Чем отличается оперативное управление

В чем разница между оперативным управлением и хозяйственным ведением

Оперативное управление и хозяйственное ведение – это важные юридические понятия. Они означают вещные права организаций, которые не принадлежат к группе собственников. Их активно применяют государственные бюджетные и унитарные организации. При этом оперативное управление и хозяйственное ведение имеют разницу. Она кроется в возможности использования для той или иной разновидности организаций.

Определение терминов

Чтобы разобраться в сходствах и отличиях, требуется проанализировать ключевые термины.

Хозяйственное ведение

Хоз. ведение представляет собой механизм, благодаря применению которого управляющие органы государственной организации могут пользоваться объектами определенной фирмы. Это допустимо делать в границах, установленных законами или иными нормативными документами.

Руководство организации может использовать недвижимость, тогда как применение движимых объектов находится под запретом. Владельцем компании, которая использует механизм хозяйственного управления, считается государство. Оно может:

Если обладатель компании выявляет, что объекты, переданные в соответствии со схемой хозяйственного ведения, не применяются в соответствии с их предназначением, он может изъять их.

Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление

Оперативное управление

Под этим термином понимают механизм, использование которого подразумевает наличие разных типов субъектов, применяющих государственное имущество. К ним относятся:

Такие субъекты могут использовать государственные объекты с учетом следующих правил:

Владелец государственной организации может:

Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление

Учреждения не могут самостоятельно распоряжаться имуществом, которое зафиксировано за ними. В качестве исключения стоит отметить денежные средства, выделенные по смете. Отдельные авторы отмечают, что некоторые разновидности учреждений все же могут распоряжаться объектами, закрепленными за ними.

В чем различия?

Ключевым отличием рассматриваемых прав считается то, что субъектом хозяйственного ведения считаются руководители государственной компании. Оперативное управление отличается тем, что круг вероятных участников правовых отношений, связанных с реализацией управленческих функций, намного шире. Именно в этом заключается основная разница.

Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление

Есть ли что-то общее

При сравнении рассматриваемых понятий можно выявить и общие черты. Так, оба механизма помогают организовать управление государственными объектами.

Жизненные примеры

Лица, которые имеют рассматриваемые права, не приобретают имущество. Это обусловлено отсутствием важнейшего основания для использования приобретательной давности, а именно – владения имуществом. Безусловно, получив какой-либо объект от собственника с ограничением прав, субъект не может считать его собственностью. Такое положение подтверждает судебная практика.

Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление

При этом суд не удовлетворил это требование. В материалах дела отмечается, что заявитель не может применять этот способ приобретения прав на имущество. Поскольку истец обладал статусом учреждения, он не мог стать собственником имущества, которое находилось в его ведении.

Сравнительная таблица

Особенности и отличия рассматриваемых прав приведены в таблице:

КритерийХозяйственное ведениеОперативное управление
СубъектыГосударственные и муниципальные унитарные организации.Государственные и муниципальные казенные организации.
Права владельца в отношении имуществаВладелец получает часть денег, которые были заработаны в результате эксплуатации имущества. Также он контролирует процесс его эксплуатации.Владелец может изъять лишнее имущество, которое не используется. Также он может распределять доходы предприятия.
Правомочия субъектов в отношении объектов, которые были им переданыРаспоряжаться возможно без согласия собственника при использовании движимых объектов и исключительно с его согласия, если дело касается недвижимости.Распоряжаться возможно исключительно с согласия собственника имущества. Если компания получила право заниматься деятельностью, которая приносит доход, она может распоряжаться заработанными финансами. Также казенное учреждение может продавать продукты, которые выпускает.

Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление

Заключение

Хозяйственное ведение и оперативное управление характеризуются рядом сходств и отличий. При этом разница заключается в особенностях применения имущества и получения прибыли от его эксплуатации.

Источник

Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Комментарий к ст. 296 ГК РФ

— по субъектному признаку. Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия (ст. 115 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 120 ГК). Как видно, это и коммерческие, и некоммерческие организации. Такое различие в статусе находит отражение в содержании права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297 ГК) и учреждением (ст. 298 ГК);

— по объектному признаку. Если объектом права хозяйственного ведения выступает лишь публичное имущество, то в праве оперативного управления наряду с этим может быть также и имущество, принадлежащее частным лицам (для частных учреждений);

— по содержанию. При формальном совпадении состава правомочий правообладателя в праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления их содержание различается. Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Следовательно, и возможности субъекта права оперативного управления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему собственником, более ограничены по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.

2. При передаче имущества в оперативное управление у собственника сохраняется больший объем прав в отношении имущества по сравнению с передачей имущества в хозяйственное ведение. Так, собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению либо приобретенное за счет выделенных им средств имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им по своему усмотрению (см.: Постановление Президиума ВАС от 5 апреля 2005 г. N 14450/04 (Вестник ВАС. 2005. N 8)). Однако казенные предприятия и учреждения имеют право обращаться с заявлением в суд о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим казенным предприятиям или учреждениям на праве оперативного управления. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК, возлагается на указанный орган (п. 41 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

Судебная практика по статье 296 ГК РФ

Рассматривая спор, суды руководствовались статьями 209, 210, 216, 296, 298, 299, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 155, 158, 167, 169, 170, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности факта наличия задолженности, а также обязанности именно МВД России по ее оплате.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь положениями статей 210, 296, 298, 309, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 36, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 158. частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений», учитывая разъяснения, данные в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, признал, что управление, как лицо, владеющее в спорный период времени жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, наравне с другими владельцами помещений в нем является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом в процессе технического обслуживания дома, в отсутствие доказательств своевременной оплаты оказанных истцом услуг, удовлетворил иск.

Источник

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Право хозяйственного ведения

Нормы, регулирующие право хозяйственного ведения, закреплены в Гражданском кодексе РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Законы в правовой системе РФ подробнее (с. 294). Они раскрывают данный институт как право, принадлежащее государственным и муниципальным унитарным предприятиям, по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника.

Как видно из определения, одной из главных составляющих в данной сфере является правовое положение обладателя права, в качестве которого предстает государственное или муниципальное унитарное предприятие. Его понятие также дает ГК РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Суды РФ подробнее в ст. 113: “коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней, а обладает им на праве хозяйственного ведения”.

Специфика унитарных предприятий состоит в том, что они обладают специальной правоспособностью, состоящей в возможности приобретения прав и осуществления обязанностей, которые соответствуют целям и предмету деятельности, закрепленным уставом унитарного предприятия.

Предмет и цели деятельности, осуществляемые таким предприятием, должны определяться собственником имущества, т. е. государством либо муниципальным образованием. Так, цели могут быть, в том числе, и социальными. Как правило, унитарные предприятия создают в виде коммунальных комплексов, которые занимаются работой по оказанию коммунальных услуг, обеспечению населения товарами и услугами.

Готовые работы на аналогичную тему

Говоря об особенностях права хозяйственного управления, стоит отметить, прежде всего, субъект, который является коммерческой организацией, и, следовательно, обязан не только сохранять публичное имущество, но и приумножать его. Для выполнения данных обязанностей закон предусмотрел определенные механизмы контроля:

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что право хозяйственного ведения, за период своего существования в рыночной экономике, стало неким удобным способом распоряжаться имуществом собственника, тем самым дискредитировав себя. Так, продать государственное имущество можно только путем приватизации, передать его в аренду только осуществив торги, при этом распоряжение публичным имуществом является всеобще доступным.

Право оперативного управления

В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс РФ предусмотрел казённое предприятие или учреждение. При этом под казённым предприятием принято понимать унитарное предприятие, которое было основано на праве оперативного управления, и обладает находящимся в федеральной собственности имуществом.

Ст. 296 Гражданского кодекса РФ содержит информацию о казённом предприятии и учреждении, а именно, о том, что они имеют возможность на праве оперативного управления владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в установленных законом пределах, а также опираясь на цели своей деятельности и учитывая задания собственника и назначение имущества. Положения статьи направлены на общие пределы осуществления прав субъектами, но при этом они допускают возможность установить специальные границы их правомочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что сам собственник может давать конкретные указания по распоряжению имуществом. А в случаях использование предприятием имущества не по назначению, собственник имеет право его изъять.

Закон предоставляет указанные специальные границы только для “распоряжения” имуществом, тогда как права “владения” и “пользования” в эту категорию не попадают.

В п. 2 ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ и в ст. 297 ГК РФ указано, что являясь субъектом права оперативного управления, казённое предприятие обладает правом распоряжения имуществом, которое за ним закреплено, только получив согласие собственника. Доходы предприятия распределяются по решению собственника. При этом эти действия собственник может осуществлять без согласования их порядка с казённым предприятием.

В каком объеме учреждения могут осуществлять свои правомочия по распоряжению правом оперативного управления зависит от их типа. ГК РФ в ст. 298 устанавливает, что учреждения могут быть созданы:

Таким образом, учреждения не имеют права на самостоятельное распоряжение имуществом, которое за ними закреплено. Исключение составляет случай, когда денежные средства выделены им по смете. Некоторые авторы подчеркивают, что некоторым видам учреждений все же предоставляется право распоряжаться имуществом, которое за ними закреплено. В юридической литературе, говоря об образовательных учреждениях, учреждениях культуры, например, можно отметить предоставленную им законом возможность сдавать закрепленное за ними имущество в аренду. Но если это не предусмотрено специальными нормами закона и иными правовыми актами, а такая сделка была совершена, она автоматически признается неправомерной, даже если согласие собственника было получено предварительно.

Подводя итог в отношении права оперативного управления, стоит отметить тенденцию к исчерпанию его положительных ресурсов. Об этом свидетельствует не совсем развитое состояние использующих в своей деятельности данное право государственных организаций, занимающихся здравоохранением, наукой, образованием, культурой. Наблюдается дефицит бюджета в финансировании деятельности данных организаций, который постоянно растет.

В качестве решения сложившейся ситуации В.П. Мозолин видит замену права оперативного управления на уровне законодательства, предлагая ввести право персонифицированной собственности, что позволить обладателю права иметь наиболее широкие правомочия в отношении имущества, которое ему принадлежит.

Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имеют как общие черты, так и отличия. Проследить их возможно путем рассмотрения определенных категорий.

Субъекты вещного права:

Собственник имущества:

Правомочия субъектов в отношении имущества, которое им передано:

Права собственника по отношению к имуществу:

Самое значимое отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения состоит в том, что в качестве субъекта второй категории выступает руководство предприятия или учреждения. В первом же случае субъектами правоотношений, которые связаны с управлением, может быть более широкий круг лиц.

Таким образом, эти категории различаются по нескольким параметрам. Праву хозяйственного ведения, учитывая налагаемые на субъекты ограничения, предоставляется больше свободы.

Источник

Оперативное управление: определение, порядок оформления

Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника либо же доверенного лица/организации. Указанные лица либо учреждения могут распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации.

Суть оперативного управления

Особенности оперативного управления

Оперативное управление характеризуется рядом специфических особенностей:

Процесс оперативного управления

Процесс оперативного управления включает в себя ряд обязательных мероприятий, среди которых стоит выделить:

Право оперативного управления

Распоряжение тем или имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но также и регулируется законодательными актами. Право оперативного управления предоставляется либо непосредственному собственнику объектов, либо же организации, которой он делегировал определенные обязанности. Можно сказать, что предприятие обладает весьма ограниченными полномочиями, ведь фактический владелец может в любое время поступить с имуществом по своему усмотрению.

Говоря о материальных объектах, которые находятся в ведении муниципальных структур, или же были переданы им в собственность, следует заметить, что процесс оперативного управления в данном случае регулируется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. При этом ценности, переданные в ведение государственного или любого другого объекта, должны быть немедленно зарегистрированы в налоговом реестре.

Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению и в соответствии с целями, указанными в уставных документах организации. В случае нарушения данного условия собственник имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, который будет составлен по итогам проведения специальной проверки.

Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление

Функции оперативного управления

Довольно распространенной является передача собственником определенного имущества в ведение доверенного лица или определенной организации. Функции оперативного управления могут быть описаны следующим образом:

Управление и ведение

Хозяйственное и оперативное управление различаются также объемами полномочий, предоставленных сторонам. Первое является более широким, поскольку такое право может предоставляться непосредственно коммерческому предприятию. Что касается второй категории, то здесь речь может идти о казенных организациях или же об учреждениях, не имеющих своей целью получение прибыли.

Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление

Управление предприятием

Оперативное управление предприятием включает в себя несколько составляющих. Так, первая из них представляет собой комплекс действий относительно производственных и непроизводственных затрат, а именно:

Также стоит отдельно выделить управление запасами, которое подразумевает:

Оперативное управление денежными средствами

Чем отличается оперативное управление. Смотреть фото Чем отличается оперативное управление. Смотреть картинку Чем отличается оперативное управление. Картинка про Чем отличается оперативное управление. Фото Чем отличается оперативное управление

Система управления

Система оперативного управления включает в себя следующие составляющие:

Неотъемлемой частью данной системы является четкий и спланированный документооборот. Каждая из операций, касающихся оперативного управления, должна быть зафиксирована и оформлена должным образом, кроме того, должна быть составлена система отчетности.

Процедура регистрации

Документы для оформления

Для того чтобы официально оформить оперативное управление организацией, необходимо предоставить в регистрационные органы следующий перечень документов:

Объекты управления

Объект оперативного управления может представлять собой движимое и недвижимое имущество, производственное оборудование или же организацию в целом. При этом придется решить ряд задач и ответить на некоторые вопросы, а именно:

Источник

Чем отличается оперативное управление

Правовое регулирование вопросов государственной регистрации вещных прав на объекты недвижимого имущества производится как в нормах Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ), так и в специальном ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В ст. 131 ГК РФ говорится об обязательной государственной регистрации помимо права собственности и таких ограниченных вещных прав, как право хозяйственного ведения, право оперативного управления.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Поэтому в случае попытки закрепить имущество, находящееся у другого предприятия, учреждения, собственник не сможет осуществить его фактическую передачу. Также право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника – учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества по крайней мере правомочия владения и пользования (а в значительной мере (и правомочие распоряжения)(статья 295 ГК РФ).

По объему правомочий право оперативного управления уже, чем право хозяйственного ведения. Его субъектами являются казенные предприятия и учреждения. Под правом оперативного управления понимается право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества.

Свои правомочия казенные предприятия и учреждения осуществляют в пределах, установленных законом и собственником. В частности, казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие по общему правилу вправе самостоятельно реализовывать производимую им продукцию. Что касается учреждений, то они не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Однако если учреждению предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, то оно имеет право свободно распоряжаться полученными доходами, а также имуществом, приобретенным на эти доходы.

Сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением норм ГК РФ и норм Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятий», являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества.

Прекращение рассматриваемого вещного права происходит не только по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, например банкротство, но и в случаях правомерного изъятия имущества собственником (по основаниям, допускаемым законом). Важно, что в п.3 ст.299 КГ РФ в качестве таких общих оснований названы основания прекращения права собственности. Это означает, что изъятие данного имущества помимо воли самого предприятия допустимо лишь в том порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственника (ст.235 ГК РФ). Вместе с тем предприятие не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от прав на имущество подобно собственнику в порядке, предусмотренном ст.236 ГК РФ, ибо это будет являться нарушением права собственности на данное имущество их учредителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *