Чем отличается понятие гчп в российской и зарубежной практике
Простыми словами о государственно-частном партнерстве (ГЧП): понятие, плюсы и минусы, история и примеры партнёрства
Что действительно из себя представляет ГЧП? Какими плюсами и минусами эта форма партнёрства обладает? Эксперты нашего издания в этом материале доступно рассказывают обо всех ключевых нюансах государственно-частного партнерства.
Что такое ГЧП?
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма сотрудничества государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания инфраструктуры или оказания услуг населению.
ГЧП — эффективный инструмент для создания и обновления инфраструктуры, отсутствие и неудовлетворительное состояние которой влияет на уровень жизни граждан и препятствует успешному экономическому развитию.
Многие сферы (транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ) в России активно развиваются благодаря ГЧП. Широкое внедрение ГЧП связано с необходимостью привлечения инвестиций в проекты, для реализации которых не всегда бывает достаточно бюджетных средств, а также с необходимостью привлекать к реализации инфраструктурных проектов частные компании, которые будут участвовать не только в стадии строительства, но и будут ответственными за весь жизненный цикл объекта инфраструктуры.
Когда появилось ГЧП в мире и как оно работает в других странах?
Впервые термин «ГЧП» упоминался в США в начале 20 века, однако его значение не совсем соответствует современному определению. Под ГЧП понималось прежде всего совместное государственное и частное финансирование образовательных программ. В середине 20 века сфера взаимодействия публичных и частных партнеров стала шире. Впоследствии институт ГЧП приобрел современный облик и позволил государствам реализовывать проекты по созданию и обновлению инфраструктуры.
Российский рынок концессий и ГЧП стал формироваться немного позднее, чем во многих других странах. Например, в Индии и Германии это происходило с начала 2000-х годов, а в Великобритании, Канаде и Австралии – еще в 1990-х.
Принято считать, что современное очертание ГЧП появилось в Великобритании в 1992 году – благодаря программе Private Finance Initiative (PFI, дословно – «инициатива по частному финансированию»). Основной задачей было снизить издержки бюджета. Позже на первом плане оказался другой принцип – эффективность. За несколько лет до появления программы PFI похожую концепцию опробовали австралийцы. Именно эти государства – Великобритания и Австралия – к настоящему времени используют ГЧП наиболее активно.
Франция также активно реализует проекты ГЧП для создания и обновления инфраструктуры. Например, всем известная Эйфелева башня тоже связана с ГЧП. В 2005 году компания SETE (la Société d’Exploitation de la Tour Eiffel) заключила контракт с мэрией Парижа для изменения внешнего вида Эйфелевой башни и ее обслуживания. Прибыль по этому проекту за первые четыре года реализации значительно увеличилась и составила €65,7 млн.
В целом наличие или отсутствие проектов ГЧП в той или иной стране зависит от двух основных факторов. Первый – заинтересованность государства в развитии этого инструмента, второй – экономическая ситуация. Если наблюдается профицит бюджета, строить и развивать инфраструктуру зачастую можно и за бюджетные деньги без участия инвесторов. Однако профицит бюджета – скорее исключение из общего правила.
В мире есть разные модели ГЧП и особенности их использования в тех или иных государствах. Например, в Австралии доминируют региональные проекты: у каждого штата собственная политика. Самая распространенная схема – это модель Design, Build, Finance and Operate (DBFO, дословно – «проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация»). Российское законодательство о концессиях и ГЧП предусматривает реализацию проектов на основании модели BTO (Build — Transfer — Operate), либо BOT (Build — Operate — Transfer), либо BOO (Build — Own — Operate), когда на основании соглашения о ГЧП собственность остается у частного партнера. Модель BTO и BOT предполагает строительство и эксплуатацию объекта инвестором с передачей его в собственность государству (в случае концессий собственность передается сразу после создания объекта, в случае соглашений о ГЧП — обычно по окончании соглашения).
Становление ГЧП в России имеет свои отличительные черты в силу определенных исторических и социально-экономических предпосылок.
Открытие железной дороги между Петербургом и Царским Селом, июль 1837
Отголоски этого механизма появились в отечественном государственном управлении еще в конце 19 века. Один из первых крупных концессионных проектов по строительству железнодорожной ветки из Петербурга в Царское Село был запущен при Николае I: государство в целях реализации проекта обеспечило инвестора земельным участком и соответствующими гарантиями. Похожим образом функционируют проекты ГЧП и сегодня: по действующему законодательству публичный партнер принимает на себя обязательства по предоставлению земельного участка и определенных гарантий для частного партнера.
Существует позиция о том, что в качестве отправной точки развития ГЧП в современной России можно считать 2004 год, когда утвердили и сформировали Совет по конкурентоспособности при Председателе Правительства РФ. К числу задач данного органа относилось налаживание сотрудничества органов власти и бизнес-сообщества. Аналогичные консультативные органы стали формироваться в министерствах и ведомствах, в том числе в субъектах РФ. Уже впоследствии подготовили законодательную базу для основных моделей проектного сотрудничества государства и бизнеса (закон № 115-ФЗ о концессионных соглашениях и закон № 224-ФЗ о ГЧП). В настоящее время наиболее распространенной формой ГЧП, основанной на принципах взаимного распределения рисков, софинансирования капитальных и операционных затрат со стороны инвестора, а также повышения качества оказываемых услуг является именно концессия. По данным Минэкономразвития РФ, в период с 2005 по 2020 год в России заключено более 3 000 концессионных соглашений.
Плюсы и минусы
Основной плюс ГЧП состоит в том, что результаты сотрудничества государства и бизнеса может увидеть и ощутить на себе каждый. Мы ежедневно пользуемся услугами в сфере транспорта, здравоохранения, образования и других областях. Качество инфраструктуры так или иначе влияет на нашу жизнь, поэтому постоянное обновление старых и создание новых объектов – залог успешного развития страны. Специфика ГЧП позволяет государству получить готовый объект в собственность при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно пользоваться компетенцией и опытом частной стороны. К тому же проект ГЧП предполагает эксплуатацию инвестором инфраструктурного объекта и оказание им соответствующих услуг населению с применением современных методов и технологий, что зачастую менее эффективно в случае выполнения этих задач самим государством.
При нехватке бюджетных средств государство получает готовый для использования объект в кратчайшие сроки. Более того, отсутствует необходимость в проведении отдельных тендерных процедур для каждого этапа проекта: проектирования, строительства, эксплуатации. Вместо этого отбор частного партнёра или концессионера производится один раз на весь срок проекта.
Минусов у ГЧП практически нет, можно отметить лишь один нюанс: инфраструктура – это территория преимущественно больших и длинных денег. В связи с этим подготовка и согласование проектов ГЧП может длиться не один год. Некоторые инфраструктурные проекты находятся на согласовании государственных органов годами и из-за этого в ходе подготовки могут изменить свою юридическую конструкцию (например, с проекта ГЧП на госзаказ).
Таким образом, вектор развития ГЧП зависит от нескольких составляющих: наличия качественных институциональных механизмов, сильных стратегических инвесторов-предпринимателей и потенциала государственного сектора. По мнению большинства участников рынка, тормозит развитие ГЧП в России не отсутствие потенциальных инвесторов и даже не отсутствие совершенного законодательства. Главная причина застоя отрасли – консерватизм некоторых чиновников.
Критика ГЧП
ГЧП периодически подвергается критике со стороны ФАС. Антимонопольные органы пытаются признать «скрытыми» госзакупками некоторые концессионные соглашения по необоснованным причинам. Об этом мы уже рассказывали ранее.
Также к инструментам ГЧП скептически относятся отдельные представители государственных органов в регионах. Они не видят существенной разницы между реализацией проекта по механизму ГЧП и посредством госзаказа. Некоторые чиновники для создания инфраструктурных объектов выбирают второй путь, поэтому в субъектах до сих пор присутствует нехватка современных больниц, школ, дорог, аэропортов и др.
Самые яркие примеры ГЧП в России
ГЧП в России является достаточно молодым институтом, но за время его существования инфраструктурный рынок стал свидетелем ряда крупных и значимых в масштабах всей страны проектов. Они оказали влияние на развитие отечественной инфраструктуры и потребовали применения новых подходов к структурированию и финансированию сделок. Самые капиталоемкие и во многом определяющие вектор развития ГЧП – транспортные проекты (преимущественно авто- и железнодорожные).
Крупнейшее на сегодня концессионное соглашение заключено в 2018 году по строительству железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино на 192,4 млрд руб. Второе место по стоимости проекта занимает строительство автодорожного обхода Тольятти с мостом через Волгу за 120,8 млрд руб. Замыкает тройку крупнейших другой железнодорожный проект – по созданию линии Обская – Салехард – Надым Северного широтного хода стоимостью 113 млрд руб.
Автодорожный обход Тольятти с мостом через Волгу
Указанные концессии и еще несколько из числа самых масштабных запущены в порядке частной инициативы по предложению инвестора, в то время как в других странах инициатива запуска таких проектов чаще исходит от публичной стороны.
Проекты в транспортной сфере доминируют не только в российской практике. Например, среди крупнейших сделок США также преобладают проекты по строительству и реконструкции дорог. Это происходит в силу капиталоемкости и особой значимости транспортных проектов для развития инфраструктуры страны в целом. Будучи не столь распространенными, как, например, проекты ГЧП в коммунальной сфере, они во многом формируют облик отечественного рынка.
Перспективные направления в сфере ГЧП
Одним из перспективных направлений в сфере ГЧП является область информационных технологий. Пока в России в сфере ИТ реализуется единственный проект на основании соглашения о ГЧП. Он связан с созданием системы цифровой маркировки товаров.
Запуск «цифровых» концессий и соглашений о ГЧП – одно из будущих направлений развития инфраструктурного рынка. Сейчас в этой сфере запланированы как минимум две крупные инициативы: по созданию федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК, ориентировочная стоимость проекта – 63 млрд руб.) и системы мониторинга санкционных грузов.
Также особый интерес вызывают проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта в систему здравоохранения. Их реализация позволит вывести медицину в России на новый уровень.
К сожалению, текущее снижение экономической активности из‑за пандемии и падения цен на нефть приведет к сокращению количества и объема запускаемых инфраструктурных проектов в среднесрочной перспективе. Но это не повод способствовать стагнации отрасли. Наоборот, партнерство государства и бизнеса сейчас – та самая «вакцина», которая сможет помочь экономике восстановиться и выйти на качественно иной уровень. Бизнес будет активно способствовать выходу страны из кризиса, поэтому должны быть созданы условия для успешного развития сферы ГЧП. Она нуждается в постоянном обновлении и в совершенствовании нормативной базы. Открытость, гибкость и еще раз гибкость в отношениях сторон ГЧП – главный принцип законотворческой деятельности. Законодательство должно открывать для обеих сторон (государства и бизнеса) возможность достичь условий, которые были бы им максимально выгодны. Тогда можно говорить о ГЧП и его положительных результатах.
Партнёрство государства и бизнеса сейчас – это в первую очередь колоссальная экономия ресурсов (времени и бюджета) для публичной стороны. ГЧП для инвестора – гарантия того, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе.
Система государственно-частного партнёрства. Специфика реализации в России и за рубежом
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 09.07.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
В настоящее время в экономике ряда развитых и развивающихся стран широкое распространение получает новая особая форма взаимодействия государства и частного бизнеса государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство это организационно-институциональное объединение государства и частного бизнеса с целью реализации социально значимых проектов на всей территории страны или отдельных территорий. Существенные изменения происходят в формах и методах управления производственной и социальной инфраструктурой, которая традиционно находится в государственной собственности: инженерные сети и энергосети, морские и речные порты, аэропорты; здравоохранение, образование, правоохранительные органы и военная сфера.
Эти изменения характеризуют ослабление прямого влияния государства на экономику и параллельное усиление ее государственного регулирования в различных формах. Причина такого поведения недовольство государства работой государственных служб по обеспечению и обслуживанию общества. В результате возникает партнерство между государством и частным сектором.
Тем не менее, такие изменения и стратегии создают особую неопределенность, и изучение и анализ государственно-частного партнерства актуальны и представляют научный интерес. Эта тема рассматривалась и анализировалась в работах различных авторов, в частности В. Б. Варнавского, О. Вильямсона, Д. Гримси, С. А. Карпова, М. Льюиса, П. Розенау.
При изучении литературы этих авторов отмечается, что существует достаточное и оптимальное количество полных и развернутых исследований темы государственно-частного партнерства: международный опыт и российская практика.
Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства
Понятие, возникновение и структура государственно-частного партнерства. Концептуальные основы партнерства между государством и частным сектором
В экономике ряда развитых, а в последнее время и развивающихся стран широко используется новая особая форма взаимодействия государства и частного бизнеса. Это особая форма партнерства, обычно именуемая государственно-частным партнерством (ГЧП). В отечественной литературе используется термин государственно-частное партнерство, основанный на четком определении ведущей роли государства в российских реалиях.
Эта форма основана на ослаблении прямого влияния государства в экономике, передаче функциональных полномочий частному сектору и в то же время поддержании и усилении его регулирования. Государство это своеобразное агентство по продаже социально значимых товаров и услуг. Некоторые из этих преимуществ он может получить самостоятельно, а остальные за счет использования возможностей и возможностей частного сектора. Бизнес как бы приглашается в управление государственными активами для улучшения и качественной реализации государственных проектов.
Государственно-частное партнерство это форма деятельности между государством и частным сектором с целью развития наиболее значимых инфраструктурных объектов и предоставления качественных услуг хозяйствующим субъектам и обществу.
«Государственно-частное партнерство это специфические, различные виды взаимодействия государства и частного сектора в экономической сфере, фундаментальной чертой которого является баланс интересов, прав и обязанностей сторон в процессе его реализации».
Собственно термин «государственно-частное партнерство» (PPP, Public Private Partnership) появился в начале 90-х годов. XX век И в основном это связано с «британской моделью» ГЧП. В 1992 году правительство Д. Мейджора объявило Инициативу частного финансирования (PFI), которая представляла собой модернизированную концепцию управления государственной собственностью. Суть ПФИ заключалась в передаче частному сектору функций финансирования (строительство, реконструкция, эксплуатация, управление и др.) Объектов социальной, культурной и производственной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности, в рамках договоров и соглашений на государственночастном партнерские отношения. Это фундаментальное изменение в системе государственного управления в Великобритании повлекло за собой значительные изменения в институциональной среде, а также во взаимоотношениях между государственным аппаратом и частным бизнесом.
Учитывая интенсивное развитие различных форм ГЧП во всех регионах мира, применение в различных секторах экономики, данную форму взаимодействия можно интерпретировать как характерную черту современной смешанной экономики.
Напомню, что смешанная экономика это экономика с элементами рынка и командной формы управления. Это некая альтернативная форма управления. 100% рыночной экономики никогда не было, хотя Англия в 19 веке была близка к такой системе. Сегодня в Соединенных Штатах большинство решений принимает рынок. Однако роль правительства страны от этого не исчезает, напротив, государство играет важную роль в функционировании рынка: издаются указы и постановления, регулирующие экономическую среду, предоставляются услуги в сфере здравоохранение, образование и правоохранительные органы, бизнес и загрязнение окружающей среды находятся под контролем.
Рассмотрим концепцию ГЧП в анализе В. Варнавского:
Каждый участник проекта вносит свой вклад в развитие общего проекта. Например, бизнес предоставляет финансовые ресурсы, профессиональный опыт, гибкость, быструю адаптацию и эффективность в принятии решений, демонстрирует эффективное управление и новаторские способности. При этом внедряется так называемое «ноу-хау» в технологиях и методах управления при реализации проектов, и налаживаются отношения с поставщиками и подрядчиками, что увеличивает потребность в высококвалифицированных кадрах в рабочей силе.
Государство же обеспечивает законные права собственности, предоставляет всевозможные льготы и гарантии, а также финансовые ресурсы. В ГЧП государство развивает свои основные функции контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов.
Далее следует учесть заинтересованность каждого участника проекта в ГЧП.
Интерес бизнеса обусловлен стремлением к максимальному увеличению прибыли от реализации проектов, поскольку при экономической свободе в проектах, предоставляемых государством, частный сектор стремится к повышению производительности и инновациям. Во-вторых, бизнес в случае досадного стечения обстоятельств при реализации проекта получает достаточные гарантии возврата средств, вложенных в реализацию проекта, потому что государство несет определенные риски (по договоренностям стороны). В некоторых случаях за качественный сервис государство доплачивает партнеру. И, наконец, частный сектор получает госактивы в долгосрочное управление на льготных условиях.
Интерес государства состоит в том, что оно может переложить часть расходов на содержание и инвестирование собственности в частный сектор. Также за счет арендной платы и концессионных платежей госструктуры получают дополнительный источник доходов в бюджет.
И что из всего этого имеет население? Ведь все действия государства должны быть направлены в первую очередь на улучшение благосостояния людей. Среди положительных сторон партнерства повышение качества товаров и услуг, во-вторых, решаются социально-экономические проблемы. А также государство может потратить высвободившиеся средства на решение других более значимых задач и выполнение своих основных функций.
Я воспользуюсь своим правом вернуться к определению партнерства. Как уже отмечалось, это особая форма взаимодействия государственных структур и частных предприятий. Ключевым словом здесь, на мой взгляд, является слово «взаимодействие», то есть партнерство, согласованные действия, интересы и решения государства и частного сектора. Если есть взаимодействие, значит, государство и бизнес нашли общие интересы. Вопрос в том, в каких секторах это может происходить? Согласно концепции либералов, границы государственного вмешательства должны быть значительно сужены, «рынок это саморегулируемая среда, или что частная собственность намного эффективнее государственной». Под влиянием неблагоприятного состояния экономик некоторых стран и этих стереотипов правительства этих стран начали интенсивно проводить новую политику приватизацию. Как известно, последствия были не самые утешительные были расхождения в целях государства и частных интересов. Для исправления ситуации нужны были новые формы. ГЧП, с другой стороны, оказалось наиболее успешным в некоторых приватизированных странах (за исключением России). ГЧП это полуприватизированная форма, поэтому приватизацию не отменяют. Конечно, есть области, где частные предприятия могут функционировать без государственной поддержки и вмешательства, но традиционные области ответственности государства: инфраструктура, национальная оборона, образование и т. д. не представляют особого интереса для бизнеса и, в конечном итоге, могут исчезнуть. что может привести к нарушению социальной и экономической безопасности, поэтому такие активы не могут быть переданы в частные руки. Это подразумевает право определять ГЧП как некую альтернативу приватизации.
Так как же найти то самое взаимодействие? Как привлечь инвестора к реализации государственных проектов? Бизнес часто не видит определенных целей государства и его готовности к сотрудничеству.
Во-первых, государство должно признать сотрудничество с новым субъектом рыночной экономики, должно определить сферы и цели реализации социально значимых проектов.
Во-вторых, укрепить правовую базу для ГЧП.
И последнее создание управленческого аппарата, готового реализовать созданные проекты.
Основные модели и формы партнерства
Анализ причин следует дополнить анализом закономерностей и форм. После выполнения всех вышеперечисленных условий государственные органы и частный сектор вступают в партнерские отношения, которые закрепляются определенными соглашениями, контрактами, соглашениями и т. д. в зависимости от степени интенсивности решаемых задач в рамках ГЧП все существующие формы партнерства можно разделить на отдельные модели. Для задач ГЧП выделяются организационные модели, модели финансирования и сотрудничества.
При организационной модели глубокого вторжения в имущественные отношения не происходит, сотрудничество осуществляется путем привлечения третьих лиц, организаций, «возложения определенных функций и договорных обязательств, использования возможностей передачи объектов во внешнее управление».
В эту модель входит самый распространенный вид уступки. Модель финансирования это коммерческий найм, аренда, лизинг и различные формы финансирования. Модель сотрудничества это объединение усилий партнеров, представленное в различных формах и методах, для создания новой потребительской ценности как общественного блага. Обычно такое сотрудничество представляет собой сложную структуру, особенно в сфере производства.
Формы ГЧП: Государственные контракты как административный договор, заключаемый между государством и частной фирмой на осуществление особо полезных и необходимых видов деятельности: договора на выполнение работ по финансированию, проектированию, строительству, на оказание государственных услуг, на управление, на обеспечение государственных нужд, на оказание технической помощи и т. д. Особенностью данной формы является то, что государство не передает права собственности частному предпринимателю. Вся деятельность по контракту (строительство, закупка материалов) осуществляется за счет государства, а частный сектор выступает подрядчиком и не имеет права произвольно распоряжаться полученными средствами. Интерес частного партнера заключается в полученной доле в доходе и прибыли. Однако следует отметить, что это очень привлекательный бизнес, так как помимо стабильного дохода предоставляются всевозможные льготы и определенный престиж.
Аренда государственного имущества (зданий, оборудования и т.д.) и в форме лизинга. Смысл арендных отношений заключается в передаче государственного и муниципального имущества в частный сектор во временное пользование и за плату. По традиции предполагается, что сданное в аренду имущество будет возвращено арендатору, а право распоряжения остается за государством, но возможны исключения в виде выкупа сданного в аренду имущества в особо оговоренных случаях. Основная особенность получение государством прибыли в виде арендных платежей. В случае лизинга лизингополучатель, то есть частный сектор, в любом случае имеет право выкупить сданное в аренду государственное или муниципальное имущество.
Совместные государственно-частные предприятия. Они создаются в основном путем акционирования или участия сторон в акционерном капитале без выпуска акций. Степень свободы частного сектора определяется долей сторон в капитале. Также в зависимости от этой доли риски распределяются между участниками.
Концессии (концессионные соглашения) форма взаимоотношений государства и частного бизнеса, которая получает все большее распространение. Особенность заключается в том, что государство, оставаясь полноправным собственником имущества, дает частному партнеру полномочия на выполнение определенных функций на определенный срок, которые оговорены в соглашении, при этом наделяя его соответствующими полномочиями. Одна из них заключается в том, что он получает исключительное право не допускать аналогичных действий других лиц и самого государства. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер уплачивает определенную в договоре плату. Концессионер приобретает право собственности на произведенную продукцию. Согласно этому соглашению концессионер (частный партнер) обязан соблюдать требования общественных интересов, предоставлять соответствующие услуги, делать их общедоступными и устанавливать для этих услуг одинаковый тариф. В случае возникновения обстоятельств, представляющих угрозу для общества, государство принимает правовые меры, не прописанные в соглашении.
Соглашения о разделе продукции. Эта форма напоминает традиционную концессию, но все же имеет некоторые отличия. В концессии указано, что продукция полностью принадлежит концессионеру; В случае этой формы частный партнер государства имеет право только на ее часть, которая оговаривается в специальном соглашении.
Есть несколько видов уступок, но мы остановимся на некоторых из них: SPC, (BOT) (Сборка, Эксплуатация, Передача).
Здесь объект инфраструктуры создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатировать построенный объект в течение периода, достаточного для окупаемости инвестиций. После этого объект передается в состояние. При этом частный партнер имеет право пользоваться, но не имуществом.
BOOT, BOOT (строительство право собственности управление передача (построено, владеть, эксплуатировать, передать)). В этом случае частный партнер получает право пользования и право владения объектом в течение срока действия договора. После этого объект передается в государственный орган.
VCA, BOO (строительство собственность управление (Построен, Собственный, Эксплуатирующий). В этой ситуации созданный объект по истечении срока действия не передается в государственные органы, а остается в распоряжении инвестора.
PSVUP, DBOOT (Дизайн Сборка Владение Управление Передача (Дизайн, Сборка, Собственность, Эксплуатация, Передача). Особенностью договора такого типа является ответственность частного партнера не только за строительство объекта инфраструктуры, но и за его проектирование.
Подводя итог вышесказанному, можно говорить о значительном влиянии государственно-частного партнерства и его результатах: это развитие новых секторов инфраструктуры и общества, это приток инвестиций и движение капитала в те отрасли, где было некий «застой», развитие и внедрение технологий, новых методов управления и организации. Государственно-частные партнерства являются ключевым компонентом новой инновационной политики, поскольку при правильной организации они обеспечивают более широкие выгоды от государственных инвестиций в исследования, создавая благоприятную среду для устойчивых инноваций, которые являются стратегическим двигателем экономического роста.
Развитие государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике
Международный опыт взаимодействия государства и частного бизнеса
Для анализа и четкого понимания структуры развития партнерства, вероятно, следует начать с изучения эволюции ГЧП как сложного явления, которое выявляет очевидную взаимосвязь между уровнем его присутствия в экономике и доминирующей государственной идеологией. Так возникло одно из первых партнерств во Франции. В 1842 г. здесь был принят первый закон о железнодорожном транспорте, согласно которому железнодорожным компаниям был предоставлен режим государственных концессий.
На рубеже XIX и XX веков партнерство проявилось в Германии и Франции в жилищно-коммунальной сфере. В 1882 году в Париже был подписан контракт с братьями Перье на поставку энергии в центральные районы. В начале 20 века под влиянием марксистской идеологии и теории Дж. Кейнса произошли существенные изменения в государственном подходе к проектам. Все отрасли перешли под контроль государства.
Однако к концу ХХ века интерес к ГЧП проявился в связи с появлением новой экономической неоклассической теории, которая говорила о частной собственности как о главной движущей силе общественного развития. Впоследствии был взят новый курс на привлечение частного капитала и массовую приватизацию государственных предприятий.
Великобритания стала лидером по применению нового курса. Правительство разработало концепцию управления государственной собственностью Частную финансовую инициативу (ЧФИ). Ранее, в 1988 году, был принят закон о местном самоуправлении. Этим правовым актом местным органам власти было дано право заключать контракты с представителями частного капитала на оказание соответствующих качественных услуг на региональном уровне.
Далее руководящие органы Евросоюза проявили интерес и возросшую активность. С 1992 года активно создаются директивы, в которых прописаны правила и процедуры реализации этой политики. Также начали формироваться институты управления и регулирования ГЧП в виде: агентств (Великобритания, Нидерланды, Ирландия), акционерных обществ и государственных корпораций (Италия), ассоциаций (Франция).
Итак, отправная точка была задана началось широкое и активное использование государственно-частного партнерства в различных странах и регионах. Важно определить наиболее приоритетные области применения ГЧП. Инвестиции во всех отраслях экономики на один раз невозможно, и, кроме того, есть и сектора, где необходимо инвестировать в первую очередь. Помимо прочего, отрасли в странах с разным уровнем экономического развития, в которые необходимо привлекать частный капитал, существенно различаются.
Согласно анализу использования ГЧП в различных странах, проведенному отечественными экономистами, видно, что партнерство успешно применяется в транспортной (дороги, железные дороги, аэропорты, порты) и социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение) и в других сферах (тюрьмы, оборона, военные объекты).
Если проанализировать использование ППС по странам, то картина выглядит следующим образом. В странах G7 (США, Великобритания, Япония, Италия, Франция, Германия, Канада) здравоохранение на 1-м месте (185 из 615 проектов), 2-е место образование (138 проектов) и 3-е место автомагистрали.
Анализ использования проектов ГЧП отдельно для каждой страны из G7 представляет: США дороги (32 из 36 проектов), дороги Великобритании составляют 123 проекта из 352 и образование (113 из 352 проектов), в Германии образование (24 из 56 проектов).
Если рассматривать другие развитые страны (Австрия, Бельгия, Дания, Австралия, Израиль, Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур), картина следующая: первое место занимает использование ГЧП в дорожном строительстве, их реконструкция (93 проекта), затем здравоохранение (29 проектов), образование (23 проекта).
В развивающихся странах и странах с переходной экономикой вышеуказанные отрасли (кроме дорог) не будут приоритетными. В связи с более низким уровнем социально-экономического развития в этих странах на первое место выдвигается транспортная инфраструктура (строительство, реконструкция железных дорог, аэропортов, портов).
В странах с переходной экономикой, а именно в странах Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния); Страны Балтии (Латвия); Страны СНГ (Украина) по использованию ГЧП лидируют по автомобильным дорогам, строительству мостов и тоннелей легкого надземного метро, аэропортов. Им уделяется особое внимание и в первую очередь вкладываются средства.
Развивающиеся страны (22 из 95 проектов) Индия, Бразилия, Чили, Гонконг, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты отдают приоритет автомагистралям, на втором месте находятся аэропорты, тюрьмы и водоочистные сооружения.
В ряде стран Восточной Европы в конце 1990 начале 2000 гг. Методы ГЧП начали активно применяться в секторах транспортной инфраструктуры и в городской экономике в связи с подготовкой к вступлению в ЕС.
В чем причина такой разницы в использовании партнерства в разных странах. Во-первых, разница в экономическом развитии (есть наиболее развитые экономические системы и отсталые в социально-экономическом развитии). Во-вторых, государственная политика влияет на развитие определенных структур (где стабильная рыночная экономика, высокий показатель ВВП), государство гарантирует высокий уровень социальной защиты, где высокая средняя продолжительность жизни и высокое качество жизни. медицинское обслуживание и образование. Еще один фактор заинтересованность стран в развитии этих отраслей (индивидуальная для каждого типа страны), поскольку партнерство позволяет привлекать инвестиции частного сектора, распределяя риски между партнерами в текущих проектах.
Как и во всех нововведениях, в проектах государственно-частного партнерства есть очень успешные результаты и не совсем удачный опыт, когда допускаются ошибки в бизнес-планировании и игнорируются институциональные принципы, что в будущем является причиной прекращения проектов и их национализации.
Рассмотрим пример эффективного использования проекта ГЧП расширение и модернизация международного аэропорта в Варшаве. Более 85% пассажиров международных рейсов использовали именно аэропорт Варшавы, что потребовало в относительно короткие сроки обеспечить увеличение пассажирского и грузового аэропорта почти вдвое. Но развить такой проект в необходимом масштабе было невозможно без привлечения частного капитала, новых разработок и технологий.
По результатам открытого европейского конкурса, немецкая компания Hochtif AG выступила частным партнером проекта, разработавшего специальную модель финансирования ГЧП для аэропортов Центральной и Восточной Европы. Образован консорциум (организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций, созданный для реализации проектов, в том числе инвестиционных, научно-технических, экологических и др.), В который в качестве партнеров вошли малые и средние предприятия. Польши и Германии. Частное финансирование было предоставлено консорциумом банков во главе с Ситибанком. Получателем займа и государственным партнером проекта выступило агентство Polish Airports PPL.
Стоимость проекта составила 153,4 миллиона евро, 80% его финансирования предоставило частное лицо. Польская государственная авиакомпания LOT была заключена в частный кредитный договор на использование аэропорта. Работа была завершена очень успешно, позже генподрядчик принял участие в проектах реконструкции на принципах ГЧП в аэропортах городов Дюссельдорф, Сидней и Гамбург.
Еще один пример эффективного и успешного использования ГЧП при реализации инфраструктурных проектов на основе частной финансовой инициативы наблюдается в Японии. Экономический спад 1990-х годов (экономический спад) заставил японские власти прибегнуть к английскому опыту, немного изменив концепцию и правила и приняв соответствующую законодательную базу. С 1999 года был принят закон, способствующий развитию государственных проектов за счет частного финансирования. Это было поистине знаменательное событие, так как до этого государство и государственные органы отвечали за создание инфраструктуры. Все дело было в привлечении частных инвестиций для строительства крупных государственных и социально значимых объектов инфраструктуры, когда строительство государственного объекта осуществлялось самим бизнесом за свой счет. Возмещение затрат впоследствии осуществляется за счет платежей из бюджета или за счет операционных доходов. Результатом этого стало стремительное развитие проектов (к 2008 году 333 проекта), опережающее показатели британской страны.
Но часто, как было отмечено выше, неэффективные проекты ГЧП из-за просчетов со стороны государства.
Таким образом, в Чехии был реализован проблемный инфраструктурный проект. Частные инвестиции в эту страну привлекаются по модели британской частной финансовой инициативы (PFI). Опыт этой страны говорит об опасностях и проблемах, с которыми может столкнуться государственный партнер при недостаточном опыте и обучении в реализации и применении партнерства. Так, для строительства участка автобана D47 протяженностью 80 км частный предприниматель предложил очень интересный и на первый взгляд привлекательный проект, на который получил внеконкурсный контракт.
Проблема фактически заключалась в отсутствии достаточного опыта ГЧП и недооценке намерений частного подрядчика командой государственного партнера, который, в свою очередь, изначально не имел особого желания реализовывать проект. В конечном итоге предложенная им структура финансирования сводилась к перекладыванию всех рисков на государство. Результатом стало прекращение проекта и уплата в том числе значительного штрафа.
Проект реконструкции крупнейшего аэропорта Германии во Франкфурте-на-Майне признан удачной моделью для эффективного сочетания интересов государственных и частных партнеров. Проект предполагал предварительную стадию приватизации выпуск акций, 29% которых было продано на бирже. Владельцами оставшихся акций были земля Гессен (32,1%), город Франкфурт (20,5%) и штат (18,4%). Образованное таким образом ООО «Фрапорт» сознательно сохранило контроль над государственными инвесторами. В то же время, ОАО «частный» акционер других германских аэропортов, то есть The «частная» сторона партнерства в них представлена структурой с преимущественно государственным участием.
В настоящее время средства на развитие транспортной инфраструктуры осуществляются двумя способами: напрямую на крупные проекты и косвенно через государственный фонд развития инфраструктуры.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать выводы следующего характера:
Практика реализации государственно-частного партнерства в России: итоги и проблемы развития
Проанализировав различные варианты взаимодействия бизнеса и власти в глобальном масштабе, мы рассмотрим развитие и успех отношений между государственным и частным секторами в России.
В жизни российской экономики сама возможность партнерства государства и бизнеса до начала нынешнего века казалась маловероятной. В советское время государство при ведущей роли партии играло роль строгого, но рьяного хранителя, заботясь об ускорении роста, реструктуризации экономики и т. д., с развитием либеральных реформ наметилась обратная тенденция. освобождение экономики от прямого государственного вмешательства, доминирующего в экономической стратегии, из-за слабости механизмов экономического регулирования в условиях рецессии второй половины 90-х годов. В результате взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса было признано необходимым элементом государственной политики только в начале 2000-х годов, когда переход от экономики, основанной на эксплуатации сырьевых производств, к экономике знаний и развитию высокие технологии стали актуальными в экономической жизни страны. В результате вопросы четкого законодательного обеспечения развития партнерства и определения самого понятия государственно-частного партнерства приобрели первостепенное значение. Проблемы обострились с появлением признаков мирового финансового кризиса.
Конкретными примерами в сфере взаимодействия государства и бизнеса, конечно же, являются так называемые особые экономические зоны, которых сейчас одиннадцать. Причем первый был организован в Республике Татарстан, в Елабуге, в декабре 2005 года. Его формирование идет достаточно динамично: на площади 20 квадратных километров возводится инфраструктура первого комплекса, включая административный и бизнес-центр, таможенный терминал, автомагистрали и инженерные сети. На сегодняшний день в качестве резидентов ОЭЗ «Алабуга» зарегистрировано пять компаний с общим объемом инвестиций более 330 миллионов долларов. Выпуск первой продукции одного из предприятий зоны автомобиля Fiat Ducato планировался на начало 2008 года.
В Санкт-Петербурге накоплен положительный опыт развития государственно-частного партнерства. 20 декабря 2006 года Законодательное собрание города приняло Закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве», целями которого были:
Этот закон устанавливает порядок и правила передачи государственной собственности Санкт-Петербурга или прав на осуществление различных видов деятельности частному сектору. Он дает понять инвестору, в какие проекты и на каких условиях город готов вступить в государственно-частное партнерство. Таких законов пока нет ни в одном субъекте РФ.
Примеры реализации проекта в РФ и Санкт-Петербурге:
В настоящее время иностранные инвесторы проявляют значительный интерес к российским государственно-частным проектам. В частности, наиболее распространенной юридической фирмой в России и во всем мире является Allen and Overy, которая консультирует правительства государств, спонсоров проектных компаний и их кредиторов.
Примеры проектов ГЧП в России:
Проанализировав имеющиеся данные о реализации проектов ГЧП в России, обозначим основные успехи в этом направлении:
Но наряду с успехами и результатами есть некоторые трудности и пробелы в реализации проектов:
Анализируя развитие партнерства в зарубежных странах, я хотел бы подчеркнуть тот факт, что эти страны готовы к новым изменениям и развитию особых экономических отношений, что представители и правительства стран имеют четкое направление деятельности с частным сектором. сектор, имеет достаточное и объемное количество проектов для реализации стратегически важных объектов в зависимости от уровня развития страны и ее экономического положения. Также специально развиты специализированные учреждения, которые отвечают за выполнение определенных мероприятий по всей стране. Все это говорит в пользу наиболее успешного развития государственно-частных проектов и их значительного влияния на экономику стран.
Обобщая анализ развития партнерских отношений в ряде зарубежных стран и соотнося все с российской аналогией, можно сделать вывод, что развитие государственно-частного партнерства в России возможно и особенно необходимо, поскольку страна находится на сложном этапе экономического развития, а также экономический кризис.
Перспективы перехода на более высокий уровень развития рынка ГЧП зависят от внутренних и внешних экономических, институциональных и политических факторов. Несмотря на стремительное развитие мировых финансовых рынков и значительное ухудшение экономической ситуации в России, институциональные инвесторы готовы инвестировать в проекты с низким уровнем риска и умеренными требованиями к первоначальной сумме инвестиций. Особо отмечено развитие государственно-частных проектов в сфере транспортной инфраструктуры, ЖКХ, энергетики, а также промышленности и строительства. Это предполагает существенные изменения в отношении частных операторов, переход к возможности рационального сочетания свободной конкуренции с мерами государственного регулирования и обеспечения интересов общества.
Заключение
Обобщая все показатели и возможности государственно-частного партнерства, я хотел бы высказаться в пользу такой новой формы отношений между государством и частным бизнесом. Во-первых, государственно-частное партнерство один из механизмов смешанной экономики, позволяющий развивать отношения бизнеса и государства; во-вторых, это способность государства найти источник доходов бюджета, а частный сектор имеет возможность владеть и распоряжаться государственными и муниципальными активами, а также возможность получения различных государственных льгот. В-третьих, объединение усилий государства и частного предпринимательства в рамках конкретных проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества. И наконец, это успешный механизм поиска экономического и социального консенсуса, внедрения новых разработок и технологий, использующий идеи, логическое и хладнокровное мышление бизнеса в сочетании с упорядоченностью и властью государственных структур.
Государственно-частное партнерство в современном мире при грамотном и рациональном поведении это механизм, который может стать основой для создания высокотехнологичных корпоративных структур, призванных обеспечить ориентацию бизнеса и государства на решение проблем, связанных с выводом реального сектор экономики от финансового кризиса.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.