Чем отличается периодизация всемирной истории
Периодизация истории
Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества; периодизация по принципам производства Л. Е. Гринина).
Содержание
Наиболее известные подходы
Формационный подход
В советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций (так называемая «пятичленка»), которая была разработана советскими учёными на основе произведений Маркса и Энгельса, в частности работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридриха Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Данная схема в качестве непререкаемой догмы вошла во все учебные и справочные марксистские издания, а советские историки прикладывали значительные усилия, чтобы найти последовательную смену формаций в истории любого общества.
Так называемые «творческие марксисты» воспринимали пятичленную схему как главный ошибочный конструкт марксистской теории и именно против нее были направлены их основные критические высказывания. В очень высокой степени развитие творческого марксизма в СССР следует связывать с дискуссией об азиатском способе производства — шестой формации, существование которой постулировал Маркс, но отвергали советские учёные.
Исходя из озвученных в ходе дискуссии новых идей сформировались новые формационные схемы, отличные от схемы пяти формаций. В одних концепциях формаций шесть — между первобытностью и рабовладением исследователи располагают «азиатский (политарный) способ производства» (Семенов; Коранашвили; Капустин; Нуреев и др.). В других формаций четыре — вместо рабовладения и феодализма «большая феодальная формация» (Кобищанов) или единая докапиталистическая формация — «сословно-классовое общество» (Илюшечкин). Кроме однолинейных формационных схем, появились многолинейные, фиксирующие отличия развития западной цивилизации и незападных обществ. Многолинейный подход к всемирной истории наиболее последовательно отстаивал Л. С. Васильев.
В настоящее время (2011 год) один из наиболее последовательных сторонников формационной теории остаётся Ю. И. Семёнов. Он создал глобальную формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории, согласно которой, ни одно общество не обязано проходить все формации, на чём настаивала советская историческая наука. Последние общества не проходят той стадии, на которой находились первые, не повторяют их движение. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее некогда передовые общества.
Цивилизационный подход
В отличие от стадиальных теорий, в том числе марксистской, цивилизационный подход рассматривает исторический процесс в другой плоскости, не в диахронной «вертикали», а в пространственном «горизонтальном» измерении. Сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о прогрессе в истории, а значит — избежать градации развитых, развивающихся и не развитых народов.
Считается, что основные идеи циклического понимания истории были сформулированы еще в работах Джамбаттисты Вико. Однако наиболее четко данный подход впервые был изложен в книге Н. И. Данилевского «Россия и Европа». В зарубежной науке безусловный приоритет принадлежит книге О. Шпенглера «Закат Европы». Однако наиболее обстоятельно цивилизационная теория была сформулирована в 12-томном сочинении А. Тойнби «Постижение истории». Тойнби выделил около 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Причинами возникновения цивилизаций служили «вызовы» внешней среды. Каждая из цивилизаций проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада. Внутренняя структура цивилизаций основывалась на функциональном членении на «творческое меньшинство», массы, «пролетариат».
Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов, и возможны различные спекуляции (вплоть до сведения любого народа к особой цивилизации). Во-вторых, не верно отождествление цивилизаций с живыми организмами. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.
Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, ныне она находится в кризисном состоянии. Зарубежные ученые предпочитают обращаться к изучению локальных сообществ, проблематике исторической антропологии, истории повседневности. Теория цивилизаций наиболее активно разрабатывается в последние десятилетия (как альтернатива евроцентризму) в развивающихся и постсоциалистических странах. За этот период количество выделенных цивилизаций резко возросло — вплоть до придания цивилизационного статуса едва ли не любой этнической группе. И. Валлерстайн охарактеризовал цивилизационный подход как «идеологию слабых», как форму протеста этнического национализма против развитых стран «ядра» современной мир-системы.
Теории модернизации
Неоэволюционизм
Мир-системный
Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ,но не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель. Поэтому не случайно, что главный мировой центр мир-системного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата Нью-Йорк) носит имя Фернана Броделя.
Литература
Ссылки
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
Периодизация истории. Проблемы, периоды, источники.
Периодизация всемирной истории
Периодизация является весьма эффективным способом упорядочения материала и его анализа, благодаря которому можно гораздо лучше понять основные механизмы исторических процессов, происходящих как во всем мире, так и в отдельном социуме. Периодизация общей истории невозможна без установления хронологических рамок общественного развития. Для этого используют факторы, оказавшие большое влияние на все ведущие страны мира. С помощью периодизации можно найти ответы на многие вопросы, она придает стройность и обоснованность теории, структурирует и, самое главное, дает ей измерительную шкалу. Проще говоря, это систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества).
Читайте также:
Периодизация всемирной истории
Периодизация древнейшей истории
Периодизация Новейшей истории
Периодизация Нового времени
Подходы к периодизации истории
Существуют разные подходы, но не все они считаются состоятельными и перспективными в наше время. Основными из них являются формационный и цивилизационный, которые мы кратко и рассмотрим.
Формационный
Формационный подход представляет собою схему исторического развития человечества, возникшую в рамках марксисткой философии и парадигмы исторического материализма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своих работах пришли к выводу о наличии в истории человечества пяти социально-экономических формаций, каждая из которых была более высокого уровня развития по сравнению с предыдущей. Формационный подход рассматривает последовательные этапы в развитии человечества – формации. Фактически это объяснение линейного развития истории человечества этап за этапом, или, в данном случае, формация за формацией. Смену формаций, по мнению сторонников такого подхода, определяет смена социально-экономических отношений, зависящих от конкретного способа производства. Выделяют последовательно сменяющие друг друга формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, которая должна была наступить после «всеобщего наступления коммунизма». Однако, после распада СССР и падения коммунистических режимов формационный подход претерпел ряд изменений, теперь формации в нём считают несколько иначе – коммунистическая формация исключена, капиталистическую формацию называют Новым временем, а после него идёт Новейшее время.
Цивилизационный
Цивилизационный подход дает возможность взглянуть на историю через его базовое понятие — цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). «Цивилизация» — многозначный термин, его можно понимать по-разному:
• как уровень развития всего человечества, который противопоставляется варварству (в этом значении цивилизация — синоним культурного развития);
• как самостоятельное общество (или крупное государство), которое характеризуется совокупностью политических, государственных, религиозных, экономических, культурных и социальных традиций, морали, ценностей и мировоззрения (такие цивилизации называют локальными).
Краткое содержание пьесы «Вишнёвый сад» Чехова
Внутренняя политика киевских князей в 11-12 веке кратко. Личности и действия.
Цивилизационный подход предусматривает изучение локальных цивилизаций во всей совокупности их важных черт. Разные ученые насчитывают различное количество локальных цивилизаций, традиционно их принято выделять несколько десятков. Локальные цивилизации занимали и занимают большие культурные регионы с несколькими государствами. Важную роль в формировании цивилизаций сыграли религии (такие как христианство, ислам и др.).
Цивилизационный подход делает упор на изучение специфики локальных цивилизаций, подчеркивая многообразие форм исторического процесса. Это своеобразная многоцветная картина, где все элементы дополняют друг друга. Вместе с тем изучение цивилизаций также не дает нам исчерпывающего ответа на вопрос о закономерностях развития всего человеческого общества. Поэтому многие историки считают цивилизационный и формационный подходы не взаимоисключающими, а скорее дополняющими друг друга.
Основные периоды истории
Доисторический
Начался он в эпоху палеолита, около 2 млн лет назад, когда древние люди стояли ещё на гораздо более низкой ступени развития. Несмотря на определённые достижения палеолита, развитие в доисторический период шло очень медленно. Этот период начал сменяться другим, античным, или рабовладельческим, примерно 5 тысяч лет назад, когда по планете уже вовсю шагала неолитическая революция, а на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зарождались первые цивилизации Древнего мира. Доисторический период характеризуется основными занятиями людей – охотой и собирательством. Однако, в переходный период (то есть перед зарождением Античности) охота и собирательство начали постепенно сменяться земледелием и скотоводством, а структура общества начала усложняться. Были изобретены первые языки общения, религия и различные ремёсла.
Античный
Античность продлилась с начала III тысячелетия до н. э. и закончилась во второй половине V века нашей эры. Это была эпоха первых могучих государств, таких, как Древний Египет, Древний Рим и Древняя Греция. В античности обычно выделяют следующие периоды:
Характеристика античного периода: активное развитие искусств, поэзии, науки. Появились театры, была изобретена демократия. Также появились первые представления о правах человека.
Средневековый
Продлились Средние века около тысячи лет, с V по XV век. Средневековье началось после падения Римской империи, которое погрузило Европу в тёмный и мрачный период истории, когда очаги цивилизации практически угасли. А закончилось оно в эпоху Великих географических открытий, которые раздвинули для человечества границы известного мира и позволили взглянуть на него по-новому. Средневековый феодализм делится на три основных периода:
Основные характерные черты Средневековья – феодальный строй, значительное влияние Церкви на общество и вообще на всё на свете, абсолютная монархия, инквизиция, подавляющая все ростки инакомыслия.
Периодизация всемирной и российской истории
Современная наука утверждает, что человек появился (начал выделяться из животного мира) около 2 млн. лет назад. Историю человечества принято разделять на две в высшей степени неравные по времени эпохи – первобытную и цивилизационную.
Эпоха первобытного общества составляет более 99 % истории человечества и разделяется на шесть периодов.
Цивилизационная эпоха составляет около 6 тыс. лет. В эту эпоху создается качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизациям осуществлялся постепенно, начиная с IV тыс. до н. э. В то время как часть человечества совершала прорыв – переходила от первобытности к цивилизационности, в других районах Земли люди продолжали находиться на стадии первобытно-общинного строя.
Цивилизационную эпоху обычно называют всемирной историей и разделяют на четыре периода (см. рис. 1).
Древний мир Средние Новое
века время
|
|
IV 476 г. рубеж начало
до н. э. н. э. XV – XVI вв. XXI в.
Рис. 1. Основные периоды всемирной истории
Древний мир начался в IV тыс. до н. э. с возникновения цивилизации в Месопотамии или Двуречье (в долинах рек Тигр и Евфрат). В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине Нила – древнеегипетская. К древним цивилизациям относятся индийская, китайская, греческая, римская и ряд других. Окончание древнего мира связано с падением Западной Римской империи.
Хронологические рамки средних веков определяются прежде всего событиями и процессами, происходившими в Западной Европе. Темпы развития Востока, особенно после нашествия кочевников на рубеже I – II тыс. н. э., были медленнее, чем в Европе. Но главным было то, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизводство старых, в древности сложившихся форм государственности, хозяйственных приемов, социальных отношений.
Хронологические рамки нового времени также определяются прежде всего событиями и процессами, протекавшими в Европе. Процесс перехода от общества средневекового (его также называют традиционным, аграрным, феодальным) к обществу индустриальному (капиталистическому) называется модернизация. Этот процесс занял на Западе около трехсот лет. Быстрее и раньше модернизация проходила в Голландии и Англии, медленнее – во Франции, еще медленнее – в Германии, России, Италии; особый путь модернизации был в Северной Америке; на Востоке модернизационные процессы начались лишь в XX в. Модернизация охватывала все сферы жизни общества. Большую роль в процессе модернизации сыграли идеи Просвещения и революции. В XIX в. на Западе утвердилась индустриальное общество.
Четвертый период всемирной истории в отечественной литературе называется новейшее время, а на Западе – современная история. В последней трети XX в. в странах Запада начался переход от общества индустриального к постиндустриальному или информационному.
Российская цивилизация не относится к числу древних, ее возраст не превышает 12 веков. В истории России можно выделить девять периодов, каждый из которых охватывает определенный общенациональный процесс и соотносится с процессами всемирной истории:
1. Догосударственный период. VI – первая половина IX в.
2. Раннегосударственный период. Киевская Русь. Середина IX в. – середина XII в.
3. Период политической раздробленности Руси. Середина XII в. – XIII в.
4. Период объединения вокруг Москвы русских земель. Образование Российского государства. XIV – XV вв.
5. Период укрепления Российского централизованного государства. XVI – XVII вв.
6. Первый период российской модернизации. XVIII – первая половина XIX в.
7. Модернизация России в 1861 – 1917 гг.
8. Советский период. 1917 – 1991 гг.
9. Постсоветский период. С 1992 года.
Вопросы и задания
1. Назовите периоды первобытной эпохи. В какие периоды начался переход от первобытности к цивилизованности.
2. Каковы критерии перехода из мира первобытного к цивилизованности?
3. Охарактеризуйте исторические процессы, с началом которых связано окончание средневековья.
4. Какие процессы включают в себя модернизация?
5. Укажите основные различия индустриального и традиционного обществ.
6. Основываясь на школьных знаниях, попытайтесь дать свою периодизацию отечественной истории.
Периодизация истории: сущность и подходы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Периодизация истории – это систематизация и условное деление человеческой истории на ряд определённых временных промежутков. Каждый из промежутков отличается от другого теми особенностями, которые были выбраны в качестве основания периодизации.
В исторической науке сложилось несколько самых разных подходов, так или иначе делящих историю человечества по тем или иным признакам. Некоторые из них, как например марксистский (формационный) подход, сыграли большую роль не только в развитии социально-экономической истории, но и жизни целого ряда государств, идеологии которых были основаны на марксизме.
Формационный подход
Формационный подход представляет собою схему исторического развития человечества, возникшую в рамках марксисткой философии и парадигмы исторического материализма.
К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах пришли к выводу о наличии в истории человечества пяти социально-экономических формаций, каждая из которых была более высокого уровня развития по сравнению с предыдущей.
Основными критериями формации стали социально-экономические признаки, такие как способ производства, господствующий и подчиненный класс, принадлежность собственности средств производства.
Так были выделены формации:
В России установившаяся советская власть внедряла идеи марксисткой идеологии и философии в научную жизнь. В результате в советской исторической науке установилось четкое деление мировой истории на пять формайий, что приводило к поиску таковых в обществах, где данные условия отсутствовали. Например, общество Древней Руси не знало рабовладельческой формации.
Падение Советского Союза привело к переменам и в исторической науке. Марксистская философия перестала быть единственно верной и правильной.
Готовые работы на аналогичную тему
В российской науке стали развиваться новые подходы к периодизации истории человечества. При этом формационный подход не был предан полному забвению и остается одной из наиболее четких и последовательных схем развития всемирной истории.
Цивилизационный подход
Цивилизационный подход основывается на делении человеческой истории на ряд цивилизаций, каждая из которых проходила и проходит ряд стадий развития.
Сторонниками цивилизационного подхода считается, что, выделяя полноправные и равноправные цивилизации можно избежать проблемы развитых, развивающихся и неразвитых культур и народов.
Идеи цивилизационного подхода во второй половине XIX в. развивала Культурно-историческая школа. Стоит сказать, что одним из её основателей былрусский ученый Н. Данилевский (1822-1885. Главной его книгой стала «Россия и Европа», вышедшая в 1869 г.
Крупными, ззнаковыми авторами, которые выражали идеи цивилизационного подхода былитакже О. Шпенглер («Закат Европы») и А. Тойнби («Постижение истории»).
Большинство специалистов и представителей этой школы считали, что каждой из цивилизаций присущи некие духовные предпосылки, символы и ценности вокруг которых и происходит формирование сложных духовных схем. Причем, каждый из специалистов делил человеческую историю на свой «набор» цивилизаций, которые существовали в прошлом или же дожили и до нашего времени.
Н. Данилевский пришел к выводу о существовании десяти цивилизаций
Немецкий специалист О. Шпенглер называл восемь великих культур.
Теоретики цивилизационного подхода считали, что каждая из цивилизаций основана на некой сакральной священной идее, вокруг которой и происходи развитие самой цивилизации. Особая роль в формировании цивилизаций отводилась религии, которая способствовала формированию уникальной идентичности каждой из историко-культурных сообществ.
Британский исследователь Арнольд Тойнби в своём более обстоятельном труде пришел к выводу о существовании 37 цивилизаций.
К слабым сторонам цивилизационного подхода относят отсутствие четкого критерия, по которому выделяется та или иная цивилизация, что к приводит к отличающимся друг от друга спискам цивилизаций у различных авторов. Вторым его недостатком является ошибочное соотнесение цивилизации и живого организма. Все цивилизации существуют по-разному, упадок и расцвет может чередоваться вне зависимости от предложенной теории. Третьим недостатком является то, что причины упадка и расцвета разных цивилизаций совершенно различны и зачастую несопоставимы.
Мир-системный анализ
Мир-системный анализ сложился в 1970- х года ХХ века. Данный анализ представляет собою сочетание исторических, экономических, социально-философских исследований и практик, которые направлены на исследование истории человечества и развития современного более совершенного социального порядка как глобальной интегрированной иерархической системы.
Мир-системный подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом.
Согласно И. Валлерстайну мир-система представляет собою иную возможность организации окружающего мира. Его основу составляют не общества или национальные государств, а особая единица анализа горизонтальных связей между историческими сообществами в целом, и между историко-географическими регионами, этносами, экономиками.
Выделяются три основных структурных типа социальной организации мир-систем: