Что способствует лучшему расщеплению крахмала клубней картофеля ферментами слюны
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемМарианна Астафьева
Похожие презентации
Презентация на тему: » Подготовка к ГИА по биологии Учитель биологии Никитенко О.Д.» — Транскрипт:
1 Подготовка к ГИА по биологии Учитель биологии Никитенко О.Д.
3 А1. В какой области сделал свои открытия К.А. Тимирязев? 1) медицины 2) ботаники 3) психологии 4) цитологии
4 А1.(2) В какой области сделал свои открытия И.М. Сеченов 1) ботаники 2) зоологии 3) физиологии 4) анатомии
5 А1. (3)Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки? 1) цитология 2) анатомия 3) эмбриология 4) гистология
6 А1.(4) Н.И. Пирогов известен науке тем, что 1) создал учение о биосфере 2) создал учение об иммунитете 3) впервые применил наркоз в хирургии 4) доказал невозможность самозарождения
7 А2. (5)Какую из функций выполняет изображенная на рисунке структура? 1) регуляция процессов жизнедеятельности 2) синтез белков в клетке 3) фотосинтез 4) выделение веществ из клетки
8 А2.(6) Какую из функций выполняет изображенный на рисунке органоид? 1) регуляция процессов жизнедеятельности 2) синтез белков в клетке 3) фотосинтез 4) выделение веществ из клетки
9 А2. (7) Какую из функций выполняет изображенный на рисунке органоид? 1) Удаление продуктов жизнедеятельности клетки 2) Расщепление поступающих в клетку веществ 3) Синтез органических веществ 4) Координация работы всех клеточных структур
10 А2. (8)Какую из функций выполняет изображенная на рисунке структура? 1) образование молекул АТФ в процессе клеточного дыхания 2) накопление органических веществ в клетке 3) удаление конечных продуктов жизнедеятельности из клетки 4) координация процессов жизнедеятельности в клетке
12 А3.(10) Какова роль водорослей в лишайнике? 1) питаются нитями грибницы, не причиняя вред лишайнику 2) всасывают раствор органических веществ из почвы 3) образуют органические вещества из неорганических 4) снабжают грибницу минеральными веществами
13 А4. (11)Почему на корнях растений при пересадке необходимо оставлять почвенный ком? 1) для быстрого роста главного корня 2) для защиты от попадания микроорганизмов 3) для увеличения доступа кислорода 4) для сохранения корневых волосков
14 А4.(12) Какую функцию выполняют жилки листа? 1) накапливают крахмал 2) обеспечивают прочность 3) осуществляют фотосинтез 4) уменьшают испарение воды
15 А5.(13) Передвижение воды и минеральных солей по стеблю происходит по 1) ситовидным трубкам луба 2) сосудам древесины 3) клеткам образовательной ткани 4) сердцевине
16 А5. (14)Садовод может прогнозировать урожай яблок по количеству образовавшихся на побегах 1) междоузлий 2) придаточных генеративных почек 3) придаточных корней 4) листьев
17 А5.(15) Фотосинтез протекает в клетках 1) грибницы подосиновика 2) корня мышиного горошка 3) семян лесной земляники 4) листа красной земляники
18 А6. (16)К группе одомашненных насекомых относят 1) рыжего таракана 2) комнатную муху 3) тутового шелкопряда 4) рыжего муравья
19 А6.(17) У какой группы животных размножение не связано с водой? 1) Земноводные 2) Пресмыкающиеся 3) Бесчерепные 4) Костные рыбы
20 А7. (18)Определите по внешнему виду пеликана, чем он питается в естественной среде? 1) рыбой 2) грызунами 3) плодами 4) зелеными побегами
21 А7. (19)На рисунке изображена конечность животного. Для представителей какого класса она характерна? 1) пресмыкающиеся 2) брюхоногие 3) млекопитающие 4) насекомые
22 А7. (20)На рисунке изображено строение яйца птицы. Какой буквой на нем обозначен белок? 1) А 2) Б 3) В 4) Г
23 А7.(21) На рисунке изображено насекомое. Какой буквой на нем обозначена грудь? 1) А 2) Б 3) В 4) Г
24 А8. (22)Человек относится к классу Млекопитающие, так как он 1) Имеет клеточное строение 2) Обладает членораздельной речью 3) Питается готовыми органическими веществами 4) Имеет перегородку в виде диафрагмы
25 А8. (23)Рассмотрите рисунок, на котором изображены ископаемые предки рода человек в хронологической последовательности их появления на Земле. Под какой цифрой изображен человек прямоходящий? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
26 А8. (24)Что может служить примером рудимента у человека? 1) наличие третьего века 2) многососковость 3) волосатость 4) наличие хвоста
27 А9. (25)Какой из приведенных органов входит в систему опоры и движения? 1) печень 2) гортань 3) позвоночник 4) селезенка
28 А9.(26) Органы какой системы вырабатывают гормоны? 1) дыхательной 2) эндокринной 3) опоры и движения 4) пищеварительной
29 А9. (27)Какой цифрой обозначена полость тела, в которой расположена селезенка? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
30 А9.(28) Основной тканью, образующей череп человека, является 1) соединительная 2) эпителиальная 3) мышечная 4) нервная
31 А10.(29) Преобразование энергии внешнего раздражителя в энергию нервного импульса осуществляется в 1) рецепторе 2) коре больших полушарий 3) аксоне двигательного нейрона 4) нерве
32 А10. (30)Какой отдел мозга контролирует точность выполнения движений? 1) мозжечок 2) продолговатый 3) мост 4) средний
33 А10.(31) Какой цифрой на рисунке обозначен средний мозг? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
34 А11.(32) Какой цифрой на рисунке обозначена суставная сумка? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
35 А 11. (33)Какой цифрой на рисунке обозначена ключица? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
36 А11. (34)Как называется кость, обозначенная на рисунке буквой А? 1) крестец 2) позвонок 3) ребро 4) грудина
37 А12.(35) В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Рассмотрите рисунки и определите по внешнему виду эритроцита концентрацию соли в сосуде Б, если в крови в норме она составляет 0,9%. 1) 1,7 % 2) 1,3 % 3) 0,9 % 4) 0,4 %
38 А12. (36)Для каких клеток крови характерны признаки: плоские, мелкие, неправильной формы безъядерные образования, живущие несколько суток? 1) фагоциты 2) тромбоциты 3) лимфоциты 4) эритроциты
39 А12. (37)Часто на спецодежде военнослужащих, спасателей, пожарных можно встретить нашивки. Что обозначает нашивка, приведенная в задании? 1) У ее обладателя вторая группа крови, резус- положительная 2) У ее обладателя вторая группа крови, резус- отрицательная 3) У ее обладателя первая группа крови, резус- отрицательная 4) У ее обладателя первая группа крови, резус- положительная
40 А13.(38) Сердечные клапаны обеспечивают 1) регуляцию артериального давления 2) движение крови в одном направлении 3) автоматизм в работе сердца 4) регуляцию частоты сердечных сокращений
41 А13. (39)Какой буквой на рисунке обозначена камера сердца, в которой берет начало большой круг кровообращения? 1) А 2) Б 3) В 4) Г
42 А13. (40)Какой цифрой обозначен венозный сосуд, если изображен фрагмент большого круга кровообращения? 1)12)23)34)4
43 А14. (41)Что способствует лучшему расщеплению крахмала клубней картофеля ферментами слюны? 1) употребление его в горящем виде 2) тщательное его пережевывание 3) употребление апельсинового сока во время еды 4) кислая среда в полости рта
44 А14. (42)какой буквой обозначена твердая часть зуба? 1) А 2) Б 3) В 4) Г
45 А15.(43) какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека? 1) укрепляет клетки кожи 2) служит резервным питательным веществом для клеток кожи 3) защищает организм от ультрафиолетового излучения 4) способствует сохранению тепла организмом
46 А15. (44)При поступлении с пищей в организм человека избыточного количества углеводов они 1) превращаются в жиры 2) запасаются в организме в виде крахмала 3) активно выводятся с мочой 4) перестают всасываться в тонком кишечнике
47 А15. (45)Какую функцию выполняет орган мочевыделительной системы, обозначенный на рисунке буквой А? 1) обеспечивает транспорт мочи к мочевому пузырю 2) освобождает кровь от конечных продуктов обмена веществ 3) обезвреживает ядовитые вещества 4) снабжает организм минеральными солями
48 А16.(46) Какой цифрой на рисунке обозначен элемент глазного яблока, регулирующий световой поток? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
49 А16.(47) Сетчатка – часть глазного яблока, в которой расположены 1) палочки и колбочки 2) сосуды и зрачок 3) стекловидное тело и роговица 4) хрусталик и передняя камера
50 А16. (48)какой из перечисленных анализаторов предоставляет человеку наибольшее количество информации об окружающей среде? 1) зрительный 2) слуховой 3) осязательный 4) мышечный
51 А17. (49)Какой тип нервной системы характерен для меланхолика? 1) сильный, инертный 2) сильный, уравновешенный 3) слабый, неуравновешенный 4) сильный, неуравновешенный
52 А17. (50)На рисунке демонстрируется опыт воздействия кислоты на рецепторы кожи лягушки. Как называется такое поведение животного? 1) орудийной деятельностью 2) инстинктом 3) условным рефлексом 4) безусловным рефлексом рефлексом
53 А18. (51)Употребляя недоброкачественные консервы, человек может подвергаться опасности заболеть 1) бутулизмом 2) холерой 3) гастритом 4) отитом
54 А18. (52)Как называют воспаление червеобразного отростка слепой кишки? 1) язва 2) аппендицит 3) цирроз 4) гастрит
55 А18.(53) Гиподинамия проявляется в 1) понижении массы тела 2) недостатке двигательной активности 3) снижении аппетита 4) повышении аппетита
56 А19. (54)Какую помощь необходимо оказать человеку при переломе ребер? 1) наложить на повреждение фиксирующую повязку 2) зафиксировать повреждение шиной 3) привести пострадавшего в горизонтальное положение 4) зафиксировать повреждение гипсовой повязкой
57 А19.(55) В каком случае используется промывание раны 1% раствором уксусной кислоты? 1) ожог щелочью 2) ожог кислотой 3) термический ожог 4) порез
58 А20. (56)Примером биоритма, связанного со сменой времени года, служит 1) плоская форма тела камбалы 2) мощная корневая система пырея ползучего 3) смена сна и бодрствования полевки 4) линька зайца
59 А20. (57)Какой признак характерен для насекомоопыляемого растения экосистемы луга? 1) Образуют цветки до распускания листьев 2) Имеют яркую окраску цветков 3) Тычинки имеют длинные свисающие из цветка тычиночные нити 4) Пыльники имеют много мелкой пыльцы
60 А20.(58) На рисунке продемонстрирована схема зависимости степени благоприятности действия фактора на живые организмы от его интенсивности. Какой цифрой обозначен прямоугольник, в который следует вписать слова «Зона гибели вида»? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
61 А21. (59)Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания: луговая герань кузнечик лягушка уж … 1) бобр 2) землеройка 3) ястреб 4) синица
62 А21. (60)С какой целью создаются агроценозы? 1) уменьшение видового разнообразия паразитов 2) увеличение видового разнообразия растений 3) получение высокого урожая культурных растений 4) повышения плодородия почв
63 А22.(61) Изучите график зависимости использования организмом человека энергии жира от продолжительности физической нагрузки. Какой процент энергозатрат приходится на жир на 20 минуте интенсивной физической работы? 1) 26% 2) 36% 3) 46% 4) 56 %
64 А23.(62) Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь. Объект Процесс Лизосома… Вакуоль Хранение питательных веществ Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1)Внутриклеточное пищеварение 2)Деление клетки 3)Выделение веществ 4)Транспорт веществ в клетке
65 А 23. (63)Между позициями первого и второго столбцов таблицы, приведенной ниже имеется определенная связь 1)Легкие 2) Кожа 3) Воздушные мешки жабры
66 А24. (64)Какой из приспособлений к жизни является физиологическим? 1) предостерегающая окраска шмеля 2) понижение обмена веществ у мыши 3) шипы на побегах у розы 4) маскировка у личинки бабочки
67 А24. (65)Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида человека разумного он иллюстрирует? 1) географический 2) морфологический 3) физиологический 4) генетический
68 А24. (66)Приспособленность полярной совы к жизни в тундре сформировалась под воздействием 1) естественного отбора 2) человека 3) хищников 4) искусственного отбора
69 А24. (67)Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида он иллюстрирует? 1) морфологический 2) генетический 3) физиологический 4) географический
Что способствует лучшему расщеплению крахмала клубней картофеля ферментами слюны
Как называется секрет со следующими характеристиками: прозрачная жидкость со слабощелочной реакцией, содержащая ферменты, участвующие в расщеплении крахмала?
3) поджелудочный сок
Прозрачная жидкость со слабощелочной реакцией, содержащая ферменты, участвующие в расщеплении крахмала, — это слюна.
Слюна обладает pH от 5,6 до 7,6 (слабощелочная). На 98,5% и более состоит из воды, содержит соли различных кислот, микроэлементы и катионы некоторых щелочных металлов, муцин (формирует и склеивает пищевой комок), лизоцим (бактерицидный агент), ферменты амилазу и мальтазу, расщепляющие углеводы до олиго- и моносахаридов.
Поджелудочной железой сок представляет бесцветную прозрачную жидкость щелочной реакции. Поджелудочный сок богат ферментами. В нем находятся: трипсин и химотрипсин, действующие на белки; карбоксиполипептидаза и аминопептидаза, расщепляющие полипептиды; липаза, расщепляющая жиры; амилаза, расщепляющая крахмал до дисахаридов; мальтаза превращающая дисахарид мальтозу в моносахарид — глюкозу и т. д.
Чистый желудочный сок представляет собой бесцветную прозрачную жидкость кислой реакции. Желудочный сок содержит протеазы, расщепляющие белки, и липазу, расщепляющую жиры.
Желчь — жёлтая, коричневая или зеленоватая, горькая на вкус, имеющая специфический запах, выделяемая печенью и накапливаемая в жёлчном пузыре жидкость. Основной компонент жёлчи — жёлчные кислоты, ферментов желчь не содержит.
Презентация к уроку
Ход урока
Целеполагание: Сегодня на уроке мы обобщим знания о химических процессах, которые происходят при переваривании пищи, проведем небольшие лабораторные исследования, будем применять знания в знакомых и незнакомых ситуациях при решении биохимических задач.
I. Активизация знаний
Учитель биологии
1. Разминка «Термины».
Органические вещества, катализаторы, ферменты, субстрат, индикаторы, химические реакции.
Какие органы образуют пищеварительную систему? Работа с рисунком на слайде.
3. Самопроверка по слайду.
Учитель химии
4. Ученический эксперимент
Экспериментальная задача 1. Качественные реакции на кислоты и щелочи
Цель: проведение качественной реакции на кислоту и щелочь с помощью индикаторов.
Оборудование и реактивы: пластина с гнездами, растворы гидроксида калия, соляной кислоты, индикаторная бумага (фенолфталеин, лакмус).
Инструктаж по технике безопасности
Опыт 1. В гнездо пластины внесите две капли гидроксида калия и индикаторную бумагу фенолфталеина. Как изменяет окраску фенолфталеиновая бумага в растворе щелочи?
Во второе гнездо пластины снова внесите две капли гидроксида калия и индикаторную бумагу лакмус. Как изменяет окраску лакмусовая бумага в растворе щелочи?
Сделайте вывод о химической среде.
Опыт 2. В гнездо пластины внесите две капли соляной кислоты и индикаторную бумагу фенолфталеина. Как изменяет окраску фенолфталеиновая бумага в растворе кислоты?
В свободное гнездо пластины снова внесите две капли кислоты и индикаторную бумагу лакмус. Как изменяет окраску лакмусовая бумага в растворе кислоты?
Сделайте вывод о химической среде.
Учитель биологии
5. Пищеварительные ферменты
Биологические катализаторы, белки сложного строения. Наиболее активны при температуре 37 – 39 градусов. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент действует строго на определенный субстрат и работает в определенной среде. При кипячении ферменты теряют свою активность.
Учитель химии
6. Экспериментальная задача 2. Действие ферментов в клетках картофеля.
Цель: докажите, что ферменты ускоряют реакции только в живых клетках.
Оборудование и реактивы: пробирка с сырым картофелем, пробирка с вареным картофелем, раствор пероксида водорода (Н2О2).
Инструктаж по технике безопасности
Опыт. В пробирку с сырым картофелем добавьте небольшой объем пероксида водорода. Что наблюдаете?
Напишите уравнение по схеме: пероксид водорода → оксид водорода + кислород.
Назовите тип химической реакции, расставьте коэффициенты в уравнении данной реакции.
Проделайте тот же опыт, но в качестве объекта возьмите вареный картофель. Что наблюдаете теперь? Сформулируйте вывод о действии ферментов в клетках картофеля.
II. Основная часть урока
Лабораторный практикум
Цель: учить проводить небольшие лабораторные исследования, совершенствовать навыки работы по постановке опытов, рассказывать о выполнении задания, оформлять результаты опытов в схеме-опоре.
На столах учащихся лабораторное оборудование, вещества и инструкции для проведения опытов, связанных с химической обработкой пищи. Полученная в результате опытов информация объединяется, обобщается. Учащиеся получают представление о согласованной работе органов пищеварения, используя знания, полученные на уроках химии и биологии в комплексе.
Перед началом работы слушаем небольшие сообщения учащихся о процессах химической обработки пищи под действием пищеварительных соков, подготовленные по плану.
ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ
Учитель химии.
Экспериментальная задача 3. Действие ферментов слюны на крахмал
Оборудование: накрахмаленная картофельным крахмалом фильтровальная бумага, спички, вата
Цель: выяснить действие ферментов слюны на крахмал.
Исследуйте ферменты своей слюны. Для этого нанесите ватной палочкой несколько капель слюны на фильтровальную бумагу, пропитанную крахмальным клейстером и обработанную иодом до сине-фиолетового окрашивания. На бумаге появилось светлое пятно. О чем это свидетельствует?
(В слюне содержатся ферменты, которые расщепляют крахмал до глюкозы, которая с йодом не дает синего окрашивания. Слюна в ротовой полости создает слабощелочную среду.)
– Почему не у всех ребят получилось одинаково хорошо?
(У каждого из людей активность ферментов различна. Так, слюна курильщика содержит мало ферментов, расщепляющих крахмал, а потому результаты у них могут быть хуже.)
– Что было бы, если собранную слюну прокипятить?
Выступление (ученик) Мы провели
Теоретическая часть (работа со схемой-опорой):
Пищеварение в ротовой полости (рассказ ученика).
Здесь происходит механическая и химическая обработка пищи. Механическая обработка заключается в измельчении пищи зубами, перемешивании ее при помощи челюстей и языка. Химическая обработка пищи происходит под действием слюны. Слюна состоит из воды, слизи, содержит немного щелочи, обеззараживающее вещество лизоцим и ферменты. Состав слюны соответствует составу пищи. Щелочь имеет слабощелочную среду для реакций и обеззараживает пищу. В ротовой полости начинается расщепление углеводов. Эту реакцию ускоряет фермент амилаза. Образуется глюкоза. В тонком кишечнике глюкоза всасывается в кровь. По воротной вене кровь доставляет глюкозу в центральную химическую лабораторию – печень. Если глюкозы слишком много, печень задерживает ее и превращает в нерастворимое соединение – животный крахмал гликоген. При недостатке глюкозы в крови гликоген снова превращается в глюкозу. К печени воротная вена может принести различное количество глюкозы, но от печени по печеночной вене течет кровь с относительно постоянным содержанием глюкозы.
ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ
Просмотр фрагмента фильма
Соляная кислота – НСI (рассказ 2 ученика).
Эта кислота содержится в желудке и выполняет две функции: дезинфицирует большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приему пищи заранее: лишь только начнем переживать пищу, он выделяет желудочный сок, в состав которого входит и НСI.Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок (на 4-ом-6-ом уроках), особенно если ученик в школе не завтракает: желудочный сок начнет переваривать стенки самого желудка. Жуйте только на полный желудок и помните об эстетичности – не очень – то приятно смотреть на постоянно жующий рот.
Учитель химии
Экспериментальная задача 4. Действие ферментов желудочного сока
Оборудование и реактивы: пробирка с желудочным соком; раствор со свежеприготовленной взвесью белка, 10%-ный раствор КOH для нейтрализации желудочного сока; штатив с пробирками.
Инструктаж по технике безопасности.
Опыт 1
Цель: доказать, что ферменты желудочного сока действуют только на белки при определенной температуре.
В чистую пробирку налейте немного желудочного сока, добавьте небольшой объем свежеприготовленной взвеси белка.
Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Опыт 2
Цель: доказать, что ферменты желудочного сока действуют на белки в кислой среде.
В пробирку с желудочным соком добавьте 10 капель гидроксида калия, а затем немного свежеприготовленной взвеси белка Что наблюдаете? Сформулируйте вывод.
Выступление (ученик) Мы провели
Теоретическая часть: (работа со схемой-опорой)
Пищеварение в желудке (рассказ 3 ученика).
В желудок пища попадает измельченной и пропитанной слюной. Внутри пищевого комка продолжает действовать слюна, с наружной поверхности на него действует желудочный сок. В слизистой оболочке желудка находится множество пищеварительных желез. Каждая из них выделяет в желудок определенные химические вещества. Так образуется желудочный сок. Он состоит из воды, слизи, содержит соляную кислоту, ферменты. Соляная кислота создает кислую среду для химических реакций и обеззараживает пищу. Фермент пепсин ускоряет расщепление белков. Образуются аминокислоты. В тонком кишечнике аминокислоты всасываются в кровь. По воротной вене они доставляются в печень. Из поступивших аминокислот отбираются только те, что нужны организму. Остальные превращаются в углеводы или жиры, или из них образуются нужные организму аминокислоты. Есть аминокислоты, которые не могут образоваться в организме человека. Они называются незаменимыми и поступают только с пищей. Кровь доставляет аминокислоты в клетки. Здесь создаются собственные белки человека.
ПИЩЕВАРЕНИЕ В ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКЕ. (5 ученик)
А) В двенадцатиперстную кишку поступает сок поджелудочной железы и желчь из печени. Пищеварительный сок поджелудочной железы содержит немного щелочи и ферменты. Щелочь создает слабощелочную среду для химических реакций. Ферменты расщепляют белки, жиры и углеводы. Фермент трипсин ускоряет расщепление белков. Образуются аминокислоты, которые в тонком кишечнике всасываются в кровь и доставляются в печень.
Б) В двенадцатиперстную кишку поступает желчь из печени. Желчь – это зеленовато-желтая жидкость горького вкуса. Под ее действием жиры распадаются на мельчайшие капельки, их поверхность увеличивается, и они более доступны для действия ферментов. Продукты расщепления жиров – глицерин и жирные кислоты. В тонком кишечнике глицерин и жирные кислоты поглощаются эпителием кишечных ворсинок и превращаются в собственные жиры человека, в жировые вещества. Они поступают в лимфатические сосуды кишечных ворсинок и доставляются лимфой в жировое депо, например, в подкожную жировую клетчатку.
ПИЩЕВАРЕНИЕ В ТОНКОМ КИШЕЧНИКЕ (6 ученик)
В тонкой кишке образуется кишечный сок. Он также содержит ферменты, которые расщепляют белки, жиры и углеводы. Внутренняя поверхность кишечника покрыта кишечными ворсинками. Кишечные ворсинки – это выросты кишечной стенки. Внутри них находятся кровеносные и лимфатические капилляры. Продукты расщепления белков – аминокислоты и углеводов – глюкоза всасываются в кровь, жировые вещества всасываются в лимфу.
Учитель биологии
ПЕЧЕНЬ И ЕЕ РОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ
Биохимические задачи (решение и обсуждение)
ЗАДАЧА 1
«Не хочу пирожное! Из него во рту образуется кислота, ведь я не могу сразу почистить зубы», – кричит бабушке веселый рыжий мальчик из рекламного клипа. Бабушка предлагает ему жевательную резинку «Оrbit» без сахара вместо зубной щетки. Кто из них прав?
ОТВЕТ:
В определенной степени правы оба – и мальчик, и бабушка, хотя трудно поверить, что найдется мальчик, способный отказаться от пирожного. Пирожные не только содержат много сахара, но и, как любая мягкая пища, образует на зубах налет, в котором размножаются бактерии. Поэтому лучше всего после десерта почистить зубы, но и жевательная резинка в некоторой степени способствует очищению зубов от мягкого налета.
ЗАДАЧА 2
В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета?
ОТВЕТ:
Под действием слюны в полости рта расщепляется крахмал и другие углеводы. Процесс расщепления углеводов происходит в слабощелочной среде при температуре 37-38 градусов. В кислой среде желудочного сока расщепления крахмала не происходит, поскольку фермент амилаза неактивен. Поэтому картофель из острого винегрета будет перевариваться хуже.
ЗАДАЧА 3
Иногда продаже можно встретить очень своеобразное моющее средство, которое называется «Мыло с желчью». Как вы думаете, в чем сущность его моющего действия с точки зрения химии, какие загрязнения им лучше всего отстирывать и в каких условиях? Будет ли это мыло эффективно для стирки рабочей одежды автомеханика?
ОТВЕТ:
Желчь – жидкий секрет, вырабатываемый печенью позвоночных животных. Под действием желчи происходит расщепление, эмульгирование и омыление жиров, содержащихся в пище. Поэтому мыло с желчью хорошо отстирывает пятна от растительных и животных жиров. Поскольку спецовки автомехаников обычно загрязнены машинными маслами, которые производят из нефти (нефтяные, или минеральные, масла), то желчь их разлагать не будет.
III. Закрепление.
1. ТЕСТ «ПИЩЕВАРЕНИЕ»
Ферменты – это органические вещества, обеспечивающие:
А) растворение вещества в организме;
Б) механическую обработку пищи;
В) ускорение химических реакций в организме.
Фермент, выделяемый клетками желудка:
А) пепсин;
Б) трипсин;
В) амилаза.
Черный хлеб богат:
А) белками;
Б) жирами;
В) углеводами.
Защитное бактерицидное действие в ротовой полости выполняет:
А) лизоцим;
Б) муцин;
В) мальтоза.
В каком отделе пищеварительного тракта начинают расщепляться углеводы:
А) ротовая полость;
Б) пищевод;
В) желудок.
Под действием пепсина в желудке расщепляются:
А) белки до аминокислот;
Б) жиры до глицерина и жирных кислот;
В) углеводы до глюкозы.
В какой среде наиболее активен фермент пепсин?
А) в нейтральной;
Б) в кислотной;
В) в щелочной.
8. Какие вещества расщепляются ферментом трипсином?
А) белки;
Б) жиры;
В) углеводы.
В каком органе пищеварительной системе происходит наиболее интенсивное всасывание питательных веществ?
А) в ротовой полости;
Б) в тонкой кишке;
В) в желудке;
Какие конечные продукты образуются при распаде жиров?
А) глицерин и жирные кислоты;
Б) аминокислоты;
В) глюкоза.
2. КРОССВОРД «ПИЩЕВАРЕНИЕ»