Чем отличается новгородская и владимирская архитектурные школы
Сравнительная таблица по архитектурным школам Древней Руси
Данная работа может быть полезной как полностью,так и по частям учителям по истории, МХК, ИЗО
Просмотр содержимого документа
«Сравнительная таблица по архитектурным школам Древней Руси»
Архитектурные школы Древней Руси
Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.
Характерные черты – органическое сочетание с природным ландшафтом.
Зодчие стремились выделить храмовые сооружения среди остальных городских построек. В северных городах, где архитектурным фоном были бревенчатые дома, церкви делали белоснежными, в южных, где постройки промазывали глиной и белили, церкви оставляли в красно-розовой окраске. После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору застоя и упадка, таким образом в конце XIII в. во многом приходилось начинать все сначала. Очевидно, что разделение русской архитектуры на школы не уничтожило близости между ними, не привело к распаду русского зодчества на самостоятельные части.
В течение почти всего XI в. Киев был единственным городом Руси, где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. Отдельные области были тесно связаны с Киевом также и после утраты им
центрального руководящего значения (Черниговское, Волынское,
Смоленское княжества), другие (Новгородское, Галицкое, Владимиро-
Суздальское, Полоцкое) в результате обособления создали собственную
архитектурную традицию. В отдельных областях сформировались
архитектурные традиции, отличные от киево-черниговской. Прежде всего,
это удаленные от Киева, северные области: Новгородская и Владимиро-
Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.
Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами. Специфическая особенность Владимиро-Суздальских храмов – скульптурная декорация. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись. Владимиро-суздальские храмы имели компактный кубовидный объем и увенчивались одной главой. Внешние массы и внутреннее пространство статичны. Постройки обогащены каменной пластикой и иногда деталями из золоченой меди; интерьеры расписаны фресками.
Церковь Благовещения в Городищах 1103 г.
Рождественский собор Антоньева монастыря 1117–1119 гг.
Церковь Фёдора Стратилата 1361 г.
Спасо-Преображенская церковь на Ильине улице 1374 г.
Храм Петра и Павла в Кожевниках 1406 г.
Новгородская архитектурная школа
Общие черты по отношению к древнерусской архитектуре
«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки. но себе на уме. В его зодчестве такие же. простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, могучие силуэты, энергичные массы». Общие закономерности, зависящие от единства происхождения, сходства социального развития и непосредственных культурных связей между русскими землями, определили общность путей развития русской архитекторы в целом при всем многообразии направлений, в которых эта общность получила отражение. Распространен крестово-купольный тип храма.
Принципиально отличительные черты от других школ
Новгород был связан культурными традициями с Западной Европой и подвергался тем самым влиянию романской архитектуры, поэтому для архитектуры Новгорода характерны художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане, отсутствие пышного скульптурного убранства стен.
Влияние традиций школы на дальнейшее развитие архитектуры
Презентация к уроку
Цель: обзорно познакомить с характерными особенностями архитектуры севера Руси XI–XIII вв.
Слайд 1. Введение. Эпиграф урока.
“О светло светлая и украсно украшена земля Русская!
и многими красотами удивлена еси. городы великими,
селы дивными. домы церковными.
Всего еси исполнена земля Русская!”
Неизвестный автор “Слова о погибели Русской земли”
Слайд 2. Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства. К XI в. стало осуществляться каменное строительство, опирающееся на византийские традиции. В XII в. сложились отдельные княжества – самостоятельные политические образования. Каждый князь в своем стольном городе стремился возводить храмы, приглашая византийских и киевских зодчих. Перенимая их опыт, местные мастера вносили свои изменения.
Слайд 3. Крупнейшим архитектурным центром на Руси в XII-XIII вв. стало Владимиро-Суздальское княжество.
Слайд 4. Расцвет княжества пришелся на вторую половину XII – начало XIII в., когда его правителями были сыновья Юрия Долгорукого Андрей и Всеволод.
Слайд 5. Князь Андрей Боголюбский (1112 – 1174), согласно летописи, “сильно устроил” город Владимир. Он привлек в город “купцов хитрых, ремесленников рукодельников всяких”.
Слайд 6. Успенский собор во Владимире (1156-1160) был заложен по велению князя Андрея, который отдал на строительство храма 1/10 долю своих доходов. Место для храма было выбрано удачно – на вершине крутого холма, возвышающегося над Клязьмой. Первоначально был сооружен одноглавый храм, он сильно пострадал от пожара 1185 г. По велению князя Всеволода храм перестроили. Обнесли новыми стенами, в старых – пробили широкие арочные проемы, по углам поставили четыре купола. Получился величественный пятиглавый собор.
Слайд 7. Успенский собор стал самой высокой (32 м) постройкой на Руси XII в. а нарядный декор стал характерным для всего Владимиро-Суздальского зодчества этой эпохи. Дверные проемы украсили перспективные порталы.
Слайд 8. Стены делятся на пять частей – прясел – плоскими тонкими пилястрами, рельефные маленькие арки с колонками образуют широкий аркатурно-колончатый пояс. Колонки, на которые опираются арочки, завершены капителями с растительным орнаментом. На фасадах храма кое-где появились резные каменные изображения.
Слайд 9. Через два с половиной века после возведения храм был расписан фресками великим художником Андреем Рублевым.
На протяжении двух веков (до постройки Успенского собора в Московском Кремле) Владимирский Успенский собор был главным собором Северо-Восточной Руси.
Он стал усыпальницей владимирских князей. Здесь покоится прах его создателей – Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Долгие годы в храме находилась главная святыня православной Руси – икона Владимирской Божией Матери. Это признанный шедевр византийской живописи, привезенный Андреем Боголюбским из Киевской Руси.
Слайд 10. В середине XII в. Владимир был окружен деревянной крепостной стеной с несколькими каменными воротами. Одни из них, Золотые, сохранились до наших дней, правда, в искаженном виде.
Золотые ворота Владимира (1164) – торжественный въезд и одновременно преграда на пути врага – яркий пример крепостной архитектуры XII в.
Слайд 12. Они напоминают высокую триумфальную арку. В древности над ней был водружен одноглавый храм, створки ворот были обиты листами начищенной до блеска меди. Отсюда и название ворот – Золотые. Они располагались в западной части городской стены. Это здание кубической формы, прорезанное огромной аркой. Высота ворот около 14 метров. Ворота венчает златоглавая надвратная церковь.
Слайд 13. В трех километрах от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты, гордость русского зодчества. Согласно преданию, церковь была возведена по велению князя Андрея. Она посвящена памяти его старшего сына Изяслава, погибшего в семнадцатилетнем возрасте в сражении с волжскими булгарами. Легкий изящный храм с ослепительно белыми стенами выглядит как настоящее чудо. Назван храм в честь одного из главных праздников Руси – Покрова Пресвятой Богородицы.
Слайд 14. Он крестово-купольный, четырехстолпный, имеет небольшие размеры. Фасады церкви разделены пилястрами, переходящими вверху в полукруглые очертания закомар. С ними гармонично сочетаются порталы, вытянутые арочные окна, узкие арочки колончатого пояса. Храм венчает луковичная глава на высоком барабане.
Слайд 15. Церковь богато украшена рельефами. Каменные узоры придают зданию особую красоту и очарование. В центре каждого фасада, кроме восточного – изображение юного царя Давида. Его правая рука поднята в благословляющем жесте. Его псалмы слушают птицы и львы. Ниже размещены семь женских масок. Центральные окна фасадов с обеих сторон “охраняют” стерегущие львы.
Слайд 16. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью, почти невесомостью, олицетворяя собой изящную женскую красоту. В своем белокаменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. В ясную погоду в зеркальной глади реки отражается стройный силуэт храма. Нежность, красота, гармония, женское обаяние, грусть и печаль – все слилось здесь воедино. Это гимн красоте и гармонии человека с природой.
Слайд 17. Став князем Владимиро-Суздальской земли, Всеволод Большое Гнездо устроил княжий двор неподалеку от Успенского собора и возвел в нем Дмитриевский собор (1194 – 1197). Так же, как Андрей, Всеволод стремился возвысить Владимир, продолжая каменное строительство. Храм был назван в честь святого Дмитрия Солунского (при крещении Всеволод получил имя Дмитрий).
Слайд 18. Стены, закомары, барабан главы нового храма сплошь покрывала каменная резьба. Ажурная вязь занимает больше половины его стен. Исследователи насчитали более пятисот скульптурных изображений – фигуры людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений, орнаменты. Около тысячи резных камней! В основе каменного рельефа лежат древнейшие традиции русской деревянной резьбы.
В закомарах – многочисленные сюжетные сцены. Многие сюжеты удалось расшифровать. На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь и четыре евангелиста. На южном – мученики Борис и Глеб, а в правой закомаре – композиция “Вознесение Александра Македонского на небо”.
Слайд 19. С северной стороны в левой закомаре – сам князь Всеволод на троне с новорожденным сыном на руках. Перед ним преклонили колени его другие сыновья. Это семейный портрет заказчика храма. Среди рельефов есть изображения царя Давида, трижды повторенные на разных фасадах. Кажется, все звери и птицы слушают его. На барабане – вертикальные ряды медальонов с изображением святых.
Слайд 20. На западной стене собора сохранились фрагменты фресок: Богоматерь на троне в райском саду, судьи-апостолы, ангелы, шествие праведников в рай. Главная идея, выраженная в рельефах собора – заступничество святых за владимирский народ и князей, проповедовавших христианство в своем крае.
Слайд 21. Дмитриевский собор – высшее достижение владимиро-суздальского строительного искусства. Это гимн, прославляющий цветущую и праведную землю, ее святых покровителей и мудрых правителей.
Слайд 22. Искусство Владимирской земли прославилось главным образом своими белокаменными храмами. Начало великолепному белокаменному зодчеству Владимиро-Суздальского княжества положила церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем. Церковь построена в 1152 г. Она сложена из белого известняка. Это четырехстолпный однокупольный храм. Стены его украшены лопатками и горизонтальным аркатурным поясом, образованным рядом плоских арочек. Порталы храма сужаются вглубь стены, подчеркивая ее толщину.
Слайд 23. XI в вошел в историю искусства как “эпоха трех Софий”. Вслед за Софийским собором в Киеве были построены София Новгородская и София Полоцкая, созданная северными мастерами. “Господин Великий Новгород” в XI в. был одним из крупнейших городов в Европе, важным политическим и торговым центром.
Слайды 24-25. Софийский собор в Новгороде (1045-1050) был построен по велению князя Владимира, сына Ярослава Мудрого. Возвели собор на территории древнего детинца, на высоком берегу реки Волхов. Новгородская София производит величественное впечатление. Храм построили из белого камня и небольшого количества розоватой плинфы. Позднее его стены были оштукатурены.
Слайд 26. Снаружи пятиглавый собор лишен каких-либо украшений. Только стены расчленены мощными лопатками. Суровая монументальность – главное качество, присущее Новгородской Софии. Главы, покрытые шлемовидными куполами на мощных барабанах, напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушая это единение, шестая глава была поставлена над лестничной башней галереи, окружавшей храм с трех сторон.
Слайд 27. Софийский собор стал главным политическим центром Новгорода. Здесь избирали на высшие должности, торжественно встречали военачальников, принимали послов, хранили казну. Новгородцы любили свою Софию. Бытовала даже поговорка: “Где святая София, там и Новгород”.
Слайд 28. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает обретать свое неповторимое лицо – скупость декора, строгость и монументальность форм, выразительная пластичность, живописная фактура стен. Основным строительным материалом для церквей Новгорода служили волховские известняковые плиты и валуны. Камни создавали неровную шероховатую поверхность. Кладку для прочности затирали розовым известковым раствором.
Слайд 29. Памятниками уходящей княжеской эпохи стали три грандиозных собора, построенные в начале XII в: Николо-Дворищенский собор, собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре и Георгиевский собор в Юрьевом монастыре.
Слайд 30. Среди множества новгородских церквей разных эпох по своим размерам Софийскому собору уступает лишь Георгиевский собор Юрьева монастыря. Здание храма отличают строгость, четкие, чистые линии и завершенность композиции. Три купола, поставленные в разных местах, на разной высоте, и разных размеров придают ему неповторимую живописность.
Слайд 31. Фасады храма прорезаны многочисленными окнами и разделены мощными лопатками. Обходя храм вокруг, открываешь новые, порой неожиданные виды. Георгиевский собор был последним монументальным сооружением Новгорода.
Слайд 32. В XII в храмы стали строить небольшими и одноглавыми, хотя простота их была достаточно выразительна. Такой, например, является церковь Спаса на Нередице. Храм невелик, кубической формы, с большой главой на массивном барабане.
Слайд 33. С востока к нему пристроены три апсиды: большая центральная и две небольшие боковые, как мать с двумя детьми-одногодками. Фасады храма практически лишены украшений. Несмотря на свои небольшие размеры, она кажется величественной и монументальной.
Слад 34. Но главная выразительная особенность Спаса на Нередице – в его округлости форм, пластичности. Неровность плоскостей, скошенность углов, кривизна линий придают ему редкое очарование.
Характерные особенности новгородского зодчества точно определены искусствоведом, реставратором и художником И.Э.Грабарем: “Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесанного. но себе на уме. В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья. могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца – сила, и красота его – красоты силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще”.
Слайд 35. Сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом народных умельцев, высоким уровнем строительной техники. Они вызывают восхищение простотой и благородством форм, оригинальным решением архитектурных задач, богатством внутренней отделки. Основным принципом русского зодчества стало единство в многообразии.
Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом
Архитектура Древней Руси кратко — это зодчество восточнославянских земель во времена Киевской Руси (9 — 12 вв.) и удельных княжеств с середины 12 века до монголо-татарского нашествия в 1242 году. В статье говориться об истории, особенностях и достижениях древнерусского каменного строительства.
Каменная древнерусская архитектура до 9 века
Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)
Руины Любшанской крепости. Автор: Peterv240 — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52012735
Местоположение Любшанской крепости на карте. Автор: Vissarion — собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2677088
Вид с сопки Вещего Олега через Волхов на Любшанскую крепость на картине «Заморские гости» Автор: Николай Константинович Рерих — Myseum by name of Nicolas Roerichthe last upload: Tretyakov Gallery, Moscow, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21509654
Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить летописи «Повесть временных лет», которую написали более чем на 2 века позже после событий. Но Русь существовала уже до 862 года. Доказательством этого являются:
С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.
Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков
В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.
Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)
Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:
Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.
Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность. Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы.
Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?
С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:
Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.
Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.
Чем отличаются Новгородская и Владимирская архитектурные школы?
Ответы
монументальна, проста, лаконична, отсутствует излишняя декоративность,
особенностью является кубовидность, пяти- или одно-главие, луковичная и шлемовидная главы, трехлопастное завершение фасадов, украшение рядами арочек, треугольничков. использование белого камня и пленчатого кирпича, украшение внутреннего интерьера фресками.
Избежала разгрома от монгольских завоевателей.
примеры: Церковь на Нередице, Софийский Собор в Новгороде
Величественная, «подъемная», воздушная, нарядная, много декоративности
особенности: горизонтальный уступ, деливший храм на 2 яруса, небольшие окна в верхней части, использование в наружном декоре невысокого изобразительного рельефа, белокаменной резьбы, при которой изображены различные фольклорные сюжеты, скифский «звериный» стиль, ромнские влияния.
Развитие было прервано татаро-монгольским нашествием, в результате которого некоторые традиции так и не были восстановлены.
Примеры: Успенский Собор, Дмитриевский Собор, Золотые Ворота, Церковь Покрова-на-Нерли
жорж бизе прибыл в италию в 1858 году, по получении римской премии. пробыл он там три года(до1860) посещая разные города италии. после чего вернулся в париж
«э́пос о гильгаме́ше», или поэма «о всё видавшем» (аккад. ša nagba imuru) — одно из старейших сохранившихся произведений в мире, самое крупное произведение, написанное клинописью, одно из величайших произведений древнего востока. «эпос» создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний на протяжении полутора тысяч лет, начиная с xviii—xvii веков до н. э. его наиболее полная версия обнаружена в середине xix века при раскопках клинописной библиотеки царя ашшурбанипала в ниневии. она записана на 12 шестиколонных табличках мелкой клинописью, включала около 3 тысяч стихов и была датирована vii веком до н. э. также в xx веке найдены фрагменты других версий эпоса, в том числе и на хурритском и хеттском языках.
главными героями эпоса являются гильгамеш и энкиду, о ком также дошли отдельные песни на шумерском языке, некоторые из них созданы ещё в конце первой половины iii тысячелетия до н. э. у героев был один и тот же противник — хумбаба (хувава), охраняющий священные кедры. за их подвигами следят боги, которые в шумерских песнях носят шумерские имена, а в эпосе о гильгамеше — аккадские. однако в шумерских песнях отсутствует связующий стержень, найденный аккадским поэтом. сила характера аккадского гильгамеша, величие его души — не во внешних проявлениях, а в отношениях с человеком энкиду. «эпос о гильгамеше» — это гимн дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает.
также в эпосе отражены многие взгляды философии того времени на окружающий мир (элементы космогонии, о «большом потопе» в поздней редакции), этику, место и судьбу человека (поиски бессмертия). во многом «эпос о гильгамеше» сравнивают с произведениями гомера — «илиадой», которой он старше на тысячу лет, и «одиссеей».
Кратко об архитектуре средневекового Новгорода
Гуляя по центру Великого Новгорода, голова идёт кругом от количества древних церквей. Неподготовленному глазу одинокие белокаменные одноглавые церквушки покажутся однообразными и простенькими. Однако каждый храм отличается от остальных если не внешним видом, то своим происхождением, судьбой и интерьером. В этой статье я кратко поведаю об архитектуре Новгорода.
Для начала обратимся к истории Великого Новгорода и сравним местную архитектуру с архитектурными школами других древнерусских княжеств.
Четыре периода архитектуры Великого Новгорода
Итак, историю древнейшего города Руси разделим на следующие периоды:
Рюриково городище
Вид на Рюриково городище с Юрьева монастыря
От построек тех далёких врёмен ничего не сохранилось, так как основным строительным материалом являлась древесина. Однако по более поздним сохранившимся образцам деревянного зодчества, можно судить о высоком строительном мастерстве местных умельцев. Из дерева строилось всё — от крестьянских изб, до княжеских палат, храмов, крепостей и …деревянных мостовых.
Резиденцию для князя построили на территории Городища — развитого поселения с корабельной стоянкой и ремесленническими кварталами.
Для любителей деревянного зодчества открыт музей «Витославлицы». Время работы зависит от времени года. Вход платный.
Начало каменного строительства в середине XI века
При Ярославе Мудром в Новгороде началось каменное строительство. Первой такой постройкой считается Софийский собор (1045–1050 гг.). На сегодняшний день — это самый древний храм на территории России. После установления республиканских порядков в 1136 году, собор стал главным храмом Новгорода и до сих пор является его символом.
Софийский кафедральный собор (1045-1050)
В Новгороде князь Ярослав княжил с 1010 по 1034 гг. За это время он перебрался из Городища поближе к Торгу. Новая резиденция князя получила название Ярославово дворище.
Софийский собор строился уже после воцарения Ярослава Мудрого на Киевский престол и спустя несколько лет после начала строительства Собора Св. Софии в Новгороде.
При дефиците камней для строительства первые каменные постройки возводились с применением смеси ракушечника, камней, волховского известняка, колотого кирпича на цемяночном растворе. По этой технологии возведены стены собора толщиной 1,2 метра, оштукатурили их позднее. Центральный купол впервые позолочен в 1408 году.
«Где святая София, там и Новгород»
Мстислав Великий, княжил в Новгороде с 1088-93 и с
1095-1117 годы
На что обратить внимание: в южной галерее сохранились фрагменты фресковых росписей и граффити XII века, чудотворная икона «Богоматерь Знамение» XII в., «царское место», иконостас, паникадило немецкой работы, западные входные бронзовые двери.
План Софийского собора
Архитектура Софийского собора
Пятинефный крестово-купольный храм с тремя апсидами, с трёх сторон окружён галереями. Подобная архитектура была характерна для XI века. В качестве примера можно вспомнить Софийские соборы в Киеве и Полоцке.
Собор имеет пять глав с завершением в форме шлема. Шестой купол венчает лестничную башню. Большая часть внутренней настенной живописи относится к XIX веку. Однако история оставила нам имена мастеров фресок XII века, ими были некие Стефан, Микула и Радко — греческие живописцы.
Остромирово Евангелие (1056 — 1057 гг.) — древнейший из манускриптов. Книга использовалась в новгородском Софийском Соборе при богослужении. В настоящее время хранится в Национальной библиотеке в Петербурге.
Время работы: 9:00 – 20:00, вход бесплатный. Действующий храм, возможно заказать экскурсию.
Софийский собор находится на территории Детинцата — так в Новгороде называли защитное сооружение, которое в дальнейшем получило название «Новгородский Кремль».
Наше краткое путешествие по архитектуре Великого Новгорода продолжается. Переместимся из середины XI века в век XII. Летописи донесли до нас имя некоего зодчего Петра, который работал при сыне Владимира Мономаха — князе Мстиславе Владимировиче. Он княжил в Новгороде с 1088-1093 и с 1095-1117 гг. и «заложил Новгород “больше первого”.
Архитектура Новгорода в XII веке
К постройкам XII века относятся: Благовещенский Собор на Городище (ныне стоит в руинах, но был вторым после Софии Новгородской), Георгиевский собор (1119 г.) Юрьева монастыря, Собор Рождества Богородицы (1117 г.) Антониева монастыря и Никольский собор на Ярославовом дворище — это самая древняя постройка на Дворище и на Торговой стороне.
Никольский собор, 1113 — 1136
Никольский собор, 1113 — 1136
Николо-Дворищенский собор, как его ещё называют, на 70-80 лет моложе Софийского собора и освящён в честь Николая Чудотворца. Именно перед Никольским собором собиралось вече после изгнания из Новгорода князя Мстислава Владимировича в 1136 году.
По планам всех соборов, построенных при участии зодчего Петра, видно, что это трёхнефные крестово-купольные постройки, отвечающие традициям киевской архитектуры. Никольский собор имел пятиглавое завершение, простой фасад с внешним членением согласно внутренней планировке, и был декорирован полуциркульными нишами. Внешний вид собора наиболее приближен к образцам древней архитектуры.
Планы соборов, построенных в XII веке при князе Мстиславе Владимировиче
Адрес: ул. Никольская, 5, вход платный. Выходные – понедельник, вторник. Санитарный день – последняя пятница месяца. Что смотреть: фрагменты фресок XII века и мультимедийную панораму).
Собор Рождества Богородицы (1117 г.) в Антониевом монастыре
Памятник архитектуры и монументальной живописи XII в. Заслуживает внимания.
Адрес: Антоново, вход платный. Выходные – понедельник, вторник. Санитарный день – первая среда месяца.
Благовещенский собор Антониева монастыря, сер. XII века
Это последние крупные здания культового назначения в городе. При отсутствии княжеских заказов храмы строились на частные средства и были гораздо меньше по размерам.
После смерти киевского князя Мстислава Владимировича начался распад государства на княжества. Все 15 княжеств превратились в маленькие независимые государства, враждовавшие друг с другом.
В то время как в Новгороде княжеское строительство идёт на спад, Владимир Мономах — правитель Ростово-Суздальских земель основал новый княжеский город Владимир (1108). До сих пор во Владимире сохранились величественные белокаменные соборы — Успенский (1185-1189) и Дмитровский (1194—1197). Поверхность стен из белого тёсаного камня украшалась богатым рельефом и резьбой, которые стали главным отличительным элементом Владимиро-Суздальской архитектуры. В Новгороде внешний декор храмов оставался очень аскетичным.
Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198
Храм конца XII века — современник владимирских церквей, взведён по княжескому заказу. Имеет кубическую форму, трёхнефный, одноглавый, славился богатыми настенными росписями, которые реставраторы восстанавливают из мельчайших фрагментов.
Адрес: недалеко от Рюрикова городища, открыт с 11:00 до 14:00, Выходные – четверг, пятница. При выпадении осадков (в дождливую и снежную погоду) памятник закрыт для посещений.
Понятия в архитектуре древнерусских храмов
Архитектура XIV — веков
Пока другие княжества сотрясало нашествие татаро-монгол Новгород жил своей жизнью. Заказчиками храмов в Новгородской республике стали бояре, купцы, жители улицы или района «конца» и архиепископ.
Строили много и быстро, иногда укладывались в два летних месяца, но без размаха. Церкви были проще снаружи и скромнее внутри, но при этом сохранялась узнаваемость новгородской архитектурной школы. Такой тип храма отныне будет доминировать в Новгороде вплоть до утраты независимости в 1478 году.
Церковь Николы на Липне, 1292, реконструкция
Несмотря на то что в конце 30–40-х годов XIII в. татарские орды не дошли до Новгорода всего 200 км, татаро-монгольское нашествие надолго подорвало экономический рост Новгорода. Церковь Николы на Липне (1292 г.) — первый храм, построенный после долгого перерыва (закрыт для посещения).
Церковь Успения на Волотовом поле, 1352
Памятник-музей 1352 г. Монументальная живопись второй половины XIV в. восстанавливается.
Адрес: деревня Волотово, вход платный, 11:00 – 14:00. Выходные — четверг, пятница
Церковь Георгия на Торгу, 1356
Адрес: Ярославово дворище, ул. Ильина, 1, 10:00 – 18:00 — перерыв 14:30 — 15:30, выходные – среда, четверг. Санитарный день – последний понедельник месяца.
Церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360-1361
Отличительной чертой этого храма является резной каменный декор на фасаде. Объект входит в список ЮНЕСКО. Фресковая роспись датирована XIV веком. По фрагментам прослеживается стилистическая связь с византийскими фресками XIII-XIV веков и с росписями Феофана Грека.
Адрес: ул. Фёдоровский Ручей, часы работы: с 10:00 до 17:00. Выходные дни — четверг, пятница. Санитарный день — последняя среда месяца
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, 1374
В этой церкви сохранились фрески знаменитого Феофана Грека. Росписи относятся к 1378 году. Церковь закрыта на осенне-зимний период, но при большом желании попасть внутрь возможно.
Адрес: Ильина ул. 26 а. Вход платный.
В общей сложности в городе десятки церквей разной степени реставрации и художественного интереса. Разъезжая по улицам древнего Новгорода, их можно встретить в самых неожиданных местах.
К памятникам архитектуры более позднего периода относятся башни Новгородского Кремля.
Церковь Симеона Богоприимца (1467) Зверина монастыря
Адрес: ул. Звериная (Бредова), 20. Вход платный, выходные – четверг, пятница. Санитарный день – первый понедельник месяца.
После утраты в 1478 году Великим Новгородом независимости, последующая архитектура зданий приобрела московские черты.
Знаменский собор (1682 — 1688)
Памятник архитектуры и монументальной живописи XVII-XVIII вв.
Адрес: Ильина ул., 26, вход платный, выходные – вторник, среда. Санитарный день – первый четверг месяца
Раз уж мы оказались на Торговой стороне, упомяну и Гостиный двор.
Гостиный двор
Пётр Первый повелел построить новый комплекс Гостиного двора в 1690-е годы. На данный момент близ Ярославова дворища можно лицезреть Воротную башню XVII в. и аркаду Гостиного двора второй половины XVIII в.
Аркада Гостиного двора в Новгороде, кон. XVII века
Программа тематической экскурсии в Новгород
Тема экскурсии: Архитектура и фресковая живопись древнего Новгорода, древнерусская иконопись новгородской школы.
Для кого эта экскурсия: для интересующихся древнерусским искусством. Тур полезен студентам, изучающим искусство, дизайн, архитектуру, а также тем, кто готов найти время для саморазвития и расширения кругозора.
Цель: познакомиться с новгородской школой древнерусской архитектуры, фресками XII, XIV веков и более поздними настенными росписями, иконами новгородской школы.
Продолжительность поездки: 12-13 часов
Программа предоставляется по запросу, так как зависит от времени года и погодных условий. Приблизительный маршрут описан выше. Экскурсию проводит сертифицированный экскурсовод — искусствовед.
Хотите лёгкую «классическую» обзорную экскурсию по Новгороду без искусстоведческих подробностей? Интересует Торговая и Софийская стороны, Новгородский Кремль и кое-что ещё? Тогда переходите на эту страницу:
Первое знакомство с Великим Новгородом
Воспользуйтесь аудиогидом по главным достопримечательностям древнего города в режиме «лайт» с помощью мобильного приложения.
Заключение
Совсем кратко об архитектуре Великого Новгорода рассказать сложно. Мы не охватили шедевры монументальной живописи, с которой, впрочем, стоит знакомиться на месте. Рассказ о фресках включён в тематическую экскурсию.
Как бы то ни было, архитектура Новгородской земли начала XII века стала оригинальным направлением в истории древнерусского искусства. Новгородская архитектура домонгольского периода (XI–XII вв.) хронологически соответствует расцвету романского стиля в Западной Европе.
Однако в Западной Европе распространён базиликальный тип здания (Италия, Франция), а в Новгороде крестово-купольный. В обоих вариантах доминирует архитектурная масса здания для достижения эстетического эффекта.
Полезные материалы: