Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника

Методы психологии. Опрос и тестирование

Методы психологии. Наблюдение и эксперимент.

Традиционно методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. В психологии, как и в любой науке, к основным методам относят наблюдение и эксперимент, а к вспомогательным – тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности и т.п.

Наблюдениезаключается в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений.

Научное наблюдение предполагает четко поставленную цель, подробно разработанный план, исходную гипотезу, которая в ходе наблюдения подтверждается или опровергается. К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство, что нельзя повторно произвести с достаточной точностью условия, в которых велось наблюдение, а также невозможность их варьирования.

Экспериментом называют метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экспериментатор сам вызывает изучаемое явление, а не ждет, когда оно спонтанно проявит себя. Он может варьировать количественные соотношения отдельных факторов и получать данные, допускающие математическую обработку.

Существенное отличие метода наблюдения от метода эксперимента состоит в том, что эксперимент предполагает организованное и контролируемое воздействие на исследуемое качество психической реальности, тогда как наблюдение это категорически запрещает и ориентирует исследователя на пассивное присутствие.

Опрос обычно определяют как метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом (отвечающим) и исследователем. Все такого рода методики делятся на две группы – анкетирование и интервью. Их отличия – в форме контакта с опрашиваемым. Анкетированиепредполагает наличие письменного оформления всех вопросов анкеты, с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Процедура тестирования обладает рядом достоинств: она не требует больших временных затрат, способ обработки полученных данных достаточно прост. К недостаткам тестирования относят невозможность предсказать дальнейший ход развития испытуемого. Имеются целые батареи тестов, позволяющих получать информацию об особенностях испытуемого, например, его самооценке, уровне притязаний, об особенностях мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, об уровне развития познавательных процессов и т.д.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника

Опросник в широком смысле — любой набор вопросов, касающихся какой-либо темы или группы связанных тем, разработанных для того, чтобы на них отвечал респондент. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные, опросники состояния и настроения и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках ответы не квалифицируются как «правильные» или «неправильные». Они должны отражать отношение человека к тем или иным явлениям, меру его согласия или несогласия с предлагаемыми высказываниями.

Опросники — это методики, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Задача испытуемого —дать письменные или устные ответы, сообщить информацию о себе, выразить отношение, сформулировать мнение.

По своей сути опросники предполагают осуществление испытуемым субъективного самоотчета. От анкет, которые будут детально рассмотрены нами в дальнейшем, личностные опросники отличаются следующим:

1) направленностью на изучение психологических особенностей;

2) стандартизацией процедур применения и интерпретации;

3) опорой на содержание определенной научной концепции, теории;

4) наличием норм выполнения или соответствующих критериев развития, по отношению к которым осуществляется стандартизация индивидуальных результатов;

5) проверкой степени валидности и надежности. Примерами таких тестов-опросников являются Миннесотский многоаспектный личностный перечень (MMPI), разработанный С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. и до сих нор широко использующийся в клинической психодиагностике; Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный А.Е. Личко в 1970 г. для определения психопатического развития личности и акцентуаций характера; методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла (16-факторный опросник) ит.д.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники)и со свободными ответами (открытые опросники).

Источник

Чем опросник отличается от теста?

Чем опросник отличается от теста?

Но попробуем разобраться, чем же опросник отличается от теста?

В «Энциклопедическом словаре: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика», изданном в 2005 году, читаем:

Опросник одна из разновидностей психологических тестов.

От анкеты опросники отличаются своей целью (анкета не изучает личность), а также наличием заранее подготовленных ответов на каждый вопрос (что сближает опросник с тестом).

Опросник может дать представление как об отдельной черте личности, так и рассказать о их комплексе. В последнем случае вопросы, диагностирующие разные черты, распределяются в случайном порядке, а в процессе обработки группируются так, чтобы дать характеристику каждой черте личности опрашиваемого.

Каждая такая группа вопросов называется шкала. Результаты опросников переводят чаще всего в стандартизированные баллы, поэтому опрашиваемых можно сравнивать либо с заранее установленной нормой, либо друг с другом.

Чтобы повысить правдоподобность ответов, некоторые опросники предлагают ответить на такие вопросы, смысл и цель которых завуалирована.

Какая разница?

Теперь, когда мы имеем представление о том, что собой представляют опросники, разберёмся с тестами. Читая определение, мы сразу увидим разницу. Если опросник сравнивают с тестом и анкетой, то тест сравнить не с чем, потому что он представляет собой систему заданий, которые позволяют измерять уровень развития различных психологических качеств.

То есть главным отличием опросника является следующее:

Тест изучает психологические качества, то есть внимание, память, воображение и так далее и тому подобное.

Кроме того, в отличие от стандартизированных опросников, тесты в проведении и обработке довольно-таки трудоёмки, проводятся индивидуально с каждым человеком и очень редко применяются в коллективе или группе.

И последнее очень важное отличие опросника от теста:

Результатом проведения опросника является количественное выражение той или иной черты личности.

Результатом проведения теста является сравнение полученного результата с некоторой установленной нормой, которая присуща конкретному типу людей. То есть у каждого теста есть так называемая шкала значений, позволяющая сразу же получить вполне определённый результат, который расскажет о человеке достаточно.

В качестве примеров опросников можно назвать следующие:

Чтобы ещё лучше понять, чем же опросник отличается от теста, нужно просто изучить себя с помощью одного из них. Тогда вы сможете полностью прочувствовать все отличия!

Источник

Чем отличается анкетирование от тестирования?

Доброго времени суток! Надеюсь, вы сможете уделить моей сегодняшней публикации немного благосклонного внимания. Сегодня я хочу рассказать вам, что такое анкетирование, чем оно отличается от тестирования, зачем вообще нужно анкетирование и стоит ли участвовать во всевозможных опросах.

Я попытаюсь раскрыть для вас суть некоторых специальных терминов, касающихся различных форм проведения опросов, рассказать о методах и формах анкетирования. Мы поговорим о правилах составления анкет и попробуем избежать ошибок при формулировании вопросов.

Что такое анкетирование?

Наверняка вы уже участвовали в анкетировании хоть пару раз в жизни. Вот скажите, вы отвечали на вопросы относительно организации лечения или образования, заполняли мини-анкетки на каких-то сайтах, участвовали в опросах в соцсетях? Если да, то вы уже представляете себе анкетирование как явление.

Обратимся к определению:

Анкетирование – это исследование, включающее перечень вопросов, касающихся событий, фактов или мнений, чувств и предпочтений опрашиваемого относительно чего-либо.

Анкетирование часто отождествляется с тестированием, но это не совсем верно. Тестирование служит для определения уровня каких-либо компетенций (знаний, уровня интеллекта и так далее), в то время как анкетирование служит всего лишь для сбора информации и использования ее в обобщенном виде. Изучается мнение, определяется наличие/отсутствие чего-либо, выясняются перспективы и так далее.

Анкетирование:

Тестирование:

Сферы применения анкетирования

Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника. Смотреть фото Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника. Смотреть картинку Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника. Картинка про Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника. Фото Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника

Анкетирование, как метод исследования актуально для многих сфер нашей жизни. Наиболее часто оно применяется при социологических опросах, при определении картины общества в целом либо неких социальных групп.

Анкетирование используется и в маркетинговых исследованиях, когда производителю или продавцу продукта нужно изучить мнение потребительской аудитории. В данном случае анкетирование способно решить массу маркетинговых задач: изучить спрос на продукт, определить портрет целевой аудитории, узнать мнение представителей ЦА о названии, свойствах или упаковке продукта, определить перспективы продаж и так далее.

Нельзя сбрасывать со счетов и прочие сферы нашей жизни: науку, культуру, образование, здравоохранение и так далее. С помощью подобных исследований можно определить векторы развития социальных сфер и улучшить качество обслуживания населения государственными, общественными и коммерческими организациями. Незаменимо анкетирование и в кадровой политике.

Подытожим: анкетирование особенно прочно прижилось в социологии, психологии, педагогике, маркетинге.

Плюсы и минусы анкетирования

Среди очевидных достоинств подобных методов исследования стоит упомянуть:

Наиболее весомым недостатком этого метода является большой процент невозврата анкет при некоторых способах их распространения. Ну и непонимание ряда вопросов, их произвольную трактовку или пропуск, а также заведомую ложь также нельзя сбрасывать со счетов.

Виды анкетирования:

Существует множество подходов к классификации подобных исследований. Например, опрос может проходить в индивидуальном или групповом порядке. Существует даже вариант с обменом заполненными опросниками, когда участники анкетирования анализируют результаты других членов группы. Этот вариант порой используется в фокус-группах.

Одним из наиболее важных моментов является способ донесения информации до респондентов. Сразу оговорюсь: очные опросы при участии явной персоны интервьюера – это несколько другой вид исследования, близкий, но не тождественный анкетированию. При интервьюировании можно задавать уточняющие вопросы, что при анкетировании исключено.

Зачастую несведущие люди задаются вопросом, чем анкетирование отличается от тестирования и даже путают эти понятия. При анкетировании люди высказывают свое мнение либо отвечают на вопросы касательно общеизвестных фактов. Тестирование же используется преимущественно для проверки знаний (например, ЕГЭ).

Несколько в стороне находятся и телефонные опросы – они занимают некое промежуточное положение между интервью и анкетированием. Для проведения телефонных опросов зачастую нанимают случайных людей, не имеющих понятия о правилах коммуникации с потенциальными респондентами, что увеличивает риски отказов и отрицательно сказывается на объективности ответов.

Сейчас мы поговорим именно о «чистокровных» вариантах – буквы, слова, письменные вопросы – и ничего более.

Раздаточное анкетирование

Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника. Смотреть фото Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника. Смотреть картинку Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника. Картинка про Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника. Фото Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника

Перед вами классический тип исследования, когда опросные листы печатаются на бумаге и раздаются участникам. Это наиболее чистый в плане корректности данных вариант, особенно если речь идет о группе участников, собранных в одном месте в конкретное время (например, по месту работы или проведения какого-либо мероприятия).

В данном случае процент невозврата анкет крайне мал, отказы от заполнения и пропуски вопросов редки. Однако это трудоемкий вариант, по сложности уступающий лишь индивидуальной раздаче, когда собрать анкеты у участников, находящихся на приличном расстоянии друг от друга (например, по домам) весьма затруднительно.

Онлайн-опросы

Интересным вариантом являются всевозможные интернет-опросы. Их иногда размещают на тематических сайтах (коммерческих и информационных), в соцсетях, на форумах, в мессенджерах и так далее. Темы для опросов задаются заказчиком. Время заполнения опросников если и ограничивается, то в достаточно широких рамках.

Однако в таких формах кроется существенный недостаток – люди крайне неохотно тратят время на опросы, если они не связаны непосредственно с их интересами. Исключение составляют, разве что, весьма социально активные персоны, но таких в современном обществе не много, а среди некоторых слоев населения – и вовсе исчезающе мало. Если человек действительно занят, привлечь к участию в анкетировании его можно только финансовым поощрением.

Сейчас я хочу вам рассказать о специальных онлайн-опросниках, где аккумулируются предложения по анкетированию. Заказчиками исследований выступают всевозможные организации: коммерческие, общественные, социальные, политические и так далее.

Основная аудитория заказчиков – это сотрудники маркетинговых отделов компаний, рекламные агентства, организации, специализирующиеся на проведении социологических исследований. Им достаточно создать опрос по шаблону в соответствии со своими целями и разместить его на соответствующей площадке.

Онлайн-анкетирование за денежку – это верный способ достучаться до труднодоступной целевой аудитории и провести отсев нецелевых пользователей. Правила проведения подобных опросов крайне просты: по профилям отбираются потенциальные участники, им предлагаются перечни вопросов, на которые нужно отвечать.

А теперь информация для потенциальных респондентов. Площадки-опросники типа You Think, Survey Harbor, Анкетка, Iberia System и иже с ними являются общедоступными и открытыми для регистрации. Так что стать респондентом на постоянной основе может любой желающий, располагающий компьютером или смартфоном, доступом в сеть и желанием поработать в интернете за деньги.

Перечисляю по порядку этапы подготовки к регистрации и участию в проектах-опросниках:

Иные виды анкетирования

Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника. Смотреть фото Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника. Смотреть картинку Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника. Картинка про Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника. Фото Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника

Среди других форм анкетирования стоит упомянуть, прежде всего, почтовую рассылку. Опросники в распечатанном виде отправляются по адресам потенциальных респондентов (обычно с вложением оплаченных конвертов). Альтернативным вариантом является распространение опросников через печатные СМИ: следует вырезать анкету, заполнить ее и отправить по почте по указанному адресу.

Как вы сами понимаете, процент возврата заполненных анкет в этих случаях крайне мал. Поэтому распространение анкет по почте и через СМИ используется сейчас крайне редко: при очевидно высокой стоимости они крайне малоэффективны.

Правила составления анкет

При составлении анкеты следует учесть несколько основополагающих моментов:

Типовая структура анкеты

Классическая печатная анкета состоит из трех структурных частей:

Классификация вопросов

Попробуем разобраться в классификации вопросов. Итак, первая типология вопросов – по содержанию. Существуют вопросы, касающиеся фактов и событий, то есть, объективные. Например, «Бывали ли вы за границей за последние пять лет?», «Есть ли у вас высшее образование?» – только факты и ничего более.

Им противопоставляются вопросы, касающиеся мнений, суждений, предпочтений, то есть, субъективные. Например, «В какой стране вы хотели бы побывать больше всего?», «Планируете ли вы получить высшее образование?».

Переходим к классификации вопросов по функциям:

И, наконец, еще одна типология – по структуре. Согласно этой классификации, вопросы принято дифференцировать на:

Кроме того, можно дифференцировать вопросы на прямые и косвенные. Прямые обращены непосредственно к респонденту и требуют высказывания личного мнения. Это щекотливый момент, особенно если суждение информанта отличается от общественного мнения или каких-то моральных догм.

Поэтому особо щекотливые вопросы лучше задавать в косвенной, то есть условной или обезличенной форме, причем максимально деликатно. А вообще чрезвычайно полярных (резко положительных или отрицательных), смущающих и откровенно гипотетических (не предполагающих четкого ответа) вопросов лучше по возможности избегать.

Подведение итогов

Обработка анкет – это очень важная часть исследования. Причем исследовательская работа серьезно осложняется тем, что часть опросников оказывается испорченной или заполненной лишь частично. Кстати, онлайн-анкетирование на специализированных площадках практически исключает подобные нюансы – система попросту не принимает неполные данные.

Естественно, обрабатывать анкеты с закрытыми вопросами значительно проще, можно даже автоматизировать процесс. С открытыми вопросами приходится повозиться: только вручную и только профессионально и вдумчиво. Для систематизации данных используют некие ключевые слова и соответствующие категории. Потом производятся математические подсчеты, позволяющие выявить процентные соотношения к общему числу опрошенных.

Обработанные данные обычно визуализируются и представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, демографических карт и прочих подобных средств наглядности.

Сфера применения анкетирований поистине необозрима. Чтобы познакомить со всеми тонкостями этого классического метода исследований потребуется с десяток статей, но надеюсь, что общее понятие вы уже получили.

Источник

Чем отличается опрос и тестирование в форме теста опросника

Вступление

Данная заметка адресована людям, которые регулярно организуют тесты в процессе учебной диагностики.

Когда ко мне обращаются с подобными запросами, я обычно рекомендую вместо теста провести опрос (либо тест в сочетании с опросом).

Отличие теста от опроса

Под тестом и опросом я здесь подразумеваю следующее.

В тесте сотруднику задаются вопросы и дается несколько вариантов ответа. Подразумевается, что среди них есть правильные и неправильные. Сотрудник отмечает те, которые он считает правильными. После этого в автоматическом или ручном режиме происходит сверка ответов сотрудника с эталонами, задаваемыми разработчиками теста.

Также в тесте могут быть вопросы, подразумевающие ответ в свободной форме, ранжирование и т.д. Но все равно правильность ответа определяется по степени расхождения с заданным разработчиком эталоном.

Опрос же не предполагает наличия правильных и неправильных вариантов ответа. Вместо этого в опросе сотруднику предлагается самостоятельно оценить свою подготовку в той или иной области.

Пример теста и опроса

Предположим, что нам необходимо проанализировать уровень владения сотрудниками текстовым редактором Word.

Чтобы узнать, умеет ли сотрудник работать в режиме правки, мы можем сделать несколько тестовых вопросов, например:
1. В какой панели включается режим правки?
2. Что произойдет, если в режиме правки удалить текст, написанный другим сотрудником?
3. Как показать итоговую версию документа с учетом всех правок, без выделения в нем самих правок?
И т.д.

При желании мы можем даже сделать несложную симуляцию: предъявить сотруднику скриншот программы MS Word и попросить щелкнуть в то место на скриншоте, которое позволит добиться нужного результата, или сделать серию щелчков и т.д. Это тоже можно назвать своеобразным тестом.

Если же мы проводим опрос, направленный на самооценку, то вопросы будут несколько другими. В этом случае мы спросим, например:
1. Умеете ли Вы работать в режиме правки?
2. Как часто Вам случалось работать в режиме правки?
3. Какие сложности у Вас возникают при работе в режиме правки?
И т.д.

Преимущества опроса перед тестом

1. Возможность легко признать отсутствие знаний, навыков

При диагностическом тестировании может возникнуть такая ситуация: человек не знает ответа на какой-то вопрос или вообще плохо разбирается в теме, по которой проводится тестирование. Он мог бы признать это и отказаться отвечать на вопрос / тест. Он и без ответа на тест мог бы согласиться, что ему необходимо обучение / развитие. Либо выразить мнение, что ему и не нужно это знать, поэтому и обучение не нужно.

Если он формально произведет такой отказ и информация об этом сохранится в виде, подходящем для последующего анализа, это полностью удовлетворит наши диагностические цели, ради которых мы хотели провести тест.

Но формат теста, как правило, не дает возможности отказаться от ответа на вопрос. Тестируемый обычно вынужден выбрать один из предложенных в тесте вариантов, даже если он и понятия не имеет, какой из них правильный. Приходится гадать.

Также немаловажно, что человек часто нервничает и переживает, что сделает ошибку и получит низкий балл. Школа нас всех приучила бояться плохих оценок. В результате человек часто пытается обмануть, списать, подсмотреть ответ соседа и т.д., лишь бы не получить низкую оценку.

Таким образом, если человек не разбирается в некоторой области, но вынужден проходить тест, то он может списать, угадать, выучить только те вопросы, которые есть в тесте и т.д. Оценка за тест может быть существенным завышением его реальных знаний, умений, навыков. Если же он проходит опрос, не разбираясь в предметной области, то шансы на то, что он честно ответит, что не разбирается в ней, гораздо выше.

2. Атмосфера доверия

Люди часто не любят, когда их оценивают. А вот предоставление им возможности самооценки, интерес к их собственному мнению, создают доверие. А доверие всегда является прекрасной мотивацией к сотрудничеству. Если человек Вам доверяет, он гораздо лучше усвоит материал Ваших курсов, будет относиться к ним серьезно, внимательно, вдумчиво. Если не доверяет, то будет пропускать все мимо ушей, относиться к обучению как к неприятной формальности, с высокой вероятностью будет готов пойти на обман при контрольном тестировании.

3. Опрос разработать проще, чем тест

Хотя разработку опроса нельзя назвать элементарной задачей, она все-таки проще, чем разработка теста.

Адекватности теста добиться можно, но задача это довольно трудоемкая. Необходимо грамотно формализовать предметную область, после чего на основе полученной модели правильно составить тест.

Опрос требует менее высокого уровня формализации предметной области, поэтому его проще сделать адекватным.

Тем не менее, научиться составлять опросы проще, чем тесты:
• Существуют стандартные вопросы, которые почти всегда стоит включать.
• Возникает меньше сложностей с придумыванием альтернативных вариантов ответа.
• Неудачные вопросы могут быть скомпенсированы более общими вопросами со свободным вводом ответа.

4. Получение дополнительной информации

Проводя опрос, мы можем узнать дополнительную информацию о нашей целевой аудитории. Часто бывает удобным вместе с вопросами об уровне знаний и развитости навыков и умений включить в опрос и вопросы такого рода:
• Какой у Вас опыт работы с анализируемой предметной областью?
• Какие трудности возникают при работе?
• Какие возникают организационные сложности?
• Есть ли у Вас идеи по улучшению работы?
• Есть ли методы работы, которые Вы используете в своей практике и которые помогают Вам улучшить результаты?
И т.д., вплоть до некоторых элементов коучинга.

В ситуациях, когда необходима диагностика знаний, умений и навыков, дополнительная информация такого рода обычно также является весьма полезной.

5. Осознание потребностей целевой аудитории

В конце опроса можно вставить вопросы вроде:
• Что, на Ваш взгляд, можно сделать для улучшения результатов работы?
• Требуется ли Вам обучение в этой предметной области? Если да, то что бы Вы хотели увидеть в этом обучении? Какая из предложенных учебных программ Вам могла бы подойти?

Сформулированная осознанная потребность в обучении значительно повышает его эффективность. Если человек заранее решит, что обучение ему необходимо, то он получит больше пользы во время прохождения учебной программы.

Сочетание опросов и тестов

В некоторых ситуациях опросы могут быть полноценной заменой тестам. В других имеет смысл использовать сочетание опросов и тестов.

Если человек указал в опросе, что он хорошо разбирается в определенных темах, то можно затем дать ему тест по этим темам. Если же по некоторым темам он не слишком высоко оценил свои знания, то сразу же проводить тестирование по таким темам нет смысла. Нужно предварительно провести обучение.

Резюме

С моей точки зрения, в большинстве практических ситуаций, требующих диагностики знаний, опросы дают лучший результат, чем тесты, при меньших затратах. Также они могут быть успешно применены и в ряде других ситуаций.

Если Вы не пробовали проводить опросы при диагностике знаний, рекомендую попробовать. Если есть сомнения в том, что это хорошо сработает, то начните с сочетания опроса с тестом, как было описано выше. В этом варианте Вы в любом случае ничего не теряете.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *