Чем отличается литература первой половины 19 века

Периодизация русской литературы XIX века: история, этапы развития и интересные факты

Русская литература XIX века подарила нам множество выдающихся писателей и их произведений – такие имена, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Островский и прочие у всех на слуху. Год от года появляются все новые исследователи как творчества отдельных авторов, так и всей литературы девятнадцатого столетия в целом. Одной из основных проблем для ученых была и остается периодизация русской литературы.

Значение русской беллетристики 19 века

Трудно умалить значение словесности девятнадцатого столетия для всей последующей литературы нашей страны. Ее называют «Золотым веком» нашей поэзии. Именно в этот период окончательно сформировался литературный русский язык, библиография столетия получила сатирическую, публицистическую и психологическую направленность. Для литературы всего века было характерно изображать людские пороки.

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века

Принципы периодизации русской литературы 19 века

Разные ученые по-разному смотрят на то, каким же именно образом классифицировать произведения литературы девятнадцатого века. К основным принципам, на которых так или иначе сходятся все исследователи, можно отнести три: первый – по хронологии, второй – по конкретному автору и третий – смешанный.

Хронологический принцип

Если судить по такому признаку (кстати, данный принцип считается основным), то в русской литературе 19 века выделяют семь периодов:

Согласно данной периодизации русской литературы, каждый период характеризуется особой жанровой направленностью. Например, в 20-е годы преобладал романтизм, в 40-е – идеализм, в 60-е – практицизм и тому подобное. Сводные данные можно увидеть в таблице периодизации русской литературы (ниже).

Авторский принцип

Первым такой принцип периодизации русской литературы предложил известный критик В.Г. Белинский, а уже за ним «подхватили» другие исследователи. Белинский опирался на трех авторов – Ломоносова, Карамзина и Пушкина.

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века

Смешанный принцип

Данный подход к проблеме периодизации русской литературы учитывал несколько определяющих факторов:ее отношение к действительности, отношение к духовной жизни и позицию ко всему этому конкретного автора. Такой принцип пользовался популярностью, в основном, в самом начале девятнадцатого столетия.

Отличие словесности первой половины 19 века от второй

Условно говоря, литературу девятнадцатого века можно разбить на две части – литература первой половины и литература второй. И, хоть столетие было и одно, а различий между произведениями немало. Так, авторы, работавшие в первой половине века, заложили основы русской классики, создали универсальные художественные образы, многие из которых стали нарицательными, а сами произведения разошлись по цитатам, многие фразы из них стали активно употребляться в речи (и по сей день). В это время происходит становление литературного языка, закладываются принципы художественного оформления. Произведения этого периода отличаются большой образностью.

Во второй половине девятнадцатого столетия литература напрямую была связана с изменениями, происходившими в политической жизни, а именно с восхождением на престол Александра Первого. Обстановка в стране изменилась, что неуклонно повлекло за собой изменения и в литературе. Она более аналитична.

Деление по Пушкину

Некоторые исследователи (разумеется, пушкинисты) предлагают иной принцип периодизации русской литературы 19 века: до Александра Сергеевича Пушкина и после него.

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века

А посему наиболее разумным представляется принцип периодизации русской литературы, описанный самым первым и являющийся основным у исследователей – то есть хронологический.

Русская литература 19 века

ГодыЛитературное направление
1800-1825Столкновение различных стилей
1830-еРомантизм и реализм
1840-е – 1850-еИдеализм
1860-еРеализм, поэты-романтики
1870-еРеализм, писатели-народники
1880-еКритический реализм
1890-еКритический реализм, пролетарская литература

Представленная выше таблица «Периодизация русской литературы 19 века» поможет нам ориентироваться в данном вопросе.

Первый период

В начале столетия в Москве и Петербурге появляются литературные общества, призванные объединить авторов «в поисках жанра». Эти годы характеризуются постоянной борьбой нового и старого, и отчетливо это проявляется в литературе – на протяжении всего периода в ней сражаются разные стили и направления – от сентиментализма (которые оставался ведущим в первое время) до романтизма, классицизма, реализма и натурализма. К концу периода господствующие позиции отвоевывает себе романтизм, чье появление справедливо связывают с творчеством В. Жуковского. Наиболее популярные жанры – баллады, элегии.

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века

Второй период

Революционно-декабристские идеи находят отражение в творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова. Романтизм постепенно уступает место реализму, что ярко проявляется расцветом творчества Н. Гоголя (хотя многие все еще продолжают работать в романтической направленности). Поэзии становится все меньше, прозы – все больше. Активно начинает «пробиваться» вверх такой жанр, как повесть. Распространены исторические романы, драматургия, лирика.

Третий период

Демократические тенденции в литературе, только начинавшие зарождаться во втором периоде, в эти годы приобретают все большую силу. В это же время происходит борьба «западников» и «славянофилов», набирает обороты журналистика, которая впоследствии будет оказывать огромное влияние на весь историко-культурный процесс. Периодизация русской литературы этого этапа характеризуется продолжением революционных идей, утопическим социализмом и появлением темы «маленького человека». Литераторы работают в жанрах социальной повести, социально-психологического романа, физиологического очерка.

Четвертый период

Все большую силу получают демократические процессы. Демократия в журналистике, демократическое движение, борьба демократов с либералами – литература данного периода отражает все явления жизни. В это же время начинают активно пропагандироваться идеи крестьянской революции, в реалистическом ключе работают такие авторы, как Л. Толстой, Н. Лесков, Ф. Достоевский.

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века

Пятый период

В данные годы русская литература девятнадцатого столетия характеризуется появлением идей народничества. Крестьянская жизнь предстает в виде некоего идеала. Писатели работают в русле реализма. «Поднимают голову» различные тайные революционные общества. В это время популярны жанры очерка и рассказа.

Шестой период

Появляется такое направление, как «критический реализм». В нем работают М. Салтыков-Щедрин, В. Короленко. Усиливается значение пролетариата, активно пропагандируются идеи марксизма. Писатели стремятся к обличению социального неравенства в своих произведениях. В литературе вместо «маленького человека появляется человек «средний», иными словами, интеллигент. Так же продолжают появляться произведения в жанрах рассказа, повести, романа.

Седьмой период

Главное, что происходит в это время, – зарождение литературы пролетариата благодаря легкой руке Максима Горького. Идеи марксизма получают все большее распространение, так же активен критический реализм. При этом реалистическая литература противостоит декадентству. Жанры остаются прежними, к ним добавляется публицистика.

Источник

Русская литература первой половины 19 века

Вы будете перенаправлены на Автор24

Русская литература первой половины девятнадцатого века

Первая половина девятнадцатого века названа по праву «Золотым веком русской поэзии». Именно в это время на смену классицизму пришли романтизм и реализм. Это время известно более всего декабристским течением, а также реформами Александра Первого и Отечественной войной 1812 года. Так, произведения, созданные в этот период, имели очень большую литературную и историческую ценность, поскольку отражали в себе историю русского государства.

Романтизм – это направление, главной темой которого является свобода. Неважно чего: свобода слова, выражения мыслей и взглядов, свобода чувств. Главный герой в романтизме всегда идет против общества. Этими предпосылками характеризуется своеобразный конфликт «человек-общество», «человек-окружающая среда».

Наиболее характерные черты романтизма в то время в русской литературе были следующие:

Таким образом, мы выяснили, что романтизм –это направление, господствующее в русской литературе в начале девятнадцатого века. Это дает понять нам, что русская литература не стоит на месте, а развивается.

Готовые работы на аналогичную тему

Значение русской литературы первой половины девятнадцатого века

Какое же значение имел романтизм в начале девятнадцатого века? Стоит разобраться в этом вопросе подробнее.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что произведения русской литературы первой половины девятнадцатого века имеют большую ценность, так как носят исторический, религиозный, описательный, социальный и даже философский характер.

Представители

Кто же творил в это время и чьими произведениями мы восхищаемся до сих пор? Кто сделал русскую литературу первой половины века такой, какой мы видим ее сейчас?

Список писателей первой половины девятнадцатого века можно продолжать бесконечно. Нам же следует остановиться на некоторых из них.

Самый знаменитый, конечно же, Александр Сергеевич Пушкин – величайший поэт и прозаик девятнадцатого века, признанный литературный гений. В его произведениях можно найти любой ответ на самые различные философские вопросы. Он поднимает в своих произведениях следующие темы: тема войны, тема государства, религии, веры, любви, предательства, ненависти, дружбы и так далее. Поэтому произведения Александра Сергеевича Пушкина поистине классические и гениальные.

Вторым известнейшим автором того периода можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Именно в его произведениях так отчетливо проявляется романтизм. Именно М. Ю. Лермонтов впервые показал читателю мир, полный несовершенства и отчаяния, мир, в котором ничего не значат ни люди, ни государство.

Пожалуй, именно Пушкин и Лермонтов являются наиболее известными авторами, творившими в начале девятнадцатого века. Именно благодаря им русская литература сегодня стала такой, какой она есть, приобрела такие черты, какие мы видим в ней и сегодня. Она была и остается актуальной для всех поколений, независимо от их возраста, потому что русская литература – это источник ответов на интересующие философские или какие-либо иные вопросы.

Стоит отметить, что именно Пушкин и Лермонтов впервые подняли эту тему в своих произведениях «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что русская литература начала девятнадцатого века имела очень большое значение в целом. Именно в то время она начинала развиваться как самостоятельное явление, не опираясь больше на зарубежную литературу. Она приобрела самобытность и уникальность, что не могло не оказать влияние на дальнейшее ее развитие.

Источник

Особенности русской литературы первой половины 19 века

«Золотой век» русской литературы

Литература XIX века получила название «Золотого века русской литературы», а первая треть столетия осталась в истории как «Золотой век русской поэзии». Авторство этого выражения принадлежит поэту и профессору П. А. Плетневу, который назвал В. А. Жуковского первым поэтом эпохи. Крылатое словосочетание о золотом веке литературы впервые употребил критик М. А. Антонович, подразумевающий под этим определением период А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

Впоследствии это выражение стало применяться ко всей литературе XIX века.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Литература того периода часто обращалась к темам патриотизма, гуманизма, демократизма. Она отличалась особой чуткостью ко всем событиям и метаморфозам современности, отразив в себе историю русского государства и народа.

На становление литературы огромное влияние оказывала общественная жизнь, полная ярких потрясений:

Для творческой жизни того времени характерны многочисленные литературные кружки и общества, созданные вокруг архаических и новаторских идеологий.

К первой трети XIX столетия, русская литература обогатилась новыми темами, самобытными формами, жанрами, художественными образы и приемами.

Литературный процесс и представители эпохи

Литературный процесс первой половины XIX века отличается многообразием направлений, из которых постепенно стали выделяться романтизм и реализм. В этот период происходит активное становление литературного языка и структуры художественных жанров.

Какие темы и проблемы поднимались

Периодизацию Золотого века в истории русской литературы принято разделять на три периода. Для каждого этапа характерен свой набор тем.

Первый период (1801–1825 гг.)

Временные рамки этого этапа совпадают с датами правления Александра I. В этот период мировоззрение молодых литераторов формировалось на фоне потрясений от Отечественной войны 1812 года. Было понятно, что после событий войны уже невозможно вернуться к старым порядкам. Начали создаваться первые тайные революционные общества.

Поэзия становится необычайно популярной, потому что отражает настроение того времени. Как писал известный литературовед Ю. Лотман, «в эту эпоху поэзия была ответом на все. Она становилась оправданием в собственных глазах и обещанием бессмертия». Стихи того времени носят политический и гражданский характер.

Ведущими направлениями становятся предромантизм и романтизм, на основе которых создается национальная и самобытная по своему содержанию литература. Одними из первых известных последователей романтизма были поэты В. Жуковский, Д. Давыдов, К. Рылеев, К. Батюшков и др.

К концу этого периода писатели и поэты начинают отходить от романтизма к реализму. Тогда уже А. С. Грибоедов пишет комедию «Горе от ума», а Пушкин начинает работу над поэмой «Евгений Онегин».

Второй период (1826–1842 гг.)

Наряду с доминирующим в литературе русским реализмом продолжает развиваться и романтическое направление. Особенно веяние романтизма отразилось на творчестве выдающихся поэтов Ф. Тютчева и М. Лермонтова, основанного на фольклорных мотивах, а также в прозаических произведениях О. Сомова, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского и др.

Однако романтизм в это время уже утратил свою прежнюю привлекательность, уступив место художественному миру реализма. Романтические образы и символы стали восприниматься как натянутые и театральные, лишенными истины, а настоящая поэзия отождествлялась с обычным и повседневным.

В этот период создаются знаменитые произведения Пушкина (лирика, поэмы, «Евгений Онегин», проза), «Герой нашего времени» Лермонтова, комедия «Ревизор» и первый том «Мертвых душ» Гоголя. Свои первые литературоведческие статьи публикует известный критик А. Белинский, заложивший основы реалистической эстетики.

Третий период (1843–1855 гг.)

В этот период русский реализм вступает в новую веху своего развития. Становление литературы происходит на фоне напряженной социально-политической обстановки во время правления Николая I. Писатели все чаще обращаются к острым вопросам российской действительности, развивается жанр реалистического романа.

В этот период развития русской словесности на литературной арене появляются И. Тургенев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Некрасов, А. Островский. Наблюдается активное взаимодействие не только между русскими авторами, но и между отечественной и мировой литературой.

Со смертью императора Николая I завершается первая половина XIX века и заканчивается формирование русского реализма, который сменяется декадентством.

Основные литературные деятели Золотого века

Начало Золотого века поэзии ознаменовано творчеством первого поэта той эпохи В. Жуковского, который стал основателем русского романтизма. Его произведения оказали большое влияние на становление русской поэзии, центром которой впоследствии стали Пушкин и Лермонтов.

Романтизм в ту эпоху представлял собой факт общего культурного сознания. В этом направлении творили:

Завершился золотой период русской литературы поэзией Ф. Тютчева и Н. Некрасова.

(А. Дельвиг, «Вдохновение»)

В творчестве Лермонтова романтизм формировался под большим влиянием Байрона — в его первых поэмах чувствовалось подражание английскому поэту-романтику. Но со временем Лермонтов приобрел собственный уникальный стиль, который нашел свое выражение в самых известных поэтах «Демоне» и «Мцыри».

У Пушкина этот этап в поэзии ознаменовано знаменитой элегией «Погасло дневное светило…». При этом период романтизма у Пушкина продлился относительно недолго. Поэт считается основоположником реализма, течение которого восторжествовало во второй половине XIX века. Первым классическим произведением русского реализма стал роман в стихах «Евгений Онегин».

Золотой век русской прозы в особенности известен произведениями писателей-реалистов, которые сформировали классическую русскую литературу. Развитие прозы началось с произведений Пушкина и Гоголя, которые создали характер героев, в дальнейшем встречающихся и у остальных авторов XIX века.

Выдающимися творцами реализма считаются:

Вслед за Пушкиным Лермонтов в романе «Герой нашего времени» изобразил сложную внутреннюю жизнь человека и неприкрытое многообразие его душевных переживаний.
В «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь развил критическую сторону реализма. Быт, нрав, духовную жизнь и характеры героев писатель отобразил открыто и прямо во всей неприглядности.

Основные темы русской литературы

На протяжении Золотого века своеобразие русской литературы формировалось под влиянием нескольких доминирующих направлений, определивших дальнейшее развитие отечественной прозы и поэзии.

Классицизм в русской литературе

Русский классицизм зародился в начале XVIII века и просуществовал до конца XIX столетия.

Классицизм — направление в искусстве и литературе, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил, а также ориентация на античные образцы.

В русской литературе классицизм предшествовал остальным литературным направлением, которые, так или иначе, формировались на его основе. Жанровая иерархия классицизма разделяла все жанры на:

Важнейшими представителями являлись М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и Горбушкин.

Романтизм

В начале XIX века классицизм сменился романтизмом.

Романтизм — это направление в искусстве и литературе, характеризующееся утверждением ценности духовной и творческой жизни человека, стремлением к национальному и индивидуальному.

Идейно-художественное направление первой трети XIX века разделилось на две ветви:

Утверждение реализма в русской литературе

Ко второй половине XIX столетия на смену романтизма пришел русский реализм.

Реализм — направление в искусстве и литературе, отражавшее в художественных произведениях правдивое отношение к действительности.

На нестабильном социально-политическом фоне романтическое течение стало казаться наигранным и неискренним. События той эпохи требовали реалистичного художественного отображения в литературе посредством повседневных и хорошо знакомых читателю образов. Авторы отходили от использования мистических веяний и идеалистических приемов в литературе.

К основным чертам реализма можно отнести:

Выдающимися писателями-реалистами были поздний А. Пушкин («Евгений Онегин»), М. Лермонтов («Герой нашего времени»), И. Гончаров («Обломов»), Ф. Достоевский («Бедные люди», «Бесы», «Преступление и наказание»), Л. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина») и др.

Источник

Общая характеристика русской литературы 19 века (кратко)

XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века

Отличие от предыдущего столетия

Давая общую характеристику русской литературе 19 века, можно отметить, что предшествующий век отличался очень спокойным развитием. На протяжении всего предшествующего столетия поэты и писатели воспевали достоинство человека, старались привить высокие морально-нравственные идеалы. И лишь в конце столетия начали появляться более дерзкие и смелые произведения – авторы начали акцентировать внимание на психологии человека, его переживаниях и чувствах.

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века

Причины расцвета

В процессе работы над домашним заданием или докладом на тему «Общая характеристика русской литературы 19 века» у учащегося может возникнуть закономерный вопрос: а чем же были обусловлены эти перемены, почему литература смогла достичь такого высокого уровня развития? Причиной тому послужили общественные события – это и война с Турцией, и вторжение наполеоновских войск, и отмена крепостного права, и прилюдная расправа над оппозиционерами. Все это послужило тому, что в литературе начали применяться совершенно новые стилистические приемы. Работая над общей характеристикой русской литературы 19 века, стоит обязательно упомянуть, что эта эпоха по праву вошла в историю как «Золотой век».

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века

Поэты и писатели девятнадцатого века

Русская литература девятнадцатого века заслуженно считается классической и великой во всем миру. В чем же заключается ее величие? Кто создал литературу девятнадцатого века такой, какая она есть?
Развитие русской литературы в девятнадцатом века обусловлено политическими преобразованиями в стране. Это и войны, и народные движения, и развитие культурной жизни. Девятнадцатый век называют «золотым» веком русской литературы и не зря: именно в этот период жили и творили великие авторы, сделавшие русскую литературу особенной и уникальной, сформировавшие ее от начала и до конца.

В девятнадцатом века начался расцвет новых направлений, что привело к созданию совершенно новых жанров в русской литературе. Все это не могло не оставить след в русской литературе, поэтому девятнадцатый век имеет такое большое значение для нее.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В девятнадцатом веке установившийся классицизм постепенно сменяется реализмом и романтизмом, ну а позднее возникает сатира, нигилизм и множество других направлений. Литераторы делятся на две большие группы: славянофилов и западников. Писатели стали поднимать в своих произведениях более философские темы, темы, которые касались религии и других вечных проблем человечества.

Как уже говорилось выше, в русской литературе выделялось несколько направлений, наиболее характерных для того периода. Какими же чертами они обладали? В первую очередь, это:

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

К выдающимся писателям девятнадцатого века относятся: Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Радищев, Фонвизин, Жуковский, Карамзин, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов, Салтыков-Щедрин, Лесков, Гоголь и многие другие. Все они создали неповторимый и уникальный образ русской литературы, создали ее такой, какая она и сейчас. Литература девятнадцатого века – это великое достояние России.

Направленность литературы

Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах. Значение этих вопросов она выводит далеко за пределы своей исторической эпохи. Готовя общую характеристику русской литературе 19 века, нужно помнить о том, что она стала одним из мощнейших средств воздействия как на русских читателей, так и на иностранных, приобретя славу влиятельной силы в развитии просвещения.

Русская литература первой половины девятнадцатого века

Первая половина девятнадцатого века названа по праву «Золотым веком русской поэзии». Именно в это время на смену классицизму пришли романтизм и реализм. Это время известно более всего декабристским течением, а также реформами Александра Первого и Отечественной войной 1812 года. Так, произведения, созданные в этот период, имели очень большую литературную и историческую ценность, поскольку отражали в себе историю русского государства.
Романтизм – это направление, главной темой которого является свобода. Неважно чего: свобода слова, выражения мыслей и взглядов, свобода чувств. Главный герой в романтизме всегда идет против общества. Этими предпосылками характеризуется своеобразный конфликт «человек-общество», «человек-окружающая среда».

Наиболее характерные черты романтизма в то время в русской литературе были следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, мы выяснили, что романтизм –это направление, господствующее в русской литературе в начале девятнадцатого века. Это дает понять нам, что русская литература не стоит на месте, а развивается.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Значение русской литературы первой половины девятнадцатого века

Какое же значение имел романтизм в начале девятнадцатого века? Стоит разобраться в этом вопросе подробнее.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что произведения русской литературы первой половины девятнадцатого века имеют большую ценность, так как носят исторический, религиозный, описательный, социальный и даже философский характер.

Феномен эпохи

Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах. Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы.

Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода. Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики. А. И. Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: «У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной».

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века

Роль литературы в обществе

Практически то же самое говорил и Н. Г. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает всю умственную жизнь народа». Здесь стоит обратить внимание на слово «пока». Чернышевский, который утверждал, что литература является учебником жизни, все равно признавал, что умственная жизнь народа не должна в ней сосредотачиваться постоянно. Однако «пока», в тех условиях русской действительности, именно она взяла на себя эту функцию.

Современное общество должно быть благодарно тем писателям и поэтам, которые в тяжелейших социальных условиях, несмотря на преследования (стоит вспомнить о том же Н. Г. Чернышевском, Ф. М. Достоевском и других), с помощью своих трудов содействовали пробуждению в человеке светлого, духовного начала, принципиальности, активного противостояния злу, честности и милосердия. Учитывая все это, можно согласиться с тем мнением, которое выражает Н. А. Некрасов в своем послании ко Льву Толстому в 1856 г.: «Роль писателя у нас прежде всего – это роль учителя».

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века

Литература XIX века

Литература. XIX в. оказался чрезвычайно плодотворным и ярким в области культурного развития России.

В широком смысле понятие «культура» включает все образцы человеческих достижений в различных областях жизни и деятельности. Поэтому вполне оправданно и уместно использование таких определений, как «культура быта», «политическая культура», «индустриальная культура», «сельская культура», «философская культура» и ряда других, обозначающих уровень творческих свершений в тех или иных формах человеческого общежития. И везде культурные сдвиги в XIX в. в России были велики и удивительны.

Вторая половина XIX в. стала временем не просто бурного цветения всех форм и жанров творчества, но и периодом, когда русская культура уверенно и навсегда заняла видное место в культурном ареале достижений человечества. Русская живопись, русский театр, русская философия, русская литература утвердили свои мировые позиции благодаря когорте наших выдающихся соотечественников, творивших во второй половине XIX — начале XX в. Ныне в любой точке мира трудно найти достаточно образованного человека, которому были бы неведомы имена Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, А. П. Павловой, Н. А. Бердяева. Это лишь некоторые, наиболее яркие фигуры, навсегда оставшиеся знаковыми в области русской культуры. Без них культурный багаж человечества был бы заметно беднее.

То же самое касается и конца того века, когда современником Л. Н. Толстого и А. П. Чехова был преподобный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Несмотря на распространение в дворянской среде различных форм вольнодумства, скептицизма и даже атеизма, основная масса населения Российской империи оставалась верна православию. На этой вере, которой русские люди были привержены уже много веков, совершенно не отразились бытовавшие в высшем обществе модные идеологические увлечения. Православие составляло суть того, что современная политология определяет заемным термином «менталитет», но что в русском лексическом обращении соответствует понятию «жизнепонимание».

Православность народной среды так или иначе влияла на все стороны творческой деятельности самых замечательных отечественных мастеров культуры, и без учета христианского импульса нельзя понять, почему же в России, в отличие от других буржуазных стран, так и не возникло сколько-нибудь пиететного отношения ни к самим предпринимателям, ни к роду их занятий. Хотя к началу XX в. торжество капиталистических отношений в стране не подлежало сомнению, никто не создавал литературных или драматических произведений, где бы воспевались и превозносились достоинства и заслуги персонажей из мира капитала. Даже отечественные периодические издания, немалое число которых прямо или косвенно финан­сировались «королями бизнеса», не рисковали публиковать восторженные славословия по их адресу. Такие газеты или журналы сразу же превратились бы в объект гневных поношений, неизбежно начали бы терять читателей, и дни их были бы очень быстро сочтены.

В разговоре о русском культурном процессе учет вышесказанного чрезвычайно важен в двух главных отношениях.

Во-первых, для понимания духовного строя русских людей в целом, его принципиального отличия от общественной среды современной России.

Во-вторых, для понимания того, почему жалость к бедным, сочувствие к «униженным и оскорбленным» являлись стержневым мотивом всей русской художественной и интеллектуальной культуры — от полотен передвижников до сочинений русских писателей и философов.

Эта небуржуазность общественного сознания способствовала в дальнейшем утверждению в стране коммуни­стической власти, идеологией которой было отрицание частной собственности и частных интересов.

Ярчайшим образом этот мотив проявился в творчестве двух самых известных представителей отечественной культуры указанного периода — писателей-пророков Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Жизненные пути и творческие приемы Достоевского и Толстого совсем несхожи. Они не являлись единомышленниками, никогда не имели не только близких, но даже приязненных отношений и хотя в различные периоды ненадолго принадлежали к определенным литературно-общественным группировкам (партиям), но сам масштаб их личностей не укладывался в рамки узких мировоззренческих течений. В переломах их биографий, в их литературных произведениях сфокусировалось время, отразились духовные искания, даже метания людей XIX в., живших в эпоху непрестанных социальных новаций и предчувствий грядущих роковых канунов.

Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой небыли лишь «мэтрами изящной словесности», блестящими летописцами времен и нравов. Их мысль простиралась значительно дальше обыденного, глубже очевидного. Их стремление разгадать тайны бытия, суть человека, постичь истинный удел смертных отразило в своем, может быть, высшем проявлении дисгармонию между умом и сердцем человека, трепетными ощущениями его души и холодно-прагматической безнадежностью рассудка. Их искреннее желание разрешить «проклятые русские вопросы» — что есть человек и каково его земное предназначение — превратило обоих писателей в духовных поводырей мятущихся натур, которых в России всегда встречалось немало. Достоевский и Толстой, выразив русское жизнепонимание, стали не только голосами времени, но и его творцами.

Ф. М. Достоевский (1821—1881) родился в не­богатой семье военного врача в Москве. Окончил пансион, а в 1843 г. — Главное инженерное училище в Петербурге, некоторое время служил полевым инженером в инженерной команде Петербурга. Вышел в отставку в 1844 г., решив целиком посвятить себя литературе. Знакомится с В. Г. Белинским и И. С. Тургеневым, начинает вращаться в столичной литературной среде. Его первое большое произведение, роман Бедные люди (1846), имел шумный успех.

Весной 1847 г. Достоевский становится завсегдатаем собраний кружка В. М. Петрашевского, где обсуждались острые социальные вопросы, в том числе и о необходимости свержения существующего строя. В числе прочих начинающий писатель был арестован по делу петрашевцев. Сначала его приговорили к смертной казни, и уже на эшафоте Достоевскому и другим обвиняемым явили царскую милость о замене казни каторгой. На каторге Ф. М. Достоевский провел около четырех лет (1850—1854). Пребывание в Сибири описал в книге очерков Записки из Мертвого дома, опубликованной и 1861 г.

В 1860—1870-е гг. появились наиболее крупные лите­ратурные произведения — романы, принесшие Достоевскому мировую славу: Униженные и оскорбленные, Игрок, Преступление и наказание, Идиот, Бесы, Братья Карамазовы.

Писатель полностью порвал с революционными увлечениями молодости, осознал фальшь и опасность теорий по насильственному переустройству мира. Его произведения пронизаны размышлениями о смысле жизни, о поиске жизненных путей. Достоевский видел возможность постижения истины бытия лишь через веру Христову. Моральному развивались от христианского социализма к славянофильству. Однако славянофилом назвать его можно лишь с большой натяжкой. Он явился одним из родоначальников мировоззренческого течения, именуемого почвенничеством. Оно заявило о себе в 1860—1870-е гг., как раз в то время, когда творчество Ф. М. Достоевского достигло своего расцвета.

В программе журнала «Время», к изданию которого Ф. М. Достоевский приступил в 1861 г., говорилось: Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача — создать себе форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей. Эта позиция полностью соответствовала исходному славянофильскому постулату. Однако вселенский универсализм мышления Достоевского проявился уже в эту пору: Мы предугадываем, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, какие развивает Европа.

Подобный взгляд нашел свое высшее воплощение в известном выступлении писателя на торжествах 1880 г. по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве. Именно в своей Пушкинской речи, вызвавшей восторг слушателей, а затем ставшей предметом ожесточенной полемики в прессе, Ф. М. Достоевский сформулировал свое видение будущего мира. Благополучие его он выводил из исполнения исторической миссии России — объединить людей мира в братском союзе по заветам христианской любви и смирения:

Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей.

Писатель-мыслитель шел значительно дальше традиционного славянолюбия, он проповедовал вселенское единение людей.

Достоевский не являлся философом в точном смысле этого слова, он мыслил как художник, его идеи воплоща­лись в размышлениях и поступках героев литературных произведений. Мировоззрение писателя всегда остава­лось религиозным. Даже в эпоху молодости, когда он увлекался идеями социализма, он оставался в лоне Церкви. Одной из важнейших причин его разрыва с В. Г. Белинским, как позднее признался Ф. М. Достоевский, стало то, что тот ругал Христа. Старец Зосима («Братья Карамазовы») высказал мысль, встречаемую во многих лите­ратурных и публицистических произведениях Ф. М. Достоевского: «Мы не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только нам захотеть понять, и тотчас же он предстанет перед нами во всей своей красоте». Нежелание и неумение увидеть окружающую красоту проистекает из неспособности человека овладеть этими дарами — «читал Ф. М. Достоевский.

Всю жизнь писателя волновала загадка личности, им владел мучительный интерес к человеку, к заповедной стороне его натуры, глубинам его души. Размышления на эту тему встречаются практически во всех его художественных произведениях. Достоевский с непревзойденным мастерством раскрыл темные стороны души человека, силы разрушения, таящиеся в нем, беспредельный эгоизм, отрицание моральных устоев, укоренившиеся в человеке. Однако, невзирая на отрицательные стороны, в каждом индивидууме писатель видел загадку, каждого, даже в образе самого ничтожного, считал абсолютной ценностью. Не только демоническая стихия в человеке вскрыта Достоевским с небывалой силой; не менее глубоко и выразительно показаны движения правды и добра в душе человеческой, ангельское начало в нем. Вера в человека, торжествующе утверждаемая во всех произведениях писателя, делает Ф. М. Достоевского величайшим мыслителем-гуманистом.

Достоевский уже при жизни удостоился в среде читающей публики звания великого писателя. Однако его общественная позиция, его неприятие всех форм революционного движения, его проповедь христианского смирения вызывали нападки не только в радикальной, но и в либеральной среде.

Расцвет творчества Достоевского пришелся на время «буйства нетерпимости». Все, кто не разделял увлечения модными теориями коренного переустройства общества, клеймились как реакционеры. Именно в 1860-е гг. слово «консерватор» сделалось почти ругательным, а понятие «либерал» — синонимом общественного прогрессиста. Если и раньше любой идеологический диспут в России почти все­гда носил эмоциональный характер, то теперь его непременным атрибутом стала нетерпимость ко всему и ко всем, что не соответствовало плоским схемам «о магистральном пути развития прогресса». Голосов оппонентов не хотели слышать. Как написал известный философ B.C. Соловьев о другом русском выдающемся мыслителе К. Н. Леонтьеве, тот посмел «высказывать свои реакционные мысли» в такое время, «когда это не могло принести ему ничего, кроме осмеяния». Оппонентов третировали, им не возражали по существу, они служили лишь объектом осмеяния.

Однако по мере того как выяснялось, что в своих произведениях писатель не следует теории острой социальности, отношение либерально-радикальной критики к нему менялось. После же появления в печати в 1871—1872 гг. романа «Бесы», где автор показал духовное убожество и полную аморальность носителей революционных идей, Достоевский превратился в мишень систематических нападок. Столичные газеты и журналы регулярно преподносили публике критические выпады против «общественных заблуждений Достоевского и карикатурного изображения им гуманистического движения шестидесятых годов». Однако творческая монументальность произведений писателя, их небывалая психологическая глубина являлись столь очевидными, что нападки сопровождались множеством де­журных признаний художественных дарований мастера.

Достоевский считал такое положение с общественным мнением в стране ненормальным, но изменить утвердившиеся приемы социального поведения был не в силах. Великий писатель, старый, больной человек боялся обвинений в сотрудничестве с властью, был не в силах слышать рев образованной черни.

Бросил университет и отправился в действующую армию на Кавказ, где разворачивалась решающая фаза военных действий с Шамилем. Здесь он провел два года (1851—1853). Служба на Кавказе обогатила Толстого множеством впечатлений, которые он потом отобразил в своих повестях и рассказах.

Когда началась Крымская война, Толстой добровольцем отправился на фронт и принимал участие в обороне Севастополя. После окончания войны вышел в отставку, путешествовал за границей, затем служил в управлении Тульской губернии. В 1861 г. прерывает службу и поселяется в своем имении Ясная Поляна недалеко от Тулы.

Там Толстой написал крупнейшие литературные произведения — романы Война и мир, Анна Каренина, Воскресение. Кроме того, его перу принадлежит множество повестей, рассказов, драматических и публицистиче­ских произведений. Писатель создал многообразную панораму русской жизни, изобразил нравы и быт людей несхожего общественного положения, показал сложную борьбу добра со злом в душе человеческой. Роман «Война и мир» до сих пор остается самым выдающимся литературным сочинением о войне 1812 г.

Многие политические и общественные проблемы привлекали внимание писателя, на них он откликался своими статьями. Постепенно тон их де­лался все более нетерпимым, и Толстой превратился в беспощадного критика общепринятых норм морали и общественных устоев. Ему представлялось, что в России и власть не та и Церковь не та. Церковь вообще оказалась объектом его поношения. Писатель не приемлет церковное понимание христианства. Его отталкивают религиозные догматы и то, что Церковь стала частью социального мира. Толстой порвал с Русской Православной Церковью. В ответ на это в 1901 г. Святейший Синод отлучил Толстого от Церкви, но выразил надежду, что он еще покается и вернется в ее лоно. Покаяния не последовало, и писатель умер без церковного обряда.

С юности Толстой испытывал сильное влияние взглядов Руссо и, как писал позднее, в 16 лет разрушил в себе традиционные взгляды и стал носить на шее вместо креста медальон с портретом Руссо. Писатель страстно воспринял идею Руссо о естественной жизни, которая многое определила в последующих исканиях и переоценках Толстого. Подобно многим другим русским мыслителям, Толстой все явления мира и культуры подчинил жесткой критике с позиции субъективной морали.

В 1870-е гг. писатель пережил продолжительный духов­ный кризис. Его сознание завораживает тайна смерти, перед неотвратимостью которой все окружающее приобретает характер незначительного. Желая преодолеть гнетущие сомнения и страхи, Толстой пытается разорвать свои связи с привычной средой и стремится к близкому общению с простыми людьми. Ему кажется, что с ними, нищими, странниками, монахами, мужиками, раскольниками и за­ключенными, он обретет истинную веру, знание, в чем же состоит подлинный смысл человеческой жизни и смерти.

У яснополянского графа начинается период опроще­ния. Он отвергает все проявления современной цивилизации. Его беспощадное и бескомпромиссное неприятие касается не только институтов государства, Церкви, суда, армии, буржуазных экономических отношений.

В своем безбрежном и страстном нигилизме писатель дошел до максималистских пределов. Он отвергает искусство, поэзию, театр, науку. По его представлениям, добро не имеет ничего общего с красотой, эстетическое наслаждение есть наслаждение низшего порядка. Искусство же вообще является лишь забавой.

Толстой считал кощунством ставить на один уровень с добром искусство и науку. Наука и философия, — писал он, — трактуют о чем хотите, но только не о том. как человеку самому быть лучше и как ему жить лучше. Со временная наука обладает массой знаний, нам не нужных Но на вопрос о смысле жизни она не может ниче го сказать и даже считает этот вопрос не входящим в ее компетенцию.

Проповеди Л. Н. Толстого не оставались без ответа. В среде так называемой просвещенной публики, где господствовали критические оценки и скептическое отношение к действительности, у графанигилиста появилось не­мало почитателей и последователей, вознамерившихся воплотить социальные идеи Толстого в жизнь. Они создавали небольшие колонии, которые назывались культурными скитами, пытались путем нравственного самосовершенствования и честного труда изменить окружающий мир. Толстовцы отказывались платить налоги, служить в армии, не считали необходимым церковное освящение брака, не крестили детей, не отдавали их в школы. Власти преследовали подобные сообщества, некоторые активные толстовцы даже привлекались к суду. В начале XX в. толстовское движение в России почти сошло на нет. Однако постепенно оно распространилось за пределами России. Толстовские фермы возникли в Канаде, Южной Африке, США, Великобритании.

И. С. Тургеневу (1818—1883) принадлежит заслуга в создании социально-психологических романов, в которых личная судьба героев оказалась неразрывно связана с судьбой страны. Он был непревзойденным мастером в раскрытии внутреннего мира человека во всей его сложности. Творчество Тургенева оказало огромное влияние на развитие русской и мировой литературы.

И. С. Тургенев происходил из богатой и старинной дворянской семьи. В 1837 г. он окончил филологический факультет Петербургского университета. Продолжил свое образование за границей. Позднее Тургенев вспоминал: Я занимался философией, древними языками, историей и с особенным рвением изучал Гегеля. Два года (1842— 1844) Тургенев служил чиновником в Министерстве внутренних дел, но интереса к служебной карьере не проявил. Его увлекла литература. Свое первое произведение, драматическую поэму Стено, он написал в 1834 г.

В конце 1830-х гг. стихи молодого Тургенева стали появляться в журналах «Современник» и Отечественные записки. Это элегические раздумья о любви, пронизанные мотивами печали и тоски. Большинство из этих стихотворений получило высокое зрительское признание (Баллада, Опять один, один…, Утро туманное, утро седое…). Позднее некоторые стихи Тургенева были положены на музыку и стали популярными романсами.

В 1840-е гг. появились в печати первые драмы и поэмы Тургенева, а сам он стал сотрудником общественно-литературного журнала «Современник».

В середине 1840-х гг. Тургенев сблизился с группой литераторов, деятелей так называемой «натуральной школы» — Н. А. Некрасовым, И. А. Гончаровым, Д. В. Григоровичем и др., пытавшихся придать литературе демократический характер. Героями своих произведений эти писатели делали прежде всего крепостных крестьян.

Первый номер обновленного «Современника» вышел в январе 1847 г. Подлинным украшением журнала стал рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника.

После их издания в 1847—1852 гг. к писателю пришла всероссийская слава. Русский народ, русские крестьяне показаны в книге с такой любовью и уважением, как еще ни разу не было в русской литературе.

В последующие годы писатель создал несколько выдающихся по своим художественным достоинствам романов и повестей — Рудин, Дворянское гнездо, Накануне, Отцы и дети, Дым. В них мастерски изображен уклад жизни дворянства, показано появление новых общественных явлений и деятелей, в частности народников. Имя Тургенева стало одним из самых почитаемых имен в русской литературе. Его произведения отличались острой полемичностью, они поднимали важнейшие вопросы человеческого бытия, в них обозначились глубокий взгляд писателя на сущность происходящих событий, желание понять характер и устремление новых людей (нигилистов), вступавших на арену общественно-политической жизни страны.

Широтой мышления, умением постичь жизненную и историческую перспективу, верой в то, что жизнь человека должна быть исполнена высшего смысла, отмечено творчество одного из самых замечательных русских писателей и драматургов — А. П. Чехова (1860—1904), этого тончайшего психолога и мастера подтекста, так своеобразно сочетавшего в своих произведениях юмор и лиризм.

А. П. Чехов родился в городе Таганроге в купеческой семье. Учился в таганрогской гимназии. Продолжил обучение на медицинском факультете Московского университета, который закончил в 1884 г. Работал врачом в Московской губернии. Литературную деятельность начал с фельетонов и небольших рассказов, публиковавшихся в юмористических журналах.

Крупные и наиболее известные произведения Чехова стали появляться с конца 1880-х гг. Это повести и рассказы Степь, «Огни», Дом с мезонином, Скучная история, Палата Мб, Мужики, В овраге, О любви, Ионыч, Дама с собачкой, Попрыгунья, Дуэль, книги очерков Из Сибири и Острое Сахалин.

Чехов — автор замечательных драматургиче­ских произведений. Его пьесы Иванов, Дядя Ваня, Чайка, Три сестры, Вишневый сад ставятся на сценических площадках всего мира. В рассказах писателя о судьбах отдельных людей скрыт глубокий философский подтекст. Умение Чехова сострадать, его любовь к людям, способность проникнуть в духовное естество человека, интерес к насущным проблемам развития человеческого общества сделали творческое наследие писателя актуальным и в наши дни. Изобразительное искусство. В 1870 г. в России произошло событие, оказавшее мощное воздействие на развитие изобразительного искусства: возникло Товарищество передвижных художественных выставок, сыгравшее важную роль в развитии демократической живописи и ее противостоянии салонно-академическому искусству. Это была общественная организация, которую государство не финансировало. Товарищество организовали молодые художники, большей частью выпускники Петербургской Академии художеств, не разделявшие эстетические принципы руководства Академии. Изображать «вечную красоту», ориентироваться на «классические образцы» европейского искусства они больше не хотели. Отражая общий общественный подъем 1860-х гг., художники стремились выразить сложность современного мира, приблизить искусство к жизни, передать чаяния и настроения широких общественных кругов, показать живых людей, их заботы и устремления. С Товариществом передвижников творчески были связаны почти все выдающиеся художники России.

На протяжении последующих десятилетий Товарищество передвижников (обычно их называли просто передвижниками) организовало множество выставок, которые не просто демонстрировались в каком-то месте, но и перевозились (передвигались) по разным городам. Первая такого рода выставка состоялась в 1872 г.

Центральной фигурой русского искусства 1860-х гг. стал один из организаторов Товарищества передвижников педагог, писатель В. Г. Перов (1833—1882). Он учился живописи в Арзамасской рисовальной школе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. По окончании курса в 1869 г. получил стипендию и совершенствовал свое мастерство в Париже. Уже в 1860-е гг. Перов заявил о себе как о большом художнике-реалисте, его картины отличались острым общественным содержанием. Таковы Проповедь в селе Сельский крестный ход на

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы Проводы покойника, «Тройка. Ученики мастеровые везут воду, «Последний кабак у заставы и др. Живопись художника тонко передала его сострадание к людям, задавленным нуждой, пережившим горе.

Перов — мастер лирических полотен (Птицелов и Охотники на привале) и сказочных образов (Снегурочка). В золотой фонд русского искусства вошли портреты драматурга А. Н. Островского, писателя Ф. М. Достоевского, исполненные художником по заказу П. М. Третьякова для задуманной им портретной галереи, представляющей «людей, дорогих нации». Обращался Перов и к историческим темам, его самой известной такой картиной является СудПугачева.

И. Н. Крамской (1837—1887) родился в бедной семье. С 1857 г. учился в Петербургской Академии художеств. В 1863 г. стал возмутителем спокойствия в Академии, возглавив группу из 14 студентов-выпускников, отказавшихся участвовать в конкурсе, куда требовалось представить картины только на мифологические темы. Протестующие покинули Академию и создали Артель взаимопомощи, ставшую позже основой Товарищества передвижников.

Крамской был замечательным мастером портрета и запе­чатлел на своих полотнах многих известных людей России, тех, кого обычно называют властителями дум своей эпохи.

Это портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова. П. М. Третьякова, С. П. Боткина, И. И. Шишкина и др. Кисти Крамского принадлежат и портреты простых крестьян.

В 1872 г. на Первой передвижной выставке появилась картина Крамского Христос в пустыне ставшая программной не только для самого художника, но и для всех передвижников. На полотне изображен Иисус Христос, пребывающий в глубоком раздумье. Просветленный, спокойный взгляд Христа приковывает к себе внимание зрителя.

Пристальный интерес к евангельской теме проходит через все творчество еще одного из основателей русского передвижничества — Н.Н.Ге (1831—1894). В картине Тайная вечеря поразительной игрой света и тени достигается противопоставление группы апостолов и находящейся в густой тени фигуры Иуды. Евангельский сюжет позволил художнику изобразить конфликт различных мировоззрений. За этим полотном последовали Что есть истина?. Христос и Пилат, СудСинедриона, Повинен смерти!, Голгофа, Распятие и др.

В портрете Л.Н. Толстого художнику удалось передать работу мысли гениального писателя.

На Первой передвижной выставке Ге экспонировал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Зритель ощущает напряженное молчание отца и сына. Петр уверен в вине царевича. Конфликт царя и наследника престола изображен в минуту наивысшего накала.

Знаменитый художник-баталист BJB. Верещагин (1842—1904) не раз участвовал в военных действиях того времени. На основе впечатлений от событий в Туркестанском крае он создал картину Апофеоз войны. Пирамида черепов, иссеченных саблями, выглядит аллегорией войны. На раме картины — текст: Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим.

Верещагину принадлежит серия больших батальных картин, в которых он выступил подлинным реформатором этого жанра.

Верещагин оказался участником русско-турецкой кампании 1877—1878 гг. По зарисовкам и этюдам, исполненным на местах событий, была создана его знаменитая «Балканская серия». В одной из картин этой серии («Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой) сцена торжественного приветствия Скобелевым победоносных русских полков отнесена на дальний план. На переднем плане полотна зритель видит заснеженное поле, усеянное убитыми. Это скорбное изображение призвано было напомнить людям о кровавой цене победы.

Одним из самых популярных русских пейзажистов можно назвать И. И. Шишкина (1832—1898). Живописец и замечательный знаток природы, он утвердил в русском искусстве лесной пейзаж — роскошные могучие дубравы и сосновые боры, лесные дали, глухие дебри. Полотнам художника присущи монументальность, величественность. Раздолье, простор, угодье, рожь. Божья бла­годать, русское богатство — так охарактеризовал художник свое полотно Рожь, в котором особенно четко проявилась масштабность пространственных решений Шишкина. Парадными портретами русской природы стали Сосны, освещенные солнцем, Лесные дали, Утро в сосновом бору, Дубы и др. Самсоном русской живописи называл известный историк искусства В. В. Стасов Я. Е. Репина (1844—1930).

Это один из самых разносторонних художников, которому с равным блеском удавались портреты, жанровые сцены, пейзажи и большие полотна на исторические темы.

И. Б. Репин родился в бедной семье военного поселенца в городе Чугуеве Харьковской губернии и первые навыки рисования получил у местных украинских иконописцев. В 1863 г. он переехал в Петербург и поступил в Академию художеств, где первым наставником Репина В. И. Суриком, оказался И.Н.Крамской. Академию Репин закончил в 1871 г. и как способный выпускник получил стипендию казни для творческой командировки во Францию и Италию.

Уже в 1870-е гг. имя Репина становится в ряд наиболее крупных, популярных русских живописцев. Каждая его новая картина вызывает живейший интерес публики и горячие споры. К числу наиболее знаменитых полотен художника относятся Бурлаки на Волге, Крестный ход в Курской губернии, Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Портрет М. П. Мусоргского, «Торжественное заседание Государственного совета», Портрет К. П. Победоносцева, Не ждали и др. Репин на своих полотнах запечатлел панораму жизни страны, показал яркие народные характеры, могучие силы России.

В. И. Суриков (1848—1916) проявил себя прирожденным историческим живописцем. Сибиряк по происхождению, Суриков учился в Петербурге в Академии художеств, а по окончании Академии поселился в Москве. Его первым большим полотном стало Утрострелецкой казни. Затем последовали Меншиков в Вере зове, Боярыня Морозова, Покорение Сибири Ермаком Переход Суворова через Альпы в 1799 г. и др. Сюжеты и образы этих картин художник черпал из глубин отечественной истории.

Общая характеристика русской литературы 19 века: таблица

«Золотой век» — это время писателей совершенно разных литературных направлений. Для начала рассмотрим их в сводной таблице, после чего каждое из направлений будет рассмотрено подробнее.

ЖанрКогда и где возникТипы произведенийПредставителиОсновные черты
КлассицизмXVII век, ФранцияОда, трагедия, эпопеяГ. Р. Державин («Анакреотические песни»), Херсаков («Бахариана», «Поэт»).Преобладает национально-историческая тематика.

Преимущественно развит жанр оды.

Присутствует сатирическая направленность

СентиментализмВо второй половине XVIII в. в Западной Европе и России, наиболее полно оформился в АнглииПовесть, роман, элегия, мемуары, путешествияН. М. Карамзин («Бедная Лиза»), раннее творчество В. А. Жуковского («Славянка», «Море», «Вечер»)Субъективность в оценке событий мира.

На первое место поставлены чувства, переживания.

Немаловажную роль играет природа.

Выражается протест против испорченности высшего общества.

Культ духовной чистоты и нравственности.

Утверждается богатый внутренний мир низших социальных слоев.

РомантизмКонец XVIII — первая половина XIX века, Европа, АмерикаРассказ, поэма, повесть, романА. С. Пушкин («Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), М. Ю. Лермонтов («Мцыри», «Демон»),

Ф. И. Тютчев («Бессонница», «В деревне», «Весна»), К. Н. Батюшков.

Субъективное преобладает над объективным.

Взгляд на реальность через «призму сердца».

Склонность к отражению бессознательного и интуитивного в человеке.

Тяготение к фантастике, условности всяких норм.

Склонность к необычному и возвышенному, смешение высокого и низкого, комичного и трагичного.

Личность в произведениях романтизма устремляется к абсолютной свободе, нравственному совершенству, к идеалу в условиях несовершенного мира.

РеализмXIX в., Франция, Англия.Повесть, роман, поэмаПоздний А. С. Пушкин («Дубровский», «Повести Белкина»), Н. В. Гоголь («Мертвые души»), И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»), Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Н. Г. Чернышевский («Что делать?»), И. С. Тургенев («Ася», «Рудин»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Пошехонские рассказы», «Господа Гоголевы»),

Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо?»).

В центре литературного произведения – объективная реальность.

Реалисты стремятся выявить причинно-следственные связи в событиях.

Используется принцип типического: описываются типические герои, обстоятельства, конкретное время.

Обычно реалисты обращаются к проблемам настоящей эпохи.

Идеалом является сама действительность.

Повышенное внимание к общественной стороне жизни.

Русская литература этой эпохи стала отражением того скачка, который был сделан в предшествующем столетии. Начался «Золотой век» главным образом с расцвета двух течений – сентиментализма и романтизма. С середины столетия все большую мощь обретает направление реализма. Такова общая характеристика русской литературы 19 века. Табличка поможет учащемуся сориентироваться в основных течениях и представителях «Золотого века». В процессе подготовки к уроку нужно упомянуть, что дальнейшая социально-политическая обстановка в стране становится все более напряженной, растут противоречия между угнетенными классами и простым народом. Это приводит к тому, что в середине века несколько затихает развитие поэзии. А завершение эпохи сопровождается революционными настроениями.

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века

Литература первой половины 19 века: особенности, представители

Начало 19 века было уникальным временем для русской литературы. В литературных салонах, на страницах журналов шла борьба сторонников различных литературных направлений: классицизма и сентиментализма, просветительского направления и зарождающегося романтизма.

В первые годы 19 века господствующее положение в русской литературе занимает сентиментализм, неразрывно связанный с именами Карамзина и его последователей. И вот в 1803 году выходит книга под названием «Рассуждения о старом и новом слоге российского языка», автор которой А. С. Шишков подверг весьма решительной критике «новый слог» сентименталистов. Последователи карамзинской реформы литературного языка дают классицисту Шишкову резкую отповедь. Начинается длительная полемика, в которую в той или иной степени были вовлечены все литературные силы того времени.

Почему же полемика по специальному литературному вопросу приобрела такую общественную значимость? Прежде всего потому, что за рассуждениями о слоге стояли проблемы более глобальные: как изображать человека нового времени, кто должен быть положительным и кто — отрицательным героем, что такое свобода и что такое патриотизм. Ведь это не просто слова — это понимание жизни, а значит, отражение ее в литературе.

Классицисты с их очень четкими принципами и правилами привнесли в литературный процесс такие важнейшие качества героя, как честь, достоинство, патриотизм, не размывая пространство и время, тем самым приблизив героя к реальности. Показали «языком правдивым», передающим возвышенное гражданское содержание. Эти особенности останутся в литературе 19 века несмотря на то, что сам классицизм уйдет со сцены литературной жизни. Когда будете читать «Горе от ума» А. С. Грибоедова, убедитесь в этом сами.

Близкие классицистам просветители, для которых политическая и философская тематика, безусловно, была ведущей, чаще всего обращались к жанру оды. Но под их пером ода из классицистического жанра превращалась в лирический. Потому что важнейшая задача поэта-просветителя — показать свою гражданскую позицию, выразить чувства, овладевающие им. В 19 веке поэзия декабристов-романтиков будет неразрывно связана с просветительскими идеями.

Казалось, существовала некая близость просветителей и сентименталистов. Однако это было не так. Просветители так же упрекают сентименталистов в «притворной чувствительности», «ложном сострадании», «любовных вздохах», «страстных восклицаниях», как это делали классицисты.

Сентименталисты, несмотря на излишнюю (с современной точки зрения) меланхолию и чувствительность, проявляют искренний интерес к личности человека, его характеру. Их начинает интересовать обыкновенный, простой человек, его внутренний мир. Появляется новый герой — реальный человек, интересный другим. А с ним на страницы художественных произведений приходит обыденная, повседневная жизнь. Именно Карамзин первым делает попытку раскрытия этой темы. Его роман «Рыцарь нашего времени» открывает галерею таких героев.

Романтическая лирика — это в основном лирика настроений. Романтики отрицают пошлую повседневность, их интересует душевно-эмоциональная природа личности, ее устремленность к таинственной бесконечности смутного идеала. Новаторство романтиков в художественном познании реальности заключалось в полемике с основополагающими идеями просветительской эстетики, утверждением, что искусство есть подражание природе. Романтики отстаивали тезис о преобразующей роли искусства. Поэт-романтик мыслит себя творцом, созидающим свой новый мир, ибо старый уклад жизни его не устраивает. Действительность, полная неразрешимых противоречий, подвергалась романтиками жесточайшей критике. Мир душевных волнений видится поэтам загадочным и таинственным, выражающим мечту об идеале прекрасного, о нравственно-этической гармонии.

В России романтизм приобретает ярко выраженное национальное своеобразие. Вспомните романтические стихи и поэмы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, ранние произведения Н. В. Гоголя.

Романтизм в России — не только новое литературное течение. Писатели-романтики не только создают произведения, они — «творцы» собственной биографии, которая в конечном итоге станет их «нравственной историей». В дальнейшем в русской культуре окрепнет и утвердится мысль о неразрывной связи искусства и самовоспитания, образе жизни художника и его творчества. Об этом будет размышлять Гоголь на страницах своей романтической повести «Портрет».

Видите, как причудливо переплетаются стили и взгляды, художественные средства, философские идеи и жизнь…

В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как новая ступень познания человека и его жизни в литературе. Родоначальником этого направления по праву считается А. С. Пушкин. Можно сказать, что начало 19 века стало эпохой зарождения и формирования в России двух ведущих литературных методов: романтизма и реализма.

У литературы этого периода была и еще одна особенность. Это безусловное преобладание поэзии над прозой.

Как-то Пушкин, будучи еще юным поэтом, восхитился стихами одного молодого человека и показал их своему другу и учителю К. Н. Батюшкову. Тот прочитал и вернул рукопись Пушкину, равнодушно заметив: «Да кто теперь не пишет гладких стихов!»

Эта история говорит о многом. Умение сочинять стихи было тогда необходимой частью дворянской культуры. И на этом фоне явление Пушкина не было случайным, оно было подготовлено общим высоким уровнем культуры, включая и поэтическую.

У Пушкина были предшественники, подготовившие его поэзию, и поэты-современники — друзья и соперники. Все они представляли золотой век русской поэзии — так называют 10—30-е годы 19 столетия. Пушкин — точка отсчета. Вокруг него мы различаем три поколения русских поэтов — старшее, среднее (к которому принадлежал и сам Александр Сергеевич) и младшее. Деление это условное, и конечно же упрощает реальную картину.

Начнем со старшего поколения. Иван Андреевич Крылов (1769—1844) по рождению и воспитанию принадлежал 18 веку. Однако прославившие его басни он начал писать только в 19 веке, и хотя его талант проявился только в этом жанре, Крылов стал провозвестником новой поэзии, доступной читателю по языку, открывшей ему мир народной мудрости. И. А. Крылов стоял у истоков русского реализма.

Надо заметить, главная проблема поэзии во все времена, и в начале 19 века тоже, — это проблема языка. Содержание поэзии неизменно, а вот форма… Революции и реформы в поэзии — всегда языковые. Такая «революция» произошла в творчестве поэтических учителей Пушкина — В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. С произведениями Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) вы уже познакомились. Вы, наверно, помните его «Сказку о царе Берендее…», балладу «Светлана», но, может быть, не знаете, что многие прочитанные вами произведения зарубежной поэзии были переведены этим лириком. Жуковский — великий переводчик. Он настолько «вживался» в переводимый им текст, что в результате получалось оригинальное произведение. Так произошло со многими переведенными им балладами. Однако и собственное поэтическое творчество поэта имело огромное значение в русской литературе. Он отказался от тяжеловесного, устаревшего, выспреннего языка поэзии 18 века, погрузил читателя в мир душевных переживаний, создал новый образ поэта, тонко чувствующего красоту природы, меланхоличного, склонного к нежной грусти и размышлениям о скоротечности человеческой жизни.

Жуковский — родоначальник русского романтизма, один из создателей так называемой «легкой поэзии». «Легкой» не в смысле легкомысленной, а в противоположность прежней, торжественной поэзии, созданной словно бы для дворцовых зал. Любимые жанры Жуковского — элегия и песня, обращенные к тесному кругу друзей, созданные в тишине и уединении. Их содержание — глубоко личные мечты и воспоминания. Вместо высокопарного громогласия — напевность, музыкальное звучание стиха, что выражает чувства поэта сильнее, чем написанные слова. Недаром Пушкин в своем знаменитом стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» использовал созданный Жуковским образ — «гений чистой красоты».

Еще один поэт старшего поколения золотого века поэзии — Константин Николаевич Батюшков (1787—1855). Его любимый жанр — дружеское послание, в котором воспеваются простые радости жизни.

Пушкин высоко ценил лирику легендарного Дениса Васильевича Давыдова (1784—1839) — героя Отечественной войны 1812 г., организатора партизанских отрядов. В стихах этого автора воспевается романтика военной жизни, гусарского быта. Не считая себя истинным поэтом, Давыдов пренебрегал поэтическими условностями, и от этого его стихи только выигрывали в живости и непосредственности.

Что касается среднего поколения, то в нем Пушкин выше других ценил Евгения Абрамовича Баратынского (Боратынского) (1800—1844). Его творчество он называл «поэзией мысли». Это философская лирика. Герой стихотворений Баратынского разочарован в жизни, видит в ней цепь бессмысленных страданий, и даже любовь не становится спасением.

Лицейский друг Пушкина Дельвиг завоевал популярность песнями «в русском духе» (широко известен его романс «Соловей» на музыку А. Алябьева). Языков стал известен созданным им образом студента — весельчака и вольнодумца, своего рода русского ваганта. Вяземский обладал беспощадной иронией, пронизывающей его приземленные по теме и в то же время глубокие по мысли стихи.

Вместе с тем продолжала существовать и развиваться другая традиция русской поэзии — гражданская. Связана она была с именами Кондратия Федоровича Рылеева (1795—1826), Александра Александровича Бестужева (1797—1837), Вильгельма Карловича Кюхельбекера (годы жизни — 1797—1846) и многих других поэтов. Они видели в поэзии средство борьбы за политическую свободу, а в поэте — не «питомца муз», «сына лени», избегающего общественной жизни, а сурового гражданина, призывающего к битве за светлые идеалы справедливости.

Слова этих поэтов не расходились с делами: все они были участниками восстания на Сенатской площади в 1825 году, осуждены (а Рылеев казнен) по «делу 14 декабря». «Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию…» — так начал свое стихотворение В. К. Кюхельбекер. Оно было последним, которое он написал своей рукой: годы тюрьмы лишили его зрения.

А между тем складывалось новое поколение поэтов. Первые стихи написал юный Лермонтов. В Москве возникло общество любомудров — любителей философии, которые толковали немецкую философию на русский манер. Это были будущие основоположники славянофильства Степан Петрович Шевырев (1806—1861), Алексей Степанович Хомяков (1804—1860) и другие. Наиболее даровитым поэтом этого круга был рано умерший Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805—1827).

И еще одно интересное явление этого периода. Многие поэты, которых мы назвали, так или иначе обращались к народно-поэтическим традициям, к фольклору. Но поскольку они были дворянами, то их произведения «в русском духе» все-таки воспринимались как стилизация, как нечто второстепенное по сравнению с главной линией их поэзии. А в 30-е годы 19 века появился поэт, который и по происхождению, и по духу своего творчества был представителем народа. Это Алексей Васильевич Кольцов (1809—1842). Он заговорил голосом русского крестьянина, и в этом не было никакой искусственности, никакой игры, это был его собственный голос, вдруг выделившийся из безымянного хора русской народной поэзии. Такой многогранной была русская литература первой половины 19 века.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Классицизм

Данное направление стоит упомянуть, давая общую характеристику русской литературы начала 19 века. Ведь классицизм, возникший столетие назад до начала «Золотого века», в первую очередь относится к его началу. Этот термин в переводе с латинского языка означает «образцовый» и непосредственно связан с подражанием классическим образам. Возникло это направление во Франции в XVII веке. По своей сути оно было связано с абсолютной монархией и утверждением дворянства. Для него характерны идеи высокой гражданской тематики, строгое соблюдение норм творчества, установленных правил. Классицизм отражает реальную жизнь в идеальных образах, которые тяготеют к определенному образцу. Данное направление строго придерживается иерархии жанров – высшее место среди них занимают трагедия, ода и эпопея. Именно они освещают самые важные проблемы для общества, призваны отображать наивысшие, героические проявления человеческой натуры. Как правило, «высоким» жанрам противопоставлялись «низкие» — басни, комедии, сатирические и другие произведения, которые также отражали действительность.

Сентиментализм

Давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, нельзя не упомянуть и о таком направлении, как сентиментализм. В нем большую роль играет голос рассказчика. Данное направление, как было указано в таблице, отличается повышенным вниманием к переживаниям человека, к его внутреннему миру. В этом и состоит новаторство сентиментализма. В русской литературе особое место среди произведений сентиментализма занимает «Бедная Лиза» Карамзина.

Примечательны слова писателя, которые могут охарактеризовать данное направление: «И крестьянки любить умеют». Многие утверждали, что обычный человек, простолюдин и крестьянин, в нравственном отношении во многом превосходит дворянина или представителя высшего общества. Немаловажную роль в сентиментализме играет пейзаж. Это не просто описание природы, а отображение внутренних переживаний героев.

Художественная литература начала 19в.

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века
Огромное значение в развитии национальной и духовной жизни русского народа в общественном движении имела литература.

В начале века значительную роль в русской литературе играли

Н. М. Карамзин был главой сентиментального направления. Он много сделал для развития русского языка. В его произведениях («Бедная Лиза» и др.) нашли отражение чувства простых людей. Но он представлял жизнь в идиллическом, приукрашенном виде. Близок к нему был глава романтизма В. А. Жуковский. Его блестящие по форме стихотворения оказали большое влияние на развитие русской поэзии. В. А. Жуковский прославился также как замечательный переводчик («Одиссеи» Гомера и восточного эпоса «Рустем и Зораб»).

Во второй четверти века господствующим направлением в русской литературе стал реализм. Литература стала не только правдиво

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века
изображать жизнь народа, но и пробуждала в передовых кругах русского общества стремление к борьбе против гнета и насилия, к свободе и справедливости.

Романтизм

Это одно из самых противоречивых явлений русской литературы «Золотого века». Уже более полутора столетий ведутся споры о том, что же лежит в его основе, и сколько-нибудь признанного определения этому течению пока никто не дал. Сами представители данного направления делали акцент на своеобразии литературы каждого отдельно взятого народа. С этим мнением нельзя не согласиться – в каждой стране романтизм приобретает свои черты. Также, давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, стоит отметить, что практически все представители романтизма ратовали за общественные идеалы, однако делали это по-разному.

Представители этого течения мечтали не о том, чтобы улучшить жизнь в ее частных проявлениях, а о полном разрешении всех противоречий. У многих романтиков в произведениях преобладает настроение борьбы со злом, протеста против царящей в мире несправедливости. Также романтикам свойственно обращение к мифологическому, фантастике, народным сказаниям. В противовес направлению классицизма серьезное влияние уделяется внутреннему миру человека.

Русская литература в 19 веке

Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть фото Чем отличается литература первой половины 19 века. Смотреть картинку Чем отличается литература первой половины 19 века. Картинка про Чем отличается литература первой половины 19 века. Фото Чем отличается литература первой половины 19 века

веке, национальная культура российской империи смогла достичь в искусстве и литературе а также во многих других отраслях огромных высот, которые теперь принято называть Классикой. Золотым веком русской литературы её назвали вполне заслуженно. Этот век стал законодателем литературного стиля российской империи, который стремительно стал врываться в литературу мирового значения. Золотой век литературы воспитал множество талантливых писателей. В
19
веке начал стремительными темпами развиваться славный литературный язык. Большую лепту в это оформление внёс в основном Александр Сергеевич Пушкин. Этот литературный язык получил рассвет в сентиментализме, которой постепенно стал плавно переходить в романтизм, проявляющийся в поэзии. Сегодня такого известного литературного гения назыали бы попросту – Звезда.

На всём протяжении 19

века главными терминами всех художественных написаний были – Личность маленького человека и Личность ненужного никому человека.

Современна литература унаследовала именно от 19

века свою сатиричность а также публицистичность. Эти тонкости написания можно заметить в творчестве Гоголя “Нос”, “Мёртвые души”, а также в одноимённой комедии “Ревизор”.

века началось массовое становление реалистичности в литературных творчествах писателей. Она довольно быстро реагировала на ситуации политического характера России. Ненавистники славян и западное население начали довольно конфликтный спор по поводу развития исторической культуры страны.

Тут начинается развитие реалистичного жанра в романе. В литературе 19

века можно хорошо рассмотреть некий психологизм, а также прочувствовать философию, услышать проблемные ситуации в политической жизни страны. Поэзия постепенно начинает угасать, но тут настаёт рассвет Некрасова. Он хорошо описывает грустную и тяжёлую жизнь российского народа в своей пьесе “Кому на Руси жить хорошо”

В конце века страна услышала о таких писателях, как Антон Павлович Чехов, А.Н. Островского, М. Горького. В их стиле написания произведений уже хорошо ощущается настроение грядущей революции. Постепенно начала угасать традиция стиля написания, которой следовали все писатель до Пушкина и после него. Теперь стала преобладать декадентская литературная нить. В ней был таинственный мистицизм, религиозные извещения, а также хорошо чувствовались будущие перемены в политической жизни страны. Постепенно всё стало перерастать в некий символизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *