Чем отличается предмет и объект науки

Одним из самых трудных моментов при написании введения курсовой работы по праву считается определение объекта и предмета исследования. Данная тема в любое время для многих будет актуальна.

Все знают о том, как важно сделать проект правильно, но на что нужно обратить внимание в первую очередь? В чем же разница между понятиями «объект» и «предмет» исследования?

Субъект исследования — тот, кто проводит исследовательскую работу, готовит научный проект (ученый, студент, аспирант, профессор и т. д.).

Объект исследования

В научном мире под этим понимают процесс или явление, которое создает проблемную ситуацию. Наука объекта исследования, в отличие от предмета, наиболее широка.

Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть фото Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть картинку Чем отличается предмет и объект науки. Картинка про Чем отличается предмет и объект науки. Фото Чем отличается предмет и объект науки

Говоря человеческим языком, объект — это то, что подвергается исследованию и анализу. Соответственно, это то, что изучается.

Объект является определенной областью научных знаний, которая может существовать независимо от человеческого знания.

Предмет исследования

В границах объекта заключена область знаний, выступающая в качестве предмета.

Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть фото Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть картинку Чем отличается предмет и объект науки. Картинка про Чем отличается предмет и объект науки. Фото Чем отличается предмет и объект науки

Предмет исследования – это проблема или вопрос, которые фиксируются в рамках самого исследования. Это конкретные свойства вопроса или задачи. Это процессы, вопросы, явления, проблемы.

Чтобы найти предмет изучения, нужно дать ответ на основной вопрос: «Что конкретно мы изучаем?». Иными словами, мы конкретизируем тему.

Примеры объектов и примеров исследования в курсовой работе

Примеры, которые могут быть использованы школьниками или студентами, представлены в таблице:

Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть фото Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть картинку Чем отличается предмет и объект науки. Картинка про Чем отличается предмет и объект науки. Фото Чем отличается предмет и объект науки

Отличие предмета от объекта исследования

Объект очень тесно связан с основной темой научной или исследовательской работы и почти копирует ее.

Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть фото Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть картинку Чем отличается предмет и объект науки. Картинка про Чем отличается предмет и объект науки. Фото Чем отличается предмет и объект науки

Предмет связан с темой не так тесно, так как это довольно широкая сфера познания, исследовать которую можно с самых разных сторон.

Объект изучения является первичным. Предмет– вторичен.

Как правильно определить объект и предмет исследования

Если взять для примера тему студенческой работы «Брак и семья», то субъект может сформулировать объект работы таким образом: права и обязанности представителей семейных отношений. А в качестве предмета можно указать права и обязанности супругов, детей и т. п.

Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть фото Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть картинку Чем отличается предмет и объект науки. Картинка про Чем отличается предмет и объект науки. Фото Чем отличается предмет и объект науки

Второй пример: если тема определенного доклада учащегося «Особенности и принципы работы электронной почты», то объектом в данном случае будет являться электронная почта отдельного пользователя в интернете, а предметом — основные принципы работы электронного ящика.

То есть объект это то, что мы подвергаем исследованию, а предмет — это то, что конкретно мы изучаем в данной теме курсовой работы. Это определенная часть какого-то вопроса, который в процессе его анализа познается для нас в целостности объекта и отделяет различные, более значимые особенности.

Подытожим: объект является довольно широкой областью, которую исследуют, а предмет отражает основные свойства и определяет границы изучения.

Источник

Объект и предмет научного исследования

Научное исследование – наглядный пример того, как сочетаются теория и практика. Реалии мира подсказывают тему для изучения, затем человек выдвигает гипотезу, а после этого он проверяет ее в жизни. Актуальные проблемы общества служат основой для выбора предмета и объекта исследования, но давайте разберем все подробнее.

Цель объекта и предмета исследования

Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть фото Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть картинку Чем отличается предмет и объект науки. Картинка про Чем отличается предмет и объект науки. Фото Чем отличается предмет и объект наукиБез объекта и предмета не будет самого исследования. Цель курсовой или дипломной работы – всесторонне изучить выбранную проблему и найти ее решение. Результаты деятельности зависят от типа исследования:

Не только задачи, методология и результаты исследования зависят от предмета и объекта. На основе выбранных феноменов выдвигается гипотеза. Как правило, это какое-то утверждение относительно предмета. В процессе работы исследователь проверяет свою гипотезу, подтверждает или опровергает ее. Более того, в ходе изучения могут быть выявлены новые предметы для дальнейшего рассмотрения. И так обычно и бывает. А за этим выдвигаются новые задачи, гипотезы, теории. Исследовательская деятельность – это непрерывный процесс с постоянным развитием.

Каждое изобретение техники, педагогическая технология, психологические методики, законы мира, свойства отдельных предметов – все это результат чьих-то исследований. Научные открытия упрощают и улучшают жизнь, помогают понять устройство мира. Нельзя изучить все сразу, но если шаг за шагом исследовать один предмет за другим и одну область за другой, то рано или поздно человек познает весь мир. Для этого и нужен объект и предмет в научном исследовании.

Объектом исследования является.

Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть фото Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть картинку Чем отличается предмет и объект науки. Картинка про Чем отличается предмет и объект науки. Фото Чем отличается предмет и объект наукиОбъект исследования – это область, с которой мы имеем дело. Одна и та же сторона жизни может быть рассмотрена разными науками. Выбирая объект, мы сразу же определяемся с методами и инструментами для его изучения. Кроме этого, мы ставим цели и задачи, которые относятся именно к той области научного знания, с которой взаимодействуем.

Итак, объектом может быть:

Можно сказать, что объект – это поле для поиска и анализа актуальных проблем, совокупность характеристик, свойств, закономерностей, принципов, отношений. Это то, что мало или совсем не изучено наукой. Пример объекта: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Предметом исследования является.

Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть фото Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть картинку Чем отличается предмет и объект науки. Картинка про Чем отличается предмет и объект науки. Фото Чем отличается предмет и объект наукиПредмет исследования – это отдельное свойство в рамках объекта. Если последний указывает примерный путь, то первый конкретизирует поле исследования до одной точки. Предмет не может быть шире объекта и выходить за его рамки. В формулировке первого всегда присутствует часть второго. Это можно сравнить с адресом: объект – область и город, предмет – улица и дом.

Если объект существует независимо от мнения исследователя, то предмет изучается в рамках каких-то условий, под определенным углом, в заранее выбранной системе. Это может быть что-то, что видит только сам ученый, что-то важное и ценное именно для него: причинно-следственные связи, взаимоотношения, противоречия и т.д. Например, можно провести исследование по влиянию чихания людей на настроение котов. Скорее всего, на практике возникнут некоторые проблемы в методологическом плане, но, в целом, выбор такого объекта и предмета возможен.

Основываясь на примере из предыдущего пункта статьи, предложим такой пример предмета исследования: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в … (название конкретного ДОУ).

Сравнение понятий объекта и предмета и исследования

Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть фото Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть картинку Чем отличается предмет и объект науки. Картинка про Чем отличается предмет и объект науки. Фото Чем отличается предмет и объект наукиОбъект исследования шире, чем предмет. Объект – это процесс или явление, которое существует независимо от внешних факторов, взглядов исследователя. Предмет – это свойство или отношение в рамках объекта. На него можно повлиять. В рамках одного объекта могут быть выделены несколько предметов. Притом выявление и изучение нескольких предметов может быть как в рамках одной науки, так и в разных направлениях.

Поясним на примере. Представьте, что вы исследуете коробку. Кого-то заинтересует выбор материала для ее изготовления согласно целям применения коробки. Кто-то обратит внимание на размеры и технологию изготовления. Кто-то сконцентрирует внимание на дизайне. А кто-то оценит безопасность коробки и материалов для здоровья человека. Другой исследователь задумается над тем, насколько этично упаковывать подарки в коробку и как такие жесты влияют на взаимоотношения людей. Еще один исследователь станет изучать всевозможные варианты применения этой вещицы на практике и т.д. Это утрированный пример, но, по сути, объектом и предметом исследования может стать что угодно.

Представим итоговое сравнение понятий в виде таблицы:

Источник

Как определить объект и предмет исследования

Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть фото Чем отличается предмет и объект науки. Смотреть картинку Чем отличается предмет и объект науки. Картинка про Чем отличается предмет и объект науки. Фото Чем отличается предмет и объект науки

Объект исследования

Объект исследования — это процесс или явление, которое берется исследователем для изучения. Также может пониматься, как часть научного познания, которую исследователь постигает.

Объект исследования может быть материальным и нематериальным или же реальным и допустимым. Это всегда нечто общее, сфера, в которую погружается исследователь.

Реальными объектами считаются вещи, явления, процессы и отношения, которые включены в человеческую деятельность или культуру.

Допустимые (или потенциальные) объекты — это те вещи или события, у которых нет конкретизированных понятий.

Объект для работы по истории: Эпоха Ивана Грозного

Объект для работы по психологии: Проективные методики

Объект для работы по политологии: Политические режимы

Предмет исследования

Предмет исследования — это свойство объекта или аспект проблемы, через исследование которого познается сущность целостного объекта, выделяются признаки.

Как правило, предмет исследования должен соответствовать определению темы или быть приближенным к нему. Предмет всегда отвечает на вопрос “что изучается?”

Предмет для работы по истории: Становление опричнины при Иване Грозном

Предмет для работы по политологии: Особенности проведения выборов в условиях гибридного режима на примере Венесуэлы

Разница между объектом и предметом исследования

Объект и предмет исследования с точки зрения науки соотносятся как общее и частное. Они зависят как от дисциплины, так и от замысла исследователя.

Важно! Объект первичен, предмет вторичен.

Предмет может дословно повторять тему работы, а объект исследования может быть сформулирован в двух словах, поскольку является более обширным понятием.

Как определить объект и предмет исследования

Шаг 1. Выбрать общую сферу научного интереса. Например, в лингвистике это может быть — морфология.

Шаг 2. Выделить аспект, который и будет изучаться, например, образование отглагольных существительных.

Важно! Не забывайте, что предмет исследования должен обладать актуальностью и представлять интерес для научного сообщества.

предмет — образование отглагольных существительных,

тема — «Образование отглагольных существительных в художественной литературе Великобритании начала 20-го века на примере произведения Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец»».

Примеры объекта и предмета исследования

Пример 1. Дисциплина «Экономическая теория». Объект — экономическая жизнь общества. Предмет — внешнеэкономическая политика России и ее основные элементы.

Пример 2. Дисциплина «Философия». Объект — весь материальный и духовный мир, включая самого человека. Предмет — проблемы души в древнегреческой философии.

Пример 3. Дисциплина «Социология». Объект — функционирование общества. Предмет — социальная дифференциация населения.

Пример 4. Дисциплина «История». Объект — закономерности развития общества. Предмет — наследие Ивана Грозного и последствия его правления.

Пример 5. Дисциплина «Биология». Объект — живая материя на всех уровнях ее организации. Предмет — виды хищных птиц на территории Московской области.

Пример 6. Дисциплина «Психология». Объект — личностные и социально-психологические особенности подростков. Предмет — взаимосвязь самооценки, тревожности и социального статуса подростка в группе.

Пример 7. Дисциплина «Маркетинг и PR». Объект — экскурсия как туристический продукт. Предмет — PR-сопровождение экскурсии в туристической сфере.

Пример 8. Дисциплина «Бухучет». Объект — компания «Рога и копыта». Предмет — бюджет за 2019 год.

Пример 9. Дисциплина «Офтальмология». Объект — миопия средней и высокой степени. Предмет — методы диагностики миопии у детей на ранней стадии.

Пример 10. Дисциплина «Психолингвистика». Объект — взаимоотношения языка и мышления. Предмет — особенности развития мышления у детей-билингвов.

Видео том, как определить объект и предмет исследования

Вывод

Объект — это всегда более общее понятие, а предмет — более конкретное внутри объекта.

Без четкого понимания объекта и предмета исследования невозможно написание научной работы. С их помощью выделяют суть исследуемой проблемы, определяют цели и задачи исследования, методы.

Объект и предмет исследования — это фундамент, на котором строится дальнейшая работа. Определив эти две составляющие, исследователь в процесс выполнения научной работы должен постоянно руководствоваться ими, чтобы не сбиться с ранее намеченного курса.

Источник

Объект и предмет науки

Объект науки – это область действительности, которую исследует данная наука.

Предмет науки – способ видения объекта с позиций данной науки. Понятие «предмет науки», как отмечает Э.Г. Юдин, включает следующие компоненты: объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследователя; эмпирическая область, т.е. совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накопленных наукой к данному времени; задача исследования; познавательные средства. Целостность всех этих компонентов и формирует предмет науки как научную реальность. Предмет науки, взятый в целом, выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом [8, с. 9].

Характеризуя понятие «предмет науки», В.В. Краевский приводит следующую аналогию: предмет науки – это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные нашей науке для описания области дей­ствительности, избранной в качестве объекта изучения.

В некоторых трудах по гносеологии и методологии науки разли­чают три понятия: «объект действительности», «объект науки» и «предмет науки». Можно показать это различие на таких примерах.

Функции науки

В качестве социальных функций науки чаще всего выделяют: 1) функцию производства и воспроизводства истинного знания; 2) культурно-мировоззренческую; 3) функцию непосредственной производительной силы; 4) функцию социальной регуляции; 5) проективно-конструктивную и др. [6, c. 11].

Функция производства и воспроизводства истинного знания означает, что наука была и остается, прежде всего, средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включается описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Таким образом, основной, конституирующей само здание науки является функция производства и воспроизводства истинного знания.

Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

Мировоззренческий аспект данной функции предполагает влияние науки на формирование системы взглядов ученого. Индивидуально-личностное начало в науке влияет как на процесс научного поиска, так и на его результаты. Подчеркивая важную роль личности ученого, его позиции в научном исследовании, А. Эйнштейн писал, что «содержание науки можно постигать и анализировать, не вдаваясь в рассмотрение индивидуального развития ее создателей. Но при таком односторонне-объективном изложении отдельные шаги иногда могут казаться случайными удачами» [22, с. 91].

Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII-XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое открытие становится основой для изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки. Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства.

Наука, в отличие от других свободных профессий, не приносит сиюминутного экономического дохода и не связана напрямую с непосредственной выгодой, поэтому проблема добывания средств к жизни всегда была очень актуальна для ученого. В развитие современной науки необходимо вкладывать значительные средства, не надеясь их быстро окупить.

Превращение современной науки в непосредственную производительную силу общества тесно связано с качественными изменениями самой науки как социального института. На смену классической науке университетов, небольших научных коллективов типа научных обществ и академий XVIII- XIX вв. приходит мощный разветвленный социальный организм так называемой «большой науки», формирование которого стимулирует развитие такого рода исследований, которые характерны именно для современной эпохи.

Существование науки в качестве специфического социального института, все более активно включающегося в жизнедеятельность общества и имеющего свою собственную разветвленную структуру, между элементами которой складываются определенные связи и отношения, оказывается в центре внимания социологии науки.

Усложнение взаимоотношений людей внутри науки как социального организма выдвигает проблемы ее социально-психологического анализа. Наука далее выступает как элемент культуры в целом, воплощающий определенный тип деятельности в культуре. Она включает достижения всей культуры и, в то же время, оказывает на нее мощное воздействие.

Выделение функции социальной регуляции общественных процессов определяется тем, что наука воздействует на потребности общества, становясь необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Реализация наукой названной функции социокультурной регуляции осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки. Кроме того, методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития.

Наука проявляетс в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности).

Проективно-конструктивная функция науки обусловлена тем, что проектирование предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Данная функция связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально.

Научная деятельность генерирует особый тип знания – научное знание. Благодаря научной деятельности наука представляет собой динамичный функционирующий организм, существующий в той мере, в какой имеет место порождение знания, его созидание, производство [12].

Источник

Чем отличается предмет исследования от объекта исследования?

Разделение объекта и предмета в науке имеет принципиальное значение. Так, например, население Земли является объектом изучения многих наук – тут и психология, и политология, и география, и демография, и языкознание, однако, например, для демографии предметом является воспроизводство населения – остальное же изучается только опосредованно, в случае, если оно влияет на воспроизводство. Итак, разделение предмет – объектпозволяет при помощи разных наук изучать одну и ту же часть реального мира.

Предмет – это то, что исследуется, а объект – это то, у кого (чего) исследуется.

Объект исследования может изучаться под различными углами зрения. Разработка программы исследования как раз и направлена на фиксацию определенного угла зрения, под которым может рассматриваться объект. При выполнении конкретной научной работы выделяют определенные стороны, свойства, характеристики, особенности объекта, которые представляют интерес в плане изучения данной проблемы. Иными словами, выделяется предмет исследования.

Предмет чаще всего совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию (при условии, что название темы соответствует содержанию работы).

Предметом исследова­ния могут выступать:

· совершенствование или развитие сестринского процесса;

· содержание обучения пациента;

· формы и методы деятельности медсестры;

· диагностика какого-либо процесса (заболевания);

· пути, средства, факторы, условия совершенствова­ния ухода за пациентом;

· характер психологических требований и взаимодействий между медперсоналом и пациентами;

· особенности и тенденции развития науки и практи­ки;

· особенности и тенденции развития взаимоотношений между участниками лечебно-диагностической деятельности или сестринского процесса.

Например:

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:студенты I курса Ижевского медицинского колледжа.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:рацион питания студентов.

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:Изучение рациона питания студентов Ижевского медицинского колледжа.

Например, статистическая гипотеза будет зву­чать так:

В современном мире увеличилось количество людей с патологией желудочно-кишечного тракта. Приоритетной проблемой гастроэнтерологической патологии является абдоминальная боль.

Длительная работа за компьютером утомляет глаза и снижает остроту зрения в большей степени у студентов с нарушением зрения.

Например, научная гипотеза будет звучать так:

включение в реабилитационный процесс (та­ких-то) методов и приемов будет способствовать.

формирование ценностных ориентаций медсестёр возможно при условии.

Выдвинутая автором гипотеза может быть подтвер­ждена или опровергнута в ходе проведения теоретического анализа источников или в ходе проведения опытно-экспериментальной части курсовой работы.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Она носит вероятностный, а не достоверный характер. В исследовательской работе могут быть несколько гипотез одновременно.

Обычно выделяются следующие типы гипотез:

Сравнительные:

— * и * имеют сходство по следующим признакам***:

— и * отличаются по признакам***:

Аналитические:

— имеют следующую структуру*:

— наиболее важными показателями (характеристиками. формами, следствиями, причинами, аспектами, ценностями и т. д.) *являются ***

Дедуктивные:

— Характерной особенностью заболеваемости * начала 21 века является*.

— Наблюдаемый феномен * является частным случаем

— * представляет собой частный случай*.

Классификационные:

Изучаемые явления имеют следующую типологию: *.

— Основанием для классификации данных явлений служит.

Задачи связи и отношения:

— Влияние * на * опосредовано (происходит через*).

— * влияет на * таким образом: * (вариант: * зависит от* ).

Некоторые * имеют (не имеют) отношение к *.

Причинно-следственные (как частный случай предыдущего):

Если применить * и *, то получим *.

— * поведение * являетсяследствием влияния *.

— Замена * на * приведет к *.

Оценочные:

Использование аппарата * вместо аппарата * в диагностике заболевания * позволит повысить эффективность лечения.

— Использование аппарата * вместо аппарата * для измерения * в условиях * позволит точнее производить диагностику *,

— Данное описание более полное (актуальное, надежное, научное и т.д.), чем *

— * должно (не должно) быть * (или не *).

— * эффективно для * в условиях *.

— Преимущество * перед * состоит в том, что *.

Алгоритмические:

Последовательность манипуляций должна строиться так: *.

— Программа обработки данных * должна включать в себя *.

— Есть необходимость изменить алгоритм так: *.

— Введение в технологию (алгоритм) предлагаемой манипуляции (действия, средства) * позволит изменить результат в требуемую сторону.

Системные:

Структурными единицами (составными частями) * являются *.

— * будет развиваться (двигаться, строиться) в направлении *.

— Системообразующим элементом в изучаемом процессе будет *.

Индуктивные (обобщения):

Механизм (принцип действия) * устроен так: *.

— Выявленные признаки (факторы, элементы, аспекты и т.д.) укладываются в следующую закономерность *.

— Для получения требуемого результата * использовать лучше, чем *.

— Технология * может строиться так: *.

— Технология * должна включать в себя * (это м.б. инструмент или средство, этап, действие, операция и т.д.).

— Технология * не соответствует условиям (требованиям, представлениям и т.д.).

К гипотезе предъявляются следующие основные требования: а) гипотеза не должна содержать, понятий, которые не уточнены; б) должна быть проверяема при помощи имеющихся методик: в) она должна быть сформулирована на четком грамотном языке; г) соответствовать предмету исследования так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна; д) обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них.

Так в исследовательской работе на тему «Донорство: история и современность» можно дать такую формулировку гипотезы»: Дальнейшее развитие донорства в современных условиях на территории Кировской области возможно только в том случае, если законодательство закрепит более широкие конкретные социальные льготы донорам.

Обычно в ходе исследования гипотеза должна проверяться. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезы подтверждают или опровергают. Проверка выдвинутой гипотезы может проходить разными путями. Так для проверки гипотезы о развитии донорства необходимо проведение социологического опроса, в ходе которого большинство опрашиваемых высказались бы за расширение социальных льгот.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка даст отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Характеристики исследованияВопросы для проверки характеристик
ПРОБЛЕМАЧто надо изучить из того, что ранее не было изучено?
ТЕМАКак это назвать?
АКТУАЛЬНОСТЬПочему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
ЦЕЛЬКакой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯЧто рассматривается?
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯКак рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?
ГИПОТЕЗАЧто не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
ЗАДАЧИЧто нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Методы исследования. После выдвижения рабочей гипотезы необходимо определить методы исследования, которые будут способ­ствовать подтверждению или опровержению выдвинутой гипотезы. Методы исследования включают в себя теоретиче­ские, эмпирические и методы математической обработки данных.

· Теоретические методы исследования: анализ источников научной информации (монографий, избранных трудов, статей, авторефератов, учебных пособий, учебни­ков и т.д.), обобщение, сравнение, классификация, систе­матизация, схематизация, проектирование, моделирование и др.

· Эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервью, экспертные оценки, тестирование, психолого-педагогический эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности и т.д.

· Методы математической обработки данных, при помощи которых проводится количественная обработка полученных результатов исследования.

Методы исследования во введении просто перечисляются.

Например:

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, схематизация, анкетирование.

Наблюдение— целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:

— определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

— выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

— выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

— выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

— обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опросабеседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.Она ведется в свободной форме без записи ответовсобеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Особую роль в исследованиях играет эксперимент— специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.

Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания. Они служат средством сбора научных фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и

выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы— это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана — показатель середины; степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Итак, К эмпирическим методам можно отнести:

метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования;

метод измерения, позволяющий дать определенными единицами измерения численную оценку исследуемого свойства объекта;

метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях. Условия могут натурные или моделированные. Данный метод предполагает, как правило, использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и сравнения.

Теоретико-эмпирические методы исследования могут включать:

метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучение в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования);

метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов в СУ анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и составить технологическую схему;

метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);

метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.

Практическая значимость курсовой работы.Оценка результатов исследования по этому параметру указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику, в лечебно-диагностический процесс, сестринский процесс и т.д.

В данной части введения необходимо отметить, где была использована ваша работа и (или) где может быть использована, для какого контингента читателей будет интересна.

Примеры научного аппарата курсовой работы:

1. Тема: «Особенности восстановительного процесса в послеоперационный период у пациентов с различными типами восприятия своей болезни».

Цель: выявить особенности процесса выздоровления в послеоперационный период хирургических больных с различными типами восприятия своей болезни.

Объект: больные хирургического отделения Северной городской клинической больницы г. Кирова с различными типами восприятия своей болезни в количестве 90 чел.

Предмет: Процесс выздоровления хирургических больных в послеоперационный период.

1. Изучить типы восприятия своей болезни у послеоперационных больных.

2. Провести анализ информации по проблеме особенностей процесса выздоровления послеоперационных больных с различным восприятием своей болезни.

3. Провести мониторинг выздоровления пациентов с различными типами восприятия своей болезни Северной городской клинической больницы г. Кирова.

4. Разработать рекомендации по ускорению процесса выздоровления для послеоперационных больных с учетом типа восприятия ими своей болезни.

Методы: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, тестирование, анализ амбулаторных карт, математическая обработка результатов.

Гипотеза: при адаптивных вариантах восприятия болезни восстановление организма в послеоперационный период будет проходить легче и быстрее, а при дезадаптивных и интерпсихических вариантах более длительное время сохраняются болезненные симптомы и психическое напряжение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *