Что составляет основу экономики
Что такое экономика и как она работает? Все что вам нужно знать
Вы когда-нибудь задумывались, как работает местная, национальная или мировая экономика? Мы рассмотрим некоторые ключевые определения и принципы экономики, а также различные типы экономики.
Будь то процветание или упадок, мировая и местная экономика редко остаются вне поля зрения новостей. Но что именно означают эти термины и как устроена экономика? Мы исследуем основные принципы экономики, исследуя, как они влияют на мир вокруг нас и как мы на них влияем.
Помимо рассмотрения некоторых ключевых терминов и концепций, связанных с экономикой, мы также исследуем некоторые из различных типов экономических систем и типов экономики. Наконец, мы исследуем, как работает экономика.
Определение ключевых терминов
Давайте начнем с изучения некоторых терминов, которые будут встречаться в статье. Эти простые определения могут быть полезными справочниками:
Что такое экономика?
Прежде чем мы рассмотрим, как работает экономика, давайте сначала рассмотрим этот термин более подробно. Как и следовало ожидать, это довольно сложная концепция с множеством различных элементов. Поскольку это вводная статья, мы постараемся упростить ее.
Во-первых, давайте исследуем различные уровни сложности, когда дело доходит до экономики:
Местная экономика
Когда мы думаем о местной экономике, мы имеем в виду взаимосвязанные рынки и сети внутри определенного сообщества. Местное правительство, организации, предприятия и люди – все вносят свой вклад в эту экономику.
Местные предприятия могут покупать сырье у продавцов, которые находятся поблизости. Эти продавцы могут получать субсидии или налоговые льготы от местных советов или правительств. Люди в этом районе платят налоги, работают на предприятия и покупают товары и услуги.
Конечно, исторически такие местные хозяйства были довольно обычным явлением. Так как мы открыто исследуем глобализацию, до начала XIX века потребление и производство обычно происходили в одном и том же месте. Еда выращивалась в местном масштабе, и, например, ее покупали жители окрестностей.
Однако по мере того, как страны, а в конечном итоге и весь мир становились более доступными и взаимосвязанными, экономические сети расширялись и становились все более сложными. Конечно, местная экономика все еще существует; она просто является частью чего-то большего.
Национальная экономика
Когда мы говорим о национальной экономике, такой как экономика России, мы имеем в виду систему распределения ограниченных ресурсов. Экономика основана на том факте, что ресурсы, такие как рабочие, земля и сырье, ограничены. Однако спрос безграничен.
Хотя этот принцип распределения ограниченных ресурсов лежит в основе любой экономики, национальные правительства часто имеют радикально разные подходы к формированию и производству национальной экономики. Вот почему, например, экономика США сильно отличается от экономики Китая.
К тому времени, когда мы смогли производить продукцию и перемещать ресурсы через границы, эти национальные экономики снова стали частью гораздо более широкой сети взаимосвязанных стран.
Мировая экономика
Мировая экономика (также известная как глобальная экономика) относится к экономике всех людей в мире. Это определение включает в себя различные экономические системы и виды деятельности, которые происходят внутри стран и между странами.
Этот широкий диапазон охватывает обмен капиталом (деньгами и активами), а также потребление и производство товаров. Благодаря глобализации международная торговля, финансы и инвестиции – все это способствует развитию мировой экономики.
Типы экономических систем
Пока мы говорили в основном в общих чертах. Мы изучили, как в целом функционируют экономики. Однако существуют все виды различных экономических систем, которые могут принять местная и национальная экономика. Более того, на протяжении всей истории мы видели, как возникали, процветали и приходили в упадок различные типы систем.
Ниже мы кратко рассмотрим некоторые из основных типов экономических систем, которые использовались и используются сегодня:
Феодализм
Этот тип экономической системы использовался в средние века. По сути, король или правитель «владели» всеми землями в определенной области. Затем этот правитель раздавал землю некоторым дворянам, которые сражались за них. Обычные люди обрабатывали дворянские земли, платя налоги с помощью продуктов и услуг (таких как еда и сельское хозяйство) в обмен на защиту.
Капитализм
Большинство экономик мира сегодня следуют капиталистической системе. Одной из ключевых характеристик капиталистической экономики является то, что частные предприятия (в отличие от государственных) контролируют собственность и производство в соответствии со своими интересами. При капитализме спрос и предложение означают, что рыночные цены могут быть установлены таким образом, чтобы служить интересам общества в целом.
Еще одна отличительная черта капиталистической экономики – мотивация получать прибыль. Примерами капиталистической экономики являются США, Великобритания и Австралия.
Социализм
В то время как при капитализме частные компании владеют средствами производства, при социализме все принадлежит государству или обществу. Вместо того, чтобы работать ради личной выгоды, каждый работает ради богатства, которое распределяется между людьми.
Вместо того, чтобы устанавливать цены и производство товаров спросом и предложением, в социалистической экономике продукты и услуги производятся на основе потребительной стоимости – потребностей общества. Примерами социалистической экономики являются Северная Корея и Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.
Коммунизм
Как и в случае с социализмом, коммунистическая экономика нацелена на то, чтобы средства производства принадлежали сообществу. Он направлен на создание бесклассового общества, в котором каждый вносит свой вклад в соответствии со своими способностями и потребностями. Однако это часто происходит за счет личных свобод.
Примерами коммунистических стран сегодня являются Китай, Куба и Вьетнам.
Типы экономик
Хотя различные типы экономических систем, описанных выше, существуют, они редко бывают такими жесткими. Экономика и рынки зависят от того, как они распределяют факторы производства для управления экономикой.
Рынки – это механизмы распределения ограниченных ресурсов. Они гарантируют, что потребители и производители могут получать товары и услуги, которые им нужны. Когда дело доходит до макроэкономики, тип рынка страны играет большую роль в ее экономике.
Здесь есть две крайности, в зависимости от того, какое влияние на рынок оказывает правительство. Как вы заметите в этой статье, политика и экономика тесно связаны между собой. Имея это в виду, на макроуровне существует три различных типа экономики:
Плановая экономика
В этой крайности все факторы производства контролируются государством. Это означает:
Свободные рынки
На другом конце спектра находятся страны со свободной рыночной экономикой. Факторы производства определяются потребителем и производителем и обычно зависят от денег, а не правительства, контролирующего решения. Это означает:
Смешанные рынки
В середине спектра находится смешанный рынок – компромисс между другими крайностями. Это означает, что существует определенный уровень государственного вмешательства, обычно устанавливающего границы, в которых может действовать свободный рынок. Это означает:
Другие типы экономик
Как мы видели, существуют разные уровни функционирования экономики. На местном, национальном или международном уровне способы организации наших рынков и распределения ресурсов могут значительно различаться. Вот почему вы часто будете видеть разные фразы, связанные с экономикой. Вот некоторые другие известные типы, с которыми вы можете столкнуться:
Как устроена экономика?
Ключевой частью понимания того, как работает экономика, является понимание того, что лежит в ее основе, и принципов, которые ею движут. Мы изучили основы обоих пунктов выше, а это означает, что теперь мы можем взглянуть на то, как экономика формируется и работает, а также на факторы, которые влияют и на которые она влияет.
Как формируется экономика
Как определено на финансовом веб-сайте Investopedia, экономика формируется, когда группа людей объединяет свои навыки, интересы и желание торговать с другими. По сути, когда люди начинают торговать, потому что думают, что это улучшит их положение, формируется экономический рынок.
Домохозяйства, предприятия и правительства, наряду с рынком ресурсов и рынком товаров, составляют основу экономики.
Макроэкономика и микроэкономика
Рассматривая экономику с экономической точки зрения, следует учитывать две стороны – макроэкономику и микроэкономику.
Согласно МВФ, макроэкономика фокусируется на «большой картине» экономики, такой как уровень занятости, валовой внутренний продукт (ВВП) и темпы инфляции. Это факторы, в отношении которых правительство страны разрабатывает фискальную политику.
Микроэкономика рассматривает более детальные детали экономики. Она исследует, как домохозяйства и предприятия принимают финансовые решения, связанные с такими факторами, как влияние спроса и предложения на рынок.
Как микро-, так и макро- факторы влияют на то, как работает экономика, показывая, насколько сложна эта область.
Силы, влияющие на экономику (экономические показатели)
Итак, экономика работает путем создания сети рынков, состоящей из покупателей и продавцов. Эти экономические рынки распределяют ограниченные ресурсы между участниками этого рынка. Когда мы думаем об экономике страны, мы обычно думаем с точки зрения макроэкономики. Точно так же, когда мы думаем об отдельных рынках в сети, мы думаем с точки зрения микроэкономики.
Так что же определяет, насколько хорошо или плохо работает экономика? По мере того, как мы исследуем экономические факторы, некоторые из аспектов, влияющих на экономику, включают рост, уровень безработицы, инфляцию, процентные ставки и обменные курсы, а также цены на сырьевые товары (нефть, сталь, золото и т. д.). Эти факторы влияют на доход и покупательную способность домашних хозяйств и организаций.
Когда мы измеряем успех национальной экономики, мы говорим о валовом внутреннем продукте – стоимости готовых товаров и услуг страны в определенный период времени.
Влияние экономики
Мы узнали, что экономика окружает нас повсюду и что мы все играем в ней определенную роль. Но как экономика влияет на нашу повседневную жизнь? Как и следовало ожидать, здесь следует учитывать несколько факторов. Ниже мы перечислили лишь некоторые из них:
Опять же, это довольно упрощенное объяснение этих моментов. В действительности существует множество сложностей и механизмов, которые определяют экономические последствия для отдельных лиц, организаций и стран. Это связано с тем, как общество растет и развивается, и может быть движущей силой перемен.
Как подчеркивает Гильерме Уинспир, руководитель отдела маркетинга финтех-компании Pockit:
«Экономика находится в постоянном развитии, и цифровая революция последних десятилетий вдохновила ряд компаний на удовлетворение различных потребностей потребителей и стимулирование интеграции».
Он также подчеркивает тот факт, что технологические компании могут влиять как на местную, так и на мировую экономику. Будь то доступ к образованию или предоставление инновационных банковских услуг, технологии могут изменить мир.
Последние мысли
Так как же работает экономика? Что ж, это сложно. Однако, по сути, экономика работает за счет распределения ограниченных ресурсов между физическими и юридическими лицами. Ряд рынков, на которых происходит обмен товарами и услугами при содействии капитала, объединяются в экономику. Эти сети существуют на местном, национальном и международном уровнях.
Экономика может принимать разные формы, фокусироваться на разных приоритетах и иметь разные уровни государственного вмешательства. Как на микро-, так и на макроуровне существуют факторы, которые определяют, насколько хорошо или плохо работает экономика. Точно так же на нашу жизнь влияют различные приливы и отливы систем, частью которых мы являемся.
Экономист, финансовый аналитик, трейдер, инвестор. Личные интересы – финансы, трейдинг, криптовалюты и инвестирование.
Основные понятия экономики
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение экономики
Термин «экономика» разделяют на два значения:
Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение товаров и услуг.
Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов.
Функции экономической теории:
Существует две модели экономики:
Основные вопросы экономики:
Основные понятия экономики
Производство — процесс изготовления материального блага, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах. Может быть коммерческим и некоммерческим. Основная цель первого — получение прибыли. Некоммерческое производство занимается выпуском социально значимых продуктов. Как правило, такие предприятия находятся в собственности государства.
Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.
Потребление — использование готовых товаров или услуг для удовлетворения нужд и потребностей человека. Процесс обмена товара включает в себя транспортировку, продажу, передачу товара потребителю, а также ряд услуг, которые сопровождают этот процесс (страхование, кредитование и т. д.).
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.
Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:
Капитал — средства производства, которые произвел человек. Капитал бывает двух видов:
Приглашаем на уроки подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!
История экономики
В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство, а позже — рабовладение.
Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.
В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.
В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.
В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах развивался капитализм. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.
Типы экономики
Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.
Традиционный тип экономики
Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой многие страны действуют до сих пор. В основном это страны второго и третьего мира, в которых хорошо развито сельское хозяйство. При этом типе экономической системы в стране редко бывает активное сальдо, то есть страна тратит больше, чем получает. Зачастую у общества нет доступа к современным технологиям и медицине.
Командный тип экономики
Командную экономическую систему еще называют централизованной. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Централизованная власть контролирует значительную часть экономической системы, то есть большая часть решений по управлению принимается центральным правительством. Например, как было в СССР.
Рыночный тип экономики
Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.
В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует по-настоящему свободной рыночной экономики.
Смешанный тип экономики
Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, а точнее — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.
Уровни экономики
Мы уже упоминали разделение на микро- и макроэкономику. Существует еще более детальная классификация:
Экономический рост
Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.
Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.
В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.
Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.
Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
Место
Страна
ВВП (триллионы долларов США)
Подготовила: Арсакаева Ж.А.
Предмет: окружающий мир
Тема: Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Цель: Знакомство с природными богатствами и трудом людей, как с основой экономики.
1) Актуализировать знания детей понятия «экономика»; познакомить обучающихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «капитал», «труд людей», «потребность». Показать зависимость труда людей от наличия природных богатств.
2) Продолжать осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; определять тему урока; формулировать учебные задачи; осуществлять самооценку и взаимооценку деятельности (регулятивные УУД); развивать мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать классифицировать (логические познавательные УУД); выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; пополнять словарный запас; умение работать в парах (коммуникативные УУД); развитие пространственного воображения, наблюдательности (личностные УУД).
3) Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету. Воспитывать чувство прекрасного; бережного отношения к объектам природы, труду;
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Жамиля Арсакаевна и мы с вами создадим необычный урок окружающего мира.
Чтобы наш урок прошел хорошо, давайте мы будем работать под этим девизом.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поделитесь хорошим настроением.
Покажите своё настроение на смайликах. (Раздаю двусторонние смайлы с глазами, но без рта. Учащиеся сами рисуют рот (улыбка, грусть). Одну сторону используем в начале урока, вторую – в конце).
2. Актуализация знаний. Самоопределение.
— О чём вы говорили на прошлом уроке?
— Что же такое экономика? ( Экономика — это хозяйственная деятельность людей. С древнегреческого языка слово «экономика» переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Ещё в древности люди понимали, что хозяйство нужно вести по определённым законам и правилам.)
— Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте и напишите на листочках слова, относящиеся к экономике.
(Рынок, товар, услуга, нефть, потребности, заводы и фабрики, плодородная земля, вода).
Давайте мы с вами разберём все слова, которые вы написали.
— Какова роль экономики в нашей жизни?
— Что бы экономика хорошо развивалась, что нужно для этого?
— Ребята, как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока?
— Какую цель мы поставим перед собой?
Узнаем, что составляет основу экономики.
3. Работа по теме урока
Найдите на странице 42, что относится к природным богатствам (воздух, вода, почва, растения, животные полезные ископаемые).
— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этими понятиями.
— Вот мы с вами разобрали природные богатства.
— Как вы думаете, природные богатства смогут сами по себе обеспечить нас товарами и услугами?
— А что для этого нужно?
— Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Я раздам вам листочки с инструкцией и темой урока, вы внимательно читаете их, а затем клеите подходящие вашей теме слова. Далее вам нужно собрать пословицу, убрав лишние слова. На это дается вам 5 минут, далее один человек из команды выходит и зачитывает то, что у вас получилось.
1 группа – воздух, полезные ископаемые.
Не будет гореть топливо в котельной
Не будет гореть топливо в двигателе автомобиля
Не будет выработки электроэнергии
Не будет ветряных установок
Человек сможет прожить
Растения смогут расти
На земле жизнь будет продолжаться
Каждое полезное ископаемое используется по-разному
Полезные ископаемые используются в хозяйстве
Используются полезные ископаемые в зависимости от их свойств
Полезные ископаемые бывают твёрдые, жидкие и газообразные
Полезные ископаемые не нужны человеку
В хозяйстве не нужны полезные ископаемые
2 группа – вода, земля (почва).
Остановятся заводы и фабрики
Закроются столовые, прачечные и парикмахерские
Станет ненужным весь водный транспорт
Без воды невозможна жизнь
Экономика возможна без воды
Фабрикам и заводам вода не нужна
Столовые без воды продолжать работать
Невозможно сельское хозяйство
Невозможно производство продуктов питания
Землю называют кормилицей
Сельскому хозяйству не нужна земля (почва)
Без земли можно вырастить продукты питания
3 группа – растения, животные.
Растения и животные
Древесина нужна для изготовления мебели
Рыба служит одним из важнейших продуктом питания
Древесина нужна для изготовления строительных материалов
Древесина нужна для изготовления бумаги
Растения необходимы для жизни человека
В мясе присутствуют витамины, необходимые для здоровья человека
Человек сможет прожить без растений
Вырубка всех растений не влияет на нашу жизнь
Если бросать мусор в водоёмы, рыбам это не навредит
Природа нам не нужна
Богатства природы можно истреблять
4 группа – труд людей.
Природные богатства сами по себе не обеспечат нас товарами и услугами
Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства
Труд нужен для производства товаров и услуг
В экономике нужен труд людей разных профессий
Успех труда зависит и от здоровья
Труд бывает умственный и физический
Природные богатства сами обеспечат нас товарами и услугами
Труд разных профессий не нужен экономике
Экономике не нужны образованные люди
Здоровье для труда не нужно
— Защита работ. Выступление.
4. Закрепление изученного.
— Сейчас мы с вами проследим рождение одного предмета. Для начала вам нужно отгадать что это за предмет.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Раздаю всем поэтапные картинки и разбираем рождение хлеба.
— Давайте представим, что мы попали в поле. Есть только мы и поле. Нужно вырастить хлеб. Что для этого сделаем?
(Раздаю ребятам картинки процесса «рождения» хлеба и поэтапно собираем)
Я предлагаю вам пройти тест.
— Я читаю вопрос и варианты ответов. Выпишите букву с правильным ответом.
1. Что НЕ является природным богатством?
2. От чего зависит успех труда людей?
К) от умения работать на компьютере
Н) от знания иностранных языков
О) от образования и здоровья
3. Что необходимо для создания товаров и услуг из природных богатств?
А) благоприятный климат
4. К природным богатствам относится:
О) полезные ископаемые
5. Могут ли природные богатства сами по себе обеспечить людей товарами и услугами?
6. Древесина НЕ используется для изготовления:
Г) строительных материалов
Е) продуктов питания
7. Что составляет основу экономики?
Я) физический и умственный труд
Ц) природные богатства и труд людей
Ж) заводы и фабрики
-Какое слово у вас получилось? (молодец)
-Вы действительно молодцы…
— Что составляет основу экономики?
— Для чего нужен труд людей?
— Ребята, давайте поделимся впечатлениями об уроке.
Теперь на обратной стороне смайлика дорисуйте ей рот.
Улыбка – если всё понятно, урок был интересным.
Прямая линия – если были трудности, но в целом неплохо.
Грусть – если было трудно на уроке и неинтересно.
Учебник – с. 42-45, стр 45 (2) задание для домашней работы.
Мы с вами разобрали рождение хлеба. Вот и результат нашей работы (раздаю кексы).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.