Чем отличается новое поколение
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мама уверена, что на даче нужно работать: сажать овощи, ухаживать за ними, сделать заготовки на зиму. Сын не понимает для чего упахиваться все лето, если все овощи можно купить в магазине круглый год. При этом мама не забывает упрекнуть сына, дескать, не хотите помогать, а вот закрутки едят все! Причем последние всучиваются едва ли не силой, мол, берите, я же старалась. На лицо конфликт интересов, хотя правильнее будет сказать, что люди разных поколений просто имеют разные приоритеты и более того, это нормально!
Теория поколений, которая оправдывает многие разногласия между людьми разных возрастов, имеет прямую связь с государственными периодами развития: подъем, устойчивость, спад, кризис, затем выход из кризиса. Мир не стоит на месте, меняются технологии, вместе с ними меняются бытовые привычки поколений, появляются новые специальности, но понятие исторических витков представляет собой константу и не видоизменяется даже при соблюдении всех этих факторов. Все периоды развития оказывают влияние на ценности, присущие людям данного поколения.
История теории поколений и ее особенности
Впервые на цикличность истории обратили внимание Нейл Хоув и Вильям Штраус, именно их принято считать основоположниками теории поколений. Ими были изучены истории различных государств за 5 и более веков. Они пришли к выводу, что один виток составляет 20 лет, причем у каждого государства своя собственная хронология, поэтому где-то в настоящее время кризис, а где-то период стабильности.
Если говорить о России, то периоды в ней поделены по временам года, где зима – кризис, весна – подъем, лето – устойчивость, осень – спад. Но и это еще не все, люди, которые рождены в определенный промежуток времени, несут определенный набор качеств, которые позволяют им существовать во время зимы или лета, а главное провоцировать их наступление, за счет своей системы координат ценностей.
Да, не стоит считать, что личность характеризуется лишь поколениями и разницей в них, на ее формирование воздействует огромное количество факторов – это и семья, обстановка, профессия, место обитания. Но, тем не менее, для людей одного поколения характерны некие общие ценности, особенно если вести речь о каких-то фундаментальных и масштабных величинах.
На те или иные привычки поколения особенно заметное влияние оказывают значимые исторические события. К примеру, те, кто пережили войну и голод, очень трепетно относятся к еде и не позволяют ее выбрасывать, предпочитают иметь запас продуктов в доме те, кто жил во времена дефицита. Базовые ценности закладываются в человеке до 20-21 года, и они являются базовыми, то есть не меняются на протяжении жизни и во многом определяют сознание.
Молчуны и беби-бумеры
Для того, чтобы понять как работает система, лучше рассмотреть пять последних поколения России, ведь большинству приходилось взаимодействовать именно с теми, кто был рожден за последние 100 лет.
Те, кто рождены с 1923 по 1943 год называют поколением молчунов, их поколение относится к периоду «зима» или кризису. Если вспомнить исторические события, то становится понятно, что главной их задачей становится выживание любой ценой. Они были рождены перед самой войной, после революции и смены власти. Именно их семьи страдали от репрессий.
Молчуны, стиснув зубы, пережили все сложности, зная, что вслед за зимой придет весна и их детей ожидает лучшая доля. Так и вышло, поколение 1943-1963 годов или поколение беби-бумеров, весеннее поколение, росло в период идеологического подъема, восстановления после войны и «оттепели». Они уже жили с ощущением того, что они – победители.
Советское воспитание вложило в качестве их базовых потребностей чувство коллективизма, желание трудится, негативное отношение к слишком легкой и веселой жизни. Не это ли объясняет ситуацию, описанную в самом начале материала, когда большинство людей старшего поколения живут по принципу «чем бы не занимался – лишь бы заколебался». Причем чувство коллективизма не позволяет им страдать в одиночку, поэтому они рьяно привлекают к труду всех, хотят они того или нет.
Поколение Х или поколение 13
Годы – 1963-1983 (+- несколько лет).
Родители представителей этого поколения восстанавливали страну после войны, потому их дети во многом были предоставлены сами себе или воспитывались в детских садах, школах или улицах. Иксы рано стали самостоятельными, они ставят перед собой масштабные, но простые цели и ценности – учеба, затем работа и семья. Готовы много работать, для того чтобы получить желаемое.
Хотя те, кто родился в этот период, отличаются и некоторой инфантильностью, поскольку их базовые потребности закладывались в период лета и относительной стабильности. Уверенность в завтрашнем дне сделала их весьма требовательными. Для них были бюджетные места в учебных заведениях, трудоустройство по распределению после учебы, предоставление жилья. Это было для них минимумом и базой, которой особо и гордиться то нечего. Тем более, что для этого то всего лишь следовало быть добропорядочным гражданином.
Но в то же время именно в этот период намечается волна распространения наркотиков, говорят о ВИЧ и СПИДе, оставляет свой след Афганская война. Причем если после Великой Отечественной пошел подъем, то здесь такого не было. Все это неизменно сказывается на институте семьи, женщины стремятся развестись и не хотят сохранять семьи, все чаще дети воспитываются в неполных семьях. Этот и другие факторы привели к сокращению рождаемости.
Поколение иксов очень самостоятельны и все стараются держать под контролем, особенно достается детям. Вероятно, что они помнят собственное детство, которое они провели весело на улице, за гаражами и на стройках, пока родители поднимали страну, а потому не склонны доверять и собственным детям, чрезмерно их опекая. Хотя с другой стороны, они справедливо полагают, что детям нужно главное – внимание родителей и щедро дарят то, чего когда-то недополучили сами. Кстати, именно это желание дарить кому-то свою любовь отчасти оправдывает рост числа разводов, люди стремились создать семью, и мало внимания уделяли выбору партнера, спешив заключить брак с первым, кто казался подходящей партией.
Характер: трудолюбивы, самостоятельны, карьеристы. В отличие от их родителей не склонны верить в то, что будущее будет светлым и радужным, их беспокоит не коллективизм (хотя полностью избавиться от него все равно не получилось), а исключительно собственное благосостояние и успех, консервативны. Готовы соблюдать правила и жить по ним, ценят свое время и высоко ценят статус.
Поколение У, миллениалы или поколение Next
Годы – 1983 – 2000 (+- несколько лет).
При этом игреки куда проще относятся к образованию в принципе, они уходят из институтов, когда понимают, что ошиблись в выборе. Вообще они не готовы заниматься тем, что им не нравится и работать в профессии, которая не доставляет удовольствия. Игреки не боятся менять сферу деятельности, именно среди них появились свободолюбивые художники – мастера, работающие на самих себя: фотографы, кондитеры, портные, визажисты, музыканты и другие. Их родители слишком высоко ценили пресловутую стабильность, для того чтобы променять завод на любимое занятие. А их дети так не хотят.
Они больше склонны работать по гибкому графику и такой же системе оплата труда, очень свободолюбивы и ценят собственный комфорт. В отличие от иксов, игреки не спешат рано обзаводиться семьей, этому же способствует нестабильность, если молодой семье негде жить, ведь государство уже сняло с себя эту обязанность, то зачем торопиться становиться родителями?
Миллениумы не хотят стареть, именно им свойственно стремление к вечной молодости любой ценой. С одной стороны это желание оттянуть момент взросления и ни в коем случае не становится похожими на своих родителей, которых не интересует ничего кроме работы и каких-то бытовых моментов. Гораздо проще относятся к еде, в отличие от их родителей и гораздо больше знают о ней. Иксы вряд ли бы могли разложить на калораж свой обед, тогда как многие игреки не видят в этом ничего сложного.
Говоря о поколении Некст, невозможно не затронуть социальные сети, именно они первыми принялись их осваивать и именно они создали те или иные нормы общения в виртуальном мире. Они могут примерять на себя чужие образы, которые создают в сети, позиционировать себя как совершенно иного человека, создавая себе иную систему ценностей в глазах окружающих.
Характер: не боятся перемен и считают их благом, легкие на подъем, больше путешествуют, легко отказываются от прежних привычек (но в определенных моментах могут быть крайне консервативны, называя какие-то бытовые моменты признаками вечных ценностей). Практически все представители имеют хобби и уделяют ему время и ресурсы, тогда как их родители такую роскошь себе позволить не могли. Хотят получать от жизни удовольствие и удовлетворение, а не просто отживать свой срок, отыгрывая родительский сюжет. Ценят свою личность гораздо больше, чем коллективизм.
Поколение Z или чего нам ожидать?
Годы: 2000 – по настоящее время.
Поскольку зеты еще не вышли на арену в полной своей красе, в силу слишком юного возраста, уже можно делать предположения о том, какие люди вольются не только в трудовые коллективы, но и выйдут на политическое и общественное поле интересов.
И старшие, и младшие представители поколения родились в период глобализации, как принято говорить «со смартфоном в руках», то, что для представителей двух предыдущих поколений было новым этапом обучения, для них просто привычный гаджет, который был всегда, с самого их рождения. Немудрено, что у них нет страха в управлении ими, многое они умеют и знают чисто интуитивно, не имея страха «нажать куда-то не туда».
Что мы еще знаем о зетах, кроме того, что они научились разблокировать телефоны раньше, чем говорить? Вероятнее всего, они меньше предыдущего поколения командные игроки, а типичные индивидуалисты, для них проще работать в одиночку, выполняя весь объем работы, чем делая ее часть, являться элементом системы.
Они могут усваивать огромные объемы информации, легко учатся всему новому, но совершенно не понятно, что является для них главное жизненной ценностью. Дом-семья-карьера как для иксов? Удовольствия и впечатления как для игреков? Скорее, нет. Понятно одно, что они еще более свободолюбивы, чем игреки и растут в период разрушения ценностей. Разрушение стереотипов, размытие гендеров и бодипозитив не могут не оказать влияния на их базовые ценности, с большой долей вероятности, они будут уважительно относиться к чужим особенностям и предпочтениям.
Они креативны и многозадачность для них не является для них стрессовой. При этом эгоистичны и капризны, именно представители этого поколения активно пользуются селфи-палками (чтобы удобнее фотографировать себя-любимого), скачивают и пользуются приложениями, где нужно снимать себя и двигаться под музыку.
Понятно то, что поколение Z очень восприимчиво к мнению окружающих и будет постоянно требовать одобрения и поддержки, не зря же они с самого детства ведут странички в социальных сетях, где политика «много лайков – значит ты лучший», а блогерство считают профессией.
Характер: любопытны, а скорее даже любознательны, также как и предыдущее поколение ценят знания и саморазвитие, эгоцентричны, пытаются выразить свою личность через внешние атрибуты, в равенстве не видят уравниловки, многие уверены, что приносить пользу миру в целом и обществу и есть высшая цель. Они очень привязаны к благам цивилизации и их пугает финансовая нестабильность, хуже разве что нестабильный вафай. Универсальный ответ на все: «погугли» как нельзя лучше выражает их отношение к проблемам – где-то должно быть уже готовое решение, нужно только хорошо поискать.
Теория поколений отлично работает, когда нужно обратиться к целевой аудитории примерно одного возраста, проработать рекламный проект или внедрить какой-то товар или услугу. Об этом же желательно помнить руководителям крупных коллективов, разделяя задачи. А главное, помнить о том, что мы разные в силу своего возраста нужно близким и родным, мягче относясь к каким-то мелочам бытового характера. Сделать это куда проще, когда изначально принимается разница. От икса нельзя требовать навыков зета, а игрек, вряд ли сможет стать иксом.
Нередко родители пытаются заложить в детях собственные детские приоритеты и привычки с помощью советских мультиков. Почему этого делать не стоит и какие из них все же могут заинтересовать поколение Z?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Поколение «икс», поколение «игрек», поколение «зет» — эти выражения часто мелькают в статьях социологов и демографов, кадровиков и маркетологов. Что же означают эти буквы?
Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году два человека – исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей разных поколений. Эти различия были изучены, как и обуславливающие их причины, например, ситуация в экономике и политике, технологическое развитие общества и т.д. Некоторое время спустя теория стала применяться на практике, т.к. она оказалась очень эффективной в сфере бизнеса. Сегодня эту теорию применяют всё чаще.
Сейчас в России живут представители следующих поколений (в скобках указаны годы рождений):
Ученые отмечают, что границы рассчитываются с допущением плюс-минус 3 года, и для людей, находящихся на стыке поколений, зачастую характерны особенности и тех, и других.
Бэби-бумеры
К категории бэби-бумеров относятся люди, родившиеся в период с 1943 по 1963 годы. Наименование поколение получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей людей данного поколения – это, конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.
Они выросли в настоящей супердержаве. Эти люди — оптимисты, командные, коллективные люди. Лучший спорт для них — это футбол, хоккей. Лучший отдых — туризм. В других людях они очень уважают любознательность. Сейчас представители этого поколения, «бумеры», достаточно активны, ходят в фитнес-центры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам в качестве туристов.
В настоящее время большинство бэби-бумеров находятся на пенсии, хотя есть и те, кто ещё работает. Отличительной особенностью этой категории людей в России является крепкое здоровье и завидная выносливость.
Поколение X. Фото с сайта pikabu.ru
Поколение X
Поколение X – это люди, родившиеся с 1963 по 1983 годы. Поколение Х еще называют потерянным или неизвестным поколением. Они выросли на фоне холодной войны, дефицита, начала перестройки. Многие иксы выросли в неполной семье, а работающие родители позволили вести самостоятельную жизнь. Нередко это поколение называют «детьми с ключом на шее». В политической жизни иксы мало активны из за своего индивидуализма, менее патриотичны, чем их отцы.
Их отличительными особенностями являются умение рассчитывать только на себя, альтернативное мышление, информированность о том, что происходит в мире, готовность выбирать и меняться. По большому счёту, люди этой возрастной категории являются одиночками, которые нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь выбранного направления.
Поколение Y
«Осеннее» поколение Y, которое родилось с 1983 по 2003 годы, выросло на фоне глобальных потрясений: развал государства СССР, теракты, эпидемии. Но течение времени внесло новые символы – бурное развитие информационных технологий. Благодаря интернету и сотовой связи поколение игреков получило прозвище «поколения большого пальца», за свою способность набрать СМС пальцем одной руки.
Игреки могут легко общаться с незнакомыми людьми в сети, но в реальной жизни испытывают проблемы общения. В виртуальном мире игреки создают свой идеальный мир, где царят их правила и законы. Поэтому поколение отличается большой наивностью и незнанием реалий этого мира.
Поколение игреков часто баловали родители, выросшие в годы тотального дефицита. По этой причине самостоятельность не является отличительной особенностью Y. Во всем это поколение стремится получить положительные эмоции: шопинг, развлекательные центры, кино, квесты.
Игрекам не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, они хотят получать награды и высокие гонорары прямо сейчас, просто за то, что они есть. В то же время они стремятся достигать профессионализма в нескольких областях сразу, стремятся к получению разносторонней информации, что является плюсом в современном мире.
Шутки поколения Y
Мы родились – распался СССР, пошли в школу – дефолт, поступили в универ – начался кризис, нашли сносную работу – конец света. Прямо поколение счастливчиков.
Поколение Z
Те, кто родился после 2003 года, относятся к поколению Z. Они видели восстановление мощи нашей страны, болели за наших спортсменов-победителей на олимпиадах и чемпионатах мира. В их школе стоят компьютеры, сделан ремонт, во дворах чисто, установлены новые детские площадки и спортивные комплексы.
Представители поколения Z активно используют планшеты, iPad, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Поколение Z интересуется наукой и технологиями (например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством. Предполагается, что поколение будет экономным и будет вести здоровый образ жизни.
Шутки поколения Z
Когда я был ребенком, меня не взяли в падаваны, в 10 лет я не получил своего первого покемона, в 11 лет мне не пришло письмо из Хогвартса… Если к 33 годам дядя не подарит мне кольцо всевластия или в 50 лет в мою дверь не постучит волшебник, я перестану надеяться и пойду искать работу.
Поколение next
Если следовать теории Штраусса и Хоува, то поколение, которое придет на смену нулевым (представители этого поколения начнут рождаться в 2023-24 годах), будет поколением Художников, «новым молчаливым поколением». Мы не можем точно предсказать, каким оно будет, но можем вспомнить, каким было предыдущее. Вот что шестьдесят лет назад писала Times: «В ожидании указующего перста судьбы современная молодежь работает не покладая рук и не ропща. Самый удивительный факт в этом молодом поколении – это их молчание. За очень редким исключением, вы не увидите их на трибунах… Они не пишут манифестов, не произносят речей и не ходят с транспарантами».
Точно так же, как и для молчаливых ХХ века, для «новых» основными ценностями будут ценности коллективные (социальные сети будут играть важную роль в их жизни); они, вероятно, будут много работать, а в свободное время уходить в виртуальные миры, только не книг (как 100 лет назад), а компьютерных игр.
Поколения X, Y, Z: кто это и как с ними работать
Теория поколений X, Y, Z раскрывает особенности их представителей – в какое время они родились, какое у них мировоззрение и основные черты характера, как выстраивать с ними коммуникацию. Эта информация особенно важна для тех, кто связан с маркетингом, продажами, управлением персоналом.
В этой статье поговорим о различии поколений, как работать с ЦА из того или иного поколения, а также как правильно вести себя с подчиненными или коллегами по работе, опираясь на эти знания.
Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ:
Что значат поколения в маркетинге и почему это важно
В маркетинге важно понимать, чем отличаются одни поколения от других, чтобы уметь наладить с коммуникацию с их представителями. Иначе вы просто не сможете им ничего продать. Например, если вы хотите создать продукт для миллениалов или продвинуть услугу поколению Z, то должны уметь общаться на их языке. Если же вы владелец компании, то знание теории поколений поможет создать оптимальные условия труда для сотрудников, чтобы они могли работать эффективно.
Конечно, все очень индивидуально, мы касаемся лишь общих черт, объединяющих людей одного поколения.
Важно: в разных источниках можно увидеть расхождение в дате поколений. С чем это связано? Все зависит от географии и истории государства. Миллениалы Индии отличаются от миллениалов США.
Для более точной информации нужно изучать каждый конкретный регион. Кроме того временные рамки очень субъективны – один и тот же человек может совмещать в себе черты сразу нескольких поколений. Так что тут важна не столько дата, сколько коллективный опыт и мировоззрение, по которому можно причислить людей к тому или иному поколению. Рассмотрим подробно каждое из них.
Поколение X
Что это за поколение
Родители иксов пережили тяготы войны или родились сразу после ее окончания. Они уделяли мало времени и внимания своим детям. Так как в детстве и юности иксы были предоставлены сами себе, они привыкли к самостоятельности. Главные задачи, которые ставило себе поколение Х – учеба, работа, семья. Как правило, уже до 25 лет эти люди были в браке и с детьми. Ранние представители этого поколения в чем-то инфантильны, так как выросли во времена относительной стабильности и уверенности в завтрашнем дне (если говорить об СССР). Они могли рассчитывать на получение жилья и работы, по большей части все, что от них требовалось – хорошо учиться, соблюдать правила и качественно выполнять свою работу.
Их кумиры: Битлз, Элвис Пресли, Мираж, Цой, Летов, Boney M, Оззи Осборн, Baccara, Modern Talking, Александр Серов, Пугачева, Майкл Джексон, Добрынин, Курт Кобейн, Сектор Газа, Queen, Фредди Меркьюри, Челентано, Абба, Ласковый Май, Ace Of Base, C.C.Catch, Элтон Джон, Мадонна.
Их лозунг «Мой дом – моя крепость».
Годы: 1960-1983 (+- 2-3 года)
Характерные черты: Они готовы к упорному труду, длинному пути в карьере и достижению индивидуального успеха. Способны воспринимать большой объем информации. Во многих жизненных аспектах консервативны. Они не готовы работать ради общего дела, не верят в «светлое будущее», как их родители, их интересует личное благосостояние.
Психологические особенности: Это люди, которые стремятся к стабильности и ценят свое время и деньги. Они осторожные, расчетливые, могут долго думать перед принятием решения, спокойно относятся к выполнению предписанных правил.
Мечты и цели: Представители поколения Х, как правило, выбрали 1-2 профессии и совершенствуются в них всю свою жизнь. Могут пройти путь от токаря до заведующего на одном и том же предприятии. Или от простого менеджера до руководителя отдела. Для них главное – это стабильность, путь, который они прошли, их статус.
Как с ними работать
Клиенты: Что делать если ваша ЦА — поколение икс
Иксы пережили дефицит товаров, поэтому зациклены на материальном. Они восприимчивы к рекламе, доверяют брендам.
Такая ЦА воспринимает длинные тексты в рекламе товаров и услуг, но в них должны быть ответы на вопросы: «Зачем мне это надо? Какую выгоду я получу? Чем ваш товар лучше других?». Иксы предпочитают совершать покупки в одном месте, любят гипермаркеты. Они могут долго сравнивать разные товары, анализировать и раздумывать, прежде чем решиться на покупку.
Как привлечь внимание Х в рекламе: для такой ЦА нужно доказать превосходство вашего товара над другими, его уникальность, возможность выбора, надежность, долговечность, удобство и качество. В рекламе для Х часто показывают известных и авторитетных людей.
Каналы размещения рекламы: телевидение, радио, наружная реклама, журналы, интернет, персонализированные емейл-рассылки.
Пример рекламы для X:
Видео:
Сотрудники: Что делать если ваша сотрудники — поколение икс
Люди поколения X обладают организаторскими способностями. Они могут работать автономно, поэтому их не стоит давить постоянными отчетами и контролем, это может их деморализовать. Перед людьми этого поколения можно ставить сложные задачи, они способны начать проект с нуля и довести его до результата.
Для них нужно составить фиксированный график работы без ущерба для их семейной жизни. Они видели, как их родители много работали, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и как им не хватало времени на детей, поэтому не хотят такого в своей жизни.
Для поколения X важна обратная связь с руководством и отзывы об их работе – не оставляйте их без внимания и дайте им возможность продемонстрировать свои профессиональные навыки. Иксы должны видеть перспективу карьерного роста, они отлично подходят для наставничества и обучения миллениалов.
Поколение Y
Что это за поколение
Это люди, которые застали развитие интернета, переход к рыночной экономике и технологический прогресс. Они меньше, чем поколение Х зависят от государства и, в основном, полагаются только на себя. Эти люди – карьеристы, они уже не могут рассчитывать на получение жилья от государства (за исключением некоторых профессий и стран), поэтому должны сами добиваться благ для себя и своей семьи. При этом они готовы пробовать себя в разных профессиях. Среди них больше чайлдфри, чем у поколения Х, так как создание семьи у них уже не одна из главных целей в жизни.
Их лозунг – «Жизнь – игра».
Годы: 1983-2000 (+- 2-3 года)
Характерные черты: Готовы много работать, в том числе сверхурочно, тянутся к знаниям в разной сфере, при этом предпочитают информацию «без воды», то есть коротко, ясно и по делу. Следят за трендами, хорошо относятся к переменам, не боятся новизны, на «ты» с технологиями. В зависимости от воспитания и среды они могут быть в чем-то консервативны, как поколение Х, например, в вопросе семейной жизни. Но в то же время они более легкие на подъем – любят путешествовать, меняют профессии, с удовольствием осваивают новые соцсети и приложения, пробуют разные хобби.
Психологические особенности: Гибкость мышления, ускоренная обработка информации по сравнению с поколением Х, стремление к удовольствиям и духовному росту, внимание к внешности и здоровью, импульсивность в принятии решений (не всегда), ожидание изменений.
Мечты и цели: Нежелание подниматься с самых низов, как поколение X и потратить всю жизнь на карьеру в какой-то одной области. Это люди, которые хотят результата «здесь и сейчас» и ориентированы на несколько профессий. Люди поколения Y хотят жить для себя и получать удовольствие от жизни, а не просто выполнять программу «институт-работа-брак-дети-пенсия».
Как с ними работать
Клиенты: Что делать если ваша ЦА — поколение Y
Поколение Y не любит длинные тексты. Такую ЦА важно зацепить рекламой товара с первых секунд. Они могут совершить покупку на эмоциях, но чаще все-таки проверяют информацию и сравнивают разные предложения. Мировой кризис и жизнь в кредитах научили их относиться осторожнее к тратам. Они охотно читают отзывы и зачастую интересуются мнением других людей перед принятием решения о покупке. А вот к брендам относятся настороженно. Они скорее прислушаются к мнению друзей, чем «авторитетов» из рекламы.
Y могут отказаться от нелюбимой работы, даже если она больше оплачивается в пользу более комфортных условий труда. Поэтому объективно они беднее, чем X. Они могут обойтись без машины и откладывать покупку недвижимости на будущее, но охотно тратят деньги на гаджеты, одежду, спортивные товары, косметику, товары для здоровья, путешествия. Любят баловать своих детей. Часто делают покупки в интернете, ходят в торговые центры не только для шоппинга, но и для развлечений.
Как привлечь внимание Y в рекламе: хорошо работает эффект «до и после», тема любви и романтики, тема внешности, здоровья, экологии, духовного роста, атрибуты успешной жизни. Их можно заинтересовать эмоциональными короткими месседжами, показать впечатления от покупки, инновационность продукта, продемонстрировать решение проблемы нестандартными методами. Y положительно реагируют на скидки, купоны, розыгрыши, распродажи, сервисы кеш беков.
Каналы размещения рекламы: на них хорошо действует реклама в интернете и яркие вывески, но они также хорошо реагируют и на телевизионную рекламу. Положительно воспринимают интерактив в рекламе.
Пример рекламы для Y
Видео:
Сотрудники: Что делать если ваши сотрудники — поколение Y
Перед сотрудниками Y нужно ставить конкретные цели и давать им четкое понимание, как их работа скажется на компании. Для них важно не количество отработанных часов, а результат, поэтому многим из них нужно давать возможность работать удаленно. Особенно в таких профессиях, как дизайнер, программист, копирайтер, редактор, специалист по видео монтажу, SMM-менеджер. Если X спокойно воспринимают строгие правила и дресс-код, то для Y лучше ослабить некоторые правила и сосредоточить их внимание на достижении цели.
Y умеют работать в команде, но хотят, чтобы в них видели личность. Поэтому при работе с ними нужно уметь распознать их внутренние качества и мотиваторы. Под постоянным надзором люди Y могут чувствовать себя неуютно. Y не боятся потерять работу и легче увольняются по собственному желанию, чем X, если их что-то не устраивает.
И, конечно, при работе с Y нужно использовать технологические возможности. Интернет и технологии – это часть их повседневной жизни, они прекрасно во всем этом ориентируются.
Поколение Z
Что это за поколение
Это поколение людей, про которых говорят, что они родились со смартфоном в руках. Они с малых лет окружены гаджетами и разбираются в технологиях еще лучше, чем поколение Y. Они хорошо ориентируются в современном мире и окружающей информации, следят за трендами, быстро понимают, что им интересно и необходимо, а что нет.
Их кумиры: Билли Айлиш, Ариана Гранде, Джастин Бибер, Тима Белорусских, Моргенштерн, Little Big, Крид, Тимати, блогеры из Youtube, например Ивангай, Ида Галич, Соболев, Марьяна Ро. Сейчас каждый подросток может раскрутиться в Интернете и сам стать кумиром для сверстников.
Их лозунг – «Нет ничего невозможного».
Годы: 2001-2012
Характерные черты: Тяга к непрерывному образованию. Имеется ввиду не стандартное школьное и университетское образование, а самообразование, познание всего нового. Например, им интересно понять как работает тот или иной гаджет, как снимать и обрабатывать видео, как зарабатывать в интернете. Они не любят читать, им интереснее смотреть и слушать. Они не воспринимают большой объем информации – длинные видео, заумные тексты. Но не потому что ленивые или глупые, а потому что темпы развития современного мира и те объемы информации, которые они получают просто не позволяют им застревать надолго на чем-то одном. За короткое время нужно успеть обработать большой поток информации и взять оттуда самое важное.
Психологические особенности: Эгоцентричность, зацикленность на внешности, коммуникабельность, зависимость от общественного мнения. С другой стороны, среди них много тех, кому вообще все равно, откуда вы, как выглядите и где учились – вы им либо интересны, либо нет. Они не боятся бросить себе вызов и проверить себя «на прочность». Z хотят видеть равенство и отсутствие дискриминации вокруг себя. Они четко видят свое будущее и стремятся быстрее повзрослеть, что проявляется в поведении. Также эти люди умеют мыслить глобально, среди них все больше тех, кто хочет принести пользу миру и обществу, а не только устроить свою жизнь.
Мечты и цели: Для поколения Z важно непрерывное движение и впечатления. Они легко пробуют все новое и быстро переключаются с одного на другое. Люди поколения Z стремятся охватить как можно больше разноплановой информации и получить как можно больше впечатлений. Могут спокойно изучать несколько языков, любят путешествовать и пробовать разные хобби. Среди них много творческих людей.
Как с ними работать
Это поколение еще очень молодое и пока только формируется, как будущие покупатели и сотрудники. Самым старшим из них около 20 лет. Но важно уже сейчас понять, как с ними взаимодействовать.
Клиенты: Что делать если ваша ЦА — поколение Z
Коммуникацию с этим поколением нужно выстраивать через интернет. Они хорошо реагируют на видео ролики, особенно с вирусным эффектом. Z – визуалы и могут решиться на покупку после просмотра видео на YouTube. Но им сложно сосредоточиться на чем-то одном, они очень быстро переключают свое внимание. Поэтому чтобы что-то им продать, ваша реклама или сам товар должны быть оригинальными и врезаться в память, вызывать желание совершить покупку здесь и сейчас. Также они могут легко что-то купить, просто потому что это модно среди ребят их возраста.
Z охотно тратят деньги на развлечения, гаджеты, одежду, образование, путешествия и все, что может подарить им впечатления. Они меньше обращают внимания на бренды, чем поколение Х и Y, для них важны удобство и практичность.
Поколение Z живет в эпоху агрессии, финансовой и политической нестабильности, поэтому для них также важна безопасность – как личная, так и кибербезопасность. Они ценят приложения и сервисы, где можно сохранить анонимность (например, Снэпчат с исчезающими сообщениями). Если ваш товар может предоставить им ощущение безопасности – вы должны это донести.
Как привлечь внимание Z в рекламе: использовать визуальный контент и технологии, действовать креативно, проводить опросы, привлекать влиятельных блогеров, постоянно придумывать что-то новое. Они положительно относятся к рекламе с упором на социальную ответственность (тема благотворительности, экологии, психологии, духовного роста). Z ненавидят, когда им что-то навязывают, но с удовольствием сами делятся интересным контентом, например, рекламными видеоиграми.
Каналы размещения рекламы: интернет, наружная реклама. Хорошо действует реклама в соцсетях, мессенджерах, играх, маркетплейсах, на YouTube.
Пример рекламы для Z:
Видео:
Сотрудники: Что делать если ваша сотрудники — поколение Z
Z более амбициозны, чем миллениалы и не боятся вызовов. В работе можно использовать их гибкость, умение отслеживать тренды и тягу к самосовершенствованию. Это люди прекрасно разбираются в новых технологиях.
Так как Z все-таки более ориентированы на личное развитие, их умения можно использовать в работе над стартапами или во время запуска новой линейки продуктов и услуг, ориентированных на их поколение. Им важно получить опыт и навыки, которые потом пригодятся в их личных проектах или помогут им продвинуться по карьерной лестнице.
Людей Z отпугивает стандартный рабочий график. Они не хотят сидеть в офисе с утра до вечера, любят свободу и ищут вдохновение, поэтому им подходит гибкий график или удаленная работа с возможностью быть на связи. Также Z проводят много времени в соцсетях, среди них можно найти хороших специалистов для работы с рекламой в интернете.
Есть еще поколение бэби бумеров – это люди, рожденные в военное и послевоенное время (1943-1955 годы). Это люди с мышлением победителя – готовые к лишениям, но настроенные только на победу. Они готовы много работать, выносливы и умеют работать в команде. Они никуда не торопятся, ценят уют и стабильность. Специфика работы с этим поколением похожа на X.
Также говорят о поколении Альфа – это те, кто родился после 2012 года. Пока сложно говорить о том, как они отличаются от Z и отличаются ли вообще.
Чем отличаются люди поколения X, Y и Z
Поколение | X | Y | Z |
Год рождения | 1960-1983 | 1983-2000 | 2001-2012 |
Лозунг | «Мой дом – моя крепость» | «Жизнь – игра» | «Нет ничего невозможного» |
Характерные черты и психологические особенности | трудолюбие, прагматизм, надежда на себя, индивидуализм, способность подчиняться правилам, спокойное отношение к иерархии на работе | оптимизм, общительность, жажда удовольствий, желание быстрых результатов, уверенность в себе, тяга к новизне и разнообразию, интерес к технологиям | самостоятельность, свободолюбие, самореализация, проявление лидерских качеств, социальная ответственность, стремление к безопасности, коммуникабельность, активное использование технологических новинок |
Мечты и цели | личное благосостояние, стабильность, карьерный рост | быстрый духовный и карьерный рост, результат здесь и сейчас, жизнь в свое удовольствие | стремление к личностному росту, непрерывное движение, поиск впечатлений |
Как им продавать | показать уникальность, долговечность, надежность, удобство и качество товара, предоставить возможность сделать выбор, | зацепить с первых секунд, показать впечатление от покупки, предложить нестандартный способ решения проблемы, показать инновационность продукта, проводить акции и розыгрыши | использовать визуальный контент, добавлять креатив в рекламу, придумывать что-то новое, создавать сообщества, уметь вызвать желание совершить покупку здесь и сейчас |
Как вести себя с сотрудниками | уважать их навыки и достижения, давать обратную связь, предоставить возможность карьерного роста, не давить отчетами и контролем | не душить их строгими правилами, уметь замечать индивидуальность, понимать внутренние мотивы сотрудников, ставить перед ними конкретные цели, применять технологии в работе | использовать их технологическую грамотность, давать возможность самореализации в рамках компании, предлагать поиск современных решений для достижения цели, дать им возможность работать в комфортных для себя условиях |
Заключение
Поколения X, Y и Z отличаются не только возрастом, но и взглядами, поведением, соответственно, нужно понимать эти различия, чтобы уметь наладить с ними коммуникацию. Эти знания важны в сфере деловых отношений и при построении маркетинговых стратегий.
Не стоит забывать, что условия работы и оплата труда – по-прежнему основной мотиватор для людей всех поколений. Если для X важен должностной статус, а для Z личностный рост, это не значит, что они не нуждаются в соцпакете, готовы работать сверхурочно или за низкую зарплату ради процветания компании. Каждый труд должен оплачиваться достойно, тогда у сотрудников любого поколения будет мотивация проявлять свои способности на рабочем месте.
Что касается маркетинга – нужно уметь выделяться среди конкурентов с учетом потребностей разных поколений. Но людей все сложнее заинтересовать просто красивой оберткой. Для каждого из поколений нужно сосредоточиться на ценностях, которые им близки и использовать это при создании и продвижении своего продукта.