или более несовместимых ролей.
Рассмотрим три вида ролевых конфликтов в таблице.
Суть ролевого конфликта
Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу.
Например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но также требовательность, строгость.
Конфликт, который возникает в ситуациях, когда требования одной роли противоречат другой.
Например, требования работы могут противоречить религиозным верованиям.
Конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности.
Например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.
История социальных статусов в России
В Российской империи социальные статусы закрепляли в документах и указывали как «звание». Вот некоторые из них:
В Советском Союзе социальные статусы закрепляли в документах и отмечали как «социальное положение»:
При поступлении на работу (службу) заполняли личный листок по учету кадров, в котором была графа «социальное происхождение». Обычно эту графу заполняли так: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.
Предписанный и достигаемый социальный статус: описание, примеры
Что такое предписанный социальный статус
Это набор характеристик, которыми человек наделяется с момента рождения. Их получение не зависит от личного желания человека.
Этот вид статуса бывает:
Признаки статуса
Место рождения
Это приписанная прирожденная географическая характеристика. Человек рождается в городе и стране. Обычно место рождения определяет также и гражданство человека: родился в России — получаешь российское гражданство, в Америке — американское, даже если твоя мама приехала туда только для того, чтобы тебя родить, на две недели.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Гражданство изменить можно самому — это юридический статус. Но сам факт рождения в том или ином месте изменению не подлежит. Человек может сделать себе новые документы, написав туда что угодно. Может навсегда и ото всех скрыть факт своего рождения в том или ином месте. Но отменить этот факт не сможет никак.
Человек родился в России, в Москве, и он об этом знает. Затем он выиграл грин-карту и уехал в Америку на постоянное место жительства. Впоследствии он получил американское гражданство. От российского он отказался. Всю остальную жизнь (большую ее часть) он прожил, считая себя и юридически являясь американцем. Отменяет ли этот факт его появления на свет в городе Москва? Нет. Хотя в его документах и не отражается, что по рождению он москвич, россиянин.
Человек родился в Перми. Сразу после рождения родители отказались от него. Затем его усыновила\удочерила другая семья, полностью поменяв его метрики, в том числе указав другой город рождения. Человек никогда не был в Перми. Более того, он так и не узнал, где родился на самом деле. Даже в этом случае факт рождения в Перми остается фактом. Можно поменять документы, но факт поменять нельзя.
Место рождения как признак статуса в некоторых случаях особенно значимо (когда речь идет о получении гражданства). Поэтому многие люди осознанно стараются подойти к выбору места рождения своих детей. Например, улетают специально на время родов в другую страну. Однако это будет осознанный выбор родителей, а для рождающегося человека этот фактор будет прирожденным и неизменным.
Положение семьи в обществе
Этот признак статуса чрезвычайно важен в современном мире. В некоторых странах он коренным образом влияет на становление личности человека, на его будущее.
В Индии до сих пор существуют «касты». Для индийцев принадлежность к определенной касте — прирожденный признак, определяющий всю жизнь человека. Люди, рожденные в семьях низшей касты, не могут получать хорошее образование, занимать в будущем высокие должности. Считается, что им по факту рождения «суждено» всю жизнь быть нищими и служить богатым индийцам, рожденным в семьях высшей касты.
Это влияет и на создание семей: представители разных каст не могут пожениться. А если решаются на это, получают отвержение всего общества.
В европейских странах ситуация относительно положения семьи в обществе несколько иная. Хотя в детстве на ребенка, рожденного, например, в бедной неполной многодетной семье и в этих странах могут обрушиться гонения. Следствием принадлежности к такой семье бывает, например, отличающийся внешний вид (не такая дорогая одежда, телефон и др.). Но преодолев эти трудности, поставив цель стать успешным, человек в этих странах может подняться на любой уровень, какого захочет достичь. Здесь достигаемый статус отдельной личности влияет сильнее прирожденного в большей части случаев.
Часто бывает и по-другому. Когда из неблагополучной семьи ребенка изымают, он попадает в госучреждение и воспитывается там. Это тоже сопряжено со многими трудностями и может сильно повлиять на будущее детей. В разных странах эта ситуация имеет разную степень критичности. В России, например, по статистике до сих пор только 10% выпускников интернатов выходят на приемлемый уровень жизни или достигают успеха. Остальные гибнут от наркотиков, алкоголя, насилия, попадают в тюрьмы и психоневрологические интернаты.
Положение семьи в любом обществе как прирожденный признак безусловно влияет на становление в этом обществе рожденного в ней человека.
Национальное и этническое происхождение
Это еще один значимый фактор. Степень влияния разнится в зависимости от страны проживания.
Постсоветские страны. Здесь все еще присутствует ксенофобия. Хотя в последнее время ситуация улучшилась в связи с большим притоком и ассимиляцией людей восточных национальностей. Представителям африканских этносов все еще сложно в связи с тем, что их намного меньше. Дети-славяне не растут с ними, не учатся вместе в школе, как с «восточными» детьми. Чаще всего сталкиваются близко только в университете. Их культура остается для местных загадкой. И они сильнее отличаются внешне из-за цвета кожи.
Китай, Корея, Япония. Здесь тоже присутствует ксенофобия по национальному признаку. Эти страны более закрытые, чем европейские. Внешне отношение к представителям других наций может быть вполне дружелюбным. Но на глубинном уровне межнациональные браки все еще не приветствуются местным старшим поколением. Отношение к детям-метисам пока неоднозначное. Молодежь уже больше европеизирована.
Африканские страны. Отношение к «белым» все еще подозрительное, где-то потребительское. Приезжающие туда представители других наций все еще классифицируются как «чужие» на уровне общенародного восприятия.
Нация и этнос, полученные при рождении, сегодня могут влиять на качество жизни человека негативно в том случае, если он проживает в странах с высоким уровнем ксенофобии.
Достигаемый статус, определение
Достигаемый статус характеризуется приобретенными личностью посредством ее желания и усилий характеристиками и качествами.
Полностью находится под контролем человека. Все его характеристики можно менять самому в течение всей жизни.
Зачастую у достигаемых статусов есть внешние отличия:
Профессиональный
Получение профессии, повышение профессионального уровня. Человек сам выбирает, в какой момент жизни получить\поменять профессию или повысить свою профессиональную компетенцию. Или не делать этого.
Вадим окончил 9 классов обычной российской общеобразовательной школы с низким общим баллом. Поступить в желаемое учебное заведение на бюджет не смог. Контрактное обучение было не по карману. Вадим решил пойти туда, куда баллов для бюджетного обучения хватит, чтобы иметь профессию, точку отсчета. Он успешно окончил колледж по специальности «сварщик». Устроился на работу. Так как вел здоровый и активный образ жизни и был профессионально компетентен, быстро получил повышение по службе. Но его всегда тянуло в бизнес.
Теперь уровень дохода позволял оплачивать обучение, Вадим учился заочно, работал и со временем начал строить свой бизнес. На момент получения диплома имел проработанный стартап, профессиональную компетенцию в бизнесе и запустил свой проект. Стал успешным бизнесменом. Занялся благотворительностью и социальным предпринимательством. Основал школу юного сварщика для детей из необеспеченных семей. Его уважают и любят в городе.
Решение человека получать профессиональную компетенцию подняло его в жизни и помогло добиться желаемых целей. В такой же ситуации человек мог принять решение не учиться совсем, раз не получилось пойти туда, куда хотелось. Его путь мог бы сложиться намного менее удачно или совсем неудачно.
От уровня профессионализма в выбранной сфере деятельности зависит уровень дохода человека. Следовательно, и его общий уровень жизни и статус в обществе.
Эта характеристика достигнутого статуса напрямую сказывается на статусе человека в обществе.
Семейное положение
В наше время положение незамужней женщины или неженатого мужчины не влияет на статус в обществе в том случае, если человек не достигает его осознанно. Тогда он остается уверенным в себе и живет счастливо. Может при этом вступать или не вступать в отношения с противоположным полом по своему желанию.
Иная ситуация, когда человек хочет изменить свой холостой статус, но по каким-то причинам не может этого достичь долгое время. Тогда человек в себе не уверен. Соответственно, его окружение начинает воспринимать его так же, как он или она воспринимает себя — как неудачника в этой сфере или даже в целом по жизни, если все остальные в его окружении женаты или замужем.
Нюансы могут быть в определенных этносах (малых), где до сих пор иметь семейное положение неженатого\незамужней непрестижно. Тогда осознанный выбор такого статуса может привести к отторжению всего общества.
Так может произойти и в обычной семье, где внутрисемейный кодекс не приемлет безбрачие.
Раньше в мире были и другие ситуации, где вопрос семейного положения влиял серьезно на статус человека в обществе. Например, молодой священник, желающий поехать на миссию, должен был обязательно быть женат. Для девушки было позорно не быть замужем, достигнув определенного возраста. На сегодняшний день это по большей части неактуально.
Семейное положение в наше время оказывает не такое сильное влияние на общий статус человека любого пола в обществе, как это было в ранние времена.
Наличие отсутствие детей
Эта характеристика в наше время касается больше женщин.
Для мужчин наличие или отсутствие детей ключевой роли не играет и на положение в обществе сегодня практически не влияет (за исключением малых обществ — семьи, этноса — где это влияние иногда имеет место).
Восприятие женщины без детей до сих пор неоднозначно. И несет скорее негативную коннотацию: раз нет детей, значит, с ней что-то не так. Несмотря на наличие движения чайлд-фри, отстаивающего осознанный выбор женщины относительно того, иметь ли ей детей. Общество в целом пока еще ждет от женщины деторождения, хотя и признает, что она может достигать профессиональных и других высот. Но пока считается, что она все же должна успевать и то, и другое.